сильверман керц дрейпер навыки общения с пациентами
Ваша корзина пуста
Навыки общения с пациентами
Дж. Сильверман, С. Кёрц, Дж. Дрейпер
1 100,00 руб.
Выходные данные
ISBN | 978-5-906456-33-5 |
---|---|
Формат | 70×100/16 |
Объем | 304 страницы. Переплет |
Тираж | 2000 |
О книге
Книга издана при поддержке Департамента здравоохранения города Москвы и Научно-исследовательского института организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения города Москвы
Данная книга считается во всем мире основным учебником по совершенствованию навыков общения с пациентами, которым пользуются и студенты медицинских вузов, и врачи любой специальности с любым стажем работы. Приведены очень конкретные, практические описания приемов коммуникации и доказательная база, на которую они опираются.
Руководство адресовано студентам медицинских вузов, врачам всех специальностей, средним медицинским работникам, организаторам здравоохранения.
Предисловие Мириам Девюжель
В прошлом главную роль в лечебном процессе играли врачи. Чтобы установить диагноз, они собирали анамнез и проводили исследования, следуя лишь собственному разумению. Они указывали больным, что, когда и как делать. Они надеялись или принимали как должное, что пациент будет следовать этим указаниям. А если симптомы не проходили или болезнь не поддавалась лечению, это относили на счет нерадивости пациента. Это сатира на врачей или старомодные взгляды? Конечно, последнее. Даже в древности врачи изо всех сил старались помочь своим пациентам.
Но времена меняются. При изучении общения медицинских работников с больными обнаружено, что пациент во время консультаций выступает как партнер. Он — «эксперт»: никто лучше него не расскажет о работе его организма, о его недуге, о причине обращения за помощью. Поэтому сейчас даже самые авторитетные организации, такие как ВОЗ, пишут о помощи, ориентированной на пациента, личность или человека. Мы знаем, что эффективное общение безусловно полезно и пациенту, и тем, кто осуществляет лечение и помощь. Обзор исследований на эту тему содержится в гл. 1.
Кроме того, люди стали жить дольше и, как следствие, сопутствующие и неизлечимые болезни встречаются все чаще. Качество жизни становится все более важной темой медицинских наук. Если тяжелую болезнь побороть не удается, только больной знает, что для него важнее всего в оставшееся время. Если пациент страдает двумя или более заболеваниями, обычные методы лечения которых несовместимы, то только он может помочь врачу найти правильное решение. В этой ситуации лучше всего выслушать пациента, понять его пожелания и выбрать лечение совместно с ним.
Эти новые подходы требуют изменения отношения от всех участников — и пациентов, и медицинских работников. На пациентов ложится больше ответственности; они должны лучше готовиться к консультации, быть готовыми к общению. Лечащим же врачам надлежит выстраивать с ними хорошие отношения, уметь их выслушивать, выявлять причины обращения за помощью, предоставлять информацию, продумывать и принимать решения совместно с пациентом и с другими участниками лечебного процесса — все это в дополнение к хорошему клиническому мышлению и практическим навыкам.
Можно подумать, что поскольку медицинские работники во все времена проявляли сочувствие к пациенту и заботу о нем, то названные воззрения, подходы и образы поведения — дело легкое. Следовательно, в книге о «навыках общения с пациентами» нет необходимости. Но мы-то знаем, что исходить из этого некорректно — перемены в подходе и поведении сами собой из знаний не следуют. Переменам надо учиться. Коммуникация — это не просто приятное общение, она требует определенных навыков, которые надо приобретать.
Поэтому я рада, что Джонатан Сильверман, Сюзанна Кёрц и Джули Дрейпер не пожалели трудов и выпустили третье издание своей крайне важной книги о навыках общения. Хотя «Калгари-кембриджские руководства» (Calgary–Cambridge Guides) и две книги, описывающие их подход, —данная книга и «Преподавание и обучение навыкам общения в медицине» (Teaching and Learning Communication Skills in Medicine) — уже вошли в списки обязательной литературы многих медицинских учебных программ и названы «первыми учебниками по медицинской консультации, полностью основанными на доказательной базе», настоящее третье издание включает в себя позднейшие исследования по коммуникации в медицине. Результатами этого являются, с одной стороны, новые знания и, с другой, — определенные новшества в применении самих навыков, особенно по совместному принятию решений, открытому обсуждению рисков, повышению грамотности в сфере охраны здоровья; все эти темы приобретают все большую важность и удостаиваются все большего внимания.
Важность этой консультационной модели, основывающейся на навыках, невозможно переоценить. В «Калгари-кембриджских руководствах» описаны основные навыки, полезные для всех обучающихся и обучающих медицине, для всех уровней образования, для врачей — как специалистов, так и врачей общей практики. Эти навыки полезны при общении с пациентами, страдающими любыми заболеваниями. Они применимы и в самых трудных обстоятельствах, хотя при этом может оказаться необходимым применять их более интенсивно и осознанно.
В ваших руках книга, дающая ответы на вопросы, с которыми сталкиваются медицинские работники, когда стремятся проводить скрупулезные, рациональные и эффективные медицинские консультации.
Желаю вам получить от этой книги столько же удовольствия, сколько получила я.
Мириам Девюжель, профессор коммуникации в медицине факультета семейной медицины и первичной медицинской помощи Гентского университета (Бельгия); Президент Европейской ассоциации по коммуникации в медицине
Из предисловия Анны Сонькиной к русскому изданию
О значимости настоящего издания для развития здравоохранения в России
Последние годы ознаменовались обширными реформами и переменами в российском здравоохранении. Важной движущей силой этих перемен, как мне представляется, является растущее недопонимание между врачами и пациентами. Оно проявляется в самом факте создания таких движений, как Лига защиты пациентов, а затем и Лига защиты врачей, в множестве публично освещенных конфликтов и судебных исков, в обилии жалоб от пациентов во все возможные инстанции и в огромной текучке медицинских кадров. То, что низкий уровень профессионального общения у российских медицинских работников — причина огромной части проблем здравоохранения, понимают уже все участники процесса — от пациентов до Министерства здравоохранения.
Коммуникативная компетентность, то есть профессионализм в общении с пациентами, ставится во всем мире на один по значимости для клинической практики уровень с такими компетенциями, как базовые научные знания, клиническое мышление и практические навыки. Между тем в структуре медицинского образования в России не предусмотрено обучение этим важнейшим навыкам, не создана база современной и грамотной литературы по этому предмету, отсутствуют специально подготовленные для тренировки этих компетенций преподаватели. Буквально на наших глазах эта ситуация начинает меняться: вводится аккредитация выпускников, включающая оценку коммуникативных навыков, создаются программы обучения врачей, в некоторых университетах внедряются практические занятия в рамках различных клинических дисциплин.
Встает следующий, уже более практический вопрос. На что опираться, где черпать содержание для этого обучения? Клиническая практика — сложнейший по совокупности одновременно стоящих задач процесс. Параллельно с выстраиванием отношений и налаживанием взаимопонимания с пациентом врач должен собрать всю необходимую для постановки диагноза информацию, успевая при этом клинически мыслить, затем предоставить информацию пациенту для информированного принятия решения и к тому же все это очень хорошо структурировать, чтобы уложить в очень короткое время. Это значит, что слепо заимствовать навыки и приемы из других сфер — менеджмента, продаж, управления — нельзя. Для решения особых задач нужны особые инструменты.
Сегодня как никогда необходим современный авторитетный учебник, описывающий основанные на доказательствах подходы, принципы и навыки общения, специфичные именно для медицинской практики, которые могут по-настоящему и существенно повлиять на результаты лечения и удовлетворенность как врачей, так и пациентов процессом оказания помощи.
Анна Сонькина, врач, специалист паллиативной медицины; преподаватель навыков общения в медицине; член Образовательной ячейки Международной ассоциации по общению в медицине; учредитель Школы навыков профессионального медицинского общения «СоОбщение», Москва
Содержание
Предисловие к русскому изданию
Предисловие Мириам Девюжель
Предисловие Энтони Сачмена
Предисловие к третьему изданию
Предисловие ко второму изданию
Подход, основанный на доказательствах
Подход, основанный на применении навыков
Единый подход для студентов, ординаторов и врачей на курсах повышения квалификации
Единый подход к обучению навыкам общения узких специалистов и врачей общей практики
Единый подход к обучению навыкам общения на разных континентах
На кого рассчитана эта книга? На учащихся всех уровней медицинского образования
Преподаватели и руководители программ
Организаторы и руководители медицинского образования, финансирующие учреждения и политики от медицины
Глава 1. Чему учить и учиться: обзор учебной программы по навыкам общения
Повышение эффективности консультаций
Лучшие результаты для здоровья пациентов
Типы навыков общения и как они взаимосвязаны
Разделение навыков содержания и процесса в обучении медицинской консультации
Обзор учебной программы по навыкам общения врача и пациента
Доработанные «Калгари-кембриджские руководства»
«Калгари-кембриджское руководство»: навыки процесса общения
Объяснение и планирование
Варианты объяснения и планирования (включая навыки содержания и процесса)
Необходимость в четкой общей структуре
Отбор навыков процесса для включения в учебную программу по коммуникации
Клинические исследования и теоретические доказательства, обосновывающие включение в список каждого навыка
Основные цели и принципы общения, помогающие в выборе навыков
Навыки и индивидуальность
Связь конкретных задач с основными навыками общения
Глава 2. Начало консультации
Проблемы в общении
Начало консультации: чему учить и учиться? Свидетельства в пользу навыков
Установление первоначального контакта
Выяснение повода для встречи
Глава 3. Сбор информации
Проблемы в коммуникации
Сбор информации (содержание) на медицинской консультации
Традиционная история болезни
Модель «болезнь / опыт болезни»
Альтернативный план содержательной стороны сбора информации
Навыки процесса сбора информации
Дополнительные навыки для понимания позиции пациента
Сочетание навыков процесса сбора информации
Полный анамнез в сравнении со сфокусированным при сборе информации
Влияние клинического мышления на процесс сбора информации
Более совершенное гипотетико-дедуктивное мышление
Подход, основанный на схеме
Как разные подходы к клиническому мышлению влияют на процесс сбора информации?
Глава 4. Структурирование консультации
Структурирование: чему учить и учиться? Свидетельства в пользу навыков
Ясная пациенту организация
Слежение за ходом консультации
Глава 5. Выстраивание отношений
Выстраивание отношений: чему учить и учиться? Свидетельства в пользу навыков
Использование невербальной коммуникации
Глава 6. Объяснение и планирование
Проблемы в общении
Содержание объяснения и планирования
Навыки процесса объяснения и планирования
Предоставление необходимой информации в нужном объеме
Помощь в точном запоминании и понимании
Достижение общего понимания — встраивание позиции пациента
Планирование: совместное принятие решений
Различные варианты при объяснении и планировании
Выводы: объяснение и планирование — интерактивный процесс
Глава 7. Завершение консультации
Навыки процесса завершения консультации
Завершение консультации: чему учить и учиться? Свидетельства в пользу навыков
Что на самом деле происходит на этапе завершения консультации?
Какие действия в течение консультации предотвращают появление новых проблем при завершении?
Какие навыки общения можем мы рекомендовать для более ранних этапов консультации, чтобы содействовать эффективному и удачному ее завершению?
Какое поведение во время заключительного этапа связано с неэффективным завершением консультации?
Каковы конкретные элементы завершения консультации (см. рамку 7.1)?
Глава 8. Использование основных навыков общения в конкретных ситуациях
Сообщение плохих новостей
Культурное и социальное разнообразие
Проблемы, связанные с возрастом
Консультация по телефону
Пациенты с психическими отклонениями
Медицински необъяснимые симптомы
Прочие вопросы общения
Отзывы читателей
Сильверман керц дрейпер навыки общения с пациентами
По случаю выхода в продажу долгожданного учебника «Навыки общения с пациентами» (Дж. Сильверман, С. Керц, Дж. Дрейпер, перевод с англ. языка, издательство «ГРАНАТ», Москва, 2018), публикуем фрагмент предисловия к русскому изданию:
О значимости настоящего издания для развития здравоохранения в России
Последние годы ознаменовались обширными реформами и переменами в российском здравоохранении. Важной движущей силой этих перемен, как мне представляется, является растущее недопонимание между врачами и пациентами. Оно проявляется в самом факте создания таких движений, как Лига защиты пациентов, а затем и Лига защиты врачей, в множестве публично освещенных конфликтов и судебных исков, в обилии жалоб от пациентов во все возможные инстанции и в огромной текучке медицинских кадров. То, что низкий уровень профессионального общения у российских медицинских работников — причина огромной части проблем здравоохранения, понимают уже все участники процесса — от пациентов до Министерства здравоохранения.
Коммуникативная компетентность, то есть профессионализм в общении с пациентами, ставится во всем мире на один по значимости для клинической
практики уровень с такими компетенциями, как базовые научные знания, клиническое мышление и практические навыки. Между тем в структуре медицинского образования в России не предусмотрено обучение этим важнейшим на-
выкам, не создана база современной и грамотной литературы по этому предмету, отсутствуют специально подготовленные для тренировки этих компетенций
преподаватели. Буквально на наших глазах эта ситуация начинает меняться: вводится аккредитация выпускников, включающая оценку коммуникативных навыков, создаются программы обучения врачей, в некоторых университетах
внедряются практические занятия в рамках различных клинических дисциплин.
Встает следующий, уже более практический вопрос. На что опираться, где черпать содержание для этого обучения? Клиническая практика — сложнейший по совокупности одновременно стоящих задач процесс. Параллельно с выстраиванием отношений и налаживанием взаимопонимания с пациентом врач
должен собрать всю необходимую для постановки диагноза информацию, успевая при этом клинически мыслить, затем предоставить информацию пациенту
для информированного принятия решения и к тому же все это очень хорошо структурировать, чтобы уложить в очень короткое время. Это значит, что слепо заимствовать навыки и приемы из других сфер — менеджмента, продаж, управления — нельзя. Для решения особых задач нужны особые инструменты.Сегодня как никогда необходим современный авторитетный учебник, описывающий основанные на доказательствах подходы, принципы и навыки общения, специфичные именно для медицинской практики, которые могут по-настоящему и существенно повлиять на результаты лечения и удовлетворенность как врачей, так и пациентов процессом оказания помощи.
О научных основаниях представленных рекомендаций
Цитата, висящая на стене симуляционного центра, в котором студенты московского «первого меда» отрабатывают практические навыки (сердечно-легоч-
ной реанимации, венепункции, физикального обследования и пр.), гласит: «Опыт — это лишь приобретенное умение совершать одни и те же ошибки со
все большей уверенностью в себе» (эти слова принадлежат Севу Перельману, специалисту по симуляционному обучению в медицине, Торонто). Когда речь идет о «мягких навыках», которыми мы хуже управляем и результат которых часто отсрочен и не всегда очевиден, это тем более так.
Больше всего на поведение людей влияет поведение других людей. Самое сильное влияние на то, как мы общаемся с пациентами, оказывает то, как обучающие и наставляющие нас коллеги и учителя общаются с пациентами. Но насколько это эффективно и как мы можем судить? Мы можем успеть все спросить у пациента и все ему рассказать, не встретить никакого сопротивле-
ния, получить его согласие и расстаться с ним, уверенные, что все прошло хорошо. При этом мы можем и не догадываться, что он не смог рассказать все, что считал важным, не понял большей части из того, что мы объяснили, в целом не очень нам доверяет и в итоге решил не следовать рекомендациям. Чем более бесконфликтный пациент, тем больше вероятность, что он просто больше не обратится к нам, и мы останемся уверены, что все сделали правильно.
К большому сожалению, опыт не учит эффективному общению с пациентами, а значит — нужны объективные источники и научные ориентиры. Уже несколько десятилетий внимание многих исследователей во всем мире направлено на процесс взаимодействия врача и пациента и на то, как этот процесс и различные его компоненты влияют на значимые для общества вещи: на удовлетворенность пациентов помощью, а врачей — своей работой, на приверженность пациентов к лечению и на клинически значимые исходы, то есть непосредственно результаты медицинской помощи. Результатом этого внимания стала постоянно растущая доказательная база для понимания общения между врачом и пациентом и повышения его эффективности. Рекомендации, пред-
ставленные в этом учебнике, основаны на этой базе и подкреплены конкретными данными из научных исследований. Все цитируемые публикации указаны в конце книги.
Предваряя часто звучащие на моем пути замечания о том, что все цитируемые исследования проведены за пределами России и потому не могут служить надежным основанием для медицинской практики в нашей стране, хочу выразить свое к этому отношение: конечно, иметь данные, полученные у нас в стране в ходе изучения наших врачей и наших пациентов в наших условиях и в наше время, было бы бесценно. На сегодня таких данных нет. Приходится решать, так ли сильно отличаются наши врачи, пациенты, условия и времена от тех других, не наших, чтобы отметать имеющиеся данные и не использовать их вовсе. Я твердо верю, что нет, не так уж сильно и отличаются. В пользу этого говорят и опыт моих стажировок за рубежом, и сами исследования, показывающие похожие результаты в самых разных точках планеты, и уже показавшая себя – как минимум в моей собственной практике – применимость и полезность представленных навыков для работы врача в сегодняшней России.
От издателя
Данная книга считается во всем мире основным учебником по совершенствованию навыков общения с пациентами, которым пользуются и студенты медицинских вузов, и врачи любой специальности с любым стажем работы. Приведены очень конкретные, практические описания приемов коммуникации и доказательная база, на которую они опираются.
Руководство адресовано студентам медицинских вузов, врачам всех специальностей, средним медицинским работникам, организаторам здравоохранения.
Рецензии
Владимир
Идея книги «Успешная дерматологическая практика» возникла в процессе общения авторов, работающих в разных сферах профессиональной деятельности — медицине и маркетинге — и объединенных одной общей задачей: помогать врачам-дерматологам и косметологам в их труде на благо общества. Весь материал представлен в 4 главах.
В первой главе рассмотрены особенности работы в частных и государственных медицинских организациях, что особенно необходимо тем специалистам, которые только начинают свой профессиональный путь. Вторая глава оформлена в виде семи принципов успешной работы врача- дерматовенеролога и косметолога. К каждому из этих принципов авторы пришли через многолетнюю и насыщенную врачебную практику, и мы надеемся, что они будут вам полезны.
В третьей главе представлены сведения о маркетинге медицинских услуг с точки зрения отдельного специалиста. Большое внимание уделено продвижению врача-дерматовенеролога и косметолога в Instagram.
Четвертая глава посвящена клинической практике. Изложенный в руководстве подход к терапии основан на принципах диагностики и лечения, соответствующих актуальным медицинским рекомендациям. Практические доступные схемы лечения разработаны с учетом клинического опыта и индивидуального подхода к пациенту.
Издание «Успешная дерматологическая практика» предназначено врачам-дерматовенерологам, косметологам, которые стремятся добиться успеха в своей специальности
Рецензия на монографию Дж. Сильвермана, С. Кёрца, Дж. Дрейпера
«Навыки общения с пациентами»*
Соловьева С.Л. (Санкт-Петербург, Россия)
|