самое большое кораблекрушение за всю историю в мире
Топ 10 мира или все самое интеренсое
новое на сайте
популярное
Топ 10 самых крупных кораблекрушений в мире
В топ 10 указаны только гражданские, произошедшие в мирное время или в нейтральных водах кораблекрушения, во время войн были зафиксированы более ужасные кораблекрушения, например, как гибель лайнера «Армения», который перевозил более 9 000 беженцев из Севастополя.
1. Паром Донья Пас, Филиппины, 20 декабря 1987 года (4 386 человек)
Самая ужасная катастрофа на море во время которой погибло более 4 000 человек, это страшное кораблекрушение случилось 20 декабря 1987 года, когда филиппинский паром Донья Пас столкнулся с нефтяным танкером Вектор в проливе Таблас в 180 километрах к югу от Манилы. Паром был полностью заполнен пассажирами, жаждущих добраться до места назначения до начала рождественских праздников. Хотя море было спокойным и видимость была идеальной, отсутствие компетентности экипажа на обоих кораблях привело к этой катастрофе. Как только корабли столкнулись 8 800 баррелей нефти и бензина с танкера воспламенились и в этом ужасном пожаре почти никто не выжил.
2. Пароход Киянгия, Китай, 3 декабря 1948 года (3 335 человек)
Китайский пассажирский пароход Киянгия потерпел кораблекрушение 3 декабря 1948 года во время плавания из Шанхая в Нинбо. Пароход перевозил беженцев из Китая, официально на него было зарегистрировано 2 000 человек, но как оказалось позднее число пассажиров было примерно в 2 раза больше заявленного. Во время перехода, он напоролся на японскую мину и стал быстро тонуть, примерно 3 335 человек погибло в кораблекрушении и только около 700 смогли спастись.
3. Паром Le Joola, Сенегал, 26 сентября 2002 года (1 863 человек)
Одна из самых страшных катастроф на море в истории мира. Паром перевозил более 2 000 пассажиров из порта Сенегала, когда в 35 километрах от берегов Гамбии 26 сентября 2002 года, он за 5 минут перевернулся. Причина гибели паром перегруз, при возможности взять на борт не более 550 пассажиров, паром принял на борт более 2 000 человек.
4. Пароход Хой Чу, Китай, 8 ноября 1945 года (1 800 человек)
Массовая гибель 1 800 человек произошла, когда китайский пароход Хой Чу, направлявшийся в Гонконг из Кантона и перевозивший около 2 000 военнослужащих, 100 гражданских лиц и членов экипажа, затонул в Бокка Тигрис в устье реки Кантон. Причина гибели, оставшаяся после войны мина, только 300 человек выжили в катастрофе.
5. Пароход Султан, США, 27 апреля 1865 года (1 600 человек)
Взрыв парохода Султан, во время которого погибло почти 1600 пассажиров, был, пожалуй, самой большой морской катастрофой в истории Соединенных Штатов. Султан перевозил около 2 300 военнопленных вниз по реке Миссисипи из Виксбурга, а также несколько гражданских пассажиров и членов экипажа. Буквально через пару часов после полуночи 27 апреля 1865 года, один из трех котлов Султана взорвался, после чего пароход быстро затонул.
6. Лайнер «Титаник», Великобритания/США, 15 апреля 1912 года (1 514 человек)
Трагедия 20-го века с участием суперлайнера Титаника вдохновляет писателей и режиссеров на протяжении десятилетий, по этой катастрофе написано и снято десятки книг и фильмов. Один из самых больших и самых роскошных лайнеров своего времени, он отправился в свой первый рейс из Саутгемптона, Англия в Нью-Йорк, США, 10 апреля 1912 года. Многие считали, что Титаник, построенный с использованием самых передовых технологий своего времени, был непотопляемым. Однако, ничто не гарантировано в открытом море и 14 апреля корабль столкнулся с айсбергом у берегов Ньюфаундленда. В результате столкновения был поврежден его корпус и лайнер затонул, в этой катастрофе погибло 1 514 человек.
7. Пароход Тайпинг, Китай, 27 января 1949 года (1 500 человек)
Почти 1 500 пассажиров, в основном эмигранты из Китая, которые собрались на Тайвань, отплыли из Шанхая на борту парохода Тайпинг в поисках лучшей жизни. Все они погибли в роковой день 27 января 1949 года, когда паром был протаранен другим китайским судном.
8. Паром Тоя Мару, Япония, 26 сентября 1954 года (1 153 человек)
Жесточайший Тайфун, именуемым № 15’ в Японии, без всякого имени просто под номером, унес жизни почти 1 153 пассажиров на борту коммерческого паром Тоя Мару 26 сентября 1954 года. Событие представляется как самое ужасное гражданское кораблекрушение в истории Японии. Паром, курсировал между Хакодате на острове Хоккайдо и Аомори на острове Хонсю. Ранее запланированный выход парома был отменен, в ожидании подхода тайфуна. Тем не менее, капитан решил идти вечером, считая, что худшая часть шторма уже прошла. Это была серьезная ошибка, после выхода из гавани команда потеряла управление над судном и оно затонуло рядом с берегом Японии. В пучину океана ушло 1 153 пассажиров и членов экипажа.
9. Генерал Слокам, погибло 1021 человека
15 июня 1904 года, отмечен, как черный день в истории Нью-Йорка, в этот день произошло крупнейшее кораблекрушение в водах города. Генерал Слокам, пассажирский пароход, который вез людей на экскурсию по Нью-Йорку, перевозил 1 342 пассажиров, в основном члены общины лютеранской церкви, на церковный пикник в городе Локаст-Гроув на Лонг-Айленде. Пассажиры были в основном немцы из маленькой Германии, района Манхэттена, включая большую группу женщин и детей.
Причиной гибели судна стала отвратительная подготовка экипажа и капитана корабля, при отходе из порта, через 20 минут начала тлеть старая мебель в одном из помещений корабля, пожар был вовремя замечен, команда быстро раскатала пожарный шланг, но когда была пущена вода, шланг порвался в нескольких местах, из за чего не удалось потушить пожар в следствии чего и произошло затопление судна. Всего полчаса потребовалось огню, чтобы уничтожить пароход.
10. Салам-98, погибло 1 101 человека
3 февраля 2006 года, Салам 98, судно перевозившее более 1 300 пассажиров и еще 103 члена экипажа, затонуло в водах Красного моря, при этом погиб 1 101 человек. Корабль из Саудовской Аравии, порт Дуба шел в Египет, порт Сафага. Большинство пассажиров были египтяне, работающие в Саудовской Аравии и возвращавшиеся с заработков домой.
Ответственность за произошедшее несет капитан парома, Сайед Омар, так как, когда на верхней палубе вспыхнул пожар, паром был рядом с берегом, но капитан решил все равно идти в Египетский порт, его действия привели к гибели более 1 100 человек.
11 крупнейших катастроф на воде
За сотни лет плавания на различных кораблях, парусниках и баржах по просторам морей и океанов случалось множество всевозможных аварий и кораблекрушений. Про некоторые из них даже сняты фильмы, самый популярный из которых, конечно же, Титаник. Но какие крушения судов были самыми масштабными по размерам корабля и количеству жертв? В этом рейтинге мы даём ответ на этот вопрос, представляя самые крупные морские катастрофы.
11 Лузитания
Открывает рейтинг британский пассажирский лайнер, который был торпедирован германской субмариной U-20 7 мая 1915 года, в зоне, обозначенной кайзеровским правительством, как зона подводной войны. Судно, шедшее с закрашенным именем и не поднявшее над собой никакого флага, затонуло за 18 минут в 13 километрах от берегов Ирландии. Погибло 1198 человек из 1959 бывших на борту. Уничтожение этого корабля настроило общественное мнение многих стран против Германии и способствовало вступлению США в Первую мировую войну два года спустя.
10 Форт Стайкин
Горящий хлопок разлетелся в радиусе 900 метров от эпицентра и поджог все: корабли, склады, дома. Сильный ветер с моря гнал стену огня на город. Пожары удалось ликвидировать только через 2 недели. На восстановление порта потребовалось около 7 месяцев. Официальная статистика объявила о 1376 погибших, в больницы поступило 2408 человек. Огонь уничтожил 55000 тонн зерна, тысячи тонн семян, масла, нефти; огромное количество военного имущества и почти одну квадратную милю городских кварталов. 6 тысяч фирм разорились, 50 тысяч человек потеряло работу. Было разрушено много мелких и 4 крупных корабля, десятки автомобилей.
9 Титаник
Именно с этим кораблём произошла самая известная катастрофа на воде. Британский пароход компании “Уайт Стар Лайн” был вторым из трёх пароходов-близнецов типа “Олимпик” и крупнейшим пассажирским лайнером в мире на момент постройки. Валовая вместимость 46328 регистровых тонн, водоизмещение 66000 тонн. Длина корабля – 269 метров, ширина 28 метров, высота — 52 метра. В машинном отделении было 29 котлов и 159 угольных топок. Максимальная скорость 25 узлов. Во время первого рейса 14 апреля 1912 года он столкнулся с айсбергом и через 2 часа 40 минут затонул. На борту находилось 2224 человека. Из них спаслись 711 человек, погибло 1513. Катастрофа “Титаника” стала легендарной, по её сюжету снято несколько художественных фильмов.
8 Монблан и Имо
7 Прованс
Этот французский вспомогательный крейсер служил флагманским кораб¬лем и участвовал в нейтрализации гречес¬кого флота. Водоизмещение — 25000 тонн, длина — 166 метров, ширина — 27 метров, мощность — 29000 лошадиных сил, скорость — 20 узлов, дальность плавания — 4700 миль на 10 узлах. Он затонул в Средиземном море у берегов Греции 26 февраля 1916 после торпедной атаки германской субмарины U-35. Из 4000 человек на его борту погибли 3130, 870 спаслись.
6 Генерал Штойбен
После 1944годы этот немецкий пассажирский океанский лайнер был переоборудован в плавучий госпиталь, участвовал в эвакуации преимущественно раненых военнослужащих и беженцев из Восточной Пруссии от наступающей Красной Армии. Лайнер вышел из порта Пиллау 9 февраля 1945 года и направился в Киль, на борту находилось более 4000 человек — раненные военнослужащиех, солдаты, беженцы, медперсонал и члены экипажа. Ночью 10 февраля в 00:55 советская подводная лодка С-13 торпедировала лайнер двумя торпедами. Корабль затонул спустя 15 минут, при этом погибло 3608, а спасено 659 человек. При торпедировании лайнера командир подводной лодки был убеждён, что перед ним не пассажирский лайнер, а военный крейсер.
5 Донья Пас и Вектор
Зарегистрированный на Филиппинах пассажирский паром “Донья Пас” затонул 20 декабря 1987 года около 22 часов в районе острова Мариндуке после столкновения с танкером “Вектор”. При этом погибло примерно 4375 человек, что делает эту морскую катастрофу крупнейшей в мирное время.
4 Армения
Этот пассажирско-грузовой теплоход типа ”Аджария” был построен на Балтийском заводе в Ленинграде в 1928 году, а 7 ноября 1941 года был потоплен немецкими самолётами вблизи побережья Крыма. Число погибших составило, по разным оценкам, от 3000 до 4500 человек. На теплоходе находились несколько тысяч раненых бойцов и эвакуируемых граждан, в том числе персонал 23-х военных и гражданских госпиталей, руководство пионерлагеря и часть партийного руководства Крыма. Погрузка эвакуируемых шла в спешке, и точное их число не известно. Существует версия, что причиной этой морской катастрофы стали преступные ошибки командования Черноморского флота. Переполненный теплоход, вместо того чтобы совершить переход к Кавказскому, был отправлен командованием в Ялту.
3 Гойя
Грузовое судно, построенное в Осло, Норвегия, спущено на воду 4 апреля 1940 года. Оно было конфисковано немцами после занятия Норвегии Германией. Сначала использовалось в качестве условной мишени для подготовки экипажей немецких подводных лодок. Позже судно участвовало в эвакуации людей морем от наступающей Красной Армии. Оно было вооружено боевыми пушками. Этот корабль успел совершить четыре похода, в которых было эвакуировано 19785 человек. В ночь на 16 апреля 1945 года совершавшее пятый поход судно было торпедировано советской подводной лодкой Л-3, после чего “Гойя” затонуло в Балтийском море. В катастрофе погибло более 6900 человек.
2 Кап Аркона и Тильбек
3 мая 1945 года в Балтийском море произошла трагедия, жертвами которой стали приблизительно 8000 человек. Немецкий лайнер “Кап Аркона” и грузовое судно “Тильбек”, перевозившие узников из эвакуирующихся концлагерей, подверглись обстрелу со стороны британской авиации. В результате на “Кап Аркона” погибло более 5000 человек, на “Тильбеке” — около 2800. По одной из версий, этот налет был ошибкой со стороны британский ВВС, полагавших, что на кораблях находятся немецкие войска, по другой — летчикам приказали уничтожать все вражеские суда в этом районе.
1 Вильгельм Густлов
Самая крупная катастрофа на воде произошла с этим германским пассажирским лайнером, который с 1940 года был переобарудован в плавающий госпиталь. Во время Второй мировой войны использовался в качестве лазарета, общежития 2-ой учебной бригады подводников. Гибель корабля, торпедированного 30 января 1945 года советской подводной лодкой С-13 под командованием А. И. Маринеско, считается крупнейшей катастрофой в морской истории — по оценкам ряда историков, реальные потери могли составлять более 9000 человек.
В 21:16 первая торпеда попала в нос корабля, позже вторая взорвала пустой бассейн, где находились женщины флотского вспомогательного батальона, а последняя ударила в машинное отделение. Общими усилиями команды и пассажиров некоторые спасательные шлюпки удалось спустить на воду, и все же в ледяной воде оказалось много людей. От сильного крена судна с палубы оторвалась зенитная установка и раздавила одну из шлюпок, полную людей. Примерно через час после атаки “Вильгельм Густлофф” полностью затонул.
Самые катастрофичнные кораблекрушения за всю историю флота
С древних времен морские суда терпели кораблекрушения. По оценкам ученых, в наши дни на дне морского океана погребены больше двух миллионов кораблей. Некоторые из них успели стать культурным наследием и находятся под защитой ЮНЕСКО. К сожалению, многие морские аварии сопровождались большим количеством жертв. Как ни крути, а человек против морской стихии — бессилен.
1. «Генерал Слокум»
«Генерал Слокум»| Фото: LiveJournal.
Страшнейшая катастрофа, унесшая жизни 957 людей, произошла в 1904 году в водах Нью-Йорка с колесным пароходом «Генерал Слокум». 15 июня судно приняло на борт 1388 пассажиров, большинство из которых были женщины с детьми, отправившееся в тот злополучный день на церковное мероприятие. Спустя пару часов жители Нью-Йорка лицезрели картину, как с полыхающего парохода выпрыгивают горящие люди. Следствие, длившееся несколько лет доказало, что причиной пожара стала непотушенная сигарета. После этого инцидента всем судам начали предъявляться повышенные требования в отношении пожарной безопасности.
2. «USS Arizona»
«USS Arizona»| Фото: Pinterest.
Крупнейшая катастрофа в истории военного флота произошла с американским линкором «USS Arizona» 29 декабря 1941 года. Корабль, потопленный японскими летчиками, стал крупнейшим плавучим мемориалом жертвам Перл-Харбора. По злому року судьбу «USS Arizona» была дислоцирована по приказу президента США из района боевых действий в Японии на Гавайи. В результате Америка лишилась 1117 солдат и своего лучшего корабля. Несмотря на то, что судно лежит на дне океана больше семидесяти лет, оно продолжает загрязнять море нефтяными остатками.
3. «Royal Mail Ship Lusitania»
«Royal Mail Ship Lusitania»| Фото: The Mirror.
Пожалуй, одним из самых известных кораблекрушений после «Титаника» стала гибель американского пассажирского лайнера «Royal Mail Ship Lusitania» в 1915 году. В результате катастрофы погибло 1198 пассажиров и около двухсот членов экипажа. Судно было подбито немецкой торпедой у берегов Ирландии. Многие историки сходятся во мнении, что гибель «Royal Mail Ship Lusitania» стало причиной вступления США в Первую мировую войну против Германии. Позже выяснилось, что лайнер кроме пассажиров перевозил несколько миллионов патронов, что и послужило причиной для атаки немецкой подлодки.
4. «Титаник»
«Титаник»| Фото: Википедия.
Легендарный «Титаник» навсегда останется самым известным пассажирским судном и символом кораблекрушения за всю историю мирового флота. В начале 20 века «Титаник» был крупнейшим пассажирским лайнером, вершиной технологического прогресса. Судно называли непотопляемым и сулили ему большое будущее. Но у океана были другие планы на этот счет. Первый же рейс «Титаника» в 1912 году стал для него последним. Столкнувшись с айсбергом, лайнер за считанные минуты ушел на дно, унеся жизни 1517 мужчин, женщин и детей.
5. «Султана»
«Султана»| Фото: The Vintage News
В середине 19 века к пассажирским судам еще не применялись настолько строгие требования в отношении безопасности и средств спасения. Зачастую количество шлюпок на лайнерах было настолько малым, что они могли вместить лишь треть пассажиров. Это и сыграло злую шутку с американским деревянным пароходом «Султана». По информации Novate.ru, из 2400 пассажиров находящихся на борту, выжить удалось лишь 600. Крушение произошло в результате взрыва одно из котлов. Пожар молниеносно поглотил деревянное судно. Многим жертвам пришлось выпрыгивать в ледяную воду, так как мест в шлюпках попросту не хватало.
6. «Le Joola»
«Le Joola»| Фото: Kewoulo.
Вторым по количеству жертв стало кораблекрушение парома «Le Joola». Страшнейшая катастрофа произошла 26 сентября 2002 года в результате которой погибло, по крайней мере, 1860 пассажиров. Гибель «Le Joola» является ярким примером халатности и нарушения требований. В тот день на борту парома находилось около 2000 человек, что практически в четыре раза превышало допустимую норму. Точное число пассажиров определить не удалось, так как многие путешествовали без билетов. Судно опрокинулось из-за сильного ветра и заливания воды на палубу. «Le Joola» ушел на дно буквально за пять минут, не оставляя никаких шансов на спасение.
7. «Донья Пас»
«Донья Пас»| Фото: Википедия.
Вот уже больше тридцати лет гибель грузопассажирского парома «Донья Пасс» остается крупнейшей морской катастрофой в истории и входит в список крупнейших происшествий 20 века. В результате столкновения парома с танкером «Вектор» погибло 4375 человек. Выжить удалось только 26 пассажирам. После трагедии судовладелец и филиппинский перевозчик «Sulpicio Lines», эксплуатировавший судно были признаны виновными и вскоре объявили о банкротстве. Как и в случае с «Le Joola» фактическое число пассажиров на пароме в три раза превышало допустимую вместимость.
Материалы по теме
А вот ещё:
Кипу: таинственные письмена древних инков
У каждого народа были свои способы коммуникации, помимо привычной всем устной речи. Кто-то тщательно прописывал каждую букву по отдельности, кто-то создавал иероглифы, которыми можно передать целые предложения. Но есть народы, у которых никогда не было письменности как таковой. Любой написанный текст им заменяли нитки и хитрое умение вязать узлы.
Инки называли это «кипу». И этому языку уже более тысячи лет, хотя сами инки появились гораздо позже.
Империя инков
Империя инков – одно из самых больших и интересных государств, что возникало на американских континентах. Считается, что Империя инков возникла в городе Куско на территории современного Южного Перу.
Для испанцев инки были всего лишь необразованными дикарями, хотя это был очень социально и экономически развитый народ.
Разрасталась Империя инков медленно. Начал этот процесс четвертый император Майта Капака. Правда, только при восьмом правителе Виракочи экспансия стала более заметной и системной. Виракоча был тем, кто ввел правило оставлять военные гарнизоны на землях для поддержания мира.
Империя инков доминировала на большей части Южной Америки между XIV и XVI веками, до прибытия испанцев в Новый Свет. Это была очень развитая, гипериерархизированная и гиперцентрализованная цивилизация, которой, как ни удивительно, не хватало системы письма. Инки не умели писать, но это не имело значения. Правители и чиновники контролировали эту обширную территорию благодаря узлам.
Кипу, таинственные инкские узлы
Кипу — Quipu или khipu (от кечуа khipu, «узел») — один из видов узелкового письма. Ничего особо сложного в этой системе не было, но это только на первый взгляд.
Все узлы различались по форме и направленности закручивания нити.
Разные виды узлов, различные типы нитей в ловких руках «кипукамайоки» (quipucamayocs), как называли «летописцев» по узелковому письму, могли сохранять огромные массивы информации. Таким образом со всех уголков Империи собиралась и передавалась напрямую императору информация о сборе урожая, дани, тратах отдельных провинций на экономику.
У каждого вида узла было свое трактование, к сожалению, носителей этой письменности не осталось, и ученым приходится подбирать значения.
Однако не стоит считать, что кипу использовали исключительно для отчетности. Этот язык был довольно универсальным, чтобы позволить «писать» летопись жизни правителей, создавать целые генеалогические «книги», записывать мифы и легенды, даже писать стихи.
Тайное наследие древних инков
К сожалению, многие кипу не дошли до нашего времени. На данный момент в музеях и частных коллекциях хранится всего 1 400 кипу. Это ничтожно малое количество летописей для такой огромной и древней цивилизации, как Империя инков.
Большая часть кипу была безжалостно уничтожена во времена конкистадоров.
Кипы регистрировали данные всех видов: демографические переписи, контроль дани, летосчисление, календари. Для этого инки использовали различные типы узлов, представляющие числа в десятичной системе, которая должна была считываться снизу вверх (нижние узлы представляли единицы, чуть выше них — десятки, на верхнем уровне — сотни и так далее).
Система чем-то напоминала привычные каждому человеку счеты. Только вместо костяшек тут были узелки. Двойной узел представлял 1, а составной узел мог представлять цифры от 2 до 9, в зависимости от поворотов, которые узел дает вокруг основной нити. Отсутствие узла указывает на 0.
Вот тут и начались проблемы у современных ученых. Если математический аспект кипу разгадать оказалось довольно просто, то как именно направление нити в узлах (слева направо и наоборот), цвет каната и даже расстояние между узлами могли влиять на смену данных, все еще остается загадкой.
Некоторые исследователи предполагают, что цвет пряжи в нитях указывал тематику подсчета. То есть если это был доклад о дани, то брались нити одного определенного цвета, а если об урожае — цвет был другой. Пока удалось предположительно разгадать всего 24 оттенка. Так, например, черные нити отвечали за определенный временной отрезок, а золотистые указывали либо на золото, либо на сбор урожая кукурузы.
Почему испанцы уничтожали кипу
Существуют доказательства, что узелковое письмо использовалось в том регионе задолго до возникновения Империи инков. Первые найденные кипу датированы третьим тысячелетием до нашей эры. Ни о каких инках тогда и речи не шло.
Этот язык был понятен исключительно местному населению. Среди современных ученых и историков нет никого, кто умел бы «читать» кипу, остается только разгадывать и подбирать значения.
Самый длинный сохранившийся кипу на более чем полторы тысячи узлов. / Фото: arzamas.academy
Во времена испанской колонизации дела обстояли еще хуже. Испанцы даже не подозревали, что узелки на сотнях веревок – это не более чем бюрократическая документация. Поскольку конкистадоры постоянно натыкались на кипу, то они решили, что это такой языческий ритуал, связанный с проклятием. Решение проблемы оказалось простым и понятным: все встреченные кипу подлежали незамедлительному уничтожению.
Правда, приблизительно разобравшись в природе узелкового письма, конкистадоры признали его пользу — слегка модернизировать кипу под свои потребности было проще, чем заставить «необразованных туземцев» писать понятной и привычной для «просвещенных европейцев» латиницей. Однако оказалось, что кипукамайоки не всегда подавали правдивую информацию, старательно вредя захватчикам, а расшифровать кипу оказалось не так просто для непривычного к подобному «письму» человеку. Поэтому началась еще одна волна уничтожения кипу.
Какие народы пользовалась узелковым письмом
Принято считать, что узелковое письмо — исключительно прерогатива народов Южной Америки. Однако на Востоке в древности тоже использовали подобный вид письменности. Следы узелкового письма нашли и в Китае, в Тибете, Африке, не стал исключением и Европейский материк.
Примеры узлов, которыми пользовались славяне.
На Руси тоже использовали узелковое письмо, хотя оно так и не успело стать таким же популярным и распространенным, как у инков. Историки предполагают, что именно ему мы обязаны присказке «завязать узелок на память».
Однако у славян узелковое письмо использовалось не только для счета, но и для гадания. У каждого узелка было свое сакральное значение. К тому же узлы использовали для создания оберегов от сглазов. В кельтской культуре узлы были более разнообразными и тоже имели несколько значений.