село царево московской области история
Бывшая владелица села Царёво – Аграфена Фёдоровна Закревская
В календаре памятных дат пушкинского района прочла, что в этом году — 215 лет со дня рождения Аграфены Фёдоровны Закревской (Толстой) – одной из владелиц села Царёво. Решила узнать о ней поподробнее. История оказалась занятной…
Село Царёво (Иевлево) на речке Талица впервые упоминается в летописях 1503 года. Своё название оно получило от фамилии первого владельца — Царёв. На протяжении многих веков существования этого старинного села им владели представители известных дворянских родов, занимавшие видное положение в обществе. Многие из них оставили заметный след в истории. Сегодня рассказ об одной из них.
В 1822–1860 годах владелицей села была графиня — Аграфена Федоровна Закревская, урождённая Толстая (1799/1800 — 1879 гг.). Русское имя Агриппина или Грушенька.
Родственные связи Аграфены были обширны: племянница московского богача Н.А.Дурасова, двоюродная тётка писателям Льву Николаевичу и Алексею Константиновичу Толстым; троюродная сестра княгини Е.И. Трубецкой.
«Грушенька Толстая» была известна в свете как красивая, блестяще образованная, воспитанная, независимая во взглядах девушка, с живым и острым умом.
Но досуг свой она часто проводила за чтением французских романов или порхая на балах с молодящимся отцом. Аграфена отличалась безграничной добротой, была хохотушкой, но её веселье иногда быстро переходило в рыдания.
Есть такое выражение: она так и просится на полотно! Её рисовал английский художник Доу. Но портрет до нас не дошел. Зато сохранилась гравюра Е.И.Гейтмана, сделанная с этого портрета в 1827 году.
Она дает представление не только об уникальной красоте графини, но и о власти её чар. Здесь она изображена как античная богиня, или жрица любви: в царственной позе, с роскошными формами. На лице – чуть надменная, обольстительная улыбка. Поэт Пётр Вяземский, ценитель её красоты, называл её «медной Венерой».
В 1818 году Аграфена вышла замуж за офицера Арсения Андреевича Закревского
– героя Отечественной войны 1812 года, участника Бородинской битвы, генерала от инфантерии, генерал-адъютанта, с 1828 года он министр внутренних дел, потом финляндский генерал-губернатор, московский военный генерал-губернатор и член Государственного Совета, происходил из мелкопоместных дворян Тверской губернии. Их браку способствовал император, зная о недостаточности средств Закревского. В качестве приданого Аграфена принесла ему подмосковную усадьбу Студенец«.
Эта старинная усадьба была расположена на левом берегу Москвы-реки. Основанная при старинной Звенигородской дороге, близь урочища “Три горы”, она относилась к уникальным садово-парковым комплексам Петровского времени.
Одна из современниц того времени писала о молодой жене А.А.Закревского:
“Она давала обильную пищу злословию, и по всей Москве ходили сплетни на ее счет. Очень умная, без предрассудков, нисколько не считавшаяся с условными требованиями морали и внешности, она обладала способностью искренней привязанности..”
В 1825 году в нее был страстно влюблен поэт Евгений Боратынский. К ней обращены несколько его стихотворений, ее же он вывел в образе княгини Нины, героини поэмы “Бал”.
Любовными переживаниями навеяны такие его стихотворения, как “Мне с упоением заметным”, “Фея”, “Нет, обманула вас молва”, “Оправдание”, “Мы пьём в любви отраву сладкую”, “Я безрассуден, и не диво…”.
Весной 1828 года Арсений Андреевич Закревский вступил в должность министра внутренних дел, и Аграфена Федоровна с упоением завертелась в вихре светских увеселений. Она и прежде была популярна в обществе (дамы сплетничали о ней, мужчины увивались вокруг нее), но теперь “госпожа министерша” особенно часто приглашалась всеми. Лето она проводила на дачах, где собиралась столичная знать. Где-то на этих дачах она и познакомилась с А.С. Пушкиным. В этом же 1828 году в письме к П. А. Вяземскому Пушкин пишет, что Закревская “произвела его в свои сводники”. В бумагах поэта имеется сделанный в мае того года рисунок-портрет Закревской, где воспроизведена поза графини с гравюры Гейтмана в зеркальном отражении.
Пушкин посвятил ей следующие строки:
Твоих признаний, жалоб нежных
Ловлю я жадно каждый крик:
Страстей безумных и мятежных
Как упоителен язык!
Но прекрати свои рассказы,
Таи, таи свои мечты:
Боюсь их пламенной заразы,
Боюсь узнать, что знала ты.
Ей же были посвящены стихотворения: “Портрет”, “Наперсник”, “Счастлив, кто избран своенравно”, “Когда твои младые лета”. В романе “Евгений Онегин” в VIII главе в строфе, посвященной А.Ф.Закревской, Пушкин называет ее “Клеопатрой Невы”, блестящей, мраморной, ослепительной красавицей.
В 1848 году император Николай I назначил градоначальником Москвы генерала Закревского. Пока он наводил порядок в городе, его красавица жена вела светскую жизнь. Аграфена Фёдоровна собирала около себя молодых людей, обязанных её покровительству служебными успехами у графа. Она увлекалась театром, сама играла в любительских спектаклях.
Москва веселилась на её балах и спектаклях у неё на даче Студенец и в Ивановском Подольского уезда.
Но здесь он был намерен построить храм, и получил благословления у епископа Дмитровского Августина.
Почему именно в Царёво на месте ветхого деревянного он решает возвести каменный храм? Загадка. Неизвестно. Но храм в 1812 году начинают строить. В 1815 году построенный храм освещают в честь Небесного покровителя Николая. А в память о своей матери, Агриппине Ивановне Дурасовой, которая купила это село в 1774 году, и в память о своей сестре, о двух своих племянницах, названных Агриппинами – один из приделов храма Дурасов просит освятить во имя мученицы Агриппины.
Здание храма выстроено в стиле русской готики или неоготики. Этот стиль был популярен в XVIII – начале XIX века.
Поскольку церковь строилась после победы в войне с Наполеоном, в росписи храма появляются сюжеты, относящиеся к победе в освободительной войне 1812 года. Не исключено, что к росписям, имеющим некоторые сюжеты событий 1812 года, мог быть причастным супруг Агрофены – Арсений Андреевич Закревский, т.к. до назначения московским генерал-губернатором, имея длительные паузы в карьере, занимался устройством довольно значительных имений своей супруги. Возможно, именно А.А.Закревский был заказчиком росписи Никольского храма в селе Царёво.
Сегодня росписи стен, купола и иконостас обновляют реставраторы.
Знакомьтесь – село Царево
На протяжении многих веков существования этого старинного села им владели представители известных дворянских родов, занимавшие видное положение в обществе. Многие из них оставили заметный след в истории. Царёвы, Вылузгины, в последней четверти XVII в. здесь был двор вотчинника Н.И. Шереметева, потом Ф.А. Голицына, в середине XVIII в. усадьбой владел П.Н. Щербатов, затем помещица А.И. Дурасова и её наследники, в середине XIX в. – А.Ф. Закревская, в 1911 году – купец В.И. Смирнов, который владел селом до революции 1917 года (о А.Ф.Закревской см. по ссылке).
Почему именно в Царёво, можно сказать в глухом захолустье, на месте ветхого деревянного он решает возвести каменный храм? Неизвестно.
Но храм в 1812 году начинают строить. В 1815 году построенный храм освящают в честь Небесного покровителя Николая. А в память о своей матери, Агриппине Ивановне Дурасовой, которая купила это село в 1774 году, и в память о своей сестре, о двух своих племянницах, названных Агриппинами – один из приделов храма Дурасов просит освятить во имя мученицы Агриппины. Второй придел освятили в честь Ильи Пророка.
Начало строительства относится к 1812 году. Этот год в памяти нашего Отечества связан войной России с армией Наполеона. Как известно, 25 декабря 1812 года в день Рождества Христова, последний француз был изгнан с территории нашей страны. Не случайно в росписях храма присутствуют сюжеты, напоминающие те радостные события.
Автор проекта церкви в документах не значится, но есть достаточно оснований полагать, что им был архитектор Иван Васильевич Еготов, ученик Баженова и Казакова. Из известных сооружений ему принадлежит здание Главного военного госпиталя имени Бурденко в Лефортово в Москве и церковь Архангела Михаила в Донском монастыре. Церковь построена
в псевдоготическом стиле из красного кирпича в виде ротонды с огромным световым барабаном.
Несколько необычно на готическом храме смотрится широкий красивый фриз из барельефов. Фигуры фриза изображают различные сцены из Евангелия. Под широким классицистическим фризом проведен еще один – аркатурный поясок, в готическом стиле.
Внутри храм впечатляет своим пространством. Огромный основной объем великолепно освещается высокими окнами ротонды и нижнего яруса.
Царево – уникальный православный памятник на территории Пушкинского округа
Сельское поселение Царевское располагается в восточной части Пушкинского округа. На севере поселение граничит с.п. Лозовское Сергиево-Посадского района, на западе его граница проходит с городским поселениями Софрино, Ашукино и Лесной, на востоке граничит с городским округом Красноармейск и с.п. Огудневское, на юге – с городским округом Ивантеевка и сельскими поселениями Трубинское и Гребневское. Общая площадь поселения составляет 13501 га. Численность населения – 6580 человек.
Немного истории
В 1929 году шло активное формирование границ районов и сети сельских поселений. В начале 1930 года было закончено районирование Московской области, а также определено административно-территориальное деление районов Подмосковья.
Царево являлось центром Царевского сельского совета, входящего в Путиловскую волость. Уже в начале 1930 года в Путиловской волости осталось всего 7 сельских советов, в число которых вошел и Царевский сельсовет. К 1959 году к нему присоединилась и часть упраздненного Путиловского сельсовета, относящего к Мытищинскому району, а затем и часть Жуковского сельсовета Калининградского района. Остальная часть Жуковского сельсовета досталась Пушкинскому району.
В 2003 году Пушкинский и Царевский сельские округа объединили в единый Царевский округ, центр которого находился в селе Царево. В 2005 году согласно закону Московской области «О статусе и границах Пушкинского муниципального района и вновь образованных в его составе муниципальных образований» было образовано сельское поселение Царевское. В 2019 году (6 мая) сельские и городские поселения Пушкинского района были упразднены и одновременно с этим объединены в муниципальное образование Пушкинский округ.
Достопримечательности
Сельское поселение Царевское славится тем, что именно здесь находится знаменитая усадьба Царево. Ее история началась еще в 17 веке. Тогда первым ее хозяином стал Е.И. Шереметев. После него владельцами знаменитой усадьбы были П.Н. Щербатов, В.И. Смирнов, Ф.А. Голицын, А.Ф. Закревская, А. И. Дурасова. Самым ярким и удивительным сооружением на территории усадьбы был Никольский храм, который отлично сохранился до наших дней. Его в 1812-1815 годах построили по проекту архитектора И. Еготова, а все работы по возведению оплатила семья Дурасовых.
Храм построен в псевдоготическим стиле. Он отличается огромным внутренним пространством и величественным хорошо сохранившимся до наших дней иконостасом. Помимо Никольского храма в Усадьбе Царево сохранилось несколько старых деревьев и старинные надгробия.
Село царево московской области история
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Село Царёво
В то время Царево было маленьким сельцом в 24 двора. Однако Дурасов принял решение выстроить здесь великолепный храм, и посвятил один из приделов мученице Агриппине в память о своей матери, Агриппине Ивановне Дурасовой, которая и приобрела в 1774 году это село у князя Щербатова. В некоторых источниках утверждается, что Никольская церковь в Царево была построена А.И.Дурасовой, но это едва ли может быть верным, так как княгиня умерла за 25 лет до начала строительных работ в Царево.
Село Царево – довольно древнее. Упоминания о нем встречаются уже в XVI веке, правда, тогда село называлось Иевлевым. Известно, что через него вела дорога на Александров, и в 1564 году здесь останавливался Иван Грозный. Предание гласит, что здесь был похоронен царский сын от второй жены Грозного, черкесской княжны Марии, умерший в возрасте 1 или 2 лет, в пути, и над его могилой сначала была поставлена часовня, а позднее – деревянный храм. Хотя историки утверждают, что вряд ли малолетнего сына Ивана Грозного стали бы хоронить в глухом селе при дороге. Есть сведения, что нынешнее название села было дано по фамилии одного из первых известных владельцев, Ивана Марковича Царева.
В XVII веке село снова упоминается в писцовых книгах, с указанием шатровой деревянной церкви Николая Чудотворца с двумя приделами. На ее месте и была построена нынешняя каменная церковь. В то время село принадлежало Н.И.Шереметеву, который держал здесь двор. Позднее Царево перешло Ф.А.Голицыну, а к середине XVIII в. − П.Н.Щербатову. Он и продал село Дурасовым, которые владели здешними землями довольно долго, до середины XIX века.
Здание Никольского храма поистине великолепно, оно выстроено в величественном стиле русской готики, или неоготики, популярном в XVIII веке и в начале XIX-го. Массивный основной объем храма, состоящий из четверика и большой широкой ротонды, венчает купол и восьмерик, на который поставлены пять шпилей вместо главок. Центральный шпиль – высокий, четыре плотно прижатых к нему боковых – поменьше. Все они были увенчаны крестами, но в наши дни сохранился только один центральный крест. Ротонду по кругу также украшают маленькие шпили. На фоне огромной ротонды почти незаметна небольшая колоколенка, также увенчанная остроконечными завершениями с крестами. Симметрично колокольне, с восточной стороны над алтарной частью возведена такая же башенка (сказывается влияние классицизма с его приверженностью к строгой симметрии).
Несколько необычно на готическом храме смотрится широкий красивый фриз из барельефов работы скульптора Гавриила Тихоновича Замараева. Фигуры фриза изображают различные сцены из Евангелия. Под широким классицистическим фризом проведен еще один – аркатурный, в готическом стиле.
Внутри храм впечатляет своим пространством. Огромный основной объем великолепно освещается высокими окнами ротонды и нижнего яруса, величественно смотрится сохранившийся старинный иконостас с красивой резьбой и иконами. Уцелели и росписи на стенах храма, так как он практически не закрывался даже в советское время. Очень хороши боковые приделы, выполненные в стиле классицизм, с массивными колоннами по бокам иконостасов. Недавно восстановили полуразрушенные Святые ворота, украшенные в одном стиле с храмом – пятью шпилями.
Предки и потомки
Персональный сайт Олега Александрова
7 последних заметок
20 самых популярных
Села Царево и Змеево
Село Царево находится примерно в 100 км к югу от Тулы, а село Змеево рядом с ним (расстояние между селами 1-2 км).
Чтобы добраться до села, нужно выехать из Тулы в сторону Плавска. Примерно в районе Сумароково на развилке поворот налево (в строну села Теплое), затем еще 16 км и сворачиваем с основной трассы на дорогу непосредственно к Царево и Змеево. Вся дорога от Тулы занимает примерно час, везде асфальт очень хорошего качества. По сторонам от дороги ухоженные поля. Как потом выяснилось, земля выкуплена и обрабатывается москвичами.
В середение 19 века село упоминается как Царева Пристань. Предполагают, что это название появилось потому, что здесь при царских проездах на юг в старину происходили остановки для смены лошадей. Скорее всего, эта легенда не соответствует истине, так как даже на старых картах видно, село находится в стороне от основных трасс и вряд ли могло быть на пути кого бы то ни было на юг. На ранних картах село также встречается с названием Архангельское, или Архангельское Царева Пристань.
Вот, кстати, лист из атласа Шуберт с Царево и его окрестностями в 1860 году:
В 19 веке в Царево было более 100 домов, проживало 700-800 жителей. Интересно, что сейчас село несколько сместилось в сторону Змеево. Если раньше основной центр села был в низине, где стоит часовня, то сейчас там не осталось ни одного дома. Кое-где еще можно заметить остатки фундаментов домов, но все заросло густой высокой травой. К сожалению, и бывший дом моих дедушки и бабушки также исчез без следа.
Нижняя часть села сейчас полностью отсутствует, кое-где только сохранились остатки фундаментов домов. А раньше здесь был центр села. По семейным воспоминаниям в нижней части села около часовни находилось правление (естественно, уже в советское время), и рядом с правлением был дом бабушки.
Помещичья усадьба и церковь находились на другом берегу Упы. Если село протянулось вдоль реки по левому берегу (если смотреть по течению), то усадьба была на правом. В послевоенные годы, как рассказывали, еще можно было увидеть некоторые следы былых посадок, но сейчас абсолютно ничего не говорит о том, что здесь что-то было. Да, есть небольшая роща. Но усмотреть искусственность расположения деревьев, какие-то аллеи, я, например, не смог.
Чуть дальше от берега находятся развалины церкви. Она была построена примерно в 1883-1885 гг. Эта каменная церковь была здесь не первой. До нее существовала деревянная церковь, построенная княгиней Натальей Федотовной Шаховской в 1783 году. Но и она строилась на месте старой деревянной церкви. Кто и когда построил ту церковь, мне неизвестно.
Если миновать церковь и пройти еще дальше метров 500, то попадем на кладбище. Оно невелико.
Могилы, в основном, уже советского периода. Очень мало тех, кто родился до 1900 года. Можно предположить, что большинство старых могил было уничтожено. Кругом распаханные поля. Вероятно, старая часть кладбища тоже пошла под пашню.
Это может показаться странным, но я с интересом обошел все кладбище. Практически все фамилии были мне уже хорошо известны, так как по документам я изучал все село. Очевидно, что и кладбище может быть источником новой информации о предках. Даже фотографии людей можно встретить.
Снимал, пока не разрядилась батарея. Здесь приведены не все, примерно треть от тех фотографий, что я сделал.