сервиз красавица дулево история
Каталог фарфора Дулево СССР
В фильме «Женитьба Бальзаминова», снятом в 1964 году, стол купчихи Белотеловой украшает знаменитый сервиз «Красавица» из каталога фарфора Дулево времен СССР. Тот же сервиз мелькает в кадре в одной из серий «Следствие ведут знатоки» и в художественном фильме «Дни хирурга Мишина». У Дулевского фарфорового завода богатая история, включающая дореволюционный, советский и постсоветский периоды. У изделий каждого периода есть свой узнаваемый стиль и особенности.
От создания до революции
Завод в Дулево появился благодаря Терентию Кузнецову. Кузнецов родился и вырос в Гжели, славившейся керамическими традициями больше 600 лет. При этом фарфоровых производств в той местности было не так много, как могло бы. Дед Терентия, Яков Кузнецов, в свое время основал небольшой завод керамики и положил начало семейному делу.
В 1832 году Терентий Кузнецов приобрел хорошо налаженное производство с мастерами и оборудованием у купца Сафронова. Покупка стала выгодной инвестицией, потому что сафроновские мастера хорошо знали секреты изготовления фарфорового сырья, а художники владели особыми техниками росписи. В то время они декорировали посуду, используя технику крытья. Цветовая гамма была яркой, в ней преобладали малиновый, синий, розовый цвета. Дорогие изделия украшали позолотой и агатовой гравировкой.
Агашки
Новый собственник пригласил в Дулево и гжельских мастеров – с их появлением в цехах стало больше готовой посуды с подглазурным синим рисунком и яркими мазками. Простой и понятный дизайн пришелся по вкусу купечеству, но для массового сбыта одного купеческого интереса было мало.
Тогда Кузнецов решил сделать акцент на самобытности, традициях русского чаепития. Так появились чашки, чайники, сервизы с пестрыми розами с крупными лепестками – они нравились мещанам и ассоциировались с русским чаепитием. В народе дулевский декор прозвали «агашкой». Название «Агашка» появилось неслучайно – в середине 19-го века на фабрике преимущественно работали деревенские женщины, которых через одну звали Агафьями. Непритязательные рисунки на фарфоровых изделиях делались их руками, потому их и нарекли в честь работниц. «Агашка» стала той самой изюминкой, фирменным почерком предприятия.
Сегодня уже такие изделия – антиквариат, цены на который варьируются от нескольких сотен до нескольких тысяч долларов. В каталоге фарфора Дулево тех лет есть и другие образцы, декорированные в технике деколь или покрывающие поверхность сплошным цветочным ковром. Переводные картинки и «ситцевые» рисунки появились в период управления Матвея Кузнецова. Матвей запомнился не только этим – именно он инициировал модернизацию производства, укомплектовал цеха новым французским оборудованием.
Матвей Кузнецов входил в число поставщиков для двора императора, что само по себе являлось признанием его продукции. У фабриканта было много новых идей – для их реализации он сотрудничал с известными художниками того времени. Одним из них был Врубель.
Советское время
Дулевский завод национализировали в 1918 году. Советская власть стремилась развить производство, нарастить объемы. Очень скоро предприятие вошло в число ведущих отраслевых в стране.
С началом Второй Мировой войны выпуск фарфоровой посуды и статуэток приостановился. После войны производство быстро восстановили – уже в 1950 году количество продукции вышло на довоенный уровень. Предприятие развивало два направления: изделия массового спроса и эксклюзивные изделия, многие из которых являются произведениями искусства.
Выпуск шедевров русского фарфора – заслуга талантливых живописцев и скульпторов, работавших в художественной мастерской при заводе: Петра Леонова, Владимира Яснецова, Павла Кожина, Алексея Сотникова, Асты Бржезицкой, Нины Малышевой и многих других. Фарфоровые фигурки и статуэтки, созданные ими, хранятся в музеях, картинных галереях и частных коллекциях. Предприятие и его работы удостоены многих престижных премий и наград, в том числе международных.
В 1958 году в Брюсселе проходила Всемирная выставка, где «Сокол» Сотникова получил Гран-при. С тех пор сокол является символом и торговой маркой Дулевского завода.
После распада СССР
Во времена перестройки производство переживало не лучшие времена, а после развала СССР трудовой коллектив приватизировал его и стал собственником. Дела шли с переменным успехом, но в 2000-х финансовое положение ухудшилось. В этой связи на общем собрании коллектива было решено продать Дулевский завод бизнесменам, которые предложат реальные пути его вывода из экономического кризиса и будут готовы к стратегическим инвестициям.
В 2012 году у предприятия сменился собственник – и начался новый этап развития. Сразу же стартовала масштабная модернизация производства – она идет и сейчас. Владельцы установили современные печи, выпускаемые во Франции и Чехии, заменили формовочное оборудование. Сейчас ДФЗ – крупнейшее профильное предприятие, продукция которого продается в 75 регионах России, 6 странах СНГ, а также в Америке, Канаде, Норвегии и других европейских государствах.
В чем секрет успеха?
Одно из главных достоинств дулевских изделий – высокая прочность, не уступающая керамическим предметам. Эксперты долго не могли понять, в чем секрет – разгадали его только в 50-х годах прошлого века. Оказывается, мастера, работавшие у Кузнецова, использовали в качестве сырья пластичную глину. Для получения нужной пластичности глину год вылеживали в подвальных помещениях. Второе слагаемое прочности – торф, использовавшийся как топливо в обжиговых печах. Его собирали строго до 20 июля, чтобы он успел хорошо просохнуть.
Со дня организации на фабрике активно внедрялись передовые технологии росписи, формовки посуды. Работники перенимали опыт у лучших мастеров за границей, а затем воплощали его в русском фарфоре.
Техники росписи
За всю историю на Дулевском заводе использовалось несколько техник росписи – производство развивалось в ногу с европейской модой. В конце 19-го века в Европе вошла в моду техника деколь, имитировавшая ручную роспись. Фабрикант Кузнецов в числе первых выпустил почти тысячу трафаретных изображений – в тех местах, где рисункам не хватало яркости и четкости, их подрисовывали вручную.
С организацией при заводе художественной мастерской появился национальный фарфор нового типа. Над его созданием активно работал главный художник предприятия Петр Леонов. Знаменитые сервизы «Красавица», «Жар-птица» и другие – его заслуга. В них четко прослеживается идея национального фарфора. Она выражается в контрастных сочетаниях декора и других деталях. Леонов искал идеи, путешествуя по России, а затем воплощал их в посуде и фарфоровых статуэтках.
Авторские техники были и у других художников, работавших в дулевской мастерской. В рисунках Владимира Яснецова присутствует драматический контраст. Его «Ивушка», «Розовая сирень» и некоторые другие работы мастера используют и теперь.
Скульптор Алексей Сотников создал много анималистических фигур – каждая была по-своему выразительна и реалистична. В ней чувствовалось глубокое знание темы, понимание природы. Не зря ведь эта птица используется как клеймо заводского фарфора с 1958 года. Как и предрекал поэт Владимир Манохин в своем стихотворении, дулевская гордая птица расправила над миром крыло.
Дулёвский фарфор — художественный вкус и фирменный стиль «агашка»
Дулёвский фарфоровый завод известен на весь мир.
Уже более двухсот лет он считается эталоном в создании и художественном оформлении изделий из фарфора.
История производства
Основателем считается уроженец города Гжель купец Терентий Кузнецов, потомок гжельских крестьян, который в сложное для отечественной промышленности время, смог выдержать большую конкуренцию, а главное — предугадать успех в массовом выпуске керамических изделий.
Кузнецовский период
Своей главной целью купец ставил построить завод – аналогов которому ещё не было в России. В Московской губернии в пустоши Дулёво (с 1937 года переименовано в город Ликино–Дулёво Московской области) Кузнецов у разорившихся купцов Савичевых приобрёл земли под строительство небольшого завода, который в 1832 году начал свою работу. Он был талантливым торговцем и прекрасно понимал, что для получения прибыли необходима неповторимость ассортимента – яркость и броскость.
