северный морской путь история освоения огп
Северный морской путь
Открытие регулярного сквозного сообщения по Северному морскому пути ознаменовала экспедиция Отто Шмидта в 1932 г. на ледокольном пароходе «Александр Сибиряков», когда маршрут Северного морского пути был пройден за одну навигацию.
Северный морской путь — кратчайший морской путь между европейской частью России и Дальним Востоком; исторически сложившаяся национальная транспортная коммуникация России в Арктике.
История освоения Северного морского пути началась с первых плаваний поморов в XI—XIII вв., но идеи его практического использования были высказаны впервые в первой половине XVI в. Освоение морского побережья и арктическое мореплавание велись также сибирскими казаками и «промышленными людьми», ходившими вдоль всего морского побережья Сибири на парусных морских судах — кочах.
В 1648 г. плавание якутского казака Семена Дежнева из устья Колымы к реке Анадырь доказало раздельность Евразии и Америки и наличие морского прохода из Северного Ледовитого океана в Тихий. Большой вклад в изучение полярных морей внес ученый Михаил Ломоносов, который выдвинул идею о необходимости комплексного изучения полярных морей и стран для развития торгового мореплавания и обеспечения безопасности русских владений на Дальнем Востоке. Видное место в изучении пути заняли две Камчатские экспедиции под начальством Витуса Беринга и последующие исследования, которые решили вопрос о возможности судоходства по Северному морскому пути.
В 1877 г. начались Карские экспедиции с целью вывоза через Карское море на мировой рынок сибирской сельскохозяйственной продукции и минеральных богатств. В 1875 г. по части Северного морского пути состоялось плавание китобойной шхуны «Превен» под руководством шведа Адольфа Норденшельда — судно прошло от Норвегии до острова Диксон Енисейского залива. В 1878—1879 гг. экспедиция Норденшельда совершила первое сквозное плавание по Северному морскому пути с зимовкой у побережья Чукотского полуострова. Первое сквозное плавание в направлении с востока на запад с зимовкой у полуострова Таймыр совершила гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана под руководством Бориса Вилькицкого на ледокольных пароходах «Таймыр» и «Вайгач» в 1914—1915 гг. Это плавание стало также первым сквозным прохождением Северного морского пути российской экспедицией.
Открытие регулярного сквозного сообщения по Северному морскому пути ознаменовала экспедиция Отто Шмидта 1932 г. на ледокольном пароходе «Александр Сибиряков», когда маршрут Северного морского пути был пройден за одну навигацию.
В гг. обустройство Северного морского пути среди прочих причин обусловило активное освоение северных территорий Красноярского края. Одним из основных портов Северного морского пути стал порт Дудинки, остающийся таковым по сей день. В годы Великой Отечественной войны через порт Дудинки и других городов советской Арктики флот снабжался каменным углем, а военная промышленность — никелем, медью, лесом. Перевозки нередко осуществлялись при противодействии авиации, подводных и надводных кораблей противника, в минированных прибрежных водах. Так, в августе 1942 г. ледокольные пароходы «Сибиряков», «Дежнев» и береговая артиллерия порта Диксон, который в системе Северного морского пути занимал чрезвычайно выгодное географическое и стратегическое положение, дали героический отпор тяжелому крейсеру «Адмирал Шеер».
История освоения Северного морского пути (СМП)
Северный морской путь (Севморпуть, СМП), называемый также Северным морским коридором — это кратчайший маршрут вдоль северного побережья Евразии, водный путь между двумя океанами — Атлантическим и Тихим. Если сравнить протяженность СМП с длиной другого маршрута между крупнейшим портом Японии и Мурманском, расстояние выйдет в 2.23 раза короче, что существенно экономит энергозатраты, мотор-ресурс транспортных морских судов
В более узком смысле под СМП подразумевают путь между Дальним Востоком и европейской частью России. Он пролегает через такие моря Северного морского пути, как Чукотское, Восточно-Сибирское, море Лаптевых, Карское, Баренцево море.
Одна крайняя точка Северного морского пути России — Мурманск, вторая — Певек. На маршруте имеется несколько портовых городов. Самыми крупными промежуточными портами Северного морского пути являются:
Портовый город Дудинка разделяет СМП на западный и восточный участок.
История Севморпути
Первые попытки освоения морского маршрута вдоль северной границы Евразии датируются рубежом пятнадцатого и шестнадцатого века. Они были предприняты европейскими моряками, искавшими более короткий путь в Индию и другие страны Восточной Азии. На тот момент сложилась монопольная ситуация: Португалия и Испания первыми открыли два маршрута в азиатскую часть Евразии. Один пролегал через Магелланов пролив (между Южной Америкой и Огненной Землей), второй огибал южноафриканский мыс Доброй Надежды. Две эти морские державы-первопроходцы сразу же закрепили за собой право контролировать поток судов других государств Европы, взимать за проход плату.
Естественно, остальные европейские страны, располагавшие торговым флотом, не были удовлетворены такой ситуацией, однако в шестнадцатом веке еще не располагали достаточными ресурсами для того, чтобы силой вытеснить испанцев и португальцев со стратегических морских объектов. Поэтому им пришлось искать другие маршруты в Азию. Осуществлялись попытки найти проходы в двух направлениях — вдоль северной границы Северной Америки и побережья Евразии. Последний впоследствии стал именоваться Великим Северным морским путем.
Во второй половине шестнадцатого века европейцами было предпринято три попытки освоить новый маршрут — две экспедиции были организованы англичанами и одна — голландцами. Однако успеха ни одно из этих предприятий не принесло — все суда не смогли продвинуться дальше Новой Земли. Но положительный результат все же оказался: были найдены новые торговые пути в Россию, которые позволили Европе уже в следующем столетии освоить обширный рынок сбыта, ресурсную базу.
Значительно лучше в освоении Северного морского пути продвинулась Россия. Частично побережье российской части Северного Ледовитого океана было разведано еще на протяжении двенадцатого и тринадцатого века местными народностями — поморами, являвшимися выходцами из крупных городов Руси — Новгорода Великого и прочих. На конец шестнадцатого века был освоен маршрут до устья Оби, которым пользовались регулярно в качестве основного товарного пути. На этом маршруте было основано несколько острогов, впоследствии ставших населенными пунктами (Салехард, Березово, Мангазея). В следующем столетии русские моряки добирались уже дальше — до реки Енисей и Колымы, а в середине семнадцатого века знаменитый мореход Семен Дежнев открыл пролив между восточной точкой Евразии и западной точкой Северной Америки. Освоение Северного морского пути считается законченным в 1743 году, когда одна из экспедиций, инициированных Витусом Берингом, преодолела пролив, впоследствии названный именем этого морехода, и исследовала побережье Камчатки и Аляски.
Почти полноценным морским путем сообщения СМП стал только в 1877 году, когда начался регулярный вывоз минеральных и природных ресурсов на мировой рынок. С тех пор началось активное развитие мореходства по Северному морскому пути. Однако в те времена преодоление данного маршрута занимало не один год по причине сезонных скоплений льда. И только с изобретением первого ледокола в 1932 году удалось пройти Севморпуть без длительных стоянок.
Современная история развития Северного морского пути
Практически с момента создания СССР правление страны интересовалось Северным Арктическим морским путем, регулярно организовывались научно-исследовательские экспедиции. Наибольшей активности деятельность в этом направлении набрала в семидесятые-восьмидесятые годы минувшего столетия. В связи с появлением новых на тот момент технологий, развитием научно-технического прогресса Северный морской флот пополнился инновационными ледоколами семейства «Арктика» и «Сибирь». Основной причиной нового витка освоения Северного морского пути стало строительство крупнейшего промышленного комплекса в Норильске, для полноценного функционирования которого требовалась круглогодичная навигация между началом Северного морского пути — Мурманском — и портовым городом Дудинкой. Задача была поставлена в 1970 году руководителю Мурманского морского пароходства, два года спустя первый зимний арктический рейс был осуществлен.
Регулярные транспортные морские перевозки стали осуществляться с 1 мая 1978 года караванами из двух ледоколов и нескольких грузовых суден. Это число считается датой начала круглогодичной навигации по Северному морскому пути.
В настоящее время Россия так же активно занимается исследованиями, освоением маршрутов Северного морского пути. Сегодня главными пользователями Севморпути являются такие гиганты российской индустрии, как «Норникель», «Газпром», «Лукойл», «Роснефть», «Росшельф», многие предприятия Саха-Якутии, Чукотки, Красноярского края. Также Северный морской путь обеспечивает развитие инфраструктуры, Северный завоз продуктов потребления для более чем двадцати миллионов человек, проживающих на Крайнем Севере.
На сегодняшний день в России имеется четыре ледокола, работающих на атомной энергии — «Ямал», «50 лет Победы», «Таймыр» и «Вайгач» и единственный на планете инновационный лихтеровоз «Севморпуть», являющийся крупнейшим судном на планете для зимней навигации по Северному морскому пути.
Утилизируется или ожидает утилизации еще четыре судна, рассчитанные на зимнюю навигацию — «Арктика», «Сибирь», «Россия» и «Советский Союз». В настоящее время на санкт-петербуржском Балтийском заводе собирается три ледокола для Северного морского пути модификации ЛК-60Я серии 22200. Данные судна будут оснащены сверхмощными атомными реакторами на 175 мегаватт. Ожидаемые предельные сроки окончания строительства новых ледоколов и спуска их на воду — 2022 год.
Планируется изготовление еще двух суден этой же модификации. Такое беспрецедентно большое количество суден для зимней навигации по Северному морскому пути вызвано необходимостью развитием нового проекта по разработке огромных запасов природного газа, обнаруженных на полуострове Ямал.
Имеется информация о разработке сверхмощных ледоколов, реакторы которых будут способны развивать мощность до 315 мегаватт.
Характеристики и особенности Севморпути
Общая протяженность СМП — 5600 километров, географические координаты ограничиваются на северо-западе мысом Желания и Беринговым проливом на востоке Евразии.
Основной сложностью при преодолении этого морского маршрута является толстый слой льда, намерзающий на поверхности Северного ледовитого океана в зимнее время. Самым ледовитым участком Севморпути считается Восточно-Сибирское море, на восточном участке которого располагается никогда не тающий Айонский ледяной массив.
В зимний период южные ветры смещают ледяной пласт от северной кромки припая, в результате чего с начала лета и вплоть до октября-ноября образуется безледовый участок, однако начиная от новосибирских островов на маршруте всегда имеется лед. По этой причине Айонский ледяной массив является наиболее труднопреодолимой зоной Севморпути, где во время летней навигации постоянно дующие северные ветры доставляют в прибрежную зону значительные скопления льда.
Экспедиции по Севморпути
В 20 веке частные экспедиции, туристические круизы по местам, где проходит Северный морской путь, не устраивались. Первый частный рейс был осуществлен в 2000 году, когда в связи с глобальным потеплением маршрут для обычных суден стал более доступным., существенно снизилась потребность оплачивать услуги ледоколов.
В настоящее время круизные туры по морям, проливам Северного морского пути организовываются дважды в год, причем они позволены не только для российских судов, но и для иностранных. Однако стоимость удовольствия посмотреть красоты Севера не по карману большинству желающих, и количество туристов ограничено. Так, в августе текущего года планируется круиз по СМП. Доступно только сто мест, почти все из них уже раскуплены.
В программу экспедиционного тура входит не только нахождение на борту туристического лайнера. Будут осуществляться периодические высадки на прибрежные зоны, где можно воочию увидеть уникальные природные достопримечательности, северную фауну:
Длительность экскурсионного тура составляет 27 суток. Причем, поучаствовать в этой северной познавательной экспедиции можно как в направлении из Мурманска в Анадырь, так и в обратном. В пути каждый желающий сможет прослушать лекции ученых, профессиональных гидов, просмотреть максимально соответствующие действительному положению дел в Арктике видеоматериалы.
Северный морской путь: история освоения, где начало, через какие порты проходит
Огромные размеры нашей страны заставляют постоянно искать возможности для максимально дешёвой и быстрой доставки грузов между европейскими и дальневосточными портами. Наиболее перспективным для этого является Северный морской путь, который пролегает через моря Северного Ледовитого океана.
В настоящее время его освоение является приоритетным направлением развития, что зафиксировано в российском законодательстве.
Что такое Северный морской путь?
Протяжённость Севморпути составляет примерно 5,6 тысяч километров, если измерять его только от Карских ворот до дальневосточной бухты Провидения. Длина полного маршрута, начинающегося в Санкт-Петербурге и завершающегося во Владивостоке, превышает 14 тысяч километров. Однако это вдвое меньше, чем традиционный путь, огибающий Евразию с юга и составляющий более 23 тысяч километров.
Севморпуть пролегает через Баренцево и Карское моря, море Лаптевых, Восточно-Сибирское и Берингово моря. Этот маршрут включает около 70 крупных и небольших портов, расположенных на побережье арктических морей и в устьях крупных сибирских рек. Административно он делится на два сектора:
Эта структура сложилась в советский период освоения Арктики. Навигация по Севморпути начинается, в зависимости от ледовой обстановки, в конце мая или позже, заканчивается в ноябре-январе.
История освоения Севморпути
Первые попытки продвинуться в восточном направлении по северным морям предпринимали английские мореплаватели, начиная с XVI века. Однако они не увенчались успехом: деревянные парусные суда не смогли миновать Новую Землю. В XIX столетии интерес к Арктике возобновился: в 1893 году преодолеть весь Северный морской путь сумел знаменитый норвежский путешественник Ф. Нансен, а в 1901 году – русский мореплаватель Э. Толль.
К идее использовать Севморпуть для регулярной навигации Россия подошла только в 1933 году, когда была организована экспедиция на ледоколе «Челюскин». Однако судно было зажато дрейфующими льдами, и для спасения моряков пришлось принимать экстренные меры. Первый транспортный рейс состоялся в 1935 году: ледокол прошёл от Ленинграда до Владивостока за одну навигацию, доказав возможность использования арктического маршрута.
В период Великой Отечественной войны по Северному морскому пути из Тихого океана в европейскую часть страны доставляли продукты, военное имущество, проводили боевые корабли Тихоокеанского флота. Объём перевезенных грузов превысил 4 млн тонн, арктические льды преодолели несколько сотен грузовых и военных судов.
В 1970-80-е годы эксплуатация Северного морского пути стала намного более активной, а проход судов – более безопасным. Это произошло благодаря вводу в эксплуатацию новых дизельных ледоколов «Арктика» и атомного ледокольного флота.
Распад СССР притормозил освоение Арктики, однако с 2006 года по Севморпути стали проходить не только российские, но и зарубежные грузовые суда. В течение последнего десятилетия грузооборот ежегодно возрастает, причём ежегодный рост составляет десятки процентов к объёмам предыдущего года. В 2019 году по Севморпути было проведено 510 судов, а объём перевезенных грузов превысил 30 миллионов тонн. В течение 2020 года, несмотря на кризис, количество перевезенных грузов достигло 33 миллионов тонн.
Крупнейшие порты Севморпути
Трасса Северного морского пути проходит через следующие порты, располагающиеся на побережье арктических морей.
В настоящее время во многих северных портах России проходит реконструкция, увеличивается количество причалов, устанавливается новое оборудование. По расчётам, это позволит в 4-5 раз увеличить грузооборот по Северному морскому пути и даст мощный импульс развитию Крайнего Севера.
Национальная единая транспортная коммуникация России — так официально определяют российские законы Северный морской путь. С потеплением Арктики эта дорога через морские льды становится все важнее, а вместе с ней на первый план выходит и ее история. Мечты и планы, шведы и норвежцы, Колчак и большевики — «Лента.ру» вспомнила, как русские добирались от Петербурга до Владивостока северной дорогой.
Северный морской путь — это тысячи километров холодных волн. Это несколько недель пути, как правило — долгим морским караваном, во главе которого ледокол. Дорога неприветливая и дальняя, но альтернативный способ добраться морем от одного края России до другого — через Суэцкий канал — длиннее в полтора раза.
«Наша свобода и наше богатство ограничены русской географией», — писал, размышляя о судьбе России, публицист и мыслитель Иван Солоневич. Он считал, что вся русская история — это история преодоления географических особенностей страны. Завоевание Арктики, этого природного рубежа, долгое время оставалось невозможным, а когда началось — заняло долгие десятилетия и унесло жизни многих из лучших сыновей своей страны.
Атомный ледокол «50 лет Победы» на Северном морском пути
Фото: Михаил Фомичев / РИА Новости
Сейчас особенно видно, что все это было не зря: в последние годы по СМП идет больше грузов, чем когда-либо. В прошедшем 2019 году грузоперевозки достигли 27,5 миллиона тонн. Эту цифру российские власти планируют увеличить в несколько раз к концу десятилетия. Стоит отметить, что процент транзитных, то есть заграничных перевозок, среди них незначителен — путь существует почти исключительно ради внутрироссийских задач. Тем важнее понять, как Россия добилась того, что эта дорога принадлежит только ей.
Когда льды были высокими
Невозможно установить точно, когда первые поморские мореходы покоряли отдельные участки Северного Ледовитого океана. Но, как твердят исторические источники, впервые об идее обогнуть Евразию с севера упоминается в 1525 году. Ее высказал русский дипломат и богослов Дмитрий Герасимов, а знаем мы это из книги беседовавшего с ним итальянского историка Паоло Джовио. Герасимов даже начертил карту похода, и она стала самой старой сохранившейся картой Северного Ледовитого океана.
Вслед за учеными новым путем в Азию заинтересовались и мореходы: в XVI и XVII веке английские и голландские моряки несколько раз пытались одолеть северные моря, но терпели неудачу. Не получалось, впрочем, и у русских: виной тому, как считают сейчас исследователи, была глобальная перемена климата.
Картины классических живописцев, учетные книги китайских чиновников и просто воспоминания авторов раннего Нового времени свидетельствуют: после нескольких столетий средневекового тепла к началу XVII века температура на Земле сильно упала. Долгими холодными зимами замерзали Темза, Адриатическое море и даже пролив Босфор. В Париже, где в наше время почти не бывает настоящей зимы, в тот период снег не таял до конца апреля.
Эти столетия холода принято называть Малым ледниковым периодом. Во время него северные берега русских земель, некогда обжитые, обезлюдели до такой степени, что остатки поселений на них ученые потом долго считали безнадежными попытками закрепиться в непригодных для жизни условиях.
Температурный график, на котором виден Малый ледниковый период
Фото: Climatic Research Unit of University of East Anglia
По морям, скованным льдами, ходило все меньше торговых кораблей — и некоторые историки считают, что именно лютые морозы, а не междоусобицы воевод и недальновидная царская политика стали причиной гибели Мангазеи, первого русского города за Полярным кругом.
Вновь открывая Север
Постоянное движение судов льды делали невозможным. Однако отдельным исследователям климат не помешал разведать и нанести на карты все северное побережье России, постепенно превращавшейся в могучую морскую империю. В 1648 году казачий атаман Семен Дежнев, до того усмирявший народы Сибири, впервые обогнул Евразию с востока, пройдя морем между Чукоткой и Аляской.
В первой половине XVIII века Витус Беринг, датчанин, всю жизнь служивший русскому царю, неутомимо исследовал северные моря. В ходе своего второго большого похода, который вошел в историю как Великая северная экспедиция, Беринг, помимо прочего, вторично открыл найденный пролив, теперь названный в его честь, и обнаружил Курильские острова. В 1741 году, в возрасте 60 лет, он отправился в свое последнее плавание. Из-за шторма, прибившего судно к берегу, его команде пришлось зимовать на необитаемом острове. За зиму 19 человек, включая капитана, унесла цинга.
Проект достижения Индии с Востока занимал и академика Ломоносова: именно по его замыслу Екатерина Великая отправляла в секретные исследовательские миссии флотоводца Василия Чичагова. Оба похода, состоявшиеся в 1765 и 1766 годах, не увенчались успехом: суда вернулись в Архангельск, с трудом избежав гибели во льдах.
Большую часть побережья Сибири на карту нанес русский полярник Фердинанд Врангель, стоявший у истоков Русского географического общества. Его экспедиции стали примером небывалых ранее походов по дрейфующим льдам. Восточный отрезок Северного морского пути идет мимо берегов, которые детально описала команда Врангеля и его соратника Федора Матюшкина. Великие открытия нашли своих героев, но лед все еще прочно сковывал Ледовитый океан.
Лед тронулся
Однако уже в 1860-х годах стало заметно, что климат меняется. Зимы становились все теплее, и перед самыми предприимчивыми русскими дельцами замаячила возможность использовать новый путь для морской торговли. Золотопромышленник Михаил Сидоров годами пытался убедить академические круги в том, что полярное мореходство снова возможно, но потепление в Арктике было доказано лишь спустя 100 лет, а ученые современники предпринимателя не слушали его доводов.
Адольф Эрик Норденшёльд
Зато их услышали мореходы, среди которых были не только российские подданные. Идеей пройти по новой морской дороге загорелся финн Адольф Эрик Норденшёльд. Исследователь-полярник, оказавшийся в изгнании из-за идей о независимости Финляндии от России, пользуясь финансированием Сидорова, разведал все необходимое. Он знал о том, на что веком ранее надеялся Ломоносов: воды сибирских рек, впадающих в океан, не дают льдам установиться до конца сентября, — и в 1878 году стал первым, кто прошел Северным морским путем из Атлантического океана в Тихий, перезимовав у берегов Чукотки.
Еще до того, как он этого добился, Сидорову и другим промышленникам удалось наладить регулярные перевозки по западному участку СМП. С 1877 по 1919 год по нему прошли 122 торговые экспедиции с товарами из Сибири, 75 из которых увенчались успехом. Российское правительство, ранее отвергавшее Норденшёльда, признало его как героя мирового масштаба, наградило медалями и сделало почетным членом Академии наук.
У мыса Дежнева в Чукотском автономном округе
Фото: Вера Костамо / РИА Новости
Такую же активную протекцию оказывала Российская империя и другому знаменитому исследователю-иностранцу — норвежцу Фритьофу Нансену, большому поклоннику и последователю Норденшёльда. Как и Норденшёльда, его снабдили «рекомендательным листом» от имперского МИДа, а властям сибирских губерний предписали оказывать ему всевозможную помощь. Для саней Нансена закупили собак, ему предоставили копии самых современных карт полярных морей, а эвакуационные базы, благодаря которым Нансен стал вторым в истории исследователем, обогнувшим мыс Челюскин, закладывал в 1892 году не кто иной, как русский геолог и зоолог Эдуард Толль.
Русская полярная
Именно он стал в этом перечне третьим, отправившись в 1900 году в поход, известный как Русская полярная экспедиция (РПЭ). Барону Толлю покровительствовали на высшем уровне: плавание его шхуны «Заря» было поддержано Академией наук, профинансировано из государственной казны, а подписал распоряжение об отправке лично государь император Николай II.
Высочайшую важность таких экспедиций понимали уже тогда: Северный Ледовитый океан и путь через него нельзя было оставить для завоевания и освоения энтузиастам-иностранцам. Было известно, кроме того, что на его островах есть залежи бурого угля, разработка которых позволит снабжать топливом идущие на Дальний Восток корабли.
Современники называли Толля фанатиком: он был одержим поиском легендарной Земли Санникова. Отправляясь в экспедицию, он пообещал, что вернется с ее картой, однако за две долгих полярных зимы остров так и не удалось обнаружить. Весной 1902 года Толль с группой участников похода отправился на санях на остров Беннета. Спустя два месяца шхуна должна была забрать его, но получила повреждения и лишилась возможности добраться до острова.
Полярникам пришлось, согласно инструкции, вернуться на материк. Сразу по прибытии помощник Толля, второй офицер «Зари» лейтенант Александр Колчак начал организацию спасательной экспедиции. За семь месяцев 1903 года они с 16 спутниками обошли на шлюпках и санях все острова Новосибирского архипелага и сумели найти место, где останавливался в ожидании шхуны барон. В его записях значилось, что группа отправилась по льду на юг; тела найти не удалось, что фактически подтвердило гибель исследователя.
Александр Колчак в кают-компании «Зари»
Сохранились, впрочем, научные записи, высоко оцененные академическим сообществом, и делал их не один лишь Толль. Спасательная экспедиция Колчака не достигла своей главной цели, но все ее участники вернулись целыми и невредимыми, что прославило будущего верховного правителя России задолго до событий Первой мировой и Гражданской войн как ученого, командира и отважного, но рассудительного человека.
Колчак-Полярный
Именно такую приставку к имени он получил в знак своих достижений. Колчак, будучи военно-морским офицером, не оставлял своего интереса к Северу как ученый: опубликовал монографию в области гляциологии и был ключевым участником комиссии по вопросу Северного морского пути, организованной в 1905 году.
По заданию комиссии он стал одним из главных организаторов Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана, длившейся с 1910 по 1915 год. Ледокольные пароходы «Вайгач» и «Таймыр», передовые для своего времени, позволили морякам совершить последнее в истории значительное географическое открытие: нанести на карту Землю императора Николая II — архипелаг, ныне названный Северная Земля.
Даже в годы Гражданской войны Колчак, тогда уже адмирал, понимал важность арктических исследований: в 1919 году, спустя несколько месяцев после того, как он стал верховным правителем России, он учредил первый в российской истории Комитет Северного морского пути. Когда белые отступили из Сибири, эстафету перехватили большевики. Комитет в полном составе вошел в советское Главное управление СМП, о достижениях которого мы расскажем в следующем тексте.
Имя Колчака было стерто с карты (в честь него раньше назывались остров и мыс в Заполярье), из мемуаров Толля и из истории российских полярных исследований. В качестве эпизодического персонажа он мелькает в фантастическом приключенческом романе «Земля Санникова», но его автор Владимир Обручев не упоминает имени великого полярника, за шесть лет до выхода книги расстрелянного без суда и захороненного без надгробия в неизвестном месте.