село акузово сергачского района история

Замолвите словечко за село

село акузово сергачского района история. Смотреть фото село акузово сергачского района история. Смотреть картинку село акузово сергачского района история. Картинка про село акузово сергачского района история. Фото село акузово сергачского района история

Фото автора и из семейного альбома Георгия Святкина

Замолвите словечко за село

– Как что? Земля родная, – судя по интонации, для Евгения Викторовича Сорокина это так очевидно. Ни на секунду не мешкает он с ответом на мой вопрос, что держит его столько лет в деревне Зимняки, где жилых домов осталось – пальцев рук хватит, чтобы перечесть.

На брёвнах, под гармошку

Про деревушку эту в Сергачском районе, тесно соседствующую с селом Акузово, узнала я от Георгия Ивановича Святкина. Прочёл он в нашей газете статью «Матрёнино окошко» («НП» от 29 сентября) – про деревню Бутаки – одну из многих, покинутых когда-то коренными жителями. Откликнулся на призыв рассказать о таких же полузаброшенных островках сельской глубинки.

– Вот она, родина моя, – Георгий Иванович рассыпает передо мной на столе убелённые сединами времени старые фотографии.

– Это родительский дом и усадьба, – перебирает снимки. – Это молодёжь наша на брёвнах гуляет. Тогда почти у каждого дома брёвна сложенные были. Вот на них и собирались – танцевали под баян, гармошку. Посиделок тогда в деревнях не было, только в селе…

И слово-то вроде понятное – посиделки. Только вот что оно тогда означало?

– Девушки снимали у хозяйки дом, – терпеливо объясняет Георгий Иванович. – А вечером парни да девчата с гармошкой шли по селу и заходили в каждую посиделку. Их могло в селе штук 20 быть. Устраивали там танцы, пели песни, влюблялись.

Где-то видела я нечто подобное… Ах, да. «Весна на Заречной улице». Помните?

О том, что связывало исчезнувшую деревню Заставка с вождём мирового пролетариата, читайте в одном из номеров «НП».

«Не могу без этих мест»

– Сейчас в Зимняках домов девять жилых осталось, остальные или заброшены, или разрушены, – вздыхает Святкин. – Деревня фактически стала одной из улиц Акузова. А когда-то домов 300–400 было. Сильный колхоз «Памяти трёх коммунаров». Но колхоз приказал долго жить, школу в Акузове закрыли. Да и из коренных жителей в основном старики. Молодёжь подалась в город, на родину так и не вернулась. Давно пора словечко за деревню замолвить…

Не собирался возвращаться после армии и племянник Георгия Ивановича Евгений Сорокин. Тот самый, для которого Зимняки – земля родная. Поработал в городе три годочка, но домой тянуло. На берег речки Пьяны, извилистой лентой несущей свои воды к Суре. К лесам и заливным лугам зимняковским. К берёзовой роще, где в стародавние времена местная мордовская эрзя языческие праздники отмечала, а позже молодёжь на Троицу собиралась…

– Родина моя тут, – просто говорит Евгений Викторович. – А как с родиной расстаться? Отец мой тут лежит, дед, прадед. Матушка ещё с нами. Сотый год пошёл – дай ей Бог здоровья. Трудно ли, спрашиваете? Да мы уж привыкли. Пасека выручает, сад, рыбачу. Сын вон тоже не хочет в городе жить. Говорит: шумно там.

– Уж не знаю, как это называется, – смеётся Сорокин. – Не могу я без этого места.

– Был бы помоложе, с удовольствием тоже вернулся, – грустит Георгий Иванович Святкин. – Теперь уж что? Мне ж 85…

…А на месте родительского дома – пустое место…

Молчит «звонок»…

У нашего постоянного читателя и автора Петра Александровича Родина из рабочего посёлка Воскресенское – своя незаживающая рана на сердце. А сердце его навсегда осталось в родной деревне Фатьянково, что в Перевозском районе.

«С которой бы стороны ни заезжал я в свою родимую деревушку, сначала показывался почти идеальный круг одновозрастных, уже устаревших берёз. Заезд к ним был и есть по сей день для меня обязательным. Они окаймляют Орловский погост. Недавно попытался узнать фамилию местного жителя, который во времена давние опоясал берёзовым кушаком места захоронения усопших из пяти деревень округи. Тщетно. Оказалось, не помнят имени того подвижника даже девяностолетние старухи. А вот то, что это было и замыслом, и воплощением одного человека, многие охотно подтверждают:

– Как же, слышали от стариков: жил такой дедок в селе Шпилёве. Он в одиночку и посадил эти берёзы. Ещё воду для полива на лошадке в бочке подвозил»…

Щемящее начало рассказа Петра Александровича про своё Фатьянково и про одного лишь из его жителей – гармониста Женю Зёрина. Удивительный, вынимающий душу сказ о любви, предательстве и верности. О жизни простой, деревенской. Такой, какая есть. Нет, была…

– Мы с земляками обсуждали проект памятника своему родовому гнезду, – рассказывает Пётр Александрович. – По нашей идее он должен был стоять на месте бывшего «звонка» в нашей исчезающей деревушке. А «звонок» – это лемех негодный железный под немудрёным крытиком тёсовым. В него звонили – сигналили колхозникам, когда пора на работу выходить. В него же часто-часто колотили (сполох били) при пожарах и других бедствиях. Так вот, подумали крепко мы с друзьями и отказались от своей идеи. Представили, как, сговорившись, приезжаем к заветному и дорогому сердцу месту, а из разросшегося репейника торчат острые обрезки цветмета с обрывками наших фамилий…

Нет, дорогой Пётр Александрович, лучше уж не представлять…

– Царапнул по сердцу ваш материал «Матрёнино окошко», – продолжает Родин. – Можно, конечно, искать виновных в исчезновении родимых деревень, лить слёзы. Но что толку? А вот рассказать про ушедшие и уходящие Соловьихи и Чернышихи, привезти домой своих детей и внуков с надеждой, что не у кого-то, а именно у них появится желание поселиться в ветхой избушке, пусть пока в статусе дачника, – вот это надо делать. Что касается моей родной деревеньки, то прошлую зиму жила в ней 75-летняя Нина Аркадьевна Ляпина – последний коренной житель.

Надо, говорите, рассказывать. Обязательно будем. С вашей, конечно, помощью, дорогие читатели. А вам, уважаемый Пётр Александрович, спасибо за отклик и трогательные рассказы о земляках. И за это стихотворение-посвящение – отдельный поклон.

Матрёнино окошко

Я не знаю, взгрустну ли, заплачу ли,

Когда самый последний дом,

На сарай иль дрова предназначенный,

Разберут мужики с багром.

От избы не останется брёвнышка.

За деревню же, стало быть,

Будет так же садиться солнышко,

А здесь некому будет жить.

Земляки, мы бездомные странники.

Не от печки ль родной кирпич

В намолённых буграх конопляников

Будет душу мою лечить?

Ты позволь, моя тихая родина,

Уходя от родимых ворот,

Захватить с собой кустик смородины,

Запах ивы, полей и болот.

Родословная

Калифорнии больше нет. Давно. Исчезла с карты. Правда, не американской. Нашей, Нижегородской области. А ведь была у нас в Сеченовском районе цветущая деревня с иноземным названием. Входила в состав Липовского сельсовета. Последние её жители переселились в соседнюю Липовку ещё в начале девяностых прошлого века. А восемь лет назад, 31 июля 2008 года, деревню упразднили официально. Откуда же она у нас появилась такая, с заморским именем?

По одной из версий, звалась она когда-то просто – Канифоровка (Калифоровка). Но местный помещик, побывавший в Америке во второй половине XIX века и впечатлившийся калифорнийской золотой лихорадкой, переименовал своё поместье. Надеялся, что жители будут купаться в роскоши. Тщетно. Да и название среди местных, говорят, не прижилось. Они так и звали свою деревню по-старому – Канифоровка. Но паспорта, где в графе «Место рождения» значилось «Калифорния», показывали и до сих пор показывают не без гордости.

От редакции.

Дорогие читатели! Расскажите нам истории заброшенных или вернувшихся из небытия деревень. Подскажите, в какие из них съездить. Чтобы остались они не только в списке безлюдных, но и в памяти тех, кто бросил там свои корни. Ждём ваших писем по адресу: 603006, Нижний Новгород, ГСП-417, улица Варварская, 32 или на почту info@pravda-nn.ru. Не забывайте делать пометку «Деревенские сказания».

село акузово сергачского района история. Смотреть фото село акузово сергачского района история. Смотреть картинку село акузово сергачского района история. Картинка про село акузово сергачского района история. Фото село акузово сергачского района история827

Источник

Историческое поселение обнаружили в Нижегородской области при строительстве автомагистрали

село акузово сергачского района история. Смотреть фото село акузово сергачского района история. Смотреть картинку село акузово сергачского района история. Картинка про село акузово сергачского района история. Фото село акузово сергачского района история

Городище бронзового века находится у села Акузово в Сергачском районе

Поселение бронзового века обнаружили в Нижегородской области во время подготовки территории под строительство автомагистрали М 12. Городище находится вблизи села Акузово в Сергачском районе. Об этом сообщается на сайте государственной компании «Автодор».

Находку исследовали сотрудники института археологии РАН. Они дали поселению название Акузово.

Городище располагается на площади 9 тысяч квадратных метров. На его территории было обнаружено 13 сооружений, некоторые из которых служили древним людям жильём, а некоторые – загонами для скота.

Знатоки древности собрали в Акузово значительную коллекцию артефактов: кремневые орудия, лепную керамику, топоры, ножи, отбойники из бронзы, приспособления для прядения, глиняные грузила разных размеров, кости рыб, а также фрагмент бронзового рыболовного крючка.

Найденные каменные стрелы позволяют судить об охотничьем промысле населения.

Находки свидетельствуют о том, что люди здесь жили с середины второго тысячелетия до нашей эры до первого тысячелетия нашей эры. Эта эпоха в лесной полосе европейской России до сих пор изучена не достаточно хорошо. Между тем, бронзовый век представляет особенный интерес для понимания общих исторических процессов.

Археологические работы в Акузове стали первыми масштабными мероприятиями по исследованию памятников бронзового века в пойме реки Пьяна.

Всего за время подготовки территории под строительство скоростной автомагистрали Москва – Нижний Новгород – Казань исследователи РАН обнаружили 25 объектов археологического наследия. Находки располагаются во Владимирской, Нижегородской областях и в Чувашии. Большинство из этих памятников уже изучены.

Ранее мы писали о том, что археологи обнаружили следы древней крепости в Арзамасе. Работы ведутся в процессе реконструкции городской канализации.

Источник

Археологи обнаружили два поселения эпохи бронзы в Нижегородской области

село акузово сергачского района история. Смотреть фото село акузово сергачского района история. Смотреть картинку село акузово сергачского района история. Картинка про село акузово сергачского района история. Фото село акузово сергачского района история

Керамический сосуд, обнаруженный в погребении в поселении Акузово–6

Институт археологии РАН

Российские археологи провели охранно-спасательные работы на месте будущей автомобильной дороги «Москва — Нижний Новгород — Казань», в результате которых раскопали два поселения эпохи бронзы, относящихся к поздняковской культуре. В Акузово-4 основными находками оказались остатки двух жилищ и одного хозяйственного или сакрального сооружения, а также фрагменты керамики, каменные орудия и глиняные грузила. В Акузово-6 археологи обнаружили 13 крупных построек, два погребения, а также многочисленные черепки, каменный инвентарь и несколько металлических артефактов. О результатах раскопок сообщается в пресс-релизе Института археологии РАН.

В эпоху поздней бронзы между XVII/XVI и XIII/XII веками до нашей эры в Волго-Окском междуречье и прилегающих районах получила распространение поздняковская археологическая культура, названная так по одноименному поселению в Нижегородской области. Эта культура, по всей видимости, сформировалась на основе смешения мигрировавших из лесостепной зоны племен срубной культуры с местным населением лесной зоны. Основные памятники этой культуры — это поселения на коренных и надпойменных террасах рек и озер, а также курганные и грунтовые могильники.

Археологи из Волжской экспедиции Института археологии РАН провели охранно-спасательные работы на месте будущей автомобильной дороги М12 «Москва — Нижний Новгород — Казань». В ходе работ на юго-востоке Нижегородской области они обследовали два поселения бронзового века — Акузово-4 и Акузово-6, располагавшихся в пойме реки Пьяна.

село акузово сергачского района история. Смотреть фото село акузово сергачского района история. Смотреть картинку село акузово сергачского района история. Картинка про село акузово сергачского района история. Фото село акузово сергачского района история

Очаг в одной из построек поселения Акузово–6

Институт археологии РАН

В поселении Акузово-4 археологи раскопали участок площадью 5503 квадратных метра, где обнаружили остатки оснований двух жилищ в виде подпрямоугольных ям площадью 45 и 52 квадратных метра. По мнению ученых, сооружения имели столбовую конструкцию стен, на что указывают остатки ям по периметру. Также археологи нашли остатки третьего сооружения подпрямоугольной формы площадью 98 квадратных метров, у входа в которое находилось кострище с фрагментами глиняной обмазки, а также единичными костями животных. По всей видимости, сооружение было связано с хозяйственной или сакральной сферой.

