сало барон социальная и религиозная история евреев
Барон С.У. Социальная и религиозная история евреев: в 18 томах. Том I
Сало Уитмайер Барон (1895 — 1989) — американский и австрийский историк, один из основателей школы иудаики в США. Важнейшее произведение Барона — «Социальная и религиозная история евреев» (тт. 1–3, 1937; 2-е изд. тт. 1–18, 1952–83) — самый крупный и значительный в современной исторической науке труд по истории еврейского народа.
Есть ряд концепций, которые Барон последовательно развивает на страницах своей книги. Самая важная (и, пожалуй, самая известная) из них заключается в развенчании традиционного представления о еврейской истории, которую автор назвал “слезливой теорией”. Еврейская история, утверждает Барон, не сводится к постоянным гонениям и оплакиванию их жертв — ее важнейшей чертой является способность выжить и добиться процветания вопреки всем преследованиям и отсутствию собственной территории. Борьба с подобного рода “искаженным восприятием еврейского прошлого” была очень важна для автора многотомного труда, призывавшего “придерживаться взглядов, в большей степени соответствующих исторической правде”.
Еще один важнейший мотив, проходящий через все восемнадцать томов “Социальной и религиозной истории евреев”— это история зарождения и развития еврейского национализма на фоне подобных процессов, проходивших у других европейских народов. Социальная история в представлении Барона если не важнее религиозной, то явно не уступает ей по значимости.
Первый том многотомной “Социальной и религиозной истории евреев” Сало У. Барона посвящен древнейшему периоду еврейской истории — от ее начала до эпохи эллинизма. В книге описаны социальные процессы, характерные для становления и раннего развития еврейского народа. Отличительной чертой этой книги является то, что автор рассматривает еврейскую историю в тесной связи с историей других народов древнего Ближнего Востока.
Содержание
От редакции
Предисловие автора к английскому изданию 1952 г
Глава 1. Еврейское общество и религия
Евреи и иудаизм
Исторический монотеизм
Этика избранного народа
Возможность существования без государства и территории.
Историческая литература
Угроза нового раскола
Национализм и универсализм
Глава 2. Израиль: истоки
В окружении развитых цивилизаций
Переселение в Египет и египетское рабство
Этническое единство
Монотеистическое прошлое
Деяния Моше
Влияние Палестины
Разрешение противоречий
Глава 3. Цари и пророки
Монархическая власть и ее недостатки
Экономический упадок и социальные беспорядки
Взаимозависимость властных структур
Религия и закон
Пророчество и социальная революция
Антимонархические тенденции
Национальность и государство
Религиозный универсализм и партикуляризм
Идеализация прошлого
Божественный инструмент
Глава 4. Решающее испытание
Историческое значение шестого века
Рассеяние
Экономический прогресс
Повышение статуса женщины
Законодательство
Ассимиляция или сохранение идентичности
Община в диаспоре
Имперская политика Персии
Новое в общине диаспоры
Глава 5. Переосмысление фундаментальных принципов
Новые тенденции
Влияние Закона
Иерархия
Этническая исключительность и человеколюбие
Возвращение на родину
Вопреки природе
Глава 6. Распространение иудаизма
Распространение иудаизма: количественный и географический аспект
Естественный прирост и обращение в иудаизм
Изменение мироощущения
Культурный обмен
Античный «антисемитизм»
Еврейские апологии
Филон Иудейский
Эсхатологический раскол
Недостатки процесса распространения иудаизма
Глава 7. Палестинский центр
Еврейская столица
Политические и культурные связи,
Теократическое правление
Политика и мученичество
Политические конфликты
Имперский статус
Переплетение судеб
Глава 8. Социальные беспорядки
Сельское хозяйство
Торговля и ремесла
Экономика в диаспоре
Богатые и бедные
Рабы и свободные труженики
Социальное расслоение общества
Народные волнения
Слабость от разлада
Примечания
Список сокращений
Указатель имен
Информация о файле: pdf, 28 mb.
Уважаемые читатели! Все размещенные на сайте произведения представлены исключительно для предварительного ознакомления и в целях популяризации и рекламы бумажных изданий.Скачать книгу для ознакомления вы можете бесплатно, а так же купить ее в бумажном или электронном виде, ознакомившись с предложениями интернет-магазинов. Приятного прочтения!
Светочи иудаизма в «темные века»
Раннее Средневековье оказалось наиболее плодотворным временем для еврейской учености
Сало У. Барон. Социальная и религиозная история евреев. Т. VI. Раннее Средневековье (500–1200): законы, толкования и Писание.
– М.: Книжники, 2016. – С. 512.
Профессор Колумбийского университета (Нью-Йорк) Сало Барон писал свой многотомный труд с 1930-х по 1960-е годы, но еще больше времени понадобилось, чтобы он дошел до русскоязычного читателя. Пока издано только шесть томов переводного издания. Барон считается третьим и последним автором труда, описывающего еврейскую историю на всем ее протяжении и во всех странах. До Барона были фундаментальные сочинения Генриха Греца и Семена Дубнова, от работ которых труд американца отличает особый социологический подход, а также относительно новые методы исторического исследования.
Впрочем, когда автор говорит о новейших открытиях в иудаике, археологии и текстологии, мы вынуждены относиться к этим пометкам с осторожностью, ведь нас разделяет с ним полвека, а за это время в мире и Израиле появилось множество исследований, подвергающих сомнению или переосмыслению многие постулаты еврейской историографии. Одна постсионистская школа в израильской социологии и историографии чего стоит! Тем не менее фундаментальный охват материала бароновской «эпопеи» превзойти не удастся уже, видимо, никому.
VI том «Социальной и религиозной истории евреев» посвящен Раннему Средневековью, которое в традиционной европейской историографии до недавнего времени было принято считать «темными веками», предшествовавшими Возрождению. В последнее время эта «ренессансоцентричная» концепция переосмысляется, и в том же ключе описывает рассматриваемый период Барон. Раннее Средневековье для него – особая эпоха, на примере которой он выстраивает свое видение прошлого еврейского народа, где были не только преследования и гонения, но и великие свершения. Согласно концепции Барона, еврейская судьба гораздо больше вписана в мировую историю, чем это прочитывается у Греца и Дубнова, а тем более в трудах историков, которые сосредотачиваются на истории антисемитизма.
Раннему Средневековью Сало Барон посвящает четыре тома из уже увидевших свет шести, а конкретно рассматриваемый том посвящен развитию иудейского богословия и религиозной мысли. Именно на средневековом материале автор показывает, насколько велико взаимное проникновение и влияние культур, с которыми приходилось сталкиваться евреям от Персии Сасанидов и затем Арабского халифата до христианских государств в Европе. Например, он показывает, как еврейское религиозное законодательство повлияло на развитие шариатской системы Халифата.
Что особенно интересно, Барон прослеживает следы влияния ислама и христианства на законодательные правила средневекового иудаизма. «Многие из первых мусульман, начиная с самого Мухаммеда, часто советовались с евреями по правовым вопросам», – пишет историк (с. 12). Проявлялось это влияние в разных сферах религиозной практики и мысли. Так, мусульманское отношение к молитве послужило примером для упрочения статуса богослужения у иудеев, а христианская библейская герменевтика подтолкнула евреев Европы к окончательному оформлению Масоретского текста Библии. Он также показывает, как политическая карта Европы влияла на формирование обычаев еврейских общин. Евреи, жившие под скипетром византийского императора, в большей степени подвергались влиянию духовных центров в Святой земле, а жители Испании и Южной Франции – Вавилонии, талмудической «метрополии» тогдашнего иудейского мира.
Для отечественного читателя любопытным примером такого сопричастия стране проживания может служить история паломничества некоего иудея из Руси в Иерусалим. Автор приводит рекомендательное письмо законоучителя Товьи бен Элиэзера, в котором говорится, что некий «еврей из Руси не знал ни иврита, ни греческого, ни арабского и говорил лишь на славянском языке своей родины» (с. 159). Тем не менее паломник отправился в далекий путь к святыням. Это всего лишь эпизод, иллюстрирующий другую мысль историка, но, кроме того, данный эпизод дает пищу для раздумий современным изоляционистам и критикам еврейской эмансипации.
В 700-летие, охваченное указанным томом, произошли важнейшие, буквально революционные перемены в иудаизме. Были окончательно сформированы корпус Вавилонского Талмуда и Масоретский извод библейских текстов, ставшие каноническими для всех иудеев, созданы лучшие комментарии к Торе, принадлежащие раввину, известному под акронимом Раши, достигла апогея и затем с трудом подавлена раввинистами-полемистами активность караимского ответвления в иудаизме. Значительная эпоха, описанная Бароном, прошла под знаком деятельности гаонов (законоведов) Вавилонии, на протяжении нескольких веков превративших талмудическое законодательство в общеобязательный кодекс для еврейских общин от Персии до Германии.
Вместе с тем автор показывает, как эпоха безусловного верховенства вавилонских талмудических школ в Суре и Пумбедите постепенно сменяется автономизацией западных еврейских общин, где возникают собственные духовные школы, связанные с именами Раши и его последователей-тосафистов. Вслед за ростом политического могущества христианского Запада меняется карта еврейского присутствия в мире, и, что закономерно, это отражается на иудейском законоведении, герменевтике и экзегетике.
В заключение хотелось бы выйти за рамки простого обсуждения книги, но продолжить в духе присущего труду Барона ощущения текучести и парадоксальности еврейской исторической судьбы. Средневековая Пумбедита, еврейский город в Ираке, где в талмудической академии в жарких дискуссиях сходились иудейские мудрецы, ныне стала иракским городом Фаллуджа. По крайней мере такое мнение высказывает еврейский путешественник XII века Биньямин из Туделы, странствия которого также исследует в VI томе своего труда Сало Барон. Наверное, не надо пояснять, что Фаллуджа ныне представляет собой бастион современного суннитского радикализма, полностью «зачищенный» от еврейского присутствия.
Служанки еврейского богословия
Как астрология и магия предшествовали нобелевским лауреатам
|
Сало Уиттмайер Барон. Социальная и религиозная история евреев. Том VIII. Раннее Средневековье (500-1200): философия и наука. – М. Книжники, 2019. – 400 с. |
Американский историк, один из титанов иудаики, Сало Барон по косточкам разбирает интеллектуальную жизнь иудейских общин раннего Средневековья. Период, который в европейской историографии принято называть «темными веками», оказывается, заложил основы того, что в XX веке определило прорыв евреев в науке, особенно в математике и физике. Том VIII посвящен развитию как мистического, так и рационалистического направлений религиозной мысли, а также философии, зачаткам естественных наук и медицине того времени.
Подсчитывая сегодня, сколько сынов Израиля получили очередные нобелевские премии по естественным наукам, не стоит забывать, что этот результат отчасти предопределен тысячелетие назад, когда иудейские общины, как это ни удивительно, имели возможность достаточно свободного интеллектуального развития. Позже эти возможности сузились: пока европейские нации переживали Возрождение, еврейские общины в Старом свете оказались заперты в гетто. В предшествующие же столетия раввины и талмудисты имел возможность относительно свободного обмена знаниями с иноверческим большинством – особенно в исламском мире, где в основном тогда проживали иудеи.
Раннее Средневековье обладает самостоятельной ценностью в истории еврейской мысли. Этот период характеризуется серьезным продвижением от уровня знаний античного периода, потому что «средневековый ум не удовлетворялся ответами, предложенными в древних дискуссиях саддукеев, фарисеев и ессеев, он искал новые пути разрешить неизбежно возникавшее противоречие» (97).
Сало Барон приводит данные, которые дают представление о том, как нелинейно развивается человеческая мысль и насколько противоречиво представление о прогрессе. Особенно любопытно замечание историка о свободе средневекового высказывания в иудейской среде, которую впоследствии ограничило важное изобретение, считающееся важной предпосылкой для обеспечения плюрализма в рамках христианской цивилизации. «Еврейская община, как правило, преследовала еретиков и нарушителей общественного порядка, законов и установлений, но редко мешала высказывать собственное мнение. До изобретения книгопечатания, когда община получила возможность вмешиваться в производство и распространение изданий, не существовало и никакой цензуры. Тем не менее общественное мнение в общине, где все были тесно связаны друг с другом, было таково, что, за редкими исключениями, мыслители как люди ответственные остерегались задевать чувства других» (63).
То, что мы назвали бы ростками демократии, неожиданно появилось в связи с историческими и социальными особенностями, которые сопровождали жизнь иудеев в Восточном Средиземноморье. «Статус меньшинства и вечные гонения властей порождали серьезные сомнения в существующем миропорядке, и все важнее становилась роль личности. Политическая пассивность, безразличие в принципе меньше содействовали детерминизму, чем квиетизм. Кроме того, внутри еврейского общества мощный социальный контроль вавилонского центра все больше уходил в прошлое, уступая место автономии общин» (98). Автор имеет в виду ослабление роли талмудических академий в Вавилонии, которые выполняли функцию общееврейского законодательного органа вплоть до X века.
Парадоксальным образом то, что мы сейчас справедливо считаем лженаукой, в раннем Средневековье позволило обеспечить прорыв в изучении природы. Погружение в историю обнаруживает неожиданные достоинства такой популярной в «темные века» области «знания», как астрология. Многие иудейские законоучители уже тогда с пренебрежением относились к подобному опыту, предпочитая ему теоретические размышления и логику. Однако астрология «побуждала к пристальным наблюдениям, благодаря которым многие поколения накопили огромное множество фактов». «Эти сведения-то и послужили развитию настоящей науки – астрономии, а вовсе не спекуляции и дедукции бесстрастных астрономов-теоретиков, невзирая на всю их ученость», – пишет Барон (161). И еще более красноречивый пример: «В некотором смысле магическое целительство, как наблюдения астрологов за звездами и попытки алхимиков превращать одни металлы в другие, пополняло экспериментально полученные знания о мире» (204). Это один из самых неожиданных сюжетов тома. Барон объясняет: «Многие еврейские ученые подменяли изучение природных явлений теоретическими рассуждениями о них. Научным фактам предпочитали философствование. Сложилось презрительное отношение к сугубо практическим дисциплинам вроде механики, их даже не включали, как и науку о хозяйстве и управлении им, в категорию «практической философии», которая, как мы помним, обладала некоторой ценностью. Для большинства ученых наука как таковая была лишь «служанкой» закона и экзегезы» (191).
|
По Маймониду, если законы Бога иррациональны, то лишь человек рационален, а значит, он выше Бога. Фото Турола Джонса |
Казалось бы, приведенное выше мнение оправдываут стереотип о Средних веках как об эпохе всемерного господства религиозного сознания. Отчасти это так. «Не в меньшей степени доктринерской была классификация наук, предложенная южнофранцузским грамматистом Йосефом Кимхи, – пишет историк. – Он разделил науки по степени их полезности для этого мира и для мира Грядущего. С этой точки зрения «высшая наука, увенчанная издавна, это божественная наука, состоящая в познании единства Бога, Его учения и заповедей, которая служит к укреплению любви к Нему и к Грядущему миру», и ею не следует злоупотреблять для нужд этого мира. Ко второй группе относятся такие дисциплины, как астрономия, математика или медицина, «которые служат нуждам как этого мира, так и мира Грядущего, и их можно использовать в этом мире». И, наконец, низшую позицию занимают практические, или технические, виды деятельности, например, строительство домов, обработка полей и виноградников, производство тканей и обработка ценных металлов и камней. Эти занятия позволяют поддерживать существование исключительно в этом мире». Или, например, мнение законоучителя-рационалиста из Испании XII века Авраама ибн-Дауда о том, что «серьезные занятия любой наукой, кроме богословия, – пустая трата времени». «Он признавал пользу медицины в основном потому, что, продлевая человеческую жизнь, врачевание позволяет лучше подготовиться к Грядущему миру» (126). «Даже под властью ислама еврейский народ готов был пренебречь объективными научными успехами и поддерживать только то, что соответствовало древним еврейским нормам, приспособленным к нуждам новых поколений. Они забыли философские труды Исраэли и Ибн-Габироля, потому что в них не было прямой защиты иудаизма» (121).
Все же читателю предстоит узнать, что в сердцевине исламского мира и в разбросанных внутри этой цивилизации еврейских общинах получило немалое развитие рационалистическое мышление и даже принялись ростки «античного скептицизма и даже атеизма». «Несомненно, безразличных и «растерянных» было больше, чем явных атеистов и скептиков… Численность двух последних групп все же не была вполне ничтожной, и они обладали некоторым духовным и общественным влиянием. Относительно чаще они встречались среди верхушки праздных классов, где принято было вступать в интеллектуальные споры с единоверцами и даже с адептами других религий» (66). Даже великий законоучитель и философ Маймонид позволял себе задавать смелые вопросы, например, о том, что «если предположить, будто Бог установил иррациональные законы, то из этого следует, что только человек – рациональное существо, то есть он выше Бога» (105).
Однако «подобно атеизму или агностицизму, истинное человеколюбие для многих евреев означало шаг в сторону ассимиляции с большинством» (110). Тем более что даже мусульманские богословы «к тому времени уже поняли, что различий между тремя религиями откровения не так много, а вот от радикального атеизма и скептицизма их отделяет пропасть» (121). Тем не менее евреи «начинали понемногу использовать термин «тора» («учение») в применении к теоретическим сферам светского знания» (140).
Из рассматриваемого тома «Истории» Сало Барона можно вынести заключение, что, при всей противоречивости мышления еврейских интеллектуалов «темных веков», их труды оставили «зачатки геометрических правил, которые впоследствии почти дословно вошли в математический труд Мухаммеда ибн-Мусы аль-Хорезми (ок. 820 г.) – одного из мусульманских математиков, отцов алгебры» (130), «возникли библейская масора, ивритская грамматика и литургия, впервые были исчерпывающе сформулированы астрономические основы еврейского календаря и хронологии» (169). «Если мудрецы Талмуда и автор Сефер Йецира еще считали Землю диском, окруженным водой, и всерьез обсуждали, на чем она держится, то позднейшие авторы, начиная с аморая IV века из Земли Израиля рабби Йоны, недвусмысленно утверждали, что Земля «напоминает шар» (186).
При этом иудейская интеллектуальная элита совершенно игнорировала рассказы о путешествиях, столь популярные в ту же эпоху у арабов. Странно для странствующего народа, не правда ли? Наверное, перемещаясь из страны в страну, из одной цивилизации в другую, евреи все это время ощущали себя народом «не от мира сего».
Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.
Барон С.У. Социальная и религиозная история евреев: в 18 томах. Том II
Содержание
Глава 9. Новые горизонты
Общечеловеческий идеал
Греко-восточное искусство
Магия и ритуал
Религиозный синкретизм
Самаритяне
Фарисеи и саддукеи
Противоборствующие теологические учения
Малые секты
Ессеи
Община нового завета
Поиск новых истин
Глава 10. Великий раскол
Мессианские чаяния
Возникновение христианства
Иисус — мессия
Иудеохристианские последователи
Секта апостола Павла
Образование церкви
Торжество разрушительных сил
Глава 11. Падение и восстановление
Иудейская война
Восстания во времена правления Траяна и Адриана
Внутренние раздоры
Политические потери
Гражданские права
Сдержанность в скорби
Возвращение к нормальной жизни
После Бар-Кохбы
Готовность смириться с политической ситуацией
Глава 12. Внутреннее сплочение
Антихристианская реакция
Борьба за историю
Языки экзегеза
Прозелитизм
Успехи христианства
Сопротивление язычников
Новая религия эллинистического еврейства
Борьба на два фронта
Глава 13. Зарождение средневековой цивилизации
Упадок эллинизма
Между Римом и Персией
Новый юридический статус
Межрелигиозные отношения
Широкое самоуправление
Местная автономия
Превосходство вавилонского центра
Рассеяние
Стратегическое отступление
Глава 14. Мир Талмуда
Брак
Тенденции к моногамному браку
Талмудическая евгеника
Статус женщины
Новые экономические тенденции
Экономическая политика
Ценность труда
Регламентация труда
Суды
Социальное обеспечение
Образование
Синагога и кладбище
Всеобъемлющая общинная структура
Глава 15. Закон и религия Талмуда
Талмудическая литература
Первенство закона
Равнозначность законов служения Богу и нравственного закона
Разработка учения фарисеев
Противостояние гностицизму
Интеллектуализация еврейской жизни
Прочный бастион
Информация о файле: pdf, 27 mb.
Уважаемые читатели! Все размещенные на сайте произведения представлены исключительно для предварительного ознакомления и в целях популяризации и рекламы бумажных изданий.Скачать книгу для ознакомления вы можете бесплатно, а так же купить ее в бумажном или электронном виде, ознакомившись с предложениями интернет-магазинов. Приятного прочтения!