самые богатые пираты в истории
В США найдены останки самого богатого пирата в истории
В 1982 году, в водах расположенного в американском штате Массачусетс полуострова Мыс Код, были обнаружены останки пиратского корабля «Уида». Несмотря на то, что из него уже было поднято много украшений, исследователи до сих пор продолжают работу. И не зря, потому что недавно там нашлись останки шести людей, которые явно были членами экипажа корабля. Ученые считают, что одно из тел может принадлежать Сэму Беллами — пирату, который за всю свою карьеру захватил 54 судна и разграбил сокровища на общую сумму 120 миллионов долларов. Его считают одним из самых богатых пиратов в истории, поэтому обнаружение его останков является важным событием для историков. Наверное, многие из вас в детстве любили фильмы и книги о пиратах. Так давайте узнаем больше о морском разбойнике и его корабле?
Сэмюэль Беллами, его останки внутри затвердевшего песка и его корабль
Обнаружение затонувшего корабля
О необычной находке рассказало издание Daily Mail. Корабль «Уида» является единственным найденным судном, который принадлежал пиратам. Конечно, на дне морей обнаруживались и другие пиратские корабли, но весомых доказательств этому нет. Внутри найденного корабля исследователи обнаружили более 200 000 старинных предметов, включая золотые монеты. Однако, исследователи уверены, что на дне можно найти и другие сокровища. Некоторые предметы удается реставрировать и они отправляются в музеи.
Драгоценности, найденные внутри корабля
Недавно внутри корабля были найдены останки шести людей. Они отлично сохранились, потому что со временем оказались внутри плотной массы из камня и песка. К сожалению, на данный момент посмотреть на эти останки нельзя, потому что они до сих пор внутри этой массы. Узнать, что внутри есть кости, удалось только благодаря рентгену. Автор исследования Барри Клиффорд (Barry Clifford) надеется, что благодаря новым технологиям, им удастся узнать имена пиратов и даже найти их потомков.
Модель корабля «Уида»
Самый успешный пират в истории
Больше всего исследователям хочется найти пирата Сэма Беллами, который также известен как Черный Сэм и Принц пиратов. Он родился в 1689 году в английском графстве Девоншир. В подростковом возрасте он присоединился к британскому флоту, после чего попал в команду пирата Бенджамина Хорниголда. Быстро обретя доверие команды, он стал капитаном корабля «Уида» и вместе со своей командой разграбил 54 судна. По данным Forbes, Сэм Беллами является самым прибыльным пиратом в истории.
Извлечение монет из затвердевшего песка
Интересный факт: секрет успеха Сэма Беллами заключался в том, что он использовал два корабля. Первый был хорошо оснащен орудиями и использовался для дальнего боя. А второй был легче и использовался непосредственно для захвата чужого судна.
Если верить историческим данным, 26 апреля 1717 года корабль «Уида» попал в сильный шторм. Он столкнулся о так называемую песчаную косу и перевернулся как раз у побережья Кейп-Код, где и были найдены останки корабля. Пираты явно видели, в какой стороне находится берег, но им все равно не удалось спастись. На борту находилось 146 человек и выжили из них только двое. тела большинства пиратов со временем прибило к берегу и они были захоронены. Среди них Сэма Беллами, судя по всему, не было.
Песчаная коса — это небольшая полоса суши на берегу моря. Столкнувшись с ней на большой скорости, корабль легко может перевернуться.
В 2018 году исследователь Кейси Шерман (Casey Sherman) нашел в Англии потомков знаменитого пирата. Он взял у них образцы ДНК, по которым можно будет распознать тело пирата, в каком бы он состоянии не находился.
Сколько затонувших кораблей в мире?
Точных данных нет, но прямо сейчас на дне морей и океанов могут лежать останки миллионов затонувших кораблей. По данным ЮНЕСКО, их количество может превышать 3 миллиона. Время от времени они обнаруживаются при помощи специального оборудования. Хорошо в этом деле помогает эхолокация, когда исследователи отправляют в глубину морей и океанов звуковые волны и они отражаются от лежащих на дне объектов. О вреде затонувших кораблей я рассказывал в этом материале.
Если вам интересны новости науки и технологий, подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен. Там вы найдете материалы, которые не были опубликованы на сайте!
А вообще, если вы хотите узнать больше о самых громких случаях обнаружения кораблей, перейдите по этой ссылке. В статье я рассказал про самые крупные кладбища кораблей в мире. В ней упоминается не только знаменитый «Титаник», но и легендарная «Месть королевы Анны». Уж поверьте, об этих кораблях можно говорить часами. Приятного чтения!
Новости, статьи и анонсы публикаций
Свободное общение и обсуждение материалов
Жизнь на Земле появилась более трех миллиардов лет назад, пройдя длинный путь от самых простых микробов до ослепительной сложности организмов вроде нас. Но к…
На протяжении многих столетий, мировой океан был одним из основных путей связи цивилизаций, обитавших на разных материках. По морям и океанам плавали миллион…
Прямо сейчас, пока вы читаете эту статью, где-то на глубинах морей и океанов лежат затонувшие корабли. Некоторые из них представляют собой настоящие «капсулы…
Пираты: как заработать кучу золота
Текст: Иван Дамарьев
Миф: пиратами добровольно становились разочаровавшиеся в честном образе жизни моряки.
Реальность: на самом деле очень многих превращали в пиратов насильно. Специально обученные головорезы рыскали по окрестностям портов, выискивая молодых, здоровых на вид мужчин. Платили им меньше, чем добровольцам, а бывало, что и не платили вообще. При этом сообразительный и сильный духом мужчина даже в таких обстоятельствах мог стать успешным. Например, Черный Барт, захваченный пиратами, уже через шесть недель стал капитаном своих захватчиков.
Миф: пиратская «черная метка» – листок бумаги с круговым пятном, нарисованным сажей, – означала обвинение, выдвинутое пиратским сообществом одному из его членов. Получение «черной метки» означало, что приговор уже вынесен и обжалованию не подлежит.
Реальность: на самом деле пиратской «черной метки» не существовало до тех пор, пока ее не описал Р.Л. Стивенсон в романе «Остров сокровищ».
Миф: каждый уважающий себя пират владел «пиратским акцентом» – рррррраскатисто ррррррычал, как настоящий и очень кровожадный Бармалей.
Реальность: не было никакого пиратского акцента. Шайки морских разбойников были такими разношерстными и многонациональными и говорили на таком количестве языков и акцентов, что при всем желании было совершенно невозможно заставить всех разговаривать одинаково. Пиратское «рычание» придумал Уолт Дисней. В 1950 году он создал мультфильм «Остров сокровищ», адаптировав роман Стивенсона, и пригласил на озвучание одной из пиратских ролей актера из юго-западной части Англии Роберта Ньотона, а тот слегка переусердствовал с раскатистым «р». Еще через пару лет Ньютон снялся в главной роли в картине «Пират Черная Борода» – и опять использовал тот же акцент. Все ему поверили, и верят до сих пор.
Миф: если вы решили стать пиратом, готовьте заранее повязку на глаз: высока вероятность того, что в бою вы потеряете не только глаз, но и как минимум одну из конечностей.
Реальность: это правда, что корабли в XVII–XVIII веках были не самым безопасным местом для «работы» и некоторые пираты на самом деле лишались рук, ног и даже глаз. Однако существует версия, что повязку на глаз и моряки, и пираты надевали из практических соображений – чтобы держать зрение постоянно приспособленным к темноте. В трюмах кораблей было очень темно. Искусственное освещение почти не использовалось. Спуститься во время боя в трюм и ждать несколько минут, пока привыкнешь к полумраку, – непрактично. Сняв повязку, пират сразу видел хорошо одним глазом.
Миф: пираты раскладывали награбленное добро по сундукам, закапывали их и рисовали карты, чтобы не забыть, где спрятаны сокровища.
Реальность: создается такое впечатление, что все пираты отличались забывчивостью, и именно поэтому сундуки с сокровищами до сих пор зарыты по всему миру. На самом деле, достоверно известно только о трех пиратах, закопавших сокровища, при этом необходимости в рисовании карт у них не возникало: драгоценности выкапывали практически сразу же. Так что, увы – похоже, карт не существовало в природе.
Три закопанных сокровища
1. В 1573 году Френсис Дрейк и его команда напали на испанский вьючный караван и взяли столько золота и серебра, что не смогли его увезти за одну ходку. Тогда они вырыли яму около дороги, сложили в нее часть награбленного и присыпали землей. Вернувшись за трофеями, они увидели раскопанную яму: испанцы уже выкопали и унесли большую часть драгоценностей
3. Капитан Уильям Кидд, зарыл в 1699 году увесистый сундук с сокровищами возле Лонг-Айленда (штат Нью-Йорк). Клад тут же нашли местные власти, Кидда отдали под суд, а найденные богатства использовали против него в качестве вещественных доказательств. Правда, слухи о том, что на самом деле сокровища капитана Кидда не найдены, до сих пор будоражат умы искателей приключений во всем мире
Самые богатые пираты
Достижения Беллами вряд ли кто-нибудь смог бы превзойти: его карьера капитана пиратского брига продолжалась всего один год, в течение которого он со своей командой взял на абордаж свыше 50 судов, захватив добычу на колоссальную сумму в 120 миллионов долларов. Самым дорогим трофеем Черного Сэма стал 18-пушечный трехмачтовый английский фрегат «Уайда» водоизмещением в 300 тонн и груженный слоновой костью, сахаром, хной и индиго. Еще на нем было 180 мешков (около пяти тонн) золота и серебра, вырученных за продажу африканских рабов. Принц Пиратов погиб в 28 лет во время шторма; тогда же затонула и «Уайда» со всеми сокровищами.
В 20 лет стал капитаном и владельцем собственного корабля. За долгую (по тем меркам) жизнь получил много титулов: английский морской капитан, навигатор, корсар, работорговец, пират, вице-адмирал и видный политический деятель эпохи Елизаветы Первой. За набеги на испанские колонии в Южной Америке и Карибском море испанцы, испытывающие настоящий ужас при одном упоминании этого имени, звали его Драконом. На самом деле злодеяния Дрейка преувеличивают. Испанские чиновники, используя репутацию Дрейка, списывали на него все, что сами воровали из королевской казны.
Английский пират промышлял в Атлантике и Красном море. Обладал талантом располагать к себе людей: уговорил состоятельных господ, проявивших к нему симпатию, скинуться на покупку приличного фрегата. Тью назвал свое судно «Эмити», установил на нем восемь орудий и предложил 46 морякам переквалифицироваться в пираты. Они согласились и стали его командой. Тью играл по-крупному: поучаствовав всего лишь в двух крупных пиратских вылазках, вошел в тройку самых удачливых пиратов в истории. Оставшееся от завоевания мира время посвящал тихой семейной жизни, воспитывал с любимой женой двоих детей.
Самые известные женщины-пираты
Анна Бонни и Мэри Рид
Будущая морская разбойница Анна Бонни родилась в 1700 году в семье ирландского адвоката, который, став вскоре владельцем плантации в Южной Каролине, перевез туда и всю родню. Жизнь в полном достатке и прекрасное образование не помешали юной бунтарке в 17 лет выскочить замуж за нищего матроса и сбежать с ним на Ямайку, бросить его, сойтись с богатым землевладельцем и оказаться случайно замешанной в убийстве родственницы губернатора. Бросив вызволившего ее из тюрьмы землевладельца, она влюбилась в пирата Джона Рэкхема, переоделась мужчиной и ушла с ним в море. Вместе они грабили суда и однажды захватили корабль, на котором находилась переодетая в мужское платье девушка по имени Мэри Рид. Она была единственной из пассажиров, которая не сдалась сразу, а пыталась сражаться. Джон и Анна пригласили ее пиратствовать вместе с ними.
Мэри рассказала, что ей было всего 15 лет, когда она, назвавшись именем Марк Рид, поступила на службу в пехотный полк, а позже служила в кавалерии. Ни один из офицеров не смог заподозрить в ней женщину. Однако Мэри пришлось раскрыть свою тайну, когда она влюбилась в одного из них. Молодые люди поженились, но муж Мэри вскоре умер.
Мэри было 25 лет, когда она, переодевшись мужчиной, нанялась служить на голландский корабль, который и был захвачен Джоном Рэкхемом и Анной Бонни.
Троицу арестовали в 1720 году. Джон сразу же отправился на виселицу, а вот с казнью дам пришлось повременить: обе были беременны от своего предводителя. Анна снова оказалась в тюрьме, после чего ее имя таинственно исчезло из официальных документов. Поговаривали, что ее влиятельному отцу удалось освободить ее и даже выдать замуж за очень уважаемого человека, от которого она родила десятерых детей, дожила до 82 лет и была похоронена на кладбище графства Йорк в Вирджинии. О судьбе Мэри вообще ничего не известно.
Самая удачливая пиратка в истории по прозвищу Мадам Цзин родилась в 1785 году в Китае и работала проституткой, когда в 16 лет познакомилась со своим будущим мужем, известным на то время пиратом Чжэн И. Вместе они бороздили океаны шесть лет. Когда во время штурма погиб муж, Чжэн Ши получила в наследство флотилию из 400 судов и взяла пиратство в свои руки. Через несколько лет под ее командованием уже находилось свыше 2 тысяч кораблей и 70 тысяч матросов.
К сорока годам Мадам Цзин отошла от дел. Поселившись в скромном китайском городке, она открыла публичный дом и притон для азартных игр и отлично проводила время, пока не состарилась.
Флибустьеры в XVII веке грабили только испанские суда в Карибском море. Именно тогда Англия и Франция активно боролись с пиратством, но поддерживали деятельность флибустьеров, чтобы ослабить позиции Испании, которая была могущественной империей Нового Света
Тевкры – морские ближневосточные пираты XV–XI веков до н.э.
Долопийцы, или скирийцы – древнегреческие пираты VI века до н.э.
Ушкуйники – речные нижегородские пираты, в XIV веке держали под контролем всю Волгу до Астрахани
Берберские пираты – орудовали в Средиземном море
Ликеделеры – пираты североевропейских морей
(придуман в конце XVII века британцем Эдвардом Лоу, захватившим за свою пиратскую карьеру свыше 100 кораблей)
Правило 1. Капитану полагается две полные доли добычи
Правило 4. Утаивание золота, серебра, драгоценностей и любых товаров стоимостью свыше испанского доллара карается сурово
Правило 5. Участие в азартных играх или попытках обмануть друг друга на сумму свыше золотого пиастра карается сурово
Правило 6. Ранение во время схватки компенсируется суммой в 600 испанских долларов. После ранения разрешается оставаться на берегу до полного излечения
Правило 7. Тот, кто проведет на корабль женщину, в том числе и переодетую в мужскую одежду, будет казнен
Правило 8. Первый увидевший корабль, годный для захвата, получает лучший пистолет
Правило 9. Тот, кто будет пьяным во время схватки, будет сурово наказан
Серьгу в ухе моряки традиционно надевали после первого пересечения экватора или достижения мыса Горн, крайней южной точки архипелага Огненная Земля. Серьга считалась талисманом, который предохранял от морской болезни и не позволял утонуть. Также серьга имела практическую пользу: в случае смерти пирата ее использовали в качестве оплаты доставки тела к родным. Пираты, стрелявшие из пушек, затыкали серьгами уши во время громких выстрелов.
Флаг «Веселый Роджер»
Существует пять версий происхождения флага.
Версия 1. Во время страшных эпидемий смертельных болезней на кораблях поднимали предупредительный флаг – две диагональные белые полосы на черном фоне, чтобы другие корабли держались подальше. Пираты использовали этот знак, чтобы мощные военные корабли не подходили к ним близко, а позже переделали белые полосы в скрещенные кости
Версия 2. «Веселый Роджер» – JollyRoger – это английская шутка. Сначала пираты использовали черный сигнальный флаг, что означало предъявление ультиматума. Если противник не сдавался, то поднимали флаг кроваво-красного цвета (цвета войны), его называли JoyeuxRouge (ярко-красный). Англичане переделали Joyeux в Jolly, а Rouge – в Roger
Версия 3. Тамильские пираты, промышлявшие в Тихом и Индийском океанах, называли себя «Али Раджа» – «Властители Моря», что по-английски тоже было созвучно сочетанию JollyRoger
Версия 4.OldRoger раньше означал одно из имен дьявола. Слово Old превратилось в Jolly, и именно оттуда пиратский флаг мог получить свое название
Версия 5. Король Роджер II Сицилийский (1095–1154) прославился громкими победами на суше и на море. На флаге Роджера были изображены две скрещенные кости на красном фоне
Найден самый богатый пират в истории? «Черный Сэм» Беллами и его корабль
Предисловие.
В конце января 2021 года дайверы, обследуя обломки корабля «Уида», затонувшего в шторм у полуострова Кейп-Код (Массачусетс, США) и впервые обнаруженного еще в 1984 году, обнаружили неожиданную находку: большую конкрецию (кусок слипшихся от времени и воды артефактов) и останки шести (предположительно) членов команды корабля.
Новость стала сенсацией: фрегат «Уида» весьма известен в «узких кругах» любителей морских историй вообще, а также любителей историй о пиратах и подводных сокровищах в частности.
Но обо всем по порядку.
Ярко, но коротко.
Родился будущий пират в Англии, в 1689 году. Как и положено настоящему англичанину, морское дело освоил на Королевском флоте, где принимал участие в нескольких морских сражениях. Но на «кривую дорожку» морского грабителя молодого парня толкнула любовь: в 1715 году, прибыв на Кейп-Код, североамериканский полуостров, находящийся недалеко от Бостона, он влюбился в девушку и начал собирать деньги на свадьбу. Самым простым способом для достижения цели и стало пиратство.
Его пиратская карьера длилась чуть более года, однако впечатляет успехами: по оценкам специалистов, за этот короткий промежуток времени «Черный Сэм» успел взять на абордаж 53 корабля. Устрашающую кличку он получил из-за того, что не носил традиционного для тех лет белого парика, а собственные длинные темные волосы завязывал простой лентой.
Грабил мирных мореходов Сэм под, можно сказать, «классическим» пиратским флагом с Веселым Роджером на черном поле.
Затонувший корабль, сокровища и колокол.
Затонувший корабль был обнаружен в 1984 году благодаря усилиям Б. Клиффорда, знаменитого искателя затонувших кораблей и и их сокровищ. Но только в 1985 году удалось определить, что это именно «Уида»: водолазы нашли корабельный колокол, на котором была надпись «WHYDAH GALLY 1716».
Как оказалось, обломки «Уиды» лежали вполне компактно и не очень глубоко: под 4,5 метрами воды и 1,5 метрами песка.
Работы по подъему артефактов с «Уиды» продолжаются по настоящее время. Всего было обнаружено около 200.000 предметов. Среди них, например, были 60 пушек: 28-ю был вооружен сам фрегат, остальные лежали в его трюмах. Возможно, Беллами использовал их в качестве балласта, но именно эти пушки сыграли с кораблем злую шутку: после того, как корабль перевернулся, они своим весом разорвали его корпус на части.
Обломки «Уиды» стали первым и пока единственным обнаруженным и «запротоколированным» местом крушения именно пиратского корабля.
Новые находки.
Достоверно известно, что из 146 человек спаслись только двое. Волны выбросили на берег 103 тела (Беллами среди них не было). Таким образом, без вести пропал 41 человек. И, как уже было сказано выше, история с «Уидой» и Беллами получила продолжение на днях: дайверы нашил останки еще шести пиратов.
Находка эта дает возможность исследователям попробовать опознать среди них самого Черного Сэма: специалисты располагают ДНК одного из родственников пирата. Как заявил Б. Клиффорд, нашедший «Уиду» в 1984 году,
Ну а пока исследователи смогли разобраться с конкрецией: как оказалось, она состоит из нескольких предметов, в том числе небольших золотых слитков, серебряных монет и пистолета. Исследователи предполагают, что это была сумка одного из пиратов.
Чем сражались пираты, можно прочитать здесь.
Понравилась статья? Подпишитесь, поставьте лайк и сделайте репост в соцсетях. Спасибо!
Самые знаменитые пираты
Главнокомандующий турецким флотом, мореплаватель, сын священника, пират, обидевшийся на то, что его назвали пиратом, и прототип капитана Флинта
Пиратство появилось тогда же, когда мореплавание и торговля. Морской разбой существовал возле крупных торговых путей и в Античности, и в Средние века. Целью его было не просто желание нажиться за чужой счет, но и избавление от торговых конкурентов. Пиратство было эффективным инструментом внешней политики и вообще неотъемлемой частью средневековой экономической системы.
Прямым следствием Великих географических открытий стал переворот в мировой экономике. Хозяева средневекового рынка — итальянцы и ганзейцы Ганзейский торговый союз — экономический союз городов северо-западной Европы, возникший в середине XII века и просуществовавший до середины XVII века. — сошли со сцены; морская торговля переросла в океанскую. Борьбу теперь вели не отдельные города или союзы, а целые страны. На протяжении следующих 300 лет португальцы, испанцы, голландцы, англичане и французы сражались за контроль над торговыми путями под негласным девизом «Разори соседа». Главным инструментом этой борьбы опять же стал морской разбой, причем часто санкционированный государствами. Так появились корсары, рейдеры и каперы.
Корсарами называли капитанов и их команды, которые получили от государств разрешение грабить и топить коммерческие суда в ходе борьбы за доминирование над Средиземным морем в XIV–XIX веках. Рейдеры — пираты-наемники, основной задачей которых было не ограбить судно противника, а утопить, — состояли на службе у королей и получали от них корабль и снаряжение. Если судно противной стороны все-таки удавалось ограбить перед затоплением, то приз получали не рейдеры, а их страна-наниматель. Каперы (они же приватиры) — это пираты, имеющие специальный документ, каперское свидетельство, разрешающее нападать на корабли определенной страны. Каперы должны были соблюдать определенные правила: нападать и вести бой только под флагом страны, выдавшей свидетельство. В противном случае считалось, что они нарушили условия соглашения, и тогда каперы становились обычными пиратами. Ниже мы рассказываем о самых знаменитых морских разбойниках от XV до XVIII века.
Виталийские братья (конец XIV — первая половина XV века)
Шведский король Альбрехт Мекленбургский нанял каперов для помощи в войне за шведский престол, которую он вел с датской королевой Маргрете. Когда в 1391 году королева осадила Стокгольм, мекленбургские герцоги объявили, что их гавани открыты для любого, кто «на свой страх и риск осмелится наносить ущерб Датскому королевству». Но витальеры нападали и на корабли союзников короля Альбрехта: «Они грабили и своих, и чужих, отчего сельдь сильно подорожала», — говорится об их действиях в хронике.
В 1394 году витальеры захватили остров Готланд, принадлежавший тогда датчанам, и превратили его столицу, город Висбю, в свою опорную базу. Даже после заключения мира между Швецией и Данией в конце 1390-х виталийские братья продолжили разбой. Ганзейский союз был вынужден оснащать свои корабли дополнительной артиллерией и охраной, но это мало помогало. Между витальерами и Ганзой шла настоящая война. Если удавалось захватить их судно, пиратов законопачивали в бочки из-под сельди и доставляли на берег, чтобы судить и казнить.
Самый известный из виталийских пиратов — Клаус Штёртебекер. Достоверно про него практически ничего не известно, но есть удивительная легенда, связанная с его смертью: когда в 1401 году его экипаж захватили и приговорили к смертной казни, капитан попросил выполнить его последнее желание —помиловать тех членов пиратской команды, мимо которых он пройдет со своей отрубленной головой в руках. И прошел, держа голову, мимо 11 человек. Но потом палач подставил ему ногу, так что обезглавленное тело рухнуло на землю. Несмотря на обещание, бургомистр приказал казнить всех.
В 1950 году немецкий писатель Вилли Бредель написал исторический роман о Клаусе Штёртебекере — «Братья-витальеры», а в 2006 году был снят фильм «Störtebeker» (в российском прокате «Сердце пирата»).
Хайреддин Барбаросса (1475–1546)
Барбаросса — символ противостояния Востока и Запада, мусульманства и христианства в борьбе за Средиземное море. Он родился на острове Лесбос, когда тот принадлежал Османской империи, в семье мусульманина и христианки, и носил имя Хызыр. Вместе со старшим братом Оручем они познакомились с морем, когда возили товары отца, но затем предпочли заняться морским разбоем. Вскоре Оручу удалось поднять бунт команды, в которой он состоял, и стать капитаном. В бою братья отличались неистовой храбростью, и очень скоро их команда стала грозой Средиземноморья.
В 1516 году они захватили Алжир, а через два года после гибели брата Хызыр получил в наследство не только завоеванные Оручем территории, но и его прозвище — Барбаросса («Рыжая борода»). Барбаросса Второй провозгласил себя султаном Алжира и признал власть Османской империи. В народе его считали защитником ислама, мусульмане называли его Хайреддин (что значит «Благо веры»). До нас дошло описание свирепого вида Барбароссы: «У него были лохматые брови, густая борода и толстый нос. Его толстая нижняя губа пренебрежительно выступала вперед. Он был среднего роста, однако обладал богатырской силой. На вытянутой руке он мог держать двухгодовалую овцу до тех пор, пока та не погибала…»
Осада Ниццы флотом Барбароссы в 1543 году. Миниатюра Матракчи Насуха. XVI век © Wikimedia Commons
Османский султан Сулейман I Великолепный использовал Хайреддина в своих планах по объединению тюркского мира и сделал его главнокомандующим всего турецкого флота. Противниками легализовавшегося пирата были генуэзцы, венецианцы, испанцы, мальтийские рыцари. Он громил их в Тунисе и Алжире, разграбил и сжег остров Менорка, успешно грабил побережье Италии. Под руководством Хайреддина Турция стала главной морской державой Средиземноморья.
Как немногие из людей своего занятия, Барбаросса мирно дожил дни в Стамбуле и был похоронен в специально построенной для него мечети. На гробнице из серого гранита арабской вязью написано: «Маат раис аль бахр» — «Здесь покоится бейлербей То есть наместник. моря». Мечеть стоит на берегу, и долгие годы корабли, проходившие мимо, отдавали салют Барбароссе.
Про Барбароссу можно прочитать роман каталонского писателя Жуана Понса «Барбаросса» (2006).
Фрэнсис Дрейк (ок. 1540 — 1596)
Дрейк был родственником пирата и работорговца Джона Хокинса и в юности был определен к нему на корабль. В начале 1560-х он участвовал в работорговой экспедиции в Западную Африку и скоро стал командовать собственным судном. В 1568 году Дрейк и Хокинс с командой попали в ловушку испанцев в мексиканском порту, сбежали, но потеряли много людей. И хотя экспедиция была неудачной, она привлекла к Дрейку внимание — благодаря этому ему оказала поддержку королева Елизавета I. Следующая, уже самостоятельная экспедиция Дрейка состоялась по поручению королевы; по сути, она санкционировала разграбление любой собственности испанского короля Филиппа II. Дрейк высадился на Панамском перешейке и захватил караван, перевозивший золотые и серебряные слитки из перуанских рудников. Кроме груза Дрейк привез в Англию репутацию блестящего капера.
В 1579 году под началом Дрейка была снаряжена экспедиция из пяти кораблей, в ходе которой он, в частности, перехватил огромный галеон «Богоматерь Непорочного Зачатия», возивший из Кальяо в Панаму золото и серебро. Прибыль экспедиции составила фантастические 4700 % относительно затраченных средств. Экспедиция принесла Дрейку настоящую славу, поскольку он не только разорил испанские корабли, но и сделал несколько географических открытий (исследовал западный берег Северной Америки, открыл бухту Сан-Франциско, а пролив, соединяющий южные части Атлантического и Тихого океанов, позже был назван его именем — это пролив Дрейка). Кроме того, его экспедиция стала первым совершенным англичанином кругосветным плаванием. Королева Елизавета лично прибыла на борт флагманского судна Дрейка «Золотая лань» и возвела капитана в рыцари.
Флот Френсиса Дрейка у Картахены. Гравюра Джованни Баттиста Боацио. 1589 год Library of Congress
Проведя восемь месяцев на берегу, Дрейк получил новое задание — уничтожить корабли, которые Филипп II готовил для нападения на Англию. Он ворвался в гавань Кадиса, где они стояли, и уничтожил более 30 кораблей и тысячи тонн припасов. Оттуда эскадра взяла курс на Азорские острова, по дороге захватывая новые корабли и их ценные грузы. В 1588 году Дрейк как вице-адмирал участвовал в сражениях с испанской Непобедимой армадой. Несмотря на двойной перевес в численности кораблей и пушек, испанцы потеряли 60 кораблей из 130 и отступили. Дрейком восхищались даже враги Англии. Папа Сикст V назвал его великим капитаном.
Последняя экспедиция Дрейка состоялась в 1595 году. Он собирался захватить Панаму, но на кораблях флотилии разразилась эпидемия дизентерии, от которой умер и сам Дрейк. Его тело положили в свинцовый гроб и под залп корабельной артиллерии опустили на дно около острова Буэнавентура. Известие о смерти Дрейка в 1596 году в Англии вызвало траур, а в Испании — всеобщую радость.
После кругосветного плавания 1577–1580 годов «Золотая лань» — флагманское судно Дрейка — была оставлена в лондонском Дептфорде как музей достижений мореплавателя. Корабль стоял в порту почти 70 лет, пока не сгнил от влаги и, возможно, от жучка. Стул, вырезанный из бруса «Лани», хранится сейчас в Бодлианской библиотеке в Оксфорде.
Уильям Кидд (ок. 1645 или 1655 — 1701)
Уильям Кидд родился в Шотландии, по некоторым данным, в семье священника, погибшего в море. Про ранние годы Кидда существует несколько не вполне ясных версий, но считается, что он ушел в море еще в юности. Есть предположения, что Кидд спасся при кораблекрушении у берегов Гаити с судна, бывшего в составе английского флота, и его приняли на борт французские пираты. Так или иначе, он появляется в документах 1689 года уже капитаном 16-пушечного французского фрегата с английской командой.
В 1695 году новый губернатор Нью-Йорка поручил «надежному, хорошо зарекомендовавшему себя» Кидду расчистить торговые пути в Тихом океане и начать карательную экспедицию против самых известных на тот момент тихоокеанских пиратов, а также против любых вражеских французских кораблей. Кидд отплыл в Лондон с каперским свидетельством против французов и 34-пушечной галерой-фрегатом «Приключение».
Кидд поплыл в Нью-Йорк, рассчитывая на защиту губернатора Нью-Йорка и Массачусетса лорда Белмонта. Но Белмонт арестовал его и отправил в Англию, где над ним должен был пройти суд. Весной 1701 года начался судебный процесс: пирата обвиняли в убийстве офицера Уильяма Мура и пяти случаях пиратства. Никто из бывших покровителей его не поддержал, и сам Кидд ни в чем не признался, назвав все обвинения клеветой. Его приговорили к виселице. У английского короля Вильгельма III была возможность помиловать своего бывшего капера, но он не сделал этого.
Казнь Кидда была страшной: веревка оборвалась, и его вешали дважды. После казни тела капитана и его сообщников висели на берегу Темзы три года. Вскоре после этого события получила хождение баллада «Прощание капитана Кидда с морями», которая воспевала капитана и утверждала его невиновность.
Генри Морган (1635–1688)
Капитан Морган — прообраз героев романов Рафаэля Сабатини «Одиссея капитана Блада» и Стейнбека «Золотая чаша» — знаменитый и удачливый английский приватир, король пиратов Карибского моря. Правда, после публикации английского перевода книги Александра Эксквемелина «Пираты Америки» в 1678 году Морган подал в суд на издателя: его возмутил сам факт того, что его назвали пиратом «Kind of men called buccaneers». : в суде он заявлял, что в жизни не испытывал к пиратам ничего кроме ненависти. Тяжбу он выиграл, получив 200 фунтов и публичное извинение.
Впервые имя Моргана появляется в отчете губернатора Ямайки в августе 1665 года. А уже в январе 1668 года Совет Ямайки поручает ему «собрать английских приватиров и захватывать пленных испанской нации, посредством чего он мог бы узнать о намерениях неприятеля вторгнуться на Ямайку». Так Морган получил официальное разрешение начать войну против испанцев в Вест-Индии. Он захватывал и грабил города, подчас используя совершенно подлые приемы. Так, во время штурма одной из крепостей пираты выставили перед собой живой щит из захваченных священников и монахинь. Это позволило им проломить стену и ворваться внутрь. Разграбление города сопровождалось пытками местных жителей — англичане требовали выдать места, где спрятаны деньги и другие ценные вещи. Помимо этого, они взяли с жителей выкуп — 100 тысяч пиастров.
Дальше Морган собирался двинуться к Картахене, однако во время пирушки, устроенной им для своих офицеров на флагманском фрегате «Оксфорд», пираты так напились, что корабль загорелся и взорвался. Спастись удалось немногим, однако сам Морган уцелел. С новой командой он продолжил грабежи и убийства на побережье Венесуэлы.
Современники отмечали, что капитан действовал с невероятной наглостью и был отличным стратегом, придумывая и осуществляя сложные морские и сухопутные операции. Поэтому неудивительно, что в 1670 году Совет Ямайки пожаловал адмиралу Моргану каперское поручение. Фактически он получил карт-бланш: разрешалось нападать на испанские суда, штурмовать крепости и захватывать города. Также в документе был очень важный для пиратов пункт: «Поскольку флот не получает никакого вознаграждения, он будет забирать все товары и купеческое богатство, захваченное в таких экспедициях, и делить их между собой по своим правилам».
Новые полномочия открыли перед Морганом новые горизонты. Он решил ограбить самый богатый город американских колоний, принадлежавший испанцам, — Панаму. Именно сюда свозили все золото и серебро из Мексики, грузили на корабли и отправляли в Старый Свет. Совершив многодневный поход через джунгли, пираты вступили с испанцами в бой под стенами Панамы, и в январе 1671 года Панама пала. Для вывоза добычи понадобилось 175 мулов. Кроме драгоценностей было также захвачено около 600 пленников. На берегу реки Чагрес разбойники приступили к разделу добычи, который вылился в скандал и драку: рядовые матросы считали, что их обманывают. Морган не стал дожидаться, чем закончатся эти разбирательства, —с подельниками он забрал большую часть добычи, и отплыл, оставив бывших соратников без кораблей, провианта и трофеев.
Реализовав свою грабительскую экспедицию, Морган нарушил Мадридский договор 1670 года, в котором Англия согласилась пресечь пиратство в Новом Свете в обмен на признание Испанией суверенитета Англии на Ямайке. Англичане немедленно открестились от всего, переложив вину на губернатора Ямайки — сэра Томаса Модифорда. Того вызвали в Лондон и заключили в Тауэр. Моргана тоже экстрадировали в Англию, но никакого обвинения не предъявили, поскольку он действовал по поручению официальных лиц. Впрочем, вину губернатора тоже доказать не удалось. Его вернули на Ямайку в качестве главного судьи. А Моргана в 1674 году возвели в рыцари за преданность, благоразумие и храбрость и направили лейтенант-губернатором туда же.
Морган активно участвовал в управлении Ямайкой с середины 167о-х по 1680-е годы, а после того, как был оттеснен от политической деятельности, еще несколько лет жил в свое удовольствие. Его неоднократно обвиняли в тайных сделках с пиратами и недостойном королевского офицера поведении.
Эдвард Тич по прозвищу Черная Борода (ок. 1680 — 1718)
«Физиономию капитана Тича… сплошь покрывала густая растительность, сразу приковывавшая взгляды. На Америку эта борода наводила ужас… Цвета она была черного, и хозяин довел ее до таких чудовищных размеров, что казалось, будто волосы растут прямо из глаз. Тич имел обыкновение заплетать ее в маленькие, перевитые ленточками косички… и закидывать их за уши. Во время сражения он вешал на каждое плечо широкую перевязь с тремя парами пистолетов в кобурах и втыкал под шляпу запальные фитили, так что они свисали, едва не касаясь щек. Его глаза от природы были лютыми и дикими. Невозможно представить себе фигуру более жуткую, нежели этот одержимый бесом человек, сравнимый разве что с фурией из ада…»
Современники вспоминают, что лишь один вид этой бороды, развевающейся по ветру, лишал торговых моряков воли к сопротивлению. По другим данным, он был просто «высоким худощавым человеком с длинной черной бородой», но тщательно культивировал свой демонический образ. В реальности о Тиче известно гораздо меньше.
Считается, что Тич начал свою карьеру корсаром во время Войны за испанское наследство (1701–1714), а после ее окончания сначала пиратствовал в команде известного разбойника Бенджамина Хорниголда, но быстро получил собственный корабль, который он усовершенствовал и назвал «Месть королевы Анны» и на котором начал разорять поселения на американском побережье (возможно, название корабля связано с Войной за испанское наследство, известной в Америке как Война королевы Анны; по другой версии — из сочувствия к последней представительнице династии Стюартов на английском престоле).
Так, в мае 1718 года «Месть королевы Анны» в компании еще нескольких шлюпов, неожиданно войдя в гавань Чарлстона в Южной Каролине — одного из крупнейших атлантических портов, — блокировала находившиеся там на якоре корабли, их грузы и их богатых пассажиров и потребовал у губернатора выкуп за заложников. В противном случае Черная Борода грозил сжечь суда и казнить пленников. Пока в городе велись переговоры, пираты прогуливались по берегу и запугивали местное население. Властям пришлось откупиться значительной суммой денег, медикаментами и провизией. Летом того же года «Месть королевы Анны» потерпела крушение, но Тич и его команда спаслись на других кораблях («в благодарность» Тич высадил часть старой команды на необитаемом острове).