сакральный смысл сказки о царе салтане
Эзотерический смысл «Сказки о царе Салтане». Часть первая
Недавно смотрела фильм по сказке А.С.Пушкина «О царе Салтане и сыне его Гвидоне» в моей голове появились кое какие размышления по поводу глубинного смысла сказки — ведь Пушкин пророк. О чем же он пророчествует?
Вера, Надежда, Любовь
«Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком».
Девицы-сестрицы: Вера, Надежда, Любовь!
Окно в иной невидимый мир, а они сидели в светлице — в нашем 3х мерном мире.
«Кабы я была царица,-
Говорит одна девица,-
То на весь крещенный мир
Приготовила б я пир»
Мечта создать общество всеобщей сытости. Человек приходит к вере в Бога от страданий, когда надеяться больше не на кого. И первое желание обрести в вере надежду на помощь Божью в выживании в этом мире: возможности трудоустройства, заработка, здоровья и т.д.
«Кабы я была царица,-
Говорит ее сестрица,-
То на весь бы мир одна
«Кабы я была царица,-
Третья молвила сестрица,-
Я б для батюшки царя
Это самая высшая ступень. Любовь безусловна. Она не просит ничего. Она готова отдавать. «Святой апостол Павел воспел гимн христианской любви. Он указал на ее величие, указал именно на те неземные свойства этой любви, которую заповедал миру Господь наш Иисус Христос. Он пишет: Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не ищет зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит». Все, кого мы знаем с такими качествами – это великие святые.
Входит в светлицу царь, стороны той Государь. «Речь последней по всему полюбилася ему».
Рождение младенца
На Земле в сознании людей готовится переломный момент: переход от познания человечеством природы созданной Творцом, и самого человека – высшее творение Бога, к познанию самого Отца Вселенной.
Царь взял ее в жены, а сестер нанял в работники.
«…Будь одна из вас ткачиха, а другая повариха…».
«…В кухне злится повариха, Плачет у станка ткачиха…»
«…И завидуют оне Государевой жене…».
Царица- будушая матерь Божия. Сорок поколений род Давидов очищался покаянием, чтобы на этом родовом древе появилась «веточка» — родилась девочка Мария столь чистая, что смогла принять самого Бога во чрево свое и не сгореть, а выносить, как вынашивают человеческое дитя. Бог родился во плоти.
Дела вдаль не отлагая,
С первой ночи понесла…».
Повариха и ткачиха
«…В те поры война была…»
«…Царь уехал на войну…»
«Наступает срок родин,
Сына Бог им дал в аршин…».
Сын родившийся соединит в себе земное и небесное и поможет подняться человечеству из низшего земного мира в духовный мир. (Азбука для взрослых, т.1, М.Безлюдова).
«И царица над ребенком,
Как орлица над орленком,
Шлет с письмом она гонца,
Чтоб обрадовать Отца».
Но зависть жестокое качество.
«А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой
Перенять гонца велят;
Сами шлют гонца другого
Вот с чем от слова до слова…»
«…Родила царица в ночь
Не то сына, не то дочь.
Не мышонка, не лягушку
А неведому зверюшку».
Должна бы родить Сына Божия, а родила человеческого ребенка ( эмбрион в утробе матери прошел все фазы развития всего живого на Земле). Семя- Духа Святого — Божие, а плоть – человеческая (мы из школьной анатомии и из работ современных генетиков знаем, что в утробе матери эмбрион проходит все сотворение мира от простейших одноклеточных до животных и птиц).
Царь было рассердился, но потом смягчился:
«Ждать царева возвращенья
Для законного решенья».
Но завистницы иначе решили:
«Обобрать гонца велят;
Допьяна гонца поят
И в суму его пустую
Суют грамоту другую».
Секты всегда обещают «рай» и благоденствие на земле, вводят человека в состояние эйфории-«допьяна его поят», и затем « в суму-голову его пустую» надиктовывают свое «учение».
«И царицу и приплод
Тайно бросить в бездну вод».
На дно человеческого сознания, чтобы о Нем никто не узнал.
Эзотерический смысл сказки о царе Салтане. Часть 3
Путь домой
«…Добрый путь вам, господа, по морю по Окияну
К славному царю Салтану; от меня ему поклон…»
Князь Гвидон опечаленный ходит, Лебедь спрашивает о причине печали
«…Грусть – тоска меня съедает, одолела молодца,
Видеть я б хотел Отца…»
«…Будь же князь ты комаром…»
Комарик, муха, шмель — постепенно растущая сила устремления к нашему Создателю. …
«…А ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой
Около царя сидят и в глаза ему глядят…»
Это «темненькие стражи врат» — всяческие искусители, создающие препятствия для выхода человечества в духовный мир. Это и проверка для каждого человека на стойкость в выбранном Пути и вынужденное устремление к совершенствованию.
«…Царь Салтан гостей сажает за свой стол и вопрошает:
Ладно ль за морем иль худо? И какое в свете чудо?»
Заморем — средние миры, космос- пространство между духовным миром и физическим,- душевный мир нашей планеты.
В России прижилось учение Христа. Мы, славяне, наиболее подготовленными оказались для принятия той Любви, которую принес Иисус.
Но ткачиха с поварихой не дремлют, лукаво плетут препятствие:
«…Уж диковинка, ну право,- подмигнув другим лукаво,
Повариха говорит,- город у моря стоит! Знайте, вот что не безделка:
Ель в лесу, под елью белка, белка песенки поет
И орешки все грызет, а орешки не простые,
Все скорлупки золотые, ядра — чистый изумруд;
Вот что чудом-то зовут…»
И смутила таки царя Салтана. Отложил он поездку. Гвидон по своему «объяснил» тетке, что так не надо делать.
«…И впился комар как раз тетке прямо в правый глаз…» (Бог шельму метит – поговорка).
Белка песенки поет
Ель в славянской мифологии — символ преображения, рождения чего-то нового. Белка- трудяга, «разгрызающий орешки»- решающий сложные задачи и проблемы, добывающий из золотых ( золотой цвет- цвет энергии разума) скорлупок ядра мудрости. Кто трудится во имя какой-то цели, тот ее и достигает. Весь остальной мир пользуется плодами их. И через плоды раскрываются знания о мироздании — о мире, созданном Творцом:
«…Князю — прибыль, белке – честь…»
Сын устремился к Отцу, Отец услышал Его зов. Но для соединения с Отцом Небесным нужно открыть врата сердца, сделав его разумным. Только бескорыстным чистым душам Творец открывает свои тайны, а они уже передают их миру в пользование. Хрустальный дом – чистая, открытая бескорыстная душа. И, главное достижение такого труда – обогащение планетарного разума ( у Вл. Вернадского – Ноосферы планеты). Если в роду кто – то сделал великое открытие, то у его потомков уже эти знания записаны в родовой памяти. Их нужно только активировать. Либо кто – то в роду хорошенько потрудился, изучив ту или иную профессию – потомкам легче.
Следующий корабль причалил к пристани князя Гвидона:
«…Торговали мы конями, все донскими жеребцами…» Человечество формирует свое Эго: тело эмоций и ума. (Вспомним двух красавцев коней в сказке о Коньке Горбунке).
Князь, обратившись в муху во второй раз, полетел во дворец к Отцу. Корабельщики отчитались перед царем – батюшкой о том, что видели на острове. Царь удивился и вновь пообещал посетить остров.
Небесные силы
«А ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой
В свете есть иное диво: море вздуется бурливо
Закипит, подымет вой, хлынет на берег пустой,
Разольется в шумном беге, и очутятся на бреге,
В чешуе как жар горя, тридцать три богатыря;
Все красавцы удалые, великаны молодые,
Все равны как на подбор, с ними дядька Черномор.
Это диво, так уж диво, можно молвить справедливо…»
«Диву царь Салтан дивится, а Гвидон-то злится, злится…
Зажужжал он и как раз тетке сел на левый глаз,
И ткачиха побледнела: «Ай» — и тут же окривела».
По мере продвижения человечества по лестнице эволюции вверх, испытатели – темные силы,- изощряются в создании препятствий именно в той области сознания, где наиболее слабым оказывается человек. Всегда сокровенные знания о мироздании утаивались от людей.. Но душа, придя на Землю, уже имеет эти знания: их нужно лишь пробудить, востребовав.
Князь пересказывает Лебеди диво, выданное ткачихой. «…Князю Лебедь отвечает:
Вот что князь тебя смущает? Не тужи, душа моя,
Это чудо знаю я. Эти витязи морские мне ведь братья все родные.
Не печалься же, ступай, в гости братцев поджидай».
Мир Ангелов состоит из девяти чинов, а девять чинов Ангельских подразделяются на три иерархии – в каждой по три чина – высшую, среднюю и низшую: 3х3, — 33 богатыря. Первую, высшую и к Пресвятой Троице ближайшую иерархию составляют: Серафимы, Херувимы и Престолы, вторую, среднюю – Власти, Господства, Силы. К третьей относятся Начала, Архангелы, Ангелы (Дионисий Ареопагит «О Небесной иерархии»). Над всеми девятью Небесными чинами Ангелов чиноначальником и вождем поставлен Богом Архистратиг Михаил, как верный служитель Бога. Дядька Черномор — архангел Михаил с небесным воинством.
Тайная идея сказки о царе Салтане
Тайные намёки А.С.Пушкина в «Сказке о царе Салтане, о сыне его, славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».
Анализ названия сказки.
В сказках Пушкина имена героев, на которых надо обратить особое внимание, перечисляются в названиях. В рассматриваемой сказке важные герои:
— Салтан,
— Гвидон Салтанович,
-Лебедь.
Даны пояснения к образам героев:
Салтан – царь,
Гвидон Салтанович – сын царя, славный и могучий богатырь,
Лебедь – царевна, прекрасна.
Больше всего в названии говорится о Гвидоне. Во-первых, его родство с царём дважды упомянуто: отчеством (Салтанович) и прямым текстом («Сказка….о сыне его…»). Во-вторых, титулы Гвидона отсутствуют в отличие от титулов других героев. В- третьих, он «славный и могучий богатырь». Из этого можно сделать вывод, что Гвидон главный носитель тайных намеков. Титул отца противопоставлен богатырству сына. Вокруг этого противопоставления сосредоточен тайный смысл сказки.
Рассмотрим имена персонажей.
Слово Гвидон – имеет европейские корни. Оно либо от еврейского гидеон (воин), либо от германского гвидо («обширный»), либо слово происходит от итальянского guidare, что переводится, как править, управлять. Таким образом, имя Гвидон обозначает «военный обширный правитель». Говоря иначе, Гвидон военный правитель, опирающийся на обширные массы народа. Гвидон в сказке олицетворяет передовой западный образ правления того времени.
Лебедь считается древнерусским символом чистой любви и совершенства. В русском фольклоре говорится о мудрых волшебных девах, которые плавают в водах белыми лебедями.
Важную роль в сказке играет имя острова. Остров Буян в русских поверьях представляется местом, откуда берут свое начало жизненные и творческие силы.Остров связан с заговорами, в них он выступает как “центр мира” (на нем дуб о четырех ветвях, на нем камень алатырь, который посреди моря лежит, на нем голова самого Адама)1
«На море, на Океане, на острове Буяне
стоит бел горюч камень Алатырь,
под тем камнем сокрыта сила могучая
и силе той нет конца…».
«Остров-Буян, где живет Стратим-птица, всем птицам мать,
Индрик-зверь, всем зверям отец,
Кит-рыба, всем рыбам мать, да инорокая змея Гарафена (Скоропея).
На зеленом кусте сидит пчелиная матка, всем маткам старшая,
и ворон, всем воронам старший брат.
Там Дуб мокрецкий да Алатырь камень».
Образы главных героев.
Образ царя Салтана противоречивый.
Царь подслушивает чужие разговоры.
«Во всё время разговора
Он стоял позадь забора;»
Царь в гневе мог поступить безрассудно.
«Как услышал царь-отец,
Что донес ему гонец,
В гневе начал он чудесить
И гонца хотел повесить;»
Любая царская воля выполнялась беспрекословно.
«Делать нечего: бояре,
Потужив о государе
И царице молодой,
В спальню к ней пришли толпой.
Объявили царску волю —
Ей и сыну злую долю,
………………………….
Царь заботливый, любящий.
«Ей наказывал себя
Поберечь, его любя.»
Царь не женился снова, грустил по царице и сыну.
«Царь Салтан сидит в палате
На престоле и в венце
С грустной думой на лице;».
Интересует царя жизнь за морем и чудеса. Узнав о Гвидоне, царь Салтан загорается желанием погостить у князя, но подчиняется давлению родни и не едет.
«Молвит он: «Коль жив я буду,
Чудный остров навещу,
У Гвидона погощу».
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой,
Не хотят его пустить
Чудный остров навестить.»
Только после четвертого приглашения царь Салтан собирается в дорогу.
«Но Салтан им не внимает
И как раз их унимает:
«Что я? царь или дитя? —
Говорит он не шутя: —
Нынче ж еду!» — Тут он топнул,
Вышел вон и дверью хлопнул.»
При встрече с женой царя Салтана охватила буря чувств. Только сейчас он узнаёт всю правду.
«Царь глядит — и узнает.
В нем взыграло ретивое!
«Что я вижу? что такое?
Как!» — и дух в нем занялся.
Царь слезами залился,
Обнимает он царицу,
И сынка, и молодицу,»….
Царь милосерден, узнав правду, не отдал виновных под суд.
«Царь для радости такой
Отпустил всех трех домой.»
В образ Салтана А. С. Пушкин формулирует мысль, что царь обычный человек со своими достоинствами и недостатками. Нельзя государству зависеть от воли одного человека каким бы хорошим он не был.
Мы знаем из названия сказки что Гвидон – «могучий и славный богатырь».
Богатырь это:
— Воин, отличающийся необычайной силой, мужеством, удалью, защитник Родины.
— Рослый, физически сильный человек.
Подвиг Гвидона как война это победа над Коршуном.
Рослость Гвидона видна из его рождения:
«Сына бог им дал в аршин».
Силу Гвидона мы можем оценить по его делам.
«Сын на ножки поднялся,
В дно головкой уперся,
Понатужился немножко:
«Как бы здесь на двор окошко
Нам проделать?» — молвил он,
Вышиб дно и вышел вон.»
……………………………..
«Ломит он у дуба сук
И в тугой сгибает лук,»
Сын Салтана обладает ведичекскими волшебными способностями. Его слушается волна. Он может расти не по дням, а по часам, когда это требуется.
«И растет ребенок там
Не по дням, а по часам».
Когда царица с приплодом вышли из бочки волшебный рост ребёнка закончился.
Он может через море перелететь комаром, мухой, шмелём. Самостоятельно возвращает себе человеческое обличие в своём уделе. Он благороден. Спасает Лебедь от Коршуна вместо того, чтобы добыть «дичину» на ужин.
В сцене знакомства царевича и лебеди явный намёк на тайный смысл. Лебель обещает:
«Не тужи, что за меня
Есть не будешь ты три дня»
Царица с сыном заснули без ужина после долгого голодания в бочке, хотя царевич мог сделать новую стрелу и добыть что-нибудь на ужин. Они добровольно принимают дополнительный трёхдневный пост.
«Улетела лебедь-птица,
А царевич и царица,
Целый день проведши так,
Лечь решились на тощак».
Ночь прошла.
«Вот открыл царевич очи;
Отрясая грезы ночи
И дивясь, перед собой
Видит город он большой,
Стены с частыми зубцами,
И за белыми стенами
Блещут маковки церквей
И святых монастырей.
Он скорей царицу будит;
Та как ахнет. «То ли будет? —
Говорит он, — вижу я:
Лебедь тешится моя».
Царицу с сыном никто в городе три дня не кормил по велению Лебедя? Или три дня они спали? Или город появился на третий день? Зачем автор говорит о трёхдневном посте героев? Наверно, Пушкин дает понять читателю, что начинается новая жизнь изгнанников в славе Божьей, для приготовления к которой необходим дополнительный суровый пост.
Сына Салтана народ выбрал правителем на острове Буяне и нарек Гвидоном. Свободные выборы правителя подчёркивает имя «Гвидон», европейские корни которого намекают на «обширного правителя» – правителя, опирающегося на обширные массы народа
«Все их громко величают
И царевича венчают
Княжей шапкой, и главой
Возглашают над собой;
И среди своей столицы,
С разрешения царицы,
В тот же день стал княжить он
И нарекся: князь Гвидон.»
Князь любит отца, не смотря на то, что с ними сделали по его-де указу.
«Грусть-тоска меня съедает,
Одолела молодца:
Видеть я б хотел отца».
При всём своём благородстве князь став насекомым калечит своих тёток.
«…комар-то злится, злится—
И впился комар как раз
Тетке прямо в правый глаз»
«Гвидон-то злится, злится.
Зажужжал он и как раз
Тетке сел на левый глаз,
И ткачиха побледнела:
«Ай!» и тут же окривела;»
Зачем Гвидону хочется заполучить чудеса, о которых говорят родственники? Чтобы привлечь внимание царя Салтана и укрепить его в желании посетить остров. Не это главное. Князь заботится о процветании своего государства. Чудеса позволяют ему построить рай на острове.
Белка снабжает княжество золотом и изумрудами.
«Слуги белку стерегут,
Служат ей прислугой разной—
И приставлен дьяк приказный
Строгий счет орехам весть;
Отдает ей войско честь;
Из скорлупок льют монету,
Да пускают в ход по свету;
Девки сыплют изумруд
В кладовые, да под спуд;
Все в том острове богаты,
Изоб нет, везде палаты;»
Откуда белка берет золотые орехи? Надо полагать с ели, под которой она сидит. На ели орехи не растут. Можно предположить, что под елью понимается кедр. На кедре растут орехи, которые можно сравнить с золотыми по их ценности. Может это намек на богатства Сибири?
Второе чудо. У Гвидона есть войско, которое белке честь отдает:
«Отдает ей войско честь»;
есть пушки ( «пушки с пристани палят»), но князю надо 33 богатыря с дядькой Черномором. Имя дядьки прямо указывает на важность Черного моря для безопасности России. Волшебная сила Черномора вместе с божественной силой богатырей, которых 33 что намекает на их связь с Иисусом, делают остров Буян абсолютно безопасным и источником могучей русской силы. Подчеркивается, что богатыри Божьей силой только охраняют государство и не нападают на другие земли.
«Старый дядька Черномор
С ними из моря выходит
И попарно их выводит,
Чтобы остров тот хранить
И дозором обходить —
И той стражи нет надежней,
Ни храбрее, ни прилежней.»
Последнее чудо. Царевна Лебедь завершает создание гармоничного княжества, в котором все прекрасно. Все богаты, полная безопасность, мудрая выборная власть, заботящаяся о процветании всех. Идеальное государство.
Имя царевны многое объясняет. Краткие намёки в её описании усиливают и поднимают на новую высоту образ царевны.
Царевна – оборотень.
«Тут она, взмахнув крылами,
Полетела над волнами
И на берег с высоты
Опустилася в кусты,
Встрепенулась, отряхнулась
И царевной обернулась:»
Царевна из божественного рода. 33 богатыря её родные братья.
«Эти витязи морские
Мне ведь братья все родные.»
Интересен внешний вид царевны.
«Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,»
Речь идёт о нимбе ауры царевны. Мощность её нимба превышает нимбы святых.
«Месяц под косой блестит»
Месяц в древнерусских верованиях представлялся как образ смерти, образ загробного мира. Коли этот символ блестел под косой царевны, то она была тесно связана с загробным миром. Могла призывать на помощь умерших.
«А во лбу звезда горит.»
