самая краткая история ислама
Кратко о мировых религиях. Ислам
Ислам: определение
Ислам — одна из мировых религий, которые придерживаются монотеизма, то есть веры в одного Бога. Как и для христиан, ислам для его приверженцев — это гораздо больше, чем религия. Ислам это:
В переводе с арабского Ислам означает «покорность».
Основные принципы, суть ислама
Ислам считается самой молодой из мировых религий. Он зародился на юго-западе Аравийского полуострова в начале VII в. в Хиджазе среди племен Западной Аравии. Основателем Ислама стал пророк Мухаммед (570-632 гг.). Он создал общину, которая легла в основу государственного устройства – Арабского халифата.
Среди принципов Ислама — единобожие: «нет никакого божества, кроме Аллаха, а Мухаммед – пророк Аллаха».
Согласно Исламу, Аллах передал Мухаммеду через ангела Коран, который стал священным писанием для мусульман.
Священная книга мусульман — Коран состоит из 114 глав (сур). Суры называются по принципу самой яркой фразы из главы, ставшей афоризмом или главной темы суры.
Еще один источник вероучения — Сунна – рассказы о жизни Мухаммеда и его высказывания в виде хадисов (сказаний).
Главные предметы веры в Исламе:
Течения ислама
Ислам делится на два основных течения:
Подавляющее большинство мусульман — Сунниты. Сунниты придерживаются принятого ими свода хадисов, религиозной практики и правил поведения мусульманина во всех жизненных ситуациях, называя этот свод сунной. Это не просто обычай, а жизненный принцип, на основании которого строится вся жизнь человека, который исповедует Ислам.
Шииты в свою очередь считают, что власть в общине должна принадлежать только потомкам пророка Мухаммеда (то есть детям Фатимы, его дочери, и Али, его двоюродного брата), а не тем, кого выбирают, как это происходит у Суннитов. Они не принимают сунну безоговорочно и дополняют ее наставлениями имамов, которых считают посредниками между человеком и Аллахом.
Ислам и православие
Несмотря на то, что Ислам, как и христианство — монотеистическая религия, мы не можем говорить о том, что верим в одного Бога, потому что Бог не обезличен. Иисус в Исламе считается лишь пророком, но не Богом. Ислам относит христиан к «людям Писания» и не отрицает личности Иисуса, но в Исламе Спаситель — только пророк Аллаха.
Здание для коллективных молитв мусульман называется мечетью; флигелем к мечети пристраиваются башни-минареты. Согласно шариату, для мусульманской молитвы, в том числе и коллективной, может использоваться любое помещение, кроме бань и туалетов. В христианстве храм — центр богослужения, там совершаются Таинства, религиозные браки. Ритуалы бракосочетания и похорон традиционно в Исламе совершаются вне мечети.
В Исламе очень много внимания уделяется исполнению традиций и внешних постановлений, христианство придерживается несколько других принципов, которые можно описать как «не человек для субботы, но суббота для человека».
Богословие Корана также значительно отличается от Библейского.
Согласно учению Ислама душа умершего существует в трупе, где грешников мучают ангелы, а праведники пребывают в покое.
Краткая история Ислама
Примерно в 570 году на свет появился ребенок, которого назвали Мухаммадом. Он родился в семье, принадлежавшей роду Курайш, который занимал господствующее положение в Мекке, одном из ключевых городов района Хиджаз, расположенного в северо-западной части Аравии. Этому человеку, в соответствии с божественным предопределением, суждено было стать Пророком одной из величайших религий мира – Ислама.
Ранее город Мекка был известен лишь как место, на котором расположена древнейшая святыня – Кааба. Однако, после того как более развитый юг Аравии пришел в упадок, Мекка, в шестом веке, становится одним из важнейших торговых центров, поддерживающим прочные связи с такими великими державами того времени, как Империя Сасанидов, Византия и Эфиопия. В результате этого, доминирующее положение в городе стали занимать торговые кланы, среди которых выделялись представители рода Курайш.
Отец Мухаммада, Абдуллах ибн Абдуль-Мутталиб, скончался до того, как родился его сын. Его мать, Амина, умерла, когда мальчику исполнилось шесть лет. Сироту приютил его дед, глава рода Хашим. После смерти деда, заботу о Мухаммаде взял на себя его дядя Абу Талиб. В соответствии с традициями того времени, Мухаммад провел год или два в семье араба-кочевника в пустыне. Этот древний обычай, практиковавшийся вплоть до недавнего времени известнейшими семьями Мекки, Медины, Тайфа и других городов Хиджаза, имел большое значение для Мухаммада. Он не только научился стойко переносить тяготы жизни в пустыне, но и по-настоящему оценил красоту и богатство родного языка, занимавшего особое место в жизни Арабов, у которых культура речи и искусство владения языком считались бесценными дарами. Также за то время, что он провел в семье бедуина, Мухаммад научился терпеливости, постиг азы неприхотливой жизни кочевников, с которыми ему пришлось делить кров и пищу, живя вдали от остального мира. Все это, в итоге, помогло ему не только понять их образ жизни, но и по достоинству оценить его.
Примерно в 590 году, Мухаммад, которому тогда было двадцать лет, стал работать доверенным лицом вдовы по имени Хадиджа, которая занималась торговлей, а в частности отправляла караваны на север. Позже они поженились, и у них родились два сына и четыре дочери. Оба их сына умерли в детстве.
В возрасте сорока лет, Мухаммад начал временами уединяться в одной из пещер на горе Хира, которая находилась за пределами Мекки. Именно на этой горе произошло первое в истории Ислама знаменательное событие. Однажды, когда Мухаммад находился в пещере Хира, он услышал голос, принадлежащий Ангелу Джибрилу (Гавриилу), который приказал ему:
“Читай во имя твоего Господа, Который сотворил все сущее. Он сотворил человека из сгустка крови”. (Коран 96:1-2)
Три раза Мухаммад говорил, что не умеет читать, но каждый раз Джибриль повторял приказ. Наконец, Мухаммад произнес эти слова, известные сейчас как первые пять аятов 96-й суры Священного Корана, в которых сообщается, что Бог является Создателем всего сущего и источником всех знаний.
Вначале, Мухаммад не рассказывал о случившемся никому кроме своей жены и ближайшего окружения. Но когда начали нисходить откровения, в которых содержалось повеление сообщить об истине Единобожия всем людям, он начал проповедовать более широкому кругу: сначала беднякам и рабам, а позже и мекканской знати. Все откровения, ниспосланные Мухаммаду во время его пророческой миссии, были собраны в Коран, Который представляет собой Священную Книгу мусульман.
Не все приняли то божественное послание, которое передал Мухаммад. Даже среди его соплеменников нашлись люди, отвергнувшие его учение. Многие торговцы также активно препятствовали его призыву. Однако такое противодействие со стороны недоброжелателей лишь усилило стремление Мухаммада довести до конца свою миссию, и позволило ему со всей отчетливостью осознать то, насколько разительно отличается Ислам от язычества. Единобожие в Исламе является той основой, на которой зиждутся остальные аспекты исламского вероучения. Аяты Корана свидетельствуют о единстве Бога, предупреждают тех, кто отказался уверовать в Него, о грядущем наказании и благовествуют о божественной милости и прощении для тех, кто подчинился Его повелениям. Они возвещают о Судном Дне, когда дела каждого человека будут взвешены на весах, и верующие будут вознаграждены, а неверующие наказаны. Коран резко осуждает и отвергает многобожие и возвещает об ответственности каждого человека за свои деяния. Таким образом, аяты этой Священной Книги стали своего рода вызовом язычникам Мекки.
Прошло более десяти лет с того момента как Мухаммад начал проповедовать открыто. Противодействие со стороны многобожников к этому времени достигло такого уровня, что, боясь за жизни своих последователей, Пророк решил отправить их в Эфиопию. Правитель этой христианской страны согласился взять переселенцев под свою защиту, и память об этом великодушном поступке до сих пор хранится в сердцах благодарных мусульман. А в Мекке преследование верующих усиливалось. Последователи Мухаммада подвергались издевательствам, оскорблениям и даже физическому насилию. Наконец, настал момент, когда Пророк решил отправить семьдесят человек из числа своих сподвижников в город Йасриб (вскоре переименованный в город Медина), что ознаменовало собой новую стадию в распространении Ислама. Позднее, в 622 году, Мухаммад вместе со своим ближайшим другом и сподвижником Абу Бакром Ас-Сыддык, также переселяется в Медину. Не зная о его отъезде, несколько недоброжелателей из числа мекканских язычников совершают нападение на его дом, но обнаруживают лишь его племянника Али. Взъяренные заговорщики назначают большой выкуп за голову Мухаммада и пускаются за ним в погоню. Наступает момент, когда преследователи практически настигают Пророка и его спутника, но те укрываются в пещере. По воле Аллаха, язычники их не замечают и возвращаются в Мекку, а Мухаммад и Абу Бакр продолжают свое путешествие. Приблизившись к Медине, они обнаруживают большое скопление радостно-возбужденных людей, состоящих из местных жителей и мекканских переселенцев, вышедших к ним на встречу. Таково краткое описание Хиджры, переселения Пророка из Мекки в Медину, которая является не только началом отсчета новой эры, эры Ислама, но и началом нового образа жизни.
Мухаммад был хорошо знаком с ситуацией в Медине. Ранее, до Хиджры, некоторые из ее жителей приезжали в Мекку, для совершения обрядов паломничества. Там, услышав проповеди Пророка, часть мединских паломников приняла Ислам. Они же предложили Мухаммаду переселиться в их город. После Хиджры, благородные качества характера Мухаммада оказали настолько сильное влияние на местных жителей, что перед лицом надвигающейся опасности, даже враждующие между собой племена временно забыли о прошлых обидах и распрях и сплотили свои ряды. А опасность эта проявилась в том, что 15 марта, 624 года, мекканские язычники предприняли военный поход против Мухаммада и его последователей.
Первое сражение, в котором мусульмане добились сокрушительной победы, состоялось недалеко от местечка Бадр к юго-западу от Медины, где в наши дни расположен небольшой городок. Это сражение имело очень большое значение для Ислама. Во-первых, количество воинов со стороны язычников превышало число мусульман в три раза. Во-вторых, дисциплина в рядах мусульман, шокировала мекканцев и убедила их, возможно впервые за всю историю их конфронтации, что те, кого они недавно изгнали из Мекки, стали представлять собой грозную силу. В-третьих, одно из союзнических племен, которое вероломно покинуло ряды мусульманской армии во время сражения, было изгнано из Медины месяц спустя после победы. Таким образом, это стало суровым предупреждением для тех союзников, которые втайне затевали недоброе по отношению к мусульманам.
Через год после своего поражения мекканские язычники вновь выступили против мусульман, собрав войско в три тысячи человек. Битва состоялось у горы Ухуд, на окраинах Медины. Несмотря на то, что сражение вначале складывалось в пользу мусульман, язычники смогли изменить его ход и добились победы. В этой битве Пророк получил несколько ранений. Так как победа мекканских многобожников была неполной, они, спустя два года, собрали десятитысячную армию и вновь напали на мусульман. Но, однако, на этот раз результаты сражения оказались совершенно противоположными. В тяжелейшей битве, которая вошла в историю под названием «сражение у рва» или «сражение союзнических племен», мусульмане добились выдающейся победы, использую новую технику ведения боя. На краю Медины, со стороны предполагавшегося штурма, мусульмане вырыли большой ров, который стал труднопреодолимым препятствием на пути кавалерии язычников. Таким образом, войска противника оказались незащищенными перед лучниками мусульман, расположившихся на земляных валах. После безуспешной осады, мекканцы вынуждены были отступить. С тех пор Медина полностью и навсегда стала мусульманским городом.
Освобождение Мекки от власти многобожников
В Медине был принят основной закон мусульман, объединивший различные племена, последовавшие за Мухаммадом. Это явилось ясным свидетельством того, что политическое сознание мусульман достигло очень высокого уровня. Они стали олицетворять собой общество нового типа, отличное от всех остальных. Основной закон также определил статус немусульманского населения. Евреи, к примеру, были частью образовавшегося общества, и их стали относить к так называемым зиммиям, то есть людям, находящимся под защитой мусульман, при условии соблюдения ими исламских законов. Это стало своего рода прецедентом, использовавшимся мусульманами в отношении представителей других религий позднее, во времена бурного распространения Ислама на территориях соседних стран. Христианам и Евреям, после уплаты ими определенного налога, разрешалось исповедовать свою религию при соблюдении определенных условий, и они становились членами общества. Но это не относилось к язычникам, проживание которых на территории исламского государства считалось недопустимым.
Ибн Исхак, один из ранних биографов Пророка писал, что приблизительно в это время, Мухаммад отправляет послания правителям Персии, Византии, Абиссинии и Египта, призывая их принять Ислам. Это событие как нельзя лучше описывает дух непоколебимой уверенности, царивший в мусульманском обществе, несмотря на то, что оно не обладало большой военной мощью. Эта уверенность не была безосновательной или авантюрной. Мухаммад смог договориться о выгодном для мусульман союзе с несколькими племенами, и уже к 628 году он и около пятнадцати тысяч его сподвижников смогли подойти к Мекке. Это событие стало знаменательным в истории Ислама. Всего лишь несколько лет назад, Мухаммад вынужден был покинуть Мекку, чтобы создать мусульманское государство в Медине. Теперь же, даже его враги видели в нем выдающегося лидера, который способен повести за собой целые народы. Год спустя, в 629 году он вернулся в Мекку во главе большого войска и освободил ее от власти многобожников без ненужного кровопролития, проявляя при этом удивительную терпимость, что стало эталоном поведения мусульманских войск на территории поверженного ими врага. Пророк также уничтожил всех идолов, которые были установлены вокруг Каабы, и навсегда положил конец всем языческим обрядам на территории освобожденной Мекки. В это время принимают Ислам и присягают Мухаммаду на верность такие выдающиеся личности, как Амр ибн аль-Ас, будущий покоритель Египта, и Халид ибн Валид, который войдет в историю Ислама под именем «Меч Аллаха». Их приход в лоно Ислама стал важным событием, так как совсем недавно они были злейшими врагами Пророка и мусульман.
Необходимо отметить, что возращение Мухаммада в Мекку стало кульминацией его призыва. В 632 году, спустя всего лишь три года после вышеописанных событий, он заболевает и 8 июня того же года, в присутствии своей жены Аишы, Посланник Аллаха умирает.
Правление Абу Бакра и Омара
После смерти Пророка мусульманская община столкнулась с проблемой выбора правителя. Кто же достоин, чтобы стать преемником Мухаммада? Предстояло выбрать из четырех человек, и первым из них был Абу Бакр Ас-Сыддык — спутник Пророка во время его переселения из Мекки в Медину, человек, которого Мухаммад назначил имамом для совершения коллективных молитв во время своей последней болезни. Затем шли Омар ибн Аль-Хаттаб, выдающийся сподвижник Пророка, Усман ибн Аффан, один из первых мусульман и Али ибн Аби Толиб, племянник Мухаммада и его зять. Их богобоязненность и способность управлять исламским государством не подвергалась сомнению. Во время совета, на котором предстояло выбрать правителя, к Абу Бакру подошел Омар, и, сжав его руку, заявил о признании его преемником Пророка. До наступления темноты, совет пришел к единодушному мнению, и Абу Бакр был избран халифом. Религиозно-историческое значение слова «халиф», в отличие от лингвистического значения «преемник», имеет более конкретный смысл: человек, осуществляющий правление на основе Корана и достоверной сунны Посланника Аллаха. Несмотря на то, что правление Абу Бакра было краткосрочным, оно имело очень большое значение. Будучи выдающимся правителем, он вел очень скромный образ жизни, строго исполнял свои религиозные обязанности, был доступен для людей и проявлял искреннюю доброжелательность по отношению к своим подданным. Однако, когда дело касалось защиты религиозных устоев молодого исламского государства, он был неумолимо тверд. Эта черта его характера отчетливо проявилась во время смуты, вызванной смертью Пророка, когда некоторые племена, которые формально приняли Ислам, отказались признать исламское правление. Абу Бакр твердой рукою усмирил их, что стало одним из важнейших событий в исламской истории. Позже, он сумел сплотить все племена на аравийском полуострове и направил всю их мощь против могущественных империй, расположенных на Востоке: Сасанидов в Персии и Византийцев в Сирии, Палестине и Египте. Во время его краткосрочного правления, исламское государство заявило о себе во всеуслышание.
Второй халиф, Омар, назначенный Абу Бакром, продолжил дело своего предшественника. Начиная с его правления, халифов стали называть амируль-му’минин, т.е. правителями правоверных. Он расширил границы исламского государства, в состав которого вошли такие страны как Сирия, Египет, Ирак и Персия. Его правление ознаменовалось рядом блистательных побед, которые навсегда вошли в историю мирового военного искусства. В течении четырех лет после смерти Пророка, мусульмане распространили свое господство вплоть до Сирии, и в знаменитом сражении у реки Ярмук, которое произошло во время песчаной бури, они сокрушили ряды византийской армии, чей правитель Гераклий, незадолго до этого отверг призыв Пророка Мухаммада. А тем временем, мир с удивлением взирал на то, как мусульмане организовывают правление на новых территориях, на то, с какой невиданной доселе терпимостью и справедливостью они обходятся с местными жителями. К примеру, в Дамаске, командующий мусульманскими войсками Халид ибн Валид подписал следующий договор с жителями этого города:
«В случае если мусульманские войска войдут в Дамаск, Халид ибн Валид гарантирует жителям города безопасность и сохранность их имущества. Храмы останутся нетронутыми. Город не будет подвергнут разрушению. Мусульманским войскам будет запрещено расквартировываться в домах местных жителей. Мы заключаем настоящий договор, считая его заветом между нами и Всевышним Аллахом, и гарантируем жителям Дамаска защиту от имени Пророка Аллаха, мусульманских правителей и всех правоверных. До тех пор, пока жители города будут выплачивать подушный налог, мусульмане гарантируют им хорошее обхождение».
Такого рода терпимость по отношению к поверженному врагу является типичной чертой Ислама. Год спустя после битвы у реки Ярмук, Омар, находясь в своем биваке недалеко от аль-Джабии на Голанских высотах, получает послание о том, что Византийцы готовы сдать Иерусалим. Он решает самолично принять капитуляцию. Согласно одному из свидетельств, Омар въехал в город в одиночестве, надев скромную одежду, чем вызвал изумление у местных жителей, которые привыкли к пышным шествиям Византийцев и Персов. Еще большее удивление и восхищение жителей Иерусалима вызвало то, как он великодушно развеял их страхи и заключил с ними следующий договор: «Стремясь снискать довольство Всевышнего Аллаха мы заключаем с вами следующий договор… Ваши храмы мы оставляем нетронутыми, и запрещаем мусульманам посягать на их неприкосновенность или наносить им какой-либо ущерб…»
Такая политика оказалась действенной. В Сирии, например, многие христиане, вовлеченные в теологические споры с византийскими властями, и вследствии этого подвергшиеся гонениям, с радостью встречали приход Ислама, так как видели в этой религии спасение от тирании. А в Египте, который Амр ибн аль-Ас отвоевал у Византийцев после смелого марша по полуострову Синай, христиане-копты не только приветствовали мусульманские войска, но и оказывали им всемерную поддержку.
Ситуация во всей Византийский Империи развивалась по этому же сценарию. Конфликт между Византийцами и Ортодоксами Греции, Монофизитами Сирии, Коптами и Несторианцами способствовал поражению Византийцев, которые воспринимались всеми этими группами не иначе как захватчики, тогда как веротерпимость Ислама по отношению к Христианам и Иудеям естественным образом устраняла саму основу для появления какого либо противостояния между местными жителями и мусульманами.
Такого рода политику Омар распространил и на административные дела. Несмотря на то, что правителями новых провинций были назначены мусульмане, он попытался, там где это было возможно, сохранить административный аппарат оставшийся после Византийцев и Персов. Фактически, в течение пятидесяти лет, греческий язык оставался официальным языком судопроизводства на территории Сирии, Египта и Палестины, а Пахлеви, язык Сасанидов, продолжал использоваться в Месопатамии и Персии.
Омар, который был халифом мусульман на протяжении десяти лет, закончил свое правление блистательной победой над Персидской Империей. Основная военная конфронтация мусульман с государством Сасанидов началась в 636 году битвой при аль-Кадисии, недалеко от Ктесифона в Ираке, в ходе которой мусульманская кавалерия смогла справиться со слонами противника, использовавшимися в качестве примитивных танков. И наконец, в битве при Нихаванде, которая закончилась сокрушительной победой мусульман, Омар, по воле Аллаха, определил дальнейшую участь Персии: с того момента она становится одной из важнейших провинций Исламского государства.
История раннего Ислама свидетельствует о том, что во времена правления Омара успехи молодого мусульманского государства достигли своего апогея. Омар прославился своей справедливостью и строгим соблюдением религиозных норм. Он также был выдающимся правителем и государственным деятелем, добившись огромных успехов в сфере исламского социального обеспечения и налогообложения и внеся большой вклад в обустройство финансовой и административной системы молодого государства.
Кратко об исламе
Ислам зародился на юго-западе Аравийского полуострова в начале VII в. в Хиджазе среди племен Западной Аравии. Основатель – Мухаммед (570–632 гг.), провозгласивший себя пророком. Созданная им община стала основой сформировавшегося впоследствии государственного образования – Арабского халифата.
В настоящее время почти половина всех мусульман проживает в Северной Африке, около 30 % — в Пакистане и Бангладеш, более 10 % в Индии, первое место среди стран по численности мусульман принадлежит Индонезии (см. карту). Подавляющее большинство мусульман в России составляют татары и башкиры.
Мусульмане исповедуют, что «нет никакого божества, кроме Аллаха, а Мухаммед – пророк Аллаха». Некорректно считать Аллаха тем же Единым Богом, что и в христианстве, т. к. представления мусульман о Боге противоречат Божественному Откровению (см. Одному ли Богу поклоняются христиане и мусульмане?). Также как, например, некорректно считать настоящей звездой, сделанную человеческими руками, звёздочку на рождественской ёлке, хотя её и называют звездой.
Слово ислам в переводе с арабского означает покорность. Ислам также называют мусульманством (от арабского «муслим» – «тот, кто покоряется»).
Согласно вере мусульман, Аллах передал Мухаммеду через ангела Коран, который стал священным писанием для мусульман. Мусульмане противоречиво относятся к Библии, поскольку в ней содержится Откровение о Едином Боге, но нет никаких упоминаний о Мухаммеде. Они считают Библию частично искаженной (но в чём точно, они не знают), но не могут отрицать содержащегося в ней монотеистического знания, заимствованного Кораном.
Коран состоит из 114 глав (сур). Название суры, как правило, не отражает ее содержания, а связано с самой запоминающейся фразой или темой. Помимо Корана, источником вероучения является Сунна – рассказы о жизни Мухаммеда и его высказывания в виде хадисов (сказаний).
В настоящее время ислам разделен на два основных течения. Большая часть мусульман мира принадлежит к суннитам. В частности, к ним относятся около 90% мусульман Ближнего Востока. Другое крупное течение ислама – шииты.
Сунниты придерживаются принятого ими свода хадисов, религиозной практики и правил поведения мусульманина во всех жизненных ситуациях, называя этот свод сунной («обычай», «пример», «направление»). Шииты представляют партию (от слова «шиа» – партия), которая утверждает, что власть в общине должна принадлежать только потомкам Мухаммеда (то есть детям Фатимы, его дочери, и Али, его двоюродного брата), а не выборным лицам, как это существует у суннитов. Они не принимают сунну целиком, дополняя ее своими постановлениями, включающими веру в особых посредников между Аллахом и мусульманами – имамов.
Крупное направление современного ислама представлено ваххабитами, выступающими под лозунгом «очищения» ислама, «возвращения» к порядкам времен Мухаммеда.
В исламе можно выделить следующие главные предметы веры:
Обязательны для мусульманина следующие пять «столпов ислама» (араб. хамсат уль-аркян аль-ислам) — основные предписания, обязательные для всех мусульман:
В отличие от христианского Откровения, ислам не учит о том, что Бог есть Любовь, воплотившаяся ради спасения людей, а представляет Аллаха лишь как судью, воздающего и наказывающего за дела, предопределяющего человеческую судьбу. Аллах не любит грешников – это 24 раза повторяется в Коране (2,190), Аллах любит только боящихся его (3,76). Мусульмане никогда точно не знают, определил ли Аллах для них рай или же они пойдут в ад.
Богочеловек Иисус Христос принимается как один из пророков для своего народа и своего времени, но Его Божественность и реальность Боговоплощения отрицается. Мусульмане считают, что перед крестными страданиями Христос чудесным образом заменил Себя другим человеком, а Сам был взят на Небо живым.
Вообще ислам представляет собой нерасторжимое единство веры, государственно-правовых установлений и определенных форм культуры. Исламу не свойственно разделение сферы жизни на светскую и религиозную части. Эта неразделенность привела к появлению Шариата – закона, который основан на интерпретации положений Корана и Сунны и содержит религиозные установления, правовые нормы, нравственные и бытовые предписания.
Здание для коллективных молитв мусульман называется мечетью; флигелем к мечети пристраиваются башни-минареты. Согласно шариату, для мусульманской молитвы, в том числе и коллективной, может использоваться любое помещение, кроме бань и туалетов. И если в православном храме совершаются особые таинства, которые мирянин самостоятельно воспроизвести у себя дома не может, то в мечети мусульмане совершают точно такой же ритуал намаза, как и дома. Ритуалы бракосочетания и похорон традиционно в исламе совершаются вне мечети, что предусмотрено и шариатом.
Руководство религиозной жизнью мусульман в конкретном регионе (государстве) осуществляется наиболее авторитетными лидерами (в исламе нет священства как такового). Это – муфтий у суннитов или шейх-уль-ислам у шиитов; надзор за соответствием шариату ведут шариатские судьи – кази. В настоящее время муфтий утверждает имамов мечетей, в которых они являются полноправными руководителями.
Оценка мусульманской веры
В вере мусульманской, изложенной в Коране, надобно различать две стороны: во-первых истины, заимствованные из священных книг Ветхого и Нового Завета, каковы многие здравые понятия о Боге и Его свойствах, об ангелах, многие нравственные предписания и заповеди, многие исторические сказания, – что подтверждается частыми ссылками на эти книги самого Магомета; и во-вторых – все то, что заимствовано из других источников: частью из древней аравийской веры, частью из иудейского Талмуда, а частью передано самим Магометом и его последователями.
Первого рода истины имеют полное свое достоинство, но они принадлежат Божественному Откровению, а не Магомету или Корану. Корану же принадлежит только то, что здесь эти светлые истины смешаны нередко с такими заблуждениями и баснями, которые почти совершенно затемняют их и подавляют. Так, например, в Коране говорится, будто Авраам и Измаил построили храм в Мекке (сур. 2:121), будто в жертву принесен был Измаил (сур. 38:188), будто Дева Мария, Матерь Господа нашего Иисуса, была сестра Аарона, будто Иисус еще в колыбели изрек о себе: «Я раб Бога, Он дал мне книгу и поставил меня Пророком» (сур. 19:28) и т.п.
Что же касается прочих частей мусульманского учения, которые заимствованы в Коране из человеческих источников, то здесь мы часто встречаем утверждения, явно противоречащие Божественному Откровению.
Так в теоретической части утверждается:
а) что все, происходящее в мире, подчинено безусловному предопределению Аллахом, а иначе происходить не может (17:13; 9:53);
б) что, в частности, и каждый человек имеет свою неизбежную, неотвратимую судьбу (17:13), каждому предназначается известный образ жизни и деятельности, доброй или злой, – чем явно подрывается всякая свобода и нравственность, и Бог становится виновником зла;
в) что Бог сотворил многих людей для геенны, и потому в собственном смысле есть деспот (7:180; 37:163; 3:189);
г) что вечное блаженство праведников в раю будет состоять в самых грубых чувственных удовольствиях (2:25; 37:41; 55:45) и проч.
Неизбежным плодом такого учения выходит то, что вся мусульманская нравственность ограничивается строгим исполнением внешних постановлений, в то время как на исправление сердца не обращается почти никакого внимания (более того, грех понимается, лишь как незнание закона).
Главная слабость исламского вероучения состоит в том, что оно является лишь религиозным законом, сводом правил и предписаний и не даёт прямой связи с Богом (см. сравнительную таблицу). Мусульмане взяли на веру изречения Мухаммеда, который никогда не общался с Творцом напрямую и придали божественные свойства книге с записью этих изречений – Корану. При этом они упорно не желают принимать веру в Живого Бога, Который воплотился, снизошел к падшему человечеству для его спасения, открыл Себя для общения со всеми людьми. Живой Бог отвергает формализм в отношении Себя и говорит: «Сыне, дай Мне твоё сердце!». Ему нужно именно человеческое сердце, а не правильно исполненные законы и обряды. Творец и Спаситель мира открыт для любого человека, который обращается к Нему с искренней молитвой и покаянием. Живой Бог просит любви к Себе, а не мертвых ритуалов, что хорошо видно из Его отношения к фарисейскому благочестию в Евангелиях.
Современные течения ислама – православная оценка^
Для того чтобы понять эту религию, необходимо помнить, что ислам — не то, что понимается под словом «религия» на Западе. Это не аналог Церкви или секты, чья цель — в преображении души человека. Скорее это некий глобальный социально-религиозный проект построения царства Божия на земле. В этом ислам скорее близок к компартии, национал – социализму или нынешней глобализации. Для мусульман не существует разрыва между политикой и религией — это две стороны одного целого, регулируемого законом (шариатом), приписанным Аллаху. Именно поэтому всякая попытка встроить ислам в неисламский порядок может существовать лишь до тех пор, пока последний достаточно силен, чтобы сдерживать исламский рост.
Общие принципы ислама
Несмотря на то что многие представители ислама из пропагандистских соображений отвергают мусульманство тех или иных лиц (в основном террористов), на самом деле по исламскому вероучению мусульманином является тот, кто соблюдает пять столпов ислама.
Очень многие проповедники ислама считают шестым столпом обязанность джихада — священной войны с неверными.
Все, кто хранит эти пять столпов, являются мусульманами. При этом должно помнить, что в исламе не существует духовенства. Из-за того, что Коран отвергает возможность усыновления людей Богу, в исламе нет посредников. Ведь по сравнению с Аллахом все люди букашки. Поэтому никакое высказывание людей не обладает абсолютным авторитетом. Более того, для блага ислама шариат предоставляет мусульманам право на ложь. Поэтому не стоит серьезно подходить к высказываниям религиозных лидеров ислама. Они и сами не относятся серьезно к тому, что вкладывают в доверчивые уши кафиров (неверных), предназначенных к аду. Никакой мулла не властен отлучить мусульманина от уммы (общины). Это может сделать только шариатский суд.
Православная Церковь оценивает эти пять столпов как демоническое заблуждение. Первый столп — вера (акида), включает веру в шесть основ: мусульманин должен верить в Аллаха, его ангелов, его Писание, в его посланников, в последний день и предопределение.
Главным предметом веры в исламе является Аллах — особое существо, похожее на Бога христиан. Главным его атрибутом является единство. Ему приписывается создание мира, ниспослание Писания и пророков и суд в конце времен. Однако в отличие от истинного Бога Аллах не личность. Он не добр, не дает свободы своему творению, ибо определяет все действия (как добрые, так и злые). Он ограничен пространством. Ислам отвергает Триединство. Наряду с Аллахом вечно существует Коран.
Православная Церковь на основании Священного Писания отвергла тождество Аллаха с Богом Творцом, давшим Библию и спасшим нас во Христе. Это учение было официально подтверждено на Константинопольском Соборе 1180 года. Аллах ислама не существует в действительности. Это результат извращения представления об истинном Творце, которое дьявол посеял в уме Мухаммеда. Мы можем назвать его идолом, построенным в уме мусульман, подобно тому как язычники измышляли себе ложных богов.
Вера в ангелов в исламе также отличается от откровения Божия. Ангелы ислама — особые существа, сотворенные из света, исполняющие волю Аллаха. Ислам отвергает грехопадение ангелов (кроме Иблиса — сатаны, чья ангельская природа находится под сомнением). Кроме ангелов есть еще один вид существ — это джинны, созданные из бездымного пламени. Они разделены на джиннов-язычников и джиннов-мусульман. Первые являются причиной бед людей. Джинны могут жениться, рожать детей, даже вступать в половые отношения с людьми.
Такое учение об ангелах крайне далеко от истины. Бог открыл нам существование мира духовных ангелов, расколотого мятежом Денницы. Благие ангелы — наши помощники и старшие братья, входящие в небесную Церковь. Мятежные ангелы— наши враги, изгоняемые силой Божией и знамением креста. В результате искаженного понимания ангельской природы в исламе нет реальной духовной борьбы с демонами. Напротив, очень легко человек подпадает под действие духов зла. В связи с этим весь исламский мир пронизан страхом перед порчей, сглазом и колдовством. Часто встречаются и случаи беснования.
Вера в Писания также отделяет ислам от христианства. Согласно Корану Аллах послал некие «Свитки» Аврааму, «Таврат» (Закон) Моисею, «Забур» (Псалтирь) Давиду, «Инжил» (Евангелие) Иисусу Христу и Коран Мухаммеду. Но, по убеждению мусульман, все Писания, кроме Корана, искажены. Поэтому они отвергают истинное Откровение Божие, признавая только Коран. Мусульмане убеждены, что Коран является копией некоего вечного подлинника, надиктованного Аллахом через ангела Джибрила. Они считают, будто Писание должно быть всегда прямой речью Аллаха на арабском языке. Поэтому реальное слово Божие, где Творец говорит и словом и делом, совершенно неприемлемо для сторонников ислама Коран радикально отличается от Библии. Истории, содержащиеся в нем, выдуманы и противоречат как Писанию, так и истории. (Например, Дева Мария считается сестрой Моисея, а Аман из Книги Есфирь объявляется визирем фараона времен Моисея.)
Богословие радикально отличается от библейского. В отличие от БиблииКоран содержит 225 противоречий. Православная Церковь считает Коран выдумкой Мухаммеда, основанной на демоническом внушении. Мусульмане убеждены, что Библия — это человеческое искажение, неузнаваемо извратившее слово Творца.
Вера в посланников также отличает ислам от христианства (и иудаизма). По убеждению мусульман, в принципе сущность послания Аллаха не меняется. Во все времена единственной вестью является утверждение единобожия. Ничего другого Аллах сказать не может. Все, что не сводится к этому, объявляется человеческим измышлением. Похоже, бог мусульман меньше способен к творчеству, чем человек. (Впрочем, мы знаем, что ангелы, в том числе и падшие, не способны к творчеству, в отличие от человека.)
Те посланники, которых упоминает Коран и сунна («священное Предание»), хотя и носят имена, похожие на библейские, чаще всего не имеют почти ничего общего с реальными. Например, Христос объявляется не Богом, а творением. Его чудеса абсурдны (заимствованы чаще всего из апокрифов). К примеру, рассказывается о столе с едой, посланной с неба по просьбе Исы, или воспроизводится рассказ апокрифов об оживлении Им глиняных птичек. Самое страшное, что мусульмане отвергают сам факт распятия и воскресения Христа Спасителя. По их убеждению, Аллах вознес Христа, а на кресте был распят другой человек (Иуда или Симон Киринейский). Это богохульное утверждение противоречит как Евангелию, так и самому характеру Богочеловека. Не случайно мусульмане ненавидят святой Крест, так что утверждают, будто одним из главных дел Христа после Его возвращения на землю будет уничтожение всех крестов. Так дух, действующий в исламе, выдает себя. Думаю, что и запрет на вино на самом деле связан с ненавистью к святому Причастию.
Исламисты доходят до абсурда, объявляя даже идолопоклонников посланниками Аллаха (например Александр Македонский — Зу-ль-Кифль). Поэтому является совершено неверным утверждение, будто мусульмане почитают Моисея, Христа или Давида. Под этими именами выведены совершенно другие персонажи. В этом отношении мусульмане тождественны оккультистам.
Вера в последний день у мусульман также не соответствует слову Божию. По их учению, душа умершего существует в трупе, где грешников мучают ангелы, а праведники пребывают в покое. (Хотя непонятно, какое наслаждение может быть в могиле.) Перед концом мира исламский Иса вернется на землю, уничтожит христиан, женится и умрет в Медине. (Заметим, что для нас данный персонаж исламской мифологии неотличим от антихриста, предсказанного в Библии). Появится антихрист Аль-Джадж. Наконец, ангел Исрафил затрубит в трубу, и все в мире умрет, а затем Аллах всех воскресит. Все люди предстанут перед Аллахом, и он будет судить их. Мусульманам представят их грехи, они признаются в них и будут прощены. Те, кто погиб на джихаде, войдут в рай, минуя суд. В судный день их раны раскроются, но вместо крови из них потечет мускус.
Остальные должны будут перейти через мост ас-Сират, ведущий в рай. Праведники спокойно перейдут через него (мусульмане верят, что переехать этот мост они смогут на жертвенном баране), а грешники (в первую очередь немусульмане) упадут в ад. Обитателей ада ожидает вечное мучение от огня, кипящего железа и сдирания кожи. Осуществлять пытку будут специальные ангелы. Но в конце концов все мусульмане ходатайством Мухаммеда будут выведены из ада. А праведники будут наслаждаться в райском саду множеством различных видов пищи, а также соитием с особыми существами — гуриями. При этом праведники будут наслаждаться созерцанием пыток немусульман. Это представление показывает дьявольскую жестокость исламского лжепророка.
Но и в раю люди не будут видеть Бога (по одному из хадисов, Аллах будет видим в раю, как луна в облачную ночь) и навсегда останутся рабами. Сама возможность усыновления отвергается исламом как злейшая ересь.
Очевидно, что и такое представление является грубейшим искажением Откровения. Главное, на что надеялись и ветхозаветные пророки и святые христианства— соединение с Творцом, — объявляется совершенно невозможным. На наш взгляд, исламский рай вполне может быть одним из отделений настоящего ада. Ведь некоторые святые видели, что развратники после смерти пребывают в состоянии постоянного блуда, вызывающего у них самих отвращение. То, что Мухаммед описывал как идеал, встречается уже на земле как различные формы беснования. В «Достопамятных сказаниях о жизни пустынных отцов» приводится случай, когда бесноватый мог съесть быка и оставался голодным (в медицине такой феномен называется булемией). Чем не описание блаженства мусульман, имеющих на каждый день три миллиона перемен блюд, причем каждому из них дается сила все съесть. А нимфомания и факты нападения блудного беса идентичны ожидаемому совокуплению исламистов с 124 тысячами гурий на каждый день.
Итак, мы видим, что в области вероучения ислам радикально извращает Откровение. И, что самое опасное, он облекает сатанинские идеи в знакомые христианам слова, чтобы сходством оболочки привлечь людей во тьму смерти.
Другие столпы ислама также отделяют его от религии Бога Творца. Второй столп: исполнение обряда поклонения — намаза — многими ошибочно считается аналогом христианской молитвы. Однако это совсем не так. В исламском богословии намаз — это строго регламентированный обряд обожествления Аллаха. Малейшее нарушение ритуала приводит к тому, что намаз считается недействительным. Аллаху не очень интересно состояние сердца молящегося (может быть, потому, что он не знает сердец. Ведь ангелы не властны смотреть на мысли людей). Тут мы видим аналогию с идолопоклонством. И там и тут важнее ритуал, чем состояние сердца. Ты можешь не верить в идола, но обязан соблюсти ритуал.
Третий столп — обязательный налог на бедных (закят) — часто путают с милостыней. Но это скорее ее противоположность. Во-первых, закят не бывает тайным, вопреки слову Господа. Во-вторых, подается закят только мусульманам или тем, кого можно при помощи денег привлечь к исламу. Мы знаем, что так же поступают и сектанты, делающие добрые дела ради проповеди своего заблуждения.
Четвертый столп — хранение поста месяца Рамадан — также имеет мало общего с постом православных. Мало того что распространяется он только на светлое время суток. Он также не связан с борьбой со страстями, действующими внутри человека (вообще неведомой мусульманам, кроме суфиев). Этот пост бесполезен для души, а часто и просто вреден, ибо порождает самоуверенность и гнев.
Пятый столп — паломничество в Мекку (хадж) — вообще является пережитком язычества. Поклонение метеориту (черному камню), ритуальные жертвы, кидание камнями в столбики с уверенностью, будто побиваешь сатану, — все это бессмысленный и суеверный ритуал. Не случайно во время хаджа каждый год погибает множество людей. Так враг издевается над своими несчастными жертвами. Если ветхозаветные обряды готовили людей к приходу Господа и возвещали Его спасение, то обряды хаджа, не основанные на Откровении, совершенно бессмысленны.
Очень многие проповедники ислама считают шестым столпом обязанность джихада — священной войны с неверными. Про человекоубийственную злобу дьявола, стоящую за этим повелением, мы скажем ниже.
Таково православное отношение к тому, что объединяет подавляющее большинство мусульман мира. Мы видим, что нет практически ничего общего в вере между христианами и мусульманами. Под одним и тем же словом подразумеваются совершенно разные реальности. Поэтому все разговоры об «общих авраамических корнях», «двух путях к одному Богу» должны быть оставлены.
Но перейдем к описанию тех особых течений ислама, которые есть в современном мире.
Обиходный ислам тюркских народов
Большая часть тюркских исламских народов России (кроме азербайджанцев) придерживаются суннитского направления ислама ханифитского мазхаба. Эта правовая школа допускает широкое использование обычного права, поэтому она легко приспосабливается к местным условиям. В начале XIX века возникло движение джадидизма, провозгласившее фактический отход от норм шариата. Признавая основные нормы ислама (пять столпов и акида), они утверждают необязательным исполнение шариата и признают необходимость светского образования. «Главное — это иметь шариат в душе», — говорят джадидиты. Многие из них даже перешли к исполнению обряда намаза не на арабском, а на национальном языке. Это движение аналогично обновленчеству в Православии. Так возник «мягкий ислам», воспринявший во многом нормы западного гуманизма.
Как к нему должно относиться христианам? Конечно, отрицательно. Ведь «мягкий ислам» разлагает само понятие абсолютной истины. Не случайно, что адепты этого течения чаще всего придерживаются концепции «все религии — путь к одной вершине». С этой точки зрения практически невозможно вести диалог. Все будет потоплено в мягкой вате соглашательства и пропаганды «терпимости».
При этом, как замечали еще миссионеры XIX века, ислам среди татар, башкир или казахов настолько смешан с язычеством, что трудно отделить одно от другого. С другой стороны, на бытовой почве тюркский ислам испытал влияние и христианства. После советского правления эта ситуация еще усугубилась. Многие муллы почти не знают арабского языка. Все религиозность мусульман часто сводится к празднованиям исламских праздников и приглашению мулл на свадьбы и похороны. Равиль Гайнуддин жалуется, что татары фактически отошли от ислама. При этом очень развиты боязнь порчи и сглаза. Не случайно, что среди мусульман развит оккультизм. Это связано также с сильным влиянием, оказываемым на тюрский ислам суфийской традицией.
Но при этом ислам сочетается у татар и башкир с чувством национальной самотождественности («Если ты татарин, то должен быть мусульманином», — часто говорят представители «мягкого ислама»). А на волне национализма, захватившего тюркские народы, усиливается освоение ислама среди этих народов. Часто ислам используется для обоснования пантюркизма, идеологии создания Великой Турции, включающей всех тюрок. Ведь благодаря идеологии джадидизма тюркский ислам во многом отличается от ислама арабского. (Так что часто сторонники арабского ислама не признают джадидитов полноценными мусульманами.) И, таким образом, несмотря на интернационализм, свойственный мусульманству, появляется возможность утвердить самотождественность татарского и других народов не только среди христиан, но и среди самих мусульман.
Здесь стоит заметить, что сам феномен национализма является проявлением проклятия Вавилонской башни ( Быт. 11 ). Имея частичную правоту в том, что указывает на особые таланты, присущие каждому народу, он греховным образом игнорирует Божие повеление всем людям войти в Единую Вселенскую Церковь. Национализм игнорирует изначальное единство человеческого рода и часто провоцирует междоусобные схватки. Он культивирует многочисленные обиды на другие народы и приводит к сознанию национальной исключительности. По слову архимандрита Софрония (Сахарова), «если национализм нельзя преодолеть, значит, дело Христово не удалось».
Традиционный ислам народов Кавказа
Резко отличается от тюркского ислама. Большая часть мусульман на Кавказе придерживаются шафиитского мазхаба, придающего особое место согласию исламских ученых. Среди кавказских мусульман огромную роль имеют не только нормы шариата (которые все же исполняется строже, нежели среди тюрок), но требования адата — обычного права, в основах своих языческого. Поэтому среди мусульман Кавказа так распространен обычай кровной мести и многие другие обычаи, не соответствующие нормам шариата. Кроме того, из-за распространения суфизма среди кавказцев распространен культ святых мест, культ святых и некоторые другие обычаи, не согласующиеся с духом ислама. Впрочем, это свойственно не только кавказскому исламу. В самом арабском мире под воздействием суфизма в народе существует глубокое убеждение, что свет Мухаммеда предсуществует миру. Так невольно душа людей показывает необходимость в Боговоплощении.
С православной точки зрения заслуживает внимания сохранение тех обычаев, которые, противореча Корану, тем не менее сохраняются в народном благочестии. Ведь если Бог не стал человеком, то обожение невозможно, люди не могут стать сынами Божиими. Поэтому, строго говоря, никакая святость в исламе невозможна. Человек может стать покорным рабом, но никогда не станет причастником славы Божией. Однако душа не может с этим смириться, и потому появляется культ святых, показывающий, что ислам чужд человечности и не отвечает на глубочайшие запросы человеческого духа.
Что же касается сохранения элементов язычества в среде мусульман, то это свидетельствует об отсутствии в исламе внутренней преображающей силы, способной изгнать дьявола из сердец людей и из народной жизни.
Русский ислам
Новым явлением, появившимся впервые в конце XX века, надо назвать факт перехода некоторых русских в ислам. Связан он и с Афганской и Чеченскими войнами, когда многие безбожники, проникнувшись комплексом вины, принимали веру своих врагов. С другой стороны, до России докатилась волна с Запада, где многие, увлекшиеся идеями Рене Генона и других традиционалистов, стали искать в исламе (особенно в его суфийском направлении) древнейшую духовную традицию. В России их идеологом является Гейдар Джемаль. Часто в ислам переходят те, кто вступает в брак с мусульманами (формально по шариату для женщины-христианки это не обязательно, но очень желательно, а христианин может жениться на мусульманке только приняв ислам). Также ведется активная работа исламских миссионеров по совращению христиан в мусульманство. Особенно усердствуют здесь представители чеченской диаспоры и арабские проповедники. Учитывая эту неоднородность новообращенных, невозможно однозначно охарактеризовать это направление. Те, кто перешел в ислам из-за женитьбы, обычно придерживаются того направления ислама, к которому принадлежат новые родственники. А те, кто присоединился к исламу сам, обычно принимают ислам в наиболее радикальной форме — ваххабизм. Традиционалисты придерживаются суфизма, густо перемешанного с оккультизмом.
При этом большинство новообращенных являются антиглобалистами и социалистами. Они считают своим величайшим врагом иудео-христианскую цивилизацию, которую они отождествляют с Америкой. Не случайно, что многие патриоты симпатизируют исламу, хотя он и поставил перед собой задачу уничтожения России и превращения ее в Московский Халифат. Именно среди русских мусульман возникла эта идея. Обычно называется 2032 год как дата окончательного превращения России в шариатское государство. Если это произойдет, то Православие в России испытает гонения, по суровости сравнимые с коммунистическими. Думаю, что всякий, кто пропагандирует союз с исламом, должен быть готов ответить за кровь тех, кого убьют агаряне. Ведь уже сейчас именно русские мусульмане отличаются необычайной ненавистью ко Христу, апостолам, Евангелию и Церкви. Несмотря на официальное почитание Исы, они собирают как можно больше компромата, желая унизить Господа. Особую же ненависть вызывает у них, как и у евреев, апостол Павел, которого они обзывают самыми отвратительными словами. Особо отличается этим бывший протоиерей Али Полосин.
Какова православная оценка русского ислама? Это гнусное предательство Христа Спасителя. Если совращенные были крещеными, то они подпадают церковной анафеме. За их беззаконие они будут наказаны вечным огнем.
Ваххабизм
Основным «козлом отпущения», которой должен отвечать за террористический облик ислама, стал ваххабизм. Некоторые авторы (как исламские, так и светские) назвали ваххабизм псевдоисламской сектой. Но так ли? Что это за страшная секта? Ваххабизм — это движение суннитского ислама ханбалитского мазхаба, государственная идеология Саудовской Аравии. Основателем ваххабизма был Мухаммед ибн Абд аль Ваххаб (1703–1787). Он провозгласил возвращение к изначальному исламу и верность только Корану и Сунне. Аль Ваххаб выступил против культа святых, пережитков язычества. Он, как и западные проповедники в духе Уэсли и пуритан, выступал против пышности и роскоши и призывал к скромной жизни. Под влиянием его проповеди и основываясь на авторитете «пророка» Мухаммеда, он и его последователи создали агрессивное государство саудидов. Они завоевали большую часть Аравийского полуострова (включая священную Мекку, где они очистили от всех украшений камень Каабы) и организовали ряд завоевательных походов против Сирии и Ирака. С ваххабизмом были связаны мюриды Шамиля на Кавказе.
Ваххабиты были разгромлены турками. В XX веке ваххабиты воссоздали королевство Саудовскую Аравию. В этом движении возродились все особенности раннего ислама, в особенности практика перманентной священной войны (джихада). Именно поэтому все террористы обычно в СМИ называются ваххабитами. Хотя, например, иранская революция по определению не может быть ваххабитской, ибо Иран — шиитское государство.
Некоторых «мягких» мусульман (джадидитов) возмущает в ваххабитах отождествление всех, кто не придерживается этого учения, как кафиров (неверных), что приводит к тому, что на джихаде убивают не только христиан, но и мусульман. Впрочем, истребительные войны и против своих сопровождают ислам практически с самого начала, с раскола между суннитами и шиитами.
Современный ваххабизм часто высказывает себя как движение социальной справедливости, наподобие социализма. Впрочем, социалистическая идеология всегда вызывала особый отклик к сердцах мусульман. Не случайно, что в очень многих странах арабского мира до сих пор правят социалистические режимы.
Шиизм
Особым направлением ислама является шиизм, возникший в результате раскола исламской уммы по вопросу о том, кто должен возглавлять общину. В СНГ шиизма придерживаются азербайджанцы. Шиитским государством является Иран и, видимо, скоро станет Ирак. Шииты были сторонниками родственника Мухаммеда — Али. Они были убеждены, что духовный лидер имам должен был нести некий духовный свет. Шиизм признает двенадцать имамов, начиная с Али, последний из которых исчез в X веке, но должен вернуться (его называют Махди). Ряд шиитов принимает Коран в расширенной версии (с 115 сурой).
В шиизме развит культ мучеников, особенно Али и его внука Хасана, в день убийства которого многие шииты занимаются самоистязаниями.
Для православных представление о неких хранителях духовного света и знания, не имеющих благодати Святого Духа, близко к магии и шаманизму. Не случайно представление об имамах как посвященных генетически связано с иудейским гностицизмом. Именно тайным обществам свойственно представление, что есть разные типы людей, отличающихся уровнем знания. В Церкви, по слову Господа, нет такого знания, которое бы сообщалась только посвященным. Все Евангелие одинаково принадлежит всем христианам.
Что же касается шиитского культа мучеников, то он также отличен от христианского. Для православных мученик — свидетель Христовой победы над смертью, а для мусульман — просто страдавший за Аллаха человек, который желает получить хорошую награду. Само же самоистязание бессмысленно и бесполезно, ибо не приносит никакой пользы душе человека. Какой смысл в том, что ты изувечишь себя, а потом пойдешь к проститутке (у шиитов это «временный брак»)? Это самомучение тождественно тому самобичеванию, которое делали с собой жрецы Ваала, посрамленные пророком Ильей. Лишь демоны радуются пролитию человеческой крови в честь того, кто убивал христиан (Али — один из первых мусульман-гонителей).
Исламский расизм
Нельзя пройти мимо того, что в исламе существует проблема расизма. В Америке целое движение «Черных мусульман» (самый известный из них — Мухаммед Али) выступает с идеологией, будто людьми являются только негры. По их мнению, все пророки (в том числе и Христос, и Мухаммед) были неграми. Белые объявляются недочеловеками, извратившими откровение Аллаха.
Но это явление не является чем-то выдающимся. Подобным образом и для арабов-мусульман (особенно ваххабитов) исламисты-неарабы — люди низшей категории. В России новообращенные мусульмане стараются копировать арабов. И это не случайно. Ведь согласно шариату идеалом поведения являются поступки Мухаммеда, который освятил своим примером арабский быт VII века. Тем более арабский язык считается вечным (как язык Корана), на котором будут говорить в раю. Так что на самом деле любой последовательный мусульманин рано или поздно скатывается к клону дикого кочевника полуторатысячелетней давности.
Одним из плодов расизма является работорговля, широко распространенная и до сих пор в странах ислама. В большинстве исламских стран работорговля официально была запрещена под жестким давлением Запада (о жестокая глобализация, разрушающая основы национальной культуры!) только в 1970–1980 годах. Но несмотря на это, никто этого запрета не соблюдает. В 2001 году западные правозащитные организации выкупили из рабства в шариатском Судане более четырех тысяч человек. Причем выяснилось, что три четверти женщин (в том числе и замужних) подвергались регулярным изнасилованиям. И это не какое-то нарушение. Ведь согласно Корану любая невольница является сексуальной собственностью господина. Сам Мухаммед не одобрял освобождения рабов, считая, что этим мусульманин подорвет свое благосостояние. Именно в исламе корень рабства, распространенного на Кавказе.
Ислам и насилие
Одной из главных примет ислама, его «визитной карточкой» является священная война — «джихад». Беслан и Нальчик, Москва и Лондон, Нью-Йорк и Волгодонск свидетельствуют о чудовищной жестокости исламистов. Эта ситуация сопровождает всю историю мусульманской религии, начиная с Мухаммеда.
Часто, используя свое «право на ложь», мусульманские агитаторы говорят, будто ислам запрещает убийство, а «терроризм не имеет ни религии, ни национальности». Исходя из этого, приведем ряд цитат Корана, прямо призывающих от имени Аллаха к массовым убийствам:
«А когда закончатся месяцы запретные, то избивайте многобожников, где их найдете, захватывайте их, осаждайте, устраивайте засаду против них во всяком скрытом месте… Но если они обратились, исполняли молитву и давали очищение, то освободите им дорогу» (сура 9, 5);
«О, пророк! Борись с неверными и лицемерами. Будь жесток к ним! Их убежище — геенна, и скверно это возвращение!» (сура 9, 73);
«И убивайте их, где встретите, и изгоняйте их оттуда, откуда они изгнали вас: ведь соблазн — хуже, чем убиение!» (сура 2, 191);
«И сражайтесь с ними, пока не будет более искушения, а вся религия будет принадлежать Аллаху» (сура 2, 193).
Подсчитано, что Коран содержит более пятидесяти призывов к джихаду. Шариат четко описывает нормы священной войны. Вся планета делится на две части— «земля мира», где исполняются нормы шариата, и «земля войны», где эти нормы не исполняются. С государствами «земли войны» нельзя заключать мирного договора, а только перемирие, которое будет нарушено, как только будет удобно мусульманам. Во время джихада можно использовать все способы убийства, включая отравление колодцев. Все многобожники должны быть уничтожены, а их женщины и дети — обращены в рабство. Мухаммед установил таксу на выкуп заложника. Христиане и иудеи уничтожаются как многобожники в том случае, если мешают мусульманам завоевывать их земли. Но после завоевания они могут существовать в том случае, если будут платить специальный налог (джизву). Его размер колебался от 80 до 150 процентов дохода. В Турции существовал особый налог на христиан — налог на мальчиков, которых забирали и насильно обращали в ислам. В том случае, если немусульмане публично выскажут сомнения в посланничестве Мухаммеда, они подлежат смертной казни.
Как с православной точки зрения оценить эти зверства? Ответом может быть только одно: это страшное действие древнего врага — сатаны. Он изначальный человекоубица, услаждающийся пролитием человеческой крови. Христовы ученики донесли Евангелие, опираясь лишь на силу Божию, и проливали не чужую, а собственную кровь. Творец, создавший людей свободными, не желает, чтобы люди служили Ему под угрозой смерти.
Ислам и Православие
При таких принципиальных расхождениях между исламом и православным христианством не удивительно, что мирное сосуществование этих религий было возможно только при сильной христианской или хотя бы светской власти. Память христиан хранит страшные преследования, перенесенные ими от рук мусульман в течение многих столетий. Страшный геноцид XX века в Турции только укрепил страшные опасения православных. Множество молитв нашего богослужения просят Бога, Богородицу, архистратига Михаила и святых избавить нас от мусульманского владычества. До Октябрьской революции в молитвословах печаталось прошение об избавлении от «богомерзкого агарянского царства».
Но наше время создало новые перспективы в деле взаимоотношения ислама и христианства. Исламское общество разрушается Промыслом Бога. В результате впервые за много веков появилась возможность широкой миссии среди мусульман, не осложненной всей системой шариата. Если мы пренебрежем этой возможностью, будь то из-за терпимости или боязни, то Бог не простит нам этого. Ведь у Него и до сих пор есть овцы и среди мусульман, а наша трусость мешает им войти во двор Небесного Отца. Недаром же Давид предсказывал, что Христу «цари Аравии и Сава дары приведут» ( Пс. 71:10 ). Разве не являются эти слова ободрением нам в надежде на Божие решение исламского вопроса?