с чего начать системному администратору
И швец, и жнец: кто такой системный администратор и что он должен уметь
Как стать профессиональным «тыжпрограммистом»? Инженер второй линии и в прошлом сисадмин Евгений Льянов делится личным опытом.
Иллюстрация InWay / manuelwagner0 / Pexels / Wikimedia / Polina Vari для Skillbox Media
Евгений Льянов
Инженер второй линии технической поддержки в ESET. Окончил Белгородский государственный университет по направлению «Информационные системы и технологии». Увлекается кулинарией и любит читать книги.
Я в профессии уже больше 10 лет. Расскажу, чем занимается сисадмин и какие технологии нужно освоить тому, кто решил стать «укротителем софта и железа». А ещё поделюсь советами, как вкатиться в профессию без профильного высшего и как выкатиться, когда надоест.
Чем занимается системный администратор
Моей первой работой стало администрирование компьютерного парка в маленьком офисе — на тот момент я умел только настраивать локальную сеть в Windows 7. Но даже этому в университете не учат — рассказывают лишь, как устроена сеть, из чего состоит пакет и как пакеты бегают по сети. А ведь большинству работодателей нужен реальный опыт — теоретические знания не котируются. Но почему-то никто не учит студентов настраивать домен — это можно узнать только на практике и с помощью мануалов.
Суть моей работы — постоянный поиск решений. Например, как настроить и внедрить незнакомую систему, имея на руках только руководство пользователя. Для этого важно провести траблшутинг и найти нужную информацию на форумах. Допустим, надо внедрить системы мониторинга Zabbix или PRTG, а вы их не знаете. В таком случае можно посмотреть гайд на YouTube, выполнить все действия по пунктам и запомнить их порядок. За несколько итераций вы поймёте суть и сможете действовать без мануалов.
Как устроиться на работу
Без образования устроиться на работу несложно, но нужны практические навыки. Придётся разобраться хотя бы в Windows Server. Так что, если вы не смогли поступить в университет, но решили стать системным администратором, можно освоить азы самостоятельно — понадобится только компьютер.
Рецепт простой: открываете вакансию «Системный администратор» на любом сайте по поиску работы и изучаете требования. Вот пример из первой попавшейся вакансии:
Потом открывайте мануал Windows Server, читайте и запускайте систему на домашней машине. Идеально, если у вас два компьютера. В этом случае на первый поставьте сервер, а второй пусть будет клиентом. Этих знаний достаточно, чтобы пройти интервью.
Я искал работу так же. Находил интересную вакансию, смотрел, какие навыки нужны, а затем проходил по этой теме курс на Udemy. Когда заканчивал, добавлял новый навык в резюме.
Разобраться с Linux можно и по открытым источникам. Достаточно почитать в Ubuntu Wiki, как разворачивать сервер, поднимать репозитории и настраивать общую сетевую папку. Этого будет вполне достаточно, чтобы устроиться системным администратором.
Большинство компаний ищут системного администратора с опытом, потому что обучать новичка просто некому. Это раньше в пару к старому сисадмину можно было взять юного падавана: он его научит, передаст систему и с чувством выполненного долга уйдёт на покой. Сейчас же люди гораздо легче и быстрее расстаются с работой.
Я стал полноценным системным администратором, только когда устроился в сеть Hoff. На интервью мой будущий руководитель в основном проверял логику принятия решений, потому что технических знаний у меня не хватало. Меня взяли на работу, хотя я ещё не окончил институт.
До работы в Hoff я сталкивался с необходимостью обслуживать максимум 25–30 компьютеров. А здесь была огромная сеть из 55 магазинов. В таких больших проектах задачи разнообразные, поэтому и работать интереснее. В мои обязанности входила поддержка инфраструктуры магазина, обслуживание сервисов, участие в открытии новых магазинов со стороны сервиса и техподдержка других магазинов через площадку ServiceDesk в режиме дежурства.
В первый день работы мне дали новый магазин в Белгороде, привезли серверную стойку и кучу оборудования CISCO — коммутаторы и роутеры, стоечные HP-сервера, Wi-Fi-оборудование. Тогда я видел всё это впервые, умел только чинить локальную сеть в небольшом офисе и знал, как поднять файловый сервер. Пришлось во всём разбираться самому, изредка спрашивая совета у коллег.
Во время работы в магазине я отвечал за оборудование, а на дежурстве обрабатывал заявки по всей сети. Причём они поступали не только из магазина, но и из Москвы, Санкт-Петербурга и других регионов. Кроме того, за каждым администратором закрепили сервисы, которые он должен был развивать, поддерживать и развёртывать в новых магазинах. За мной закрепили СКУД и системы самообслуживания «Киоск».
Как проходит мой рабочий день
Через 2 года и 10 месяцев я уволился из Hoff и теперь работаю инженером второй линии поддержки в компании, которая разрабатывает антивирусы. Когда я устраивался на работу, ещё не знал их продуктов, но меня взяли благодаря бэкграунду в системном администрировании. Он пригодился мне на новой должности: я должен понимать, как системному администратору клиента установить и запустить наш продукт.
Мой рабочий день проходит так: в наш пул заявок попадают обращения от корпоративных и домашних пользователей, среди которых есть как владельцы одной лицензии, так и большие предприятия с тысячей лицензий. Я запускаю VPN, открываю пул и созваниваюсь с клиентами или отвечаю на письма.
Например, пользователь Linux купил наш продукт и не справился с инструкцией. Тогда он обращается в поддержку и там его проводят по всему процессу установки и настройки буквально за ручку: рассказывают, что конкретно сделать на каждом этапе, где он совершил ошибку и что неправильно сконфигурировано. Так в течение дня мы отрабатываем разные кейсы.
Сколько зарабатывает сисадмин в провинции
Я живу в Белгороде. Будучи системным администратором, я зарабатывал 30 тысяч рублей за пятидневку с полной загрузкой. Средняя зарплата официанта или менеджера по продажам здесь 25 тысяч рублей, а на больших предприятиях вроде «Агрокомплекса» платят около 40 тысяч, но это максимум. В Москве, например, системным администраторам в некоторых компаниях платят 70 тысяч.
У сисадминов меньше возможностей для роста, чем у программистов. Программист — как изысканное вино: со временем становится лучше и дороже. А системный администратор просто упирается в потолок — его знания и опыт не помогают зарабатывать больше. Чтобы зарплата росла, нужно освоить много технологий и систем или обладать глубокими знаниями в какой-нибудь узкой сфере.
Что должен уметь сисадмин
Чтобы стать системным администратором, вам пригодится целый набор hard и soft skills:
На рынке много сисадминов со стандартными навыками, поэтому таких специалистов не особо ценят. Чтобы стать востребованным профессионалом, надо изучать новые системы, технологии, языки программирования и практику DevOps. Ещё один путь — попасть в компанию, где есть отдел разработки и возможность горизонтального перехода.
Сейчас я работаю удалённо. У меня появилась денежная подушка, поэтому я присматриваюсь к Android-разработке. Планирую учиться на собственных проектах и через несколько лет стать разработчиком в той же компании, в которой я работаю.
Как стать системным администратором — пособие для начинающих (часть 4)
В этой части: в поисках специализации. По просьбам в конце поста оглавление по предыдущим частям.
Карьера сисадмина
Итак, допустим, вы вполне справились с теми зоопарками, которые достались вам по наследству от предшественника, реализовали всё, что нужно было срочно сделать, подумываете о парочке изменений, у вас даже появилось свободное время и т.д.
Я не буду рассказывать вам, как организовать сеть компании и «что делать сисадмином» — эти статьи про карьеру, и описывать я буду именно вещи, важные для карьеры, а не для повседневной работы.
Как только у вас появилось свободное время — вы снова стоите на концептуальном перепутье. Вы можете просто продолжать работать администратором, и делать это долгое время. У вас будет копиться опыт, ваше резюме будет становиться всё менее и менее крикливым, а ожидаемая сумма будет постепенно расти, у вас появится сколько-то настоящих success story… Так может продолжаться неограниченно долго. Более того, про эту стадию сисадминства чуть ли не легенды складывают «я всё настроил и могу заниматься чем хочу», «чем больше админ работает, тем хуже он», «хороший админ должен бездельничать, пока сервера работают» и т.д.
Но что дальше? А дальше изменения могут быть только с вашей стороны. Вы можете либо продолжать стихийное развите «под потребности работодателя», либо начать выстраивать собственную специализацию. При этом «развитие под потребности работодателя» у вас будет идти спорадически, т.к. бизнесу в моменты затишья ничего не нужно нового от ИТ, нужно, чтобы оно продолжало работать. Для настоящего развития нужно смотреть глубже, и свободное время тратить не на исполнение обязанностей офисного планктона, а на обучение (если вы думали, что пройдя путь от аникея до «крутого админа» мучения с книжками/мануалами закончатся — не мечтайте).
Потребности бизнеса
О разнице между самообслуживанием офиса и производством:
Рассмотрим два примера: туристическая фирма продаёт путёвки. Бизнес-процессы: заключение договоров с операторами, продажа путёвок клиентам. Жизнь офиса: интернет на каждом рабочем месте, рабочее место бухгалтера, возможность распечатать документы, возможно, видеонаблюдение. Очевидно, что даже если выйдет из строя вся компьютерная техника, то путёвку продадут. Так же как и заключат договор (распечатают с флешки у соседей).
Теперь чуть-чуть меняем картинку: туристическая фирма, менеджеры пользуются централизованной БД для выписывания путёвок, система автоматически бронирует билеты на транспорт, помечает тур как проданный. Плюс, есть сайт, где то же самое происходит без менеджеров. Жизнь офиса: интернет всюду, принтеры, компьютеры, бухгалтерия. Очевидно, что менеджер, который не может зайти на вконтактик — это не то же самое, что менеджер, который не может продать клиенту путёвку из-за того, что сервер с БД ушёл в даун.
По буржуйски это называется misson critical. Очевидно, что примеров misson critical полно. У интернет-провайдера возможность пользователю зайти во вконтактик — mission critical. У банка — обработать транзакцию по карте — misson critical. Примеров можно дальше приводить много — в торговой точке отсканировать штрих-код на кассе, в аутсорсинговой бухгалтерии иметь возможность сфомировать отчётность обслуживаемых компаний, на компьютере со ЧПУ-станком — управлять оным и т.д.
Так вот, если грубо говорить, админы делятся на два класса — тех, кто обслуживает back/front office и тех, кто занят misson critical приложениями. Разумеется, если мы говорим о маленькой компании, у которой 20 человек персонала и два станка с ЧПУ, то чинить «вконтактик» будет тот же человек, который настраивает станок, но чем больше компания, тем больше становится ощутимым это различие.
Сейчас я скажу серьёзную мысль, я не до конца уверен в её абсолютной истинности, но интуиция настаивает на справедливости:
По-настоящему глубокая специализация может быть только при работе с misson-critical приложениями.
Грубо говоря, если вы админите 1С в бухгалтерии двух-пяти ООО, из которых состоит та контора (.ээ… компания холдингового типа), где вы работаете, то это одно. Часовой даун бухгалтерия если и заметит, но ничего, кроме квохтания, не произведёт. Если же вы администрируете 1С в аутсорстинговой бухгалтерской компании, для которой часовой простой бухгалтерии означает потерю денег, клиентов и т.д. — то это другое. Потребуется куда более глубокое знание того, что администрируешь. Именно потребуется, потому что изучать что-либо без потребности — это интересно, иногда полезно, но совсем не то же самое, что изучение главного в работе.
Теперь немного суровой истины: администратор backoffice’а — эникейщик. Даже если админ. Да, нужна более высокая квалификация, нужны более серьёзные знания и опыт — но класс задач тот же самый.
Таким образом, если оставить в стороне «специализацию» на back-front-office’е, то настоящая специализация может быть только на Важных Для Компании Вещах. То есть на misson critical. Если компания доросла хотя бы до класса «средней», то она обычно имеет специальных людей под каждый класс задач. Вот эти «специальные люди» — и есть системные администраторы с глубокой специализацией.
И ещё немного о системной интеграции… Так получилось, что я про эту область знаю очень мало, так что перескажу то, что мне сказали в комментариях к предыдущим статьям: это люди, которые под ключ организуют IT для компаний.
Карьера: CIO
Если мы выходим за пределы компании с 1-2 специалистами в штате, то у нас образуется два направления развития: специализация и «ит-директор», он же CIO.
Кто такой CIO? Это человек, который командует остальными компьютерщиками. По сути, это человек, который переводит с человеческого на некомпьютерный, который может объяснить совету акционеров/гендиректору что происходит, зачем нужны деньги и почему столько людей. Этот же человек принимает на себя ответственность за распи… тво подчинённых. Грубо говоря, если эникейщик случайно снёс все данные с флешки у гендиректора, то админ скажет «это он виноват» и на этом его ответственность закончится. А вот с CIO спросят «а зачем ты идиота на работу принял?» — и виноват будет именно CIO. Особенно, если проблема оказывается не однократной, а системной.
Реально, CIO, конечно, должен знать что происходит вокруг (в компьютерном мире), следить за технологиями, принимать решения о внедрении/вынедрении той или иной технологии, но он может не иметь глубоких познаний в области. По сути, его основная работа — быть управленцем. Уметь читать людей, предсказывать их поведение и отношение к поставленным задачам. Он же должен уметь правильно понимать, что от него хочет компания, в нужный момент останавливать рост IT ради IT и уметь формулировать требования бизнеса к IT. Когда возникает необходимость использовать те или иные технологии, то задачей CIO является найти людей, которые в этом разбираются.
Карьера: специализация
Чем более серьёзной и сложной является misson-critical инфраструктура (её часть), тем более у нас возникает потребность в людях, которые знают хотя бы её часть, но досконально. (Не будем обольщаться: мечта любого бизнеса — сотрудник, который знает и умеет всё, всё это делает, а ещё может работать ночным сторожем (совмещая это с подготовкой отчётности в налоговую) и всё это тыщ за 10 в месяц). Чем большая важность компоненты, тем более и более знающий человек нужен. Заметим, что любой бизнес будет стремиться сэкономить, и одной из задач CIO (из предущего раздела) объяснить, почему оболтусу, который не может аську настроить, а ковыряется в этом оракле целыми днями нужно платить в 5-7 раз больше, чем такому же оболтусу, который и «с ораклом работал», и винды админит, и патч-корд обжать может, и вообще, «всё знает и всё умеет».
Именно глубокая специализация — на мой взгляд, самая интересная карьера для человека, которому интересны компьютеры. Карьера CIO подразумевает, что большую часть времени вы будете работать не с компьютерами, а с людьми.
Специализация в чём?
Далее идёт углубление специализации. В случае сетей это: работа с локальными сетями, городскими сетями, специализация на оборудовании определённого вендора (кто сказал «циска»?), маршрутизация на уровне автономных систем, в случае ОС — выделение отдельных компонент/типов применения. Деление в остальных частях понятно — вендоры, решения, технологии. (Например, из специализации на СХД может вырасти специализация на Infiniband’е, со специализаций на решениях конкретного вендора со специализаций под определённые типы использования).
Вообще, деление очень и очень условное. Например, я затруднюсь куда-то отнести человека, специализирующегося на системах управления цифровыми подписями.
Впрочем, главным является то, что специализация важнее универсальности. Почему? Потому что людей, которые «мало знают о многом» легко сам сделать (компании нужны конкретные знания, т.к. их немного, легко научить), таких много на рынке. Наоборот, человек, у которого «много знаний» (и тут уже не важно, «о многом» или «о чём-то конкретном») — страшный дефицит, т.к. их долго выращивать самим (а ещё они могут уйти к конкурентам и похерить все усилия по обучению), их вокруг практически нет и т.д. Итог — зарплата, объясняющаяся резким перекосом рынка в пользу работников. И чем выше специализация, тем острее этот перекос.
Винды или линукс?
Вопрос неверный. Специализация на конкретной ОС, конечно, может быть, но это весьма редкая (как мне кажется) специализация — обычно специализируются на конкретном ПО, работающим под ту или иную платформу, и уже именно ПО диктует, какая ОС. Так что скорее, вопрос относится к тому, с каким ПО вы хотите работать.
Глубокая специализация может быть в любой области. Например, человек, который действительно хорошо и глубоко знает нюансы изменений схемы AD при установке Exchange Server — это человек с очень узкой и глубокой специализацией. Аналогично, человек, который знает тонкости организации единой авторизации в гетерогенных сетях на базе solaris/windows — имеет глубокую специализацию.
Я специалист! Дайте много денег.
Нет. Наличие знаний в какой-то области во-первых не делает вас специалистом (опыт работы — обязателен), во-вторых, я чуть выше написал, что зарплата специалиста объясняется не его квалификацией, а нехваткой специалистов. Другими словами, если ваша специализация никому не нужна, то и и денег вам никто не предложит. Очевидно?
Заметим, что это приводит к следующей проблеме: чем выше у вас специализация, тем сложнее вам искать работу — вам нужна компания, которой очень нужен человек, который глубоко разбирается в той самой области, где работаете вы (причём, иногда складывается ситуация, что требуют знания либо сильно больше ваших, либо сильно меньше). Ещё более частый случай, так как специализаций слишком много, то ищут кого-то, кто хорошо знаком с смежными областями. Это ставит новую дилемму при поиске работы — дооолго искать строго свою специализацию, или относительно быстро найти смежную?
Впрочем, это уже начались рассуждения, за объективность которых я не могу поручиться.
Играем в RPG
На последок я хочу описать собственное ощущение от специализации. Ближайшей моделью является некое подобие «скиллбилда» в RPG. Часть навыков требует навыков в других областях не ниже какого-то уровня; чем выше навык, тем сложнее получить следующий уровень; получение нового уровня в той или иной области вполне себе ощутимо как «левелап». Причём, области много более узкие и специфичные, чем специализация.
Заключение
Мне хотелось рассказать ещё об одном потенциальном пути развития сисадмина — быть архитектором новых систем. Но, поскольку я именно этим сейчас сам занят и всё ещё не перерос этот уровень, писать о нём объективно я никак не могу. Если в кратце: не просто обслуживать mission-critical приложение, а решать, каким оно будет, как оно будет работать и как его таким сделать. Это интересно, сложно, и как именно это уложить в вышестоящую иерархию я не знаю.
Как стать системным администратором — пособие для начинающих (часть 1)
Так получилось, что эту весну я провёл в поисках/собеседованиях людей аж на четыре вакансии, связанные с системным администрированием. Я пообщался с несколькими десятками людей и заметил характерные ошибки и проблемы, с которыми они сталкиваются. Излагаю то, что заметил, а так же свои мысли, как эти проблемы решить.
scope: начинающие системные администраторы, помощники системных администраторов и т.д. Опытным администраторам, а так же тем, кто имеет вполне конкретную специализацию будет если и интересно, то бесполезно.
Примерная структура цикла статей — я опишу то, как мне видится профессия системного администратора, разберу текущее отношение к профессии со стороны работодателя, потом попробую дать общую информацию о том, с чего начинать и куда двигаться дальше.
Какие бывают системные администраторы?
Если очень огрублять, сисдамины бывают со специализацией, и без специализации. Обычно карьеру начинают без специализации, потом имеют несколько «загнувшихся» веток развития и одну-две-три, в которой проходит дальнейшая жизнь (классические «билды» персонажей в RPG очень хорошо соответствуют этому). Сисадмин без специализации — эникейщик-переросток (я этот тезис разберу чуть ниже). Однако, востребованность сисадмина узкой специализации ниже (если считать в штуках вакансий), чем сисадминов универсалов (этот тезис я тоже раскрою ниже). Однако, при меньшем количестве вакансий, реальная потребность в квалифицированных специалистах много выше, чем есть самих специалистов, то есть чем выше квалификация, тем меньше конкуренция. В какой-то момент у вас будет лежать несколько предложений от разных компаний, хоть вы и не планируете уходить из текущей.
(Забегая чуть вперёд — чем выше квалификация, тем дольше ищется новая работа, для топового спеца искать работу пол-года — это вполне нормально. Характерно это не только для админов, но и для других профессий с высокой ответственностью и узкой специализацией).
Кому нужны сисадмины?
Поскольку сисадмин — профессия, то за неё платят деньги. Деньги обычно платят компании сотрудникам. Значит, компаниям нужны сисадмины.
Итак, в соответствии с вышеприведённой классификацией есть два важных типа работодателей — профильные и непрофильные.
Начнём с непрофильных. Непрофильный работодатель — это компания, которая НЕ занимается IT, или занимается ею в далёкой от сисадмина области. Яркие «антиподы» IT-шности: туристические агенства, компании, работающие с недвижимостью, автодиллеры и т.д. Для них администратор — это такой «электрик/завхоз по компьютерам». Им не нужна сложная инфраструктура, они знать не знают про то, что делают сисадмины, что там есть сложного и что простого. Они не могут проконтролировать качество работы сисадмина, а единственным признаком его успешности является «работает» или «нет». Точный уровень развития компании очень сильно варьируется и может сводиться к «настроить принтеры и аську» до сопровождения довольно экзотических программ (этим особо страдают медицинские учреждения). В любом случае, айтишная сложность их конфигурации чаще всего минимальная, и говорить про реальное «хозяйство» сисадмина не приходится.
Отдельно нужно упомянуть компании с высокой степенью айтизации не-айтишного бизнеса. (Яркий пример — торговые сети, банки). Чаще всего в такой компании таки есть человек, который способен оценить качество работы и сложность решения, он же обычно способен говорить с сисадмином на нормальном языке, а не изъясняться птичьими словами про «не работает интернет», «процессор под столом пищит» и т.д. Однако, не смотря на возможную сложность конфигурации, она вполне ограничена бюджетом и потребностями компании, и обычно не требует выходить за рамки минимума для работы. Потребности IT-отдела воспринимаются как чистая обуза, которую нужно на этом самом птичьем языке отстаивать.
Второй тип работодателей, это профильные компании. Большинство крупных интернет-сайтов являются такими, к таковым же относятся хостеры, дата-центры (если они занимаются чем-то, кроме аренды юнитов/dedicated), компании, у которых бизнес завязан на компьютерные технологии (сотовые компании, процессинговые центры). Заметим, что у профильных компаний так же бывают непрофильные администраторы (которые занимаются обслуживанием рабочих мест в back-office’е), при трудоустройстве нужно точно для себя выяснить, чем именно вы будете заниматься.
Такие компании обычно ищут себе сотрудников «под задачи», то есть им нужен человек, который может заняться какой-то областью их деятельности.
Важной особенностью профильных компаний является конструктивность того, что вы делаете. Вы больше не «электрик по компьютерам», вы человек, который определяет как хорошо будет работать основной инструмент бизнеса компании. Здесь обычно нет понятия «потолка технологий», или птичьего языка.
Кто такой системный администратор-универсал?
На самом деле такой профессии не существует. Так сложилось, что многие компании хотят иметь в штате человека, который будет отвечать «за всё компьютерное». Обычно это непрофильные компании. Причём хотят они одного-двух, а не три десятка сертифицированных специалистов. (Для тех, кто хочет рассказать про своё блестящее настоящее в лице администратора Oracle и т.д. — повторю, речь про ситуацию на рынке). Отсюда простое правило: от вас будут хотеть всего сразу же. Причём, в будущем вы обнаружите, что поверхностные знания обо всём не особо ценятся. Однако, такие рабочие места — отличное место для начала — вы можете попробовать всё и понять, что вам нравится больше всего.
Таким образом имеется явное противоречие между работой начинающего системного администратора (точнее, теми требованиями, которые к нему предъявляют) и дальнейшим карьерным ростом. Это противоречие появляется не сразу же, а через некоторое время, когда человек осваивается с работой.
Впрочем, вернёмся к работе системного администратора. Вот список областей, с которыми чаще всего сталкивается системный администратор. Обратите внимание — эти области сильно выходят за рамки разумного, но — см. выше, от вас хотят всего, сразу, и желательно за малые деньги:
Что подразумевают под системным администрированием?
Подводя итог: невозможно быть не то, что профессионалом, но хотя бы более-менее хорошо знать всё это. Но знать надо. Именно на этом противоречии и строится карьера начинающего администратора.
Отдельно нужно сказать о тех, с кем вы столкнётесь при собеседовании. В отличие от остальных случаев, собеседовать вас будут с 99% вероятностью люди, далёкие от компьютеров. И проверять они будут не ваши знания, а вашу адекватность и «бойкость ответов». Если вы их закидаете умными словами, вас не воспримут адекватно.
Кто такой помощник системного администратора?
… aka эникейщик.
Это человек, на которого сваливают всю плохоформализуемую и нудную работу, общение с пользователями и возню с железом.
Заметим, «помощник системного администратора» чаще всего практически расходный материал с высокой текучкой. В одной компании дело доходило до того, что начальник отдела не знал по именам всех помощников администраторов (3 шт), ибо хоть кто-то но раз в месяц-полтора уходил.
С точки зрения эникейщика — такая работа — это трамплин в системное администрирование, но никак не основная профессия.
О профилях специализализированных системных администраторов мы поговорим чуть позже, а пока о карьере в пределах этих двух профессий.
Кто идёт в эникейщики?
Мой опыт говорит, что туда идут обычно люди без профильного образования. Чаще всего молодые, хотя я собеседовал дядю 42 лет на должность «помощник системного администратора». Не смотря на то, что описанные выше обязанности вроде бы являются почти тривиальными, для многих это самый сложный шаг. Стать администратором из помощника администратора легче, чем стать помощником сисадмина.
Основная причина: от вас будут хотеть знаний, которые сравнимы с администратором. Причём, половина из этих знаний не изложена нигде в книгах и является переходящим опытом (например, возня с банк-клиентами). Ещё одной важной особенностью является «чувство компьютеров», я встречал на собеседованиях много людей, они просто не могли оценить естественность того, что происходит в компьютере, что сильно им мешало в анализе ситуации. Это невербальный опыт, он появляется после долгой работы с компьютерами.
Карьера
Типичная карьера выглядит так: помощник системого администратора (или администратор в маленькой компании с 5-8 человеками), администратор, администратор (может быть ещё 2-3 раза администратор), начало настоящей специализации. Специализация может быть двух видов: повышение технического уровня (вместо поверхностных знаний обо всём, глубокие знания о немногом), и административная карьера — начальник IT-отдела, CIO (ИТ-директор) и т.д. Это два совершенно разных направления — первое связано с компьютерами, второе — с людьми, управлением персоналом, планированием, бюджетированием, совещаниями и т.д.
Переход с этапа на этап определяется несколькими факторами: 1) Теоретическими знаниями 2) Практическими навыками 3) Знанием реалий 4) Связями и отношениями с другими людьми (как внутри компании, так и за её пределами).
Среди этого не очень понятным выглядит третий пункт. Что такое «реалиии»?
Знание реалий
Речь идёт про знание того, чем обычно пользуются в компаниях, сколько это стоит и как работает. Условно говоря, это человек, который знает, что современные офисы кладут 5e, а не ThickEthernet (как было описано в книжке 1993 года), что класть 6ую катеорию неоправданно (хоть это и советует буклет производителя), что за программистами нужен глаз да глаз, иначе компания окажется намертво завязана на конкретного человека и т.д. Другими словами, знание реалиий — это способность сказать, что именно нужно в терминах, которые будут понятны и поставщику, и окружающим.
Навыки
До определённого момента решают почти всё. Без некоторого набора навыков никакие теоретические знания не помогут. Включает в себя просто «много километров за рулём» — решение множества проблем, навыки работы с консолью и типовым софтом, знание симптомов проблем, знание типовых решений для типовых случаев.
Теория
На первых порах теоретические знания не очень важны, поскольку у вас нет должного ощущения от компьютеров, чтобы правильно их воспринять. Однако, если не вкладывать своё время и усилия в теоретические знания, то вы быстро не заметите, как застряните на своём уровне. Зарплата будет по чуть-чуть расти, возможно, будет карьера, но ит-шный мир вокруг перестанет меняться. Те же технологии, те же глюки. Отсутствие теоретических знаний не мешает работать — оно мешает понимать, как работает и как чинить неработающее. Опыт сильно подменяет теорию в смысле решения проблем, но не даёт сил увидеть ситуацию в общем, найти настоящую причину (вместо повода).
Связи
Да, они значат очень много, особенно, в случае карьеры IT-директора. Единственный метод избежать необходимости иметь много знакомых и играть в офисные игры «царь горы» — это профессионализм (читай, опыт и теория). Если нет — то только личные связи, знание людей, умение их ощущать, умение им приказывать и всячески иначе руко водить. По моим наблюдениям примерно 30% эникейщиков находят первую работу по знакомству.
Для узкоспециальных администраторов связи значат уже совсем другое. Чем уже специализация — тем меньше ассортимент работодателей, тем больше вероятность знать всех или почти всех. Наличие примелькавшегося имени сильно сокращает время поиска работы. В этом случае речь идёт не о «связях» в бытовом смысле, а о профессиональной известности.