с чем боролся герард доу

С чем боролся герард доу

с чем боролся герард доу. Смотреть фото с чем боролся герард доу. Смотреть картинку с чем боролся герард доу. Картинка про с чем боролся герард доу. Фото с чем боролся герард доуЧерный ящик впервые появился в игре «Что? Где? Когда?» 6 декабря 1983 года. Это был самый первый «черный ящик» на советском телевидении.

За время существования игры «Что? Где? Когда?» в черном ящике побывали сотни самых разных предметов: мыло, дирижерская палочка, череп, туалетная бумага, свадебное платье, пух от перины, шпоры, кирпич, головка сыра, кочан капусты, купальник-бикини, баночка с мочой, будильник, живая бабочка. Несколько раз за всю историю игры в черном ящике было пусто.
Однажды в черном ящике оказался настоящий авиационный «черный ящик». Весит такой ящик более десяти килограммов. Распорядитель зала вынимает этот ящик за кожаный ремешок, а тот вдруг рвется. Все это происходит в прямом эфире за три дня до Нового года. Ящик падает прямо на зеркальный стол. Зеркало даже не треснуло!
С 1985 года черным ящиком «заведует» редактор Елена Бялко. По ее признанию, самым «проблемным» экспонатом ящика стал ответ на вопрос телезрителя, прозвучавший в игре от 17 мая 2003 года:

В настоящее время в игре используются четыре разных по размеру черных ящика. Все они сделаны из дерева, внутри обиты бархатом.
Некоторые предметы кладут в черный ящик перед началом игры, но живую змею или горячие пельмени не положишь в ящик заранее. Тогда в распоряжении редакторов есть всего 15-20 секунд, чтобы «укомплектовать» ящик и передать его распорядителю зала.
По статистике последних лет, вопрос с черным ящиком выпадает в среднем три раза за четыре игры.

с чем боролся герард доу. Смотреть фото с чем боролся герард доу. Смотреть картинку с чем боролся герард доу. Картинка про с чем боролся герард доу. Фото с чем боролся герард доус чем боролся герард доу. Смотреть фото с чем боролся герард доу. Смотреть картинку с чем боролся герард доу. Картинка про с чем боролся герард доу. Фото с чем боролся герард доус чем боролся герард доу. Смотреть фото с чем боролся герард доу. Смотреть картинку с чем боролся герард доу. Картинка про с чем боролся герард доу. Фото с чем боролся герард доус чем боролся герард доу. Смотреть фото с чем боролся герард доу. Смотреть картинку с чем боролся герард доу. Картинка про с чем боролся герард доу. Фото с чем боролся герард доус чем боролся герард доу. Смотреть фото с чем боролся герард доу. Смотреть картинку с чем боролся герард доу. Картинка про с чем боролся герард доу. Фото с чем боролся герард доу
с чем боролся герард доу. Смотреть фото с чем боролся герард доу. Смотреть картинку с чем боролся герард доу. Картинка про с чем боролся герард доу. Фото с чем боролся герард доус чем боролся герард доу. Смотреть фото с чем боролся герард доу. Смотреть картинку с чем боролся герард доу. Картинка про с чем боролся герард доу. Фото с чем боролся герард доус чем боролся герард доу. Смотреть фото с чем боролся герард доу. Смотреть картинку с чем боролся герард доу. Картинка про с чем боролся герард доу. Фото с чем боролся герард доу
с чем боролся герард доу. Смотреть фото с чем боролся герард доу. Смотреть картинку с чем боролся герард доу. Картинка про с чем боролся герард доу. Фото с чем боролся герард доус чем боролся герард доу. Смотреть фото с чем боролся герард доу. Смотреть картинку с чем боролся герард доу. Картинка про с чем боролся герард доу. Фото с чем боролся герард доус чем боролся герард доу. Смотреть фото с чем боролся герард доу. Смотреть картинку с чем боролся герард доу. Картинка про с чем боролся герард доу. Фото с чем боролся герард доу
с чем боролся герард доу. Смотреть фото с чем боролся герард доу. Смотреть картинку с чем боролся герард доу. Картинка про с чем боролся герард доу. Фото с чем боролся герард доу© 1998-2021. Телекомпания «ИГРА-ТВ»

Права на использование произведения «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?» защищены на основании гражданско-правового законодательства (Свидетельство РАО № 1763 от 19 ноября 1996 года) и являются объектом интеллектуальной собственности. Любое проведение данной игры без получения предварительного согласия (лицензии) неправомерно и преследуется по закону.

Источник

Почему «малый голландец» Герард Доу писал портреты без ушей, которые стоили дороже картин Рембрандта

Золотой век истории Нидерландов дал миру в том числе и много талантливых живописцев. Был среди них Герард Доу, некогда оцененный чрезвычайно высоко, потом почти забытый, а в XX веке снова вернувшийся в ряды великих. Немудрено – его работами интересовались европейские монархи, и каждая из них стоила баснословных денег – Рембрандт проигрывал в этом своему ученику Доу. Насколько заслуженной была эта слава и почему творчество «малого голландца» из Лейдена встречает противоречивые отклики?

Герард Доу – первый ученик Рембрандта

с чем боролся герард доу. Смотреть фото с чем боролся герард доу. Смотреть картинку с чем боролся герард доу. Картинка про с чем боролся герард доу. Фото с чем боролся герард доу

Автопортрет Г. Доу в возрасте около 24 лет.

Герард (Геррит) Доу жил и творил в очень благоприятное для художника время. Он родился в 1613 году в городе Лейдене. Отец был мастером по изготовлению витражей, он и дал сыну первые навыки рисования и гравюры. С девяти лет мальчик был отдан на обучение к граверу Варфоломею Долендо, затем повышал мастерство у художника по стеклу Петера Коухорна. Когда же Доу исполнилось пятнадцать, его преподавателем стал Рембрандт, тоже житель Лейдена.

с чем боролся герард доу. Смотреть фото с чем боролся герард доу. Смотреть картинку с чем боролся герард доу. Картинка про с чем боролся герард доу. Фото с чем боролся герард доу

На картине «Женщина, читающая Библию» Доу, возможно, изобразил мать Рембрандта

Это обстоятельство должно, казалось бы, подчеркнуть особенное дарование и талант молодого лейденца, на самом же деле все обстояло чуть проще – Рембрандту на тот момент было всего лишь двадцать два, и сам он лишь искал свой стиль.

с чем боролся герард доу. Смотреть фото с чем боролся герард доу. Смотреть картинку с чем боролся герард доу. Картинка про с чем боролся герард доу. Фото с чем боролся герард доу

Г. Доу. «Ученый, точащий перо»

В те времена работы художникам хватало, заказчики тоже не переводились. Голландские бюргеры могли себе позволить украшать стены дома картинами – не настолько, разумеется, монументальными, как творения итальянцев и французов, предназначенные скорее для дворцов и палаццо. Потому и стали популярными произведения небольшого формата, да на повседневные, камерные темы – их потом назовут «малыми голландцами». Доу не просто занял свое место в этой нише, он сумел довести характерные черты голландской живописи XVII века до особых высот.

с чем боролся герард доу. Смотреть фото с чем боролся герард доу. Смотреть картинку с чем боролся герард доу. Картинка про с чем боролся герард доу. Фото с чем боролся герард доу

Собственная манера письма сложилась у Герарда Доу довольно рано и практически не менялась на всем протяжении его жизни – да и незачем ей было меняться, ведь произведения художника были крайне востребованы и ценились исключительно высоко. Доу работал очень тщательно, кропотливо, а следовательно – долго. По рассказам одного из заказчиков, одну лишь руку на портрете он мог писать пять дней. На рукоятке метлы виден узор дерева, спящий кот или собака написаны с точностью вплоть до шерстинки. Многочисленные и точно воспроизведенные детали стали характерной особенностью художника.

«Изысканный художник»

с чем боролся герард доу. Смотреть фото с чем боролся герард доу. Смотреть картинку с чем боролся герард доу. Картинка про с чем боролся герард доу. Фото с чем боролся герард доу

Г. Доу. «Служанка у окна»

Большинство картин Доу – маленькие, самым большим стало полотно под названием «Знахарь», 83 на 112 сантиметров. Небольшой размер и большое количество деталей как будто подчеркивали особенную ценность картины. Доу использовал для работы увеличительное стекло, а также собственноручно изготовленные кисти – «тоньше человеческого ногтя», как отзывался о них один из его коллег-художников.

с чем боролся герард доу. Смотреть фото с чем боролся герард доу. Смотреть картинку с чем боролся герард доу. Картинка про с чем боролся герард доу. Фото с чем боролся герард доу

Г. Доу. «Женщина, которая ест кашу»

На картине могло быть до двенадцати слоев краски, при этом Доу добивался гладкой поверхности – тому причиной, вероятно, был перенятый от отца опыт работы со стеклом. Картины художника часто производят такое же впечатление, как и кукольный домик – то же обилие знакомых, но крошечных и изготовленных с особой тщательностью предметов, то же стремление разглядывать видимое, искать, угадывать скрытое.

с чем боролся герард доу. Смотреть фото с чем боролся герард доу. Смотреть картинку с чем боролся герард доу. Картинка про с чем боролся герард доу. Фото с чем боролся герард доу

Г. Доу. «Молодая дама за туалетом»

В те времена у Доу не было отбоя от почитателей и покупателей. Он предоставил агенту шведской королевы Питеру Спирингу «право первого отказа», то есть возможность купить любое созданное произведение художника; за это право Спиринг платил Доу ежегодно пятьсот гульденов. Мастер писал и портреты, за работу он брал по шесть гульденов в час. С учетом того, насколько тщательно подходил художник к процессу, насколько продолжительной была работа над каждой картиной, можно сделать вывод, что заказчики ему попадались обеспеченные. За один день простой рабочий – как, впрочем, и простой художник – в то время получал около одного гульдена.

с чем боролся герард доу. Смотреть фото с чем боролся герард доу. Смотреть картинку с чем боролся герард доу. Картинка про с чем боролся герард доу. Фото с чем боролся герард доу

Фрагмент картины Г. Доу

В сороковых годах XVII века Герард Доу вступил в Лейденскую гильдию Святого Луки – объединение нидерландских художников, и создал собственную школу под названием Fijnschilders, или «Изысканные художники». У Доу было много учеников и много подражателей.

При жизни Доу его почитателями и покупателями картин стали шведская королева Кристина, английский король Карл II, великий герцог Тосканский Козимо III Медичи, эрцгерцог Леопольд Вильгельм Австрийский. Впоследствии картины Доу приобретали и других монархи и члены их семей, включая Екатерину II и Жозефину Богарне.

Художник прожил в родном Лейдене всю жизнь, так и не женился, прослыл занудой и оставил состояние в двадцать тысяч гульденов. К настоящему времени ему приписывается около двух сотен картин.

Устаревший или модный художник?

с чем боролся герард доу. Смотреть фото с чем боролся герард доу. Смотреть картинку с чем боролся герард доу. Картинка про с чем боролся герард доу. Фото с чем боролся герард доу

Г. Доу. «Молящийся отшельник», часто повторяющийся сюжет в творчестве художника

В XIX веке интерес к произведениям Доу был почти полностью утрачен, больше того, его стиль вызывал у художников нового времени настоящее раздражение. Эта чрезмерная тщательность, кропотливость при создании картин казались полной противоположностью философии новых мастеров, философии импрессионистской. Герард Доу был объявлен художником бездушным, фактически ремесленником, бизнесменом.

В каком-то смысле это было правдой – живопись Доу преследовала цели скорее прикладные, практические – создать своего рода дорогую игрушку для богатого заказчика, предложить ему замысловатое украшение дома, небольшой холст с коллекцией маленьких тщательно написанных предметов, это развлекало гостей и позволяло почувствовать собственную причастность к миру искусства. При этом внимательный взгляд на картины Доу позволяет заметить и ошибки, например, нарушение пропорций человеческого тела (чересчур узкие плечи и прочее), или «отсутствие» у персонажей ушей.

с чем боролся герард доу. Смотреть фото с чем боролся герард доу. Смотреть картинку с чем боролся герард доу. Картинка про с чем боролся герард доу. Фото с чем боролся герард доу

Г. Доу. «Молодая мать». В частности, на этой картине ни у одного из персонажей не увидеть ушей; само произведение же было выкуплено за 4000 гульденов в подарок английскому королю Карлу II

Занимая довольно узкую нишу, Доу писал то, что хотели получить от него заказчики – за очень большие деньги. Это были, как правило, изображения одной-двух фигур в интерьере, часто украшенном скульптурами или барельефами, в помещении непременно показано окно; персонажи на картине заняты повседневными делами или же выполняют свою работу, или читают Библию. Передний план хорошо освещен, в глубине же картины – мрак, похожий на небрежность при создании фона. Герарда Доу называли последователем техники «кьяроскуро», контрастной светотени в стиле Караваджо, критики его стиля, однако, усматривают в таком приеме своеобразный способ сэкономить силы и время.

с чем боролся герард доу. Смотреть фото с чем боролся герард доу. Смотреть картинку с чем боролся герард доу. Картинка про с чем боролся герард доу. Фото с чем боролся герард доу

Г. Доу. «Кошка, присевшая на подоконник в мастерской художника»

Как бы то ни было, а картины Герарда Доу продолжают украшать лучшие музеи мира, в том числе Эрмитаж и Лувр, да и стоимость их на аукционных торгах исчисляется миллионами долларов. Со второй половины XX века отношение к произведениям Доу значительно улучшилось, в его работах видят не только редкую по тщательности технику исполнения, но и скрытые смыслы и символы, отсылки к мифам и пословицам.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Геррит (Герард)
Доу

Биография и информация

Геррит Доу (Gerrit Dou, также известен как Герард Доу – Gerard Douw или Dow; 7 апреля 1613, Лейден – 9 февраля 1675, Лейден) – живописец голландского Золотого века, первый ученик Рембрандта. Основатель лейденской школы fijnschilders («изысканных художников») и Гильдии святого Луки.

Чаще всего на картинах Доу изображены одна – две фигуры, которые занимаются повседневными делами либо в интерьере, либо видны через окно. Именно этот художник популяризировал композиционное решение «рама внутри рамы», за что его картины получили название «нишевые». Многие работы полны символов и многочисленных – подчас двусмысленных – визуальных ссылок на расхожие пословицы или девизы.

На сравнительно раннем этапе своей карьеры Доу разработал собственную характерную манеру, отличную от Рембрандта, отточив детальный и тонкий стиль. Потратив пять дней на написание одной руки на портрете, он нашёл работу настолько восхитительной, что начал производить собственные кисти. Герриту Доу приписывается более 200 картин, и образцы его творчества можно найти в большинстве крупных публичных коллекций Европы. Наиболее известные его ученик – Франц ван Мирис Старший. Ещё одним считается Габриэль Метсю, но документы этого не подтверждают.

Рембрандт и 100 гульденов

Геррит Доу родился в Лейдене в семье Марити Янсдоттер ван Розенбург и стеклодела и гравёра Доу Янса. Первые уроки в искусстве гравировки на стекле он получил от своего отца. В возрасте девяти лет мальчик поступил в ученики к гравёру по меди Бартоломеусу Долендо, с которым оставался в течение полутора лет. Затем два года обучался у художника по стеклу Питера Коувенхорна, а с 1625 по 1627 годы был членом гильдии стекольщиков. Тут возникает соблазн установить связь между ранними годами карьеры Доу и сияющими, словно отполированными поверхностями его более поздних панелей.

14 февраля 1628 года Геррит Доу, которому ещё не исполнилось и 15-ти лет, поступил в мастерскую к Рембрандту ван Рейну. На тот момент последний сам едва вышел из подросткового возраста. Считается, что Доу был первым учеником 21-летнего Рембрандта. Впоследствии у того было около полусотни стажёров. При этом, кажется, Рембрандт никогда не брал новичков.

Родители ученика должны были платить Рембрандту за обучение 100 гульденов ежегодно. Это было значительной по тем временам суммой, особенно если учесть, что учитель, вопреки обыкновению, не обеспечивал молодых людей довольствием. Студенты, как было принято в XVII веке, обучались, копируя работы мастера, а позже более-менее свободно рисовали и писали свои вариации на основе его произведений. Биографы Рембрандта рассказывают, что ученики работали на чердаке в отдельных клетушках, разделённых парусиной или бумагой.

У Доу нет картин, датированных периодом ученичества у Рембрандта. Но некоторые его произведения настолько близки по стилю к учительскому, что наверняка были написаны в то время. Ранние работы Доу временами даже приписывались самому Рембрандту – эта путаница частично связана с тем, что в те годы у них были общие темы и модели.

Чтобы проиллюстрировать влияние Рембрандта на Доу, искусствоведы чаще всего сравнивают две картины с одинаковым названием, «Художник в мастерской», одна из которых принадлежит учителю, а вторая – ученику.

«Великий исход», пыль и fijnschilders

1631 год стал поворотным для развития живописи в Лейдене. Внезапный отъезд нескольких мастеров нанёс серьёзный урон художественной жизни в городе. Сначала в Амстердам переехал Рембрандт, который согласился открыть там мастерскую под патронатом известного торговца произведениями искусства Хендрика ван Эйленбурга. Вскоре после этого его друг Ян Ливенс отправился в Лондон в надежде получить место придворного художника. В том же году город потерял успешного ландшафтного живописца Яна ван Гойена, который предпочёл осесть в Гааге, и мастера натюрмортов Яна Давидса де Хема. Последний хоть и не родился в Лейдене, но довольно долго работал там, прежде чем отправился на поиски счастья в Антверпен.

Этот «великий исход» не объясняется ухудшением условий жизни в Лейдене. Напротив, годом ранее городская текстильная промышленность – основа местной экономики – вышла на пик развития. Таким образом, причины отъезда были бы личные, обусловленные верой в более значительный успех в других местах.

Потеря талантов – в первую очередь Рембрандта и Ливенса – привела Лейден к художественному застою, который продолжался почти десятилетие. Тем не менее, именно их отъезд освободил путь к успеху для Геррита Доу, чья звезда взошла к концу 1630-х и ярко засияла не только в родном городе, но и за пределами страны.

Впрочем, к тому времени Доу был образцом для подражания и без поддержки Ангела. Цена на его картины доходила до тысячи гульденов, а высокие личные стандарты в работе можно было описать как «бескомпромиссный перфекционизм». Только плохая погода могла помешать художнику появиться в мастерской. Более того, он лично выполнял то, что его коллеги оставляли ученикам – например, растирал пигменты. Доу сам делал кисти и настолько боялся пыли, что после сеанса прятал палитру, инструменты и краски в пыленепроницаемый шкаф. На следующий день, прежде чем достать инвентарь и приступить к работе, он долго ждал, пока пыль осядет (кто знает, было ли это обусловлено желанием сохранить яркость цветов и гладкость поверхности на картине – или же мастер страдал аматофобией). На одном из автопортретов видно, как живописец предохранял доски от неё, установив зонтик над мольбертом.

Удивительно, как при таком отношении к работе Геррит Доу заводил учеников. Тем не менее, достоверно известно, что в их число в разное время входили Годфрид Схалкен, Франс ван Мирис, а также Абрахам де Пап, Карел де Моор, племянник художника Доменик ван Тол (который, как считают некоторые искусствоведы, попал в мастерскую как родственник, а не за талант) и другие. Вместе с многочисленными последователями, которые работали «в технике Доу», они образовали в Лейдене школу, получившую название fijnschilders – «изысканные художники». Этот термин был известен вплоть до конца XVIII столетия и относился к особой манере живописи – чрезвычайно точному и тщательному изображению деталей в маленьком формате.

Впрочем, никто из этих художников, за исключением разве что Метсю и ван Мириса, не достиг успеха Геррита Доу.

Дельцы, принцы, короли и другие коллекционеры

В трактате Филипса Ангела упоминалось, что Геррит Доу предоставил почётному гражданину Питеру Спирингсу «право первого отказа», за что ежегодно получал 500 гульденов. И хотя «герр Спирингс» – промышленник, дипломат и коллекционер – не был покровителем художника в полном смысле слова, его стипендия давала Доу гарантированный доход в конце 1630-х. Тогда квалифицированные мастера зарабатывали один гульден в день, так что коллеги могли только позавидовать молодому художнику.

Питер Спрингс, который был агентом шведской королевы Кристины, по-видимому, убедил свою покровительницу удвоить годовую выплату за право первого отказа от картин художника. Цены на работы Геррита Доу превзошли стоимость произведений его учителя, Рембрандта. Непомерные гонорары подтверждаются документальными источниками. Например, есть свидетельство, что Генеральные штаты Нидерландов выплатили живописцу огромную сумму в 4000 гульденов за «Молодую мать» (1658). Эта картина стала одним из подарков Карлу II Английскому по случаю его восстановления на престоле. Восхитившись тонкостью исполнения, монарх пригласил её автора занять пост живописца при королевском дворе. Доу, который не нуждался в работе, это приглашение отклонил.

Панели Геррита Доу покупали, среди прочих, флорентийский герцог Козимо III Медичи и эрцгерцог Леопольд Вильгельм Австрийский. Заслуги мастера оценили и земляки: в Лейдене его именовали не иначе, как «monsieur» – это слово обычно предназначалось для людей благородного происхождения.

Доу vs импрессионизм

Геррит Доу никогда не был женат и не покидал Лейден. Он скончался 9 февраля 1675 и похоронен в родном городе в церкви Святого Петра. Вместе с Яном Стеном мастер был основателем Гильдии святого Луки, но в отличие от коллеги, пользовался уважением на протяжении всей жизни. Его картины ценились вплоть до XIX века, пока с приходом импрессионизма тщательное исполнение не было признано бездушным, а стилистические и тематические нововведения не вышли из моды. В начале XX века организаторы выставок голландского искусства чаще всего отвергали его работы. Однако в наши дни искусствоведы полностью переосмыслили художественные достижения Доу и вернули мастеру почётное место в плеяде художников Золотого века голландской живописи.

Источник

Почему «малый голландец» Герард Доу писал портреты без ушей, которые стоили дороже картин Рембрандта

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

с чем боролся герард доу. Смотреть фото с чем боролся герард доу. Смотреть картинку с чем боролся герард доу. Картинка про с чем боролся герард доу. Фото с чем боролся герард доу

Герард Доу – первый ученик Рембрандта

с чем боролся герард доу. Смотреть фото с чем боролся герард доу. Смотреть картинку с чем боролся герард доу. Картинка про с чем боролся герард доу. Фото с чем боролся герард доу

Герард (Геррит) Доу жил и творил в очень благоприятное для художника время. Он родился в 1613 году в городе Лейдене. Отец был мастером по изготовлению витражей, он и дал сыну первые навыки рисования и гравюры. С девяти лет мальчик был отдан на обучение к граверу Варфоломею Долендо, затем повышал мастерство у художника по стеклу Петера Коухорна. Когда же Доу исполнилось пятнадцать, его преподавателем стал Рембрандт, тоже житель Лейдена.

с чем боролся герард доу. Смотреть фото с чем боролся герард доу. Смотреть картинку с чем боролся герард доу. Картинка про с чем боролся герард доу. Фото с чем боролся герард доу

Это обстоятельство должно, казалось бы, подчеркнуть особенное дарование и талант молодого лейденца, на самом же деле все обстояло чуть проще – Рембрандту на тот момент было всего лишь двадцать два, и сам он лишь искал свой стиль. Доу вместе со своим наставником участвовал в этих поисках. Первые работы Герарда Доу действительно несут на себе отпечаток ранней манеры Рембрандта. Считается, что на картине «Женщина, читающая Библию» Доу изобразил мать своего учителя, хотя не все искусствоведы придерживаются этого мнения. В 1631 году Рембрандт уехал из родного города в Амстердам, и Доу продолжил свой самостоятельный путь в искусстве.

с чем боролся герард доу. Смотреть фото с чем боролся герард доу. Смотреть картинку с чем боролся герард доу. Картинка про с чем боролся герард доу. Фото с чем боролся герард доу

В те времена работы художникам хватало, заказчики тоже не переводились. Голландские бюргеры могли себе позволить украшать стены дома картинами – не настолько, разумеется, монументальными, как творения итальянцев и французов, предназначенные скорее для дворцов и палаццо. Потому и стали популярными произведения небольшого формата, да на повседневные, камерные темы – их потом назовут «малыми голландцами». Доу не просто занял свое место в этой нише, он сумел довести характерные черты голландской живописи XVII века до особых высот.

с чем боролся герард доу. Смотреть фото с чем боролся герард доу. Смотреть картинку с чем боролся герард доу. Картинка про с чем боролся герард доу. Фото с чем боролся герард доу

Собственная манера письма сложилась у Герарда Доу довольно рано и практически не менялась на всем протяжении его жизни – да и незачем ей было меняться, ведь произведения художника были крайне востребованы и ценились исключительно высоко. Доу работал очень тщательно, кропотливо, а следовательно – долго. По рассказам одного из заказчиков, одну лишь руку на портрете он мог писать пять дней. На рукоятке метлы виден узор дерева, спящий кот или собака написаны с точностью вплоть до шерстинки. Многочисленные и точно воспроизведенные детали стали характерной особенностью художника.

«Изысканный художник»

с чем боролся герард доу. Смотреть фото с чем боролся герард доу. Смотреть картинку с чем боролся герард доу. Картинка про с чем боролся герард доу. Фото с чем боролся герард доу

Большинство картин Доу – маленькие, самым большим стало полотно под названием «Знахарь», 83 на 112 сантиметров. Небольшой размер и большое количество деталей как будто подчеркивали особенную ценность картины. Доу использовал для работы увеличительное стекло, а также собственноручно изготовленные кисти – «тоньше человеческого ногтя», как отзывался о них один из его коллег-художников.

с чем боролся герард доу. Смотреть фото с чем боролся герард доу. Смотреть картинку с чем боролся герард доу. Картинка про с чем боролся герард доу. Фото с чем боролся герард доу

На картине могло быть до двенадцати слоев краски, при этом Доу добивался гладкой поверхности – тому причиной, вероятно, был перенятый от отца опыт работы со стеклом. Картины художника часто производят такое же впечатление, как и кукольный домик – то же обилие знакомых, но крошечных и изготовленных с особой тщательностью предметов, то же стремление разглядывать видимое, искать, угадывать скрытое.

с чем боролся герард доу. Смотреть фото с чем боролся герард доу. Смотреть картинку с чем боролся герард доу. Картинка про с чем боролся герард доу. Фото с чем боролся герард доу

В те времена у Доу не было отбоя от почитателей и покупателей. Он предоставил агенту шведской королевы Питеру Спирингу «право первого отказа», то есть возможность купить любое созданное произведение художника; за это право Спиринг платил Доу ежегодно пятьсот гульденов. Мастер писал и портреты, за работу он брал по шесть гульденов в час. С учетом того, насколько тщательно подходил художник к процессу, насколько продолжительной была работа над каждой картиной, можно сделать вывод, что заказчики ему попадались обеспеченные. За один день простой рабочий – как, впрочем, и простой художник – в то время получал около одного гульдена.

с чем боролся герард доу. Смотреть фото с чем боролся герард доу. Смотреть картинку с чем боролся герард доу. Картинка про с чем боролся герард доу. Фото с чем боролся герард доу

В сороковых годах XVII века Герард Доу вступил в Лейденскую гильдию Святого Луки – объединение нидерландских художников, и создал собственную школу под названием Fijnschilders, или «Изысканные художники». У Доу было много учеников и много подражателей.

При жизни Доу его почитателями и покупателями картин стали шведская королева Кристина, английский король Карл II, великий герцог Тосканский Козимо III Медичи, эрцгерцог Леопольд Вильгельм Австрийский. Впоследствии картины Доу приобретали и других монархи и члены их семей, включая Екатерину II и Жозефину Богарне.
Художник прожил в родном Лейдене всю жизнь, так и не женился, прослыл занудой и оставил состояние в двадцать тысяч гульденов. К настоящему времени ему приписывается около двух сотен картин.

Устаревший или модный художник?

с чем боролся герард доу. Смотреть фото с чем боролся герард доу. Смотреть картинку с чем боролся герард доу. Картинка про с чем боролся герард доу. Фото с чем боролся герард доу

В XIX веке интерес к произведениям Доу был почти полностью утрачен, больше того, его стиль вызывал у художников нового времени настоящее раздражение. Эта чрезмерная тщательность, кропотливость при создании картин казались полной противоположностью философии новых мастеров, философии импрессионистской. Герард Доу был объявлен художником бездушным, фактически ремесленником, бизнесменом.
В каком-то смысле это было правдой – живопись Доу преследовала цели скорее прикладные, практические – создать своего рода дорогую игрушку для богатого заказчика, предложить ему замысловатое украшение дома, небольшой холст с коллекцией маленьких тщательно написанных предметов, это развлекало гостей и позволяло почувствовать собственную причастность к миру искусства. При этом внимательный взгляд на картины Доу позволяет заметить и ошибки, например, нарушение пропорций человеческого тела (чересчур узкие плечи и прочее), или «отсутствие» у персонажей ушей.

с чем боролся герард доу. Смотреть фото с чем боролся герард доу. Смотреть картинку с чем боролся герард доу. Картинка про с чем боролся герард доу. Фото с чем боролся герард доу

Занимая довольно узкую нишу, Доу писал то, что хотели получить от него заказчики – за очень большие деньги. Это были, как правило, изображения одной-двух фигур в интерьере, часто украшенном скульптурами или барельефами, в помещении непременно показано окно; персонажи на картине заняты повседневными делами или же выполняют свою работу, или читают Библию. Передний план хорошо освещен, в глубине же картины – мрак, похожий на небрежность при создании фона. Герарда Доу называли последователем техники «кьяроскуро», контрастной светотени в стиле Караваджо, критики его стиля, однако, усматривают в таком приеме своеобразный способ сэкономить силы и время.

с чем боролся герард доу. Смотреть фото с чем боролся герард доу. Смотреть картинку с чем боролся герард доу. Картинка про с чем боролся герард доу. Фото с чем боролся герард доу

Как бы то ни было, а картины Герарда Доу продолжают украшать лучшие музеи мира, в том числе Эрмитаж и Лувр, да и стоимость их на аукционных торгах исчисляется миллионами долларов. Со второй половины XX века отношение к произведениям Доу значительно улучшилось, в его работах видят не только редкую по тщательности технику исполнения, но и скрытые смыслы и символы, отсылки к мифам и пословицам.

Возможно, одно из величайших преимуществ современного любителя искусства и состоит в том, чтобы свободно выбирать картины, достойные его внимания и благосклонности. И тогда работы Доу либо нравятся и завораживают, либо становятся частью истории европейского искусства, в частности, истории создания картин-обманок.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *