сен санс карнавал животных история создания

Сен санс карнавал животных история создания

Камиль Сен-Санс «Карнавал животных»

сен санс карнавал животных история создания. Смотреть фото сен санс карнавал животных история создания. Смотреть картинку сен санс карнавал животных история создания. Картинка про сен санс карнавал животных история создания. Фото сен санс карнавал животных история созданияКамиль Сен-Санс. Имя выдающегося французского композитора хорошо известно любителям классической музыки во всём мире. Будучи универсально одарённой и талантливой личностью, он оставил потомком богатое творческое наследие, среди которого есть одно удивительное сочинение. Это комическая сюита для камерного ансамбля, названная маэстро «Карнавал животных». Необыкновенная композиция покорила весь мир несмотря на то, что поначалу самим автором была осуждена. Сен-Санс лично поставил запрет на издательство «Карнавала животных», чтобы не «прославиться автором глупых музыкальных произведений». Однако судьба приготовила для этого шедевра композитора вечное бессмертие.

Историю создания «Карнавала животных» Сен-Санса, содержание произведения и множество интересных фактов читайте на нашей странице.

История создания

Начиная рассказ о создании сюиты «Карнавал животных» необходимо отметить, что её автор Камиль Сен-Санс обладал многими талантами. Он был весьма одарённой личностью, творил легко, не прикладывая особых усилий. Мы знаем Сен-Санса как выдающегося музыканта, но помимо этого он был автором статей по философии и различным видам искусства, а также сочинял пьесы, стихи и прекрасно рисовал, особенно карикатуры. Юмор и ирония сопровождали композитора всю его жизнь.

История создания «Большой зоологической фантазии», так назвал Сен-Санс свой остроумный и наполненный искрящимся юмором «Карнавал животных», началась задолго до того, как композитор в 1886 году записал его на нотной бумаге. Так, в 1861 году Камиля, молодого, но уже весьма известного музыканта, который прославился как талантливый импровизатор, пригласили на должность преподавателя по классу фортепиано в знаменитую школу классической и религиозной музыки, основанную Луи Нидермейером. Вероятно из-за того, что среди его воспитанников было много одарённых учеников, эта работа приносила Сен-Сансу большое удовлетворение. Общность интересов преподавателя и его подопечных была настолько велика, что между ними складывались весьма доверительные отношения.

сен санс карнавал животных история создания. Смотреть фото сен санс карнавал животных история создания. Смотреть картинку сен санс карнавал животных история создания. Картинка про сен санс карнавал животных история создания. Фото сен санс карнавал животных история создания

Творческий подход к работе, а также ознакомление учеников с произведениями малоизвестных во Франции композиторов – романтиков Ф. Листа , Р. Шумана, Р. Вагнера , и вносило в процесс обучения особую новую струю. Например, Сен-Санс с таким радушием и вниманием разбирал ученические композиции юных музыкантов, будто перед ним настоящие музыкальные шедевры. При этом он не только с удовольствием хвалил, но и порицал, однако замечания педагога не обижали, а только взбадривали учащихся. Юные питомцы к своему наставнику относились с большим восхищением и часто, чтобы послушать виртуозные импровизации своего учителя, посещали храм святой Магдалины, где Сен-Санс продолжал служить органистом. Установившиеся между преподавателем и учениками доброжелательные отношения, подтолкнули Камиля к написанию шутовской драмы «Замок Рош Кардой, шли Жестокости судьбы». Этой пьесой, он хотел немного развлечь и позабавить своих воспитанников. После того как пьеса была успешно разыграна, ученики попросили Сен-Санса сочинить аналогично остроумное, но только музыкальное произведение. Композитор, разумеется, согласился.

Впоследствии с некоторыми из своих учеников Камиль поддерживал дружбу на протяжении всей жизни, и они частенько напоминали маэстро о его обещании. Прошло более двадцати лет, в течение которых Сен-Санс был занят интенсивной концертной деятельностью, а также с поразительной неутомимостью занимался сочинением новых музыкальных произведений. Лишь Франко-прусская война начала семидесятых годов заставила его в творчестве сделать вынужденный перерыв, но затем всё продолжилось, как и было ранее. Так в начале 1886 года Сен-Санс совершал концертное турне по Германии, которое из-за негативно настроенной публики и прессы оказалось провальным. Расстроенный таким исходом гастрольной поездки, композитор решил некоторое время отдохнуть и уединиться в одной их австрийских деревенек.

