с чего начинать смотреть бергмана

Ингмар Бергман: как начать смотреть его фильмы

Почему фильмы Бергмана неправильно называть депрессивными? Как подступиться к огромной фильмографии режиссера, состоящей из легких жанровых работ, богоискательских притч, минималистичных психологических драм и пышных костюмных постановок? И что объединяет все эти фильмы?

За почти шесть десятилетий работы в кино Ингмар Бергман создал 64 филь­ма, включая телевизионные, документальные и короткометражные. Он сни­мал по картине, иногда двум, в год. По работоспособности с ним могут срав­ниться немногие: Райнер Вернер Фассбиндер (44 фильма), Вуди Ал­лен (54 фильма) и Жан-Люк Годар (рекордные и с трудом укладывающиеся в голове 128 фильмов).

С чего же начать — с легких жанровых работ, суровых богоискательских притч, минималистичных психологических драм или пышных костюмных постановок? И как за этим разнообразием разглядеть сквозные мотивы и приемы одного из главных представителей авторского кино, которые, как принято считать, всю жизнь снимают один и тот же фильм?

Первое, что нужно сделать, — это отбросить стереотип о Бергмане как о деп­рессивном режиссере, переносящем на экран исключительно свои травмы, кризисы и экзистенциальную тоску. Тоски в фильмах Бергмана действительно достаточно, но еще в них много юмора, жизнелюбия и неуем­ного желания разобраться в том, как устроено мироздание и его самая прек­расная часть — человек.

С чего начать

Лучше всего начать с «Осенней сонаты» (1978), поздней картины, получившей «Золотой глобус», три приза Национального совета кинокритиков США и пре­мию «Давид ди Донателло». Эта камерная драма притягивает как магнит, ее хо­чется пересматривать, обсуждать с друзьями, спорить до хрипоты и снова воз­вращаться к ней спустя годы.

Бергман использует универсальную историю и рассказывает ее внятным жан­ро­вым языком, предельно обостряя все конфликты. Пожилая пианистка Шар­лотта и ее взрослая дочь Эва, жена пастора, семь лет были в ссоре и не виде­лись. Эва решает сделать первый шаг и приглашает мать к себе в глухую дерев­ню. Шарлотта не подозревает, что ее ждет сюрприз: Эва забрала из клиники парализованную младшую сестру, которую мать фактически там бросила. Шар­лот­та и рада встрече, и испытывает немыслимые муки совести. А еще ее раз­бирает злость: старшая дочь фактически заменила младшей исчезнув­шую мать, и невинное приглашение провести небольшой отпуск в деревне по факту оказалось повесткой в суд.

Бергман упаковывает в оболочку социальной драмы драму психологическую: конфликт матери и дочери становится спусковым механизмом — один за дру­гим обнажаются застарелые внутренние противоречия, недовольство собой и отчаянные попытки переложить ответственность за свою жизнь на другого. 36-минутная кульминация, когда мать и дочь играют в психологический пинг-понг, бросая друг другу (а по факту самим себе) страшные обвинения и запо­здало оправдываясь, — одна из самых сильных сцен в мировом кино. И хотя на первый взгляд в ней нет ничего особенного — две женщины просто сидят за столом и разговаривают, — оторваться невозможно. В этом фильме особенно заметно удивительное мастерство Бергмана, еще и выдающегося театрального режиссера, насытить кадр не внешним, а внутренним действием — намного более мощным, чем погони, взрывы и катастрофы.

Этого эффекта он достигает с помощью двух актрис — Лив Ульман, одной из своих любимых исполнительниц, и Ингрид Бергман, однофамилицы режис­сера, легенды американского кино, снимавшейся в «Касабланке» Майкла Кёртица, «Газовом свете» Джорджа Кьюкора, «Дурной славе» Альфреда Хич­кока. Как и должно быть в драме, обе стороны в правы и в вино­ваты. При каждом следующем просмотре зритель замечает новые свидетель­ства этой вины и этой правоты, ранее не замеченные нюансы психологической дуэли. Фильм словно сканирует повзрослевшего, изме­нившегося тебя и побуж­дает к переоценке собственной жизни.

Источник

«Шведский Тарковский»: как смотреть фильмы Ингмара Бергмана

с чего начинать смотреть бергмана. Смотреть фото с чего начинать смотреть бергмана. Смотреть картинку с чего начинать смотреть бергмана. Картинка про с чего начинать смотреть бергмана. Фото с чего начинать смотреть бергмана

с чего начинать смотреть бергмана. Смотреть фото с чего начинать смотреть бергмана. Смотреть картинку с чего начинать смотреть бергмана. Картинка про с чего начинать смотреть бергмана. Фото с чего начинать смотреть бергмана

МОСКВА, 14 июля — РИА Новости, Анна Михайлова. Сегодня мировой кинематограф отмечает столетие шведского режиссера Ингмара Бергмана. Общепризнанный классик, он до сих пор считается одним из самых сложных для обычного зрителя.

с чего начинать смотреть бергмана. Смотреть фото с чего начинать смотреть бергмана. Смотреть картинку с чего начинать смотреть бергмана. Картинка про с чего начинать смотреть бергмана. Фото с чего начинать смотреть бергмана

РИА Новости рассказывает, как смотреть его фильмы, даже если вы не знаток авторского кино.

Семья

К Бергману нелегко подступиться. Он пугает своей парадоксальностью и как будто специально не хочет быть понятым массовым зрителем. В России его часто сравнивают с Андреем Тарковским. Кстати, оба режиссера отзывались друг о друге с восхищением и несколько раз договаривались о встрече, но она так и не состоялась.

Пять десятков кинолент и более сотни спектаклей. В отличие от Тарковского, снявшего всего семь картин, Бергман был очень плодовитым.

Его фильмы кардинально отличались по сюжету, жанру, времени действия, но их объединяла тема, а точнее — сфера интересов режиссера.

Бергман занимался не просто исследованием человеческой индивидуальности в различных ее проявлениях. Его волновал конкретный аспект — освобождение личности от социальных, психологических, семейных связей.

с чего начинать смотреть бергмана. Смотреть фото с чего начинать смотреть бергмана. Смотреть картинку с чего начинать смотреть бергмана. Картинка про с чего начинать смотреть бергмана. Фото с чего начинать смотреть бергмана

Последнее особенно актуально для режиссера, который был женат пять раз и вырастил девять детей. Проблема брака так или иначе разбирается почти во всех его фильмах. Но, даже рассказывая о любви, как в «Лете с Моникой» или «Страсти», Бергман на самом деле говорит именно о свободе. Пожалуй, главный его фильм на эту тему — «Сцены из супружеской жизни».

с чего начинать смотреть бергмана. Смотреть фото с чего начинать смотреть бергмана. Смотреть картинку с чего начинать смотреть бергмана. Картинка про с чего начинать смотреть бергмана. Фото с чего начинать смотреть бергмана

Довольно длинная картина — больше трех часов — построена на будничных взаимоотношениях мужчины и женщины. Одновременно ироничная и драматичная, лента не оставляет равнодушными даже тех, кто в отличие от Бергмана не пережил ничего подобного лично.

В итоге фильм можно рассматривать не только как эталон актерской игры, режиссерского гения и операторской работы, но и как наглядное пособие по гендерной психологии.

Свобода

Часто первая реакция на фильмы Бергмана: суровые и мрачные. Или, как сейчас принято говорить, депрессивные. Однако он снимал и комедии — «Улыбка летней ночи», «Уроки любви». Да и в его драмах хватает моментов, которые вызовут у зрителя пусть горькую, но улыбку.

С драматургической точки зрения ленты Бергмана можно рассматривать как спектакли.

Композицию и «каркас» картин режиссер строил, как и свои театральные постановки. Актерские работы всегда на грани фантастики, а это, как известно, в большой степени заслуга режиссера.

Источник

Как смотреть фильмы Ингмара Бергмана.

В честь столетия режиссера рассказываем, почему в его фильмах так много секса, скандалов и ссор и отчего они так похожи на спектакли и сны.

с чего начинать смотреть бергмана. Смотреть фото с чего начинать смотреть бергмана. Смотреть картинку с чего начинать смотреть бергмана. Картинка про с чего начинать смотреть бергмана. Фото с чего начинать смотреть бергмана

с чего начинать смотреть бергмана. Смотреть фото с чего начинать смотреть бергмана. Смотреть картинку с чего начинать смотреть бергмана. Картинка про с чего начинать смотреть бергмана. Фото с чего начинать смотреть бергмана

Например, Вуди Аллен, который в 17 лет посмотрел «Лето с Моникой»и очаровался Бергманом на всю жизнь. В нескольких своих драмах он нещадно эксплуатировал его темы (муж и жена на грани развода в «Интерьерах»), копировал стилистику (угадайте «Осеннюю сонату»в «Сентябре») и иронизировал над кумиром ( «Любовь и смерть» — великолепный пример того, как наложение двух женских лиц из «Персоны» может быть смешным, а пляска смерти из «Седьмой печати» — стать одой жизни).

Особый интерес к Бергману — и, кстати, обоюдный — питал Андрей Тарковский. Перекличка двух великих современников проявляется как в любви к временным сдвигам («Зеркало» и «Земляничная поляна»), так и в особой сновидческой эстетике. Чтобы увести зрителя из реальности, камера Тарковского могла подолгу медитировать, вглядываясь под музыку Баха в текучую воду и водоросли. Бергман с тем же упоением рассматривал человеческие лица, иногда напрочь забывая про развитие сюжета. Более того, в свой последний фильм «Жертвоприношение» Тарковский пригласил бергмановскую съемочную группу — оператора Нюквиста, актера Юзефсона, звукооператора Ове Свенсона. Неслучайно ненавистники этого фильма называли его «Бергманом для бедных».

Наконец, Бергманом долго болел Ларс фон Триер. Однажды в каком-то приступе подражания он купил точно такой же видоискатель, какой был у Бергмана, а в 1995-м даже предложил старшему коллеге вооружиться ручной камерой и снять фильм по заветам движения «Догма-95». Бергман просто не ответил, и от былого пиетета не осталось и следа. «Он был очень похотливым, и даже с годами это не ушло, — доложил Ларс в документальном фильме «Вторжение к Бергману».

с чего начинать смотреть бергмана. Смотреть фото с чего начинать смотреть бергмана. Смотреть картинку с чего начинать смотреть бергмана. Картинка про с чего начинать смотреть бергмана. Фото с чего начинать смотреть бергмана

Главное препятствие, мешающее смотреть Бергмана сегодня, — это, конечно же, стереотипы. Принято считать, что его фильмы очень мрачные. Хотя вообще-то Бергман снял более 60 картин (а спектаклей поставил около 170). И, конечно, среди них есть не только угрюмые философские трактаты о смерти и старости, но и замечательные комедии «Улыбки летней ночи» или «Не говоря обо всех этих женщинах».

Еще одно предубеждение: Бергман скучный. Про комедии мы сказали выше, а ведь еще у Бергмана много секса, шока, хулиганства. Любовные многоугольники похлеще, чем в латиноамериканских сериалах. Откровенные намеки на инцест (в «Молчание»), перверсии (в «Шепотах и криках») или, в конце концов, эрегированный член, на секунду мелькающий в «Персоне» (потом ровно тот же трюк повторит Финчер в «Бойцовском клубе».) Юный Вуди Аллен пошел на «Лето с Моникой» вовсе не за экзистенциальным уроком (хотя он в фильме тоже есть), а чтобы посмотреть на голую Харриетт Андерссон. Какая уж тут скука.

с чего начинать смотреть бергмана. Смотреть фото с чего начинать смотреть бергмана. Смотреть картинку с чего начинать смотреть бергмана. Картинка про с чего начинать смотреть бергмана. Фото с чего начинать смотреть бергмана

Наконец, последняя и обязательная претензия к Бергману заключается в том, что «ничего не понятно». Почему Исаак Борг из «Земляничной поляны» все время обращается к своему прошлому, а Бергман постоянно показывает зрителям его сны и воспоминания? Почему герои «Персоны» и «Шепотов и криков» все время касаются друг друга? Или как в одном режиссере может сочетаться отчаянное богоборчество и страстное желание увидеть присутствие бога в этом мире?

Фильмы Бергмана полны автобиографических сюжетов. Фигура режиссера и членов его семьи читаются в персонажах, его собственные любовные истории — в мелодраматических коллизиях, а маленькие детали из прошлого нередко переходят на экран во всех подробностях (каша, которой завтракают герои «Земляничной поляны», — прямиком из его детства).

с чего начинать смотреть бергмана. Смотреть фото с чего начинать смотреть бергмана. Смотреть картинку с чего начинать смотреть бергмана. Картинка про с чего начинать смотреть бергмана. Фото с чего начинать смотреть бергмана

А было это детство несладким, и многие картины Бергмана можно понимать как сведение счетов с авторитарной властью родителей. В первую очередь с отцом — строгим пастором, который держал своих детей в ежовых рукавицах. Вот самые распространенные наказания, которым подвергались маленькие Ингмар с братом: допросы, розги, таскания за волосы, а еще заточения в темной гардеробной, где «обитало крошечное существо, обгрызавшее большие пальцы ног у злых детей». Если Ингмар не успевал добежать до туалета и мочил штаны, на него надевали красную юбочку до колен и заставляли ходить в ней весь день (эхо этого наказания звучит в «Молчании» — маленького мальчика там наряжают в платьице жуткие карлики).

с чего начинать смотреть бергмана. Смотреть фото с чего начинать смотреть бергмана. Смотреть картинку с чего начинать смотреть бергмана. Картинка про с чего начинать смотреть бергмана. Фото с чего начинать смотреть бергмана

В общем, неудивительно, что после всего этого мотив унижения стал навязчивым для Бергмана. Об унижении он мог говорить бесконечно, распространяя его холодную свинцовую тяжесть и на нуклеарную семью, и на буржуазный уклад жизни, и на протестантизм, требующий от человека признать свою ничтожность перед богом.

Протестантская концепция, допускающая прямой, безо всяких посредников, контакт бога с человеком, определяет все творчество Бергмана. Но в трех фильмах христианская проблематика затрагивается прямо. Это «Сквозь темное стекло», «Молчание» и «Причастие», объединенные критиками в «трилогию веры». Все они камерны, пасмурны, хотя и не сказать чтобы чопорны (половину «Молчания», например, занимают сексуальные похождения брюнетки). И все они как раз о трудностях разговора с богом, который замолчал, перестал слышать мольбы людей и внимать их страданиям.

с чего начинать смотреть бергмана. Смотреть фото с чего начинать смотреть бергмана. Смотреть картинку с чего начинать смотреть бергмана. Картинка про с чего начинать смотреть бергмана. Фото с чего начинать смотреть бергмана

А в каких отношениях с верой был сам Бергман? Иногда его справедливо называли «протестантом-атеистом», и все из-за яростного богоборчества, которое проявляется во многих его лентах. Так, в уста Александра («Фанни и Александр») Бергман вкладывает весьма емкую формулировку: «Если бог и есть, то это дерьмовый бог, которому я бы с удовольствием дал пинка под зад». Пинки эти режиссер, кстати, раздавал регулярно, изображая пасторов в своих картинах по меньшей мере далекими от истины людьми, а по большей — исчадиями ада.

Но был и другой Бергман — автор, наполнявший свои фильмы христианскими аллюзиями. Показательный пример — флешбэк со сценой на пляже из «Вечера шутов», где клоун с выбеленным лицом несет, ступая по острым камням, свою обезумевшую жену вверх по холму. В какой-то момент становится ясно: это не просто трагикомичечская сценка из будней цирка, а изгнание из рая и одновременно восхождение на Голгофу.

Отношения Бергмана с религией не ограничивались цитатами и памфлетами. При всем своем богоборчестве он оставался глубоко религиозным художником, не оставлявшим надежды увидеть все-таки присутствие божественного. В музыке Баха, которая разрушает отчужденность и соединяет слушателей в общем эстетическом переживании, превосходящем по силе все слова. Или в человеческом лице — его крупный план останавливает течение сюжета, выключает время и делает неважными все земные конфликты.

Протестантизм оказал влияние не только на содержание фильмов Бергмана, но и на их форму. Ведь если католицизм (а это Бунюэль, Феллини, Висконти) строится на понятии пути (к богу), на истории с началом, серединой и концом, то протестантизм акцентирует внимание на феномене откровения, непосредственном контакте человека с божественным, которое может произойти в любой момент. Бергман в строгом смысле слова не опирается на сюжет. Завязка, кульминация и развязка в его фильмах так же условны, как и время, в котором течет действие. Например, Исаак Борг в «Земляничной поляне» не вспоминает прошлое, а находится одновременно и там, и тут, может легко зайти в комнату, где много лет назад собиралась его семья, или подглядеть за давней изменой жены, оставаясь стариком.

Однажды Бергман сказал: «В сущности, я все время живу во снах, а в действительность лишь наношу визиты». И правда, сны были очень важны для режиссера. Неслучайно в числе самых важных влияний на свое творчество Бергман называл пьесу Августа Стриндберга «Игра снов», имитирующую логику сновидения и отрицающую необратимость течения времени. Свои сны режиссер запоминал и потом детально воспроизводил в кино. Многие хотя бы слышали про сновидческий фрагмент в «Земляничной поляне», но все фильмы Бергмана полны таких инсайтов. Например, уже упомянутый эпизод «Вечера шутов» тоже из сна.

Театр

«Кино — это грандиозное приключение, как дорогая и требовательная любовница», — сказал как-то Бергман. Женой же в этой метафоре, очевидно, была театральная сцена. Бергман ставил и Шекспира, и Ибсена, и Чехова, и Стриндберга. В лучшие времена по 5—6 спектаклей в год, не переставая при этом снимать фильмы.

Некоторые из них рождались из театрального сырья как «Седьмая печать» — из одноактной пьесы «Роспись по дереву», которую Бергман написал специально для своих актеров, чтобы те могли тренироваться в монологах. Фильм «Лицо» во многом появился из-за обещания Бергмана сохранить труппу театра в Мальме, которым тогда руководил. Ему пришлось долго ломать голову, как подобрать роль для каждого артиста да и что вообще делать со всеми этими людьми.

с чего начинать смотреть бергмана. Смотреть фото с чего начинать смотреть бергмана. Смотреть картинку с чего начинать смотреть бергмана. Картинка про с чего начинать смотреть бергмана. Фото с чего начинать смотреть бергмана

Фильмы Бергмана полны чисто театральных приемов. Тут и долгие монологи и диалоги, замкнутые интерьеры, статичные или быстро, но механически сменяющиеся малофигурные мизансцены (все «Шепоты и крики», к примеру, смотрятся как спектакль в современном театре с хорошими инженерами сцены).

Эротические сцены в фильмах Бергмана — та приманка, на которую всегда клевала публика. Бергман ведь был не просто режиссером-интеллектуалом, но и коммерчески успешным автором, который пользовался большим успехом в прокате. Сражение с цензурой продолжалось от картины к картине. Бергман шел навстречу сексуальной революции семимильными шагами. Но в какой-то момент эротизм в его кино стал важнейшей частью образной системы. Две молодые женщины, отправляющиеся на уединенный остров в «Персоне», касаются волос друг друга, их лица то сливаются, то отдаляются, и с помощью предельной тактильности Бергман говорит уже не о сексе — он поднимает вопрос о границах индивидуального и о том, что такое подлинная близость.

с чего начинать смотреть бергмана. Смотреть фото с чего начинать смотреть бергмана. Смотреть картинку с чего начинать смотреть бергмана. Картинка про с чего начинать смотреть бергмана. Фото с чего начинать смотреть бергмана

Своего апофеоза кинэстетика достигает в «Шепотах и криках». В этой тяжелой картине две сестры вынуждены наблюдать за медленным угасанием третьей, раковой больной, не находя в себе сил подарить ей хотя бы толику тепла. За них это делает служанка. В одной из сцен она подходит к умирающей (Харриет Андерссон), целует ее в губы, раздевается и ложится в кровать. Этот физический контакт действует как болеутоляющее и заменяет собой речь и утешения. Так предельная телесность у Бергмана легко преодолевает границы эротического и становится способом выражения другой, нехристианской любви к ближнему.

Что смотреть (и в каком порядке)

с чего начинать смотреть бергмана. Смотреть фото с чего начинать смотреть бергмана. Смотреть картинку с чего начинать смотреть бергмана. Картинка про с чего начинать смотреть бергмана. Фото с чего начинать смотреть бергмана

После «Молчания» можно перепрыгнуть в 1970-е и посмотреть мини-сериал Бергмана «Сцены из супружеской жизни». Этот увлекательный телефильм о кризисе брака произвел такой фурор, что к Бергману прямо на улицах подходили парочки за советом. Сериал спровоцировал в Швеции волну разводов, что очень радовало режиссера.

с чего начинать смотреть бергмана. Смотреть фото с чего начинать смотреть бергмана. Смотреть картинку с чего начинать смотреть бергмана. Картинка про с чего начинать смотреть бергмана. Фото с чего начинать смотреть бергмана

Дальше «Персона» — лаконичная и загадочная картина о полулюбовной близости вдруг замолчавшей актрисы (Лив Ульман) и ее болтливой сиделки (Биби Андерссон). В этом фильме, несомненно, главном для Бергмана 1960-х, сходятся эпатаж и фирменные режиссерские приемы, самый знаменитый из которых — соединение двух женских портретов в одно лицо. Подобное наложение лиц Бергман будет использовать еще не раз.

с чего начинать смотреть бергмана. Смотреть фото с чего начинать смотреть бергмана. Смотреть картинку с чего начинать смотреть бергмана. Картинка про с чего начинать смотреть бергмана. Фото с чего начинать смотреть бергмана

Наконец, чтобы составить представление о позднем Бергмане (он ничуть не менее интересен, чем ранний или зрелый!), смотрите телефильм «Фигляр, шумящий на помосте». Его действие разворачивается в 20-е годы прошлого века. В центре — одержимый инженер, который лежит в психиатрической больнице и видит наяву андрогинного клоуна с обнаженной женской грудью. Это зрелище легко даст фору самым диким фантазиям Линча. Другой страшный образ, который навсегда западет в память, — душевнобольной Измаил, подросток-ясновидец без бровей и четкого гендера из последнего кинофильма Бергмана «Фанни и Александр». К этому автобиографическому произведению, взявшему в 1984 году сразу четыре «Оскара», стоит подходить, уже зная подробности о прошлом режиссера (читаем «Латерну Магику» и «Исповедальные беседы»).

Вместо послесловия

с чего начинать смотреть бергмана. Смотреть фото с чего начинать смотреть бергмана. Смотреть картинку с чего начинать смотреть бергмана. Картинка про с чего начинать смотреть бергмана. Фото с чего начинать смотреть бергмана

Раз уж этот текст выходит к 100-летию Бергмана, вспомним одну историю. Она произошла как раз на дне рождения режиссера, во время празднования в его островной резиденции на Форе. Среди гостей Бергмана, друзей и близких родственников, была и Лив Ульман, приехавшая с их пятилетней дочкой Линн. Бергман, шутя, спросил Линн: «Вот когда тебе исполнится шестьдесят, что ты будешь делать?» Та ответила: «Я устрою большую вечеринку, и моя мама будет там. Она будет очень старой, глупой, с выпученными глазами, но это будет круто». «А что насчет меня? — спросил Бергман — Неужели меня там не будет?» И дочь ответила так: «Я уйду с вечеринки, спущусь на пляж, и ты придешь ко мне туда, танцуя по волнам».

Источник

Живое Предание

с чего начинать смотреть бергмана. Смотреть фото с чего начинать смотреть бергмана. Смотреть картинку с чего начинать смотреть бергмана. Картинка про с чего начинать смотреть бергмана. Фото с чего начинать смотреть бергмана с чего начинать смотреть бергмана. Смотреть фото с чего начинать смотреть бергмана. Смотреть картинку с чего начинать смотреть бергмана. Картинка про с чего начинать смотреть бергмана. Фото с чего начинать смотреть бергмана

12 главных фильмов Бергмана. К столетию режиссера

с чего начинать смотреть бергмана. Смотреть фото с чего начинать смотреть бергмана. Смотреть картинку с чего начинать смотреть бергмана. Картинка про с чего начинать смотреть бергмана. Фото с чего начинать смотреть бергмана

Редактор медиатеки «Предание.Ру»

с чего начинать смотреть бергмана. Смотреть фото с чего начинать смотреть бергмана. Смотреть картинку с чего начинать смотреть бергмана. Картинка про с чего начинать смотреть бергмана. Фото с чего начинать смотреть бергмана14 июля Бергману исполнилось бы сто лет. По этому поводу собрали для вас 12 его главных фильмов.

Бергман стоит в одном ряду с такими надрывно религиозными творцами, как Достоевский, Тарковский, Кьеркегор. Алексей Герман говорил, что обрел веру после просмотров фильмов Бергмана. Приведем кусочек диалога Любови Аркус и Александра Сокурова:

— Мне казалось очевидным, что в фильмах Бергмана единым непрерывным содержанием идет его нескончаемый диалог с Создателем. […] Бергман, с его способностью к вопросам и ожиданию ответа, с его как бы «хождением под Богом» всегда, представлялся мне художником глубоко религиозным.
— […] я не думаю, что у Бергмана есть мотив сомнения. Он, мне кажется, никогда не усомнился в существовании Создателя. Не сомнение, но отчаяние от невозможности понять устройство мира, место человека в этом мире. Ведь создание мира, так же, как и проблема искусства, это одно и то же.

Приведем еще цитату кинокритика О. Сурковой: «У Бергмана мистика — это театральность, шутовство, эта мистика призвана сорвать маску и показать, что за ней истерзанный, больной, одинокий, не имеющий никакой надежды человек. Где тогда Бог? — спрашивает Бергман. За что мы столько страдаем? Он взыскует Бога, но не слышит его. […] У Бергмана — пустые небеса, разверзшиеся над землей, и несчастный человек, запутавшийся в своих грехах. […] У Бергмана присутствие Бога — это некий результат, поскольку Бергман — реалист и человек сомневающийся».

с чего начинать смотреть бергмана. Смотреть фото с чего начинать смотреть бергмана. Смотреть картинку с чего начинать смотреть бергмана. Картинка про с чего начинать смотреть бергмана. Фото с чего начинать смотреть бергмана«Сквозь тусклое стекло», или «Как в зеркале» (1961) — первая часть «трилогии веры». История о душевнобольной девушке, которой кажется, что ее посещает Бог.

Кинокритик С. Кудрявцев писал о фильме: «Это первая часть так называемой «трилогии веры» выдающегося шведского режиссера Ингмара Бергмана, в которую входят еще «Причастие» и «Молчание». Вообще-то сам Бергман протестовал против их тематического объединения в трилогию, считая, что произведения все-таки не связаны друг с другом. А в качестве названия этого фильма были использованы слова из философского высказывания святого апостола Павла в Первом послании к коринфянам. Ведь героиня картины, молодая девушка Карин, истово верящая в Бога, одержима именно из-за невозможности постичь его до конца, приблизиться «лицом к лицу», проникнув «сквозь тусклое стекло», устранив неясную границу, которая препятствует полному и абсолютному познанию. Ее наваждение в итоге приобретает болезненную форму, поскольку усугублено страшным одиночеством и непониманием в семье, собственными нереализованными сексуальными комплексами, ощущением чуждости и враждебности целого мира, а конкретно — холодного равнодушия природы отдаленного острова, где все семейство во главе с писателем Давидом проводит лето. Для Карин словно смещается в сознании иная грань — между реальностью и бредом, когда в исступленном ожидании Бога, его гласа с небес она слышит загадочные, необъяснимые звуки и видит вожделеющего паука. «Тусклость» непреодолимого стекла заставляет воспринимать действительность в мрачном, уродливом преломлении. Тьма проецируется как бы вглубь человека, который теряет представление о самом себе и лишается рассудка. В трактовке Ингмара Бергмана проблема веры фактически начинается с постижения собственного мира, еще не познанного, не открытого в себе. Во второй части мудрого афоризма апостола Павла предпослано: «теперь знаю я отчасти, а тогда познаю подобно, как я познан». Поиск Бога или истины невозможен прежде, чем человек не понял самого себя, других людей и жизнь вокруг, пока не причастился данной ему реальности, не осознал высшее предназначение своего пребывания на этом свете. Вот почему вторая часть условной трилогии, дающая хоть какую-то надежду на выход из тупика отчаяния, будет называться “Причастие”»…

с чего начинать смотреть бергмана. Смотреть фото с чего начинать смотреть бергмана. Смотреть картинку с чего начинать смотреть бергмана. Картинка про с чего начинать смотреть бергмана. Фото с чего начинать смотреть бергмана«Причастие» (1962; название англоязычной версии — «Зимний свет») — вторая (центральная) часть бергмановской «трилогии веры». Священник, овдовев, теряет веру в Бога. «Какой абсурдный образ!» — говорит он, смотря на распятие. Через тяжелую хладность и пустоту в конце он всё же сможет сказать Богу: «Свят, свят, свят еси. Всемогущий Боже. Исполнены небо и земля славы Твоей»…

с чего начинать смотреть бергмана. Смотреть фото с чего начинать смотреть бергмана. Смотреть картинку с чего начинать смотреть бергмана. Картинка про с чего начинать смотреть бергмана. Фото с чего начинать смотреть бергмана«Молчание» (1963) — заключительная часть «трилогии веры». Никакой из фильмов Бергмана не вызывал столько критики, если не прямо отвращения и омерзения. Фильм действительно страшный. Однако сейчас вряд ли кто-то будет спорить с тем, что «Молчание» — безусловный шедевр, и в своей новаторской технике и в своей философской глубине. К тому же, если сделать усилие и вдуматься, поймешь, что «Молчание» — фильм светлый, радостный.

Итак: две сестры (символизирующие Жизнь и Познание) находятся в глубоком конфликте и непонимании: настолько глубоком, что всякий диалог меж ними невозможен («Молчание»). Они борются за любовь ребенка, сына одной из них. Втроем эти герои попадают в незнакомый город, где идет война и говорят на непонятном им языке, в огромный пустой отель. Проиллюстрируем «смысл» картины высказываниями кинокритика С. Кудрявцева и самого Бергмана.

Кудрявцев: «“Молчание” — безусловно, трагический фильм, истинная, классическая трагедия о молчании Бога, непостижимости Истины, безысходности Бытия, исчерпанности человеческих чувств, о мире на «краю бездны», если уже не за ее пределами, то в какой-то ирреальной, несуществующей квазидействительности, которая составлена из обломков, осколков, обрывков слов, фрагментов судеб исчезнувшего света. […] “Молчание” заключает “трилогию веры”, начатую фильмами “Как в зеркале” и “Причастие”. Его герои уже ни во что не верят, оказываясь “с той стороны зеркального стекла”, отчаявшись преодолеть грань, которая отделяет мрак от света, прошлое от будущего. Они помещены в вывернутое наизнанку настоящее, в некое Чистилище, откуда ведом путь не в Рай, а лишь в Ад. И все-таки гений шведского искателя Абсолюта не столь сумрачен и жесток, чтобы окончательно разувериться в феномене самой жизни, которая мучительно преодолевает свое “низкое”, натурное происхождение и устремляется к высотам Духа».

Бергман: «Из всех злоключений и конфликтов, печальных условий, в которых находится человек, в “Молчании” выкристаллизовывается лишь маленькая чистая капля чего-то иного — внезапный порыв, попытка понять несколько слов на чужом языке, это нечто странное, но единственное, что остается. Только это и позитивно».

У нас представлен как сам фильм «Седьмая печать», так и его сценарий.

Диалог Смерти и Рыцаря, один из центральных в бергмановском фильме «Седьмая печать»:

Смерть: Чего же ты ждешь?

Рыцарь: Я хочу знания.

Смерть: Гарантий захотел?

Рыцарь: Назови как угодно. Отчего Бог так жестоко непостижим нашим чувствам? Отчего надо ему скрываться за дымкой невнятных посулов и невидимых чудес?

Смерть не отвечает.

Рыцарь: Как поверить верующим, когда и себе-то не веришь? Что будет с нами, с теми, кто хочет верить, но не может? И что будет с теми, кто и не хочет и не умеет веровать?

Рыцарь умолкает и ждет ответа, но никто не говорит, никто не отвечает. Совершенное молчание.

с чего начинать смотреть бергмана. Смотреть фото с чего начинать смотреть бергмана. Смотреть картинку с чего начинать смотреть бергмана. Картинка про с чего начинать смотреть бергмана. Фото с чего начинать смотреть бергмана«Персона» — один из величайших фильмов Бергмана (здесь сам фильм и киноповесть). Сам режиссер ценил из всего своего творчество больше всего именно «Персону» (и еще «Шепоты и крики»):

«Я достиг своего предела, что свободно прикасаюсь к бессловесным тайнам, выявить которые способен только кинематограф» (Бергман «Картины»).

Актриса Элизабет неожиданно замолкает на сцене. Психиатр не может вывести ее из этого молчания. Вместе с сиделкой Альмой она едет на море. Там в молчание Элизабет Альма начинает рассказывать «банальную» историю своей жизни, нескончаемую исповедь. Приведем несколько цитат из «Картин» Бергмана (здесь мы совместили и слова из сценария и из комментария Бергмана):

«И мне казалось, что каждая интонация моего голоса, каждое произносимое мной слово было ложью, упражнением в пустоте и тоске. Существовал единственный способ спастись от отчаяния и краха. Замолчать. За стеной молчания обрести ясность или, во всяком случае, попытаться собрать еще имеющиеся возможности […] Фру Фоглер жаждет правды. Она искала ее повсюду, и порой ей казалось, будто она нашла что-то прочное, что-то долговечное, но внезапно земля ушла из-под ног. Внешний мир обрушивается на Элисабет Фоглер и в больничной палате. Правда растворилась, исчезла, или в худшем случае превратилась в ложь. Мое искусство не в состоянии переварить, преобразить или забыть того мальчика на фотографии. И объятого пламенем мужчину, страдающего за веру».

Здесь пользователь найдет как сам фильм, так и киноповесть.

с чего начинать смотреть бергмана. Смотреть фото с чего начинать смотреть бергмана. Смотреть картинку с чего начинать смотреть бергмана. Картинка про с чего начинать смотреть бергмана. Фото с чего начинать смотреть бергмана«Земляничная поляна» — безусловный шедевр, один из величайших фильмов за мировую историю. Крайне сложно написать что-то вразумительное ни о чисто кинематографических аспектах (в свое время новации «Поляны» стали откровением), ни о «содержании» фильма. «Земляничную поляну» можно просто «не понять», но трудно не увидеть ее совершенство; трудно не быть ей захваченным. Отметим только общие места. 78-летний профессор Исаак Борг едет на вручение премии. Во время поездки происходят встречи с разными путниками, мы видим всю жизнь Борга, его сны. Про что этот фильм? Человек перед лицом смерти осмысляет прожитую жизнь; недостижимость истины; раскаяние, искупление; преображение; много света.

с чего начинать смотреть бергмана. Смотреть фото с чего начинать смотреть бергмана. Смотреть картинку с чего начинать смотреть бергмана. Картинка про с чего начинать смотреть бергмана. Фото с чего начинать смотреть бергмана«Шепоты и крики» — один из шедевров Бергмана. Женщина умирает. Вокруг нее собрались две сестры и служанка Анна. Они вспоминают свое радостное детство, полное любви и света, противостоящее несчастному настоящему, их нынешней ненависти и мраку. Только Анна еще любит свою хозяйку и соединяет сестер, всем служит. По Евангелию: «кто хочет между вами быть бо́льшим, да будет вам слугою». Об этом хорошо писал Ю. Арабов (только кажется напрасно сюда вплетший Марфу):

с чего начинать смотреть бергмана. Смотреть фото с чего начинать смотреть бергмана. Смотреть картинку с чего начинать смотреть бергмана. Картинка про с чего начинать смотреть бергмана. Фото с чего начинать смотреть бергмана«Осенняя соната». Смысл картины, как нам кажется, полностью покрывают слова самого режиссера: «ненависть сцементировалась: дочь не может простить мать. Мать не может простить дочь. Прощение — в руках больной девочки». Кроме самого фильма вы здесь найдете и сценарий к нему.

Критик М. Брашинский писал в статье «Опороченный источник» в частности следующее: «Озабоченный моральными дилеммами Бергман отдал свою боль и свое видение отцу (М. фон Сюдов), в свою очередь раздвоенному между отвергнутым языческим богом и непонятным Богом христианским. В черно-белом «Девичьем источнике» властвует дихотомия. Убитая по дороге к мессе белокурая девственница католичка Карин противопоставлена темноволосой беременной язычнице Ингери. Последняя остается жить, чтобы оплакать и, возможно, обратиться. Хотя убийцы — безбожники, Бергман упорно настаивает на нехристианском характере мести. Таким образом, «Девичий источник» выглядит историей потерянной и обретенной через покаяние веры. […] Мир «Девичьего источника» сотворен из дерева и холста. Огонь и вода сражаются за человеческую душу. Этот мир не знает середины, и ею обитатели не знают компромиссов. Дождь предвещает всемирный потоп, а отдельное увечье влечет за собой кровопролитие. Этот мир снят Свеном Нюквистом строго фронтально, он населен воронами и лесными духами, он полон знаков и позволяет природе говорить с человеком. В нем нет ничего важнее ритуала. Фильм, легендарное время которого простирается от восхода до восхода, начинается с костра и молитвы Одину и кончается молитвой христианскому Богу. Между двумя молитвами мы видим один из самых потрясающих ритуалов, когда-либо снятых в кино: омовение отца перед жертвенным убийством. Отец хочет стать христианином, но первобытный языческий мир ему противится. Иначе этот мир можно определить как мифологический — в пространстве мифа идеально сходятся все измерения «Девичьего источника».

с чего начинать смотреть бергмана. Смотреть фото с чего начинать смотреть бергмана. Смотреть картинку с чего начинать смотреть бергмана. Картинка про с чего начинать смотреть бергмана. Фото с чего начинать смотреть бергмана«Сцены из супружеской жизни»— может быть, лучший фильм о браке. Первоначально телевизионный мини-сериал, один из центральных фильмов Бергмана. Шесть сцен из двадцатилетней жизни супругов. Благополучная жизнь семьи разрушается под действием аборта, лицемерия, неверности. Однако в последней «сцене» супруги получают второй шанс. Здесь мы разместили как прокатную, так и телевизионную версии фильма.

с чего начинать смотреть бергмана. Смотреть фото с чего начинать смотреть бергмана. Смотреть картинку с чего начинать смотреть бергмана. Картинка про с чего начинать смотреть бергмана. Фото с чего начинать смотреть бергмана«Фанни и Александр» — один из лучших фильмов Бергмана (первоначально телевизионный мини-сериал). Два ребенка — Фанни и Александр — из-за смерти отца лишаются своего райского детства и ввергаются в водоворот жестокого мира. Как говорится в фильме:

«Мир — это разбойничий притон, над которым опускается ночь. Скоро наступит время воров и убийц. Зло освобождается от своих оков и как бешеная собака набрасывается на мир. Все мы будем отравлены, все без исключения, — и мы, Экдали, и все остальные. Никто не спасется, ни Хелена Виктория, ни малышка Аврора, сидящая на коленях у Аманды. (Плачет.) Так будет».

Смерть отца, потеря рая, падший мир, страдающая невинность и слабость… В конце, однако, — пир, трапеза любви.

Здесь представлены прокатная и телевизионная версии фильма «Фанни и Александр» и сценарий фильма.

с чего начинать смотреть бергмана. Смотреть фото с чего начинать смотреть бергмана. Смотреть картинку с чего начинать смотреть бергмана. Картинка про с чего начинать смотреть бергмана. Фото с чего начинать смотреть бергманаИ неожиданно: экранизация Честертона — «Лицо». «Магия» — единственная пьеса Честертона. Любимая — Бергмана. В город, населенный филистерами и лжецами, приезжает группа фокусников. Город «в волшебство не верит». Фокуснику придется доказать, что его магия — подлинна.

«Фокусник. Мы начали с волшебной сказки. Но есть ли у меня право воспользоваться этой волшебной сказкой? Разве эта волшебная сказка не подошла к концу раз и навсегда?

Патриция. Да. Эта волшебная сказка раз и навсегда подошла к концу. (Смотрит на него слегка загадочно). Очень трудно закончить волшебную сказку. Если вы оставите ее в покое, она будет тянуться бесконечно. Наша волшебная сказка закончилась тем единственным способом, которым может закончиться волшебная сказка. Этот единственный способ таков — волшебная сказка теперь уже не волшебная сказка.

Фокусник. Я не понимаю вас.

Патриция. Она стала явью».

Раздел Бергмана — кажется, почти все фильмы и книги шведского режиссера, доступные в Рунете.

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *