самые знаменитые пираты в истории человечества и их корабли

10 самых грозных пиратских кораблей

Пиратов зачастую принято либо окружать романтическим ореолом, либо очернять мрачными историями. Из благородных и свободолюбивых рыцарей моря они с лёгкостью превращаются в жаждущих крови маньяков со ржавыми саблями на дырявых судах. Последняя часть, кстати, не несёт в себе ни капли истины — корабли у пиратов как правило поддерживались в идеальном состоянии. Давайте взглянем на лучшие из них.

«Говорливый» (Speaker) — первый из крупных кораблей корсара Джона Боуэна, успешного пирата и великолепного тактика. «Говорливый» — крупное 50-пушечное судно с водоизмещением в 450 тонн, первоначально использовалось для перевозки рабов, а после захвата Боуэном — для дерзких нападений на мавританские суда.

самые знаменитые пираты в истории человечества и их корабли. Смотреть фото самые знаменитые пираты в истории человечества и их корабли. Смотреть картинку самые знаменитые пираты в истории человечества и их корабли. Картинка про самые знаменитые пираты в истории человечества и их корабли. Фото самые знаменитые пираты в истории человечества и их корабли

«Возмездие» (Revenge) — десятипушечный шлюп Стида Боннета, так же известного как «джентльмен пиратов». Боннет прожил насыщенную, хотя и недолгую жизнь, успев побыть мелким землевладельцем, послужить под началом Чёрной Бороды, попасть под амнистию и снова встать на путь пиратства. Небольшое манёвренное «Возмездие» потопило множество более крупных судов.

самые знаменитые пираты в истории человечества и их корабли. Смотреть фото самые знаменитые пираты в истории человечества и их корабли. Смотреть картинку самые знаменитые пираты в истории человечества и их корабли. Картинка про самые знаменитые пираты в истории человечества и их корабли. Фото самые знаменитые пираты в истории человечества и их корабли

«Восходящее солнце» (Rising Sun) — корабль, принадлежавший Кристоферу Муди, поистине безжалостному головорезу, не бравшему пленных из принципа. Этот 35-пушечный фрегат наводил ужас на врагов Муди, пока того благополучно не повесили — но он вошёл в историю самым необычным пиратским флагом из известных, жёлтом на красном фоне, да ещё и с крылатыми песочными часами слева от черепа.

самые знаменитые пираты в истории человечества и их корабли. Смотреть фото самые знаменитые пираты в истории человечества и их корабли. Смотреть картинку самые знаменитые пираты в истории человечества и их корабли. Картинка про самые знаменитые пираты в истории человечества и их корабли. Фото самые знаменитые пираты в истории человечества и их корабли

«Золотая лань» (Golden Hind) — английский галеон, под командованием сэра Френсиса Дрейка совершивший кругосветное путешествие между 1577 и 1580 годами. Первоначально судно носило название «Пеликан», но по выходу в Тихий океан Дрейк переименовал его в честь своего покровителя, лорда-канцлера Кристофера Хаттона, у которого на гербе красовалась золотая лань.

самые знаменитые пираты в истории человечества и их корабли. Смотреть фото самые знаменитые пираты в истории человечества и их корабли. Смотреть картинку самые знаменитые пираты в истории человечества и их корабли. Картинка про самые знаменитые пираты в истории человечества и их корабли. Фото самые знаменитые пираты в истории человечества и их корабли

«Счастливая доставка» (Happy Delivery) — небольшой, но любимый корабль Джорджа Лаутера, английского пирата XVIII века. Его коронной тактикой был таран своим кораблём вражеского с одновременным молниеносным абордажем.

самые знаменитые пираты в истории человечества и их корабли. Смотреть фото самые знаменитые пираты в истории человечества и их корабли. Смотреть картинку самые знаменитые пираты в истории человечества и их корабли. Картинка про самые знаменитые пираты в истории человечества и их корабли. Фото самые знаменитые пираты в истории человечества и их корабли

«Фантазия» (Fancy) — корабль Генри Эвери, так же известного как Долговязый Бен и Архипират. Испанский 30-пушечный фрегат «Чарльз II» успешно грабил французские суда, но в конце концов на нём вспыхнул бунт, и власть перешла к Эвери, служившему первым помощником капитана. Эвери переименовал корабль в «Воображение» и плавал на нём, пока не окончил свою карьеру.

самые знаменитые пираты в истории человечества и их корабли. Смотреть фото самые знаменитые пираты в истории человечества и их корабли. Смотреть картинку самые знаменитые пираты в истории человечества и их корабли. Картинка про самые знаменитые пираты в истории человечества и их корабли. Фото самые знаменитые пираты в истории человечества и их корабли

самые знаменитые пираты в истории человечества и их корабли. Смотреть фото самые знаменитые пираты в истории человечества и их корабли. Смотреть картинку самые знаменитые пираты в истории человечества и их корабли. Картинка про самые знаменитые пираты в истории человечества и их корабли. Фото самые знаменитые пираты в истории человечества и их корабли

«Уида» (Whydah) — флагманский корабль Чёрного Сэма Беллами, одного пиратов золотого века морского разбоя. «Уида» была быстроходным и маневренным судном, способным перевозить множество сокровищ. К несчастью для Чёрного Сэма, лишь через год после начала пиратской «карьеры» корабль попал в ужасный шторм и был выброшен на отмель. Вся команда, кроме двух человек, погибла. К слову, Сэм Беллами был самым богатым пиратов в истории, если верить пересчёту Forbes, его состояние насчитывало в современном эквиваленте около 132 млн. долларов.

самые знаменитые пираты в истории человечества и их корабли. Смотреть фото самые знаменитые пираты в истории человечества и их корабли. Смотреть картинку самые знаменитые пираты в истории человечества и их корабли. Картинка про самые знаменитые пираты в истории человечества и их корабли. Фото самые знаменитые пираты в истории человечества и их корабли

«Месть королевы Анны» (Queen Anne’s Revenge) — флагманский корабль легендарного капитана Эдварда Тича по прозвищу Чёрная Борода. Этот 40-пушечный фрегат изначально назывался «Конкорд», принадлежал Испании, затем перешёл ко Франции, пока наконец не был захвачен Чёрной Бородой. Под его руководством корабль укрепили и переименовали. «Месть королевы Анны» затопила десятки торговых и военных судов, вставших на пути знаменитого пирата.

самые знаменитые пираты в истории человечества и их корабли. Смотреть фото самые знаменитые пираты в истории человечества и их корабли. Смотреть картинку самые знаменитые пираты в истории человечества и их корабли. Картинка про самые знаменитые пираты в истории человечества и их корабли. Фото самые знаменитые пираты в истории человечества и их корабли

«Приключение» (Adventure Galley) — любимый корабль Уильяма Кидда, английского капера и пирата. Эта необычная галера-фрегат была оснащена прямыми парусами и вёслами, что позволяло маневрировать как против ветра, так и в безветренную погоду. 287-тонное судно с 34 пушками вмещало 160 человек команды и в первую очередь предназначалось для уничтожения кораблей других пиратов.

самые знаменитые пираты в истории человечества и их корабли. Смотреть фото самые знаменитые пираты в истории человечества и их корабли. Смотреть картинку самые знаменитые пираты в истории человечества и их корабли. Картинка про самые знаменитые пираты в истории человечества и их корабли. Фото самые знаменитые пираты в истории человечества и их корабли

Хорошая подборка, ну а подробности в сети можно посмотреть

«Чёрная Жемчужина» где?

Ух, пыщь-пыщь, миллион пушек и потопленных кораблей, карамба! Большего бреда я не читал. Кому нужны аргументы, прошу посетить нормальный сайт о историю морского разбоя, выдается гуглом в первой строчке.

А как же «Морж» капитана Флинта?

самые знаменитые пираты в истории человечества и их корабли. Смотреть фото самые знаменитые пираты в истории человечества и их корабли. Смотреть картинку самые знаменитые пираты в истории человечества и их корабли. Картинка про самые знаменитые пираты в истории человечества и их корабли. Фото самые знаменитые пираты в истории человечества и их корабли

Популярные мифы о пиратах

На самом деле многое из того, что мы знаем о пиратах, придумано писателями XIX века.
Канонический образ пирата отработан до мелочей: повязка на глазу, попугай на плече, презрение к церковным догматам при общей суеверности, не самое милое обхождение, изрядная кровожадность и карта за пазухой, в которой крестиком или точкой обозначено расположение личной сберегательной ячейки, прикопанной где-нибудь в гиблом месте, находящемся посреди необитаемого острова. Любимый напиток – ром. Свита – буйная команда отчаянных головорезов, состоящих из сортовых отбросов общества. Транспортное средство – шустрый бриг, напичканный пиастрами, бороздящий воды тропических морей под черным флагом, посредине которого красуется «Веселый Роджер» – игривое изображение Адамовой головы (череп, проще говоря), дополненное парой перекрещивающихся костей.

Если говорить по правде, то вся эта визуальная чепуха появилась на свет много позднее упадка пиратского ремесла. И придумана она писателями викторианской поры, бывшими изрядными краснобаями и фантазерами. Честно говоря, миф вышел яркий и выпуклый, как религиозная притча. Жаль только, что не совсем правдивый.

1. Начнем с простого. С птицы на плече пирата. Есть свидетельства, что попугаев, как и прочую живую экзотику, пираты поставляли в Европу в изрядных количествах – на нее существовал устойчивый спрос, отчего приобретение столь красочной животины расценивалось как выгодное вложение. И теоретически пират вполне мог разгуливать с такой птицей на плече. На деле же пираты куда чаще и охотнее обзаводились кошками, уничтожавшими крыс и мышей на корабле.
2. Повязка на глазу не всегда обозначала увечье. Собственно, пираты довольно часто теряли в бою руки, ноги, глаза. И увечья среди них не были редкостью. Другое дело, что повязки могли носиться по другой причине – для быстрой адаптации при переходе с палубы, освещенной солнцем довольно ярко, в полумрак трюма. Во время абордажной схватки наличие второго глаза, до поры спрятанного в темноту, могло спасти жизнь. Удивительно, но факт: в наше время проводился эксперимент, доказавший действенность подобного метода.

самые знаменитые пираты в истории человечества и их корабли. Смотреть фото самые знаменитые пираты в истории человечества и их корабли. Смотреть картинку самые знаменитые пираты в истории человечества и их корабли. Картинка про самые знаменитые пираты в истории человечества и их корабли. Фото самые знаменитые пираты в истории человечества и их корабли

Богатый пират. Иллюстратор: Angus McBride

3. Пираты выходили на пенсию состоятельными людьми. Увы. Это только миф. Большинство джентльменов удачи так и не смогли разбогатеть. Жизнь, полная риска и опасностей, как-то не располагает к рачительности. Куда проще прогулять все в портовом кабачке. К тому же, пиратам не так уж и часто перепадала добыча в виде звонкой монеты. Точнее доля такой добычи была крайне невелика. Куда чаще попадались товары, которые еще требовалось сбыть перекупщикам, получавшим на сделках подобного рода немалый гешефт. Собственно, неизвестно ни одного доподлинного случая обнаружения пиратского клада. Хотя мифов просто тьма. Особенно живучая история о небольшом клочке бумаги, испещренном тайнописью, брошенном известным пиратским вожаком в толпу перед казнью. Собственно, даже господин Морган, заработавший немало деньжат за свою корсарскую карьеру, не смог ничего сберечь и умер в нищете. Все же финансист и пират – это немного разные профессии, требующие от соискателя очень разных навыков.
4. Пиратский коллектив не отличался однородностью. Тут встречались и люди белой расы, и азиаты, и африканцы. Любая команда состояла из очень разношерстной массы. Удивительно, но даже в том чопорном, сословном времени, в их среде не встречалась выраженная расовая сегрегация. Просто люди, хлебнувшие иной доли в торговом или военном флоте, иначе относились к иерархии. У пиратов все были равны. И каждый получал долю по заслугам. А не по праву рождения. Даже капитан пиратского корабля обладал неограниченной властью только в бою. Что неудивительно – это была выборная должность. Кстати, в пираты шли не только мужчины. Есть множество женских имен, прославленных никак не меньше представителей сильного пола.

самые знаменитые пираты в истории человечества и их корабли. Смотреть фото самые знаменитые пираты в истории человечества и их корабли. Смотреть картинку самые знаменитые пираты в истории человечества и их корабли. Картинка про самые знаменитые пираты в истории человечества и их корабли. Фото самые знаменитые пираты в истории человечества и их корабли

Набор в команду. Иллюстратор: Giuseppe Rava

4. Веселого Роджера установленного образца не существовало. Особый флаг на пиратском корабле, понятное дело, вполне мог иметь место. Но фон его не обязательно был черным. Встречались желтые, кровавые, и даже зеленые полотнища, на которых изображались сабли и скелеты, черти и мифические животные, песочные часы и латинские изречения. Кости и черепа, впрочем, тоже малевались. Как все гопники, пираты тяготели к цветастой, громкой, пафосной символике.
5. Как такового кодекса братства не известно. Каждая команда составляла свой договор, в котором прописывались самые разнообразные мелочи. От бытовых до экономических. Но чтобы выработать единый кодекс – такого не было. Кстати, история с черной меткой, встречающаяся у Стивенсона, выдумана самим Стивенсоном. И как убедительно прописана!
6. Кровожадность пиратов, как выясняется, изрядно преувеличена поздними биографами. Да, среди них встречались отъявленные негодяи, не брезговавшие пускать христианскую кровь. И все же зря никто голов не резал. Даже Эдвард Тич, послуживший в качестве одного из прототипов капитана Флинта, как выясняется, погубил куда меньше душ, чем приписывается. Собственно, доподлинно известно о нескольких матросах, убитых во время захвата корабля Черной Бороды. Но эти случаи легко списать на самооборону – на снисхождение королевского суда Тичу рассчитывать не приходилось.

самые знаменитые пираты в истории человечества и их корабли. Смотреть фото самые знаменитые пираты в истории человечества и их корабли. Смотреть картинку самые знаменитые пираты в истории человечества и их корабли. Картинка про самые знаменитые пираты в истории человечества и их корабли. Фото самые знаменитые пираты в истории человечества и их корабли

Пиратское наказание «прогулка по доске» в изображенном виде так же придумано в XIX столетии. Иллюстратор: Michael Welply

7. Пираты орудовали не только посреди моря-океана. Они неплохо проворачивали и сухопутные операции. Те же рейды упомянутого уже Моргана можно отнести к образцовым примерам пиратской работы по захвату городов, не всегда расположенных непосредственно на побережье.
8. Пираты не всегда действовали вне закона и не всегда преследовались государственными военными флотами. Часто пиратство (точнее каперство) расценивалось как один из инструментов войны на море. А пиратские команды – как иррегулярные военно-морские силы.

Источник

Самые знаменитые пираты

Главнокомандующий турецким флотом, мореплаватель, сын священника, пират, обидевшийся на то, что его назвали пиратом, и прототип капитана Флинта

Пиратство появилось тогда же, когда мореплавание и торговля. Морской разбой существовал возле крупных торговых путей и в Античности, и в Средние века. Целью его было не просто желание нажиться за чужой счет, но и избавление от торговых конкурентов. Пиратство было эффек­тивным инструментом внешней политики и вообще неотъемлемой частью средневековой экономической системы.

Прямым следствием Великих географиче­ских открытий стал переворот в мировой экономике. Хозяева средневекового рынка — итальянцы и ганзейцы Ганзейский торговый союз — экономиче­ский союз городов северо-запад­ной Европы, возникший в середине XII века и просуще­ствовавший до середины XVII века. — сошли со сцены; морская торговля переросла в океанскую. Борьбу теперь вели не отдель­ные города или союзы, а целые страны. На протяжении следующих 300 лет порту­гальцы, испанцы, голландцы, англичане и французы сражались за контроль над торговыми путями под негласным девизом «Разори соседа». Главным инструментом этой борьбы опять же стал морской разбой, причем часто санкционирован­ный государствами. Так появились корсары, рейдеры и каперы.

Корсарами называли капитанов и их ко­манды, которые получили от госу­дарств разрешение грабить и топить коммер­ческие суда в ходе борьбы за доминиро­вание над Среди­земным морем в XIV–XIX ве­ках. Рейдеры — пираты-наемники, основной зада­чей которых было не огра­бить судно противника, а утопить, — состояли на службе у королей и получали от них корабль и снаряжение. Если судно противной стороны все-таки удавалось ограбить перед затоплением, то приз получали не рейдеры, а их страна-наниматель. Каперы (они же приватиры) — это пираты, имеющие специаль­ный доку­мент, каперское свидетельство, разрешаю­щее нападать на корабли определенной страны. Каперы должны были соблюдать определенные пра­вила: нападать и вести бой только под флагом страны, выдавшей свидетель­ство. В противном случае считалось, что они нарушили условия соглашения, и тогда каперы становились обычными пиратами. Ниже мы рассказы­ваем о самых знаменитых морских разбойниках от XV до XVIII века.

Виталийские братья (конец XIV — первая половина XV века)

Шведский король Альбрехт Мекленбургский нанял каперов для помощи в войне за швед­ский престол, которую он вел с датской королевой Маргрете. Когда в 1391 году королева осадила Стокгольм, мекленбург­ские герцоги объявили, что их гавани открыты для любого, кто «на свой страх и риск осмелится наносить ущерб Датскому королевству». Но витальеры нападали и на корабли союзников короля Альбрехта: «Они грабили и своих, и чужих, отчего сельдь сильно подорожала», — говорится об их действиях в хронике.

В 1394 году витальеры захватили остров Готланд, принадлежавший тогда датчанам, и превратили его столицу, город Висбю, в свою опорную базу. Даже после заключе­ния мира между Швецией и Данией в конце 1390-х виталийские братья продолжили разбой. Ганзейский союз был вынужден оснащать свои корабли дополнительной артиллерией и охраной, но это мало помогало. Между витальерами и Ганзой шла настоящая война. Если удавалось захватить их судно, пиратов законопачивали в бочки из-под сельди и доставляли на берег, чтобы судить и казнить.

Самый известный из виталийских пиратов — Клаус Штёртебекер. Достоверно про него практически ничего не известно, но есть удивительная легенда, связанная с его смертью: когда в 1401 году его экипаж захватили и приговорили к смертной казни, капитан попросил выполнить его последнее желание —помиловать тех членов пиратской команды, мимо которых он пройдет со своей отруб­ленной головой в руках. И прошел, держа голову, мимо 11 человек. Но потом палач подставил ему ногу, так что обезглавленное тело рухнуло на землю. Несмотря на обещание, бургомистр приказал казнить всех.

В 1950 году немецкий писатель Вилли Бре­дель написал исторический роман о Клаусе Штёртебекере — «Братья-витальеры», а в 2006 году был снят фильм «Störtebeker» (в российском прокате «Сердце пирата»).

Хайреддин Барбаросса (1475–1546)

Барбаросса — символ противостояния Востока и Запада, мусульманства и христи­ан­ства в борьбе за Средиземное море. Он родился на острове Лесбос, когда тот принадлежал Османской империи, в семье мусульманина и хри­стиан­ки, и носил имя Хызыр. Вместе со старшим братом Оручем они позна­комились с морем, когда возили товары отца, но затем предпочли заняться морским разбоем. Вскоре Оручу удалось поднять бунт команды, в которой он состоял, и стать капитаном. В бою братья отличались неистовой храбростью, и очень скоро их команда стала грозой Средиземноморья.

В 1516 году они захватили Алжир, а через два года после гибели брата Хызыр получил в наследство не только завоеванные Оручем территории, но и его прозвище — Барба­росса («Рыжая борода»). Барбаросса Второй провоз­гласил себя султаном Алжира и при­знал власть Османской империи. В народе его считали защитни­ком ислама, мусульмане называли его Хайреддин (что значит «Благо веры»). До нас дошло описание свирепого вида Барбароссы: «У него были лохматые брови, густая борода и толстый нос. Его толстая нижняя губа пренебрежи­тельно выступала вперед. Он был среднего роста, однако обладал богатырской силой. На вытя­нутой руке он мог держать двухгодовалую овцу до тех пор, пока та не погибала…»

самые знаменитые пираты в истории человечества и их корабли. Смотреть фото самые знаменитые пираты в истории человечества и их корабли. Смотреть картинку самые знаменитые пираты в истории человечества и их корабли. Картинка про самые знаменитые пираты в истории человечества и их корабли. Фото самые знаменитые пираты в истории человечества и их кораблиОсада Ниццы флотом Барбароссы в 1543 году. Миниатюра Матракчи Насуха. XVI век © Wikimedia Commons

Османский султан Сулейман I Великолепный использовал Хайреддина в своих планах по объединению тюркского мира и сделал его главнокомандующим всего турец­кого флота. Противниками легализовавшегося пирата были генуэз­цы, венецианцы, испанцы, мальтийские рыцари. Он громил их в Тунисе и Алжи­ре, разграбил и сжег остров Менорка, успешно грабил побережье Италии. Под руководством Хайреддина Турция стала главной морской державой Средиземноморья.

Как немногие из людей своего занятия, Бар­баросса мирно дожил дни в Стам­буле и был похоронен в специально построенной для него мечети. На гробнице из серого гранита арабской вязью написано: «Маат раис аль бахр» — «Здесь покоится бейлербей То есть наместник. моря». Мечеть стоит на берегу, и долгие годы корабли, проходившие мимо, отдавали салют Барбароссе.

Про Барбароссу можно прочитать роман каталонского писателя Жуана Понса «Барбаросса» (2006).

Фрэнсис Дрейк (ок. 1540 — 1596)

Дрейк был родственником пирата и работор­говца Джона Хокинса и в юности был определен к нему на корабль. В начале 1560-х он участвовал в работор­говой экспедиции в Западную Африку и скоро стал командо­вать собственным судном. В 1568 году Дрейк и Хокинс с командой попали в ловушку испанцев в мексикан­ском порту, сбежали, но потеряли много людей. И хотя экспеди­ция была неудачной, она привлекла к Дрейку внимание — благодаря этому ему оказала поддержку короле­ва Елизавета I. Следующая, уже самостоятельная экспедиция Дрейка состоя­лась по поручению королевы; по сути, она санкцио­нировала разграбление любой собственности испанского короля Филиппа II. Дрейк высадился на Па­нам­ском перешейке и захватил караван, перевозив­ший золотые и сереб­ряные слитки из перуан­ских рудников. Кроме груза Дрейк привез в Англию репута­цию блестящего капера.

В 1579 году под началом Дрейка была снаря­жена экспедиция из пяти кораблей, в ходе которой он, в частности, перехватил огромный галеон «Богоматерь Непорочного Зачатия», возивший из Кальяо в Панаму золото и серебро. Прибыль экспедиции составила фантастические 4700 % относи­тельно затра­ченных средств. Экспедиция принесла Дрейку настоящую славу, поскольку он не только разорил испанские корабли, но и сделал несколько географиче­ских открытий (исследовал западный берег Северной Америки, открыл бухту Сан-Франциско, а пролив, соединяющий южные части Атлантического и Тихого океанов, позже был назван его именем — это пролив Дрейка). Кроме того, его экспедиция стала первым совершенным англи­ча­нином круго­светным плаванием. Королева Елизавета лично прибыла на борт флагманского судна Дрейка «Золотая лань» и возвела капитана в рыцари.

самые знаменитые пираты в истории человечества и их корабли. Смотреть фото самые знаменитые пираты в истории человечества и их корабли. Смотреть картинку самые знаменитые пираты в истории человечества и их корабли. Картинка про самые знаменитые пираты в истории человечества и их корабли. Фото самые знаменитые пираты в истории человечества и их кораблиФлот Френсиса Дрейка у Картахены. Гравюра Джованни Баттиста Боацио. 1589 год Library of Congress

Проведя восемь месяцев на берегу, Дрейк получил новое задание — уничто­жить корабли, которые Филипп II готовил для нападения на Англию. Он вор­вался в гавань Кадиса, где они стояли, и уничтожил более 30 кораблей и тысячи тонн припа­сов. Оттуда эскадра взяла курс на Азорские острова, по дороге захватывая новые корабли и их ценные грузы. В 1588 году Дрейк как вице-адмирал участвовал в сражениях с испанской Непобедимой армадой. Несмотря на двойной перевес в численности кораблей и пушек, испанцы потеряли 60 кораблей из 130 и отступили. Дрейком восхищались даже враги Англии. Папа Сикст V назвал его великим капитаном.

Последняя экспедиция Дрейка состоялась в 1595 году. Он собирался захватить Панаму, но на кораблях флотилии разразилась эпидемия дизентерии, от кото­рой умер и сам Дрейк. Его тело положили в свинцовый гроб и под залп кора­бельной артиллерии опусти­ли на дно около острова Буэнавентура. Известие о смерти Дрейка в 1596 году в Англии вызвало траур, а в Испании — всеобщую радость.

После кругосветного плавания 1577–1580 го­дов «Золотая лань» — флагманское судно Дрейка — была оставлена в лондонском Дептфорде как музей достиже­ний морепла­ва­теля. Корабль стоял в порту почти 70 лет, пока не сгнил от влаги и, возможно, от жучка. Стул, вырезанный из бруса «Лани», хранится сейчас в Бодлианской библиотеке в Оксфорде.

Уильям Кидд (ок. 1645 или 1655 — 1701)

Уильям Кидд родился в Шотландии, по неко­то­рым данным, в семье священ­ника, погиб­шего в море. Про ранние годы Кидда существует несколько не вполне ясных версий, но считается, что он ушел в море еще в юности. Есть предположения, что Кидд спасся при кораблекрушении у берегов Гаити с судна, бывшего в составе английского флота, и его приняли на борт француз­ские пираты. Так или иначе, он появляется в доку­ментах 1689 года уже капитаном 16-пушеч­ного француз­ского фрегата с английской командой.

В 1695 году новый губернатор Нью-Йорка поручил «надежному, хорошо зарекомендо­вавшему себя» Кидду расчистить торговые пути в Тихом океане и начать карательную экспедицию против самых известных на тот момент тихоокеанских пиратов, а также против любых вражеских французских кораблей. Кидд отплыл в Лондон с капер­ским свидетельством против французов и 34-пушечной галерой-фрегатом «Приключение».

Кидд поплыл в Нью-Йорк, рассчитывая на защиту губернатора Нью-Йорка и Масса­чу­сетса лорда Белмонта. Но Белмонт аресто­вал его и отправил в Англию, где над ним должен был пройти суд. Весной 1701 года начался судебный процесс: пирата обвиняли в убийстве офицера Уильяма Мура и пяти случаях пиратства. Никто из бывших покровителей его не поддержал, и сам Кидд ни в чем не признался, назвав все обвинения клеветой. Его приговорили к виселице. У английского короля Вильгельма III была возможность помило­вать своего бывшего капера, но он не сделал этого.

Казнь Кидда была страшной: веревка оборвалась, и его вешали дважды. После казни тела капитана и его сообщников висели на берегу Темзы три года. Вскоре после этого события получила хождение баллада «Прощание капитана Кидда с морями», которая воспевала капитана и утверждала его невиновность.

Генри Морган (1635–1688)

Капитан Морган — прообраз героев романов Рафаэля Сабатини «Одиссея капи­тана Блада» и Стейнбека «Золотая чаша» — знаменитый и удачливый англий­ский приватир, король пиратов Карибского моря. Правда, после публикации английского перевода книги Александра Эксквемелина «Пираты Америки» в 1678 году Морган подал в суд на издателя: его возмутил сам факт того, что его назвали пиратом «Kind of men called buccaneers». : в суде он заявлял, что в жизни не испытывал к пиратам ничего кроме ненависти. Тяжбу он выиграл, получив 200 фунтов и публичное извинение.

Впервые имя Моргана появляется в отчете губернатора Ямайки в августе 1665 года. А уже в январе 1668 года Совет Ямайки поручает ему «собрать английских прива­тиров и захватывать пленных испанской нации, посредством чего он мог бы узнать о намерениях неприятеля вторгнуться на Ямайку». Так Морган получил официаль­ное разрешение начать войну против испанцев в Вест-Индии. Он захватывал и грабил города, подчас используя совер­шенно подлые приемы. Так, во время штурма одной из крепостей пираты выставили перед собой живой щит из захваченных священ­ников и монахинь. Это позволило им проло­мить стену и ворваться внутрь. Разграбление города сопровождалось пытками местных жителей — англичане требовали выдать места, где спрятаны деньги и другие ценные вещи. Помимо этого, они взяли с жителей выкуп — 100 тысяч пиастров.

Дальше Морган собирался двинуться к Кар­та­хене, однако во время пирушки, устроен­ной им для своих офицеров на флагманском фрегате «Оксфорд», пираты так напились, что корабль загорелся и взорвался. Спастись удалось немногим, однако сам Морган уцелел. С новой командой он продолжил грабежи и убийства на побережье Венесуэлы.

Современники отмечали, что капитан действовал с невероятной наглостью и был отличным стратегом, придумывая и осуще­ствляя сложные морские и сухопутные операции. Поэтому неудивительно, что в 1670 году Совет Ямай­ки пожаловал адмиралу Моргану каперское поручение. Фактически он получил карт-бланш: разрешалось нападать на испанские суда, штурмовать крепости и захватывать города. Также в документе был очень важный для пиратов пункт: «Поскольку флот не получает никакого вознаграждения, он будет забирать все товары и купеческое богатство, захвачен­ное в таких экспедициях, и делить их между собой по своим правилам».

Новые полномочия открыли перед Морганом новые горизонты. Он решил огра­бить самый богатый город американских колоний, принад­лежавший испанцам, — Панаму. Именно сюда свозили все золото и серебро из Мексики, грузили на корабли и отправ­ляли в Старый Свет. Совершив многоднев­ный поход через джунгли, пираты вступили с испанцами в бой под стенами Пана­мы, и в январе 1671 года Панама пала. Для вывоза добычи понадобилось 175 мулов. Кроме драгоценностей было также захвачено около 600 пленников. На берегу реки Чагрес разбойники приступили к разделу добычи, который вылился в скандал и драку: рядовые матросы считали, что их обманывают. Морган не стал дожидаться, чем закончатся эти разбирательства, —с подельниками он забрал большую часть добычи, и отплыл, оставив бывших соратников без кораблей, провианта и трофеев.

Реализовав свою грабительскую экспедицию, Морган нарушил Мадридский договор 1670 года, в котором Англия согласилась пресечь пиратство в Новом Свете в обмен на признание Испанией суверенитета Англии на Ямайке. Англичане немедленно открести­лись от всего, переложив вину на губерна­тора Ямайки — сэра Томаса Модифорда. Того вызвали в Лондон и заключили в Тауэр. Моргана тоже экстрадировали в Англию, но никакого обвинения не предъяви­ли, поскольку он действовал по поручению официальных лиц. Впрочем, вину губерна­тора тоже доказать не удалось. Его вернули на Ямайку в качестве главного судьи. А Моргана в 1674 году возвели в рыцари за преданность, благоразумие и храбрость и направили лейтенант-губернатором туда же.

Морган активно участвовал в управлении Ямай­кой с середины 167о-х по 1680-е годы, а после того, как был оттеснен от полити­ческой деятельности, еще несколь­ко лет жил в свое удовольствие. Его неоднократ­но обви­няли в тайных сделках с пиратами и недо­стой­ном королевского офицера поведении.

Эдвард Тич по прозвищу Черная Борода (ок. 1680 — 1718)

«Физиономию капитана Тича… сплошь покры­вала густая раститель­ность, сразу приковывавшая взгляды. На Америку эта борода наводила ужас… Цвета она была черного, и хозяин довел ее до таких чудовищных размеров, что казалось, будто волосы растут прямо из глаз. Тич имел обыкновение заплетать ее в маленькие, перевитые ленточками косички… и закиды­вать их за уши. Во время сражения он вешал на каждое плечо широкую перевязь с тремя парами пистолетов в кобурах и втыкал под шляпу запальные фитили, так что они свисали, едва не касаясь щек. Его глаза от природы были лютыми и дикими. Невозможно представить себе фигуру более жуткую, нежели этот одержимый бесом человек, сравнимый разве что с фурией из ада…»

Современники вспоминают, что лишь один вид этой бороды, развевающейся по ветру, лишал торговых моряков воли к сопротив­лению. По другим данным, он был просто «высоким худощавым человеком с длинной черной бородой», но тщательно культиви­ровал свой демонический образ. В реаль­ности о Тиче известно гораздо меньше.

Считается, что Тич начал свою карьеру корсаром во время Войны за испанское наследство (1701–1714), а после ее окончания сначала пиратствовал в команде известного разбойника Бенджамина Хорниголда, но быстро получил собствен­ный корабль, который он усовершенствовал и назвал «Месть королевы Анны» и на котором начал разорять поселения на американском побережье (возмож­но, название корабля связано с Войной за испанское наследство, известной в Америке как Война королевы Анны; по другой версии — из сочувствия к послед­ней представительнице династии Стюартов на английском престоле).

Так, в мае 1718 года «Месть королевы Анны» в компании еще нескольких шлюпов, неожиданно войдя в гавань Чарлстона в Южной Каролине — одного из крупнейших атлантических портов, — блокировала нахо­дившиеся там на якоре корабли, их грузы и их богатых пассажиров и потребовал у губерна­тора выкуп за заложников. В противном случае Черная Борода грозил сжечь суда и казнить пленников. Пока в городе велись переговоры, пираты прогули­вались по берегу и запугивали местное население. Властям пришлось отку­питься значительной суммой денег, медикаментами и провизией. Летом того же года «Месть королевы Анны» потерпела крушение, но Тич и его команда спаслись на других кораблях («в благодарность» Тич высадил часть старой команды на необитаемом острове).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *