смольный проспект 13 история дома
«Смольный проспект»: старинные дома и новостройки в едином комплексе
Над проектом «Смольный проспект» трудились специалисты всемирно известного архитектурного бюро Taller de Arquitectura Рикардо Бофилла. Из окон домов открываются виды на Смольный собор и Неву. В закрытом внутреннем дворе расположатся детский сад и подземный паркинг, мест в котором в два раза больше, чем квартир. Некоторые квартиры оснащены террасами, эркерами и саунами. Чем больше тайный покупатель об этом проекте читал, тем сильнее становилось любопытство. Но стоило вступить в коммуникацию с застройщиком, как любопытство сменилось недоумением.
От звонка до стройки
Мой звонок приняла секретарь. Она пообещала перевести меня на менеджера, но в трубке все играла и играла музыка, а говорить со мной никто не спешил. Наконец девушка равнодушно сообщила, что все сотрудники заняты и попросила перезвонить позже. Записать мои контакты она не предложила. На мой вопрос, есть ли у «ЮИТа» представительство на объекте, радостно откликнулась: «Да, целый офис, работает до 19 часов». — «И что, записываться не нужно? Можно сразу ехать?» — «Можно-можно», — заверила секретарь.
До стройки тайный покупатель добирался на маршрутке, которая идет от метро «Площадь Александра Невского» в сторону Единого центра документов на Красного Текстильщика. С этой улицы открывается прекрасный вид на монументальное строение «ЮИТа», которое уже приобрело четкие очертания. По-моему, и на картинках, и вживую оно больше похоже на казенное учреждение, чем на дом.
Одной своей стороной жилой комплекс выходит на шумную Тульскую, второй — на гораздо более тихую улицу Бонч-Бруевича, третьей — на Смольный проспект, который в этой части практически превратился в парковку, а четвертой — на Смольную набережную.
Между нами тает лед
Офис «ЮИТа» находится со стороны Смольного проспекта. Дергаю за ручку — дверь не поддается. Звонка нет, света внутри тоже. Пока я по телефону пытаюсь объяснить свою проблему секретарю, появляется менеджер и строго спрашивает, записывалась ли я на прием. Говорю, что нет, поскольку мне предложили приехать без записи. Девушка все так же строго предупреждает, что пришла на встречу с другим клиентом и не факт, что успеет проконсультировать еще и меня. Не таким представлялся мне клиентский сервис. Все-таки «Смольный проспект» — элитный проект.
Однако, зайдя в помещение, моя собеседница сразу оттаяла, и консультация прошла хорошо. Мы даже успели все обсудить до появления того самого клиента. Но вопрос к организации процесса остался, ведь в офис мне удалось попасть случайно.
Как все устроено
Жилой комплекс объединяет три старинных здания, выходящих фасадами на Смольный проспект, и три новых корпуса: один из них примыкает к историческим домам, другие два находятся во дворе.
Дома 11, 13 и 15 по Смольному проспекту построены в XIX-начале ХХ века. «ЮИТ» провел капитальный ремонт, но полностью сохранил исторические фасады.
Самый крупный из новых корпусов — первый. Он огибает квартал и примыкает к одному из старинных домов. На первом и втором этажах этого корпуса запроектированы пункт охраны, диспетчерская и коммерческие помещения. По словам менеджера, 70% коммерции уже продано. На 7-8 этажах находятся квартиры с видовыми террасами. Именно на первый корпус стоит обратить внимание тем, кто хочет любоваться из окон Смольным собором и Невой.
Второй и третий корпуса расположены во дворе. Оба здания семиэтажные, в одном, помимо квартир, запроектирован детский сад, в другом — детская группа временного пребывания. По словам менеджера, еще неизвестно, будет садик муниципальным или частным. Группа временного пребывания относится к этому учреждению.
Сдать все три новых корпуса обещают в конце 2017 года, ключи от квартир, скорее всего, будут передавать дольщикам следующей весной.
Выдадут им и единый электронный ключ для входа на территорию комплекса, в парадные и в подземный двухуровневый паркинг. Паркинг рассчитан на 754 автомобиля, а квартир, согласно буклету, будет 395 — почти в два раза меньше. Машиноместо стоит от 1,3 млн. Попасть в паркинг можно будет на грузопассажирском лифте прямо из корпусов. Въезд и выезд будет осуществляться со стороны Тульской улицы и Смольного проспекта.
Двор обещают сделать свободным от машин, украсить ландшафтным дизайном и малыми архитектурными формами, вымостить брусчаткой и плиткой. В дизайне детской площадки от финского производителя Lappset будут использованы образы героев мультика Angry Birds.
По периметру домов, во дворе, в паркинге, в холлах, на лестницах, в лифтах и на детской площадке будут установлены видеокамеры. На площадке установят тревожные кнопки. Такие кнопки должны появиться и в квартирах — с их помощью можно будет связаться с круглосуточным постом видеонаблюдения. Вместо обычных аудиодомофонов в буклете анонсированы «интерактивные видеопанели».
В холлах запроектированы колясочные и даже туалет. Места общественного пользования будут облицованы керамогранитом с антискользящей поверхностью.
Квартиры и цены
Старинные дома «ЮИТ» привел в порядок еще два года назад, и сейчас почти все квартиры в них распроданы. Остался только один вариант — трехкомнатная квартира площадью 157,56 м2 за 40 млн рублей. В новых корпусах можно подобрать куда более демократичные варианты.
А вот совсем другая однокомнатная квартира площадью 56,36 м2. Первый корпус, 4 этаж, выходит на шумную Тульскую улицу. Тут уже кухня-гостиная 21,51 м2, спальня 19,41 м2, санузел, хоть и совмещенный, занимает 5,77 м2, а прихожая почти 10 м2. Цена вопроса — 8,8 млн.
Самая скромная двушка, которую мы рассмотрели, расположена в первом корпусе, только на 6 этаже, из окон, опять-таки, видна Тульская улица. Площадь такого варианта — 75,49 м2. Два санузла, просторная кухня 14,29 м2, большие комнаты — 24,24 и 19,03 м2. Стоимость — 13,7 млн.
За без малого 15 млн можно получить двустороннюю двушку, которая выходит и на Тульскую, и в тихий дворик. Первый корпус, 5 этаж. Общая площадь — 88,13 м2. Изюминка — большая ванная размером 7,32 м2.
Похожа по планировке квартира этажом ниже. Площадь — 113,51 м2, и комнат не две, а три. Цена — 16, 9 млн. В «Смольном проспекте» можно найти и более скромные трехкомнатные варианты. Например, 70-метровая трешка на 5 этаже второго корпуса за 15 млн и 77-метровая за 15,1 млн. Ну а самая дорогая 178-метровая трешка аж с тремя санузлами и 54-метровой террасой обойдется почти в 41 млн.
Отделка
В квартирах выполнена базовая отделка:
Доходный дом В. А фон Ренненкампфа
Доходный дом В. А фон Ренненкампфа Модерн
Жилой комплекс «Смольный проспект» (входит в состав)
История рода фон Ренненкампфов восходит к началу XVII в., многие представители этого семейства снискали славу на военной и гражданской службе Российской империи. В. А. фон Ренненкампф был состоятельным домовладельцем и высокопоставленным чиновником (его чин соответствовал званию генерал-майора в военной табели о рангах), занимал пост директора правления «Русского общества для выделки и продажи пороха» и владел кирпичным заводом.
(Буклет Жилой комплекс «Смольный проспект», Mary)
Судя по проектному эскизу будет устроен мансардный этаж.
В исторических домах будет 33 квартиры и 9 коммерческих помещений.
ЖК Смольный проспект
Планы домов 11, 13, 15.
ЮИТ отказался от сноса старинных домов на Смольном проспекте
Концерн «ЮИТ» во второй раз представил на градсовете концепцию жилого комплекса, который расположится между Тульской улицей и Смольным проспектом. Архитектор Рикардо Бофилл заявил, что застройщик отказался от планов по сносу исторических зданий. Переделал он и фасады: теперь они напоминают зодчему дворец.
В 2011 году участок площадью 2,9 гектара под бывшей мебельной фабрикой купило ЗАО «ЮИТ Санкт-Петербург», входящее в концерн «ЮИТ». Сразу было заявлено, что там будет выстроен элитный жилой комплекс на 500 квартир, однако подробности стали известны в конце прошлого года: в Петербург представить проект прилетел испанский архитектор Рикардо Бофилл.
В его исполнении жилой комплекс должен был являть собой периметральное здание с хаотичными по архитектуре фасадами. Работа зодчего предполагала снос трех исторических зданий, расположенных на Смольном проспекте, 11, 13 и 15, воссоздание фасадов и надстройку сверху стеклянных этажей.
Однако проект был забракован большинством голосов членов градсовета. «Если бы это было на углу с Балканской улицей, я бы сказал: „Никуда не годно, но и фиг с ним“», — так охарактеризовал представленную работу архитектор Никита Явейн. Сергей Орешкин поддержал коллегу: «Такого упрощенного градостроительного решения здесь не может быть — не может быть такой большой объем».
Сегодня господин Бофилл рассказал, что проект полностью переделали: «Если помните, в прошлый раз мы хотели оставить только фасады, а остальное перестроить. Это вызвало многочисленные протесты. Сейчас мы сохраняем здания полностью и проводим только реставрацию. Для застройщика это серьезная жертва — потеря по квадратным метрам».
По словам архитектора, «данный проект полностью соответствует всем нормативам во всех деталях». Более того, он отметил: «Мы бы не хотели вам представлять проект, который не был бы неорганичным и странным. Я бы не хотел, чтобы говорили: „Это проект Рикардо Бофилла“. Это проект Санкт-Петербурга!»
Сын Рикардо Бофилла Рикардо Бофилл, которому доверили доведение проекта до ума, заявил, что в нынешнем варианте жилой комплекс «больше похож на дворец, при взгляде на него получаешь сильное впечатление». Сын пояснил, что теперь решено перед главным 220-метровым фасадом, обращенном на Тульскую улицу, создать бульвар. В створе Смольного проезда будет создана арка, через которую проглядывает Смольный собор.
Потери после корректировки проекта составили около 15%, уточнил директор ООО «Научно-производственная фирма „Ретро“» Константин Петров. Его компания адаптирует испанский проект. В комментарии корреспонденту «Карповки» он подтвердил, что три дома на Смольном сохраняются реально, а не концептуально, однако их капитальным ремонтом и реставрацией будет заниматься отдельная структура.
Главный архитектор Петербурга, зампред комитета по градостроительству и архитектуре Юрий Митюрев проинформировал, что, по мнению комитета по охране памятников, нынешний проект в принципе соответствуют закону о зонах охраны. Единственное замечание — повышение на углу Синопской набережной и Тульской улицы. Но, сказал господин Митюрев со ссылкой на зампреда комитета по охране памятников Алексея Комлева, «если градостроительный совет сочтет это допустимым, КГИОП с этим тоже согласится».
Обновление. Проект большинством голосов был поддержан экспертами градсовета.
Пешеходная экскурсия — «По дороге до Смольного»
Предлагаем отправиться в увлекательную самостоятельную экскурсию по центру города на Неве. Наша цель — Смольный. «По дороге до Смольного» мы не теряем время даром, а осматриваем всё на своем пути. Вас ждут старинные и знаменитые топонимические объекты, памятники архитектуры и истории, красивые и выдающиеся достопримечательности.
Ведь Санкт-Петербург не зря считают музеем под открытым небом. Каждая улица Северной столицы чем-то славится, каждая площадь — прекрасна и уникальна, большинство памятников архитектуры, культуры и истории под охраной государства и в списке ЮНЕСКО как объекты всенародного и всемирного наследия.
Наша экскурсия посвящена достопримечательностям, которые расположены на Литейном проспекте и на улицах Захарьевской, Шпалерной, Потемкинской и Ставропольской, а также на площади Растрелли и в Смольном проезде. Протяженность маршрута — 3 км, приблизительное время прогулки — 2 часа.
Вы узнаете много нового и интересного о Санкт-Петербурге, пополните свой арсенал знаний. Заодно, вы прогуляетесь на свежем воздухе, что будет полезно для здоровья. Запаситесь нашими достоверными рассказами, своим превосходным настроением, соберите силы и корзиночку со съестным. Будет отдых в саду.
Если вы отправитесь всей семьёй — чудесно, детям будет интересно, впрочем, не менее, чем взрослым. А всё вместе и всем вместе прогуляться и побывать на такой славной экскурсии до Смольного — и физически полезно, и для общего развития не помешает. Выходим на станции метро «Чернышевкая». Интереснейшего вам путешествия!
МАРШРУТ
1. Новый Арсенал
Это район центра Санкт-Петербурга является одним из старейших и знатнейших со множеством исторических памятников, красивейших достопримечательностей, уникальнейших объектов культурного наследия нашей страны и мира. Об этих краях можно очень много говорить. Но лучше 1 раз пройтись тут и увидеть всё! Что мы вам и предлагаем, начиная с Нового Арсенала.
Между улицами Шпалерной и Чайковского в створе Литейного проспекта на участке дома № 3 в XVIII веке размещался Пушечный двор. В 1808 году на его территории было построено здание Нового Арсенала по проекту Фёдора Ивановича Демерцова. Здание на углах имело павильоны в виде триумфальных арок.
В первой половине 19 века здесь находилась Арсенальная гауптвахта, где содержался по делу о дуэли Михаил Юрьевич Лермонтов, позже тут содержался молодой Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин, задержанный по распоряжению Николая I за повесть «Запутанное дело». Отсюда писателя отправили в ссылку в Вятку.
Во второй половине 19 века в этом дворе обустроили Орудийный завод для производства пушек, для этого убрали колоннаду и триумфальные арки, упростили скульптурное оформление. В конце столетия здесь на заводе работал будущий основатель Петербургского политехнического института — князь Андрей Григорьевич Гагарин.
Рабочие завода принимали участие в февральской революции. В советское время здесь находилось Ленинградское артиллерийское техническое училище. С 2000-х размещается Михайловский военный артиллерийский университет.
АДРЕС
2. Большой Дом
Дальше нас ждёт Большой Дом. Это неофициальное название здания, в котором находится управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.
Раньше на его территории, между улицами Шпалерной и Захарьевской, на Литейном проспекте, 4 стояло здание Старого Арсенала В. И. Баженова. Затем в нём размещался Окружной суд. Но в 1917 году его здание сгорело. В 1931 году на этом месте по инициативе первого секретаря Ленинградского обкома ВКП(б) Сергея Мироновича Кирова заложили здание для ОГПУ— НКВД. Его открыли 7 ноября 1932 года.
Архитектура здания проста и монументальна, что заметно отличало его от других строений Ленинграда 1930-х. Выполненное в монументальных формах конструктивизма и выходящее сразу на 3 городские магистрали здание сразу стало архитектурной доминантой Литейного проспекта.
Один из авторов проекта, архитектор Н. А. Троцкий сказал про здание, что это
один из первых памятников нового направления, основанного на классических формах.
С 2001 года Большой дом включён в перечень объектов исторического и культурного наследия общероссийского значения в Петербурге.
АДРЕС
3. Захарьевская улица
Захарьевская улица обладает богатейшей историей и своеобразной магией, привлекающей сюда толпы туристов. Её протяженность всего 1 км. Но сколько в ней величия, что словами не передать! Улица располагается в центре Санкт-Петербурга и проходит от Литейного проспекта до Потёмкинской улицы.
Как только она ни называлась. В разные годы она носила следующие имена: 2-я от Невы реки линия, 2-я Береговая, 2-я от Невы реки, 1-я Артиллерийская линия, 1-я улица Артиллерийской слободы, 1-я Артиллерийская, 1-я, Артиллерийская, Пушкарская. Захарьевская улица — одна из старейших в Петербурге, она всего на 13 лет моложе города на Неве. Свое первое название она получила в 1716 году, а современное — в 1789 году. Её стали называть по церкви Захария и Елизаветы, которая находилась в доме № 22.
Первую церковь на этом месте освятили в 1747 году. Спустя 5 лет императрица Елизавета I повелела построить тут каменную церковь с двухъярусной колокольней. Храм был освящен в 1753 году. В дальнейшем церковь постоянно реконструировали и расширяли. В 1897-1899 годах была возведена новая церковь по проекту архитектора Леонтия Николаевича Бенуа в стиле елизаветинского барокко. Новую церковь освятили 14 января 1899 году. Её фасад украшали мозаичные иконы святых.
Церковь вмещала 1500 человек и была богатейшей в столице. Храмовый престол и лампады были выполнены в мастерской Фаберже. Иконостас, мозаичные иконы «Воскресение» и «Святой Александр», фасадные мозаики создавали знаменитые художники и мастера. Церковь принадлежала Кавалергардскому полку, казармы которого находились неподалёку. Одновременно она служила музеем полковой славы, в витринах были выставлены георгиевские кресты и медали, стояли штандарты, здесь же был небольшой памятник павшим в войне с Наполеоном.
Полковая Церковь святых Захарии и Елизаветы в 1789 году дала название родной улице. И она стала Захарьевской, которая сохранилась до наших дней. А церковь, к сожалению, была снесена в 1948 году. С 1923 года улица была переименована и носила имя российского революционера и поэта Каляева. Историческое название Захарьевской улице было возвращено 4 октября 1991 года.
Сегодня улица может похвастаться выдающимися памятниками архитектуры. На ней расположены Общежитие Виту, Египетский Дом, построенный в 1913 году для Ларисы Нежинской — жены статского советника, Особняк Нейдгарта — здание конца 19 века, поражающее горожан и приезжих великолепным оформлением. В инфраструктуру улицы входят магазины, аптеки, банки, рестораны, кафе, бары, отель и салон красоты.
4. Египетский дом
Продолжаем прогулку по Захарьевской улице. Недалеко от станции метро «Чернышевская» располагается Египетский Дом. Многие петербуржцы, если их спросить, что находится на Захарьевской улице, 23, могут в точности не ответить на вопрос. Но когда скажешь про Египетский Дом, то все сразу вспомнят, о какой достопримечательности идет речь.
Этот дом назван так неспроста. Его вид сразу ассоциируется с загадочными пирамидами, сфинксами, мифами и легендами древнего Египта. Его история не менее удивительная, чем внешний вид. В 1911 году жена статского советника Лариса Нежинская заказала архитектору Михаилу Согайло построить дом для сдачи внаем, но чтобы он был весьма оригинальным. В 1913 году дом был построен в стиле русского модерна. Как и желала его хозяйка, он произвел настоящий фурор.
Дом был передовым по тем временам — с продуманной планировкой и лифтом системы «Штиглер». Но больше всего он поражал, и поражает до сих пор, своим внешним видом. Его фасад украшают выступающие колонны, арки, барельефы с изображениями древнеегипетских богов и богинь, мифических существ, сцен из жизни на берегах священного Нила и т.д.
Специалисты-египтологи описывают дом следующим образом: его парадный вход, охраняемый колоссальными фигурами фараонов со всеми атрибутами власти, похож на врата в храм египетской богини Хатхор. Её лик также можно увидеть над аркой на уровне 2-го этажа. Здесь же просматривается крылатый светящийся диск — символ бога Ра. Выступающие из стен колонны увенчаны головами четырехликой богини любви. Но они изображены, как и остальные персонажи Древнеегипетской мифологии не совсем традиционно, а в угоду стилю модерн, в котором работал автор проекта.
Дом почти полностью сохранился в первоначальном виде, лишь в цокольном этаже появились окна. Своей изысканной хозяйке дом служил в качестве доходного, в нём люди снимали квартиры. Но с самого начала благодаря необычному оформлению дом считали очень элитным. Сейчас его тоже признают необыкновенным и эксклюзивным зданием, в нём престижно жить, а на первых этажах — открывать офисы, магазины, кафе. Хотя внутренний двор — это обычный петербургский двор-колодец, причем, требующий реставрации.
АДРЕС
5. Особняк Нейдгарта
На Захарьевской улице нас теперь привлекает особняк Нейдгарта, который появился здесь в 1849 году. Его возвели для главнокомандующего полка кавалергардов. Позже в нём проживали в разные годы: финский военный и государственный деятель шведского происхождения, барон — Карл Густав Эмиль Маннергейм и общественный деятель, представитель второй родословной линии старшей ветви рода Демидовых — Павел Александрович Демидов.
Когда петербургский сенатор по особо важным вопросам Дмитрий Борисович Нейдгарт приобрел этот особняк, его внешний облик и внутреннее убранство, фасады и залы приобрели заметный шарм, массу изысков, реальную красоту. Дом сильно преобразился, стал выдающимся, почему за ним и закрепилось имя последнего владельца. Для того, чтобы создать всю эту прелесть, Нейдгарт пригласил талантливейшего архитектора Ивана Александровича Фомина.
Обладая столь восхитительным внешним видом и внутренним убранством, особняк стал привлекать к себе элитных гостей, всю петербургскую знать того времени. Дом наполнился светской жизнью, в его интерьерах часто устраивали званые обеды, приёмы, музыкальные салоны, балы и маскарады. В наши дни особняк сохраняет традиции прежнего владельца, в его залах регулярно проходят конференции, семинары, презентации, деловые встречи, концерты, перфомансы и другие значимые мероприятия.
АДРЕС
6. Казармы Кавалергардского полка
Захарьевская улица не перестает удивлять туристов. Прогуливаясь рядом с трехэтажным жёлтым зданием, его длина может показаться бесконечной. Не зря местные называют его зданием длиною в квартал. Но запаситесь терпением, скоро можно будет остановиться, чтобы перевести дыхания, а заодно и прочитать на табличке сообщение о том, что был дом возведён в 1803-1806 годах великим Луиджи Руска.
Восторг способен также вызвать необыкновенный портик с колоннами, 2 статуи с изображением богов войны — Марса и Белоны. К тому же, недавно его фасады были отреставрированы, и сейчас радуют глаз своей свежестью. Это здание в начале 19 века занимали казармы кавалергардского полка ее императорского величества.
Углубимся в историю, намного раньше этот участок Захарьевской улицы, на которой сейчас размещается длиннющий дом, был связан с так называемыми «марсовыми утехами». Поначалу Петр I устроил здесь артиллерийские склады, позже, когда появились кавалергарды, государь поместил сюда казармы, конюшни, кузницу, манеж, полковую церковь, походную канцелярию.
Кавалергарды — почетная стража императора, которую задействовали во время смотров и различных торжеств. Она была учреждена в 1724 году. Петр I для торжественной коронации своей жены Екатерины I велел отобрать 60 офицеров. При Екатерине II был создан специальный кавалергардский корпус, состоящий только из дворян. Кавалергарды своим видом напоминали рыцарей. Форма для одного кавалергарда обходилась казне Российской империи в 1 000 рублей, деньги немалые по тем временам. Полк кавалергардов был сформирован в начале 1800 года, который почитали за обычный лейб-гвардии полк.
К 1806 году для лейб-гвардии кавалергардского полка тут выстроили казармы по проекту архитектора Руска в стиле классицизма. Его главный корпус дом № 41 выходил на Шпалерную улицу. Симметричный фасад с боковыми крыльями украшал 8-колонный дорический портик на уровне 2-го этажа. На Захарьевской улице, 22 располагались конюшни и кузница, манеж — на Потёмкинской, 1. Как уже говорилось ранее, в доме № 22 находилась церковь Кавалергардского полка, которую снесли в 1948 году.
АДРЕС
7. Потемкинская улица
Оказавшись на Потёмкинской улице, тоже могут разбегаться глаза от избытка достопримечательностей. Но сначала поговорим о её истоках. Потёмкинская улица начинается от Кирочной улицы, тянется вдоль Таврического сада и выходит на Воскресенскую набережную реки Невы, соединяя Кирочную и Шпалерную улицы. Потёмкинская улица берёт свое начало с XVIII века. В 1739—1743 годах на ней происходила активная застройка домами, в которых селились военные Кавалергардского полка, и она больше напоминала военный городок.
В XIX столетии улица была полностью застроена, появились дома для гражданских лиц. В начале 20-го века неподалёку от казарм на улице Потемкинской, 3 был построен особняк «Дом с тремя грациями» по проекту архитектора Санкт-Петербурга — Вильгельма Ивановича Ван-дер-Гюхта, военного инженера, выпускника Академии Художеств. Архитектура здания — яркий образец модного в то время стиля — необарокко. До 1915 года этот неординарный архитектор возвёл в столице много зданий и в других продвинутых стилях той эпохи, таких как модерн и эклектика.
Невозможно не восхититься великолепием «Дома с тремя грациями», который, поговаривают, служил домом свиданий для военных Кавалергардского полка. Глаз радуют розово-зефирные фасады, воздушная башня, изысканные эркеры, изящные балконы, восхитительная лепнина, мужественные атланты и неподражаемые скульптуры 3-х Граций. На флюгере выведен год закладки — 1906 (построено здание в 1907 году). При СССР тут были коммуналки, сейчас — элитные апартаменты. Здание имеет богатую кинематографическую историю, в его интерьерах снимали американскую версию «Евгения Онегина». «Дом с тремя Грациями» прославился в нескольких отечественных кинолентах.
Сегодня в доме № 2 по Потемкинской улице находится выставочный зал «Цветы», в доме № 4 — киноцентр «Ленинград». За время своего существования улица неоднократно меняла свои названия. С 1776 года по манежу Кавалергардского полка, который здесь находился, ее называли Артиллерийской Поперечной улицей, с 1798 года в честь Таврического сада её величали Таврической, лишь в 1871 году приобрела свое современное название и тоже благодаря вышеупомянутому саду, владельцем которого вместе с одноимённым дворцом был князь — Григорий Александрович Потёмкин.
8. Таврический сад
Живописный Таврический сад — памятник садово-паркового искусства в центральной части Санкт-Петербурга. Его площадь 21,1 га. Сад был разбит в 1783—1800 годах английским садовым мастером В. Гульдом во время строительства Таврического дворца, который находится уже на Шпалерной улице и его осмотр входит в маршрут нашей экскурсии, но чуть позже.
Георгий Александрович Потёмкин — русский государственный деятель, создатель Черноморского военного флота и его первый главнокомандующий, генерал-фельдмаршал. Императрица Екатерины II высоко оценила заслуги героя в победе Крымской войны, в деле присоединения к России Крыма, известного с античных времен под древнегреческим названием Таврида, и пожаловала своему фавориту титул князя Таврического и эти усадебные земли. Сад и дворец составляют единый ландшафтно-архитектурный комплекс.
С 1866 года Таврический сад открыт для общественного посещения. При советской власти сад не раз переименовывали. С 1930 по 1940 год он был Парком культуры и отдыха имени Первой пятилетки, с 1958 по 1985 год — Городским детским парком, только в 1985 году ему вернули его исконное и современное имя.
В Таврическом саду можно увидеть памятник-бюст выдающемуся русскому композитору Петру Ильичу Чайковскому, скульптурную композицию Сергею Есенину, выполненную из белоснежного карельского мрамора и изображающую поэта сидящим на лавке под кроной роскошного дерева, а также памятник пионерам-героям, воздвигнутый в честь юных пионеров, геройски погибших в Ленинграде в годы Великой Отечественной войны.
Наконец, тут можно перекусить. Как раз середина нашей экскурсии. Мы предлагаем присесть удобно на лавочку и отлично отдохнуть, заодно почитать стихи про Таврический сад.
В сказке-стихотворении «Мойдодыр» знаменитого русского поэта, детского писателя Корнея Чуковского в Таврическом саду за главным героем гналась мочалка:
Я помчался, как от палки,
А она за мной, за мной
По Садовой, по Сенной.
Я к Таврическому саду,
Перепрыгнул чрез ограду,
А она за мною мчится
И кусает, как волчица…
Таврическому саду было посвящено несколько стихотворений русского поэта, детского писателя Александра Семёновича Кушнера, живущего неподалёку. Одно из них так и называется — «Таврический сад» (1982). Произведение вошло в одноимённый сборник поэта 1984 года, а позже — и в одноимённую книгу его избранных стихов (2008):
Тем и нравится сад, что к Тавриде склоняется он,
Через тысячи вёрст до отрогов её доставая.
Тем и нравится сад, что долинам её посвящён,
Среди северных зим — берегам позлащённого края,
И когда от Потёмкинской сквозь его дебри домой
Выбегаю к Таврической, кажется мне, за оградой
Ждёт меня тонкорунное с жёлтой, как шерсть, бахромой,
И клубится во мгле, и, лазурное, грезит Элладой.
АДРЕС
9. Таврический дворец
Приближаясь к Таврическому Дворцу, о котором мы немало уже говорили по ходу экскурсии, нельзя не восхититься от души его многозначительности и глубине задумки. Дворец внешне, в общем, выполнен архитектором Стасовым просто и незатейливо, в стиле русского классицизма безо всякого вычура, но от него веет таким непередаваемым шармом, что дух захватывает. И на это есть объяснения.
Скромность внешних фасадов дворца можно объяснить с позиции характера самого его владельца, внешне обычного человека, не любившего шумихи вокруг себя. Но с такой огромной внутренней харизмой и душевной мудростью, сердечного патриотизма и геройства, что отразилось во внутреннем убранстве дворца, изобилующее исключительной роскошью и великолепием. Неудивительно, дворец — отражение портрета и характера хозяина.
Императрица Екатерина II, по велению которой был возведен Таврический дворец для светлейшего князя Потёмкина, обладала тончайшим вкусом и хорошо разбиралась в людях. Дворец был выстроен к 1789 году. На возведение и отделку дворца царица не пожалела 400 000 рублей золотом. Одним из его украшений была античная статуя Венеры Таврической, попавшая в Россию при Петре I.
Для князя Григория Потёмкина-Таврического, который занимался Новороссией и не слишком часто бывал в те времена в столице, дворец служил петербургской резиденцией. После смерти князя он стал резиденцией для императоров. Его интерьеры задействовали и для политики. Так, в 1906 – 1910 годах залы дворца использовали парламентарии для размещения Государственной Думы, во время Февральской революции в них размещался Временный комитет Государственной думы, а затем и Временное правительство, в его стенах появился Петроградский совет рабочих депутатов, наконец, до 1917 года здесь заседал ВЦИК Советов.
В XXI веке дворец является штаб-квартирой Межпарламентской ассамблеи государств — участников Содружества Независимых Государств. В нём собирается Совет Законодателей — особый совещательный орган обеих палат Российского Парламента. В здании работает петербургский филиал телерадиокомпании «Мир».
АДРЕС
10. Шпалерная улица
Шпалерная улица располагается в центре Санкт-Петербурга между Гагаринской улицей и площадью Растрелли. Старейшая улица, известная с 1727 года как Первая линия, затем Первая Береговая улица; с конца XVIII века ее величали Воскресенской улицей (набережной), названной в честь собора Воскресения Словущего. В 1857 году была названа Шпалерной улицей по мастерским Шпалерной мануфактуры, которые переехали в Петербург из Екатерингофа и разместились на улице Шпалерная, 29. С 1918 по 1991 год улица носила имя большевика И. А. Воинова, трагически погибшего здесь в 1917 году.
Эта улица также с очень богатой историей. Её застройка началась в XVIII веке, на ней появились Кикины палаты, особняк графа А. Д. Шереметева (дом № 18), в 1783—1789 годах по велению Екатерины II был возведён архитектором И. Е. Старовым Таврический дворец для князя Потёмкина (Шпалерная, 47).
При Александре I на улице в домах № 41 – 43 появились казармы и манеж Кавалергардского полка, затем Скорбященская церковь (Шпалерная, 35а). При Николае I на пересечении улицы с Литейным проспектом построили офицерские казармы лейб-гвардии Конной артиллерии и 1-й Артиллерийской бригады.
Построили тут водопроводную станцию с башней, первую в России ДПЗ или следственную «образцовую тюрьму», известную как Шпалерка (Шпалерная, 25), доходные дома. Для большевиков большую известность Шпалерной улице принёс тот факт, что вечером, накануне свержения Временного правительства, Владимиру Ленину удалось проникнуть по Шпалерной улице к Смольному, миновав пост конных юнкеров. Этот эпизод отлично описан в рассказе В. Пелевина «Хрустальный мир» (1991).
В 1931—1932 годах на Шпалерной улице, 23 (Литейный пр., 4), на месте сгоревшего Окружного суда был построен «Большой дом», о котором мы говорили ранее в нашей экскурсии. Помимо всех названных выше достопримечательностей, сегодня на улице можно познакомиться ещё и с такими, как дом № 6, где жил композитор М. П. Мусоргский, № 18 — особняк графа А. Д. Шереметева, музей «Вселенная воды», который находится в здании водонапорной башни. Рассказ об этих достопримечательностях вас ждёт впереди.
Продолжая двигаться по Шпалерной улице, в глаза может броситься яркий пример единства и контраста исторических эпох. На Шпалерной, 60-62 построен современный жилой комплекс на месте Главных артиллерийских, Аракчеевских казарм 1757-1800 гг. и жилмассива 1930-х. Рядом стоит бронзовая статуя российского революционера, основателя и главы ВЧК — Феликса Эдмундовича Дзержинского, и находится здание Центрального государственного архива. На углу Таврической в 2007 был установлен памятник (работы скульптора Яна Неймана и архитектора Станислава Одновалова) герою Первой мировой войны — генералу Алексею Брусилову. Место установки выбрано неслучайно, неподалёку находилась офицерская кавалерийская школа, где генерал учился и преподавал.
11. Водонапорная Башня – Музей воды
Прогуливаясь по Шпалерной улице, встретишь интересный объект — водонапорную башню. Говоря о её истории, стоит отметить, что до середины XIX века водой петербуржцев снабжали водовозы. Их тяжкому и такому необходимому труду посвятили памятник. Правда, он был установлен спустя 200 лет, в 2003 году около первой в Санкт-Петербурге водонапорной башни. Место выбрано неслучайно. Памятник с изображением мужчины, тянущего за собой по булыжной мостовой тяжелую тележку с бочкой воды, поставили возле той водной доминанты, из-за которой водовозы лишились работы.
Труд водовозов в Петербурге был востребован до 1858 года, когда император Александр II издал указ о строительстве первой и главной в Петербурге водопроводной станции. Она была запущена в ноябре 1863 года и состояла из водонапорной башни, высотой в 50 метров, и насосной станции. Воду закачивали из Невы в огромный резервуар, которая самотеком растекалась по магистральным трубам, обеспечивая водой всю центральную часть столицы.
Это сооружение в те времена служило чудом инженерной мысли. Однако при строительстве был допущен важный просчет. Трубы прокладывали неглубоко, по европейским меркам, и уже после первых сильных морозов водопровод вышел из строя. Только спустя 3 года, когда станцию модернизировали, она заработала без перебоев.
Особого внимания заслуживает героическая страница истории Водонапорной башни в страшные блокадные дни. За 900 дней от бомбежек и голода на своих рабочих местах погибло 882 работника водоканала. Их имена увековечены на плитах мемориального комплекса.
В 2003 году в здании водонапорной башни, давно утратившей свое предназначение, открылся «Музей воды Санкт-Петербурга». На 3-м и 4-м, а также на 6-м этажах Водонапорной башни размещены тематические экспозиции, в холле установлен удивительный фонтан. В подземных резервуарах расположен «Музей Вселенная воды Санкт-Петербурга», открытый в 2008 году к 150 годовщине петербургского Водоканала.. При желании можно будет в любое время вернуться сюда и познакомиться с его роскошными коллекциями, посвященными истории системы водоснабжения огромного города, развитию канализации и водопровода у разных народов в разные эпохи и многим другим интересным темам. Тут можно увидеть уникальные интерактивные макеты, например, макет исторического центра города, даже макет человека, наглядно демонстрирующий, сколько содержится воды в каждом из наших органов, и многие другие эксклюзивные экспонаты.
АДРЕС
12. Кикины палаты
Приближаясь к концу Шпалерной улицы, можно увидеть необычное здание. На фоне других построек по-особенному выглядит его архитектура, сразу взор притягивает, так называемая, «ступенчатость», начинаясь с его центральной трехэтажной части и распространяющаяся на двухэтажные боковые. Интересно смотрятся два выступающих ризалита, затейливые фронтончики, завершающие боковые крылья, лопатки и волюты на фасаде, а также двух-маршевое крыльцо.
Кикины палаты являются памятником архитектуры петровского барокко, старейшим домом в центре Санкт-Петербурга, одного из немногих сохранившихся от петровского Петербурга, единственным дошедшим до нашего времени, принадлежавшим адмиралу-советнику, одному из сподвижников Петра I — Александру Кикину.
Сообразно высокому положению Кикин обладал богатой недвижимостью: дворцом на Адмиралтейском острове (Дворцовой набережной), участком на месте Зимнего дворца, усадьбой на Выборгской стороне, домами в окрестностях Петербурга, богатыми палатами в Москве. Но больше всего он любил дом на Первой береговой линии, сейчас это нечетная сторона Шпалерной улицы.
Палаты Кикина отличались необычной импозантностью, элитарным стилем, что полностью отвечало вершине славы их хозяина. Всё говорит об экстерьере богатейших палат столицы. Увы, странный и страшный факт состоит в том, что эти палаты были построены недалеко от смоляного двора в 1714-м году, через 4 года Кикин был казнён за организацию побега из России царевича Алексея Петровича, в 1720 году Кикины палаты были перестроены и взяты в казну.
В 1719—1727 годах в здании находилась коллекция петровской кунсткамеры и личная библиотека Петра I. С 1733 года тут размещались канцелярия, лазарет и церковь лейб-гвардейского Конного полка. В 1829 году некоторый декор барочного стиля был уничтожен, дом перестроили по проекту архитектора Александра Штауберта.
Кикины палаты сильно пострадали от бомбёжек в блокадное время, однако в 1952—1956 годах архитектором Ириной Бенуа интерьерам был возвращён первоначальный вид. С 1979 года в здании бывших Кикиных палат располагалась Детская музыкальная школа № 12 Центрального района, а с 1995 года на её базе открыли СПб ГБНОУ «СПб музыкальный лицей».
АДРЕС
13. Смольный собор
Мы подошли к Смольному Собору. Смольный Собор заслуживает огромнейшего внимания. Будучи выстроенным по проекту талантливейшего архитектора Франческо Растрелли в пышном елизаветинском барокко, он привлекает туристов со всего мира. С самого начала появления Собора на левом берегу Невы совершенством его пропорций и изяществом декоративного убранства восхищались ценители зодческого искусства, даже те которые не испытывали симпатии к данному стилю.
Например, архитектор Джакомо Кваренги, несмотря на свои противоположные взгляды на строительство и даже враждебность по отношению к Растрелли, однажды остановился у главного входа в Смольный собор, повернулся к нему лицом, снял шляпу и восхищенно воскликнул: «Ecco una chiesa!» Вот это храм!» Говорят, что подобное видели неоднократно и слышали эти восторженные возгласы от Джакомо не раз, когда архитектор проходил мимо Смольного.
Славится Собор своей историей. У императрицы Елизаветы Петровны было желание провести последние годы жизни в монастыре. Она вспомнила о Смольном дворце, где она провела свои девичьи годы, почему он звался Девичьим. Государыня приказала на его месте возвести монастырь для девушек из дворянских семей. Себя она видела в качестве настоятельницы, поэтому велела выстроить отдельный дом.
Разрабатывать проект и руководить строительством был назначен Растрелли. Торжественная церемония закладки собора состоялась 30 октября 1748 года. Были выстроены фундаменты и фасады. Вскоре началась Семилетняя война с Пруссией, что замедлило возведение собора. Далее отделкой занимался архитектор Ю.М. Фельтен, завершал строительство архитектор В. П. Стасов. Собор открыли в 1835 году.
В 2010 году в честь 175-летнего юбилея Смольного собора Санкт-Петербургский монетный двор выпустил памятную медаль. Также к юбилею был выпущен специальный конверт.
Всё подробности в аудиогиде о Смольном Соборе
АДРЕС
14. Смольный Институт
В завершении нашей пешеходной экскурсии также уникальнейшее здание с роскошной архитектурой и историей. После основания города на Неве на территории нынешнего Смольного проспекта находился Смоляной двор, где хранили смолу для Адмиралтейской верфи и флота.
Но строительство этого здания началось в самом конце царствования Екатерины II. Интереснейшая деталь, как уже было сказано выше, архитектором Смольного Собора был Франческо Растрелли. А Смольный институт был выстроен по проекту архитектора Джакомо Кваренги. Как вы помните из рассказа о Смольном Соборе, оба архитектора, хоть и итальянского происхождения, но принадлежали к разным школам зодческого искусства. И представьте, оба выстроили рядом разные по стилю строения, которые рядом весьма гармонично смотрятся.
Смольный Собор — это образец пышного елизаветинского барокко, в то время как Смольный институт — это памятник архитектуры классицизма. Дело в том, что Собор возводился при императрице Елизавете, когда в архитектуре была мода на барокко, а Институт строился при Екатерине Великой, во времена расцвета классицизма в Европе.
В плане архитектуры Смольный Институт продолжает цепочку общественных зданий 1790-х годов, в которых Кваренги варьирует одни и те же палладианские мотивы. До 1917 года в здании располагался Смольный институт благородных девиц — первое в России женское учебное заведение, положившее начало женскому образованию в стране.
Институт был основан по указу Екатерины Второй в 1764 году, чтобы «дать государству образованных женщин, хороших матерей, полезных членов семьи и общества». По уставу заведения девочки должны были поступать в заведение не старше 6 лет от роду и оставаться там 12 лет, до 18 лет. Раньше этого срока покидать Институт ни одной воспитаннице не разрешалось, даже по просьбе родителей.
Императрица была уверена, что таким образом можно будет создать «новую породу людей». В 1765 году при институте, учреждённом изначально для дочерей дворянской знати, открылось отделение «для мещанских девиц» (недворянских сословий, кроме крепостных). Здание для Мещанского училища было возведено архитектором Ю. Фельтеном.
В 1917 году институт был переведён в Новочеркасск. В опустевшем здании расположился штаб по подготовке к восстанию большевиков, которым руководил Петроградский военно-революционный комитет. Ещё год Смольный служил штаб-квартирой большевистского правительства и лично для В. И. Ленина. В ноябре 1917 года здесь проходил Всероссийский съезд советов, принявший декреты о мире и земле.
С целью подчеркнуть роль Смольного как колыбели революции в середине 1920-х его реставрировали. Архитекторы В. А. Щуко, В. Г. Гельфрейх оформили вход пропилеями. Р. Ф. Катцев, А. И. Гегелло разбили на его территории регулярный сквер. В 1927 году установили памятник Ленину. В 1932 году в саду появились также бронзовые бюсты К. Маркса и Ф. Энгельса.
С 1918 по 1991 годы в здании располагался Ленинградский городской Совет депутатов трудящихся и городской комитет ВКП(б)/КПСС. С 1996 года в здании Смольного Института находится резиденция губернатора Петербурга. Внутри можно посетить Государственный историко-мемориальный Санкт-Петербургский музей, в экспозицию которого входят экспонаты и материалы, отражающие историю здания, города и страны.