До этого изделия из фарфора отличались белизной в сочетании с позолотой и блеском глазури.
Акцентом в росписи стало народное творчество и традиции. Фарфор расписывали обычные работницы, с наделённым природой художественным вкусом, вкладывающими всю душу в сплетение причудливых узоров и невиданной красоты цветов, которые казалось оживали на фарфоре.
Агашка
В старые времена имя Агафья встречалось очень часто, от этого и пошло название фирменного стиля «агашка», отличающегося неповторимой цветастой росписью пурпурной круглой розы с размытыми лепестками, превращая узор на фарфоре в цветущие розаны. Такая роспись наносилась не кистью, а отпечатком пальца.
В 1842 году вторым управляющим становится Сидор, сын Кузнецова, его период правления был не долгим, но даже за это время он смог найти талантливых мастеров, повысить продажи и увеличить ассортимент.
Своего сына, Матвея, отец с детских лет учил мастерству и деловой хватке.
Мальчик получил образование в училище по изготовлению фарфора, все полученные знания и навыки ему очень пригодились, особенно когда он возглавил в 1864 году предприятие, переименовав его в
«Товарищество М.С. Кузнецова»
Этот период считается самым перспективным в развитии завода.
Основными конкурентами были только дешёвые изделия из-за границы, выполненные не ручным, а машинным способом.
Кузнецов принял решение частично заменить ручной труд, на массовую механизацию росписи, внедрив в производство печать и трафарет.
Во Франции было закуплено и доставлено в Россию самое новое оборудование и материалы.
С этого момента на заводе стало существовать два стиля: ручная яркая позолота «агашка» и машинная «подражание Западу».
Этим он существенно снизил себестоимость продукции и расширил ассортимент.
Помимо чайных, столовых и обеденных сервизов, начинают выпускаться чайные пары, тарелки, бокалы, маслёнки, горчичницы, блюда, вазы для фруктов и сухарницы, различные статуэтки.
При этом изделия продолжали оставаться безупречными в качестве.
Дулёвский завод получил статус – официального поставщика посуды в Императорский дворец.
Для этого был приглашён на работу известный русский художник М.А. Врубель.
На изделиях начинают «оживать» сады и сказочные персонажи.
За это время было получено несколько золотых медалей в Париже, «Гран-При» в Реймсе.
C 1911 года после кончины М. Кузнецова, управлять фабрикой начинает его сын Сергей, дела идут неплохо, но в 1917 году к власти приходят большевики. Завод полностью переходит в управление государством.
На этом заканчивается период правления эпохи династии Кузнецовых.
Советский период
В 1918 году завод национализирован и переименован в Дулёвский фарфоровый завод имени газеты «Правда».
Техника “агашка” ушла на второй план, уступая росписи, носившей пропагандистский характер.
На фарфоровых изделиях можно было увидеть лозунги “Трактора – в борозду!” или “Вся власть Советам!”, а также настенные тарелки с символикой СССР.
Из-за таких введений произошёл небольшой спад в сбыте продукции.
Руководством завода было принято решение о кардинальном изменении росписи, привлечении новых талантливых художников и скульпторов таких как: П. Леонов, А. Прохоров, Н. Малышева, Е. Гатилова, А. Бржезицкая, Т. Воскресенская, П. Леонов и многих других.
В эту эпоху начался выпуск декоративных скульптурных композиций, небольших статуэток, отдельных предметов обеденного интерьера.
Роспись на посуде носила характер крупных позолоченных цветовых узоров или мелких узоров по всему полю, получивших название «ситцевые».
А также применялся стиль, получивший название “трактирный”. Посуда расписывалась широким полнокровным мазком, такой росписью в основном украшали подносы, заварные чайники и чашки.
Ассортимент опять приобрёл красоту и изысканность, вызывая этим высокий спрос у коллекционеров всего мира.
Известность приобретают также и интерьерные вазы с подглазурными кобальтовыми красками “Кони”, «Петушки», декоративные сервизы «Сказка о рыбаке и рыбке», «Красная армия», «Жар-птица», «Красавица», «Лимоны», «Яблоки», «Кизил», кувшины с символикой «Рабочий и колхозница», туалетные коробочки, шкатулки и многое другое.
Во время Великой Отечественной войны упор завода делался на выпуск посуды для госпиталей и медицинского назначения.
В послевоенный период работа была продолжена с новым подъёмом талантливых художников и скульпторов:
А. Бржезицкой, Н. Малышевой, О. Богдановой, Е. Гатиловой, Г. Чечулина, А. Сотникова.
Постсоветский период
С распадом Советского Союза в эпоху приватизации завод переименовывают в АО закрытого типа “Дулёвский фарфор”.
С 1991 года он находился в собственности коллектива.
Это было самое сложное время не только для страны, но и за всю историю существования фабрики.
Финансирования со стороны государства не было.
Производственные линии и оборудование в цехах к этому времени устарели, требовалось много средств для оплаты текущих расходов и заработной платы работникам, накапливались долги.
Предприятию стало не до развития в художественном направлении.
Завод терпел убытки, начался постепенный крах.
В 2012 году на собрании трудового коллектива было принято единогласное решение продать акции российским бизнесменам.
Новейшая история
После продажи завод переименовали в Производственный Кооператив “Дулёвский фарфор”.
Новыми владельцами было закуплено современное оборудование и печи от ведущих мастеров Германии и Франции.
Изделия теперь могут проходить от двух до пяти обжигов в зависимости от сложности декора.
До сих пор используется ручная роспись, а также машинная.
Цеха работают в непрерывном технологическом цикле, выпускается высококачественный фарфор различного ценового уровня. Используется труд лучших технологов, прошедших обучение не только в России, но и за рубежом.
Впервые запущено производство чисто-белой посуды для предприятий общепита и ресторанного бизнеса.
До сих пор выпускаются чайники по старинной технологии: в месте крепления носика, делаются несколько дырочек — сито, не давая заварке попасть в чашку.
У чайников, отлитых вместе с носиком, такой функции нет.
Как и более двух веков назад предприятие продолжает выпускать маленькие скульптурные композиции, чашки, чайники, а также парадную посуду для Кремля.
Одними из известных современных коллекций являются: «Рубин», «Гранат», «Браслет», «Красавица в синем», «Розовая птица».
В наше время завод считается самым крупным не только в России, но и во всей Европе.
Клейма завода
Самым ранним клеймом, вдавленным в фарфор, считались две буквы «ЗК», обозначающие завод Кузнецова.
В эпоху правления Сидора Кузнецова печати были кобальтовые с золотом.
Они обозначали либо инициалы владельца, либо фамилия прописывалась полностью.
Имели незамысловатый рисунок нанесения — ажурные узоры.
С приходом к власти М. Кузнецова – меняется вид клейма.
Появляются изображения герба, целиком прописывается «Фабрика М.С. Кузнецова».
В настоящее время символом завода является скульптура «Сокол», работа известного мастера А. Сотникова, получившая золотую медаль и «Гран-При» на выставке в Брюсселе в 1958 году.
Секреты успеха
Существует всего несколько причин, но они настолько важны, что без них не будет успеха в развитии бизнеса:
-продукция ДФЗ отличается высокой прочностью. Для получения которой изделию необходимо пройти более 70 операций для превращения камней и глины в тарелку или блюдце.
В наше время это происходит автоматизировано, но без человеческих расчётов всё равно невозможно добиться такого успеха.
-внедрение новых технологий на производственные линии и открытие лабораторий по разработке росписи фарфора позволяют развиваться и завоёвывать мировое признание в керамической отрасли.
Адрес завода “Дулёвский фарфор” и фирменного магазина: Московская область, Орехово-Зуевский район, г. Ликино-Дулёво, ул. Ленина, 15.
Дулёвский фарфор – история красоты
Ручная живопись всегда несет в себе что-то человеческое и живое. Это относится и к авторским росписям на фарфоре. К чайной чашке, расписанной мастером, рука тянется сама, чувствуя ее «душевность» и «тепло». Старый дулёвский фарфор яркое тому подтверждение. Почему до сих пор его вспоминают и хотят купить? Потому что наше, родное и очень, очень русское.
Вехи развития
Дулёвский фарфор свое развитие начал в 1832 году и получил название благодаря местечку Дулёво (г. Ликино-Дулёво Московская область). Основателем завода являлся Терентий Кузнецов – дед Матвея Кузнецова, чья фарфоровая империя достигла немыслимых размеров и оборота в начале ХХ века.
И если окунуться в историю, то дулёвское производство имеет два «корня». Это фабрика Сафронова, которая тогда уже имела свой «сафроновский» стиль росписи и славилась искусными синими (кобальтовыми), малиновыми, розовыми и желтыми рисунками. Место нахождения её было между подмосковной Гжелью и пустошью Дулёво. Вторым «корнем» являлись идеи и наработки промысловых мануфактур Гжели, керамическое производство которых уже тогда насчитывали не одну сотню лет.
После национализации в 1918 году предприятие было переименовано на «Дулёвский фарфоровый завод имени газеты «Правда». Производство начало переходить на социалистические «рельсы». В 1931 году главным художником завода был назначен Петр Васильевич Леонов, архитектор по образованию. Энергичный, с бешеным темпераментом и позитивным отношением к жизни он как бы вдохнул в производство новые силы и веяния советской эпохи.
После первой встречи работники завода скажут про него: «Напугал всех до смерти! Чекист в кожаной куртке и с горящими смоляными глазами». Но на деле, его зажигательный характер был практически «локомотивом» в работе завода того времени. От чего художественный уровень фарфоровых изделий только рос и совершенствовался.
В пятидесятые годы наметилось новое направление в росписи. В декоре начали применяться рисунки народных орнаментов и мотивы русского фольклора. На завод пришли новые, талантливые художники и скульпторы. Их имена часто мелькали на международных выставках, а работы получали награды. Это художник Владимир Яснецов, скульпторы Аста Бржезицкая и Ольга Богданова, Т. Воскресенская, П. Кожин, В. Колосов, А. Сотников и другие. Началась эпоха расцвета советского дулёвского фарфора.
В 1991 году, после развала Советского Союза, предприятие приватизируют, оно переходит в управление самих работников. Для завода наступают сложные экономические времена. В 2012 году его собственниками становятся российские предприниматели. В этот период активно начинается модернизация оборудования и оснащение европейскими линиями. Открывается музей, где представлены уникальные работы Михаила Врубеля, Владимира Яснецова, Веры Мухиной, Бориса Кустодиева, Ольги Богдановой и многих других талантливых художников и скульпторов той эпохи.
Знаменитые «агашки» и стилистика продукции
Дулёвский фарфор всегда славился ручными росписями, пусть не самыми сложными и изысканными, но сочными и жизнелюбивыми. Изначально цель промышленника Кузнецова сводилась к одному – выпускать недорогой фарфор, но высокого качества. Фарфор кузнецовской эпохи этому соответствовал. Да и на сегодняшний день чайные сервизы дулево стоят разумных денег и доступны практически каждой семье.
Откуда появились «агашки» розочки?
Взаимное сочетание двух стилей — «гжельского», который украшала яркая мазковая роспись, и «сафроновского» с разноцветьем красок, создало новый, своеобразный стиль – кузнецовский. Расписанные крупными, яркими цветами чашки и чайники были известны многим русским купцам и мещанам. С этой посуды поили чаем в трактирах, отчего называлась она – «трактирная». Сервизы с золотыми росписями украшали гостиные состоятельных домов, и в этом случае посуду именовали «мещанской». В советское время некоторые художественные критики высказывались в адрес кузнецовского фарфора в Дулёво даже резче, называя его страшной пошлятиной и чрезмерной безвкусицей.
Действительно, чайная посуда того времени часто расписывалась большими мазками, отчего имела ляпистый вид. Техника нанесения рисунка была отработана и проста: широкий мазок «с оттяжкой» сочно клал краску и напоминал лепесток розы. Сам рисунок был придуман художницей завода Агафьей Степановной Кустаревой. Цветы настолько выразительно смотрелись на белом фарфоре, что их изображение стало характерным элементом росписи «кузнецовского» фарфора дулёво.
Правда есть и другая легенда про «агашек». Техника нанесения розы была проста, поэтому ей обучали многих женских мастериц, которые не имели серьезных художественных навыков. Среди работниц часто встречалось имя Агафья, которое и послужило названием этой манеры рисунка.
Советский фарфор Дулёво
Новый фирменный стиль фарфора начал появляться в тридцатые годы с приходом главного художника П.В. Леонова. Хотя он был архитектором по образованию, но первый практический опыт работы с рисунками и цветами он получил на тканевых фабриках в городах Иванове и Павлове-Посаде.
В сотрудничестве с художественной группой, которая была организована им в 1932 году, Леонов начал создавать многочисленные серии рисунков, получивших название «ситцевые». Это были мелкие цветы, горох, сетки, разного рода полоски. Художники вернулись к крестьянскому фарфору старой Гжели, снова умело используя полузабытые «агашки» и розаны. То, что когда-то приносило славу русскому фарфору, снова вернулось к жизни.
Декорирование фарфора «ситцевым» рисунком
Рисунки имели большое количество яркой палитры красок и смелых сочетаний. Характерные для дулёвского фарфора зеленые, синие и оранжево-красные цвета заиграли в росписях с новой силой. Отделы ГУМа были полны покупателями, когда поступал дулевский фарфор с «леоновскими» рисунками.
Знаменитый сервиз «Красавица», созданный в 30-е годы Леоновым, считается классикой и выпускается до сих пор. В советские годы его можно было встретить в сервантах многих городских квартир.
Сервиз «Красавица»
После войны Леонов возвращается на завод и продолжает работать с цветом. В приоритете жизнеутверждающие яркие цвета с золотом. В 1957 году появляется знаменитый чайный сервиз «Золотой олень», получивший медаль на всемирной выставке в Брюсселе (1958 год).
Чайный сервиз «Золотой олень»
В 60-е годы в противовес сплошной росписи ряд художников декорируют фарфор в иной манере, оттеняя белизну материала пастельными тонами. Это сервизы «Нежный», «Клетчатый», «Виноград», «Золотая птица».
Художником Яснецовым Владимиром Клементьевичем разрабатывается целая серия рисунков, которые были несложны в исполнении, но имели колоссальную популярность у покупателей. Это «Ивушка», «Розовая сирень», «Осенняя ветка». На протяжении двух десятилетий этот мастер сохранял за собой место самого артистичного художника дулёвского завода.
Сервиз «Розовая сирень»
К 150-летию предприятия (1982 год) практически в каждом доме можно было встретить или сервиз, или статуэтку, или чайную пару этого бренда. Популярность и количество выпускаемой дулевской продукции просто зашкаливало. Способствовало этому доступные цены и красота изделий. Завод Дулёво считался самым крупным производителем не только в России, но и в Европе.
Современная история и адрес официального сайта
После модернизации линий и оборудования производство начало оживать. В настоящее время дулевский фарфор имеет официальный сайт: http://dfz.ru, где можно познакомиться с ассортиментом и даже сделать заказ через интернет-магазин.
Формы чайных сервизов «Тюльпан» и «Белый лебедь» имеют разные декоры и приемлемы по цене. Это еще раз подтверждает тот факт, что идея Матвея Кузнецова выпускать недорогой, но качественный фарфор, по сей день живет. И это, конечно, радует!
Посмотрите 9-ти минутный ролик о дулевском фарфоре — Кузнецовское дело в фарфоре: