самый тяжелый танк в мире за всю историю сколько весит
Топ-10 тяжелых танков мира
Топ-10 тяжелых танков мира
Ниже, ТОП10 самых больших танков по массе и размерам в мире. Почти все супер тяжелые танки были построены или разработаны во время Второй мировой войны.
Выше, фотографии реально созданной пушки, которая должна была устанавливаться на танк Monster
Landkreuzer П. 1500 Monster
Германия, 1942 г., 42 метра, вес 1500 тонн, экипаж 100 человек
Landkreuzer P. 1000 Ratte
Landkreuzer P. 1000 Ratte
Германиz, 1942 г., 35 метров, вес 1000 тонн, экипаж 20 человек
Ratte был очень похож на чудовище. Он также был разработан в 1942 году и был также снят с производства через год. В отличие от Monster, Ratte должен был быть вооружен башней с военного корабля с двумя 280 мм пушками. Другие вооружения на Ratte: одна 128 мм пушка, восемь 20 мм зенитных орудий и несколько 15 мм пулеметов.
Танк VIII Маус является крупнейшим из когда-либо построенных танков. Он мал по сравнению с Monster и Ratte, но все равно в три раза больше, чем обычный танк. Проектирование было завершено в 1942 году и в том же году начато его производство, но только два танка были построены до окончания войны.
Танки были вооружены одной 128-мм пушкой и одной 75 мм пушкой.
Супер тяжелый танк очень похож на танк VIII Маус. Этот проект был начат в 1942 году, но не все танки были построены. Один корпус танка был построен в 1944 году, но башня не была установлена до окончания войны.
E-100 Тигр Маус должен был использовать те же башни, что и танк VIII Маус. Благодаря более легкому весу, этот танк должен быть быстрее и эффективнее на поле боя, чем танк VIII Маус.
FCM F1 самый тяжелый и самый большой танк не нацистского происхождения. Он должен был заменить Char 2C, который являлся одним из самых тяжелых танков, который никогда не использовался в бою. К сожалению, Франция потерпела поражение, прежде чем проект FCM F1 был завершен, так что ни один из этих танков не был построен.
FCM F1 должен был иметь на вооружении 90-мм пушку, 47 мм пушку, шесть пулеметов. Стоит отметить, что этот танк был длинной 10 метров, но только чуть более 3 метров в ширину, так что его можно было бы перевозить по железной дороге.
Франции, 1940 г.,11 метров, вес 139 тонн, экипаж 9 человек
O-I, это попытка Японии создать супер тяжелый танк. В различных источниках есть сообщения, о том, что одна модель была завершена и отправлена в Маньчжурию во время Второй мировой войны, но это очень маловероятно, скорее всего, это слухи, чем правда. O-I вероятно был отменен, как и большинство других проектов сверхтяжелых танков.
У O-I должно было быть три башни. Основная башня имела 105 мм пушку, на правой башне 37-мм пушка, на левой три пулемета.
Япония, 1944 г.,10 метров, вес 130 тонн, экипаж 11 человек
K-Wagen была одной из первых попыток создания сверхтяжелого танка. Опять же это был сумасшедший план инженеров из Германии, но на этот раз это было до эпохи нацизма.
Германия, 1917 г., 13 метров, вес 120 тонн, экипаж 27 человек
Т-28 был разработан американскими военными во время второй мировой войны. Он должен был быть использован для прорыва немецкой обороны и возможного вторжения в Японию.
У Т-28 не было нормальной поворачивающей башни, так что можно было бы его классифицировать его как истребитель танков, самоходная установка, а не супер тяжелый танк. По этой причине он был переименован из Т-28 в T-95, а затем обратно.
Он был вооружен одной 105 мм пушкой и единым пулеметом. У него было 4 гусеницы вместо традиционных 2-х.
США, 1945 г., 11 метров, вес 95 тонн, экипаж 8 человек
TOG2 был крупнейшим британским танком из когда-либо построенных. Так же, как и большинство других сверхтяжелых танков, он был разработан во время Второй мировой войны. Один прототип построен в 1941 году, но проект был заморожен, и TOG2 никогда не участвовал бою.
TOG2 был вооружен одной 76 мм пушкой.
Великобритания, 1940 г.,10 метров, вес 80 тонн, экипаж 8 человек
Другой британский супер тяжелый танк. Танк так же разработан во время Второй мировой войны, но в серию так и не был запущен.
A39 черепаха был вооружен 96 мм пушкой и тремя пулеметами.
Почему армия отказалась от тяжелых танков?
Интересно, что почти все танки в топ-10 были построены во время Второй мировой войны. Что заставило инженеров в это время пытаются построить такие монстры, и почему не такие танки были построены до сих пор?
Основной причиной для создания сверхтяжелого танка был иммунитет от вражеского огня. Супер тяжелый танк имел толстую броню, которая была бы непроницаемой для большинства орудий времен Великой Отечественной войны.
Причин отказа от этих танков несколько:
— появились кумулятивные снаряды. Которые могли пробить броню до 500 мм и даже более;
— танк можно было поразить с помощью авиации;
— слабая маневренность танка при наступлении и отступлении, что ограничивало его применение на поле боя.
Еще одной проблемой была транспортировка сверхтяжелых танков. Большинство из них были слишком велики, чтобы перевозить по железной дороге, поэтому им приходилось рассчитывать только на свои способности движения. Проблема в том, что большинство из них двигались крайне медленно, поэтому они не могут достичь поле боя в нужный момент.
Кроме того, сверхтяжелые танки разрушают дороги. Поэтому им приходилось бы ехать по пересеченной местности, что еще бы замедляло движение.
Тяжелый танк ИС-2 (видео):
Тяжелый танк Гроте R-1000 (видео):
Тяжелые танки ИС-3, ИС-7 (видео):
Настоящие монстры: 12 самых больших танков за всю историю
Фото: Pixabay.com
Современное танкостроение направлено на разработку маневренных и компактных машин, на первый план выходит огневая мощь и высокая проходимость. В то время, как ранее конструкторы старались создавать танки крупных размеров, с толстой броней. Они считались самыми надежными и неуязвимыми. О таких бронемашинах пойдет речь в нашей статье.
Представляем рейтинг 12 самых больших танков в мире, составленный на основании данных портала hotcars.com.
12 T28
Открывает наш рейтинг танк Т-28, представляющий собой сверхтяжелую бронемашину, которая использовалась в боевых действия во время Второй Мировой войны войсками США. Разработки начались еще в 1943 году, первые экземпляры были выпущены только к концу войны, затем производство прекратилось, создав всего несколько экспериментальных образцов.
Сверхтяжелый танк имеет массу 95 тонн (вместе со снаряжением), его ширина равняется 3,2 м, длина — более 11 м, высота — 2,8 м. Разрабатывая данную модель, конструкторы поставили перед собой задачу создания такой брони, которая могла выдержать атаку немецких “Тигра” и “Пантеры”. В итоге получился приземистый безбашенный танк с 305-мм лобовой броней и пушкой калибра 105 мм, который мог свободно проходить по любой местности.
11 Panzerkampfwagen VIII «Maus»
Разработки тяжеловеса начал в 1942 году Фердинанд Порше (основатель компании Porsche), первый испытательный пробег состоялся годом позже, а в 1944 году было собрано 2 танка. Дальнейшее производство было остановлено из-за высокой затратности и недостаточной производственной мощности. В 1945 году оба экспериментальных образца были уничтожены.
Размеры танка Panzer поистине впечатляющие. Его масса вместе с вооружением составляет 188 тонн, высота равняется 3,6 м, длина — 10 м, ширина — 3,5 м. Лобовая бронированная плита “Мыши” имела толщину 200 мм, а кормовая — 150 мм. Несмотря на огромную массу, во время испытаний выяснилось, что танком легко управлять, он маневренный и имеет высокую проходимость на любой местности. Из вооружений предусмотрено: пулемет, огнемет, нарезные пушки различного калибра.
10 Landkreuzer P. 1500 Monster
Десятую позицию занимает сверхтяжелый немецкий танк Landkreuzer P. 1500 Monster. Проект создания данного “Сухопутного крейсера” так и остался нереализованным.
Планировалось оснастить экспериментальную модель вооружением общей массой 500 тонн, надежной броней и вспомогательными деталями. При таких огромных габаритах перед конструкторами встала основная проблема — как такому гиганту обеспечить возможность передвижения? Решением стали четыре двигателя MAN (каждый по 6500 л.с.), которые используются на подводных лодках. Однако, даже с такими мощными двигателями, танк не смог бы ехать со скоростью выше 20 км/ч и на его обслуживание потребуется 100 членов экипажа.
9 Challenger 2
Сборка Challenger 2 началась в 1993 году на заводе в Ньюкасле. Первые испытания прошли в 1994 году, на них было экспериментально доказано, что новый танк соответствует всем требованиям, которые предъявляют военные к боевым машинам.
8 M26 Pershing
Восьмую строчку рейтинга занимает американский танк M26 Pershing, который назвали в честь генерала Дж. Першинга, руководившего экспедиционным корпусом. Новый танк стал заменой предыдущей модели “М4 Шерман”.
По сравнению с предыдущими моделями основными преимуществами M26 Pershing стали высокая защищенность и огневая мощность. Машина оснащена 100-мм лобовой броней, 90-мм пушкой с новым стабилизатором, пулеметами калибра 12,7 мм и 7,62 мм. Слабым местом для танка оказался двигатель мощностью 500 л.с., его оказалось недостаточно для передвижения такой тяжеловесной машины, способной развивать скорость по асфальту не более 48 км/ч.
7 M1 Abrams
Разработка первых танков данной модели началась в 1971 году, за все время выпущено более 10 тысяч единиц техники. Появление M1 Abrams положило начало внедрению целого ряда инноваций в танкостроении — компьютерное управление огнем, использование вышибных панелей для хранения боезапаса.
В качестве вооружения танк использует нарезные пушки калибра 105 мм и пулеметы. Мощность двигателя составляет 1500 л.с. Двигаясь по шоссе, машина способна развивать скорость в 72 км/ч. M1 Abrams является одним из лучших в мире благодаря технической составляющей. С ее помощью можно легко координировать действия с авиацией и другими войсками, что увеличивает эффективность ведения боя. Поэтому данная модель по сей день состоит на вооружении американской армии.
6 Leclerc Tank
Шестую позицию занимает современный сверхтяжелый Leclerc Tank, разработанный во Франции в 1990 году.
Данная модель попала на вооружение французской армии в 1992 году. С тех пор танк перенес несколько модификаций, в итоге срок службы машины был продлен до 2040 года. За все время было выпущено 876 единиц, примерно половина из них используется в ОАЭ.
Leclerc Tank имеет классическую компоновку и модульную конструкцию брони (из титана и вольфрама), ее поврежденные части можно быстро поменять прямо на поле боя. Обслуживают бронемашину 3 члена экипажа: командующий, наводчик и водитель. Из-за уменьшенного внутреннего пространства рост военнослужащего не должен превышать 182 см.
Масса Leclerc Tank вместе с вооружением составляет 60 тонн. При этом, самоходка является одной из самых маневренных и быстрых в мире. Ее скорость передвижения по асфальту составляет 71 км/ч, по полю — 51 км/ч. В качестве вооружения используются 120-мм пушки с боекомплектом в 40 снарядов и два пулемета разных калибров. Для удобства ведения боя предусмотрен тепловизор, лазерный дальномер, различные прицелы.
5 Landkreuzer P. 1000
Пятую позицию занимает немецкий сверхтяжелый танк Landkreuzer P. 1000, который существовал только на бумаге. Его проект так и не смогли реализовать, как и его “старшего брата” — Landkreuzer P. 1500 Monster, по причине огромных размеров и веса.
Второе название “Сухопутного крейсера” P. 1000 — “Крыса” (предложено Адольфом Гитлером). Над его разработкой в 1942-1943 гг трудился Эдвард Гротте, пытаясь создать для немецкой армии сверхтяжелый танк весом в 1000 тонн. Из них 300 тонн приходилось бы на вооружение, 100 тонн — на гусеничные компоненты, 200 тонн — бронь и каркас. Предполагалось, что машина будет иметь длину 35 м, ширину — 14 м, высоту — 11 м. Для ее обслуживания потребовалось бы 36 членов экипажа.
4 Tiger II
Четвертую строчку рейтинга занимает немецкий танк Tiger II (его еще называют “Королевский тигр”).
При этом, высокая масса в 75 тонн и недостаточно мощный двигатель снизили ходовые качества и надежность Tiger II. Танк мог развивать максимальную скорость не выше 39 км/ч. “Королевский тигр” считается последним сверхтяжелым танком нацистской Германии. Он является лидером по огневой мощности, но неудачным по применению.
3 K-Wagen
Открывает тройку лидеров рейтинга немецкий танк K-Wagen (Kolossal-Wagen), который является первым тяжеловесом, сделанным в Германии в период Первой мировой войны.
В 1918 году был построен первый танк модификации K-Wagen. Однако, скорое окончание Первой мировой войны остановило все разработки. Все прототипы танка были уничтожены самим производителей при приближении войск Антанты к немецким предприятиям.
2 FCM F1
На втором месте располагается сверхтяжелый французский танк FCM F1, созданный на замену устаревшей модели FCM 2С (Char 2C).
В конкурсе на строительство участвовали различные фирмы, в итоге выиграла FCM. Инженеры компании создали проект танка с двумя башнями, которые располагались на разном уровне (по принципу линкоров), чтобы во время кругового обстрела не мешать друг другу. В задней башне установили мощную 105-мм пушку, в переднюю вмонтировали 47-мм скорострельное орудие.
Толщина лобовой брони FCM F1 составила 120 мм, при этом общая масса машины равнялась 140 тоннам, длина — 12 м, ширина — 3,6 м. Первый экземпляр нового танка планировалось выпустить в 1940 году. Однако, строительству помешало стремительное наступление немецкий войск во Францию. Несмотря на то, что ни один прототип танка FCM F1 не участвовал в боевых действиях, разработки ученых оказали серьезное влияние на дальнейшее создание сверхтяжелых машин во Франции.
1 Char 2C
Французские конструкторы одними из первых начали разработку танков. Именно им принадлежит создание самого крупного Char 2C, который был построен в 1917 году.
Если оценивать метрические размеры, то Char 2C считается самым большим танком в мире. Его длина равняется 10,27 м, ширина — 4 м, высота — 3 м. Масса вместе с оснащением составляет 69 тонн. По замыслу создателей новый танк должен был с легкостью преодолевать любые препятствия, в том числе фашистские траншеи. Производство боевых машин оказалось дорогостоящим и трудоемким, поэтому до 1923 года было произведено всего 10 единиц техники, затем производство свернули.
Из вооружений Char 2C использовал 75-мм нарезную пушку и четыре пулемета. Для осуществления прицельной стрельбы требовалось 13 членов экипажа. Мощные двигатели самоходки за один километр пройденного пути “съедали” 12,8 л горючего, поэтому без дозаправки танк мог пройти не более 100 км.
Самый большой танк Char 2C стоял на вооружении французской армии до начала Второй мировой войны. Затем ему на смену пришел сверхтяжелый FCM F1.
Почему военные отказались от больших танков?
Большинство представителей нашего рейтинга были созданы в период Первой мировой и Великой отечественной войн. Конструкторы пытались разработать машины с надежной защитой от вражеского огня. Крупные танки имели толстую броню, она была непроницаема для большинства орудий того времени.
Причин для отказа от сверхтяжелых больших бронемашин несколько:
Также возникали проблемы с транспортировкой. Машины были слишком массивными, чтобы перевозить их по железной дороге. Поэтому, танки приходилось перегонять своим ходом. Большинство из них имели малую скорость движения и не успевали прибыть в нужный момент на поле боя. Помимо этого, тяжеловесы разрушали асфальтированные дороги, следовательно они должны были двигаться по пересеченной местности, а это еще больше замедляло движение.
10 самых больших танков в истории
С появлением танков у многих конструкторов возникла вполне логичная мысль, что значительные размеры танка позволят максимально бронировать его и сделать неуязвимым для огня противника, а большая грузоподъемность – усилить его вооружение. Такие танки фактически могли бы стать подвижными фортами, поддерживающими пехоту при прорыве оборонительных порядков противника. В условиях Первой мировой войны (далее – ПМВ), когда правительства стран мира направляли многомиллионные средства на снабжение стремительно растущих армий, росло и финансирование самых фантастических проектов, суливших скорую победу.
Начиная с ПМВ и до самого окончания Второй мировой войны (далее – ВМВ) были разработаны сотни самых невообразимых бронированных монстров, из которых до воплощения в металле дошли лишь единицы. В этой статье дан обзор десяти самых тяжелых, самых больших и самых невероятных бронемашин различных стран мира, которые были частично или полностью воплощены в жизнь.
«Царь-танк»
Самым крупным по своим габаритам был российский «Царь-танк». Его разработчик Николай Лебеденко (в честь него машину также иногда называют «танком Лебеденко» или «машиной Лебеденко») неизвестными нам путями добился аудиенции императора Николая ІІ, которая состоялась 8 января (по новому стилю – 21 января) 1915 года. На аудиенцию инженер принес искусно сделанную деревянную самоходную модель своего детища, которая заводилась и двигалась благодаря патефонной пружине.
По воспоминаниям придворных конструктор и царь несколько часов возились с этой игрушкой «аки дети малыя», создавая ей искусственные препятствия из подручных средств – томов «Свода законов Российской империи». Царь был настолько поражен моделью, которую Лебеденко, в конце концов, ему подарил, что одобрил финансирование проекта. Своей конструкцией танк напоминал огромный артиллерийский лафет с двумя большими передними колесами. Если модель держали за заднюю часть «лафета» колесами вниз, то она была похожа на спящего под потолком нетопыря, из-за чего машина получила прозвища «Летучая мышь» и «Нетопырь».
Изначально было понятно, что проект нежизнеспособен. Самым большим и уязвимым элементом нового танка были огромные 9-метровые колеса, несущей конструкцией которых были спицы. Их создали такими, чтобы повысить проходимость танка, но они легко выводились из строя даже артиллерийской шрапнелью, не говоря уже о фугасных или бронебойных снарядах. Возникли проблемы и с проходимостью машины. Тем не менее, благодаря царскому протежированию танк был быстро построен. Уже в августе 1915 года он был собран на импровизированном полигоне в районе города Дмитрова Московской области, однако по причине неудовлетворительной проходимости так и остался ржаветь под открытым небом до начала 20-х годов, пока не был разобран на металлолом. В итоге тысячи рублей государственных средств были потрачены впустую.
Боевые отделения танка размещались в корпусе, расположенном между его гигантскими колесами. Вооружение размещалось в пулеметной башенке на шесть пулеметов, надстроенной над корпусом, а также в спонсонах, расположенных в его торцах, выступавших за колеса. В спонсонах могло размещаться как пулеметное, так и артиллерийское вооружение. Предусматривалось, что экипаж танка составит 15 человек. Перпендикулярно к корпусу располагался «лафет», основным предназначением которого было создание упора при стрельбе. По «лафету» экипаж попадал в боевые отделения танка.
Габариты «Царь-танка» поражали воображение – его длина составляла 17,8 метра, ширина – 12, высота – 9. Весил он 60 тонн.
Эта машина стала самым большим по габаритам и самым нелепым танком в мировой истории.
Char 2C (FCM 2C)
Этот французский танк стал самым большим и тяжелым серийным танком за всю мировую историю танкостроения. Он был создан судостроительной компанией FCM в самом конце ПМВ, но участия в боевых действиях так и не принял. По замыслу конструкторов Char 2C должен был стать танком прорыва, который мог бы эффективно преодолевать немецкие траншеи. Французским военным эта идея понравилась, и 21 февраля 1918 года у FCM было заказано 300 машин.
Однако пока судостроители разворачивали производство, война закончилась. Танк оказался нетехнологичным и недешевым, а изготовление каждой его единицы занимало много времени. В результате до 1923 года было изготовлено всего 10 машин. Так как французское правительство после ПМВ испытывало известные финансовые трудности, а Char 2C стоил очень дорого, было принято решение остановить его производство.
Char 2C весил 75 тонн, его экипаж составлял 13 человек. Он был вооружен одной 75-мм пушкой и 4-мя пулеметами. Двигатели танка «съедали» в среднем 12,8 литра на один преодоленный машиной километр, поэтому бака емкостью 1280 литров хватало максимум на 100–150 км пути, а на пересеченной местности это расстояние было и того меньше.
Char 2C состояли на вооружении французской армии до 1940 года. С началом боевых действий на территории Франции во время ВМВ батальон этих уже устаревших танков отправили к театру боевых действий. 15 мая 1940 года состав с материальной частью батальона попал в железнодорожную пробку при следовании к местам выгрузки в районе города Нешато.
Так как выгрузить столь тяжелые танки с платформ не представлялось возможным, а к станции, на которой застрял состав, приближались немецкие войска, французские экипажи уничтожили свои бронированные машины и отступили. Однако, как вскоре выяснилось, уничтоженными оказались не все Char 2C. В частности, машина №99 попала в руки немцев неповрежденной и испытывалась ими на полигоне Куммерсдорф. Дальнейшая ее судьба неизвестна.
K-Wagen
В конце марта 1917 года Инспекция автомобильных войск кайзеровской Германии поручила главному инженеру своего опытного отделения Йозефу Фольмеру создать танк, который по своим техническим параметрам был бы способен прорывать вражеские линии обороны.
В апреле 1918 года началась постройка этих машин, но быстрое окончание войны остановило все работы. Немецкие танкостроители почти закончили сборку первого экземпляра танка, а для второго были готовы бронекорпус и все основные агрегаты, кроме двигателей. Но войска Антанты приближались к немецким предприятиям, и все изготовленное было уничтожено самими производителями.
FCM F1
В начале 30-х годов французским военным функционерам стало ясно, что танк FCM 2C безнадежно устарел. Так как французская военная мысль считала, что будущие войны будут носить такой же позиционный характер, как и ПМВ, в Париже решили, что армии необходимы новые тяжелые танки прорыва.
В феврале 1938 года Консультационный совет по вооружениям во главе с генералом Дюфло определил основные тактико-технические характеристики будущего танка для объявления проектного конкурса. Совет выдвинул следующие требования к вооружению машины: одна пушка большого калибра и одно скорострельное противотанковое орудие.
Предполагалось, что прототип будет готов к концу мая 1940 года, но этому помешало стремительное немецкое наступление во Франции. Дальнейшая судьба полуготовых прототипов неизвестна.
В 1940 году параллельно с TOG І началось создание TOG ІІ. В металле он был реализован к весне 1941 года. Этот танк сделали более тяжелым, чем предыдущую модель – он весил 82,3 тонны. Благодаря большой длине, независимой торсионной подвеске, а также тому, что привод каждой гусеницы осуществлялся отдельным электродвигателем, этот танк обладал повышенной проходимостью. Электродвигатели питались от генератора, приводимого в движение дизельной силовой установкой.
Поэтому, несмотря на большой вес, танк мог преодолевать стены высотой 2,1 метра и рвы шириной 6,4 метра. Его отрицательными качествами была низкая скорость (максимум 14 км/ч) и уязвимость гусениц, конструкция которых безнадежно устарела. Танк получил специально сконструированную башню, в которой размещалось единственное танковое орудие калибра 76,2 мм и пулемет.
В дальнейшем продолжались модернизации конструкции, появились проекты TOG ІІ(R) и TOG III, но ни один из них так и не был запущен в серийное производство.
Pz.Kpfw VIII Maus
В декабре 1942 года на аудиенцию к Гитлеру был вызван Фердинанд Порше, конструкторы фирмы которого закончили проект сверхтяжелого танка Maus (нем. – «мышь»). Через год, 23 декабря 1943 года, первый прототип танка вышел из ворот танкостроительного предприятия «Алкетт» (Альмеркише Кеттенфабрик ГмбХ), входившего в государственный концерн Рейхсверке. Это был самый тяжелый изготовленный танк за всю историю мирового танкостроения – его вес достигал 188 тонн. Лобовая бронеплита достигала толщины 200 мм, а кормовая – 160 мм. Несмотря на то, что танк обладал огромной массой, в процессе его испытаний выяснилось, что он очень маневрен, легко управляем и обладает высокой проходимостью.
Танк подвергся доработке, прошел полигонные испытания, и был изготовлен его второй экземпляр. Но во второй половине 1944 года у Германии закончились средства для обеспечения регулярных поставок даже серийных танков, не говоря уже о запуске в производство новых дорогостоящих машин.
В середине апреля 1945 года Куммерсдорфский полигон был захвачен советскими войсками. Оба экземпляра танка, которые были выведены из строя во время боев за полигон, отправили в СССР. Там из двух поврежденных машин была собрана одна целая, которая и по сей день экспонируется в Центральном музее бронетанкового вооружения и техники в Кубинке.
A39 Tortoise
С начала 1943 года в Великобритании началась разработка нового танка прорыва. Проект получил название Tortoise (англ. – «сухопутная черепаха»), так как предусматривал, что будущий танк будет иметь толстую броню, мощное вооружение и вряд ли сможет обладать высокой скоростью. В результате конструкторских изысканий на свет появился целый ряд проектов машин с индексом «АТ», так никогда и не пошедших в серию.
Слева от орудия находился пулемет BESA (английская версия чехословацкого ZB-53), а еще два таких пулемета были установлены в башенке на крыше машины. САУ не пошла в крупную серию, так как на фоне современных ей тяжелых советских танков (после войны Британия рассматривала СССР как основного потенциального противника) она была устаревшей и по подвижности (максимальная скорость – 19 км/ч), и по вооружению, хотя ее мощное лобовое бронирование толщиной в 228 мм впечатляло современников.
Pz.Kpfw. E-100
Эта машина создавалась как альтернатива танку Pz.Kpfw VIII Maus, сконструированному фирмой Порше. Фактически Фердинанд Порше воспользовался своим положением, будучи хорошим знакомым рейхсминистра вооружений Тодта и будучи на короткой ноге с самим Гитлером. Используя свои связи, Порше способствовал закрытию проекта другого сверхтяжелого танка VK 7201 «Тяжелый Лев» (Schwere Löwe) производства концерна «Крупп».
Между тем другой немецкий танковый конструктор и функционер Генрих Эрнст Книпкамп в пику Порше инициировал начало разработки целой серии танков, которые должны были заменить в войсках все типы бронированных боевых гусеничных машин, начиная от танков разведки и заканчивая сверхтяжелыми танками прорыва. Последним и должен был стать Е-100.
Из всех машин «Серии Е» разработка танка Е-100 продвинулась дальше всего. Этот танк должен был быть легче, чем Maus (140 тонн против 188), и при этом бронированным на том же уровне. Его сконструировали таким образом, чтобы у бронеплит было как можно меньше прямых углов (в отличие от танка Maus, борта которого были практически вертикальны). Разрабатывались три варианта башни этого танка, первым из которых была башня танка Maus со 128-мм орудием. Правда, в варианте для танка Е-100 128-мм пушку решили заменить на 150-мм.
Башню должны были изготавливать предприятия концерна «Крупп», на них же должны были разработать и способ установки орудия. Этот вариант оказался предпочтительнее, чем два остальных, но в металле не был реализован ни один из них. Если бы немцам все-таки хватило времени, Е-100 получил бы самую мощную пушку за всю историю создания сверхтяжелых танков. Был создан всего один экземпляр шасси этого танка, который испытывался на полигоне Хайстенбек с муляжом башни.
В конце войны это шасси попало к английским войскам в виде трофея и позже было вывезено в Великобританию, где его внимательно изучили местные инженеры.
T28-T95 (Turtle)
За океаном тоже не сидели сложа руки. В сентябре 1943 года в США начались работы над собственным танком прорыва. Штаты готовились вступить в войну в Европе и опасались, что преодолеть «Атлантический вал», выстроенный немцами на побережье, а затем и Линию Зигфрида, будет непросто. Но, как это часто бывает, армейские функционеры спохватились довольно поздно (видимо, забыв учесть, что создание принципиально новых танков – это длительный процесс).
В качестве основного вооружения на танк планировали установить 105-мм пушку Т5Е1. Начальная скорость ее снаряда, как считали военные функционеры, была достаточной для того, чтобы пробивать бетонные стены ДОТов. Пушка должна была размещаться в лобовом бронелисте машины – к такому решению пришли, чтобы уменьшить силуэт Т-28. На самом деле новая машина была не танком, а САУ прорыва – американские военные это со временем осознали, и машину переименовали в САУ Т-95. Как это любят делать американцы, заодно ей присвоили и прозвище «Turtle» (англ. – «черепаха»). САУ снабдили электрической трансмиссией, разработанной для установки на танки Т1Е1 и Т23.
Проектные изыскания и бюрократические проволочки привели к тому, что решение об изготовлении прототипов приняли лишь в марте 1944 года. Но военные забраковали готовый проект и заказали три машины, лобовое бронирование которых должно было достигать 305 мм, что в полтора раза превышало запланированные ранее 200 мм. После внесенных изменений вес машины вырос до 86,3 тонны. Чтобы уменьшить давление на грунт и увеличить проходимость САУ, ее гусеницы решили сделать двойными. В результате новый проект был готов только к марту 1945 года, когда боевые действия в Европе и на Тихоокеанском фронте приближались к концу. Первый прототип был отгружен на Абердинский полигон тогда, когда надобность в нем уже давно отпала, – 21 декабря 1945 года. Изготовление второго экземпляра закончили 10 января 1946 года.
В результате длительных испытаний, проводившихся в 1947 году, американские военные вновь переименовали Т95 в танк прорыва Т28, так как, по их мнению, САУ столько весить не могла. Почти одновременно с этим они пришли к выводу, что низкая скорость машины не отвечает современным условиям ведения войны. В результате от Т28 (Т95) отказались, но, возможно, американским бюрократам просто надоело ломать голову над классификацией этой машины.
«Объект 279»
Было бы несправедливым обойти вниманием СССР – страну, которую можно по праву назвать самой «танковой» державой XX века. В прошлом столетии советскими предприятиями было произведено наибольшее количество танков и спроектировано наибольшее количество их моделей. Однако сверхтяжелыми танками в стране Советов не увлекались. До начала ВМВ на них просто не хватало средств, а во время войны – еще и времени. Так, летом 1941 года на ленинградском Кировском заводе разработали проект сверхтяжелого танка КВ-5, вес которого достигал бы 100 тонн, но в августе к Ленинграду приблизились немецкие войска, и работы над этим проектом были прекращены.
После окончания ВМВ, с появлением кумулятивных боеприпасов, всем танковым конструкторам стало понятно, что нерационально создавать боевые машины тяжелее 60 тонн. При таком большом весе их невозможно сделать быстрыми и маневренными, а, значит, несмотря на самое мощное бронирование, их быстро подобьют. Но на горизонте маячил призрак ядерной войны, и конструкторы начали разрабатывать машины, которые должны были вести боевые действия в невиданных доселе условиях.
В 1957 году в КБ Ж. Я. Котина ленинградского Кировского завода под руководством Л. С. Троянова был создан удивительный танк. Хотя он весил всего 60 тонн и по массе не может претендовать на звание супертяжелого танка, зато по уровню бронирования – вполне. Толщина стенок его литой башни по периметру составляла 305 мм. При этом толщина лобовой брони достигала 269 мм, бортов – 182 мм. Такая толщина брони была получена благодаря оригинальной форме корпуса, больше похожего на летающую тарелку, чем на танк.
Необычному изделию присвоили индекс «Объект 279». Экспериментальную бронированную машину вооружили 130-мм нарезной пушкой М-65 с системой продува ствола. Из всех реализованных в металле сверхтяжелых танков калибр основного орудия «Объекта 279» является самым большим.
Машина была снабжена сложной системой нерегулируемой гидропневматической подвески и двойными гусеницами. Такое техническое решение позволило уменьшить давление на грунт, увеличить проходимость танка, но серьезно ухудшило его маневренность. Этот фактор, а также сложность машины в обслуживании послужили причиной того, что проект не пошел дальше создания и испытаний прототипа.