северо восточная русь владимиро суздальская земля
История Владимиро-Суздальского княжества
Владимиро-Суздальское княжество — крупное феодальное государство, существовавшее в Северо-Восточной Руси примерно между X и XIII веками, располагалось между реками Ока и Волга. Ранее, то есть до X века, этот район населяли финно-угорские племена. Переселение в край новгородских славян и кривичей привело к обрусению местности, и здесь сформировалась русская народность. Тут проходил путь, что назывался «из варяг в греки», благодаря судоходности Волги. Именно она связывала край с Булгарией, Волжско-Камской землей и странами Востока.
Описание княжества
Можно дать следующую характеристику Владимиро-Суздальского княжества периода XII−XIII веков:
Во главе государства стоял князь, он и решал все ключевые вопросы. В других княжествах правили бояре, а в Галицко-Волынской земле — вече. Здесь же боярство еще не успело как следует сформироваться.
Экономические особенности
Сельское хозяйство было ключевым, это влияло на экономическое развитие региона. Наличие большого количества пахотных площадей позволяло активно развиться сельскому хозяйству и некоторым другим промыслам, как:
Переселенцы с южных земель принесли с собой некоторые элементы культуры. Быстрое развитие ремесла стало характерной особенностью.
Территории и города
Географическое положение Владимиро-Суздальского княжества было очень выгодным, так как местность находилась на пересечении важнейших речных путей. Это благоприятствовало развитию торговли и экономических связей. Активно развивалось судоходство по Оке, Волге и Клязьме.
Территориально земли располагались на северо-востоке Руси между реками Ока и Волга. Наиболее крупные города:
Города были расположены в основном на юге, в северной части крупных поселений меньше. Земли граничили с Новгородским и Смоленским княжеством, Черниговской вотчиной. В XII−XIII веках Владимирские князья господствовали над другими государствами, оказывая большое влияние на внутреннюю политику соседей.
В XIII веке политический центр Руси перешел с южной части на северо-восток. Первый князь Юрий Долгорукий находился у власти с 1125 по 1155 г.
Краткая история
Долгие века северо-восток Руси можно было охарактеризовать как единый глухой край. В VIII−IX веках появились славяне и вятичи, пришли кривичи, угро-финские племена и балтийцы. Здесь проходила старинная торговая дорога из Великого Новгорода к реке Волга. За торговцами следовали поселенцы. Были причины, по которым эти, казалось бы, глухие места облюбовали славяне. Прежде всего благодаря весьма удачному расположению.
В поймах рек Оки, Волги и Клязьмы было много плодородных земель. Климат позволял развивать скотоводство и земледелие, было много зверья, охотники добывали пушнину. Леса были богаты ягодами и грибами, распространилось бортничество. Большие площади занимали заливные луга. Полноводные реки позволяли развивать рыболовство. Население могло добывать все необходимое для нормальной жизни.
Люди стремительно осваивали эти глухие места. Северо-восточная Русь была свободна от иноземных завоевателей, что содействовало строительству новых городов, осваивались пашни. Все это привело к образованию нового княжества.
Князья, стоявшие во главе в разные годы:
Деятельность Владимира Мономаха позволила основать города Владимир на Клязьме и Переяславль. При нем произошло возвышение и развитие Руси. На княжение его поставил отец князь Всеволод в возрасте 12 лет. Даже в период трудных испытаний дети и внуки Мономаха знали, что здесь их всегда ждет поддержка. В те времена велись междоусобные войны, а тут они могли набраться сил для новых завоеваний. Сюда же отправил Владимир Мономах своего младшего сына Юрия, впоследствии названного Долгоруким.
После его смерти управление было передано Андрею Боголюбскому. В 1169 году он предпринял поход на Киев. Приобретенный там титул великого князя достался позднее всем его потомкам.
В 1238 году в княжество вторглись монголо-татары. В дальнейшем было еще несколько набегов татарских полчищ, наиболее тяжелое — нашествие Дюденевой рати в 1293 году.
В результате набега в 1243 году княжество стало вассалом Золотой Орды. С 1305 года Владимирский князь отвечал за сбор и доставку дани монголо-татарским ханам.
Всеволод Большое Гнездо вел активную наступательную внешнюю политику на средней Волге, он совершил ряд территориальных походов на Волжскую Булгарию и пытался подчинить себе Новгородскую республику. Попытка была безуспешной, но он сумел подмять под себя Рязанское княжество.
Княжество было на Руси одним из самых сильных и влиятельных, о чем свидетельствует герб города Владимира с изображением льва.
Потомки Всеволода ожесточенно боролись за уничтожение зависимости. В 1362 году Дмитрий Донской получил ярлык на великое княжение. В 1389 г. без санкции золотоордынского хана он передал его по наследству сыну Василию, после этого события княжество присоединилось к Великому княжеству Московскому. В результате судьба Владимиро-Суздальских земель была предопределена.
Культура региона
В период 1160−2030 годов расцветала культура. Летописи подчеркивают величие города Владимира и его особую значимость. Города активно застраивались. Самобытная архитектура до сих пор поражает взоры туристов, в строительстве широкое применение получили белый камень и известняк. В годы княжества Боголюбского и Всеволода во Владимире появились многочисленные храмы, в том числе Успенский собор, где хранились религиозные святыни, известны также Дмитриевский собор и уникальный архитектурный памятник Церковь Покрова на Нерли. Изящные фрески Успенского и Дмитриевского соборов радовали прихожан.
После того как был возведен Успенский собор, во Владимире появилась своя летопись с одобрения Всеволода Большое Гнездо. В 1185 году владимирские летописцы объединили отдельные записи в единый летописный свод, в котором возвеличивали город Владимир и его предводителей.
С именами Владимира Святославовича и Ярослава Мудрого связано крещение Руси.
Общественный строй
Форма правления княжества была феодальной. Тут впервые появилось такое сословие, как мелкие феодалы (дети боярские). Здесь же в XII веке возникла категория «дворяне». Духовенство господствовало как класс. Управление осуществлялось по церковным уставам.
Даже после покорения Руси монголо-татарскими полчищами осталась неизмененной структура православной церкви. Привилегии церкви подтверждали золотоордынские ярлыки. Древнейший был выдан ханом Менгу-Темиром (1266−1267 гг.). Он давал гарантии неприкосновенности богослужения и веры. Вассалами духовенства были бояре, боярские дети и дворяне, они несли также воинскую повинность.
Население государства в большинстве своем состояло из селян, которые звались сиротами и христианами, позднее — крестьянами. В их обязанности входило обязательное внесение оброка феодалам.
Опорой князя была дружина, и при нем формировался Совет, состоящий из представителей высшего духовенства, а позднее туда входил и митрополит.
Во главе городов стояли наместники, а в селах — волостные. Они осуществляли суд в своих землях, при этом частенько стремились к личному обогащению за счет местных жителей.
ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКОЕ КНЯЖЕСТВО
Государство в Северо-Восточной Руси, существовавшее в 1157 – 1362 гг.
Образовалось оно в 1157 г., когда Андрей Юрьевич Боголюбский перенес столицу Ростово-Суздальской земли из Суздаля во Владимир (на Клязьме). Ядро территории княжества составили земли в междуречье средней Оки и верхней Волги. При князьях Андрее Юрьевиче Боголюбском (1157 – 1174 гг.), Всеволоде Юрьевиче Большое Гнездо (1176 – 1212 гг.) и Юрии Всеволодовиче (1212 – 1216 и 1218 – 1238 гг.) территория княжества расширилась в направлениях на восток (до низовьев Клязьмы и Оки и до Волги на участке Городец (Городец Радилов) – Нижний Новгород) и на северо-восток (в бассейн Северной Двины и в район к северо-востоку от Костромы).
С 1212 г. начался процесс постепенного дробления Владимиро-Суздальского княжества – выделение в нем автономных удельных княжеств, которые постепенно обретали все бóльшую самостоятельность. До монгольского нашествия, в 1212 – 1237 гг., возникли княжества Ростовское, Переяславское (с центром в нынешнем Переславле-Залесском), Юрьевское (с центром в нынешнем Юрьеве-Польском), Стародубское, Ярославское, Углицкое; после монгольского нашествия, в 1247 – 1270-х гг. – Тверское, Московское, Суздальское, Белозерское, Костромское, Галицкое (с центром в Галиче-Мерьском), Городецкое. В итоге к 1270-м гг. территория, непосредственно подвластная главе государства (великому князю) – великокняжеский домен – сократилась до небольшой территории по среднему и нижнему течению Клязьмы и в дальнейшем если и увеличивалась, то незначительно.
При Всеволоде Большое Гнездо Владимиро-Суздальское княжество стало одним из четырех (наряду с Черниговским, Смоленским и Волынским) наиболее сильных на Руси – и оставалось таковым вплоть до монгольского нашествия. Андрей Боголюбский и Всеволод Большое Гнездо вели наступательную внешнюю политику на Средней Волге (совершив ряд походов на Волжскую Булгарию), пытались поставить в зависимость от себя Новгородскую республику (безуспешно) и Рязанское княжество (успешно). Андрей Боголюбский неудачно пытался также сделать своими вассалами южнорусских князей; овладев в ходе этой попытки в 1169 г. Киевом, он приобрел титул великого князя – который и сохраняли потом все главы Владимиро-Суздальского княжества (хотя Киевом практически никогда уже не распоряжались). 1160-е – 1230-е гг. стали временем расцвета культуры Владимиро-Суздальского княжества – выразившемся прежде всего в формировании в нем самобытной архитектурной традиции.
Уже в последней трети XII в. во Владимиро-Суздальском княжестве сформировалась политическая традиция, заимствованная потом Московским великим княжеством и выросшей из этого последнего Россией, – традиция сильной единоличной власти, возвышающейся над подданными и окружаемой едва ли не священным ореолом. При сохранении вечевых традиций в старейших городах княжества (Ростов и Суздаль) уже при Андрее Боголюбском во Владимиро-Суздальском княжестве утвердилась самая сильная на Руси княжеская власть. Вплоть до 1270-х гг. великий князь владимирский являл собой подлинного главу Северо-Восточной, а временами и Северо-Западной Руси. Он распоряжался как своими вассалами не только удельными князьями, но и (в первой трети XIII в., при Всеволоде Большое Гнездо и Юрии Всеволодовиче) князьями Рязанского княжества, а также диктовал зачастую свою волю Новгородской республике. После 1270-х гг. власть великого князя над удельными (которые около середины XIV в. сами стали именовать себя великими) ослабла, но зато упрочилось его положение в Новгороде: со времен Александра Ярославича Невского (1252 – 1263 гг.) в Новгород приглашались исключительно владимирские князья.
В результате монгольского нашествия, в 1243 г., Владимиро-Суздальское княжество попало в вассальную зависимость от Золотой Орды. Ярлык на великое княжение владимирское выдавали отныне золотоордынские «цари» (ханы). С 1305 г. великий князь владимирский отвечал перед ними за сбор и доставку дани («ордынского выхода») с территории не только северо-Восточной, но и Северо-Западной Руси. В 1281 – 1325 гг. и в 1359 – 1362 гг. за великое княжение владимирское шла ожесточенная борьба между различными князьями из числа потомков Всеволода Большое Гнездо.
Московский князь Дмитрий Иванович (в будущем – Дмитрий Донской), получив в 1362 г. ярлык на великое княжение владимирское, объявил его своей «отчиной» (т.е. наследственным владением) – и в 1389 г. без санкции золотоордынского «царя» передал его по наследству своему сыну Василию I. Акция 1362 г. означала присоединение великокняжеского домена к великому княжеству Московскому – и, соответственно, поглощение Владимиро-Суздальского княжества Московским.
Владимиро-Суздальское княжество
ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКОЕ КНЯЖЕСТВО – крупнейшее княжество Северо-Восточной Руси.
Располагалось в междуречье Оки и Волги, достигая на севере Северной Двины. На западе Владимиро-Суздальское княжество граничило с Новгородскими землями и Смоленским княжеством, на юге – с Рязанским и Черниговским, на востоке – с племенами Среднего Поволжья. Свою историю княжество ведет с 1157 г., когда занявший суздальский престол Андрей Боголюбский, стремясь выйти из-под контроля суздальского боярства, обосновался во Владимире и отстроил поблизости от него резиденцию Боголюбово.
Основу хозяйственной жизни княжества составляло пашенное земледелие: Суздаль и Владимир располагались на черноземных землях русского ополья. Славилось княжество своими ремесленниками – кузнецами, гончарами, строителями. До нашего времени сохранились памятники русского зодчества: соборы Владимира, Суздаля, Переяславля-Залесского, церковь Покрова на Нерли, Георгиевский собор в Юрьеве-Польском. Богатело княжество за счет активной торговли по Волге и Клязьме, а также соляных и бортных промыслов.
В ходе войны за Северо-Восточную Русь между князьями Всеволодом и Михаилом Юрьевичами и их племянниками Ростиславичами центр политической жизни и столица княжества переместились во Владимир. Однако после смерти Всеволода Большое Гнездо (1212) началось деление княжества на уделы. В Ростовской земле обосновались дети Константина Всеволодовича, в Стародубском княжестве – дети Святослава Всеволодовича, в Юрьеве-Польском – род Ивана Всеволодовича. Владимир находился в руках Юрия Всеволодовича, который на правах старшего руководил военными походами и внешней политикой. Монголо-татарское нашествие сер. XIII в. разорило практически всю Владимиро-Суздальскую землю. Юрий погиб, а его место занял брат Ярослав, который смог закрепить за своими потомками владимирский престол. В период монголо-татарского ига значение Владимирского великого княжения резко возросло: великий князь, как правило, представлял всех остальных князей в Орде, получал ярлык на Великий Новгород, к нему отходили выморочные земли.
Между потомками Ярослава развернулась ожесточенная борьба за Владимир. Ордынские ханы ловко использовали эти противоречия для ослабления русских князей и организации нашествий. Крупнейшими и наиболее разорительными стали ордынские походы 1252, 1281-1282, 1293 и 1327 гг. Ко 2-й четв. XIV в. территория Владимирского великого княжения, находившегося в коллективном владении потомков Ярослава, значительно сократилась и охватывала только Владимир с окрестностями, Кострому и, возможно, район Вологды. Реально претендовать на титул великого князя могли только владетели московского и тверского княжеских домов.
Московскому князю Ивану I Калите удалось добыть для себя и своих детей ярлык на Владимирское великое княжение. Однако во 2-й пол. XIV в. борьба за владимирский престол разгорелась вновь. Пользуясь малолетством московского князя Дмитрия Ивановича (Донского), Владимир занял суздальский князь Дмитрий Константинович, но продержался немногим более двух лет. В 1-й пол. 1370-х гг. ярлык на великое княжение дважды получал тверской князь Михаил Александрович, однако московский князь не пустил его в город. В 1375 г. произошло последнее крупное столкновение московского и тверского князей. Объединенные силы практически всех русских княжеств, не находившихся в непосредственном подчинении Литвы, подступили к стенам Твери. Михаил Александрович капитулировал и признал Владимирское великое княжение отчиной московского князя.
Владимиро-Суздальское княжество
СЕВЕРОРУССКИЕ КНЯЖЕСТВА В XII — НАЧАЛЕ XIII ВЕКА
Владимиро-Суздальское княжество.
Как бы предугадывая, что Северо-Восточной Руси будет суждено служить связующим звеном между домонгольским периодом русской истории и всей последующей историей Московской Руси, автор «Слова о полку Игореве» восторженно и вдохновенно говорит о могущественном суздальском князе Всеволоде Большое Гнездо (1176—1212):
Великый княже Всеволоде!
Не мыслию ти прелетети издалеча
Отня злата стола поблюсти?
Ты бо можеши Волгу веслы раскропити,
А Дон шеломы выльяти!
Аже бы ты был, то была бы чага по ногате,
А кощей по резане (то есть половецкие пленники стоили бы гроши. — Б. Р.).
Его обширное княжество охватывало древние земли кривичей, отчасти вятичей и те области, куда испокон веку направлялась славянская колонизация: земли мери, муромы, веси, то есть междуречье Волги и Оки с плодородным суздальским Опольем и район Белоозера. Со временем границы Ростово-Суздальской земли продвинулись дальше в таёжные леса — на Северную Двину, к Устюгу Великому и даже на Белое море, соприкасаясь здесь с новгородскими колониями. Взаимоотношения пришедших сюда славян с местным угро-финским населением были мирными. Оба народа постепенно сливались, обогащая друг друга элементами своей культуры.
Географическое положение Ростово-Суздальской земли имело свои преимущества: здесь не было угрозы половецких набегов, так как степь была далеко, здесь, за непроходимыми лесами вятичей, киевские князья, их тиуны и рядовичи не могли хозяйничать так смело, как вокруг Киева. Варяжские отряды проникали сюда не прямо по воде, как в Ладогу или Новгород, а через систему волоков в Валдайских лесах. Все это создавало относительную безопасность Северо-Восточной Руси.
Великий Волжский торговый путь
С другой стороны, в руках суздальских князей был такой магистральный торговый путь, как Волга, впадающая «семьюдесят жерел в море Хвалисское» (Каспийское море), по берегам которого лежали сказочно богатые страны Востока, охотно покупавшие пушнину и славянский воск. Все новгородские пути на Восток проходили через Суздальскую землю, и этим широко пользовались князья, насильственно воздействуя на экономику Новгорода.
В XI веке, когда Поволжье и Ока входили в состав Киевской Руси, здесь происходили восстания: в 1024 году в Суздальской земле; около 1071 года — на Волге, Шексне и Белоозере, подавленное Яном Вышатичем. К этому времени уже существовали города Ростов, Суздаль, Муром, Рязань, Ярославль и др. В черноземных районах Суздальщины богатело местное боярство, имевшее возможность снабжать хлебом даже Новгород. Настоящее окняжение этих областей началось с Владимира Мономаха, который ещё мальчиком должен был проехать «сквозе Вятиче», чтобы добраться до далекого Ростова. Те долгие годы, когда Владимир Мономах, будучи переяславским князем, владел и Ростовским уделом, сказались на жизни Северо-Востока. Здесь возникли такие города, как Владимир на Клязьме, Переяславль, названный в отличие от южного Залесским сюда были перенесены даже названия южных рек. Здесь Владимир Мономах строил города, украшал их зданиями, здесь он вёл войну с Олегом «Гориславичем», здесь где-то на Волге, писал своё Поучение «на санех седя».
Связь Суздальщины с Переяславлем русским (ныне Переяслав-Хмельницкий) продолжалась на протяжении всего XII столетия. Ростово-Суздальская земля обособилась от Киева одновременно с другими русскими землями в 1132 — 1135 годах. Здесь княжил один из младших сыновей Мономаха — Юрий, получивший характерное прозвище Долгорукого, очевидно, за свою неуемную тягу к далеким чужим владениям. Его внешняя политика определялась тремя направлениями: войны с Волжской Болгарией, торговым конкурентом Руси, дипломатический и военный нажим на Новгород и изнурительные бесполезные войны за Киев, заполнившие последние девять лет его княжения.
В свои южные авантюры князь Юрий Долгорукий втягивался постепенно. Началось с того, что изгнанный из Киева в 1146 году, Святослав Ольгович, его феодальный сосед по княжествам, обратился к Юрию за помощью. Юрий Владимирович, прислав союзнику войско с далекого Белоозера, затеял прежде всего войны с соседями: сам он удачно воевал с Новгородом, а Святослава направил на смоленские земли. Когда Святослав Ольгович начал успешные действия и «ополонился» в верховьях Протвы, к нему прибыл гонец от Юрия, пригласивший его в пограничный суздальский городок, очевидно, отпраздновать победы: «Приди ко мне, брате, в Москов». Никто не думал тогда, что этому городку в вятических лесах суждено будет стать одним из крупнейших городов мира.
С берегов Протвы в Москву сначала приехал сын Святослава и привез Долгорукому в подарок охотничьего гепарда, самое быстрое животное, от которого не мог ускользнуть ни один олень. Затем 4 апреля 1147 года в Москву приехал Святослав с сыном Владимиром и свитой, в составе которой находился девяностолетний боярин, служивший ещё его отцу Олегу «Гориславичу». На следующий день Юрий дал торжественный пир.
«Повеле Гюрги устроити обед силен и створи честь велику им и да Святославу дары многи».
Так впервые была упомянута Москва, сначала замок боярина Кучки, в 1156 году — пограничная крепость, в XIII веке — удельный княжеский городок, а в XV веке — столица огромного Русского государства, которое иностранцы по имени её называли Московией. Кроме Москвы Юрием Долгоруким были построены или укреплены здесь города Юрьев-Польской, Дмитров, Коснятин, Кидекша, Звенигород, Переяславль и др.
В своих южных делах, отвоевывая Киев у племянника Изяслава Мстиславича или у своего старшего брата Вячеслава, Юрий Долгорукий то выигрывал сражения и доходил с войсками почти до Карпат, то стремительно бежал из Киева в лодке, бросив дружину и даже тайную дипломатическую переписку. У В. Н. Татищева сохранилось такое описание Юрия Долгорукого, восходящее, очевидно, к враждебным ему киевским источникам:
«Сей великий князь был роста немалого, толстый, лицом белый; глаза не вельми великий, нос долгий и накривленный; брада малая, великий любитель жен, сладких пищ и пития; более о веселиях, нежели о расправе и воинстве, прилежал, но все оное состояло во власти и смотрении вельмож его и любимцев».
Андрей Юрьевич Боголюбский (1157—1174)
Ростов и Суздаль, древние боярские центры, влиявшие на весь ход событий, желали наравне со всеми другими землями обзавестись своим князем, своей династической ветвью, чтобы прекратить перемещения князей, не связанных с интересами данной земли. Андрей, с юности прославивший себя рыцарскими подвигами на юге, казался подходящим кандидатом. А сам он, вероятно, с радостью поменял неустойчивое счастье воина-вассала, получавшего за службу то один город, то другой, на прочное обладание огромной страной, уже приведенной в порядок при его отце и деде. Однако новый князь сразу решительно поставил себя не рядом с боярством, а над ним. Своей столицей он сделал сравнительно новый город Владимир, а резиденцией — великолепный белокаменный замок в Боголюбове близ Владимира, построенный его мастерами.
Первым актом князя Андрея Боголюбского было изгнание младших братьев (они со временем могли превратиться в его соперников) и старой дружины отца, которая всегда в таких положениях вмешивалась в управление. «Се же створи, хотя самовластец быти всей Суздальской земли». С этого времени Андрею приходилось остерегаться бояр; по некоторым сведениям, он даже запретил боярам принимать участие в княжеских охотах — ведь мы знаем случаи, когда князья не возвращались с охоты… В борьбе за власть Андрей стремился опереться и на церковь, используя епископскую кафедру. Он хотел видеть ростовским епископом Федора, поддерживавшего во всем князя, но киевские и цареградские церковные власти воспротивились этому, и в 1168 году «Федорец, лживый владыка» был казнен как еретик.
В области внешней политики Андрей продолжал действовать в тех же трёх направлениях, которые были намечены ещё Юрием Долгоруким: военные походы на Волжскую Болгарию, походы на Новгород и Киев. Новгород успешно отразил «суздальцев», а Киев войскам Андрея удалось взять и разграбить в 1169 году. Следует повторить, что этот грабеж, красочно описанный современником-киевлянином, не привел ни к экономическому, ни к политическому упадку бывшей столицы, где вскоре закрепились княжеские линии, неподвластные северо-восточному князю. Когда победитель Киева Андрей, «исполнився высокоумья, разгордевся велми», попытался распоряжаться южнорусскими князьями в 1174 году, то его послу мечнику Михну остригли голову и бороду и в таком обезображенном виде отослали обратно. Когда Андрей Боголюбский увидел стриженого боярина и услышал от него твёрдый отказ князей в повиновении, то
«бысть образ лица его попустнел» и он «погуби смысл свой невоздержанием, располевся гневом».
Предпринятый Андреем Юрьевичем вторичный поход на Киев собрал неслыханное количество князей и войск, но завершился бесплодной двухмесячной осадой Вышгорода.
«И тако возвратишася вся сила Андрея князя Суждальского… пришли бо бяху высокомысляще, а смиренние отьидоша в домы своя».
Церемонный топорик князя Андрея Боголюбского
Слишком широкие военные замыслы князя Андрея, не связанные ни с потребностями обороны, ни с интересами боярства, должны были обострить взаимоотношения внутри княжества. По всей вероятности, конфликты с боярством вызывались и внутренней политикой Андрея Боголюбского, пытавшегося прибрать боярство к рукам. Именно здесь, в Северо-Восточной Руси, писатель Даниил Заточник давал совет боярину ставить свой двор и села подальше от княжеской резиденции, чтобы князь его не разорил.
Легенды о начале Москвы, рассказывающие о том, что князь отнял этот замок у боярина Степана Ивановича Кучки, ведут нас к Андрею. Хотя в летописи постройка княжеской крепости в 1156 году связана с именем Юрия, но мы знаем, что в этом году Юрий сидел в Киеве, мирился с половцами на Зарубинском броде, встречал митрополита из Царьграда и подготавливал поход на Волынь. Построивший крепость на месте Кучкова двора, — это, очевидно, князь Андрей Боголюбский. Боярство не могло спокойно смотреть на окняжение своих замков.
В 1173 году Андрей задумал новый поход на Волжскую Болгарию; в походе, кроме основных владимирских сил, участвовали муромские и рязанские войска. В «Городце» на Волге в устье Оки (Нижний Новгород) был назначен сбор всем дружинам. Две недели князья безуспешно ожидали своих бояр: путь им был «не люб», и они, не выказывая прямого неповиновения, нашли хитроумный способ уклониться от нежелательного похода — они «идучи не идяху». Все эти события свидетельствовали о крайней напряженности взаимоотношений между «самовластцем»-князем и боярством, напряженности, доходившей до такой же степени, до какой дошли в это время княжеско-боярские конфликты на противоположном краю Руси, в Галиче.
В том же 1173 году галицкие бояре сожгли на костре княжескую любовницу, мать наследника престола, а суздальские бояре сами освободили себя от военной службы, придумав способ идучи не идти. В 1174 году — безуспешный и бесславный поход на Киевщину, ускорил трагическую развязку. В 1174 году (по другим летописям, в 1175 году) группа бояр, руководимых Кучковичами, составила заговор против Андрея. Двадцать заговорщиков, в числе которых были Яким Кучкович, Петр, Кучков зять, ключник Анбал, пировали у Петра в Боголюбове, по соседству с княжеским дворцом. Сборище не должно было вызвать особых подозрений, так как происходило 29 июня, в день именин боярина Петра. Яким Кучкович, получивший известие о том, что князь задумал казнить его брата, выступил с речью: «День — того казнил, а нас — завтра; а промыслимы о князе сем!» Ночью вооруженные заговорщики, напившись в медуше вина, поднялись в княжескую спальню и выломали двери. Андрей хотел взять меч, висевший в спальне, но оказалось, что заговорщики предусмотрительно убрали его; князь, физически очень сильный, долго в темноте боролся с толпой пьяных бояр, вооруженных мечами и копьями. Наконец убийцы ушли, а князь, которого считали мёртвым, спустился вниз. Услыхав его стоны, бояре зажгли свечи, нашли Андрея и прикончили его. Та часть дворца, где разыгралась эта кровавая трагедия, сохранилась до сих пор в Боголюбове. Антропологическое исследование скелета Андрея Боголюбского подтвердило слова летописи о физической силе князя и о ранах, нанесенных ему.
По черепу из гробницы Андрея Боголюбского известный антрополог М. М. Герасимов восстановил внешний облик этого незаурядного правителя, бывшего и полководцем, и писателем, и заказчиком превосходных архитектурных сооружений. Выписки В. Н. Татищева так обрисовывают Андрея Боголюбского: во-первых, он, подобно Соломону, создал великолепный храм (Успенский собор во Владимире), во-вторых,
«град же Владимир разшири и умножи всяких в нем жителей, яко купцов, хитрых рукодельников и ремесленников разных населил. В воинстве был храбр, и мало кто из князей подобный ему находился, но мир паче, нежели войну, и правду пачи великого приобретения любил. Ростом был невелик, но широк и силен вельми, власы черные, кудрявые, лоб высокий, очи велики и светлы. Жил 63 года».
На следующий день после убийства князя Андрея горожане Боголюбова, мастера дворцовых мастерских и даже крестьяне окрестных сел подняли восстание против княжеской администрации: дома посадников и тиунов были разграблены, а сами княжеские управители, включая «детских» и мечников, были убиты. Восстание охватило и Владимир.
В чём были плюсы и минусы княжения Юрия Долгорукого и Андрея Боголюбского?
Несомненно, положительным было широкое строительство городов, которые являлись не только крепостями, но и средоточием ремесла и торговли, важными экономическими и культурными центрами феодального государства. Князь, временно сидевший на уделе, готовый в любой момент скакать в другие земли, не мог заниматься строительством городов. Юрий же и Андрей, продолжая политику Владимира Мономаха, связали свои основные интересы с Ростово-Суздальской землей, и это было объективно положительным. В новые города и новоосвоенные земли начался приток колонистов, и боярство одобряло такую политику Юрия в 1140-е годы, в период относительной гармонии княжеских и боярских интересов.
Строительство городов, с одной стороны, было результатом развития производительных сил, а с другой — могучим фактором дальнейшего роста их, получавшего новую расширенную базу. Рост производительных сил не замедлил сказаться и на развитии культуры. Сохранившиеся до наших дней постройки эпохи Андрея Боголюбского свидетельствуют о глубоком понимании русскими архитекторами задач своего искусства. Тонкий и глубокий математический анализ пропорций, умение предусмотреть оптические искажения будущего здания, тщательная продуманность деталей, подчеркивающих гармоничность целого, — эти качества зодчих Андрея Боголюбского являются результатом общего высокого развития культуры.
Церковь Покрова на Нерли, комплекс Боголюбского замка, воскрешенные советским исследователем Н. Н. Ворониным, Золотые Ворота Владимира — все это немеркнующие произведения искусства, позволившие летописцу сравнивать Андрея с библейским царем Соломоном, а нам постигать изумительную красоту русского зодчества накануне создания «Слова о полку Игореве».
Золотые Ворота Владимира
Опасность такого дробления Владимирского княжества сказалась позднее, когда «Большое Гнездо» князя Всеволода захотело распространиться по всем городам Северо-Восточной Руси. Отрицательной стороной деятельности Андрея Боголюбского было, конечно, его стремление к Киеву, к «Русской земле», то есть к лесостепной части Приднепровья. Это стремление никак не было связано с повседневными интересами суздальского боярства; это были личные честолюбивые замыслы Андрея, внука Мономаха.
Экономика южнорусского боярства и князей за 200 лет борьбы с печенегами и половцами приспособилась к нуждам постоянной обороны, постоянной готовности к сидению в осаде и военным походам. С этим, возможно, было связано широкое развитие закупничества (при содержании закупов внутри укрепленных боярских дворов), возрастание применения холопского труда в XII веке, позволявшего быстро создавать необходимые в таких условиях запасы продовольствия, и создания своеобразных «крестьянских городов», прообраза военных поселений вроде пограничного Изяславля на Горыни. Главная тяжесть постоянной военной службы на юге была к этому времени переложена на многотысячный заслон берендейской конницы в Поросье.
Ничего этого не было во Владимирской земле, прочно отгороженной от Половецкой степи Брынскими, Московскими и Мещерскими лесами. Каждый военный поход вызывал резкое нарушение феодальной экономики, не говоря уже о крайней разорительности военных походов для народа.
За пять лет, предшествующих заговору Кучковичей, Андрей Боголюбский снарядил пять далеких походов: на Новгород, на Северную Двину, на болгар и два похода на Киев. По самым скромным подсчетам, войска должны были пройти за это время под знаменами Андрея около 8 тысяч километров (по лесам, болотам и водоразделам), то есть потратить не менее года только на одно передвижение к цели, не считая длительных осад и маневров. Добавим, что три похода закончились неудачно. Неудивительно, что княжение Андрея Боголюбского завершилось вооруженным заговором боярской верхушки и не зависевшим от него проявлением народного гнева в отношении представителей княжеской администрации.
Восстание в 1174 году в Боголюбове и Владимире напоминает киевское восстание 1113 года, также возникшее после смерти князя, натянувшего до предела тетиву народного терпения. После смерти Андрея Ростов и Суздаль, средоточие старого местного боярства, применили изобретенную киевским боярством систему княжеского дуумвирата: ими были приглашены двое племянников Андрея, второстепенные князья, неопасные для местной знати. Однако здесь на сцену выступил новый город Владимир, выросший при Андрее в крупный ремесленно-торговый центр. Владимирцы приняли Михаила Юрьевича, брата Андрея. Началась война между Ростовом и Владимиром; боярство и аристократы-ростовцы, возмущённые возвышением Владимира, грозили торгово-ремесленному Владимиру:
«Сожжем его! Или снова пошлем туда нашего посадника — ведь это же наши холопы, каменщики!»
В этой фразе сквозит пренебрежение аристократов к демократическим слоям города, к ремесленникам, каменщикам, «делателям», которые незадолго перед этим решительно расправлялись с мечниками и «детскими», а теперь захотели иметь своего князя, неугодного Ростову и Суздалю. Временно победил Ростов — князь Михаил Юрьевич ушёл из Владимира, а там стали княжить боярские избранники,
«слушая боляр, а боляре учахуть я на многое именье». Их «детские» «многу тяготу людем сим створиша продажами и вирами».
Кончилось тем, что горожане Владимира, «новые меньшие люди», опять пригласили Михаила и решили твердо стоять за него. Михаил разбил войско племянников и стал князем владимирским. С ним находился его брат Всеволод Юрьевич. Победа горожан Владимира имела большие последствия — произошёл социальный раскол и в старом Суздале. Горожане Суздаля тоже пригласили к себе Михаила (1176 год), сказав, что они, простые суздальцы, с ним не воевали, что его врагов поддерживали только бояре, «а на нас лиха сердца не держи, но поеди к нам!»
В 1176 году часто упоминается Москва (Московь, Кучково) как город, стоящий на пересечении границы Владимирской земли наезженным путём из Чернигова во Владимир. В 1177 году умер князь Михаил Юрьевич, давно уже болевший. Ростовское боярство снова начало борьбу за политическую гегемонию, поддерживая своего прежнего кандидата Мстислава Ростиславича Безокого против Всеволода Юрьевича, выдвигаемого такими городами, как Владимир, Переяславль Залесский и Суздаль. Самонадеянное ростовское боярство властно вмешивалось в дела князя: когда Мстислав собрался было примириться с дядей, бояре заявили: «Если ты и дашь ему мир, то мы ему не дадим!» Дело разрешилось битвой у Юрьева 27 июня 1177 года, принесшей победу Всеволода Юрьевича (в крещении Дмитрий, 1154 — 1212) . Бояре были схвачены и связаны; их села и стада взяты победителями.
Вслед за тем Всеволод разгромил Рязань, где укрылись его враги. Рязанский князь Глеб (из Ольговичей) и Мстислав Безокий с братом Ярополком были пленены. Горожане Владимира, бояре и купцы, были сторонниками решительной расправы; они приходили на княжий двор «многое множество с оружием» и настоятельно требовали казни пленных князей. Несмотря на заступничество Святослава Черниговского, друга Всеволода, пленных соперников ослепили, а Глеб умер в заточении. Так началось княжение «великого Всеволода», могшего веслами Волгу расплескать и шлемами Дон вычерпать.
Силу новому князю Всеволоду придавал его союз с городами, широкими слоями городского населения. К этому времени создается ещё одна сила, являвшаяся опорой княжеской власти, — дворянство, то есть служилый, военный слой, зависевший лично от князя, получавший за службу или земли во временное владение, или денежно-натуральную плату, или право сбора каких-то княжеских доходов, часть которых предназначалась самим сборщикам. Единого термина ещё не было, но в эту категорию младших членов дружины и княжеских дружинных воинов мы должны включить «детских», «отроков», «гридей», «пасынков», «милостников», «мечников», «вирников», «биричей», «тиунов» и др.
Одни из княжеских дружинных воинов были почти холопами, другие дослуживались до положения бояр; эта прослойка общества была многочисленной и разнообразной. В судьбах этих людей многое зависело от их личных качеств, от случая, от щедрости или скупости князя. Они знали княжескую жизнь, несли дворцовую службу, воевали, судили, скакали гонцами в чужие земли, сопровождали посольство, объезжали далекие погосты, убивали из-за угла княжеских соперников, заковывали их в цепи, присутствовали на поединках, организовывали псовую или соколиную охоту, вели учёт княжескому хозяйству, может быть, даже писали летописи.
В мирное время им всем находилось дело в обширном княжестве, где государственное переплеталось с лично княжеским, домениальным, а во время войны они уже могли составить основное ядро княжеской рати, конницу «молоди». С одним из таких людей, взирающих на князя как на единственного покровителя, мы знакомимся по его собственной челобитной, писанной затейливым языком, но с большим мастерством и эрудицией. Это Даниил Заточник (Псевдо-Даниил. Около 1230 года), написавший письмо-прошение переяславскому князю Ярославу Всеволодичу в XIII веке. Даниил происходит из холопов, но блестяще образован, начитан и, по его собственным словам, не столько храбр на рати, сколько умен, «крепок в замыслах». Он проклинает богатых бояр и просит князя принять его к себе на службу:
«Княже мой, господине! Яко же дуб крепится множеством корения, тако и град нашь твоею державою… Кораблю глава кормник, а ты, княже, людем своим… Весна украшает землю цветы, а ты нас, княже, украшавши милостию своею… Лучше бы ми вода пити в дому твоем, нежели мед пити в боярстем дворе…»
Умный, но бедный, образованный, но безродный, молодой, но непригодный к военной службе, которая сразу открыла бы перед ним широкую дорогу, Даниил Заточник хочет найти своё место в жизни поблизости от князя. Он не собирается разбогатеть женитьбой на богатой невесте, не хочет и в монастырь идти, не надеется на помощь друзей; все его мысли направлены к князю, который не копит сокровища, а раздает свою «милость» не только домочадцам, но и «от инех стран… притекающая» к нему. «Даниил» является выразителем интересов того возраставшего на протяжении XII века слоя служилых людей, которые в большинстве своём шли в войско, в «молодшую дружину» князя, но в виде исключения просились и на службу, требующую «мудрости». Антибоярские настроения служилых людей позволяли княжеской власти опираться на них в своей борьбе с гордым и независимым боярством.
При князе Всеволоде Юрьевиче Большое Гнездо Владимирское княжество усилилось, разрослось, внутренне укрепилось благодаря поддержке городов и дворянства и стало одним из крупных феодальных государств в Европе, широко известным и за пределами Руси. Всеволод мог влиять на политику Новгорода, получил богатый удел на Киевщине, вмешивался иногда в южнорусские дела, но без тех грандиозных затрат, которые приходилось делать его брату Андрею. Всеволод почти полновластно распоряжался рязанскими княжествами; там княжили шесть братьев Глебовичей, постоянно враждовавших друг с другом. В «Слове о полку Игореве» сказано о Всеволоде: «Ты бо можеши посуху живыми шереширы стреляти, удалыми сыны Глебовы», то есть он может бросить «удалых сынов Глебовых» как зажигательные снаряды с «греческим огнём».
Здесь имелся в виду победоносный поход 1183 года на Волжскую Болгарию, в котором по приказу Всеволода участвовали четверо Глебовичей. В 1185 году они вышли из повиновения, но об этом автор «Слова» ещё не знал, когда писал эту часть своей поэмы. Владимирское княжество было связано и с Переяславско-Русским княжеством. Всеволод здесь сажал на княжение своих сыновей.
Всеволод умер в 1212 году. В последний год его жизни возник конфликт по поводу престолонаследия: великий князь хотел оставить княжество по-прежнему под главенством города Владимира, новой столицы, а его старший сын Константин, ученый книжник и друг ростовских бояр, хотел вернуться к старым временам первенства Ростова. Тогда Всеволод созвал нечто вроде земского собора:
«Князь великий Всеволод созва всех бояр своих с городов и с волостей и епископа Иоана, и игумены, и попы, и купцы, и дворяны, и вси люди».
Этот съезд представителей присягнул второму сыну, Юрию. Однако вокняжиться после смерти отца ему удалось только в 1218 году, Юрий Всеволодич погиб в 1238 году в битве с татарами на реке Сити.
В начале XII века Владимиро-Суздальская Русь раздробилась на несколько уделов между многочисленными сыновьями Всеволода Большое Гнездо.
Владимиро-Суздальское княжество, ядро будущего Московского государства XV века, — яркая страница русской истории, и не случайны те торжественные строки, которые посвящены ему в «Слове о полку Игореве». Многогранная культура Северо-Восточной Руси вполне созвучна этой замечательной поэме; белокаменное зодчество, проникнутая своеобразной средневековой философией скульптура, летописи, полемическая литература, живопись и «узорочье» золотых и серебряных дел мастеров, народные былины о местных и общерусских богатырях, красочность народного искусства — всё это оправдывает поэтические слова великого автора, обращенные к князю Всеволоду Большое Гнездо, властителю огромных северо-восточных пространств, ставших ядром Московского государства, вновь собравшего Русь в единую державу.
Далее…КУЛЬТУРА РУСИ IX — XIII ВЕКОВ