На территории памятника ученые обнаружили коллекцию артефактов. Большая часть предметов представляет собой керамические черепки, орнаментированные узором «жемчужина», а также гребенчатым штампом, треугольными вдавлениями или насечками. Кроме того, были найдены наконечники стрел, каменные скребки, песты и глиняные грузила. По данным исследователей, находки датируются серединой II тысячелетия до нашей эры и относятся к восточному варианту поздняковской культуры.

село акузово сергачского района история. Смотреть фото село акузово сергачского района история. Смотреть картинку село акузово сергачского района история. Картинка про село акузово сергачского района история. Фото село акузово сергачского района история

Кремневые наконечники стрел

Институт археологии РАН

На памятнике Акузово-6 археологи вскрыли участок площадью около девяти тысяч квадратных метров, где они обнаружили остатки 13 сооружений площадью от 86 до 200 квадратных метров. Они располагались на небольшом расстоянии друг от друга (от двух до десяти метров). Четыре постройки оказались наземными и имели столбовую конструкцию стен, причем в них не было найдено остатков очагов, что указывает на вероятное хозяйственное использование. Девять сооружений, по всей видимости, были полуземлянками, уходящими в землю на 40–65 сантиметров. Во всех из них находились фрагменты сосудов, бытовые предметы и кости животных, что указывает на их использование в качестве жилищ.

Самая большая постройка размером 12×17 метров находилась в центре поселения и также имела столбовую конструкцию. У выхода из нее археологи нашли остатки очага и большой хозяйственной ямы с бытовым мусором. В центре этого сооружения находился очаг с глиняной обмазкой, а его пространство делилось на три «комнаты». По всей видимости, это был большесемейный жилой дом.

село акузово сергачского района история. Смотреть фото село акузово сергачского района история. Смотреть картинку село акузово сергачского района история. Картинка про село акузово сергачского района история. Фото село акузово сергачского района история

Вскрытая площадь памятника Акузово–6

Институт археологии РАН

Археологам также удалось обнаружить кремневую мастерскую со столбовой конструкцией стен и очагом. Площадь этой постройки составляла 48 квадратных метров. В ходе раскопок здесь нашли более 400 кремневых отщепов и восемь каменных орудий. На памятнике также были обнаружены два погребения: одно по обряду ингумации, второе — кремация. Керамическая коллекция, собранная в Акузово-6, представляет собой более 40 тысяч фрагментов глиняных изделий и 15 разбитых сосудов. Отдельные находки составляют наконечники стрел и дротиков, скребки, резцы и проколки, а также крупные каменные орудия — топоры, булавы, терочники, отбойники и песты.

Ранее на N + 1 уже рассказывали об охранно-спасательных работах, предваряющих строительство дороги «Москва — Нижний Новгород — Казань», проведенных под Муромом, где раскопали пять памятников эпохи мезолита. Кроме того, недавно мы сообщали об исследованиях захоронения из Андреевского кургана 1, возраст которого около 3890 лет.

Источник

Мордво-крещенский приход села Акузова Сергачского уезда Нижегородской епархии

История села Акузова

Акузово отстоит от Нижнего-Новгорода на 153 версты и от Сергача на 15 верст. Расположено село на ровном левом берегу реки Пьяны, которая в своем извилистом течении опоясывает Акузово с западной, южной и восточной сторон прихотливой лентой. Во время разлива реки вся местность около Акузова с этих трех сторон покрывается водой на далекое расстояние, а после спада воды пойма покрывается тучной травой, дающей в обилии сбор сена, и только северная сторона, свободная от поймы, представляет удобную почву для полеводства. Вслед за поймой и полями непрерывным кольцом тянутся на далекое пространство (верст на 40) леса, особенно на север, так что Акузово в этом кольце лесов при обилии влаги редко когда терпит от засухи, но почти всегда с ранней весны и до глубокой осени вязнет в грязи.
В версте от Акузова в Пьяну впадает небольшая речка Пара, с вершин правого берега которой видны села и деревни на далекое пространство. Близ устья этой речки у Акузовцев есть священная поляна, куда и только исключительно сюда, а не в другое место совершаются крестные ходы всем приходом для общественных молебнов во всех бедственных случаях, посещающих приход.
Население Акузова состоит из Мордвы племени Эрзя. Когда образовалось Акузово как поселок, неизвестно, но то несомненно, что в XVII веке оно уже существовало, и так как Акузовцы оставались до поры до времени глухи к просветительным мерам церковного и гражданского правительства, то в силу указа царя Феодора Алексеевича от 16 мая 1681 года дни из свободных обращены в поместные, вотчинным владельдем которых в XVIII веке был князь Дадиан.
Хотя указ царя от 16 мая 1681 года был, так сказать, условный относительно Мордвы, „упрямством своим во святую Православную Христианскую веру Греческого закона не крестившейся” ибо указом повелевалось „Мордве сказать, чтобы они, поискав благочестивой христианской веры Греческого закона, крестились все, а буде они креститься не похотят, и им сказать, что они отданы будут в поместья и в вотчины. Так будет, станут приходить и крещение просить, а как они крестятся, и им во всяких податях даны будут льготы на шесть лет и свобода от поместий и вотчин. А помещикам и вотчинникам сказать, что они испомещены будут, вместо тех взятых поместий и вотчин, по рассмотрению иноверцами ж некрещенными-Темниковской и Кадомской Мордвой” (Пол. Соб. Зак. т. II, № 867).
Но так как Акузовская Мордва после состоявшегося указа более 60 лет „не просила крещения,“ втечение которых обстоятельства неоднократно менялись и сила указа потерялась, то она, испомещенная за упрямство в 1681 году, и по крещении своем в 1743 году осталась в крепостничестве, так как крестилась при действии новых законов и оставалась в этом крепостничестве до отмены его 19 февраля 1861 года. От князя Дадиана Акузовская Мордва перешла во владение чрез покупку к Кригс-Шталмейстеру Феодору Мосолову, по смерти которого Акузовская Мордва была разделена во владение на три части, или общества, между его родичами и в этом трехчастном владении Акузовскую Мордву настала воля 19 февраля 1801 года.

Крещение жителей Акузова

Акузовская Мордва приняла Христианство в начале действия конторы новокрещенских дел, когда просветительная деятельность новоучрежденной миссии (11 сентября 1740 г.), долженствовавшей действовать в районе тогдашних громадных по пространству губерний Казанской, Нижегородской, Тамбовской и Астраханской с их многочисленными провинциями, уездами, пятинами и станами, коснулась, и Акузовской Мордвы. До местному преданию успехам в обращении к Христианству Акузовокой Мордвы содействовал и сам владелец ее князь Дадиан, который устроил так, что Мордва зараз крестилась в р. Пьяне.
Вслед за просвещением Акузовской Мордвы наскоро была устроена в деревне Акузове молитвенная часовня, к которой по представлению конторы новокрещенских дел Нижегородской епархиальной властью были определены, согласно разрешению Святейшего Синода (Пол. Собр. Зак. № 8792, п. 2), два священника, дьякон и четыре церковника с тем, чтобы они новокрещенных в закон детей их грамоте обучали и всячески тщились в них христианские обычаи вводить. А пока церковь строится, при часовне церковной требы исправляли бы и в строении церкви надлежащий присмотр имели бы. Но предположенная к построению в Акузове церковь устроена была не в Акузове, а в Березовке. Вероятно потому, что Березовка оказалась нейтральнее Акузова по отношению к тем мордовским поселкам, какие были назначены в состав образуемого прихода, тогда как
Акузово оказалось на краю их и при том по другую сторону реки Пьяны по отношение к ним. Тем не менее, круг церковно-богослужебных книг, разная церковная утварь и колокола в силу высочайшеутвержденного доклада Сената от 28 сентября 1748 года были высланы в Акузовскую церковь, о чем свидетельствуют надписи на казенных церковно-богослужебных книгах, хранящихся до сего времени в Березовской церкви. Надписи эти одинаковы на всех книгах, разница только в числе и годе высылки: “Сия книга… по присылке из Московской типографии и по приказу Преосвященного Димитрия, Епископа Нижегородского и Алатырского, отдана из Духовной Его Преосвященства Консистории безденежно Января 4 дня 1745 года (на других — 4 Мая 1748 г.) Нижегородского уезда, Порецковской пятины, Закудимского стана в новокрещенное село Акузово к новоназначенной у новокрещенных церкви”.
Церковь в Березовке, к которой приходом причислена была и Акузовская Мордва, отстроена и освящена 31 Октября 1752 года в честь Рождества Христова духовных дел правителем села Порецкого иротопопом Симеоном по благословению Преосвященного Вениамина (Пуцек-Григоровича), Епископа Нижегородского и Алатырского.

Возведение церкви в Акузове

Намеченное в самом начале по принятии Христианства Мордвой в село Акузово по особым обстоятельствам продолжало оставаться приходской к Березовке деревней свыше ста лет, но память о назначении Акузова селом не оставляла Акузовцев и только тяготевшее над ними крепостничество связывало им руки приняться за осуществление изначальной мысли просветителей их предков. Как же скоро рухнуло крепостное право, акузовцы деятельно принялись за выполнение назревшего желания выстроить в Акузове церковь и выделиться в самостоятельный приход.
Ходатайствуя перед Епархиальной властью о разрешении построить им у себя в деревне церковь и о выдаче им на сей предмет сборной книжки, Акузовцы указывали скромную причину своего желания — семиверстное расстояние от Березовской приходской церкви, трудность сообщения с приходом по грязным и ухабистым болотистым и лесным дорогам, опасная, а иногда и невозможная, переправа через Пьяну в вешнее и осеннее время по неотложным требам.
Получив разрешение и благословение на богоугодное дело построения храма от Преосвященнейшего Нектария, Акузовцы, сообразно своим средствам, чтобы не отягощать себя обложениями, положили не строить нового храма, а присмотреть где-либо готовый. Такой храм оказался в селе Утке, где за построением в 1848 г. каменного храма деревянный стоял праздно. На собранный по книжке деньги и добровольно пожертвованные приходом в размере 1000 руб. Акузовцы приобрели сказанный уткинский храм, перевезли его в Акузово и поставили в центре села на площади в расстоянии 100 саженей от жилых строений 17 Февраля 1864 г. совершено освящение Акузовской церкви во имя Святителя и Чудотворца Николая, но до 1870 года она оставалась приписной к Березовской церкви и причта своего пока не имела, так как для его обеспечения не было еще выполнено всех необходимых условий. К 1870 году Акузовцы из своего надела выделили 1 1/2 десятины под усадьбу причта и построили для него общественные дома, а господа Мосоловы в обеспечение причта нарезали из своих угодий пахотной и сенокосной земли 36 десятин. Сверх того Акузовцы обязались выдавать причту ругу в количестве 110 рублей в год помимо добровольных даяний за требоисправления.
Сообразно количеству населения Акузова штат причта при Акузовской церкви назначен из двух членов: священника и псаломщика, которые и определены сюда в 1870 году. И с того времени Акузово стало самостоятельным приходом в составе одного села с населением в 1050 душ обоего пола, жительствующих в 165 домах.
В 1875 году Акузовскую церковь посетил Высокопреосвященнейший Иоанник и по обозрении ее сказал: „хотя церковь и не велика, но благоукрашена“. Этому благоукрашению Акузовской церкви много способствовал нижегородский коммерсант некто Пахомов, ныне уже умерший. Он стал благотворителем Акузовского храма по следующему случаю: пасынок его — ученик Нижегородской гимназии Александр Большев приехал на летние каникулы в Акузово к управляющему имением гг. Мосоловых Павлу Жеребцову и здесь во время купания утонул в Пьяне. Юношу похоронили в ограде при церкви. „За упокой этого юноши Александра Пахомов и вложил значительные приклады в Акузовскую церковь. От него она имеет:

1) сребропозлащенный потир с принадлежностями,
2) несколько ценных икон и облачений церковных, воздухов и риз священнических и
3) колокол в 60 пудов.
Кроме Пахомова в Акузовскую церковь поступили пожертвования:
а) от г-жи Ек. Ф. Мосоловой — Евангелие напрестольное в меднопозлащенной оправе;
б) от П. Жеребцова — два напрестольных сребропозлащенных креста и потир;
в) от г-жи Козловой — священнические ризы ценностно в 200 рублей и
г) от церкви села Ветошкина — круг церковно-богослужебных книг и много церковных облачений, пелец и воздухов.

Особенности жителей села Акузово

До 1889 года в Акузове считалось умеющих читать и писать человек 6 — 10, из которых одни учились в Березовской школе, а другие выучивались почти самоучкой. 20 Сентября 1889 года в Акузове открыта церковно-приходская школа и число грамотных в приходе с того времени постепенно увеличивается.
Не смотря на то, что Акузовский приход образовался всего 22 года назад, в нем священствует уже четвертый по счету священник.

Сообщ. Аполлон Мажаровский

Источник: Нижегородские епархиальные ведомости № 12 от 15 Июня и № 13 от 1 Июля 1893 года

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *