санаторий дорохово история усадьбы

Санаторий «Дорохово». Взгляд обывателя.

С прошлого года в Московской области за счет средств медицинского страхового обеспечения (МСО) у инвалидов и пенсионеров появилась возможность лечиться в местных санаториях. В Рузском районе это санаторий «Дорохово».

Воспользоваться этим шансом я хотел еще прошлой осенью, но мое присутствие на футбольных матчах в октябре под проливным дождем, щегольский выход в легком белом костюме в том же октябре на презентации магазина по реализации продукции изготовленной руками инвалидов в Норд-Хаусе, закончились для меня абсцессом легкого.

Зато я очень понравился в белом костюме Дашке. Вот он принц её жизни, подумала Дашка, и просчиталась.

В общем, вместо санатория я попал в отделение хирургии. Врачи спасли меня от отека легкого, но посещать санаторий в ближайшее время запретили.

Пришлось перенести заезд на курорт Дорохово на более позднее время. Второй раз моя очередь подлечиться подошла 4 февраля. Зимой, да еще в самый мороз оказаться на санаторном лечении не самое подходящее время, но отказываться повторно, я посчитал не приличным. Пришлось ехать.

В санаторий меня привез папа на своей машине в субботу. Час с лишнем пришлось потратить на регистрацию. Заезд был большим. Хотя оформлением документов занимались сразу троя человек, пришлось посидеть в очереди. При моем оформслении произошла заминка. Девушка, занимающаяся мной, узнав, что у меня первая группа инвалидности, и что я собираюсь остаться в санатории один, была сильно удивленна.

– Как Вы будите без сопровождающего? У нас здесь никакие помощники не предусмотрены, – объясняла она.

– Я в няньках не нуждаюсь, взрослый уже, обслуживаю себя сам, – пришлось дать пояснение.

Вызвали дежурного врача. Дежурный лекарь, к моему удивлению, не стал чинить никакие препятствия и дал согласие на мое пребывание.

Девушка продолжала заполнять документы.

– Только на первый этаж не селите, – прекрасно понимая, что из-под пола будет тянуть холодом, попросил я.

– А как же Вы, будите подниматься наверх, – удивленно спросила она.

– По лестнице ногами пойду.

Поняв, что сморозила глупость, оформительница смутилась. Тем не менее, определили меня на второй этаж первого корпуса.

Курорт «Дорохово» довольно красивое заведение, построенное больше полувека назад в духе сталинского ампира.

Три первых трехэтажных спальных корпуса там построены впритык друг к другу. Вместе с изящно спроектированной полукругом столовой со всевозможными колоннами и ажурной лепниной образуют неимоверно длинный замок. Попасть во внутренний двор этого строения можно только через встроенные в корпусах арки-подворотни.

Номер, который мне предоставлен был рассчитан на двоих человек. На тот момент я оказался в нем единственным проживающим. Мое жилище мне понравилось. Пусть маленькое, но функционально удобное. Удобные кровати, тумбочки, прихожая, встроенный гардероб, шкаф, в котором стоял небольшой цветной телевизор белорусского производства, холодильник, совмещенный санузел: туалет, душ, умывальник – полный комфорт, одним словом. Вспомнил свое последнее пребывание в санатории «Саки» в Крыму в 1992 году, где были четырехместные спальни и общие туалет и умывальник один на весь этаж. Однако прогресс за последние двадцать лет явно на лицо.

По длинному коридору прошли в столовую. Столовая оказалась здесь же на втором этаже. Довольно стильное помещение с картинами, барельефами и узорчатой лепниной. Накормили обедом очень даже вкусно. Так меня не кормили ни в одном еще курортном заведении. За две недели, что я там пробыл, на плохое питание пожаловаться не могу. Выяснив, что в выходные никакого обследования и лечения не будет, я отбыл домой. Очень даже хорошо, когда санаторий около дома. Можно отдыхать без отрыва от разных дел. Я, например, отдыхая, вел статистику районного мини-футбольного первенства.

В воскресенье немного размышлял, когда мне вернуться в «Дорохово» вечером или утром в понедельник. Решил, дабы не вставать рано утром, уехать под вечер. И не ошибся. Соседа мне тогда еще не подселили, но в двери моего номера уже лежала записка о посещении врача в 7-30. Обычно я так рано не встаю. Но пришлось постараться, чтобы не опоздать во время на прием.

Врач назначил ванные, ЛФК, электромагниты на желудок и бассейн.

– Вообще-то, я не умею плавать, – признался я врачу.

После завтрака пошел в лечебный корпус расписывать процедуры. Здание, где занимались лечением, находилось рядом в минутах семи ходьбы. Но идти нужно было по улице. А на февральские дни моего пребывания пришлись самые сильные морозы до – 20 о С. Не очень комфортным получилось лечение. Во вторник утром я принял первую ванну, а уже вечером у меня началась простуда: потекло из носа, поднялась температура и т.д.. От лечения пришлось временно отказаться. До следующего понедельника боролся с ОРЗ, глотая таблетки.

Благодаря финансированию из средств ОМС, санаторий был заполнен под завязку. Но в основном это были люди пенсионного возраста. Так что в, плане «знакомства с дальнейшим продолжением», там полный голяк, как говорят мои друзья.

В понедельник 6-го февраля ко мне подселили соседа. Дмитрия Михайловича Носальского, моего земляка, Жителя поселка Тучкова, ветерана Великой Отечественной войны. В свои 84 года он выглядел очень даже здорово, бодрячком и оказался отнюдь не занудой. Поладили мы с ним сразу.

Увидев впервые меня, он протянул:

– Как догадались? – в свою очередь спросил я.

– Я же тебя в центре Тучкова не раз видел, – ответил он.

Из чего я сделал вывод, что личность я в Тучково довольно популярная.

Дмитрий Михайлович рассказал мне много чего интересного про войну, про свою трудовую жизнь. Воевал в разведке, прошел от Волги до Берлина. Сейчас Носальский единственный из ныне живущих в Рузском районе ветеранов Великой Отечественной войны, бравших Берлин.

Освоился я в санатории быстро. Да и времени на адаптацию у меня особо не было. За обеденным столом, если возникала надобность, мне помогали соседки. В общем, все было отлично. Мир наш не без добрых людей. Постоянно в этом убеждаюсь. Была одна заминка с медсестрой из первого корпуса, к которой я обратился измерить давления. Мадам вдруг обратилась к врачу и сказала:

– Может быть Вы этому дураку смерите давление?

Но я парой тактичных фраз быстро поставил её на место. В конце концов, в семье не без урода. Весь остальной персонал был великодушен и тактичен.

Морозы в то время стояли жуткие. Из развлечений там клуб, в котором днем крутили старые советские фильмы, а вечером устраивали либо танцы, либо песни под караоке. Учитывая, что на «танцульках» собирались одни пенсионеры, я предпочитал все свободное время коротать в номере перед телевизором. По нему транслировалось каналов семь. Скука конечно, но жить можно. Лишь в последний вечер я отважился сходить на концерт Людмилы Лядовой. В зале было изрядно холодно, но забит он был почти битком, да и Лядова зажигала в свои восемьдесят с хвостиком, как молодая.

Из-за простуды полечиться я смог только неделю. Три раза сходил на ЛФК и несколько сеансов электромагнитов сделал. В последний день, когда я уже окончательно оправился от болезни, хотел окунуться в бассейне. Увы, медсестра не пустила. Начала доказывать, что кто-то там в душе поскользнулся, повредил руку. Что я обязан ходить с сопровождающим.

– Вы обязаны…, – что-то пыталась она мне доказать.

– Я никому ничем не обязан, – резко оборвал я ее. – А рисковать или не рисковать своей жизнью – это мое личное дело. Вероятность того, что я себе что поврежу, на много ниже, чем Вы себе думаете.

– Я на себя ответственность не возьму, – отрезала она.

Вынужден признать, что по-своему она права. Лично к ней претензий никаких. Только жить мне в мире идиотских ограниченней уже порядком надоело.

В целом, санаторием «Дорохово» я остался доволен. Правда, зимой лечиться там бесполезно. Развлечений там никаких, это, конечно, большой минус. Думаю, там летом там на много приятнее. Можно вечрами с наслаждением гулять по большому, аккуратному парку. Вот только колясочнику там делать нечего. Никаких пандусов и лифтов там близко нет, да и облицовка ступеней на крыльце в клубе и лечебном корпусе очень скользкая. В остальном же все по высш ему разряду.

Источник

Андрей Демин: «Территория творчества – душа ландшафта Старой Рузы»

Старая Руза. Здесь были написаны стихи Л. Ошанина, произведение «Цусима» Новикова-Прибоя, «Лес» Демидова, «Подпасок» Замойского, «Солнечный клад» Перегудова, «Внук лошевода» М. Пришвина и многие другие. Здесь бывали и творили Б. Пастернак, К. Чуковский, С. Маршак, Б. Окуджава, Р. Рождественский, М. Карим, Ч. Айтматов, В. Распутин, А. Толстой, А.Серафимович, С. Сергеев-Ценский, В. Вересаев. Писал свои картины Р. Фальк. Позднее здесь работали режиссер Р. Симонов, С. Ростоцкий, Н. Михалков, М. Калатозов, Г. Чухрай, Е. Ташков, А. Тарковский, Э. Рязанов, композиторы К. Молчанов, Э. Артемьев, А. Зацепин, А. Эшпай, М. Таривердиев, А. Новиков, Ю. Левитин, М. Дунаевский, Е. Жарковский, А. Хачатурян, Д. Шостакович, Д. Кабалевский, Г. Свиридов, И. Дунаевский, С. Туликов, М. Минков, В. Комаров, Т. Хренников, Р. Глиэр, В. Масс, В. Соловьев-Седой, Р. Щедрин, К. Листов, А. Шнитке; актеры О. Табаков, Г. Гриценко, Е. Дмитриева, А. Кузнецов, В. Афанасьев, Е. Листова, О. Андровская, О. Ефремов, Е. Симонова, В. Белокуров, Л. Утесов; поэты А. Пахмутова, К. Симонов, Е. Евтушенко и многие другие.

Есть ли еще подобное место в России, которое могло бы похвастать таким же созвездием имен великих деятелей российской культуры? На вопросы интернет-портала «Подмосковье сегодня» отвечает Андрей Демин, основатель Общества благоустройства курортной местности «Старая Руза».

– Андрей, расскажите, что вас связывает со Старой Рузой? Как начинался проект благоустройства местности?

– Начну с того, что я не краевед и не историк. И вообще, не житель Рузского городского округа. Так получилось, что я в течение десяти лет практически каждый день по рабочим делам бывал здесь. И утром, и вечером, проезжая мимо Старой Рузы, этого уникального не только для Московской области, но и для всей России «гения места», видел постепенное запустение этой «мекки» творческой советской интеллигенции. Местные жители называют это место «золотым треугольником». Здесь расположены: Дом творчества писателей Малеевка, Дом творчества композиторов «Руза» и Дом творчества ВТО (Всероссийское театральное общество) «Актер».

Старая Руза – не простой природный ландшафт. Перепад рельефа и слияние двух древних рек – Рузы и Москвы – сформировали это место как особенное и даже сакральное. Очевидно, что именно Старая Руза являлась в древности центром округи. Это подтверждают и местные краеведы. Поверьте, у меня нет праздной задачи преувеличивать значение Старой Рузы, просто как проектировщик я оцениваю своеобразие этого места по достоинству.

Самое ценное в Старой Рузе не природный, а уникальный культурный ландшафт, то есть тот, который предполагает участие человека. Я называю это место «намоленным», поскольку по количеству творческих людей, которые здесь в XX веке отдыхали и работали, Старая Руза стоит в ряду с такими историко-культурными святынями, как Комарово и Переделкино. Территория творчества – это и есть тот самый «гений места», душа ландшафта Старой Рузы. Вне всякого сомнения, это одухотворенное место.

санаторий дорохово история усадьбы. Смотреть фото санаторий дорохово история усадьбы. Смотреть картинку санаторий дорохово история усадьбы. Картинка про санаторий дорохово история усадьбы. Фото санаторий дорохово история усадьбы

–Что притягивало этих людей в Старую Рузу? Как появились три Дома творчества, которые вы упомянули?

– Начиналось все с Малеевки – усадьбы известного журналиста и издателя Вукола Михайловича Лаврова. Он был дружен с Чеховым, и, к слову, одна из построек его усадьбы послужила прототипом «дома с мезонином» из одноименного рассказа Антона Павловича. Не только Чехов, но и все известные писатели, произведения которых печатал Лавров, бывали у него в усадьбе. Значение дореволюционной Малеевки сравнимо с Истрой или Бабкино, где отдыхали Левитан и Чехов. Эти культурные символы подмосковной истории уже восстанавливаются и пользуются популярностью у туристов. Но, на мой взгляд, основная ценность писательской Малеевки связана с советским периодом.

В 1927 году усадьба Лаврова перешла в ведение Литфонда, и в Малеевке был организован загородный Дом московских литераторов. Существовала такая социальная практика первых лет советской власти – бывшие подмосковные усадьбы передавали под санатории, детские лесные школы, оздоровительные учреждения. Я считаю, власти вполне разумно распорядились Малеевкой, передав ее в ведение Литфонда и обеспечив преемственность этого литературного места. В каком-то смысле Малеевке повезло, поскольку таким образом она сохранила писательский дух, свою уникальную ауру.

В Малеевке образовалась настоящая творческая коммуна, в которую входили самые крупные писатели того времени: Аркадий Гайдар, Лев Кассиль, Исаак Бабель, Константин Паустовский, Иван Соколов-Микитов и многие другие. Речь идет не только о литераторах 1930-х годов, можно бесконечно перечислить имена практически всех советских писателей и поэтов XX века, вплоть до позднесоветских: Евгения Евтушенко и Андрея Вознесенского, Юрия Нагибина и Анатолия Алексина…Стихотворение Беллы Ахмадулиной «Малеевка, как нежно, грустно. » было написано здесь в 1997 году. Это был уже закат Малеевки.

У меня есть основания полагать, что и Переделкино, и Николина Гора, и даже мое бесконечно любимое и с архитектурной, и с культурной точки зрения Комарово под Санкт-Петербургом по плотности знаменитых имен на квадратный километр уступают Старой Рузе. При этом и Переделкино, и Комарово, и даже дачный поселок «Советский художник» в Песках под Коломной имеет охранный статус объекта культурного наследия, а в Старой Рузе такого статуса до сих пор нет.

Итак, Дом творчества Малеевка – это первое место, с которого началось формирование уникального «творческого кластера». В конце сороковых неподалеку от писателей «поселились» музыканты – Дом творчества композиторов «Руза». И тогда же рядом появилась третья точка «золотого треугольника»: Дом творчества Всесоюзного театрального общества (ВТО).

санаторий дорохово история усадьбы. Смотреть фото санаторий дорохово история усадьбы. Смотреть картинку санаторий дорохово история усадьбы. Картинка про санаторий дорохово история усадьбы. Фото санаторий дорохово история усадьбы

– А какое место в этом творческом треугольнике занимает санаторий «Дорохово»?

– Санаторий «Дорохово» появился уже в пятидесятых, и это четвертая площадка, хотя она и не принадлежала какому-либо творческому союзу. «Дорохово» – это оздоровительно-санаторный комплекс, но так как он единственный избежал запустения девяностых, именно здесь теплилась атмосфера и традиции Старой Рузы. В этом большая заслуга директора дома культуры санатория «Дорохово»: Павел Павлович Куль в процессе утраты творческой атмосферы соседних Малеевки, Дома творчества композиторов и «Актера» собрал вокруг себя и сохранил оставшиеся крупицы культурной истории Старой Рузы.

Санаторий «Дорохово» появился в Старой Рузе тоже неслучайно, поскольку эта местность уже была знаменита среди московской элиты. Здесь до революции находилось имение купца Красильникова. На стрелке при впадении Рузы в Москву был удобно сплавлять древесину. Кстати, остатки этого корабельного леса сохранились и сегодня. После революции на базе имения Красильникова был открыт Дом отдыха для трудящихся Москвы и области. В 1941 году три месяца территория дома отдыха была оккупирована: немцы сожгли все здания. А после войны здесь на глубине 440 метров была разведана минеральная вода, и ее целебные свойства оценены специалистами, которыми было рекомендовано организовать здесь санаторий. Существующее подковообразное здание главного корпуса в стиле «сталинский ампир» открыли 28 мая 1958 года.

санаторий дорохово история усадьбы. Смотреть фото санаторий дорохово история усадьбы. Смотреть картинку санаторий дорохово история усадьбы. Картинка про санаторий дорохово история усадьбы. Фото санаторий дорохово история усадьбы

Почему я задерживаю внимание на скважине санатория «Дорохово»? Дело в том, что она по градостроительным нормам имеет охранную зону, которая охватывает довольно обширную территорию. Именно охранная зона минерального источника уберегла Старую Рузу от хаотичной коттеджной застройки девяностых годов. Таким образом, ландшафт благодаря санаторию не был задушен в «тесных объятиях» дачников и практически сам собой музеефицировался.

Но, не смотря на то, что природное окружение сохранилось (к сожалению, ураган 2010 года выкосил значительную часть берегов речки Вертошинки), сколько-нибудь аутентичной архитектуры в Старой Рузе практически не осталось. Ни в одном из бывших домов творчества нет каких-либо ценных исторических объектов. В «Актере» построены современные корпуса. В Малеевке главный корпус пришел в упадок и был снесен по «техническим» причинам. Усадьба Лаврова еще в послевоенные годы была довольно сильно видоизменена, а сейчас на территории не осталось никаких следов дореволюционных построек. Тем ни менее, я считаю, что архитектура – это не стены, а то, что между ними. В этом отсутствии объектов, неосязаемости даже есть свой символизм, ведь Старая Руза ценна именно духом: музыкой, литературой, театральностью. Вдохновить отдыхающих на творчество во всех его проявлениях – вот задача нашего проекта.

санаторий дорохово история усадьбы. Смотреть фото санаторий дорохово история усадьбы. Смотреть картинку санаторий дорохово история усадьбы. Картинка про санаторий дорохово история усадьбы. Фото санаторий дорохово история усадьбы

– До вас кто-то пытался популяризировать Старую Рузу?

– История нашего проекта началась совсем недавно, с мая прошлого года, но в 2000-х годах подобные попытки предпринимал энтузиаст, писатель и патриот Малеевки Николай Николаевич Чайка. Его любовь к истории литературы XX века была исключительной. Сохранилась часть его библиотеки с автографами знаменитых авторов. Он буквально из-под ковша экскаватора вытаскивал витражные стекла, портал камина, бюст Серафимовича и другие ценности Малеевки. У меня сложилось представление о Николае Николаевиче как о настоящем энтузиасте музейного дела. Он на своей даче собирался создать частный музей, посвященный Малеевке, но неожиданно умер, будучи еще совсем не старым человеком.

– Никто не продолжил его дело? Так и не получилось создать музей?

– Трудно что-либо сделать, когда все завязано на одного человека, пусть даже на энтузиаста. Почему Старая Руза выглядит так, будто она никому не нужна? Ответ прост: похоже она на самом деле никому не нужна. Энтузиаст в одиночку не сможет изменить ситуацию. Именно поэтому свою первую задачу, пусть это покажется странным, я вижу вовсе не в создании музея. Вокруг много интересных музеев с уникальными экспонатами на пыльных полках, в которых, к сожалению, нет жизни. Я уверен, что в Старой Рузе сначала надо создать сообщество единомышленников из краеведов и неравнодушных жителей, готовых организовать интересную экскурсию или культурную программу или туристический маршрут. И вот если этот первый этап получится реализовать, тогда и музей появится.

Именно в этом заключается концепция нашего общества благоустройства курортной местности «Старая Руза». Это, прежде всего, социальный проект, объединяющий людей. Я человек сторонний, и если моя идея не вдохновит энтузиастов, к сожалению, ничего не получится. Наша команда, конечно, предпримет первые шаги, определенные усилия, но тянуть проект бесконечно без содействия местных жителей будет невозможно.

– В чем главная ценность творческого кластера Старой Рузы для России?

– Российская традиция музейного дела очень противоречива и многострадальна. Мы «что имеем, не храним, потерявши плачем». Этакий комплекс собственной истории. С одной стороны, учитывая слабую материальную культуру (вот и в Старой Рузе ничего не сохранилось) нашему туристу дома смотреть нечего, вроде как за границей интереснее. С другой стороны, для иностранного туриста наша самобытность исчерпывается куполами, лаптями, самоваром, матрешками или теперь вот автоматом Калашникова. Мы или завидуем Западу, или, юродствуя, впадаем в другую крайность: с квашеной капустой, застрявшей в бороде. А ведь искусство – это слияние, синтез культур. Творчество не терпит границ. Старая Руза – это не отдельные звезды, а целые созвездия. Жизни не хватит, чтобы исследовать эти миры. Синергетический эффект от такого соседства трудно переоценить. Творчество этих советских гениев в XX веке не просто сохранило, а преумножило великое гуманитарное значение России Х l Х века в мировом культурном ландшафте. И что в итоге? Старая Руза неизвестна не то чтобы иностранцам, даже не все местные жители понимают ее истинное значение.

В этой связи выскажу мысль, на которую меня натолкнули школьники-участники литературного конкурса «Гении Вместе» в рамках нашего проекта. Как известно, в Старой Рузе, в Доме творчества композиторов любил работать Микаэл Таривердиев. Он жил в небольшом коттедже, сочинял музыку, и именно здесь он написал музыку для фильма «Ирония судьбы, или С легким паром!». К композитору для работы над песнями к фильму приезжала тогда еще малоизвестная Алла Пугачева. Таривердиев был заворожен интонацией и тембром ее голоса. Тем ни менее, услышав концертное исполнение своих произведений, он запретил Пугачевой исполнять эти, ставшие впоследствии знаменитыми, песни. Он как автор имел право. И примадонна ни на одной сцене, ни в одном городе не исполняла песни из фильма «Ирония судьбы». И я сказал детям, что эту тонкую и нежную «таривердиевскую» Россию мы, увы, потеряли.

санаторий дорохово история усадьбы. Смотреть фото санаторий дорохово история усадьбы. Смотреть картинку санаторий дорохово история усадьбы. Картинка про санаторий дорохово история усадьбы. Фото санаторий дорохово история усадьбы

Однако ребята возразили: а что если бы Микаэл Таривердиев не запрещал Пугачевой исполнять эти песни? К чему это культурное высокомерие? Алла Пугачева – самая популярная певица России конца ХХ века, несомненный культурный лидер страны, и если бы она пела песни Таривердиева, а не свой часто разухабистый репертуар, может быть, мы были бы сегодня другими? Эта история не про Таривердиева и Пугачеву, а о запрете, о нравственных границах. Искусство вообще-то запретов не терпит. В нем должно быть взаимопроникновение и, следовательно – взаимопонимание.

– Кто подключился к вашему проекту и вошел в команду уже на первом этапе?

– Инициативная группа Общества благоустройства курортной местности «Старая Руза» насчитывает уже довольно много участников: Инна Борисова, методист туристических программ, Марина Закуткина, архитектор, Юлия Симутова, краевед. Нам активно помогает Анна Бальцер, руководитель отеля «Актер», который благодаря усилиям Александра Александровича Калягина, руководителя Союза театральных деятелей России, начал возрождаться. Это уже второй вернувшийся к жизни, из трех вышеперечисленных домов творчества. На очереди Дом творчества композиторов «Руза», концепцию развития которого разрабатывает управляющий Константин Белоконь. Стратегическую поддержку проекту обеспечивает Григорий Алексеевич Иванченко, директор санатория «Дорохово» и директор культурного центра «Дорохово» – Павел Павлович Куль. Координатор проекта – Наталья Иванова, председатель объединения краеведов «Рузский край».

санаторий дорохово история усадьбы. Смотреть фото санаторий дорохово история усадьбы. Смотреть картинку санаторий дорохово история усадьбы. Картинка про санаторий дорохово история усадьбы. Фото санаторий дорохово история усадьбы

В составе нашего Общества благоустройства курортной местности «Старая Руза» есть и юридические лица: отели «Актер-Руза» и «Малеевка» в лице управляющей Анастасии Миронычевой, санаторий «Дорохово», ДТК «Руза» и администрация сельского поселения «Старорузское» в лице Главы Анатолия Григорьевича Толкачева. Конечно же, мы работаем в сотрудничестве с Рузским районным музеем и его директором Евгением Есютиным. Рузский молодежный центр и его руководитель Татьяна Лысенко нам помогает волонтерскими программами. Все мы, включая руководство всех старорузских гостиничных хозяйств, поддерживаем друг с другом живой контакт. Я верю, что дух, о котором мы говорили, объединит разные организации и разных людей, поскольку перед нами стоит высокая благородная цель – продвижение творческого и интеллектуального бренда культурного ландшафта Старой Рузы. Проект развивается комплексно, никто не «тянет одеяло» на себя. Рождается новая культура, которая называется «вместе». Девиз проекта: «Место, где мы – вместе». У нас есть пример гениев Старой Рузы. Писатели, композиторы, актеры и режиссеры работали и отдыхали все вместе, что и сформировало особую атмосферу Старой Рузы.

–Что вы сделаете в рамках проекта в ближайшее время?

– Проект уже получил премию «Наше Подмосковье», и на эти деньги мы разрабатываем мобильное приложение – аудиогид по Старой Рузе. Я уже говорил, что мы работаем с местными энтузиастами (недавно в Рузской библиотеке прошла краеведческая конференция, посвященная Старой Рузе), но нам также важен интерес взыскательных туристов из Москвы. Кто наша целевая аудитория? Интересно ли молодым москвичам приехать в Старую Рузу в выходные дни, чтобы пройтись по лыжне Евтушенко или по тропе Паустовского? Мы проектируем около пятнадцати маршрутов (пеших, велосипедных, водных, лыжных), связанных в приложении с голосовыми метками. В определенной локации в приложении будут активироваться аудиотреки, записанные непосредственными участниками этих историй, ныне здравствующими актерами, писателями и композиторами. Литературные и дневниковые записи будут озвучены голосами современных актеров.

Мы постараемся найти формат, который будет интересен именно молодежи и молодым семьям. Пусть такой уикенд не станет сразу очень популярным, но я уверен,что людей, нуждающихся именно в «умном отдыхе» становится больше. Как проектировщик интерактивных парков, я вижу, как в буквальном смысле растет эта аудитория, заинтересованная в развлечении с обучением. Мы никуда не торопимся. Как говорил Корней Иванович Чуковский: «В России надо жить долго».

И, наконец, еще одна, пожалуй, самая важная группа потенциальных участников проекта, отношения с которой для нас очень важны. Это обитатели домов творчества Старой Рузы. К сожалению, старшее поколение гениев уходит. Однако в процессе подготовки проекта оказалось, что социальные сети полны ностальгических воспоминаний членов писательских, композиторских и театральных семей о «той самой» Старой Рузе. Детей, которые и в летние, и в зимние каникулы 60-ых, 70-ых и 80-ых годов выросли в Старой Рузе.

Я знаю, что и в писательских, и в актерских, и в композиторских семьях бережно хранится память об их великих родственниках. И что еще важнее – уже внукам и правнукам передается гордость за то, что их предки формировали интеллектуальный и творческий образ России в ХХ веке. Я очень надеюсь, что в этих семьях остается и вера в то, что и в ХХ l веке память и творческое наследие пригодятся России. Мне кажется, что участие в проекте наследников великих фамилий сможет вернуть «гениев места» в Старую Рузу. Пользуясь случаем, обращаюсь ко всем бывшим обитателям Домов творчества Старой Рузы – прошу вас принять посильное участие в нашем проекте. Нам очень нужна ваша поддержка.

санаторий дорохово история усадьбы. Смотреть фото санаторий дорохово история усадьбы. Смотреть картинку санаторий дорохово история усадьбы. Картинка про санаторий дорохово история усадьбы. Фото санаторий дорохово история усадьбы

– Если вы найдете отклик у местных активных людей, поймете, что маршруты в Старой Рузе интересны туристам, заручитесь поддержкой потомков актеров и композиторов – что станет итогом всей работы?

– Мне кажется, в итоге в Старой Рузе должен все-таки появиться интерактивный музей творческой советской интеллигенции XX века. Интерактивный, в том смысле, что это должен быть действующий образовательно-развлекательный Дом творчества: с театральными площадками, актерскими мастер-классами, музыкальными классами, писательскими курсами, летним кинотеатром и прочими дачными каникулярными программами. Конечно же, там должна быть и музейно-историческая экспозиция, посвященная обитателям всех трех домов творчества Старой Рузы. Архитектурно-стилистический образ такого Дома творчества идеально было воплотить как старо-дачную реконструкцию. Этакий русский деревянный модерн. Согласитесь интеллигенция и дача – родственные понятия. Долгие задушевные разговоры на веранде за круглым столом под абажуром, настольные игры, театральные капустники, беседа в библиотеке у камина или в музыкальной гостиной.

– Получается, в этом будущем музее все-таки сойдутся атмосфера места и архитектура. Дух и стены. Культура и ландшафт?

– Очень надеюсь. Во всяком случае, дачные проекты столетней давности все сохранились. Технически все понятно, но успех нашего проекта будет зависеть от участия в нем неравнодушных людей. Только совместные усилия смогут вернуть достоинство душе ландшафта Старой Рузы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *