с чего начинается путь познания объективной реальности
Методы познания объективной реальности
Познание — это вид деятельности, которая направлена на выявление истины. Важно понимать, что мир столь многообразен и изменчив, что какая-то часть знания о мире непрерывно и неизбежно устаревает. Однако это это не просто так: сел и познал. Оно предполагает некие методы познания.
Метод — это средство. С помощью чего осуществляется такая деятельность? Есть ли разница между выявлением истин в гуманитарных науках и в естественнонаучных? В этой статье как раз ответим на эти вопросы.
Общенаучные методы
Как мы только что выяснили методы познания — это набор конкретных средств выявления истин. Что представляет собой истина? Многие скажу: истина — это знание, совпадающее с действительностью — и будут правы. Однако истина складывается из фактов. В науке факт — это некое задокументированное или иным способом зафиксированное явление или событие.
Следовательно, познавательная деятельность направлена на выявление этих фактов. Вот какие они есть:
Наблюдение — это фиксация состояния объекта изучения по заранее оговоренным параметрам. То есть не просто — смотрю и записываю, а именно по заранее выявленным показателям: если мы наблюдаем за поведением человека, то фиксируем периоды активности и пассивности, когда человек проявляет те или иные реакции. Вот, кстати, подборка интересных экспериментов над поведением людей:
Сравнение (компаративный метод) — заключается в выявлении общих и особенных характерных черт, признаков изучаемых объектов. Сравнение широко применяется в истории, социологии, политологии, физике, химии и прочих науках.
Это все, как вы понимаете, были практические методы, которые сопутствует практической деятельности.
Есть еще теоретические средства познания, которые направлены на разработку теорий, объясняющих факты. Кстати, рекомендую ознакомиться с постом про формы научного познания, чтобы лучше вникнуть в тему.
Выдвижение гипотез — это пример теоретического познания. Гипотеза, это научное предположение, которое опирается на факты. К примеру, одной из проблем трудоустройства молодежи может быть малое применение практикоориентироанного образования в вузах. В самом деле: в вузе придется годами сидеть за партами в скучной аудитории. Редко какие вузы организуют действительно первоклассную практическую работу. В результате выпускники не могут трудоустроится, их приходится доучивать на рабочем месте.
Анализ — это выявление типичных черт изучаемого объекта или явления. На самом деле это — вершина научного познания. Большинство достижений научной мысли обязаны своим появлением анализу.
Среди аналитических методов выделяют:
Индуктивное рассуждение — это умозаключение от частных известных фактов в общим выводам — от частного к общему. Путем индукции были выведены множество научных законов. Разумеется, как правило это происходило путем озарения: множество известных ученому фактов разум его систематизировал и выявлял общие связи. Так была открыта периодическая таблица элементов Д. Менделеева, множество законов физики, химии, биологии и пр.
Археологи тоже пользуются этим при реконструкции жизни древних людей, их быта, культуры и пр.
Дедуктивное рассуждение — это умозаключение, доказательство, выведенное на основе законов логики и нескольких других утверждений (от общего к частному). Так, знаменитый Шерлок Холмс как раз использовал его при раскрытии преступлений. Мало кто знает, что Конан Дойл (в английском языке нет мягкой «л») списал героя своих произведений с реальной личности — врача, который по одному взгляду на больного определял, чем тот болеет. То есть на основании общего вида больного (цвет лица, вида ногтей и пр.) делались выводы о его здоровье. И как правило — общие выводы.
Синтез — это средство познания на основе объединения нескольких известных фактов, или положений в одно умозаключение или теорию.
Моделирование — это создание работающей концептуальной или иной модели реального изучаемого объекта. К примеру, нам нужно посмотреть, как будет себя вести кусок железа при воздействии на него разых сил: загружаем данные в компьютер — и вуаля — получаем модель. Моделирование вообще классная вещь, если мы не можем сделать эксперимент.
Кстати, когда работал над своим диссертационным исследованием по социологии: попытался разработать модель зависимостей стиля взаимодействия преподавателя и их последствий в ходе образовательного процесса. Получилось интересно, может как-нибудь поделюсь. Так, что ставьте лайки! )
Методы познания в других науках
В истории используются как сугубо исторические, так и междисциплинарные методы: генетический, историко-сравнительный, радиоуглеродный (определение времени создания вещей по распаду в них углерода), математическое моделирование и пр.
В социологии используется: социологический опрос (анкетирование, интервьюирование, экспертный опрос), наблюдение (включенное, не включенное), эксперимент (слепой, двойной слепой и пр.) и пр.
В биологии: микроскопия, центрифугирование, меченных атомов и пр.
Уверен, вы получили представление об этой теме. Ее можно обсудить в комментариях, а также делитесь этим материалом в социальных сетях!
Виды и формы познания мира
Определение познания
Что такое познание? Это совокупность процессов и методов, через которые можно получить знания об окружающем мире.
Это обширное понятие, которое охватывает и естественное стремление найти логическое объяснение происходящим вокруг процессам, и искусственно созданные приемы получения и накопления знаний.
Стремление объяснить каждое явление окружающего мира — главный фактор возникновения и развития человеческой цивилизации.
Субъект — тот, кто совершает действия, которые направлены на получение знаний. Например, вы читаете этот материал, чтобы узнать виды познания и их характеристику. Получается, что вы субъект познавательной деятельности.
Объект — то, на что направлена деятельность субъекта. Например, сейчас объект вашей познавательной деятельности — понятие познания и его виды.
Мотивы — то, зачем мы что-то делаем. Различают два вида мотивов:
Цель познавательной деятельности заключается в получении истинных, достоверных знаний о мире, понимании, как устроена реальность на самом деле.
Результат — это само знание о предмете или явлении. Иногда получение результата происходит неосознанно, например, если ребенок будет играть с глиняной кружкой и разобьет ее, он тут же поймет, что глина хрупкая и будет обращаться с посудой более бережно.
Сейчас узнаем, какие существуют методы познания, а после перейдем к формам.
Методы познания
Все методы познаний можно разделить на две большие группы: эмпирические и теоретические.
Эмпирические построены на наблюдении некоторых явлений. Теоретические основаны на анализе имеющейся информации и рациональных рассуждениях.
У познания есть два уровня (ступени): чувственный и рациональный. Рассмотрим отдельно каждый из них.
Чувственное познание
Чувственное познание происходит с помощью органов чувств человека. Основные механизмы чувственного познания: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус.
Формы чувственного познания:
Ощущение — отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса, которые возникают в результате их воздействия на органы чувств. При помощи этих органов человек ощущает некоторые свойства предмета — форму, цвет, запах.
Восприятие — чувственный образ целостной картины предмета, процесса, явления, которые воздействует на органы чувств. Именно восприятие помогает формировать представления.
Представление — чувственно-наглядный, обобщенный образ предмета, процесса, явления, который сохраняется и воспроизводится в сознании даже без воздействия самих предметов познания на органы чувств. Другими словами — то, что сохранилось в памяти человека после знакомства с предметом.
Чувственное познание всегда субъективно, при этом именно этот уровень познания реализует связь человека с внешним миром.
Рациональное познание
Рациональное познание осуществляется разумом. Оно свойственно только человеку и является довольно сложным способом отражения действительности.
Основные механизмы рационального познания: сравнение, уподобление, обобщение, отвлечение.
Формы рационального познания:
Понятие — мысль, которая утверждает общие и существенные свойства объекта.
Суждение — мысль, которая утверждает или отрицает что-либо об объекте.
Умозаключение (вывод) — мысленная связь нескольких суждений и выведение из них нового суждения.
Пример умозаключения: если a > b и b > c, то a > c.
Индуктивное умозаключение — от частного к общему.
Дедуктивное умозаключение — от общего к частному.
То, которое получается по аналогии.
Сравнение чувственного и рационального познания
Непосредственность, которая выражается в прямом воспроизведении объекта.
Наглядность и предметность возникающих в результате познания образов.
Воспроизведение внешних сторон и свойств объектов.
Опора на результаты чувственного познания.
Абстрактность и обобщенность возникающих в результате познания образов.
Воспроизведение объектов на основе внутренних закономерных связей и отношений.
Нельзя противопоставлять чувственное и рациональное в познании. Обе ступени проявляются как единый процесс. Различие же между ними не временное, а качественное: первая ступень низшая, вторая — высшая.
Основные виды и формы знаний
Знание — результат познания действительности, содержание сознания.
Житейское — носит эмпирический характер. Базируется на здравом смысле и обыденном сознании. Это важнейшая ориентировочная основа повседневного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с природой. Приводит к констатации фактов и их описанию.
Научное — понимание действительности в ее прошлом, настоящем и будущем. Осуществляет предвидение разных явлений. Реальность облекается в форму отвлеченных понятий и категорий, общих принципов и законов, которые приобретают крайне абстрактные формы (формулы, графики, схемы).
Практическое — овладение вещами, преобразование мира.
Художественное — целостное отображение мира и человека в нем. Строится на образе, а не на понятии.
Рациональное — отражение реальности в логических понятиях и категориях. Связано с рациональным мышлением.
Иррациональное — противоречит рациональному мышлению. Предметом являются эмоции, страсти, переживания, интуиция, воля, а также некоторые явления, например, аномальные, которые не подчиняются законам логики и науки.
Личностное — зависит от способностей субъекта и от особенностей его интеллектуальной деятельности.
Формы знаний, которые выделяют по отношению к научному знанию:
Что такое познание: понятие, уровни, формы, методы, функции
Что такое познание?
Познание — это совокупность процессов, методов и процедур по получению знаний об окружающем нас мире. К его главной цели относят выявление закономерностей, регулирующих процессы и явления происходящие в мире, социуме и внутри отдельных людей. Все сведения, получаемые людьми посредством органов чувств, систематизируются головным мозгом и сохраняются в сознании, что помогает человеку значительно упростить собственное существование на Земле.
Основной задачей познания является достижение объективной истины. Усваивая информацию об окружающей реальности, человек приобретает необходимый ему багаж знаний и начинает лучше понимать суть происходящего вокруг него. Впоследствии приобретенные знания используются людьми на практике для преобразования окружающей действительности и удовлетворения собственных потребностей. Следовательно, получение знаний и их дальнейшее практическое применения для преобразования человеком социума и природы представляет собой единое целое, а познавательная деятельность неотрывно связана с практическим применением накопленных знаний, без которого она теряет смысл.
Различия между знанием и познанием минимальны, они отличаются друг от друга лишь как процесс и его итоговый результат или некая фиксация полученного результата, готового к практическому использованию. Субъектом деятельности по сбору знаний признается познающий окружающий мир индивид либо группа индивидов, объектом является предмет или явление окружающего мира. Если смотреть на приобретение и накопление знаний максимально широко, то его объектом является вся окружающая нас действительность.
Одной из важнейших характеристик познание, которое помогает лучше понять всю специфику этого процесса, является наличие 2-х уровней познания: чувственного и рационального. Рассмотрим каждый из уровней познания более подробно.
Уровни (ступени) познания
Итак, специалисты выделяют два основных уровня познания — чувственное (с помощью органов чувств) и рациональное (осмысление и переработка полученного знания). Это 2 ступени, которые имеют принципиальные отличия, но при этом они тесно связаны друг с другом. Остановимся более подробно на каждой из форм.
Чувственное познание
Чувственное познание основано на восприятии человеком информации с помощью органов чувств, иными словами – при помощи зрения, слуха, обоняния. Эта разновидность познавательного процесса достигается посредством:
Более подробно о чувственном познании читайте в этой статье.
Рациональное познание
Рациональное познание относят к достаточно сложным способам отражения реальности, оно осуществляется с помощью разума и им наделены исключительно люди. К его главным механизмам относят сравнения, обобщения, отвлечения и уподобления. Формами указанной разновидности познавательной деятельности являются:
Более подробно о рациональном познании читайте в этой статье.
Формы познания
Познание разделяют на научное и ненаучное, при этом в состав ненаучной познавательной деятельности входят обыденная, художественная, мифологическая и религиозная формы. Кратко опишем каждую из них, а затем более подробно рассмотрим научное познание.
Научное познание
Итак, научное познание — это одна из разновидностей познавательной деятельности, направленная на выявление сути вещей и явлений окружающей действительности, на открытие связей между ними а так же законов, определяющих их развитие. Итогом указанного вида деятельности становится сформированная система знаний о природе, людях и социуме, с возможностью описания, пояснения и предсказания дальнейшего развития событий. Предметом подобного исследования может стать любой предмет либо явление, к примеру, общество, государство, отдельный природный процесс, экономическая деятельность человека, закономерности функционирования психики людей и т.д. К его ключевым признакам относят:
Уровни научного познания
Специалисты выделяют эмпирический и теоретический уровни научного познания.
Эмпирическим (или опытным) уровнем обеспечивается работа исследователей по выявлению объективных фактов и присущих им скрытых связей и взаимоотношений между явлениями и вещами в окружающей действительности. Субъект на данном уровне получает правильное описание интересующих его процессов и явлений. К методам эмпирической познавательной деятельности относят научные наблюдения и эксперименты.
Более подробно об эмпирическом познании читайте в этой статье.
На теоретическом (или рациональном) уровне научно-познавательной деятельности происходит раскрытие внутренних связей, сложившихся между различными предметами и явлениями. Именно на этом уровне учеными выдвигаются гипотезы и теории, к основным методам рационального уровня относят идеализацию, абстрагирование, аналогию, анализ и синтез, дедукцию и индукцию. На практике оба описанных выше уровня тесно связаны между собой, они постоянно дополняют друг друга.
Формы научно-познавательного процесса
Основными формами научного познания являются:
Методы научного познания
К основным методам научно-познавательной деятельности относят:
Функции познания
Познанию отведены две важнейшие для общества и каждого отдельного человека функции. Первая из них заключается в формировании у индивида с помощью познавательной деятельности собственного мировоззрения, а также стратегии и принципов по взаимодействию с другими людьми и миром. Благодаря этому люди смогли не только адаптироваться к условиям окружающей их среды, но и начали преобразовывать ее.
Вторая ключевая функция познания заключается в формировании у человека в процессе познавательной деятельности критического подхода к собственной личности, что со временем становится главнейшим условием для саморазвития индивида, его становления и самосовершенствования. А движение вперед отдельных людей постепенно приводит в движение все общество.
Заключение
Таким образом, под познавательной деятельностью понимают способность отдельной личности воспринимать своим разумом исходящую извне информацию, а затем – анализировать и обрабатывать ее, делая логические выводы на основе полученных фактов. Главной целью познавательного процесса является не только изменение человеком окружающей среды, но и изменение отдельно взятой личности с помощью получения и применения ею новых знаний.
Текст книги «Теория познания»
Автор книги: Этэрнус
Философия
Текущая страница: 1 (всего у книги 7 страниц)
Этэрнус
Теория Познания
Введение
Теория познания (называемая, иначе, гносеологией) – это раздел философии, изучающий процесс познания и всё, что с ним связано. А связано с ним очень много чего: это – и вопросы о видах реальностей, и о методах познания, о возможных границах познаваемости, о доказательствах и вере, об истине, и т.д.
Кроме того, именно этот раздел философии (гносеология) – наиболее тесно связан с вопросами о сущности Бога и души, материализма и идеализма, возможности или невозможности волшебства, существования параллельных миров, судьбы, и мн.др. Т.е. круг вопросов, рассматриваемых в рамках теории познания – на удивление очень широк, и включает много фундаментальных и волнующих вопросов.
Целью данной книги является рассмотрение всей теории познания, начиная с истории её развития, и заканчивая новейшими, удивительными её достижениями. Перед нами предстанут все три этапа развития теории познания (гносеологии): классический, неклассический, и новейший, постнеклассический, и все основные концепции и вопросы, имеющиеся в рамках каждого этапа.
Каково место гносеологии в системе человеческих знаний? Теория познания, как общепризнанный раздел философских знаний, выделилась ещё во времена древней Греции. Все универсальные (т.е. негуманитарные) философские знания, ещё в те времена, естественным образом – были разделены на три раздела: Онтологию (или Теорию Вселенной, которая изучает Вселенную в целом), Логику (изучает знание, и всё что с ним связано), и Гносеологию (изучает познание, и все вопросы, связанные с познанием).
Как видно, место гносеологии в системе человеческих знаний, очень давно – самостоятельное и солидное. Хотя, конечно, отдельные стороны гносеологических знаний формировались ещё и на дофилософском этапе (в рамках религий и мифов), где уже развивались некоторые вопросы о методах познания, о сущности души, и т.п.
Приступим к рассмотрению гносеологии, начиная с вопроса о реальности и её видах:
Объективная и субъективная реальность
Одним из центральных вопросов в теории познания – является вопрос о реальности. Вернее, о различных её видах: обычной и виртуальной, объективной и субъективной, научной и находящейся за пределами научной реальности, смешанной, и т.д.
Разберёмся сперва в таких видах реальности как объективная и субъективная:
Объективность – означает независимость существования вещей и явлений от воли нашего сознания. Объективная реальность – это реальность, которая продолжала бы своё существование и без нас. Такая реальность – может быть сутью, например, повседневной окружающей действительности.
Субъективность же – это существование вещей и явлений по воле нашего сознания. Реальность субъективная – с очевидностью имеет место в сновидениях и в воображении. Все объекты (в т.ч. грандиозные миры) в сновидениях и мечтах – создаются нашим сознанием, т.е. субъективно. В сновидении – это происходит неосознанно. А в воображении (мечтах) – осознанно. Сновидения и мечты (воображение) т.о. – две разновидности субъективной реальности.
Философы, с древних времён – дискутируют и спорят о том, какова реальность окружающего Мира, в т.ч. объективна она или субъективна, т.е. насколько вещи и явления Мира, в котором мы живём, зависят от нашего сознания. Как узнать, не придумываем ли мы, неосознанно, сами наш окружающий Мир, подобно сновидению? Ведь всё возможно. Возможно и то, что наша жизнь – лишь сон, сон длинною в жизнь. Жизнь, в таком случае – закончится не смертью, а пробуждением, или новой жизнью (как новым сновидением). Верить в жизнь как сон – т.о. весьма приятно и утешительно.
Возможность того, что Мир вокруг может быть сновидением – была осознана ещё в древней Греции (Сократ: «Познай самого себя – и ты познаешь весь Мир»). Кстати, это высказывание Сократа – пример того, как вера в определённый вид реальности (например, в субъективный) – влияет на выбор предпочтительных методов познания (если Мир – сон, то ключ к его глубинному познанию – лежит через познание самого себя).
Никто не может и никогда не сможет доказать, что жизнь – это не сон. Впрочем, нельзя доказать и противоположное. Наука – бессильна в этих вопросах, а философия может приводить лишь доводы, но не доказательства. В итоге, за каждым человеком остаётся свобода выбора, во что верить: в объективность Мира, или в субъективность (сон). Что из этих вариантов выглядит более вероятным – люди решают по-разному…
Обычная и виртуальная реальность
Виртуальность – дословно означает: иллюзорность. Виртуальная реальность знакома людям издревле: она находится и в сказках, и в мифах, в художественных книгах, картинах, и в театральных действиях, в миражах, музыке, в фильмах, и в компьютерных играх, и т.д. К виртуальной реальности относятся также сновидения и мечты (воображение).
Примерно треть жизни мы спим (и видим сновидения), т.е. грубо говоря, проводим примерно треть жизни в субъективной виртуальной реальности.
Ещё примерно треть жизни – мы смотрим фильмы, читаем книги, играем в компьютерные игры, и т.д., т.е. находимся в объективной виртуальной реальности.
Оставшуюся треть жизни мы находимся в той реальности, которую большинство людей считают обычной, или точнее: обычной объективной реальностью.
Обычная реальность, в целом, довольно скучна. Основное её содержание – работа, проблемы, всяческие заботы…
А в виртуальной реальности – мы отдыхаем от обычной реальности. В виртуальных мирах и вселенных – обитают приключения, сбываются любые мечты, можно быть кем угодно и где угодно, путешествовать среди прекрасных миров, проживать много жизней разных, ярких, получая массу удовольствий.
Виртуальные миры – реальны (хотя реальность их и виртуальна). Но ведь может оказаться, что и обыденный наш Мир – не обычен, а тоже виртуален (не смотря на всю свою суровость).
Три вида реальности
Подведём небольшой итог: можно сказать, что возможно всего три (классических) вида реальности:
1. Объективная виртуальная реальность, т.е. виртуальная реальность, не зависящая от нашего сознания: таковая имеется в художественных книгах, фильмах, в компьютерных играх, песнях, и т.п.;
2. Субъективная виртуальная реальность, т.е. которая существует по воле нашего сознания: она может быть как осознаваемой (мечты, воображение), так и неосознаваемой (сновидения);
3. Обычная объективная реальность (которой большинство людей считают повседневную окружающую действительность). Впрочем, эта действительность может оказаться на самом деле и не обычной, а тоже виртуальной (субъективной или объективной).
В последних случаях, подлинная обычная объективная реальность – перемещается за пределы окружающей действительности. Т.е. тем не менее, обычная реальность где-то существовать должна, в данном случае – не в нашей окружающей действительности, а за пределами нашей реальности, в т.н. потустороннем мире, либо ещё дальше – за пределами потустороннего мира, и т.д. (т.е. она может располагаться сколь угодно далеко от нас). Или же, наоборот – может окружать нас, если окружающий Мир – обычен.
Реальность и восприятие
Любая объективная реальность, которая может быть объективной обычной, либо объективной виртуальной, как уже говорилось, для своего существования – совершенно не нуждается в нашем существовании, т.е. может существовать и без нас. Т.е. объективная реальность – не требует наличия воспринимающего её субъекта (сознания). Например, человек умер, а окружающий Мир (как обычная объективная реальность) – продолжил существовать. Так же и книги, песни, и т.п. кусочки объективной виртуальной реальности – продолжают существовать и после исчезновения своих создателей.
В общем, объективная реальность – это то, что может существовать независимо от наличия или отсутствия человека (субъекта), воспринимающего её, и она может быть как обычной (окружающий Мир), так и виртуальной (в виде книг, фильмов, и т.п.).
В процессе восприятия (человеком), любая объективная реальность – дополняется некоторой субъективностью, ибо каждый человек – видит Мир по-своему, т.е. реальность предстаёт не совсем такой, какой она есть на самом деле. Для каждого человека, окружающий Мир выглядит несколько разным, в разных красках. Так же – и при чтении художественной книги, объективная виртуальная реальность, т.е. главные герои, приключения, миры – представляются для каждого читателя со значительными различиями, не смотря на то, что текст один и тот же.
В общем, в итоге, из любой объективной реальности – возникает реальность объективно-субъективная, как реальность для субъекта, а не реальность сама по себе.
Например, если реальность была объективной обычной, то восприятие превращает её, для субъекта – в реальность обычную объективно-субъективную.
Субъективный компонент в реальности (обусловленный призмой восприятия) – приводит к различным мнениям людей о, казалось бы, одних и тех же вещах (различные мнения о вещах и явлениях обычной реальности, и различные мнения о смысле какой-нибудь книги, или об интересности фильма, и т.п.).
Далее: Субъективный компонент в воспринимаемой объективной реальности – обусловлен, что немаловажно, не только призмой восприятия, но и тем, что мы можем по-настоящему менять Мир вокруг, т.е. не в восприятии, а в ходе практической деятельности, с помощью своей воли (сознания) и тела. Мы можем преобразовывать окружающую действительность (объективную реальность), делать её лучше, светлее, или можем погрязнуть во мраке новых войн, и нового Средневековья… Т.о. окружающий Мир, будучи, например, объективной реальностью, в какой-то степени – всё равно создаётся нашим сознанием, и зависит от нашего сознания, не смотря на свою объективность. Т.о. уже поэтому, окружающий Мир, как обычная (либо виртуальная) объективная реальность – не может быть чисто объективной, а оказывается – объективно-субъективной реальностью.
Впрочем, наши реальные возможности по изменению объективной реальности = окружающей действительности, конечно, сильно ограничены (при условии, что окружающая действительность – действительно реальность объективная). Другое дело субъективная реальность – сон, или воображение, – где мы можем действительно всё. Мир же объективный – может существовать и без нас.
Далее: реальность сновидений, хоть и является, сама по себе, субъективной реальностью, но всё равно – тоже проходит через субъективную призму восприятия, и становится субъективно-субъективной. То же самое касается и воображения, и мечтаний.
Кстати, ни сновидение, ни воображение (мечты) – не могут существовать без воспринимающего субъекта, т.е. не могут существовать сами по себе. Т.о. мы приходим к выводу, что не существует простой субъективной реальности, а существует всегда реальность субъективно-субъективная.
Подведём некоторые итоги всему вышесказанному: теперь мы видим, что могут существовать (и существуют) всего шесть видов реальностей:
1. Виртуальная объективная реальность (фильмы, книги, компьютерные игры, и т.п.);
2. Виртуальная объективно-субъективная реальность (имеет место при просмотре фильма, чтении книги, и т.п.);
3. Виртуальная субъективно-субъективная осознаваемая реальность (мечты, воображение);
4. Виртуальная субъективно-субъективная неосознаваемая реальность (сновидение);
5. Обычная объективная реальность (Вселенная с большой буквы, т.е. единая и бесконечная реальность, лежащая глубже всех других видов реальностей);
6. Обычная объективно-субъективная реальность (т.е. воспринимаемая, и преобразуемая практикой, окружающая повседневная действительность, если таковая – на самом деле обычна и объективна…).
Строение виртуальной реальности
Рассмотрим вопрос о строении и сущности виртуальной реальности. Для начала, взглянем на структуру субъективно-субъективной виртуальной реальности:
Виртуальные миры и приключения, заполняющие наши сны, воображение, и мечты, так или иначе – создаются нашим сознанием, и происходит это – на основе следующего механизма (включающего три компонента):
1. мышление (осознанно или нет), по определённым законам мышления – комбинирует
2. разнообразную информацию, хранящуюся в памяти мозга,
3. используя энергию (биологическую).
В итоге – и возникает сновидение, или объект в воображении, или мечта, т.е. в общем, субъективно-субъективная виртуальная реальность.
Как ни странно, но механизм образования виртуальной реальности объективной – оказывается аналогичным (рассмотрим его на примере компьютерной реальности):
1. процессор (как аналог мышления), по определённым программам – комбинирует
2. разнообразную информацию, хранящуюся в памяти компьютера (на жёстком диске),
3. используя энергию (электрическую).
В итоге – и возникает виртуальная действительность на экране монитора (компьютерная игра, или фильм, и т.п.).
И наконец, механизм последнего из видов виртуальной реальности – объективно-субъективной виртуальной реальности (имеющей место при чтении художественной книги, пребывании в компьютерной игре, и т.п.) – тоже аналогичен, и является, в общем, наложением двух предыдущих:
1. мышление и компьютерный процессор (аналог мышления), по определённым законам мышления и программам – комбинируют
2. разнообразную информацию, хранящуюся в мозге и в памяти компьютера (на жёстком диске),
3. используя энергию (биологическую и электрическую).
В итоге и получается воспринимаемая объективная виртуальная реальность (при чтении электронной книги, игре в компьютерную игру, просмотре фильма, слушании музыки, и т.п.).
Становится очевидным, что любая виртуальная реальность (хоть субъективно-субъективная, хоть объективная, хоть объективно-субъективная), – возникает на основе одного и того же, универсального механизма, имеющего три компонента.
Универсальный трёхкомпонентный механизм виртуальной реальности – встречаются уже в трудах древнегреческого мыслителя Платона (жившего примерно два с половиной тысячелетия назад).
В учении Платона, этот трёхкомпонентный механизм представлен в следующей форме: т.к. Платон верил, что реальность повседневной окружающей действительности – не обычна, а объективно виртуальна (хотя само слово виртуальность – ещё не было изобретено, но суть воззрений Платона – говорит именно об этом), трёхкомпонентный механизм виртуальной реальности, Платон вскрыл на примере предполагаемой объективной виртуальности нашего окружающего Мира:
1. Бог (мышление Бога), по определённым (логическим) законам – комбинирует
2. разнообразную информацию (= т.н. «идеи вещей»), хранящиеся в (потустороннем) мире идей,
3. используя некую форму энергии.
В итоге, согласно Платону, и возникает наш Мир = Мир вещей, т.е. наша повседневная действительность, являющаяся реальностью объективной виртуальной.
Все вещи в нашем виртуальном Мире вещей, по Платону – бренны, преходящи, как и сам человек, однако исчезновение (разрушение) вещи в Мире вещей – не сопровождается её исчезновением в мире идей (потустороннем, недоступном человеческому восприятию), т.е. мире, находящемся по ту сторону от повседневной реальности. В потустороннем мире (потусторонней реальности), все вещи нашего Мира – находятся в форме «идей» (т.е. в форме информации).
Информация же, естественно, должна быть записанной на каком-то материальном носителе, вроде «жёсткого диска компьютера», как сказал бы современный человек. В информационной форме (т.е. в форме «идей»), вещи и люди могут храниться хоть вечность. По воле Бога, они могут, в любое время – обретать или терять своё (виртуальное) бытие в (том или другом) Мире вещей (виртуальном), который создаёт Бог.
Тут можно понять логически и возможность воскрешения умерших, т.е. воскрешение как явление, имеющее свой механизм, а также увидеть, что воскрешение – действительно возможно (хотя бы для случая виртуальности Мира), и не является чем-то нелогичным. (Кстати, к рациональному пониманию действительности, и вскрытию механизмов явлений – и стремились древние греки; а возможность веры в вечную жизнь – приятна в любом случае, но особенно – когда можно логически понять её возможность).
Бог, когда задумает воскресить умерших людей (т.е. задействовать информационные записи этих людей) – может окружить их таким Миром вещей, каким захочет, например, райским Миром…
Аналогия: когда мы выключаем компьютер, виртуальный мир компьютерной игры и люди, его населяющие – не умирают и не исчезают, а остаются информацией, записанной на жёстком диске. В общем, аналогичное устройство предвидел Платон и для нашего окружающего повседневного Мира, ещё в те далёкие времена. И это – не удивительно, ведь как мы уже выяснили, механизм (любой) виртуальной реальности – одинаков (универсален), и состоит из трёх компонентов.
Подлинная суть всех вещей окружающего Мира, по Платону – находится за пределами воспринимаемой реальности, и так сказать, хранится на чём-то аналогичном жёсткому диску компьютера, и известна только Богу. Божественные откровения и т.п. методы познания, оказываются в таком случае – вполне оправданными для применения в познании… (но не будем забегать вперёд: до рассмотрения того, как влияет вера в тот или иной вид реальности нашего Мира, на выбор предпочтительных методов познания – мы ещё дойдём).
Мир вещей, в котором мы живём, будучи, по Платону – нематериальным, иллюзорным, т.е. виртуальным, являет собой противоположность миру потустороннему (идеальному, т.е. миру идей), который может быть материален, и именно тамошняя реальность (а не здешняя) – может быть обычной, по своей сути.
Бытие же в нашем Мире вещей (виртуальном), что даётся человеку Богом – это как бы некое испытание, приключение, или эксперимент. Всё в этом бренном Мире – бренно, и приходит из Мира идей, и возвращается в Мир идей.
Реальность и вера
Вообще, (Платоническая) вера в объективную виртуальность повседневной действительности – очень сладка: такая вера – обещает человеку иллюзорность смерти, цель и предназначение в существовании окружающего Мира и себя, возможность воскрешения и новой жизни, в этом или новых Мирах… Т.о. повод для подобной веры – есть, а остальное – дело личного выбора.
Кстати, учитель Платона – Сократ, можно сказать, веровал, что Мир вокруг вообще является субъективно-субъективным (т.е. что жизнь – сон, длинною в жизнь). Вера в такую возможность – тоже сладка, т.к. обещает ещё больше возможностей, а после (иллюзорной) смерти – пробуждение, или новые сны (=новые жизни).
Ещё один известный древнегреческий мыслитель – Аристотель (ученик Платона) – склонялся к вере в обычность реальности окружающего Мира (как и подавляющее большинство людей).
Однако является ли вероятность того, что реальность окружающего Мира обычна, – большей, чем вероятность, например, её виртуальности (объективной или субъективной)? Дело в том, что вероятность – никак не подсчитать, и не определить. А то, что большинство людей верят в обычность реальности нашего Мира – вовсе не значит, что обычность является каким-то образом более вероятной, чем другие варианты.
Вероятность каждого из трёх вариантов о виде реальности нашего Мира – неопределённа, недоказуема, и неизмерима (ни наукой, ни философией). Т.о. каждому человеку приходится самому выбирать веру в один из трёх вариантов реальности окружающего Мира (т.е. в Мир как сон, или Мир объективно виртуальный, или Мир как обычный объективный). При этом вера в обычную объективную реальность окружающего Мира – тоже всего лишь вера, ничем не занимающая привилегированное положение среди других вер, кроме как своей распространённостью.
Любая вера – остаётся верой, хотя и подкрепляется какими-то доводами, выбором, предрассудками, полезностью, и т.п.
Тем не менее, выбор тут – не выбор между верой и неверием, а всего лишь выбор одной из трёх вер.
Выбор – личное дело каждого человека. Гносеология (теория познания) – лишь показывает возможные варианты, и предоставляет человеку возможность более осознанного выбора.
А выбор – влияет, в дальнейшем, на то, какие методы познания окружающей действительности будут выглядеть наиболее эффективными для познания, например: откровение свыше (и Библия) или наука, интуиция или озарение, и т.д., – для познания в пределах каждого конкретного вида реальности.
Влияние вида реальности на выбор методов познания – приводит к тому, что вопрос о том, какой вид реальности составляет подлинную суть окружающего Мира – оказывается центральным, или хотя бы одним из центральных, вопросов в гносеологии. Но он не решается однозначно, как видно, а решается индивидуально каждым человеком (т.е. зависит от того, какую веру, в какой вид реальности окружающего Мира, предпочитает конкретный человек), а также по-разному решается в различных философских учениях и религиях…