Звезда во лбу – это третий глаз. Черта божеств. Третий глаз позволяет им видеть прошлое и будущее, быть вездесущими, знать и видеть все, что творится в любом уголке мироздания. С помощью третьего глаза бог созидания Вишну, грезящий на водах, проницает завесы времен, а бог разрушения Шива, выбрасывая из третьего глаза потоки мистической силы, способен испепелять целые миры. Изображение «третьего глаза» на лбу божеств часто можно увидеть в росписях и на скульптурах индуистских и буддийских храмов, а обычай ставить пятнышко между бровями индийских женщин, а в религиозных ритуалах и всем принимающим в нем участие, восходит именно к этой традиции.
Возникает вопрос. Почему богиня, обладающая безграничными силами и защищаемая 33 братьями богатырями, могла стать жертвой коршуна, который всего на всего чародей? Царевна использовала коршуна – чародея, чтобы познакомиться с сыном Салтана в выгодных для Гвидона обстоятельствах. Дабы её дальнейшая помощь была оправдана чувством благодарности.
О ясновиденье царевны так же свидетельствует то, что лебедь уже ждала князя у берега, когда ему она была необходима.
«К морю князь — а лебедь там
Уж гуляет по волнам»
Царевна Лебедь – языческая богиня.
Бабариха языческая ведунья. Они тесно связаны. Язычество объединяет их и обуславливает их взаимосвязь и взаимопомощь в сотворении идеального государства – рая на земле на основе русского языческого духа в сочетании с европейским свободомыслием того времени.
Кто мог себе позволить обобрать государево гонца, напоить его так, что он забыл царский приказ. Это или одно из главных лиц государства и или с помощью волшебства.
«А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой,
Обобрать его велят;
Допьяна гонца поят
И в суму его пустую
Суют грамоту другую».
Обращает на себя внимание наименование товаров, которыми купцы торговали:
1 купцы –
«Торговали соболями,
Чернобурыми лисами;»
2 купцы –
«Торговали мы конями,
Всё донскими жеребцами,»
3 купцы –
«Торговали мы булатом,
Чистым серебром и златом,»
4 купцы –
«Торговали мы недаром
Неуказанным товаром;»
С каждым разом ценность товара возрастает. Следовательно «неуказанный товар» дороже булата, чистого серебра и злата. При этом он «неуказанный» то есть запрещённый к ввозу и провозимый контрабандой. Получается товар это западное свободомыслие.
Сопоставляя образы царя Салтана, князя Гвидона, сватьей бабы Бабарихи, можно сделать следующие выводы:
1. Язычество (Бабариха) почитается востоком и православным миром (царём Салтаном)
2. Язычество помогает сотворить идеальное государство на стыке востока и запада князю Гвидону.
3. Салтан (восток) и Гвидон (запад) противопоставляются друг другу в вопросе организации власти. Царь Салтан самодержец. Гвидон выбранный на должность князя богатырь.
4. Салтан и Гвидон садятся в конце сказки за пир. Старая форма правления видит преимущества новой формы власти и добровольно готова к переменам.
Все волшебные силы на стороне новой формы власти – царевна Лебедь, Бабариха.
Сказка о царе Салтане
Сказки терапевтически воздействуют на женскую душу. Они напоминают им о счастливом детстве, о материнстве — когда женщина читает сказки своим детям — и одновременно пробуждает в женской душе древние архетипичные воспоминания, которые у всех нас заложены в подсознании. Почти во всех сказках присутствуют такие персонажи, как Царь и Царица или Царевич и Царевна. Царь — это символ логики и разума, мужского начала. Царица — символ души, психеи, эмоциональной сферы и женского начала. Царевич — это обновленный разум, который должен прийти на смену старому, царевна — душа, сопровождающая новый разум.
«Сказка о царе Салтане» начинается с беседы трех девушек во время прядения. Три девушки — это три эмоционально-чувственных начала, одно из которых должен выбрать Царь, чтобы его жизнь стала гармоничной. Если трон займет та часть женского начала, которая порождает иллюзии и искажает истину, то такое единство внесет искажение в разум человека.
Прясть — процесс, символизирующий в народном сознании прядении нити мысли. А также обозначает «спускать с неба нить дождя», т.е. из духовной сферы проводить в земную очищающую информацию.
Первая девушка мечтает закатить пир на весь мир. Мысли этого женского начала стремятся только к наслаждению души и тела. Вторая девушка хочет наткасть полотна — то есть создать ткань для всего государства и для каждого человека по своему личному усмотрению. И только от чистоты намерений девушки зависит, насколько полезная будет эта ткань. Третья девушка мечтает родить наследника. Ее намерение создать плод, который в будущем займет место царя и совершит естественный процесс обновления старого сознания. Поэтому Царь выбирает последнюю девушку. Но при этом он берет во дворец и ее сестер, дав им должность ткачихи и поварихи. Ткачиха, повариха и баба Бабариха — негативные эмоциональные силы, стремящиеся держать царя-сознание в изоляции от прекрасной и доброй психеи, которой является его жена. Таким образом в одном месте схлестнулись три противоположные друг другу женские начала, которые вступили в конфликт сразу же как царь уехал на войну.
Справедливая война в сказке — символ борьбы истины и гармонии с хаосом и иллюзиями. Война говорит о том что в государстве-сознании не все в порядке, и царь покидает трон, чтобы разобраться в самом себе. После того как он получает известие о том, что жена родила «неведому зверюшку», царь впадает в ярость. И все же откладывает принятие решения до своего возвращения. Он пока еще не полностью захвачен хаотичным эмоциональным проявлениям. Но под деструктивным влиянием ткачихи и поварихи, его сознание искажается и он приказывает посадить царицу с сыном в бочку и бросить в море.
Сын — новое обновленное сознание — растет не по дням, а по часам даже в бочке, потому что так и должно быть. И он утешает плачущую мать — как сильный разум успокаивает разбушевавшуюся эмоциональную сферу.
Лебедь, птица, живущая между небом и землей, является преображающей силой эмоциональной сферы. Эта сила приносит из сферы духа целый город, в котором теперь правит Гвидон.
Корабельщики, которые плавают по море от царя к Гвидону и обратно — позитивные мобильные силы сознания, передающие информацию его изолированным частям.
Гвидон — развивающееся сознание — обладает такой силой, что способен проникать в сознание своего отца и воздавать по заслугам. Так повариха, ткачиха и баба Бабариха получают свое наказание.
Чудо-белка — это резвое создание, символизирующее подвижность разума и его способность быстро адаптироваться в любых условиях. Белка разгрызает орехи — то есть разум умеет быстро решать возникающие проблемы. А золотая скорлупа и изумрудные ядра — это драгоценное содержание в дорогой оболочке. Извлекать изумрудные ядра — способность находить истину и приобретать мудрость и драгоценный опыт. Хрустальный дом для белки — символ прозрачности и чистоты сознания.
Тридцать три богатыря, выходящие из моря — родные братья царевны Лебедь. Море — символ мощной созидательной силы, в которой обитают активные силы, облаченные в золотые кольчуги — защиту истины. И теперь они охраняют остров Гвидона от всего хаотичного и иллюзорного. Ну а сама царевна Лебедь — это бесконечная вселенная. Это подтверждают и месяц под косой, и звезда во лбу, которая может освещать землю. Внутри каждого человека есть непознанная бесконечная вселенная, но не всегда удается ее открыть. Гвидону это удалось, когда он взял в жены царевну.
Царь Салтан, прослышав о богатом острове и всех его чудесах, собирается в гости к Гвидону. Как только он узнает в нем своего сына, а в его матери свою жену, воссоединяются все силы сознания — его разум, чувства и эмоциональная сфера. Ткачиха, повариха и баба Бабариха со своими разрушительными сферами духа теперь бессильны. Более того Салтан, несмотря на то, что временно попадает под их дурное влияние, не настолько забыл свою царицу — гармоничную женскую сферу души, чтобы взять в жены другую сестру. Поэтому в конце он не погибает, как цари в иных сказках, а продолжает править вместе с женой и даже прощает ее злых сестер. Таким образом он избавляется от ложных страстей и приобретает драгоценный опыт и мудрость.
Частично использованы материалы из книги Анны Бену «Танцующая с волками»