с чего начинать читать канта
Спасибо Канту за это
Статья для тех, кто хоть раз пытался открыть одну из «Критик» Канта, но так ничего и не понял.
В предисловии к своей книге «Краткая история мысли» (на русском языке книга выпущена в переводе Сергея Рындина совместными усилиями Музея современного искусства «Гараж» и издательства Ad Marginem) философ и политик Люк Ферри рассказывает, как однажды ему пришлось развлекать детей своих друзей импровизированным курсом по философии. Конечно, в дружеской обстановке профессиональному философу пришлось отказаться от сложных терминов, цитат и аллюзий, которые обычному человеку кажутся заумью.
Раздумывая над этим, Ферри понял, что ни разу не встречал книги по философии, которая была бы понятна и сыну-старшекласснику, и родной тёте, и лучшему другу-физику. Получить подарочное издание Витгенштейна, возможно, приятно, и оно станет достойным украшением интерьера, но принесёт ли оно пользу человеку неподготовленному? Не отпугнёт ли его первая же страница тома? Не закроет ли он это шикарное издание с разочарованием?
Получается, что философия как искусство мыслить оказывается закрыта для огромного количества людей, которые так же достойны знакомства с логическим позитивизмом, идеализмом, рационализмом и чем угодно ещё, как и узкий круг окончивших философский факультет. А чтобы вам стало интересно разбираться в философских концепциях, вам нужно лишь показать, что в вашей голове философские вопросы находятся всегда. Так же, как и в миллиардах голов людей, живших до вас. Некоторым людям удавалось посвятить свою жизнь размышлениям и повлиять на мировоззрение целой эпохи, а то и не одной. Вот об одном таком влиятельном человеке и идёт речь в нескольких главах книги Люка Ферри — об Иммануиле Канте и его «Критиках».
Вы поймёте, что философия Канта — это не нагромождение малопонятных терминов, а изложение важных принципов, которыми мы руководствуемся и сегодня: научное мышление, ограничение собственной свободы комфортом окружающих и стремление к совершенствованию.
Приводим наиболее примечательные отрывки из глав о Канте в адаптированном изложении.
Читайте также :
Как видишь, с первого взгляда не скажешь, что речь в этой книге идёт о чем-то особенно интересном, да, по правде говоря, не скажешь так и на второй взгляд… Долгие годы я почти ничего не понимал в Канте. Разумеется, я понимал отдельные слова и фразы, находил более или менее вразумительное значение для каждого его понятия, но всё целиком продолжало для меня не иметь почти никакого смысла, и уж тем более никак не сочеталось ни с какими моими жизненными задачами. Только когда я осознал новизну той проблемы, которую пытался решить Кант после крушения древних космологий, я понял цели и задачи его вопросов, которые до этого казались мне чисто «техническими».
XVI век, в котором всё полетело к чертям
Сегодня принято говорить о «кризисе ориентиров», замечая походя, что у молодежи «всё летит к чертям»: вежливость и обходительность, чувство истории и интерес к политике, знание литературы, религии, искусства и т. д. Но могу сказать тебе, что это так называемое затмение основ, этот предполагаемый упадок по отношению к «старым добрым временам» — просто мелочи, пустяки по сравнению с тем, что должны были чувствовать люди XVI–XVII веков. Они были в полном смысле слова дезориентированы и должны были найти новые ориентиры, без которых невозможно научиться жить свободно, без страхов, сами, в себе самих — вот, кстати, почему этот период, когда человек оказывался один на один с самим собой, без спасительного космоса и Бога, называют «гуманизмом».
Чтобы осознать разверзшуюся тогда пропасть, тебе понадобится влезть в шкуру человека, который вдруг понимает, что совершённые научные открытия опровергают представление о том, что космос гармоничен, справедлив и добродетелен и что, как следствие, космос отныне не может являться этической моделью, а его былая спасательная шлюпка — вера в Бога — начинает нещадно протекать!
Читайте также :
Нам теперь трудно представить ужас человека Возрождения, который начинал предчувствовать, что мир больше не является ни коконом, ни домом, что он — необитаем. В этическом плане эта теоретическая революция дает совершенно очевидный разрушительный результат: вселенную больше нельзя использовать как образец для подражания в плане морали. А если к тому же пошатнулись и самые основы христианства, если послушание Богу уже не разумеется само собой, то где же искать основы новой концепции взаимоотношений между людьми, где искать новые принципы совместной жизни?
Теперь, может быть, тебе лучше понятно, перед каким вызовом оказалась новая философия. Ей предстояло решить сложнейшую задачу неслыханного масштаба, и тем не менее задачу крайне срочную, ведь никогда ранее человечество не сталкивалось с таким потрясением как в интеллектуальном, так и в моральном, и в духовном плане.
Кант, который вернул всё на место «Критикой чистого разума»
Важнейшая книга, повлиявшая на всю философию Нового времени и являющаяся подлинным памятником истории мысли, — это «Критика чистого разума» (1781) Иммануила Канта. Конечно, я не смогу тебе кратко пересказать здесь её содержание. Но несмотря на то, что эту книгу чрезвычайно тяжело читать, мне все же хотелось бы попытаться дать тебе представление о том, каким образом, совершенно по-новому, в ней переформулирован вопрос о теории.
Читайте также :
Вернёмся к нити тех рассуждений, которые тебе уже хорошо знакомы: поскольку отныне мир является не космосом, а хаосом, переплетением сил, которые без конца конфликтуют друг с другом, очевидно, что познание больше не может принимать форму теории в собственном смысле этого слова. Ведь слово «теория» происходит от theion orao («я созерцаю божественное»). Космический порядок обрушен, его заменила лишённая всякого смысла и пронизанная конфликтами природа, в которой нет ничего божественного, ничего того, что можно было бы созерцать.
Порядок, гармония, красота и благо не даются нам исходно. Они больше не являются неотъемлемой частью самой реальности. Чтобы найти что-то связное, чтобы мир, в котором мы живём, всё же продолжал иметь хоть какой-то смысл, необходимо, чтобы сам человек установил в этой вселенной некий порядок. Отсюда берёт свое начало новая задача современной науки: теперь она будет не пассивно созерцать некую данную, присущую миру красоту, а работать, активно вырабатывать и даже конструировать законы, позволяющие придать смысл этой развенчанной вселенной.
Учёный Нового времени будет с помощью принципа причинности вводить в хаос природных явлений некие связность и смысл. Он будет активно устанавливать «логические» связи между некоторыми из них, относя одни из них к следствиям, а другие — к причинам. Иными словами, теперь мысль — это не «созерцание» (orao), а действие, работа, которая заключается в связывании природных явлений между собой таким образом, чтобы они стыковались друг с другом и объяснялись друг через друга. Это и станут называть «экспериментальным методом», который древним учёным был практически неизвестен, а вскоре станет фундаментальным методом современной науки.
Стойте, а при чём здесь синтетические суждения?
Задаваясь вопросом о нашей способности производить «синтезы», «синтетические суждения», Кант просто-напросто ставил проблему современной науки, проблему экспериментального метода, то есть вопрос о том, как следует вырабатывать законы, устанавливающие ассоциации, когерентные и ясные связи между явлениями, порядок которых больше нам не дан, а должен вводиться в мир нами самими, извне.
Знакомство с Кантом. Лайфхак для новичков (и не только)
Что же касается философии, то здесь вклад Иммануила Канта сопоставим с переворотом Коперника в естественных науках. Кант «перезагрузил» философию своего времени, дав новые фундаментальные подходы к природе познания. Он стал родоначальником немецкой классической философии.
Фото: Наталья Красакова
Начать можно с небольшого эссе «Ответ на вопрос: Что такое Просвещение?». Затем перейти к труду «Наблюдения над чувством прекрасного и возвышенного». Потом познакомиться с трактатами «К вечному миру», и «Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане». Чтобы узнать, почему люди начинают видеть духов, можно взять эссе «Грёзы духовидца, пояснённые грёзами метафизики». Завершить ознакомительный курс можно трактатом «Спор факультетов». В этих работах масса остроумия. Они ориентированы на широкий круг читателей, в них есть ответы на вопросы, зачем нужна философия, что такое красота, чем мужчины отличаются от женщин, каким должно быть мироустройство, чтобы установить мир либо на земле, либо на всемирном кладбище, в чём суть религии, почему нужно дышать носом, как сохранить здоровье и многое другое. Затем можно взять что-то потяжелее как в физическом, так и интеллектуальном плане. Например, «Основы метафизики нравов», «Пролегомены ко всякой будущей метафизике» или «Антропологию с прагматической точки зрения»».
4. Кант И. Критика способности суждения. Сочинения в 8 т. Т. 5.
М.: ЧОРО, 1994.
Знакомство с Кантом. Лайфхак для новичков (и не только)
Сегодня, 22 апреля, день рождения великого мыслителя Иммануила Канта. Во всем мире его знают как философа, но немалую славу Канту принесли и работы по естественным наукам. Он первым сформулировал гипотезу о возникновении небесных тел из изначального космического газа под воздействием сил притяжения и отталкивания, также он предположил, что за Сатурном должны быть другие планеты, Кант вместе с Маркизом де Помбалом заложил основы сейсмологии, одним из первых в мире стал преподавать курс физической географии, объяснил природу муссонов и пассатов.
Что же касается философии, то здесь вклад Иммануила Канта сопоставим с переворотом Коперника в естественных науках. Кант «перезагрузил» философию своего времени, дав новые фундаментальные подходы к природе познания. Он стал родоначальником немецкой классической философии.
Иммануил Кант — философ, этик, естествоиспытатель, во многом предвосхитивший науку будущего. Читать классические труды Канта – задача не из лёгких. С чего же стоит начать знакомство с Кантом и как не испугаться сложных концепций и непривычного языка изложения? О том, с чего начать изучение философии Канта, нам рассказал Валентин Балановский — кандидат философских наук, магистр права, старший научный сотрудник БФУ им. И. Канта, популяризатор науки, проживающий на родине Канта, в Калининграде (бывший Кёнигсберг). А чтобы ориентироваться в многообразии трудов немецкого философа было проще, Валентин составил список литературы.
Фото: Наталья Красакова
«С чего лучше начать изучать Канта? Тут, если честно, решать вам. Потому что всё зависит от цели, которую вы ставите перед собой. Если вы хотите рассказывать друзьям, что читали Канта и знакомы с его основными идеями, но при этом не хотите тратить на это много времени, то рекомендую начать с нескольких небольших предельно ясных работ. От их прочтения можно получить массу удовольствия, даже если вы прогуливали философию в университете, или ваши занятия сводились к беседам «за жизнь».
Начать можно с небольшого эссе «Ответ на вопрос: Что такое Просвещение?». Затем перейти к труду «Наблюдения над чувством прекрасного и возвышенного». Потом познакомиться с трактатами «К вечному миру», и «Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане». Чтобы узнать, почему люди начинают видеть духов, можно взять эссе «Грёзы духовидца, пояснённые грёзами метафизики». Завершить ознакомительный курс можно трактатом «Спор факультетов». В этих работах масса остроумия. Они ориентированы на широкий круг читателей, в них есть ответы на вопросы, зачем нужна философия, что такое красота, чем мужчины отличаются от женщин, каким должно быть мироустройство, чтобы установить мир либо на земле, либо на всемирном кладбище, в чём суть религии, почему нужно дышать носом, как сохранить здоровье и многое другое. Затем можно взять что-то потяжелее как в физическом, так и интеллектуальном плане. Например, «Основы метафизики нравов», «Пролегомены ко всякой будущей метафизике» или «Антропологию с прагматической точки зрения»».
Литература:
Про Канта
1. Гулыга А.В. Кант. М.: «Молодая гвардия», 1977.
2. Асмус В.Ф. Иммануил Кант. М.: Наука, 1973.
3. Кассирер Э. Жизнь и учение Канта. СПб.: Университетская
книга, 1997.
Труды Канта. Начальный уровень
1. Кант И. Ответ на вопрос: Что такое просвещение? Сочинения в 8
т. Т. 8. М.: ЧОРО, 1994. С.29–37.
2. Кант И. Наблюдения над чувством прекрасного и возвышенного.
Сочинения в 8 т. Т. 2. М.: ЧОРО, 1994. С.85–142.
3. Кант И. Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане.
Сочинения в 8 т. Т. 8. М.: ЧОРО, 1994. С. 12–28.
4. Кант И. К вечному миру. Сочинения в 8 т. Т. 7. М.: ЧОРО, 1994.
С. 5–56.
5. Кант И. Спор факультетов. Сочинения в 8 т. Т. 7. М.: ЧОРО,
1994. С. 57–136.
6. Кант И. Новые замечания для пояснения теории ветров.
Сочинения в 8 т. Т. 1. М.: ЧОРО, 1994. С. 343–358.
7. Кант И. Всеобщая естественная история и теория неба.
Сочинения в 8 т. Т. 1. М.: ЧОРО, 1994. С. 113–260.
8. Кант И. О причинах землетрясений. Сочинения в 8 т. Т. 1. М.:
ЧОРО, 1994. С. 333–342.
Труды Канта. Средний уровень
1. Кант И. Основоположения метафизики нравов. Сочинения в 8 т.
Т. 4. М.: ЧОРО, 1994. С. 153–246.
2. Кант И. Антропология с прагматической точки зрения.
Сочинения в 8 т. Т. 7. М.: ЧОРО, 1994. С. 137–376.
3. Кант И. Опыт введения в философию понятия отрицательных
величин. Сочинения в 8 т. Т. 2. М.: ЧОРО, 1994. С.41–84.
4. Кант И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, которая
может появиться как наука. Сочинения в 8 т. Т. 4. М.: ЧОРО,
1994. С. 5–152.
Труды Канта. Продвинутый уровень
1. Кант И. Критика чистого разума. Сочинения в 8 т. Т. 3. М.:
ЧОРО, 1994.
2. Кант И. Критика практического разума. Сочинения в 8 т. Т. 4. М.:
ЧОРО, 1994. С. 374–565.
3. Кант И. Метафизика нравов. Сочинения в 8 т. Т. 6. М.: ЧОРО,
1994. С. 223–543.
4. Кант И. Критика способности суждения. Сочинения в 8 т. Т. 5.
М.: ЧОРО, 1994.
С чего начинать читать канта
Василий, практические вещи глупы и бессмысленны. (Критика практического разума)
Да, кстати, при всей охуенности речи в философии очень мало опять же прочли достойное количество
Макс, все критики, все заметки Канта и все слова, что он написал. Даже пробел.
Потребуется ещё частенько заходить в интернет гуглить термины
Лучше их куда-то записывать и самостоятельно думать используя его термины в период прочтения его книг
Юм был настоящим философом. Философия это прежде всего интеллектуальный и филологический эксперимент. То есть настоящий философ философствует не совсем серьёзно. «Сурьёзно» люди молятся. Или детей делают. А мыслят они «вполпьяна». Ибо «свободное мышление», «эксперимент». А что будет, если представить, что материальный мир иллюзорен. Или что нет причинно-следственной связи. Или что есть Бог. По инерции, в безвоздушном пространстве идеального мира мысль проскальзывает до конца, подчиняясь простым математическим законам. Но «траектория полёта» выбирается произвольно и определяется критериями скорее эстетическими.
Юм был интеллектуальным чудовищем, забавлявшимся своими мыслями. И людьми, которые его окружали. После провала своей книги он не смог стать профессором в Эдинбурге и устроился опекуном к богатому шизофренику. А затем стал секретарём генерала.
«Если мы верим, что огонь согревает или вода освежает, так это оттого, что иное мнение стоило бы нам слишком больших страданий.»
Одно предложение, а смысла в нём три, причём каждая последующая интерпретация есть одновременное издевательство над предыдущей.
И вот через 50 лет в каком-то кривом «Кенигсберге» 45-летний богослов читает книгу Юма и на него снисходит озарение. Научные достижения к этому возрасту? Написал анонимно астро(лого)номический трактат, где доказывал, что все планеты солнечной системы населены разумными существами, причём чем дальше тем лучше: земляне умнее венериан, марсиане умнее землян, юпитериане умнее марсиан.
И вот после Юма на Канта снизошло озарение. Расшиб трясунец, начались глюки. Пруссии в очередной раз повысили градус (т.е. разрешили быть умными) и началась ВАКХАНАЛИЯ.
Статья в Брокгаузе о Канте начинается так:
«Основатель философского критицизма, представляющего главную поворотную точку в истории человеческой мысли, так что все развитие философии, если не по содержанию, то по отношению мысли к этому содержанию, должно быть разделено на два периода: докритический (или докантовский) и послекритический (или послекантовский). Согласно его собственному сравнению (с Коперником) Кант не открыл для ума новых миров, но поставил самый ум на такую новую точку зрения, с которой все прежнее представилось ему в ином и более истинном виде.»
Так кто таков Кант? Масонский дурак.
«Критика чистого разума» для программистов
Каждый кто по каким-то причинам читал или пытался читать «Критику чистого разума» Иммануила Канта, отмечал, что это произведение сложно назвать легким для чтения. Продираясь через сложноподчиненные предложения длиной в пол-страницы, непросто уловить дух его системы, да и вообще зачастую понять о чем идет речь. Что примечательно, Кант и сам прекрасно понимал литературные недостатки своего произведения, но в стремлении системно изложить результат многолетных размышлений, как он пишет: «… мне пришлось опустить или сократить многое такое, что несущественно для полноты целого, хотя и могло бы быть желательным для некоторых читателей«. Эта статья — попытка обрисовать аналогию, связанную с принципами работы вычислительных систем, которая помогает мне связывать воедино кантовские концепции.
Для понимания мотивов написания критики нужно провести небольшой экскурс в историю философских дискуссий о возможностях человеческого познания. Вопрос, что есть истина и насколько человеческий разум может претендовать на ее познание, будоражил лучшие человеческие умы с древних лет. Оригинальные античные системы, во-первых, ввели важное разделение между понятиями «истина» и «мнение», а также заложили основы такого методологического подхода как аналитика.
Во времена Средневековья аналитика Аристотеля получила значительное развитие в рамках обоснования схоластических богословских концепций. Попытка использовать человеческий разум для доказательства существования Бога привела к тому, что все что было «нелогично», ставало «догматично».
Философия Нового времени принесла волну веры в человеческий разум и истинным стало, что было рациональным, если это логично это и есть истина. Но на волне успеха использования такого подхода в науке, опять возникли попытки разумно обосновать сверх-познаваемые концепции: существование Бога, бессмертие души, свободу воли. Проблема концептуальных дедуктивных систем провозглашающих вечные истины с опорой на «очевидность для разума», в использовании кажущихся незыблемыми понятий наподобие причинно-следственных связей.
Знаменитое «из X легко увидеть, что Y», очень подвержено подстановке в него невалидных для этого закона X и Y. Проверить суждение «сила действия, равна силе противодействия» можно на практике, а утверждение «если есть причина у всех следствий, значит должна быть первопричина» уже нет.
Экспериментальная верификация суждений стала базисом для другого течения философской мысли — эмпиризма. Абсолютизация опыта и принижения роли всеобщих теорий и понятий, привели к сомнению в индукции, как подходе к построению законов. Наиболее явно о проблеме соотносения единичного опыта к всеобщим законам заявил британский философ Дэвида Юма. В самом деле привычка связывать явление А с явлением В (предметы падают вниз, лебеди бывают только белые) ничего не говорит о том, что это «необходимо будет только так» и «всеобщно для всех лебедей и предметов».
Кант говорил, что такая критика причинно-следственных связей пробудила его от догматического сна и заставила выступить в защиту познавательных способностей человечества, в способность генерировать знание, которое будет необходимым и всеобщим.
Для понимания того пути который прошел Кант в своем произведении, предлагаю ввести аналогию и рассмотреть Вычислительную Систему (ВС) регистрирующую сигналы из Внешнего Мира (ВМ) с помощью Приемника Данных (ПД) с целью обработки в Блоке Обработки Данных (БОД) и занесения в Базу Знаний (БЗ).
В терминах критической философии это соответственно:
По Канту наполнение Базы знаний начинается во время взаимодействия с Внешним Миром и за ним следует, но не только ВМ является источником таких знаний, особенности нашей ВС тоже влияют на содержимое БЗ.
Идея достаточно простая, несмотря на то что Вычислительные Системы разные, если выделить те принципы которые общие для построения всех ВС, то можно использовать это как инвариант для любой возможной транзакции.
Что же в нашей системе является таких всеобщим и необходимым?
Давайте посмотрим как можно организовать составляющие нашей вычислительной системы.
Наш приемник данных это блок (не совсем АЦП, но в нашей схеме сойдет и такая аналогия), который предоставляет обработанную информацию в неком понятном виде:
О конкретном наборе битов-сигналов мы ничего не знаем, но то что они как-то «сопозиционированы» и поступают как изменяющиеся наборы данных во времени, мы знаем точно. Схемы интерпретации таких данных (разрядность, частота обработки) могут быть разные, но и итоге мы должны получить характеристики этой информации — количество бит в определенной группе, их наличие вообще, закономерности в последовательных посылках и т.д.
Превращение этого потокового набора данных в целостную картину, является основой для нашей первичной задачи наполнения или обновления нашей базы знаний. Так как простой поток не дает никакой целостной картины, в какой-то момент мы должны начать связывать текущий набор с рядом предыдущих.
Такая базовая способность нашей системы обеспечивается способностью Блока Обработки Данных сохранять состояние системы, в очень грубом представлении проводя такую несложную алгоритмическую операцию:
В терминологии Канта эта базовая способность «сохранять стейт сознания» относительно чувственных данных называется единством апперцепции (осознанного восприятия) и является базой для всех последующих рассудочных суждений.
Без вот этого сохранения «Я мыслю» в каждом акте восприятия сам синтез знаний невозможен, он является базовым для каждой возможной транзакции с внешним миром.
Превращение ощущений (данных) в понятия (типы данных) и в итоге в основоположения (программные конструкции) вот та цепочка, которая основана на трансцендентальном единстве апперцепции
Важно понимать, что такой принцип связывания нельзя применять в отрыве от транзакций, от взаимодействия с внешним миром, от возможного опыта.
То что является базой познания мира явлений, не может свободно применяться для сверх-опытных концепций (Бог, свобода, душа).
Но разуму очень сложно ограничить этот «полет сознания» и человек зачастую очень просто переходит границу своих «вычислительных способностей» и начинает «программировать концепции» без привязки к Приемнику Данных, на базе накопленных концепций обработки данных (категорий у Канта).
Такие суждения которые возникают без привязки к Внешнему Миру у Канта называются априорными, и вопрос можно ли наполнять (не просто трактовать уже имеющиеся записи в БЗ, аналитично, на базе закона противоречия) а именно расширять (синтезировать) содержимое нашей Базы знаний без использования данных внешнего мира является для него ключевым — как возможны синтетические априорные суждения?
Кант говорит, что раз мы знаем что и принципы работы Приемника Данных и они применяются всегда для каждой транзакции, то и для каждой последующей они будут справедливы.
Если мы знаем что Приемник Данных имеет пространственно-размещенные (позиции бит на сетке) и временные (изменение бит в каждой ячейке) характеристики, мы можем создавать законы именно на базе такой характеристики этих данных.
Кант верил в истинность математики, и ее геометрических пространственных построений, которые используют абстрактное пространство и абстрактные процедуры построения (линию нужно провести, чтобы ее интуитивно понять как безразмерную бесконечную сущность). Такие априорные построения по его мнению справедливы именно потому, что не используют больше чем «базис каждой возможной транзакции» с миром.
Даже если мы не знаем «как на самом деле», для нас каждый раз будут срабатывать ограничения Приемника Данных, нашей чувственности, и это является тем общим между нами и Внешним миром, свойства которого дают возможность продуцировать такие желанные синтетические априорные суждения, всеобщие и необходимые.
Если для чистой математики достаточно свойств Приемника Данных (пространства для построений геометрии и времени для счета в арифметике), то естествознание уже требует алгоритмической поддержки, как минимум причинно-следственную связь как базис для построения суждений, типа законов сохранения энергии. Исходя из такой же необходимости использования единства апперцепции для каждого акта познания, Кант применяет категориальный аппарат (количество, качество, причинность, возможность) для объяснения возможности наук о природе.
Причинно-следственная связь это может и не объективное положение дел в мире (кто знает не было ли перебоев с сигналом, все ли было обработано Приемником Данных), но скорее субъективное свойство нашего алгоритмического блока, без которого не возможна процедура создания знаний.
Проблемы с использованием априорных форм чувственности (пространство и время) и априорных форм рассудка (категории количества, качества, отношения и модальности) начинаются там, где они используются в отрыве от возможной транзакции (возможного опыта) с Внешним Миром.
Так например, у нашего «внутреннего программиста» возникает жгучее желание исследовать на базе «логики» и «чувств» свое внутреннее устройство, способ организации своей Вычислительной Системы.
Так как наш «цикл обработки событий» кажется нам во-первых, единичным, а во-вторых, абсолютно реальным, то мы пытаемся приписать такое же устройство ВС и другим субъектам. Более того мы не ограничиваемся временем вычислительной сессии (пока ВС не выключили из розетки) и думаем о том что даже за пределами возможного опыта (который заканчивается смертью системы) наш ВС может продолжать существовать. К сожалению, такие паралогизмы разума в контексте суждений о бессмертности и субстанциональности души, выходят за рамки «возможной транзакции» и возможного опыта. Наша вычислительная система является базой для обработки транзакций и ничего более, она такая же непознаваемая по Канту, как и внешний мир (в самом деле, «программа не знает» деталей своей среды выполнения, в облаке, распределенно или как-то еще).
Что касается внешнего мира, то если мы начинаем мыслить критериями бесконечной «ленты» ПД или бесконечных вычислительных способностей БОД мы можем получить одинаково логичные суждения (антиномии), например:
Подводя итоги, можно сказать, что такое критическое исследование возможностей «вычислительной системы» человека, дало Канту основание защитить уже накопленное математическое и естественнонаучное знание и предостеречь от использования разума в сверх-опытных случаях.