село сампур тамбовской области история
Рош-Балаховские
Тамбовская область село Сампур
← Назад Вперед → | Страницы: 1 * Модераторы: N_Volga, Asmodeika, Радомир |
Tatiana68 Сообщений: 7 Со своим вопросом обратилась к Tasha56. Этот памятник на месте захоронения врача Лазаря Петровича Рош-Балаховского находится в селе Сампуре Тамбовской области. 1. Памятник врачу Сообщений: 7 Журналы чрезвычайнаго Тамбовскаго Губернскаго Земскаго Собрания, бывшего в январе 1903 года — было образовано в 1732 году, когда двое отставных солдата Пронин Степан Павлович и Дементьев Иван Осипович по высочайшему повелению за отличие по службе получили по 10 десятин земли. А откуда пошло это название? В документах ревизии впервые упомянуто в 1811 году как деревня Сампур, где жили экономические крестьяне, приехавшие из села Текино. Деревня Сампур стала селом в 1898 году после завершения строительства церкви. В советское время Сампур был районным центром до 1979 года, после райцентр был перенесён в посёлок Сатинка. В наше время Сампур является сельсоветом. В Сампуре действует профессиональное училище, школа, поликлиника, хлебопекарня, интернат для умственно отсталых детей. В Сампуре имеется двухэтажная церковь, основанная в 1999 году. Действует также типография, издаётся местная газета. В Сампуре 2 СХПК, 1 ПМК. В древнерусских памятниках 11-17 вв. сообщается о поклонении «рощениям» и «древесам», о молениях под ними («рощением. жряху»). О существовании у славян в древности священных рощ упоминают хронисты. Судя по всему это были, как правило, обнесенные оградой участки леса. В этих местах почитание деревьев сочеталось порой с элементами христианского культа. Внутри рощи находилась какая-нибудь святыня — дерево, часовня, крест и др. Рощи считались заповедными, в них не рубили деревьев, не собирали хворост. В дни престольных праздников там совершались крестные ходы. K категории почитаемых и священных деревьев относились и отдельные деревья, особенно старые, одиноко растущие в поле или вблизи целебных источников. K этим деревьям приходили люди, чтоб избавиться от болезней, сглаза, бесплодия и др. Они приносили дары и жертвы (вывешивали на деревьях полотенца, одежду, лоскуты), молились, прикасались к деревьям. Через дупла и расщелины таких деревьев пролезали больные, как бы оставляя за пределами этого отверстия свои болезни. В славянской мифологии и фольклоре известен образ дерева, являющий собой центр мироздания. Такое дерево соотнесено со всеми тремя мирами. Подземным, земным и верхним-небесным и соединяет их. Согласно поверьям, дерево — это тот путь, по которому осенью змеи уходят в мифическую страну вырей. Дерево, связующее земной и подземный миры, фигурирует и в западнославянских мифологических. Памятник поставлен врачу, целителю, врачевателю. Характерны представления о посмертном переходе души человека в дерево. Так, белорусы полагали, что в каждом скрипучем дереве томится душа умершего, которая просит прохожих помолиться за нее; если после такой молитвы человек заснет под деревом, ему приснится душа, которая расскажет, как давно и за какие грехи она заточена в это дерево. Сербы считали, что душа человека находит успокоение в дереве, растущем на его могиле; посему нельзя рвать с кладбищенских деревьев плоды и ломать ветви. Этот материал, связанный с названием нашего села, хранится в школьном музее села Сампура. Не одно поколение школьников собирало, записывало и систематизировало рассказы и легенды старожилов. Из архивных записей музея можно узнать, что название села имеет мордовское происхождение. Действительно, раньше территория нынешней Тамбовской области была населена предками финно-угорских народов, к которым и относится мордва. Другим аргументом является то, что названия, похожие на «Сампур», обнаруживаются только в Мордовии. Например, там есть близкое по фонетическому обмену название села Сампур. Оно состоит из мордовских слов саньф и пора, которые в сочетании дают выражение «расчищенная путем выкорчевывания поляна в лесу». Раньше на таких расчищенных от леса местах возникали селения, деревни, потому что открытых, пригодных для ведения хозяйства мест было мало. Так, вполне возможно, что Сампур возник на такой поляне. А по воспоминаниям старожилов села по берегам реки Цны рос густой лес. И та поляна, на которой основан Сампур, была очищена от лесов. А народная молва утверждает, что есть и другая легенда о происхождении Сампура. Во времена татаро-монгольского нашествия дорога в этих местах была очень опасна, так как путников подстерегал жестокий и кровожадный разбойник-грабитель Пур, поэтому все старались объезжать это место стороной, говорили, что здесь сам Пур живет.. По другим данным, Сампуром заправлял барин по имени Пур. Его порядки и нравы были настолько бесчеловечны, что крестьяне до смерти боялись его. В начале 19 века была построена деревянная церковь, с того времени Сампур стал называться селом. Вот так родилось наше село. Правда, сначала оно было совсем маленькое: в 1834 году насчитывалось только 18 мужчин. Но село быстро разрасталось, в 1840 году в Сампуре было 10 домов (39 мужчин, 40 женщин), 2 магазина, постоялый двор. С конца 80-х годов 19 столетия население Сампура начало возрастать за счет переселенцев из северных областей России: Владимирской, Рязанской, Калужской, Вологодской губерний. По данным духовной епархии, уже в 1911 г. в Сампуре проживало 2115 человек, из них 1018 мужчин и 1097 женщин, а их домов было 288. Сообщений: 7 Село сампур тамбовской области историяЕсть предположение, что новые поселенцы выходили из села Сампур Сампур был волостным селом с двумя школами: земской и И еще Сампур славился тем, что два раза в год — зимой и летом — тут Сия загадка всерьез интересовала и ветерана педагогического труда Л.А. Иоанно-Предтеченский храм в селе Ивановка Храм Казанской иконы Божией Матери в старинном селе Петровка Это – один из старейших храмов не только в районе, но и на Тамбовщине, и Праздник Казанской Божией Матери в 1894 году стал днем освящения нового храма. Село Петровка было основано переселенцами из села Княжево и впервые В 1946 году здание Покровской церкви было передано группе верующих. В прошлом году церковь отметила 125-летие со дня своего основания. К Беляевский храм – один из самых старинных на сампурской земле. Сегодня Богослужение в Покровском храме совершает настоятель Сампур Посмотреть на карте
Сампур — село в Сампурском районе Тамбовской области. Расположено на берегу реки Цны. КлиматКлимат умеренно-континентальный. Рядом с Сампуром есть хвойный и широколиственный лес. ИсторияПоселение Сампур было образовано в 1732 году, когда двое отставных солдата Пронин Степан Павлович и Дементьев Иван Осипович по высочайшему повелению за отличие по службе получили по 10 десятин земли. А откуда пошло это название Существует красивая легенда о могучем и храбром богатыре Сампуре и его возлюбленной по имени Цна. Ушел богатырь в бой сражаться с врагами, а его любимая обратилась к Всевышнему со страстной мольбой: «Господи! Пусть вернется домой мой суженный, и я омою его раны слезами». Так и случилось. Пришел назад и пал бездыханным Сампур, а Цна обвилась вокруг его ног голубой речкой. В документах ревизии впервые упомянуто в 1811 году как деревня Сампур, где жили экономические крестьяне, приехавшие из села Текино. Деревня Сампур стала селом в 1898 году после завершения строительства церкви. В советское время Сампур был районным центром до 1979 года, после райцентр был перенесён в посёлок Сатинка. В наше время Сампур является сельсоветом. В Сампуре действует профессиональное училище, школа, поликлиника, хлебопекарня, интернат для умственно отсталых детей. В Сампуре имеется двухэтажная церковь, основанная в 1999 году. Действует также типография, издаётся местная газета. В Сампуре 2 СХПК, 1 ПМК. По соседству проходит железнодорожная линия Тамбов-Балашов, в 7 километрах от села станция Сампур Село сампур тамбовской области историяБыло развито шерстобитное и бечевое производства. В селе были свои кузнецы, бондари и сапожных дел мастера. Но особенно Текино славилось тем, что тут «катали» отличные валенки. В 1948 году в селе была построена электростанция, и жители получили свет. Летом 1949 года Текино было радиофицировано. А в 62-м колхозники Иван Григорьевич Антонов, Иван Кириллович Панфилов и учитель Николай Кузьмич Ворошилов приобрели первые телевизоры, посмотреть которые приходили со всего села. До революции 1917 года в Текино была церковно-приходская школа, каменная, построенная одновременно с новой церковью. В 1924 году в ней размещалась начальная школа. Ученики с 1 по 3 класс занимались в две смены. Любопытно, что в одном классе вместе с детьми обучались грамоте и взрослые парни, которым по возрасту пора бы уже жениться. Потом появились начальные школы в Шелпаковке и Храмовке. Всего в Текино в 30-е годы было 4 школы. Осенью 31-го в Текино открылась семилетка. Там, где располагается нынешний клуб, была старообрядческая церковь. После революции тут размещался склад, потом конюшня. В 1949 году его отремонтировали и приспособили под клуб. Позже соорудили пристройку под библиотеку. До войны текинские колхозы были небогатыми. Если, к примеру, в Бахарево получали по 5, а в Измайловке даже по 8-10 килограммов хлеба на один трудодень, то в Текино больше 2 килограммов не давали. Первый трактор «Универсал» появился в селе весной 1931 года. В клубе были открыты курсы трактористов. Человек 20 училось на них. Не только мужчины, но и женщины А вы знаете, что у села Текино, одного из самых старинных в нашем районе, было несколько названий? К примеру, в «Экономических примечаниях Тамбовского уезда» конца 18 века современное Текино упомянуто под названием «село Гавриловское, Текино тож». Там проживали экономические крестьяне, переселившиеся, видимо, из бывших монастырских сел в 80-х годах 18 века. Численность населения тогда составляла 600 человек на 60 домов. Вторично о селе Текино упомянуто в документах ревизской сказки 1811 года. В нем по-прежнему жили экономические крестьяне, а также новые переселенцы. В 148 домах было 723 человека мужского пола. Что же означает само слово «Текино»? Точно выяснить до сих пор не удалось. Да и понятно. В названиях населенных пунктов, а также в названиях рек и других географических мест отражена история нашего края, заселявшегося, как известно, различными племенами и народами. Нелегко бывает раскрыть смысл того или иного слова, особенно тогда, когда оно относится к древним названиям. А слово Текино из числа именно таких. В народе эту часть села Текино зовут Хромовкой, по почтовому адресу – улица Дальняя. И впрямь дальняя – от центра, где магазин, медпункт, почта и прочие атрибуты сельской цивилизации, километра три будет. Материал из Википедии — свободной энциклопедии
|