сен санс карнавал животных история создания. Смотреть фото сен санс карнавал животных история создания. Смотреть картинку сен санс карнавал животных история создания. Картинка про сен санс карнавал животных история создания. Фото сен санс карнавал животных история создания

Вот там, чтобы отвлечь себя, он и сдержал обещание, данное много лет назад своим ученикам: сочинить наполненное юмором произведение. Музыка, как обычно, у маэстро сочинялась очень быстро, тем более, что помня о давней просьбе, он изредка обдумывал образы и темы будущей композиции. Так появилась сюита, названная Сен-Сансом «Карнавал животных», которая ко всему прочему задумывалась как сюрприз к частному концерту виолончелиста Шарля Лебука, назначенному на 9 марта. Помимо Лебука сольные партии исполняли известные музыканты: контрабасист Э. Байи, кларнетист Ш. Тюрбан, флейтист П. Таффанель. Одну из партий фортепиано исполнял сам Сен-Санс.

Премьера произведения состоялась с ошеломительным успехом, а «Лебедь» принёс славу не только композитору, но и виолончелисту. Три недели спустя «Карнавал» повторили на салонном вечере в доме певицы Полины Виардо специально для приехавшего ненадолго в Париж композитора Ференца Листа, выразившего желание прослушать произведение, о котором слышал весьма восторженные отзывы. Впоследствии, вплоть до кончины Сен-Санса, «Карнавал животных» исполнялся лишь на салонных концертах. Дело в том, что сам композитор считал эту сюиту «несерьёзной» музыкой, которая могла испортить его репутацию. Исполнять на концертах для широкой публики, а также печатать в издательствах он разрешал только пьесу «Лебедь». Впрочем, в своём завещании Сен-Санс снял для «Карнавала животных» установленный им ранее запрет, что позволило издать партитуру в 1922 году.

сен санс карнавал животных история создания. Смотреть фото сен санс карнавал животных история создания. Смотреть картинку сен санс карнавал животных история создания. Картинка про сен санс карнавал животных история создания. Фото сен санс карнавал животных история создания сен санс карнавал животных история создания. Смотреть фото сен санс карнавал животных история создания. Смотреть картинку сен санс карнавал животных история создания. Картинка про сен санс карнавал животных история создания. Фото сен санс карнавал животных история создания

сен санс карнавал животных история создания. Смотреть фото сен санс карнавал животных история создания. Смотреть картинку сен санс карнавал животных история создания. Картинка про сен санс карнавал животных история создания. Фото сен санс карнавал животных история создания сен санс карнавал животных история создания. Смотреть фото сен санс карнавал животных история создания. Смотреть картинку сен санс карнавал животных история создания. Картинка про сен санс карнавал животных история создания. Фото сен санс карнавал животных история создания

Интересные факты

Содержание «Карнавала животных»

сен санс карнавал животных история создания. Смотреть фото сен санс карнавал животных история создания. Смотреть картинку сен санс карнавал животных история создания. Картинка про сен санс карнавал животных история создания. Фото сен санс карнавал животных история создания

Произведение в первоначальном варианте инструментовано для одиннадцати музыкантов: флейтиста, кларнетиста, двух пианистов, двух скрипачей, альтиста, виолончелиста, контрабасиста, а также исполнителей на стеклянной гармонике и ксилофоне.

Сюита включает четырнадцать пьес, каждая из которых имеет своё название.

сен санс карнавал животных история создания. Смотреть фото сен санс карнавал животных история создания. Смотреть картинку сен санс карнавал животных история создания. Картинка про сен санс карнавал животных история создания. Фото сен санс карнавал животных история создания

сен санс карнавал животных история создания. Смотреть фото сен санс карнавал животных история создания. Смотреть картинку сен санс карнавал животных история создания. Картинка про сен санс карнавал животных история создания. Фото сен санс карнавал животных история создания

«Карнавал животных». Это удивительное сочинение в нынешнее время пользуется необычайной популярностью как среди взрослых, так и совсем юных слушателей. Подобные программные произведения очень полезны для музыкального воспитания и развития творческих навыков подрастающего поколения. Слушая их, дети с удовольствием размышляют над тем, какой образ рисует та или иная музыкальная композиция.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Камиль Сен-Санс «Карнавал животных»

Источник

Сен санс карнавал животных история создания

Камиль Сен-Санс «Лебедь»

сен санс карнавал животных история создания. Смотреть фото сен санс карнавал животных история создания. Смотреть картинку сен санс карнавал животных история создания. Картинка про сен санс карнавал животных история создания. Фото сен санс карнавал животных история создания

Историю создания «Лебедя» Сен-Санса, содержание произведения и множество интересных фактов читайте на нашей странице.

История

История создания музыкальной миниатюры для виолончели и фортепиано «Лебедь» неделимо связана с сочинением Камилем Сен-Сансом его сюиты « Карнавал животных », появившейся в 1886 году. При этом важно отметить, что намерение написать это произведение возникло у композитора гораздо раньше. В 1861 году двадцатишестилетнего Камиля Сен-Санса, служившего органистом в храме св. Магдалены и уже признанного талантливого музыканта, попросили поработать преподавателем в известной в Париже музыкальной школе Луи Нидермейера. Неведомое ранее занятие Сен-Сансу весьма нравилось. У него сразу проявился педагогический дар.

Молодые воспитанники, наделённые замечательными музыкальными способностями, побуждали Камиля искать особый подход к работе. Он знакомил своих подопечных с сочинениями композиторов романтического направления, которые в то время во Франции были малоизвестны, а когда проверял задания учеников по композиции, то хорошие нахваливал так, словно перед ним творения великих мастеров. При разборе недостаточно удачных работ Сен-Санс не обижал, а ласково подбадривал юных музыкантов.

Кроме того, ученики не переставали восхищаться виртуозным исполнительством своего наставника и частенько наведывались в храм св. Магдалины, в котором Камиль, наряду с работой в школе, служил на должности органиста. Доброта и общие интересы сблизили преподавателя и воспитанников так, что между ними установились прекрасные отношения, которые навели Сен-Санса на мысль немного повеселить своих подопечных. Для этого он решил написать сатирическую драму. После успешной постановки спектакля, воспитанники попросили Камиля сочинить шуточную музыкальную композицию. Сен-Санс дал на это своё согласие.

В дальнейшем с некоторыми из подопечных маэстро сохранил дружбу до конца жизни, а они не уставали упоминать Камилю о его обещании. Минуло почти двадцать пять лет, на протяжении которых музыкант активно занимался не только композиторской, но и концертной деятельностью, и только начавшаяся в семидесятом году война вынудила Сен-Санса сделать паузу в его интенсивной творческой жизни. После вынужденного перерыва всё продолжилось как прежде. Так, в январе 1886 года Камиль поехал с концертами в Берлин, однако из-за того, что композитор препятствовал постановке вагнеровского «Лоэнгрина» в Париже, публика немецкой столицы встретила его весьма недоброжелательно. После такого провального турне Сен-Санс решил немного побыть один и отдохнуть. Для этого он уехал в живописную австрийскую деревеньку и там, наконец, осуществил данное ученикам давнее обещание: сочинить шутливое произведение. Музыку миниатюр маэстро сочинил быстро, всего за несколько дней. Однако стоит заметить, что Камиль всегда помнил о просьбе своих воспитанников, а поэтому иногда подумывал над образами и мысленно раскрашивал их музыкальными звуками.

сен санс карнавал животных история создания. Смотреть фото сен санс карнавал животных история создания. Смотреть картинку сен санс карнавал животных история создания. Картинка про сен санс карнавал животных история создания. Фото сен санс карнавал животных история создания сен санс карнавал животных история создания. Смотреть фото сен санс карнавал животных история создания. Смотреть картинку сен санс карнавал животных история создания. Картинка про сен санс карнавал животных история создания. Фото сен санс карнавал животных история создания

сен санс карнавал животных история создания. Смотреть фото сен санс карнавал животных история создания. Смотреть картинку сен санс карнавал животных история создания. Картинка про сен санс карнавал животных история создания. Фото сен санс карнавал животных история создания сен санс карнавал животных история создания. Смотреть фото сен санс карнавал животных история создания. Смотреть картинку сен санс карнавал животных история создания. Картинка про сен санс карнавал животных история создания. Фото сен санс карнавал животных история создания

Интересные факты

Содержание «Лебедя» Сен-Санса

«Лебедь». Эта композиция, входящая в сюиту Камиля Сен-Санса «Карнавал животных» под номером тринадцать, контрастно отличается от тех сатирических образов, которыми наполнена «Большая зоологическая фантазия». Это единственная серьезная пьеса. В комической сюите французского композитора она отображает светлый символ любви и верности – гордую, величественную птицу.

сен санс карнавал животных история создания. Смотреть фото сен санс карнавал животных история создания. Смотреть картинку сен санс карнавал животных история создания. Картинка про сен санс карнавал животных история создания. Фото сен санс карнавал животных история создания

Миниатюра, написанная в тональности Соль мажор и трёхдольном размере, заключена автором в простую трёхчастную форму, состоящую из трёх периодов, каждый из которых включает в себя два предложения. Периоды первой и второй части имеют восьмитактовое квадратное строение, а последний из-за заключительной каденции немного расширен.

Произведение начинается с небольшого фортепианного вступления, в котором ломаные арпеджио мягкой пульсацией шестнадцатых длительностей изображают лёгкий плеск и рябь, возникающую на поверхности воды. Далее такое плавное арпеджированное покачивание будет продолжаться до конца композиции, однако уже во втором такте на его фоне начинает звучать необычайной красоты вдохновенная мелодия, в которой звук за звуком бархатный голос виолончели вырисовывает образ величественной грациозной птицы. Благодаря спокойному темпу и выразительным динамическим оттенкам музыка звучит ласково и нежно.

«Лебедь». Это вдохновенное лирическое произведение Сен-Санса можно назвать лучшим творением композитора и поставить в ряд гениальных музыкальных шедевров. Созданный в произведении образ настолько совершенен в своей красоте, что время ему оказалось просто неподвластно.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

«Лебедь» Сен-Санса

Источник

Карнавал животных

«Карнава́л живо́тных» (фр. Le carnaval des animaux ) — сюита («зоологическая фантазия») для камерного ансамбля Камиля Сен-Санса.

Содержание

История создания

«Карнавал животных» был написан Сен-Сансом в феврале 1886 года во время отдыха в Австрии. Композитор задумал эту музыку как сюрприз для концерта, который виолончелист Шарль Лебук должен был дать на праздник Жирного вторника. Первое исполнение состоялось 9 марта 1886 года, в нём принимали участие флейтист Поль Таффанель, кларнетист Шарль Тюрбан, контрабасист Эмиль де Байи, для которых композитор специально написал сольные эпизоды. Партии двух фортепиано исполняли сам Сен-Санс и Луи Дьемер.

Считая это произведение лишь музыкальной шуткой, Сен-Санс запретил издавать его при своей жизни, не желая прослыть автором «несерьёзной» музыки. Все известные исполнения «Карнавала животных», состоявшиеся до 1921 (года кончины Сен-Санса), проходили в частных собраниях. Так, месяц спустя после премьеры, 2 апреля 1886 года, это сочинение было исполнено в доме Полины Виардо в присутствии Ференца Листа. В других исполнениях в разное время участвовали Габриэль Пьерне, Альфред Корто, Альфредо Казелла (фортепиано), Марен Марсик (скрипка), Анатолий Брандуков (виолончель), Филипп Гобер (флейта), Проспер Мимар (кларнет).

Единственная часть сюиты, которую Сен-Санс разрешил издавать и исполнять ― пьеса «Лебедь» для виолончели и фортепиано. Ещё при жизни композитора она прочно вошла в репертуар виолончелистов.

После смерти Сен-Санса партитура «Карнавала» была издана и впервые исполнена в публичном концерте 25 февраля 1922. Музыка получила большую известность и часто исполняется в концертах. Нередко «Карнавал животных» преподносится как музыка для детей и сочетается с поэтическими или прозаическими текстами, написанными специально для исполнения.

«Карнавал животных» наполнен юмором, иногда переходящим в сатиру — в его частях зачастую содержатся пародии и цитаты из известных музыкальных произведений, высмеиваются человеческие пороки либо просто ведётся подражание голосам животных.

«Персонажи, выведенные композитором на этом карнавале, предстают, кроме лебедя, в шутливом, а порой даже в карикатурно-сатирическом виде. Причем в некоторых случаях композитор имел в виду не столько собственно животных, сколько человеческие характеры, которые они олицетворяют» — А. Майкапар о «Карнавале животных» [1]

Музыка различных частей «Карнавала животных» часто используется в кино- и мультфильмах, рекламе, театральных постановках.

Инструментальный состав

Изначально композитор задумывал исполнение «Карнавала» небольшим камерным ансамблем, однако впоследствии его нередко играли даже оркестром, увеличивая количество струнных инструментов. Существуют также многочисленные переложения отдельных частей сюиты для разных инструментов.

Оригинальная авторская инструментовка такова:

Музыка

сен санс карнавал животных история создания. Смотреть фото сен санс карнавал животных история создания. Смотреть картинку сен санс карнавал животных история создания. Картинка про сен санс карнавал животных история создания. Фото сен санс карнавал животных история создания

Seattle Youth Symphony Orchestra, conducted by Vilem Sokol,1980Помощь по воспроизведению

«Карнавал животных» состоит из четырнадцати частей:

Источник

сен санс карнавал животных история создания. Смотреть фото сен санс карнавал животных история создания. Смотреть картинку сен санс карнавал животных история создания. Картинка про сен санс карнавал животных история создания. Фото сен санс карнавал животных история создания

КАРНАВАЛ ЖИВОТНЫХ СЮИТА (ЗООЛОГИЧЕСКАЯ ФАНТАЗИЯ) К. СЕН-САНС Составитель: учитель музыки Асланова Набат Тофиг кызы МБОУ «Школа»45» г. Рязань

сен санс карнавал животных история создания. Смотреть фото сен санс карнавал животных история создания. Смотреть картинку сен санс карнавал животных история создания. Картинка про сен санс карнавал животных история создания. Фото сен санс карнавал животных история создания

«Карнавал животных» был написан Сен-Сансом в феврале 1886 года во время отдыха в Австрии. Считая это произведение лишь музыкальной шуткой, Сен-Санс запретил издавать его при своей жизни, не желая прослыть автором «несерьёзной» музыки. Единственная часть сюиты, которую Сен-Санс разрешил издавать и исполнять ― пьеса «Лебедь» для виолончели и фортепиано. После смерти композитора партитура «Карнавала» была издана целиком. После премьеры для широкой публики, состоявшейся 25 февраля 1922 года, эта музыка получила известность и вошла в концертный репертуар.

сен санс карнавал животных история создания. Смотреть фото сен санс карнавал животных история создания. Смотреть картинку сен санс карнавал животных история создания. Картинка про сен санс карнавал животных история создания. Фото сен санс карнавал животных история создания

сен санс карнавал животных история создания. Смотреть фото сен санс карнавал животных история создания. Смотреть картинку сен санс карнавал животных история создания. Картинка про сен санс карнавал животных история создания. Фото сен санс карнавал животных история создания

Инструментальный состав: В оригинале «Карнавал» инструментован для 11 исполнителей: Флейта (в финале также флейта-пикколо) Кларнет Стеклянная гармоника (партия исполняется обычно на колокольчиках или челесте) Ксилофон Два фортепиано Две скрипки Альт Виолончель Контрабас Инструментальная музыка — музыка, исполняемая на инструментах, без участия человеческого голоса.

сен санс карнавал животных история создания. Смотреть фото сен санс карнавал животных история создания. Смотреть картинку сен санс карнавал животных история создания. Картинка про сен санс карнавал животных история создания. Фото сен санс карнавал животных история создания

сен санс карнавал животных история создания. Смотреть фото сен санс карнавал животных история создания. Смотреть картинку сен санс карнавал животных история создания. Картинка про сен санс карнавал животных история создания. Фото сен санс карнавал животных история создания

Пьесу исполняют: кларнет, скрипки, альт, фортепиано: назойливые повторяющиеся звуки, изображающие квохтанье кур, перемежаются с мотивом петушиного кукареканья; «куриный» мотив взят из клавесинной сюиты Франсуа Куперена. Куры и петухи

сен санс карнавал животных история создания. Смотреть фото сен санс карнавал животных история создания. Смотреть картинку сен санс карнавал животных история создания. Картинка про сен санс карнавал животных история создания. Фото сен санс карнавал животных история создания

Антилопы Антилопы – животные быстрые. Это технический этюд для двух солирующих фортепиано в стремительном темпе. Пассажи фортепиано изображают стремительный бег животных.

сен санс карнавал животных история создания. Смотреть фото сен санс карнавал животных история создания. Смотреть картинку сен санс карнавал животных история создания. Картинка про сен санс карнавал животных история создания. Фото сен санс карнавал животных история создания

Черепахи Исполняют партию струнные и два фортепиано: цитируется канкан из оперетты Оффенбаха «Орфей в аду», но замедленный в несколько раз, что создаёт комический эффект. По характеру данная композиция контрастна предыдущей. Она очень медленная, так как изображает неторопливую рептилию. Музыка плавная, гладкая. Черепаха известна своей медлительностью, неторопливостью.

сен санс карнавал животных история создания. Смотреть фото сен санс карнавал животных история создания. Смотреть картинку сен санс карнавал животных история создания. Картинка про сен санс карнавал животных история создания. Фото сен санс карнавал животных история создания

сен санс карнавал животных история создания. Смотреть фото сен санс карнавал животных история создания. Смотреть картинку сен санс карнавал животных история создания. Картинка про сен санс карнавал животных история создания. Фото сен санс карнавал животных история создания

Кенгуру Кенгуру исполняет два фортепиано: острые стаккатные звучания с форшлагами изображают прыжки кенгуру. Музыка быстрая, но осторожная, с остановками и прыжками. То кенгуру быстро скачет, то остановится и опасливо смотрит по сторонам.

сен санс карнавал животных история создания. Смотреть фото сен санс карнавал животных история создания. Смотреть картинку сен санс карнавал животных история создания. Картинка про сен санс карнавал животных история создания. Фото сен санс карнавал животных история создания

Аквариум Пьесу исполняют: флейта, стеклянная гармоника (челеста), струнные, фортепиано. Музыка искрится и переливается, как будто в аквариуме плавают волшебные рыбки. Нежно поют скрипки, блестят и переливаются фортепианные пассажи, звенит челеста: все это рисует чудесную картину подводного волшебного мира.

сен санс карнавал животных история создания. Смотреть фото сен санс карнавал животных история создания. Смотреть картинку сен санс карнавал животных история создания. Картинка про сен санс карнавал животных история создания. Фото сен санс карнавал животных история создания

Персонажи с длинными ушами Персонажи с длинными ушами исполняют: скрипки чередованием очень высоких и очень низких звуков изображают ослиный крик.

сен санс карнавал животных история создания. Смотреть фото сен санс карнавал животных история создания. Смотреть картинку сен санс карнавал животных история создания. Картинка про сен санс карнавал животных история создания. Фото сен санс карнавал животных история создания

Кукушка в глубине леса Пьесу исполняют: кларнет и два фортепиано: на фоне размеренных аккордов у фортепиано, изображающих лес, кларнет (который, согласно указанию автора, должен находиться за кулисами) периодически играет два «кукующих» звука.

сен санс карнавал животных история создания. Смотреть фото сен санс карнавал животных история создания. Смотреть картинку сен санс карнавал животных история создания. Картинка про сен санс карнавал животных история создания. Фото сен санс карнавал животных история создания

Птичник Птичник исполняют: флейта, струнные и два фортепиано: на фоне «шелестящего» тремоло струнных флейта играет мелодию c трелями и скачками, изображая птичье пение.

сен санс карнавал животных история создания. Смотреть фото сен санс карнавал животных история создания. Смотреть картинку сен санс карнавал животных история создания. Картинка про сен санс карнавал животных история создания. Фото сен санс карнавал животных история создания

Пианисты Два фортепиано в сопровождении струнных играют гаммы и упражнения в стиле Анона и Черни. Эта часть без перерыва переходит в следующую.

сен санс карнавал животных история создания. Смотреть фото сен санс карнавал животных история создания. Смотреть картинку сен санс карнавал животных история создания. Картинка про сен санс карнавал животных история создания. Фото сен санс карнавал животных история создания

Ископаемые Исполняет кларнет, ксилофон, два фортепиано и струнные. Ксилофон изображает бряцанье костей. Сен-Санс цитирует собственную симфоническую поэму «Пляска смерти», детские песенки «Ah! vous dirai-je, maman» и «Au clair de la lune», а также каватину Розины из оперы Россини «Севильский цирюльник».

сен санс карнавал животных история создания. Смотреть фото сен санс карнавал животных история создания. Смотреть картинку сен санс карнавал животных история создания. Картинка про сен санс карнавал животных история создания. Фото сен санс карнавал животных история создания

Лебедь Виолончель и два фортепиано. Певучая мелодия у виолончели изображает плавное движение лебедя по поверхности воды, а фигурации у фортепиано ― рябь на ней. На музыку «Лебедя» хореограф Михаил Фокин в 1907 году поставил знаменитый балетный номер «Умирающий лебедь» для Анны Павловой. Сен-Санс был удивлён такой трактовкой ― в его пьесе лебедь не умирает ― но не возражал против неё.

сен санс карнавал животных история создания. Смотреть фото сен санс карнавал животных история создания. Смотреть картинку сен санс карнавал животных история создания. Картинка про сен санс карнавал животных история создания. Фото сен санс карнавал животных история создания

Финал Исполняет весь ансамбль. Весёлая и лёгкая главная тема перемежается мотивами из предыдущих частей.

Источник

Сен санс карнавал животных история создания

Состав оркестра: флейта, флейта-пикколо, кларнет, ксилофон, стеклянная гармоника, 2 фортепиано, струнные (2 скрипки, альт, виолончель, контрабас).

История создания

сен санс карнавал животных история создания. Смотреть фото сен санс карнавал животных история создания. Смотреть картинку сен санс карнавал животных история создания. Картинка про сен санс карнавал животных история создания. Фото сен санс карнавал животных история создания

Идея шуточного произведения под названием «Карнавал животных» возникла у Сен-Санса в начале 60-х годов — молодой профессор школы Нидермейера обещал его своим ученикам. Однако обещание это Сен-Санс выполнил спустя 20 с лишним лет. В феврале 1886 года прославленный композитор и пианист, утомленный гастрольной поездкой по Германии, уединился в маленьком австрийском местечке и за несколько дней написал «Карнавал животных».

Это был сюрприз, адресованный превосходному французскому виолончелисту Лебуку, — ему предстояло выступить в карнавальном концерте. Сыгранный им № 13 из «Карнавала животных» под названием «Лебедь» принес шумную славу как исполнителю, так и композитору. На протяжении ста лет «Лебедь» остается популярнейшей пьесой Сен-Санса. Сделаны его переложения чуть ли не для всех существующих инструментов, вокальные обработки «Лебедь — над водой», «Озеро грез» и даже «Мать Кабрини, святая XX века». Наиболее известен балетный номер «Умирающий лебедь», сочиненный на эту музыку знаменитым русским хореографом Михаилом Фокиным для Анны Павловой, одной из лучших балерин начала XX столетия.

Премьера «Карнавала животных», по одним источникам, состоялась в Париже сразу же после написания, 9 марта 1886 года, в узком кругу. По другим сведениям, он прозвучал еще в феврале, в парижском зале Вивьен, а затем — в «Обществе трубы», основанном для исполнения камерной музыки, членом которого был и Сен-Санс. 2 апреля того же года состоялся специальный показ «Карнавала животных» в салоне прославленной певицы Полины Виардо для Листа, посетившего Париж незадолго до смерти. На издание автор наложил запрет. Лишь в завещании, отказывая в праве публикации всех неизданных сочинений, Сен-Санс сделал исключение для «Карнавала животных», который и вышел в свет вскоре после смерти композитора, в 1922 году.

Юмор, ирония, сквозящие в авторском определении жанра — большая зоологическая фантазия, — вообще присущи музыке Сен-Санса, хотя другие его шуточные сочинения неизвестны. Однако музыковеды нашли в его наследии два неизданных произведения, являющихся своеобразными предшественниками «Карнавала животных». Это карнавальный скетч «Габриелла ди Вержи», итальянская «лирическая драма» некоего «органиста прошлых времен», и «Запахи Парижа» для фортепиано, арфы, трубы, волынки, оловянной дудочки, голосов птиц, большого барабана, пистолета и жужжащего волчка. Состав небольшого оркестра «Карнавала животных» не столь причудлив, хотя включает такие оригинальные инструменты, как ксилофон и стеклянная гармоника. Трактовка инструментов многообразна. Два фортепиано выступают то как концертно-виртуозные, то как скромно аккомпанирующие. В числе солирующих — не только две скрипки, виолончель, флейта и кларнет, но и — неожиданно — контрабас. Каждая из пяти партий струнных представлена одним исполнителем. Инструментальный состав во всех пьесах оригинален и почти не повторяется. 14 номеров очень невелики (в самом коротком 20 тактов) и чередуются по принципу контраста.

Музыка

№ 2, «Курицы и петухи», строится на звукоподражании, излюбленном еще французскими клавесинистами конца XVII — первой половины XVIII веков. Но если Рамо кудахтанье своей «Курицы» передал средствами клавесина, то у Сен- Санса перекликаются фортепиано (пианист играет одной правой рукой) и две скрипки, к которым позднее присоединяются альт и кларнет.

В № 3 предстают «Куланы — животные быстрые». Это технический этюд для двух солирующих фортепиано в стремительном темпе Presto furioso (неистово).

№ 4, «Черепахи», контрастен предыдущему. На редкость медлительные животные охарактеризованы одним из самых залихватских танцев, возникших в Париже в середине XIX века: в темпе величественного анданте струнный квинтет под фортепианный аккомпанемент интонирует канкан из оперетты Оффенбаха «Орфей в аду».

№ 5, «Слон», использует сходный пародийный прием. Здесь фортепиано сопровождает соло контрабаса: самый низкий инструмент оркестра, тяжеловесный и малоподвижный, играет вальс в темпе Allegretto pomposo (пышно, торжественно). При этом в центре возникает вальсовая мелодия из «Балета сильфов» —контрабас изображает духов воздуха, навевающих волшебные сны герою «Осуждения Фауста» Берлиоза.

В № 6, «Кенгуру», прыжки экзотических австралийских животных переданы аккордами стаккато словно соревнующихся друг с другом двух солирующих фортепиано.

№ 7, «Аквариум», рисует безмолвный подводный мир. Плавно струятся переливающиеся пассажи двух фортепиано, звучащих на левой педали; тихо повторяются отрывистые звуки стеклянной гармоники, флейты, струнных (без контрабаса) с сурдинами.

№ 8, «Персонаж с длинными ушами», почти так же краток, как № 6. Но теперь вместо двух фортепиано звучат две скрипки, и их скачки на огромные интервалы в свободном темпе подражают крику осла.

№ 9, «Кукушка в глубине леса», вновь основан на звукоподражании, но совершенно иного склада. Кукует кларнет, расположенный за кулисами, а притихший лес воплощен в красочных аккордах двух фортепиано, приглушенно звучащих на левой педали.

В № 10, «Птичнике», солирует другой деревянный инструмент — флейта, словно исполняющая виртуозный концерт в сопровождении струнных. Ее грациозный щебет сливается с звонкими трелями двух фортепиано.

№ 11, «Пианисты», представляет еще один вид упрямых и довольно тупых животных. Они усердно и громко повторяют гаммы в 4 руки, а в конце трудятся над упражнением в терциях. Квинтет струнных всячески поддерживает их старания. В примечании к партитуре французские издатели поясняют, что исполнители должны имитировать неловкую игру начинающего.

№ 12, «Ископаемые», еще одна музыкальная пародия в темпе Allegro ridicolo (смехотворно). Название имеет в виду не останки доисторических животных, а допотопные, вымершие образцы вокального искусства. В загробный мир вводит тема «Пляски смерти» самого Сен-Санса в характерном тембре ксилофона, хотя и в другом размере. Два фортепиано излагают мотивы старинных французских песен «Ах, скажу вам, мама» и «При свете луны». Их древность подчеркнута сложными полифоническими приемами. Последним ископаемым оказывается Розина из «Севильского цирюльника» Россини — кларнет имитирует сверкающие колоратуры ее каватины.

№ 13, «Лебедь», единственный серьезный номер в этой комической сюите рисует светлый идеал. В удивительной по красоте певучей мелодии виолончели, поддержанной плавным покачивающимся аккомпанементом двух фортепиано, сосредоточены характернейшие черты стиля композитора.

№ 14, развернутый Финал, использует все инструменты, вплоть до молчавшей до сих пор флейты-пикколо, и некоторые темы предшествующих номеров, что придает пестрому чередованию разнохарактерных образов известную цельность. Обрамлением служит начальная тема Интродукции, которой открывается Финал. Подобно рефрену звучит еще один бойкий канкан, а между его повторениями возвращаются уже знакомые персонажи: проносятся куланы, кудахчут курицы, прыгают кенгуру, кричит осел.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *