празднование тысячелетия крещения руси в 1988 году
Русская православная церковь отметила тысячелетие крещения Руси
Владимир Святой — креститель Руси
В 987 году Владимир, князь Киевский, отказался от язычества и принял православную веру. В следующем году он собрал весь люд русский на берегах Днепра, в водах которого его крестили византийские священники. С этого времени православие стало государственной религией на Руси.
Во время правления князя Владимира христианские ценности поддерживались государственной властью. Киевский князь содействовал устройству больниц и богаделен, заботился о пропитании неимущих. Государственную поддержку получили строительство и украшение храмов, была создана первая школа, началась подготовка русского духовенства.
5 июня 1988 года, спустя тысячу лет со дня крещения Руси, в Москве начались торжественные празднества, которые продолжались до 12 июня — дня памяти всех русских святых. В эту неделю прошли основные мероприятия, а вообще празднование 1000-летия крещения Руси проходило в СССР в апреле-июне 1988 года.
Всю неделю в московских храмах совершались праздничные богослужения, а 11 июня прошло всенощное бдение. Затем торжества прошли в Киеве, Ленинграде и Владимире, а после 18 июня — в епархиях.
После 70-летнего периода пропаганды атеизма в стране начался новый этап в истории Русской православной церкви. Начали открываться, реставрироваться и строиться новые храмы. Все больше людей стало обращаться к Богу, стала доступной Библия и церковная литература, на телевидении появись духовные христианские программы.
Как отметили 1000-летие крещения Руси 30 лет назад?
Приближался 1988 год, год тысячелетия Крещения Руси. Партийные и советские власти СССР надеялись проигнорировать событие или подать дату как «1000-летие введения христианства на Руси», подчеркивая принудительный характер христианизации.
Но в десятках стран мира, где действуют православные церкви, активно готовились к торжеству, и замолчать дату было невозможно.
В Москве ожидали приезда гостей со всей планеты, и поэтому генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Горбачев 29 апреля 1988 года принял в Кремле Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена и членов Священного Синода. Встреча состоялась перед телекамерами всего мира – генеральный секретарь ЦК КПСС и патриарх, улыбаясь, подали друг другу руки.
Именно тогда Горбачев определил Крещение Руси в Киеве тысячу лет назад следующим образом: «. это знаменательная веха на многовековом пути развития отечественной истории, культуры, русской государственности». Печатный орган партии «Правда» опубликовал материал о встрече. Газета «Известия» поместила интервью с патриархом на весь разворот. Население страны восприняло это почти как официальное разрешение на посещение храмов и особенно на совершение таинства крещения.
Центр Омско-Тюменской епархии находился в Омске. Епархия использовала все возможности, чтобы идея праздника стала близкой как можно большему числу людей.
С 17 июня начались праздничные богослужения в Омске. 19 июня на теплоходе «Механик Калашников» священство с омскими паломниками отправилось вниз по Иртышу до Тобольска, где 22 июня состоялась служба в храме Семи отроков Ефесских. На площади перед вратами Софийско-Успенского собора и Завальном кладбище прошла Вселенская панихида.
Крестные ходы вне церковной ограды были тогда еще запрещены, однако на пристанях в Омске, Таре, Тобольске, Ишиме, Ялуторовске, Сургуте духовенство выстраивалось у храмов и несло иконы до пристаней. Жители городов впервые увидели сбор духовенства вне стен храма.
В Тюмени юбилейные торжества продолжались три дня при большом стечении молящихся. Божественная литургия была совершена во дворе Знаменского кафедрального собора.
В городе проходили встречи с населением. Одна из них – в Тюменском государственном университете. Дискуссии были горячими. На встречах присутствовал уполномоченный по делам религии Замятин. Он и «помог» священникам объяснить студентам, почему церкви нельзя заниматься благотворительностью, звонить в колокола, идти в больницы, тюрьмы, школы. Оказывается, этого нельзя делать по закону.
Праздник тысячелетия Крещения Руси открыл иные исторические перспективы, дал возможность посмотреть на прошлое не через призму коммунистических лозунгов, а глазами предков.
Опубликовано: газета, №132 (4667).
Понравился материал?
Расскажи друзьям
12 июня в истории. 1000-летие Крещения Руси
В этот день 12 июня 1988 года завершались многодневные празднования, посвященные 1000-летию Крещения Руси.
1000-летие Крещения Руси
В июне 1988 года в Москву съехались иерархи почти всех православных церквей планеты и представители крупнейших мировых конфессий. Их всех собрали торжества, приуроченные к 1000-летию Крещения Руси. На территории только что восстановленного Данилова монастыря произошла Божественная Литургия, которую возглавлял Патриарх Московский Пимен.
К этому моменту праздничные мероприятия продолжались в крупнейших городах Советского Союза уже неделю. Многотысячные крестные ходы, праздничные Богослужения проходили в Москве, Ленинграде, Владимире, Новосибирске. В Киеве под проливным дождем вокруг памятника равноапостольному князю Владимиру, который в 988 году обратил Киевскую Русь в христианство, собрались несколько тысяч человек.
Встреча Горбачева со Святейшим Патриархом Пименом и членами Священного Синода
А за несколько недель до празднования, в апрельскую Москву съехались репортеры со всего мира. Они освещали встречу в Екатерининском зале Кремля Михаила Горбачева с членами Священного Синода. Генеральный секретарь и предстоятель РПЦ перед телекамерами пожали друг другу руки.
Сам Горбачев при этом назвал Крещение Руси князем Владимиром «значительной вехой на многовековом пути развития отечественной истории, культуры и русской государственности», и отметил, что благодаря перестройке стало возможным более активное участие религиозных деятелей в жизни общества.
В ответ на это Патриарх Пимен выразил «архитектору перестройки и провозвестнику нового политического мышления» «всецелую поддержку», «искреннюю благодарность» и благословил Горбачева на продолжение начатых дел.
Позже Патриарх Пимен и другие иерархи Церкви были награждены орденом Трудового Красного Знамени «за активную миротворческую деятельность и в связи с 1000-летием Крещения Руси».
Все эти сцены выглядели довольно странно в атеистическом государстве, которое еще несколько десятилетий назад взрывало храмы. Когда в 1937 году прошла перепись, в которой 42% населения, даже в условиях репрессий, признали себя православными, это не могло устроить руководство страны. Устроителей переписи отправили к стенке, а ее результаты аннулировали.
Государственно-церковные отношения
Но на самом деле идея отметить 1000-летие Крещения Руси возникла еще в 1970-х. Предложение партии священнослужители сделали, но оно было воспринято прохладно. Кроме идеологических противоречий было и материальное. В рамках подготовки торжеств иерархи просили о возврате в лоно Церкви двух крупнейших обителей: Новодевичьего монастыря и Киево-Печерской лавры. Это означало возобновление там института монашества, что для советских властей тогда было неприемлемо.
Отношение компартии к Русской Церкви стало постепенно меняться с начала 80-х. Событием чрезвычайной важности была передача Московской Патриархии в 1983 году комплекса строений московского Данилова монастыря. Стало понятно, что празднование 1000-летия Крещения Руси возможно.
Празднование 1000-летия Крещения Руси
Между тем величайший праздник в истории РПЦ изначально планировался исключительно как закрытое внутрицерковное мероприятие. Запланированные на начало лета 1988 года торжества было решено приурочить к Неделе всех святых, в земле Российской просиявших, которая, в соответствии с церковным календарем, выпадала в тот год на неделю с 5 по 12 июня. Планами РПЦ заинтересовалось руководство СССР, которое хотело показать миру явную демократизацию. За развитием ситуации следили многие зарубежные страны, а Генеральная ассамблея ЮНЕСКО даже призвала отметить «1000-летие введения христианства на Руси как крупнейшее событие в европейской и мировой истории и культуре».
На этом фоне государство решилось передать Церкви важнейшие обители: ярославский Толгский монастырь, Козельскую Введенскую Оптину Пустынь и Киево-Печерскую лавру. Денег на торжества государство, конечно, не выделило, но информационная поддержка была оказана мощная. Стало ясно, что страна меняется и меняется очень сильно.
1000-летие крещения Руси
1000-летие крещения Руси – это крупные религиозные праздники, которые проходили в СССР в 1988 году. Организатор – Русская православная церковь.
Атеистическое государство предлагает провести церковный праздник
Князь Владимир крестил Русь в 988 году. Юбилей в 1000 лет пришелся на атеистический период в жизни страны. Но государство участвовало в подготовке к празднику.
Вот что говорит об этом заведующий кафедрой истории Русской православной церкви БФ ПСТГУ, протоиерей Александр Щелкачев:
«Юбилейная дата Тысячелетия Крещения Руси — важное событие для Русской Церкви, но тогда в России были гонения, и Церковь не могла выступить с инициативой проведения церковных торжеств на государственном уровне, поэтому предложение провести праздник исходило от коммунистической партии.
В Церкви казалось, что никаких торжеств не будет. Можно только догадываться, почему компартия решила провести торжества. Может быть, для того чтобы продемонстрировать всему миру, что у нас нет гонений на Церковь, может, из-за опасения, что если праздник не будет отмечаться у нас, то инициатива будет перехвачена Зарубежной церковью. Но, вместе с тем, чувствовался промысл Божий. Чем ближе приближалось время праздника, тем яснее это становилось.
Я слышал небольшой рассказ, который характеризует церковно-политическую обстановку того времени. Во время подготовки к празднику вызывали всех настоятелей московских храмов. Отец Владимир Рожков, настоятель Николо-Кузнецкого храма до отца Владимира Воробьева, был вызван к уполномоченному по делам религий. Причем, отправляясь к нему, он спрятал крест и рясу.
Вдруг уполномоченный начал говорить, что у нас вами задача как следует отметить Тысячелетие Крещения Руси: «Что для этого нужно сделать»? Отец Владимир понял, о чем будет разговор и что за обстановка, надел рясу, крест и сказал, что нужно, прежде всего, ликвидировать лужу, которая была перед входом в Николо-Кузнецкий храм».
5–12 июня 1988 года отмечали юбилей крещения
Основные юбилейные торжества были в Загорске и Москве 5–12 июня. Тогда же назначили и Поместный собор — это крупное религиозное собрание, на котором епископы, пресвитеры, диаконы и миряне обсуждают вопросы веры, реформы церковной жизни, утверждают новых святых.
В Москву съехались участники Поместного собора, а также 517 гостей, в том числе предстоятели поместных православных церквей:
13 июня 1988 года в Москве, патриарх Пимен заложил камень в основание храма, посвящаемого 1000-летию Крещения Руси. Храм находится в районе Царицынских прудов, вблизи Каширского шоссе.
Праздники начались в московском Богоявленском соборе с Божественной литургии.
Патриарх Пимен в Богоявленском соборе открывает торжества, посвященные празднованию 1000-летия крещения Руси
Всю неделю с 5 июня по 12 июня в московских храмах были праздничные богослужения, а 11 июня прошло всенощное бдение. Это особое торжественное богослужение, которое проходит вечером.
Всенощное бдение состоит из:
В древности всенощное бдение начиналось поздно вечером и продолжалось всю ночь до рассвета. Во время такой службы храм освещают больше, чем в другие дни.
Празднование в Москве
Памятная медаль в честь празднования 1000-летия крещения Руси. Такие продавались в лавке Троице-Сергиевой лавры в 1988 году
На площади только что восстановленного из полуразрушенного состояния Данилова монастыря прошла Божественная литургия. Ее совершили:
Поместный собор 6–9 июня 1988 года
6 июня открылся Поместный собор в Троице-Сергиевой Лавре. Он проходил до 9 июня.
В честь праздника в Москве построили колокольню, часовню и храм
Постройки возвели на берегу Борисовских прудов. Здания видны с Каширского шоссе, от которого к надвратной колокольне ведёт белокаменный арочный пешеходный мост.
У подворья 11 колоколов (самый большой — весом почти 2500 кг) привезли в 2001 году.
В 2002 году их установили на колокольне, а в 2003 году — соорудили помост и смонтировали «систему управления» звоном.
Московский храм Троицы Живоначальной в Орехове-Борисове
Вместимость массивного храма — до трёх тысяч человек, высота с крестом — 70 метров. Это однокупольное кубическое здание, к которому со всех четырёх сторон пристроены полуциркульные экседры, что сделало план храма крестообразным.
В восточной экседре расположен главный алтарь, в боковых — приделы, а западная является притвором. Храм перекрыт мощным парусным сводом, опирающимся на стены, как в древних византийских постройках. Завершает здание полусферический ребристый купол. В его барабане двенадцать окон по числу апостолов. Полукупола экседр повторяют форму купола и почти равны ему по диаметру, из-за чего храм кажется многоглавым.
Александро-Невская часовня
Часовня во имя благоверного великого князя Александра Невского — первое сооружение, которое возвели на патриаршем подворье. Расположена к юго-западу от храма. Здание увенчано полусферической главой на высоком гранёном барабане.
Высота часовни — 16,4 м
Колокольня Московского патриаршего подворья
Постройка расположена на западной стороне подворья, у края пешеходного моста, ведущего от Каширского шоссе. Колокольня завершена куполом и полукуполами подобными храмовым, но меньшего размера.
Видео. Божественная Литургия в Свято-Даниловом монастыре
Празднование Тысячелетия Крещения Руси
5 июня 1988-го года в СССР торжественно отмечалось Тысячелетие Крещения Руси.
Формально религия в СССР не была под запретом, ходить в церковь не запрещалось, но вместе с тем постоянно велась антирелигиозная пропаганда. В школах и детских садах учителя и воспитатели должны были разоблачать детям религиозные суеверия, а человек, который ходит в церковь, считался неблагонадёжным.
Церковь наводнили агенты КГБ, которые использовали свои посты для выявления неблагонадёжных элементов. Тайна исповеди перестала быть тайной. Родителям, которые крестили своих детей, официально сообщали об этом на работу. Не в каждом учреждении, но в каких-то серьёзных конторах, связанных с оборонкой (а почти все производство было именно с ней и связано) могли быть серьёзные неприятности. А родитель, занимающий комсомольский или партийный пост, мог его и лишиться.
Подготовка к торжествам велась в церковных кругах долгие 8 лет. Ещё 23 декабря 1980 года Священный Синод постановил «начать подготовку к празднованию Русской Православной Церковью предстоящего великого юбилея», для чего образовал Юбилейную комиссию под председательством Патриарха Пимена.
17 мая 1983 года с разрешения Андропова состоялась официальная передача комплекса строений московского бывшего Данилова монастыря для создания на его территории «Духовно-административного центра» Московского Патриархата. Решение было воспринято не только православными Москвы, но и всего СССР как событие чрезвычайной важности, как первый знак, возможно, меняющегося отношения руководства страны к нуждам Церкви.
Восстановление первой после 1930 года монашеской обители в столице коммунистического государства стало широко известно в обществе, что привлекло интерес как к предстоящему Юбилею, так и православию вообще. Однако в 1984 году при ретрограде Черненко была предпринята попытка не допустить создания в Данилове монастыре монашеской общины. Но после смерти генерального секретаря возражения со стороны властей снова отпали.
В СМИ начали появляться материалы о репрессиях в СССР, о Русской Церкви как хранительнице народной культуры и духовности, об Оптиной Пустыни, судьбе Храма Христа Спасителя, других уничтоженных святынях.
Генеральная ассамблея ЮНЕСКО призывала отметить «1000-летие введения христианства на Руси как крупнейшее событие в европейской и мировой истории и культуре».
29 апреля 1988 года состоялась встреча Патриарха и постоянных членов Синода с Михаилом Горбачёвым «в связи с 1000-летием введения христианства на Руси», которая послужила сигналом для партийных и советских органов, дозволяющим освещение празднования Юбилея как общенационального мероприятия. Одно из официальных изданий Московской Патриархии того времени писало: «29 апреля 1988 года в Кремле состоялась историческая встреча Генерального секретаря ЦК КПСС М. С. Горбачёва с Патриархом Московским и всея Руси Пименом и членами Священного Синода Русской Православной Церкви. В беседе М. С. Горбачёв отметил, что в условиях перестройки стало возможным более активное участие религиозных деятелей в жизни общества. И поэтому не случайно, что в 1989 году Патриарх Пимен был избран народным депутатом СССР».
Состоявшееся 28—31 марта 1988 года в бывшем Новодевичьем монастыре Архиерейское Предсоборное Совещание в коммюнике, среди прочего, отмечало: «Участники Архиерейского Предсоборного Совещания с благодарностью считают необходимым отметить положительное отношение Советского правительства к вопросам, выдвигаемым Священноначалием нашей Церкви».
Накануне торжеств Церкви были переданы Козельская Введенская Оптина пустынь (Калуга) и Толгский монастырь (Ярославль). Накануне самого Тысячелетия Церкви были возвращены часть построек Киево-Печерской лавры. Церкви были переданы мощи, находившиеся на хранении в государственных музеях Московского Кремля.
Основные юбилейные торжества проходили 5 — 12 июня 1988 года в Загорске и Москве.
6 июня открылся Поместный Собор в Троице-Сергиевой Лавре, продлившийся до 9 июня. Собор прославил в лике святых ряд подвижников: Димитрия Донского, Андрея Рублёва, Максима Грека, святителей Макария Московского, Игнатия Брянчанинова и Феофана Затворника, преподобных Паисия Величковского и Амвросия Оптинского. На соборе также обсуждались многие актуальные вопросы церковной жизни.
12 июня, в Неделю всех святых, в земле Российской просиявших, на площади восстановленного из полуразрушенного состояния Данилова монастыря Божественную литургию совершали: Патриарх Антиохийский Игнатий IV, Патриарх Иерусалимский Диодор I, Патриарх Московский Пимен, Католикос-Патриарх всей Грузии Илия II, Патриарх Румынский Феоктист, Патриарх Болгарский Максим, Архиепископ Кипрский Хризостом I.
Константинопольский Патриарх Димитрий I не прибыл вследствие некоторых разногласий протокольного характера. Торжества в Константинопольской Патриархии, в которых принимала участие делегация от Русской Православной Церкви во главе с архиепископом Смоленским и Вяземским Кириллом, состоялись раньше и были приурочены к Неделе Православия, 28 февраля 1988 года.
Торжества происходили в Москве, Ленинграде, Новгороде, Киеве, Владимире и во всех епархиях Русской православной церкви. Был организован торжественный концерт в Большом театре.
Многие мероприятия празднеств широко транслировались по центральному телевидению. 1000-летие крещения Руси отмечалось также Русской православной старообрядческой церковью и Русской Зарубежной Церковью.
Итогом всесоюзных празднований стало то, что антирелигиозная пропаганда в СССР была постепенно свёрнута. Теперь в церкви можно было увидеть даже крупных советских лидеров (к примеру, в ней стал появляться Борис Ельцин). Советская власть перестала видеть в церкви угрозу, напротив, церковь могла стать её опорой, укрепляя в населении лояльность власти.