салемские ведьмы история их происхождения
Салемская охота на ведьм – как это было
Людей, подозреваемых в колдовстве, преследовали с древности. Еще в законах Хаммурапи ведьмам и колдунам полагалась смертная казнь, которую в случае недоказанных обвинений заменяли “испытанием водой”.
Содержание
В 1478 году пика своего могущества достигает институт святой инквизиции. Именно тогда король Фердинанд и королева Изабелла учреждают Испанскую инквизицию, и в Западной Европе начинается период особо яростных гонений подозреваемых в ведовстве. Закончился он в середине 17-го века, но в других частях света всплески “колдовского геноцида” еще случались. Один из них – процесс над салемскими ведьмами, начавшийся в США в 1692 году.
Salem’s Lot
Город Салем в 1626 году основали пуритане – английские протестанты, отколовшиеся от официальной церкви. В середине 17 века колдовство оказалось в числе уголовных преступлений. На происки ведьм сваливали разные события – что-то странное, непонятное или просто выгодное нечистым на руку судьям.
Переселенцы были фермерами и умели хорошо работать. Семьи их разрастались, земельные наделы приходилось расширять. Где в те времена была свободная земля? Конечно же, у коренных жителей, индейцев разных племен, территории которых захватывались многими способами – от агрессивного сгона до заключения хитрых сделок.
Пуритане вынуждены были вести себя как и все колонизаторы. Они отбирали земли у индейцев, чтобы превратить их в поля и пастбища. Это были религиозные фанатики, жизнь которых сурова и полна испытаний – неурожаи, гибель домашних животных, плохая погода, умирающие дети. Всем бедам находилось одно объяснение – бог разгневался и наказывает своих неразумных чад.
Пуритане о сверхъестественном
По представлениям пуритан человеческой душе в момент рождения предопределяется, куда она попадет – в рай или в ад. Изменить место назначения нельзя, но можно отыскать вокруг себя указующие на божью волю знаки. В пуританских религиозных традициях отсутствуют многие привычные православным элементы: святые заступники, иконы, святая вода. Защитить себя от зла они могли единственным способом – молиться. Но молитвы не спасали от ведьм. Так появилось понимание, что с уличенными в колдовстве можно справиться единственным способом – физически уничтожить их.
У пуритан ведовство считалось по большей части женским занятием. В головах этих строгих аскетов женщина была более похотливой и менее стойкой перед влиянием дьявола, чем мужчина. Надо понимать условия жизни тогдашних пуритан – из Англии в Новый свет они бежали из-за религиозных гонений. Протестанты-фундаменталисты хотели поселиться в чистом от пороков месте, но оказались на землях язычников-индейцев. Даже свой город они назвали Салем в честь Иерусалима. Дохристианская Америка была территорией дьявола, и она подлежала очищению. Зажжение огня истинной веры не обошлось без уничтоженных ведьм – считающие себя добропорядочными христианами люди через три с лишним столетия выглядят не иначе как крайне жестокими глупцами.
Ведьмы в Массачусетсе
Пуритане не только расчетливы, бережливы и трудолюбивы. Людям, которые много и тяжело работают, лишают детей игрушек и с малых лет учат тех ремеслам, свойственна прижимистость и скверный характер. В Салеме, как и во всех подобных общинах, пастора выбирали сами горожане, они же платили ему жалование. Однако фермеры были слишком скупы, и желающие заботиться о такой пастве находились с трудом. Два пастора подряд ушли со своих постов, отработав по два года. За ними пришел Сэмюэл Пэррис, в семье которого и начались проблемы, спровоцировавшие салемскую охоту на ведьм.
В начале 1692 года дочь и племянницу пастора (9 и 11 лет) поразил странный недуг. Девочки катались по полу, корчились в странных позах и издавали пугающие звуки. Пэррис попытался прочитать им молитву, но больные стали кричать, затыкать уши, убегать и прятаться под мебелью.
Девочек осмотрел доктор. Он постановил, что детей заколдовала ведьма – подобный случай несколько лет назад описывал в своих трудах выпускник Гарварда и священник Северной церкви Бостона Коттон Мэзер. Когда начали искать ведьму, больные указали на рабыню по имени Титуба, прислуживавшую в доме Пэрриса. Она рассказывала детям о колдовстве.
Вскоре заболело еще несколько человек, и борцы с ведьмами стали работать активнее. Они арестовали трех женщин. Чернокожую (по другим сведениям – индианку) Титубу, нищенку Сару Гуд и одинокую больную вдову Сару Осборн обвинить в колдовстве было легко. Все подозреваемые долго не ходили в церковь, у них не было защитников, а Осборн еще и судилась с пастором по какому-то имущественному вопросу. У общества сомнений не оставалось – женщин справедливо обвиняли в колдовстве.
В марте арестовали еще 4 человек, в том числе, четырехлетнюю дочь Сары Гуд. Скучавшая по матери девочка сказала, что и она ведьма, и ее тоже бросили в тюрьму. Еще одна арестованная по имени Марта Кори открыто насмехалась над судом, потому что в колдовстве начали обвинять уже и добропорядочных прихожанок церкви. Смелого выражения своего мнения оказалось достаточно, чтобы угодить за решетку.
Суды и казни
Судебный процесс стартовал в мае 1692 года. К тому моменту процесс стал самоподдерживающимся – за решетку бросали всех, на кого указывали больные девочки. Они якобы видели в них приходивших во сне призраков. Проверяли всех подозреваемых просто – их подводили к детям во время припадка, и если от прикосновения он прекращался, то женщину объявляли ведьмой.
Приговоры выносила судебная коллегия, в составе которой было три друга пастора Пэрриса и вице-губернатор. Председательствовал на процессе Уильям Стафтон, у которого не было юридического образования. За ходом суда следил тот самый Коттон Мэзер, показавший в своих трудах прецедент с повешенной в 1688 году ведьмой-служанкой, околдовавшей детей хозяина.
Первая казнь состоялась 10 июня – повесили старуху Бриджит Бишоп. 19 июля та же участь постигла еще несколько женщин. Через месяц состоялись новые казни, причем среди жертв оказался и бывший пастор Салема – ему не помогло ни заступничество десятков горожан, ни прочитанная у виселицы молитва. Считалось, что колдун не может помолиться без запинки. Священник смог, но палач тут же нашелся – он сказал, что за спиной обвиняемого стоял сам дьявол в образе черного человека и нашептывал слова.
Властная рука
Преследования ведьм начали выходить за пределы Салема, больных девочек стали возить в другие города, чтобы и там искать одержимых дьяволом. В высших кругах заговорили о том, что суду не следует считать неопровержимым доказательством только лишь видения жертв. Появились и близкие к современным представлениям о смертной казни мнения – лучше оставить в живых несколько ведьм, чем казнить одного невиновного человека. Одна из указывавших на ведьм девочек однажды призналась матери, что просто развлекается. Но потом она испугалась и снова начала говорить про колдовство.
Дискуссия об этической стороне вопроса дошла до губернатора штата, и он издал приказ, запрещающий судам принимать видения в качестве доказательств. Аресты прекратились, большинство брошенных в тюрьмы отпустили. Всего за время антиведьминской кампании за решеткой побывало около 200 человек. 31 из них был осужден, 19 повесили, пятеро скончались в камерах, старика Кори задавили камнями. Охота продолжалась больше года.
В Массачусетсе через 300 лет решили еще раз вспомнить об этой истории, и в 1992 году в Салеме поставили памятник жертвам расправ религиозных фанатиков. В 2001 году губернатор еще раз подтвердил, что все обвиняемые были невиновны.
Власти города умело использовали трагическую историю и сделали из Салема интересное для туристов место. Здесь сохранился Дом ведьм, построенный в 1670 году. В нем проходил тот самый судебный процесс. Вокруг Салема поддерживается мистический ореол, чему помогли несколько литературных произведений и экранизаций истории.
Исторический процесс: ведьмы Салема
Антиведовские законы
В Англии колдовство было запрещено. Об этом было сразу несколько законов: билли шли друг за другом. Они то отменяли положения о преступлениях (так называемые антиведовские акты), то возвращали их. Все это происходило с 1542 года по 1736, когда актом отменили все предыдущие документы и закончили преследовать ведьм.
История Салема как раз попадает в период, когда ведовство еще было уголовным преступлением. А преступление необходимо доказать. Священнослужитель Ричард Бернард в 1627 году написал руководство для судей, которое помогало «разоблачить» колдовство. Главной виной был союз с дьяволом. Главным доказательством в таких делах, как правило, были рассказы жертв и очевидцев. Мотивы для преступлений были основаны на мести. Сказанное в шутку «ведьма» в адрес кого-либо и даже себя тоже могло стать уликой. Стоило появиться «не в том месте и не в то время», как это могло стать показаниями против. Чтобы тебя назвали колдуньей, фактически было достаточно поругаться с соседями. В итоге к процессу над ведьмами была привлечена масса людей: врачи, родственники, соседи. В своих рекомендациях Бернард выделяет признаки заболевания, которые могли указывать на порчу: не помогают лекарства, внезапные боли у здорового человека, похожие припадки в одной семье, когда врачи не могут установить причину. В конечном итоге обвинение нередко складывалось на экспертных оценках врачей и судей, построенных на субъективном восприятии ситуации. История салемских ведьм началась так же.
1692 год, Салем
Новая Англия. Город Салем основали рыбаки примерно в 1626 году, он отличался строгими пуританскими нравами горожан. Именно на этой почве он и стал эпицентром охоты на ведьм. Немалую роль сыграло то, что в Новую Англию преимущественно переезжали религиозные беженцы, они легко поддавались суевериям. Пуритане особенно охотно верили, что всяческой чертовщине подвержены именно женщины. В итоге они и пострадали из-за процесса. 78% убитых и заключенных были женщинами. Некоторым женщинам «повезло» – их приговорили к казни, но из-за беременности исполнение приговора отложили.
Все началось с болезни двух девочек – Элизабет Пэррис и Эбигейл Уильямс, обе были родственницами местного пастора. Они жаловались, будто кто-то колет их булавкой и ножами. Дети сами обвинили предполагаемую ведьму – служанку-рабыню Титубу, которая служила в их доме. Так начался самый громкий эпизод охоты на ведьм. Многие молодые девушки в городе стали копировать поведение пострадавших: корчились, шипели на молитвы и так далее. Аресты и подозрения стали массовыми. Чтобы попасть под суд, нужно было отличаться этнически или вести недостаточно пуританский образ жизни, носить отличающуюся одежду и так далее.
Доказать, что женщина является ведьмой, были призваны различные экспертизы и тесты. Если обвиняемая прикасалась к человеку в припадке и человеку становилось лучше, то это было доказательством ведьминской природы. Проходили эксперименты с выпечкой, которую якобы делали ведьмы: пироги скармливали собакам и смотрели на их реакцию.
Судей для этого процесса назначил сам губернатор Уильям Фипс, а председателем суда стал Уильям Стафтон, не имевший юридического образования, но занимавший важную роль в администрации. Первой повешена была Бриджет Бишоп, казнь состоялась 10 июня того же года. Всего повесили 19 человек, еще одного фермера задавили камнями (он не хотел признаваться), некоторые умерли в тюрьме. Охота на ведьм стала останавливаться, только когда глава Гарвардского колледжа Инкриз Мэзер заявил, что суд не может использовать в качестве доказательств по делу исключительно поведение жертв. После этого «охота» пошла на убыль. В том же году был основан Верховный суд штата Массачусетс, в котором процесс продолжился, а весной 1693 года губернатор помиловал оставшихся обвиняемых.
Реабилитация
Дальше весь процесс посыпался как карточный домик: многие свидетели, которые прямо обвиняли горожан в колдовстве, говорили о том, что их обманул дьявол и они давали показания против невинных.
В 1711 году все пострадавшие были признаны невиновными, а их родственникам даже предложили компенсации, но не все их признали и приняли из-за страха или стыда за то, что их родных подозревали в колдовстве. Над списком «салемских ведьм» работали много времени. В 2001 году, спустя 300 лет после процесса, администрация штата Массачусетс в Хэллоуин подписала акт, где жертвы репрессий официально признаются невиновными. Сам акт одобрило и законодательное собрание штата.
Салем не дает покоя многим исследователям: в 2016 году группа археологов обнаружила точное место, где были казнены жертвы Салема: им оказался участок леса за городской аптекой. Они же предположили, что виселицы там никогда не было: палачи просто перекидывали веревку через дерево.
Для написания материала использовались работы Юлии Игиной «Правовой дискурс: ведовство в английских государственно-правовых представлениях», The Guardian ‘Researchers confirm location of Salem witch trial hangings behind a Walgreens’, The New York Times ‘Massachusetts Clears 5 From Salem Witch Trials’ и другие открытые источники.
Охота на ведьм: что на самом деле произошло в Салеме
В современном мире никто не боится назвать себя ведьмой или экстрасенсом. Но несколько столетий назад даже за словесное обвинение в колдовстве человека могли казнить. Христианская религия активно выслеживала любого, кто обладал какими-то неординарными способностями.
Почти 300 лет люди охотились на женщин и мужчин, истребляя всех, кто хоть как-то отличался от общей массы. По подсчетам историков в этот период было казнено около 40-50 тысяч человек.
В основном, процессы были не такими громкими, но некоторые вошли в историю. Например, суд над Салемскими ведьмами, который запомнился своей безжалостностью и массовой истерией.
В этой подборке мы расскажем об этом судебном процессе, который до сих пор является самой смертоносной охотой на ведьм в США!
Предыстория Салемской охоты на ведьм
Чтобы понять, что произошло в городке Салем штата Массачусетс, нужно знать всю историю сначала.
Процесс над Салемскими ведьмами начался в 1692 году, когда в Европе охота уже практически прекратилась. Однако в новоанглийских поселениях на территории США эта «мода» только начала набирать обороты.
Итак, Салем был основан в 1626 году пуританами, прибывшими из Старого Света. На новой территории их ждали стычки с индейцами, неблагоприятные погодные условия, неурожай, голод, гибель скота и другие сопутствующие неприятности.
Так как пуритане верили в Бога, но не верили в иконы и почитание святых, они объясняли все бедствия гневом Божьим. А также они верили, что люди бывают одержимы дьяволом, особенно женщины. Поэтому в новом городке была введена смертная казнь за колдовство, и в 1692 году местные жители устроили настоящую охоту…
Странные события
Теперь понятно, что местные жители были измучены и напуганы.
В январе 1692 года дочь преподобного Сэмюеля Пэрриса, 9-летняя Елизавета, и его племянница, 11-летняя Эбигейл, стали мучиться от странных припадков. Тела девочек изгибались в странных позах, они кричали, забивались под мебель и закрывали уши, когда им читали Библию. Затем такие же симптомы появились у подружек девочек, и взрослые забили тревогу.
После долгих бесед 29 февраля под давлением магистратов девочки обвинили трех женщин. Ими стали Сара Осборн, бездомная женщина Сара Гуд и рабыня Пэрриса Титуба. Женщин задержали и допрашивали, и две из них клялись, что невиновны.
Но Титуба призналась, что дьявол приходил к ней, и она согласилась уничтожить пуритан. Так же она сказала, что есть еще такие же ведьмы, как она. После этого всех трех обвиняемых заключили в тюрьму.
Допросы и обвинения следовали один за другим, обвинили даже Марту Кори, члена церковной общины. Жители были обеспокоены, что любой житель города мог быть одержимым дьяволом.
Так была допрошена даже 4-летняя малышка Дороти Гуд, дочь Сары. Ее невнятные речи были истолкованы как обвинение, хотя девочка просто хотела к маме. Ее тоже задержали.
Первым было дело миссис Бишоп, пожилой вдовы, известной своей любовью к сплетням. На суде она сказала, что невинна, как младенец, но десять человек свидетельствовали против. И уже 10 июня ее казнили через повешение на главной площади Салема. Так Бриджит Бишоп стала первой жертвой Салемской охоты.
Разгар охоты на ведьм
После первой казни министр Коттон Мэзер обратился к суду с просьбой. Он молил не выносить смертные приговоры на основе снов и видений, а именно это утверждали свидетели обвинения.
Однако ущерб, нанесенный городу, уже был огромен. К тому моменту в тюрьмах сидели около 200 человек, из них осудили более 30 человек, а 19-ти был вынесен смертный приговор. Казни были жестокими и не поддающимися логическим объяснениям.
Сами обвинители спорили, ведь смертные приговоры выносились на основе видений. Практически все свидетели обвинения заявляли, что обвиняемые приходили к ним в видениях, говорили, что они дьяволы, и принуждали делать разные вещи.
В основу обвинений легли и труды Коттона Мэзера, и именно его считают виновным за суд над Салемскими ведьмами. Он описывал в своей книге такой же случай, мол прачка в Ирландии была одержима дьяволом и издевалась над хозяйскими детьми.
Однако историки считают, что его роль сильно преувеличена, ведь Коттон был религиозным деятелем. А всех обвиняемых судил королевский суд с английскими адвокатами и соблюдением закона.
Кроме того, Коттон и его отец Инкрис обратились к суду после череды казней и жестоких расправ над подсудимыми с просьбой остановить безумие.
Но стоит учитывать реалии того времени, ведь шел XVII век. Люди были напуганы, в городе царила массовая истерия, под обвинения шли даже самые уважаемые люди.
Например, преподобный и министр Джордж Берроуз до последнего надеялся на правосудие, но его повесили. Его сочли предводителем ведьм в Салеме. Сара Гуд перед повешением обратилась к священнику Ноесу, заявив, что Бог напоит его кровью. Так и произошло, он скончался от кровотечения через рот.
Стоит понимать, что многие казненные признавались в колдовстве, ведь их подвергали пыткам. Особенно жестоко расправились с 80-летним фермером Джайлсом Кори. Его осудили вместе с женой, но он отказался давать показания. Против него выставили обвинение, что его образ являлся к людям с требованием подписать книгу. Поскольку нельзя было признать виновным человека, отказавшегося от показаний, к нему решили применить пытку.
К Джайлсу, единственному в истории США, применили старинную пытку Пайне Форте-эт Дюре. На него положили доску, на которую нагрузили камней. Он продержался под грузом камней три дня, но не сказал ни слова. Считается, что он хотел спасти свое наследство для детей, ведь все имущество казненного конфисковалось.
Окончание суда
Когда было повешено уже 19 человек, и под обвинения попала даже жена губернатора Фипса, он отдал приказ прекратить казни. Судей уволили, дело приостановили и рассмотрели адекватные мнения.
Несколько священников заявили, что нельзя казнить людей из-за того, что дьявол принимает их обличия и является другим людям. А чиновники решили не использовать в качестве обвинений сны и видения.
В 1693 году был собран новый Верховный суд, который занялся расследованием дел. Уже первые пять дел закончились оправдательным вердиктом, затем из череды обвинений только трое были признаны виновными. И то, их приговорили к казни, но губернатор Фипс выдал помилование.
Дальнейшее расследование дел все же продолжилось, и уже в 1697 году все обвинения были признаны ошибочными. Но только в 1957 году все участники салемского процесса были оправданы. В 1992 году в Салеме установили памятник жертвам жестокой охоты.
Анна, Елизавета и Эбигейл, которые и спровоцировали эти судебные процессы, не принесли извинения освобожденным или родственникам погибших. Правда, Анна призналась, что была одурманена дьяволом, когда давала показания против жертв процесса. Обвинения строились на спектральных доказательствах, но до сих пор не ясно, как сотни людей были одурманены несколькими детьми.
Многие современные исследователи считают суд над Салемскими ведьмами ярким примером победы массовой истерии над государственной и юридической системой.
Объяснения и память
По сей день выдвигаются версии того, что послужило причиной массовой истерии среди жителей Салема.
Считается, что девочки могли быть отравлены грибком, страдать от энцефалита, болезнью Хангтингтона или просто сговориться. Однако, как в это поверили десятки взрослых и образованных людей, остается загадкой.
Процесс над Салемскими ведьмами является примером ужасающей массовой истерии, которая привела к гибели стольких людей.
К сожалению, это не единственная страшная страница в истории, которую хотелось бы забыть. Но сменить название города и поставить жертвам памятник недостаточно, чтобы исправить все то, что произошло в Салеме в 1692 году.
Нравится статья? Поддержи наш проект и поделись с друзьями!
Процесс салемских ведьм
События, о которых я хочу рассказать в этой статье, начались в деревне Салем (Cалем-Вилидж) в штате Массачусетс в Новой Англии и охватили другие населенные пункты штата.
Девочки кричали, издавали странные звуки, швырялись предметами, прятались под мебелью, их тела изгибались в необычных позах. Они также жаловались на «колющие по всему телу иглы».
Когда пастор попытался читать девочкам проповедь, они затыкали уши, что было сочтено верным признаком одержимости дьяволом.
Осмотревший их местный доктор Уильям Григгс не нашел никаких признаков заболевания и объявил, что все девочки стали жертвами колдовства.
Виновницу нашли быстро: в доме Пэррисов служила рабыня по имени Титуба. Многие жители действительно подозревали Титубу в колдовстве, ведь она была привезена Пэррисом из Барбадоса, и много рассказывала девочкам о магии вуду.
Тем временем количество девочек со странным заболеванием увеличивалось, достигнув семи, среди которых была и младшая дочь соседей Пэрриса, Анна Патнэм. У них наблюдались те же симптомы, и при опросе дети обвинили в колдовстве и назвали ведьмами еще двух женщин, среди которых оказались сварливая соседка Пэррисов Сара Осборн и нищенка Сара Гуд. Эти две кандидатуры оказались весьма удобными для обвинений, обе женщины практически не посещали церковь.
1 марта 1692 года все три женщины были арестованы. Все подозреваемые подвергались унизительному осмотру, который применялся для выявления на теле обвиняемых ведьмовских отметин.
Арестованная Титуба рассказала следствию, что она и другие арестованных женщины – ведьмы, которые вместе с ней летали на метлах и терзали заболевших девочек.
Другие арестованные поначалу все отрицали, но давление на них усиливалось. Над Сарой Гуд провели «следственный эксперимент»: привели пострадавших девочек и велели «ведьме» посмотреть на них.
Девочки тут же начали кричать и корчиться. Для судей это было убедительным доказательством виновности.
Рассказы детей и провокация властей не прошла даром, население Салема охватила массовая паранойя, в колдовстве начали подозревать каждого второго горожанина. Тень колдовского заговора упала не только на заключенных под стражу женщин, но и на их родственников, а также на других «неудобных» обывателей. В результате аресты приобрели массовый характер.
В марте 1692 года арестованы: Марта Кори, Ребекка Нёрс и Рэйчел Клинтон, а также четырехлетняя дочь Сары Гуд – Дороти. Марта Кори относилась к числу тех, кто считал происходящее фарсом, и это тоже сочли знаком причастности к колдовству. Маленькая Дороти Гуд просто хотела к маме, ради чего, по настоянию взрослых, согласилась признать себя ведьмой.
Если первые три арестованные женщины не посещали церковь, что в глазах пуритан делало их преступницами, то новые подозреваемые были прилежными прихожанками.
Среди жителей Салема произошёл раскол: многие считали, что дело зашло уже слишком далеко. Однако большинство было на стороне обвинения. Расследование продолжалось.
Девочка показывает на колдуна
20 апреля 1692 года двенадцатилетняя Анна Патнэм, о которой я упомянул ранее, заявила, что ей являлся «призрак пастора», который душил и пугал ее. Она назвала имя священника: Джордж Берроуз.
Джордж Берроуз был весьма уважаемым человеком. Достаточно сказать, что пастора в пуританских общинах избирали местные жители из наиболее уважаемых людей и пастор содержался на средства общины.
Однако задержанные, которых к тому времени было около 30 человек, стали давать на него показания. Его обвиняли в том, что он летал с девушками на вершину горы, чтобы заставить их присягнуть дьяволу, что он организовывал шабаши ведьм, наводил порчу на солдат, которые терпели поражения от индейцев.
В мае 1692 года судебный процесс начался. Впрочем, Сара Осборн, не дождавшись приговора, 10 мая умерла в тюрьме. Во время судебного процесса тот факт, что страдания на пострадавших девочек насылает сам дьявол, не подвергался сомнению.
Судья Уильям Стоутон, председательствующий
Главным доказательством служили показания девочек о том, что им являлись духи обвиняемых. Теологический спор вокруг использования этих свидетельств заключался в том, должен ли человек давать согласие дьяволу на использование своего образа.
Суд утверждал, что ему обязательно требуется согласие человека и таким образом, обвиняемые виновны в страданиях девочек, ведь они дали дьяволу право являться в их обличье; оппоненты утверждали, что дьявол может использовать образ человека без его согласия.
Аргументы защиты судей не убедили. Первой осужденной на смертную казнь была Бриджит Бишоп. У нее был довольно сварливый нрав и большинство даже не сомневались в ее виновности.
Муж ее сестры подтвердил, что она ведьма, в глазах общества эта особа вела себя слишком эксцентрично и редко платила по счетам вовремя, что никак не соответствовало стилю жизни пуритан. Бриджит Бишоп повесили 10 июня 1692 года.
Процесс неуклонно набирал обороты. 30 июня 1692 года был вынесен смертный приговор пяти женщинам: Саре Гуд, Ребекке Нёрс и другим. 19 июля они были повешены.
5 августа 1692 года суд приговорил к казни через повешение еще шесть человек. На сей раз это были прилежные прихожане, соблюдающие посты и следующие всем церковным канонам.
Казнь Джорджа Берроуза
Бывший пастор Джордж Берроуз перед смертью обратился к собравшимся с речью, в которой указал на полную бессмысленность обвинений и в заключение прочитал молитву «Отче наш» без единой запинки. В пору разгара охоты на ведьм, считалось, что человек, подверженный дьявольскому влиянию не сможет прочитать молитву, ни разу не запнувшись.
В толпе началось брожение, но распорядитель казни убедил собравшихся, что на казни незримо присутствовал дьявол, который и подсказывал бывшему пастору слова молитвы. Джордж Берроуз был повешен.
Наконец, 22 сентября 1692 года были казнены еще 8 человек, которые оказались последними. Немного ранее, к мужу одной из казненных, 80-летнему фермеру Джайлсу Кори, который категорически отказывался признавать вину, применили пытку тяжестью.
На грудь Кори положили тяжёлые камни, и он медленно умирал под их весом. Истязание продолжалось два дня, но мужчина умер, так и не признав вины.
Такое упорство исследователи объясняют тем, что в случае признания, последовало бы осуждение и конфискация имущества. Мужчина, очевидно, решил умереть, но не лишать своих родных собственности.
Сумасшествие не прекращалось. Больных девочек стали приглашать в соседние местечка: Топсфилд, Андовер и даже столицу штата – Бостон для того, чтобы они определили, являются ли ведьмами и колдунами подозреваемые, задержанные в этих местах.
Происходящее стало пугать даже тех, кто изначально инициировал процесс. Весьма авторитетные жители начали высказывать мнение, что суд не имеет права рассматривать в качестве доказательства видения жертв, а также идею, что лучше допустить то, что несколько ведьм выживут, чем то, что будет казнен хотя бы один невиновный. Священники чуть ли не в один голос стали заявлять, что видения жертв в качестве доказательств использовать нельзя, поскольку это могут быть козни дьявола с целью опорочить невиновных.
Губернатор Массачусетса Уильям Фипс, изначально давший добро на суд над ведьмами, ознакомившись с этими мнениями, ввёл запрет сначала на вынесение смертных приговоров, а затем и на новые аресты. По некоторым данным, сделал он это по личным причинам: девочки обвинили в колдовстве его собственную жену.
Из-под стражи были освобождены 28 человек, из 33, а для рассмотрения дела пятерых оставшихся был учрежден Верховный суд штата Массачусетс – орган, действующий и в настоящее время. В мае 1693 года все оставшиеся фигуранты дела «салемских ведьм» вышли на свободу.
Итак, за время процессов в тюрьму было заключено более 150 человек. Осудили 31 человека, из которых 19 были повешены, двое (включая Сару Осборн) умерли в тюрьме, один (Джайлс Кори) умер под пыткой, один человек бежал. Четырёхлетняя Дороти Гуд провела в тюрьме восемь месяцев и лишилась матери.
В 1697 году было объявлено, что в ходе процесса была допущена судебная ошибка, а в 1702 году решение суда было признано незаконным.
Дом семейства Патнэм
В 1706 году Анна Патнэм, отправившая на виселицу Джорджа Берроуза, написала покаянное письмо, в котором просила прощения у пострадавших и признала, ее обвинения были результатом «невежества и сатанинского наваждения».
В 1711 году всех пострадавших законодательно восстановили в гражданских правах, вернули доброе имя казненным. Их родственникам была выплачена компенсация. И, наконец, в 1752 году деревню Салем переименовали в Дэнверс.
Элизабет Пэррис и Эбигейл Уильямс, ставшие зачинщицами этого инцидента, подверглись всеобщему осуждению и презрению. Нет никаких данных о том, чтобы одна из них или они обе публично принесли извинения осуждённым или раскаялись в случившемся.
Салемский музей ведьм
За триста лет, прошедших с момента этих событий, были выдвинуты десятки версий того, что могло стать причиной всего происшедшего.
Среди версий: сговор детей, решивших пошалить, отравление, каким-то галлюциногеном, отравление спорыньей ржи, то есть эрготизм, именуемый также «огонь святого Антония», наконец, заболевание, так называемым, летаргическим энцефалитом или болезнью Хантингтона, поражающими нервную систему.
Впрочем, ни одна из этих причин не могла бы стать роковой, если бы не атмосфера общества того времени, где массовый психоз, выливавшийся в охоту на ведьм, был обычным делом.
Новую Англию населяли последователи одного из направлений кальвинизма – пуритане. Одним из краеугольных камней учения была вера в абсолютное предопределение – вера в том, что судьба каждого человека определена Богом еще до сотворения мира, в начале времен.
Бог посылает сигналы для избранных и нужно лишь уметь эти сигналы понять. Для них были характерны крайняя строгость нравов, целомудрие и аскетическое ограничение потребностей, трудолюбие и целеустремленность, например игрушки, считались бесполезными, а дети с малолетства помогали взрослым в работе.
Различные бедствия: неурожаи, эпидемии, нападения индейцев объяснялись происками дьявола, действующего через подручных, каковыми есть ведьмы и колдуны.
Поэтому, к колдовству отношение было чрезвычайно серьёзным: в 1641 году за него была законодательно установлена смертная казнь. В такой атмосфере действительно могла возникнуть описанная ситуация.
И в завершение, хочу пригласить всех, интересующихся историей, пересмотреть мои ролики на Ютубе, сосредоточенные на канале «Mihnik» https://www.youtube.com/channel/UCg3j5quaczAxjDnSdz9ropA
Буду чрезвычайно благодарен тем моим читателям, кто подпишется на этот канал; это позволит донести мои мысли большему количеству людей. Очень хочется быть услышанным. Благодарю вас.