с чего начать рисовать голову

Как рисовать портрет? Основы рисунка головы человека.

с чего начать рисовать голову. Смотреть фото с чего начать рисовать голову. Смотреть картинку с чего начать рисовать голову. Картинка про с чего начать рисовать голову. Фото с чего начать рисовать голову

В этом уроке рисунка я подготовил материал так, чтобы были видны ключевые принципы рисования головы человека. Чтобы научиться рисовать портрет, нужно понять форму головы, а это возможно при помощи упрощения и обобщения излишних подробностей. Для этой цели я использовал схематичное изображение головы с названием «обрубовка», академический рисунок черепа, поэтапный рисунок головы человека и дополнительные схематичные рисунки, позволяющие понять особенности анатомического строения.

1. Объемность формы. Упрощение и обобщение.

На начальном этапе обучения рисованию люди чаще всего видят контуры объекта вместо его объема. Именно так начинающие и рисуют портрет: срисовывают контуры глаз, носа… А ведь голова человека, глаза, нос, губы — все они имеют объем, это не просто контуры. Кроме того, у них достаточно сложная форма. Поэтому в начале обучения нужно уметь обобщать второстепенное и осознавать объем каждой формы.

Вначале, попробуем нарисовать лицо человека с выступающими вперед носом и лбом, представленными в виде прямоугольных геометрических фигур.

с чего начать рисовать голову. Смотреть фото с чего начать рисовать голову. Смотреть картинку с чего начать рисовать голову. Картинка про с чего начать рисовать голову. Фото с чего начать рисовать голову

2. Череп — основа формы головы.

Далее нужно усвоить один важный урок. Все основные изгибы и контуры лица образуются от выпуклостей и изгибов черепа. Ведь именно череп является той основой, на которой строится форма головы в портрете. Попробуйте проследить эту взаимосвязь, сопоставляя форму черепа с рисунком головы. Это очень важный момент в обучении.

Поскольку череп имеет сложную форму, то понять сразу эту взаимосвязь будет непросто. Поэтому сначала мы нарисуем череп обобщенно.

Череп состоит из двух основных отделов: мозгового и лицевого.

с чего начать рисовать голову. Смотреть фото с чего начать рисовать голову. Смотреть картинку с чего начать рисовать голову. Картинка про с чего начать рисовать голову. Фото с чего начать рисовать голову

К тому же форму черепа можно условно представить в виде куба. Череп имеет фронтальную сторону, две боковые, затылочную и, так называемый, свод черепа или крышу.

с чего начать рисовать голову. Смотреть фото с чего начать рисовать голову. Смотреть картинку с чего начать рисовать голову. Картинка про с чего начать рисовать голову. Фото с чего начать рисовать голову

После условных, обобщенных рисунков привожу в качестве примера учебный академический рисунок черепа. При множестве деталей, в нем можно увидеть фронтальную, затылочную, боковые стороны и свод. Также видно как детали группируются в два основных отдела — мозговой и лицевой.

с чего начать рисовать голову. Смотреть фото с чего начать рисовать голову. Смотреть картинку с чего начать рисовать голову. Картинка про с чего начать рисовать голову. Фото с чего начать рисовать голову

Еще следует отметить, что самая широкая часть черепа находится ближе к затылку. Ее хорошо видно на рисунке ниже.

с чего начать рисовать голову. Смотреть фото с чего начать рисовать голову. Смотреть картинку с чего начать рисовать голову. Картинка про с чего начать рисовать голову. Фото с чего начать рисовать голову

Для тех, кто учится рисовать портрет, могут пригодиться следующие анатомические названия различных частей черепа:

с чего начать рисовать голову. Смотреть фото с чего начать рисовать голову. Смотреть картинку с чего начать рисовать голову. Картинка про с чего начать рисовать голову. Фото с чего начать рисовать голову

3. «Орубовка» — ключ к пониманию формы головы человека.

Кроме черепа, на форму головы и лица влияют мышцы, хрящи, жировые отложения и т. п. Чтобы не запутаться в деталях, разобраться в анатомическом строении поможет обрубовка. Обрубовка представляет собой условное изображение головы человека, состоящее из граней. При помощи таких плоскостей формируется объем всей головы. Благодаря этим граням хорошо видны основные изгибы черепа и основные мышечные группы лица. В любом портрете, у любого человека форма головы строится на основе этих граней обрубовки. Конечно у каждого человека свои особенности лица, свои пропорции, но ключевые точки в построении головы соответствуют обрубовке. Поэтому в рисовании портрета художник всегда держит в памяти эти ключевые грани.

Попробуйте проследить основные плоскости обрубовки в рисунке черепа и в тональном рисунке головы, выполненном карандашом.

с чего начать рисовать голову. Смотреть фото с чего начать рисовать голову. Смотреть картинку с чего начать рисовать голову. Картинка про с чего начать рисовать голову. Фото с чего начать рисовать голову

с чего начать рисовать голову. Смотреть фото с чего начать рисовать голову. Смотреть картинку с чего начать рисовать голову. Картинка про с чего начать рисовать голову. Фото с чего начать рисовать голову

с чего начать рисовать голову. Смотреть фото с чего начать рисовать голову. Смотреть картинку с чего начать рисовать голову. Картинка про с чего начать рисовать голову. Фото с чего начать рисовать голову

с чего начать рисовать голову. Смотреть фото с чего начать рисовать голову. Смотреть картинку с чего начать рисовать голову. Картинка про с чего начать рисовать голову. Фото с чего начать рисовать голову

с чего начать рисовать голову. Смотреть фото с чего начать рисовать голову. Смотреть картинку с чего начать рисовать голову. Картинка про с чего начать рисовать голову. Фото с чего начать рисовать голову

с чего начать рисовать голову. Смотреть фото с чего начать рисовать голову. Смотреть картинку с чего начать рисовать голову. Картинка про с чего начать рисовать голову. Фото с чего начать рисовать голову

4. Формирование объема посредством светотени на фронтальной, боковой и верхней сторонах головы.

Чтобы рисунок головы был объемным, его нужно проработать штриховкой. Штриховка создает нужный тон. Посредством изменения тона (светлее-темнее) мы видим объем и форму. По закону светотени свет распределяется на поверхности формы в следующей последовательности: блик, свет, полутень, тень, рефлекс, падющая тень. Если рисовать шар или подобные простые геометрические фигуры, то все намного проще. Но как показать светотень в тональном рисунке головы человека? В портрете светотень также прокладывается штриховкой как и в рисунке шара. Но с той разницей, что художник должен проследить свет и тень на каждом отдельном фрагменте лица в частности и на всей голове в целом. Т. е. нужно показать свет, полутень, тень — на носу, на лбу, на глазных впадинах, на губах, подбородке и т. д. Но кроме этого, свет и тень нужно показать на всей голове в целом, то есть на ее основных крупных гранях или сторонах. Например, одна сторона головы может быть темнее другой. Это важный момент при создании объема головы в портрете.

Для лучшего понимания данной темы я привожу в качестве примера наглядные схемы и рисунки гипсовой обрубовки, черепа и головы человека. В них вы можете отчетливо увидеть фронтальную, боковую и верхнюю грани головы. Схемы и рисунки карандашом составлены таким образом, что с помощью них можно поэтапно проследить основные грани головы, что поможет начинающим художникам увидеть светотень на поверхности головы в целом.

с чего начать рисовать голову. Смотреть фото с чего начать рисовать голову. Смотреть картинку с чего начать рисовать голову. Картинка про с чего начать рисовать голову. Фото с чего начать рисовать голову

с чего начать рисовать голову. Смотреть фото с чего начать рисовать голову. Смотреть картинку с чего начать рисовать голову. Картинка про с чего начать рисовать голову. Фото с чего начать рисовать голову

с чего начать рисовать голову. Смотреть фото с чего начать рисовать голову. Смотреть картинку с чего начать рисовать голову. Картинка про с чего начать рисовать голову. Фото с чего начать рисовать голову

с чего начать рисовать голову. Смотреть фото с чего начать рисовать голову. Смотреть картинку с чего начать рисовать голову. Картинка про с чего начать рисовать голову. Фото с чего начать рисовать голову

5. Мозговой и лицевой отделы головы.

Выше я уже приводил схематичный рисунок в котором были видны мозговой и лицевой отделы черепа. Но, как на практике увидеть эти области в рисовании портрета? В этом может помочь ряд рисунков и схем ниже. Здесь вы можете проследить границу между лицевой и мозговой частями головы в привычном рисунке карандашом, гипсовой обрубовке и учебном рисунке черепа.

с чего начать рисовать голову. Смотреть фото с чего начать рисовать голову. Смотреть картинку с чего начать рисовать голову. Картинка про с чего начать рисовать голову. Фото с чего начать рисовать голову

6. Поэтапный тональный рисунок карандашом.

После изучения основных анатомических особенностей строения головы, можно приступить к поэтапному рисунку карандашом. Здесь нужно усвоить такую последовательность. Сначала мы рисуем обобщенно. Потом усложняем рисунок, добавляя подробности.

а) Поскольку форма головы напоминает форму яйца, то в начале рисуем линией соответствующую фигуру.

с чего начать рисовать голову. Смотреть фото с чего начать рисовать голову. Смотреть картинку с чего начать рисовать голову. Картинка про с чего начать рисовать голову. Фото с чего начать рисовать голову

б) После этого выполняем построение рисунка головы. Рисуем ось симметрии, которая будет проходить по середине головы. Это очень важно так как ось позволит сравнивать левую и правую стороны, что поможет избежать ошибок и неровностей. Далее, намечаем уровни на которых располагаются брови, глаза, нос, губы. Намечаем их с помощью легких линий. О том, как определить эти уровни я писал в уроке «Пропорции в рисунке лица человека. Простая схема для начинающих художников»

с чего начать рисовать голову. Смотреть фото с чего начать рисовать голову. Смотреть картинку с чего начать рисовать голову. Картинка про с чего начать рисовать голову. Фото с чего начать рисовать голову

в) На следующем этапе можно наметить глазные впадины, глаза, нос, губы, а также скуловую кость, лобные доли, основные мышечные группы и складки на лице.

с чего начать рисовать голову. Смотреть фото с чего начать рисовать голову. Смотреть картинку с чего начать рисовать голову. Картинка про с чего начать рисовать голову. Фото с чего начать рисовать голову

г) Уточняем детали.

с чего начать рисовать голову. Смотреть фото с чего начать рисовать голову. Смотреть картинку с чего начать рисовать голову. Картинка про с чего начать рисовать голову. Фото с чего начать рисовать голову

д) Облегчаю ластиком черноту вспомогательных линий, которые будут стерты в итоге, однако, нужны в начале построения головы.

с чего начать рисовать голову. Смотреть фото с чего начать рисовать голову. Смотреть картинку с чего начать рисовать голову. Картинка про с чего начать рисовать голову. Фото с чего начать рисовать голову

е) Начинаем тональный рисунок. Вводим штриховку. Обозначаем тени и свет. «Лепим» форму головы тоном. Я не стал фиксировать промежуточные стадии штриховки, поэтому опубликовываю сразу заключительный этап рисунка.

с чего начать рисовать голову. Смотреть фото с чего начать рисовать голову. Смотреть картинку с чего начать рисовать голову. Картинка про с чего начать рисовать голову. Фото с чего начать рисовать голову

7. Различная манера и техника исполнения рисунка.

В конце этого урока хочу добавить, что манера и техника исполнения рисунка может быть разной. Рисунок может быть линейный и тоновой. Можно рисовать линией, а можно рисовать с помощью пятна. Можно вести работу в свободной манере наброска, допуская неточности. А можно выполнить точный академический рисунок. Можно рисовать подробно, а можно обобщенно.

с чего начать рисовать голову. Смотреть фото с чего начать рисовать голову. Смотреть картинку с чего начать рисовать голову. Картинка про с чего начать рисовать голову. Фото с чего начать рисовать голову

Но при всем многообразии подходов, в рисунке должна быть видна грамота. Принципы построения головы сохраняются — будь то на бумаге или в сознании художника. Профессиональный художник, имеющий опыт работы, может и не рисовать вспомогательные линии построения. Он может вести работу в другой последовательности. Однако, какой бы ни была техника исполнения, в его рисунке будет видно понимание основ пластической анатомии. Поэтому если Вы хотите научиться рисовать портрет, нужно понимать суть, а не просто поэтапно копировать натуру или картинку. Когда начинающий художник обретает такое понимание и начинает видеть натуру анализируя, а не просто копируя, то он будет значительно более успешен в обучении. Надеюсь рисунки и схемы из этого урока помогут начинающим в этом.

Источник

Основы рисования портрета. Пропорции и ракурсы.

с чего начать рисовать голову. Смотреть фото с чего начать рисовать голову. Смотреть картинку с чего начать рисовать голову. Картинка про с чего начать рисовать голову. Фото с чего начать рисовать голову

Очень часто начинающие художники пренебрегают изучением человеческого скелета и мускулатуры, ошибочно полагая, что “и так нормально получится”. Но незнание человеческой анатомии приводит к тому, что нарисованный человек получается неубедительным, а его мимика и движения выглядят неестественно.

Поэтому сегодня мы рассмотрим базовые принципы, которыми вы должны руководствоваться, если хотите нарисовать хороший и качественный портрет.

1. Пропорции лица

Анфас

Череп с челюстью представляют собой слегка сплюснутую сферу, поэтому глядя на человеческое лицо в анфас мы видим что-то вроде перевернутого узкой стороной вниз яйца. Две перпендикулярные линии, проходящие посредине, делят это яйцо на четыре части. Давайте рассмотрим подробности:

с чего начать рисовать голову. Смотреть фото с чего начать рисовать голову. Смотреть картинку с чего начать рисовать голову. Картинка про с чего начать рисовать голову. Фото с чего начать рисовать голову

Полезная подсказка: ширина лица обычно составляет ширину пяти глаз или немногим меньше. Размер расстояния между глазами равен ширине одного глаза. Очень редко у людей это расстояние очень сильно отличается от стандартного, но эту особенность будет достаточно легко заметить. Расстояние между нижней губой и подбородком также равняется длине одного глаза.

Еще одним способом измерения является использования расстояние между кончиком большого и указательного пальца. На рисунке ниже показано, какие расстояния можно мерить таким образом: высота уха, расстояние от линии роста волос до бровей, от брови до носа, от носа до подбородка и от зрачка до зрачка.

с чего начать рисовать голову. Смотреть фото с чего начать рисовать голову. Смотреть картинку с чего начать рисовать голову. Картинка про с чего начать рисовать голову. Фото с чего начать рисовать голову

Профиль

В профиль мы все еще видим форму яйца, но острая сторона его смотрит в угол. Линии теперь разделяют голову на лицо и череп.

с чего начать рисовать голову. Смотреть фото с чего начать рисовать голову. Смотреть картинку с чего начать рисовать голову. Картинка про с чего начать рисовать голову. Фото с чего начать рисовать голову

2. Особенности

Глаза и брови

Глаз – это просто две дуги, соединенные в миндальную форму. Нет определенного правила в рисовании глаз, потому что форма глаз может быть разная, и таких форм существует очень много, но мы можем подметить следующие тенденции:

с чего начать рисовать голову. Смотреть фото с чего начать рисовать голову. Смотреть картинку с чего начать рисовать голову. Картинка про с чего начать рисовать голову. Фото с чего начать рисовать голову

Детали глаза

В профиль глаз принимает форму наконечника стрелы (с выпуклыми или вогнутыми сторонами), с небольшим намеком на верхнее и, возможно, на нижнее веко. В реальной жизни вы не увидите радужную оболочку сбоку, вы будете видеть лишь белок глаза. Но глаз без радужной оболочки выглядит странно, поэтому рисуйте хотя бы намек на него.

Что касается бровей, то проще всего нарисовать их, следуя дуге верхнего века. Зачастую самая широкая часть брови находится ближе к внутренней части, а “хвост”, стремящийся ко внешней части глаза, постепенно становится тоньше.

Если смотреть в профиль, то форма бровей меняется кардинально и становится больше похожей на запятую. Бровь как бы начинается там, где находятся кончики ресниц.

Нос человека примерно клиновидной формы, ее достаточно просто представить себе и нарисовать в объемном виде, прежде чем прорисовать детали.

Спинка и крылья носа являются плоскими поверхностями, которые очерчиваются лишь в конце, но все равно очень важно учесть эти поверхности во время построения наброска, чтобы правильно рассчитать пропорции. Нижняя плоская часть нашего клина в виде усеченного треугольника соединяется с крыльями и кончиком носа. Крылья сворачиваются внутрь к перегородке, образовывая ноздри – обратите внимание, что вид снизу показывает, как перегородка начинается раньше крыльев и соединяется с лицом. Она выступает ниже, чем крылья, когда мы смотрим на нос в профиль, и это означает, что при виде в 3/4 дальняя ноздря скрыта перегородкой.

с чего начать рисовать голову. Смотреть фото с чего начать рисовать голову. Смотреть картинку с чего начать рисовать голову. Картинка про с чего начать рисовать голову. Фото с чего начать рисовать голову

Так же, как и в случае с глазами, детализация не всегда дает хороший результат. Поэтому важнее проработать пропорции, чем корпеть над деталями, которые в итоге могут изуродовать рисунок. При рисунке в анфас нос выглядит лучше, если нарисовать только нижнюю его часть. Если вы рисуете вид в 3/4, то, скорее всего, вам лучше будет прорисовать линию спинки носа. Вам придется осмотреть и изучить массу носов, чтобы понять, как и когда его изображать.

с чего начать рисовать голову. Смотреть фото с чего начать рисовать голову. Смотреть картинку с чего начать рисовать голову. Картинка про с чего начать рисовать голову. Фото с чего начать рисовать голову

Губы

с чего начать рисовать голову. Смотреть фото с чего начать рисовать голову. Смотреть картинку с чего начать рисовать голову. Картинка про с чего начать рисовать голову. Фото с чего начать рисовать голову

Самая важная часть уха – это длинная С-подобная форма внешней линии. Внутренняя часть уха подобна перевернутой букве U. Также есть подобная кривая сразу над мочкой уха, соединенная с маленькой С-подобной дугой. В целом форма уха тоже варьируется.

с чего начать рисовать голову. Смотреть фото с чего начать рисовать голову. Смотреть картинку с чего начать рисовать голову. Картинка про с чего начать рисовать голову. Фото с чего начать рисовать голову

Когда мы видим лицо в анфас, уши видны в профиль:

Если смотреть на голову сзади, ухо выглядит как бы отделенным от головы: ободок прикреплен к голове воронкой. Не бойтесь нарисовать воронку слишком большой, так как она действительно не маленькая.

3. Ракурс

Имея форму мяча с небольшими изменениями, голова рисуется проще, чем ожидалось. Но, несмотря на это, нужно изучить то, как она выглядит под разными углами. Конечно, меняется вид носа в первую очередь, но и брови, скулы, центральная часть рта и подбородка меняются тоже.

Когда мы рисовали лицо в анфас и в профиль, мы практически упрощали его до двухмерной плоскости. Для других углов зрения нам нужно думать в трехмерном пространстве.

Взгляд вниз

с чего начать рисовать голову. Смотреть фото с чего начать рисовать голову. Смотреть картинку с чего начать рисовать голову. Картинка про с чего начать рисовать голову. Фото с чего начать рисовать голову

Взгляд вверх

с чего начать рисовать голову. Смотреть фото с чего начать рисовать голову. Смотреть картинку с чего начать рисовать голову. Картинка про с чего начать рисовать голову. Фото с чего начать рисовать голову

Поворот боком

Когда человек виден почти со спины, все что видно – это выступающая линия бровей и скулы. Выступает линия шеи и стремится к уху. Ресницы – это следующее, что видно, когда человек поворачивается лицом.

Затем часть брови появляется, а также становятся видны выступ нижнего века и кончик носа, выступающие из-за щеки.

Когда лицо уже повернуто почти в профиль, глазное яблоко и губы становятся видны (но средняя линия рта все еще маленькая), а линия шеи сливается с линией подбородка в одну линию. Вы все еще можете видеть часть щеки, за которой прячется ноздря.

Источник

Рисунок головы человека

Самым сложным и совершенным по форме и конструкции является человек. Потому в профессиональном художественном обучении так много внимания уделялось раньше и уделяется теперь изучению строения человека, особенно когда речь заходит о вопросе как рисовать голову человека.

Все материальные ценности должны создаваться для человека. С древнейших времен архитектура стояла ближе всех других видов искусств к человеку. Люди, причастные к этому виду творчества, особенно хорошо должны знать сложнейший по физическому устройству, психическим особенностям и внешнему облику организм человека.

Начальным этапом изучения для художника обычно является голова человека. Для серьезного овладения основными принципами построения реалистического рисунка всей фигуры человека и ее отдельных деталей необходимо хорошо знать пластическую анатомию. Изучение закономерностей строения внутренний структуры фигуры или головы человека вынуждает ученика отказаться от поверхностно-копировального срисовывания наружных контуров. Лишь увидев в натуре за внешними очертаниями пластику формы и основы возникновения ее на базе твердых анатомо-конструктивных знаний, можно выполнить грамотно, правдиво и выразительно рисунок головы человека.

В связи с этим очень важно в первую очередь установить для себя пропорции двух основных частей головы: крупного по объему мозгового раздела и сравнительно небольшого лицевого. На рисунке 1 указаны членение этих разделов и названия мелких костей. Функциональное назначение каждой детали черепа взаимосвязано с их формообразованием и конструктивными особенностями.

с чего начать рисовать голову. Смотреть фото с чего начать рисовать голову. Смотреть картинку с чего начать рисовать голову. Картинка про с чего начать рисовать голову. Фото с чего начать рисовать голову

Строение черепа. Пластическая анатомия для художника

Рис.1. Строение черепа. Пластическая анатомия для художника

1 — лобная кость;
1а — лобные бугры;
1б — надбровные дуги;
1в — надпереносье;
1г — височная линия;
2 — теменные кости;2а — теменные бугры;
3 — затылочная кость;
4 — височная кость;
4а — сосцевидный отросток;
4б — скуловая дуга;
4в — наружное слуховое отверстие;
5 — скуловая кость;
6 — верхнечелюстная кость;7 — носовые кости;
8 — нижнечелюстная кость;
8а — подбородочное возвышение;
8б — угол нижней челюсти;
8в — суставной отросток;
8г — венечный отросток;
9 — глазничные впадины;
10 — грушевидное отверстие.

Для выработки профессиональных навыков реалистического изображения головы человека особое внимание необходимо уделить изучению основных анатомических пунктов и опорных точек (Рис.2,3).

При сравнительном анализе формы головы человека и черепа можно заметить, что пластическая характеристика головы (выступы, углубления, изгибы и др.) не всегда совпадает с шовными черепными сочленениями. Мышцы головы часто скрыты жировыми слоями. В силу уникальности характеристики каждого человека общая пластическая форма головы определяется индивидуальными расположениями основных костных выступов, опорных точек и анатомических пунктов. Выявляя расхождения анатомических основ конкретной головы и канонической, рисующий добивается неповторимости и индивидуальности характеристик формы в рисунке, т. е., как часто говорят, — сходства. Из 20 основных костных выступов на голове человека только семь приходится на лицевую часть. Кроме костных выступов на рельеф головы оказывают влияние жесткие грани носовых хрящей, височные, жевательные, мимические и другие мышцы (Рис.2).

с чего начать рисовать голову. Смотреть фото с чего начать рисовать голову. Смотреть картинку с чего начать рисовать голову. Картинка про с чего начать рисовать голову. Фото с чего начать рисовать голову

Мышцы головы и шеи. Пластическая анатомия для художника

Рис.2. Мышцы головы и шеи

1 — височные мышцы;
2 — жевательные мышцы;
3 — лобные мышцы;
4 — круговые мышцы глаз;
5 — мышцы — сморщиватель бровей;
6 — круговая мышца рта;
7 — скуловые мышцы;
8 — носовые мышцы;
9 — квадратная мышца верхней губы;
10 — мышца смеха;11 — щечная мышца;
12 — треугольная мышца рта;
13 — квадратная мышца нижней губы;
14 — подбородочная мышца;
15 — грудинно-ключично-сосцевидная мышца;
16 — трапециевидная мышца;
17 — двубрюшная мышца;
18 — щитовидный хрящ;
19 — яремная ямка.

с чего начать рисовать голову. Смотреть фото с чего начать рисовать голову. Смотреть картинку с чего начать рисовать голову. Картинка про с чего начать рисовать голову. Фото с чего начать рисовать голову

Рисунок головы человека. Пластическая анатомия для художника

Рис.3. Рисунок головы человека

Глаз:
1 — глазное яблоко;
2 — слезник;
3 — радужная оболочка;
4 — нижнее веко;
5 — верхнее веко;
6 — наружный угол;
7 — зрачок.Ухо:
1 — завиток;
2 — противозавиток;
3 — козелок;
4 — противокозелок;
5 — раковина;
6 — мочка.Губы:
1 — желобок верхней губы;
2 — бугорок верхней губы;
3 — угол рта.
Нос:
1 — носовые кости;
2 — хрящевая перегородка носа;
3 — боковые хрящи.

Поверхности лба, темени и затылка определяют костные основы, потому что мозговая часть покрыта плоскими тонкими мышцами. Пластическая форма лицевой части значительно сложнее (табл. 1).

Группа мышцНазваниеПрикреплениеДействие
началоконец
12345
Мимические1. Лобные мышцы (парные)Кожный покров бровей (с изнанки)Сращены с черепным апоневрозомПоднимают брови
2. Пирамидальный мускулНосовая частьВнутренний конец бровиСближает внутренние концы бровей
3. Мускул, сморщивающий брови (парный)НадпереносьеСередина бровиТянет внутренний конец брови внутрь и вверх
4. Круговая мышца глаза (парная):
а) вековая часть
б) глазничная часть
Внутренний угол глазницы от лобной кости. Широким кольцом окружает глазницу, лежит на ее костных краях и переходит на векиСближает края век, закрывая глаз (прищуривание, зажмуривание), двигает брови (выпрямляет, слегка опускает)
5. Большая скуловаяСкуловая костьУгол ртаДвигает углами рта (при смехе)
6. Квадратная мышца верхней губыКрай глазницыВерхняя губа, наружные пучки, крыло носа, внутренние пучкиПоднимает середину верхней губы, изгибает носогубную складку, расширяет ноздри
7. Мышца, опускающая перегородку носа (парная)Ячеечный отросток верхней челюсти под средним резцомПерегородка носаОттягивает вниз перегородку носа, суживает ноздрю, опускает середину верхней губы
8. Носовая мышца (парная)Общее плоское сухожилие (седло) на спинке носаВплетается в кожу боковой поверхности носа и ближайшей части щекиСморщивает нос, поднимает крыло носа, растягивает ноздри
9. Круговая мышца ртаЗалегает вокруг ртаСуживает, сжимает рот
10. Треугольная мышца рта (парная)Боковая поверхность нижней челюстиВплетается в угол ртаОпускает угол рта и носогубную складку
11. Квадратная мышца нижней губыПередняя часть тела нижней челюстиНижняя губаВыворачивает и растягивает нижнюю губу
12. Подбородочная мышца (парная)Нижняя челюсть у основания передних зубовВплетается в кожу подбородкаДвигает кожу подбородка
13. Щечная, или ланитная, мышца (парная)Снизу и сверху прикрепляется к челюстямСпереди сплетается в круговую мышцу ртаПрижимает и надувает щеки, тянет угол рта
Жевательные1. Собственно жевательная мышца (парная)Скуловая дугаУгол нижней челюстиПоднимает нижнюю челюсть и прижимает ее к верхней
2. Височная мышца (парная)Височная впадинаВенечный отросток нижней челюстиПоднимает нижнюю челюсть
3. Крыловидные мышцыЛежат в глубинеДвижение нижней челюсти вперед, назад и в стороны
4. Двубрюшная мышца:Располагается в области шеиОпускает нижнечелюстную кость
переднее брюшкоНижнечелюстная костьПодъязычная кость
заднее брюшкоСосцевидный отросток височной костиПодъязычная кость

Примечание. При физических усилиях и при душевных переживаниях, требующих волевого напряжения, челюсти невольно стискиваются — мышца, напрягаясь, становится рельефной. Если человек разгневан, угрожает, готов к решительным действиям, челюсти крепко сжаты — это происходит за счет напряжения жевательных мышц, т.е. жевательные мышцы можно считать также мимическими. Определенное выражение лица очень редко возникает в результате действия какой-нибудь одной мышцы.

Большое значение в рисунке головы придается правильному изображению шеи, являющейся соединительным звеном между туловищем и головой. Внешнюю пластическую форму шеи образуют следующие мышцы.

Заднюю поверхность — капюшонная мышца с треугольной мышцей головы и шеи.

Переднюю поверхность — грудино-ключично-сосцевидная мышца, начало которой прикрепляется к рукоятке грудины (грудинная головка) и ключице (ключичная головка), затем ключичная и грудинная головки сплетаются и образуют мощный мышечный тяж, который прикрепляется к сосцевидному отростку височной кости и затылочной. Нижнюю границу перед — сбоку на рельеф шеи влияют лестничные мышцы, которые расположены позади грудино-ключично-сосцевидной, начинаясь от поперечных отростков верхних шейных позвонков и заканчиваясь у первого и второго ребра. Хорошо видна и надключичная ямка.

Рядом с четко выделяющейся спереди гортанью можно увидеть грудино-подъязычную и лопаточно-подъязычную мышцы. Рисуя голову в ракурсе снизу, необходимо хорошо представить дно ротовой полости. На внешнюю пластическую форму дна ротовой полости влияют двубрюшная и челюстно-подъязычная мышцы, а также подъязычная кость.

Знание пластической анатомии, конечно, оказывает существенную помощь при овладении рисунком головы человека, но оно не может заменить практической работы непосредственно с натуры.

Изучив анатомическое строение черепа, учащиеся переходят к рисунку частей головы.

Приступая к рисунку анатомической головы, необходимо определить ее наклон и пропорции общей массы. Затем определить поворот головы, сравнить пропорциональные соотношения лицевой части с общей массой, выяснить перспективные изменения и определить направление света. Этот предварительный анализ необходим, чтобы начать длительную работу и вести ее осмысленно, чтобы каждый этап сообщал листу бумаги исчерпывающую информацию о натуре. Излагая основные этапы работы над рисунком анатомической головы, остановимся лишь на основных задачах, не претендуя на полноту изложения. Тем более что каждый ученик в силу своих индивидуальных особенностей и степени подготовленности вправе сам выбирать удобный для себя путь работы над рисунком.

Прежде чем сделать первые линии на бумаге, необходимо рассмотреть гипсовую голову со всех сторон, чтобы правильно понять общий характер формы головы и ее положение в пространстве. На композицию рисунка в плоскости листа влияет наклон головы и даже освещение. Ученик должен научиться красиво заполнять всю изобразительную плоскость, чтобы изображение смотрелось монументально.

Как рисовать голову человека (гипсовой анатомической головы)? Первый этап

Скомпонуйте изображение на листе. Зная, что лицевая часть имеет множество мелких деталей, необходимо перед ней создать большее поле фона. Изображение головы несколько сдвигается вверх, так как нижняя часть листа должна иметь большую тяжесть. Намечая общие пропорции, надо обратить внимание на соотношение общей ширины к общей высоте головы, выяснить, в какой по пропорциям прямоугольник вписывается гипсовая голова.

Определив наклон, поворот и пластическую характеристику общего объема, наметьте общие габариты изображения и очертания общей массы головы.

с чего начать рисовать голову. Смотреть фото с чего начать рисовать голову. Смотреть картинку с чего начать рисовать голову. Картинка про с чего начать рисовать голову. Фото с чего начать рисовать голову

Рисунок головы человека (гипсовой анатомической головы). Второй этап

Учитывая перспективные сокращения, обобщение, наметьте среднее профильное сечение. Обозначьте линию, проходящую через середину разреза глаз. Эта линия разделит голову на две равные части по вертикали. Главная задача на этом этапе — правильно определить перспективные сокращения и выразить их при начертании этих линий. Это поможет в дальнейшей работе. Нужно будет каждый раз проверять себя, опираясь на ранее заданные в рисунке направления.

Часто, намечая профильное сечение, рисовальщик сталкивается с проблемой определения наклона. Наклон головы следует находить на основе воображаемой линии, соединяющей переносицу с серединой подбородка, и вертикали. Большое значение имеет и определение лицевого угла. Намечая две обобщенные линии сечений, так называемую крестовину, рисующий должен твердо установить линию своего горизонта.

с чего начать рисовать голову. Смотреть фото с чего начать рисовать голову. Смотреть картинку с чего начать рисовать голову. Картинка про с чего начать рисовать голову. Фото с чего начать рисовать голову

Рисунок головы человека (гипсовой анатомической головы). Третий этап

Опираясь на анатомические пункты, выделите общие пропорции лицевой части. Анатомическими пунктами должны являться прежде всего височные линии, выступы скуловых костей и углы нижней челюсти. Определять пропорции лицевой части необходимо методом сравнения ее с общей формой.

с чего начать рисовать голову. Смотреть фото с чего начать рисовать голову. Смотреть картинку с чего начать рисовать голову. Картинка про с чего начать рисовать голову. Фото с чего начать рисовать голову

Рисунок головы человека (гипсовой анатомической головы). Четвертый этап

Изучите профиль головы и строго наметьте профильное продольное сечение. Начинать рисование сечения надо от средней точки переносья. Двигаясь вверх к затылку, вниз к подбородку и яремной впадине, обозревайте голову целиком. Намечая профильное сечение, следует проверять соразмерность отдельных мелких частей головы и правильно определять выступающие точки, сравнивая их между собой по вертикалям.

с чего начать рисовать голову. Смотреть фото с чего начать рисовать голову. Смотреть картинку с чего начать рисовать голову. Картинка про с чего начать рисовать голову. Фото с чего начать рисовать голову

Рисунок головы человека (гипсовой анатомической головы). Пятый этап

Наметьте ширину крупных форм каждой части головы, строя от профильного сечения и учитывая перспективные сокращения и парность форм. Выполните объемно-конструктивное построение формы головы.

с чего начать рисовать голову. Смотреть фото с чего начать рисовать голову. Смотреть картинку с чего начать рисовать голову. Картинка про с чего начать рисовать голову. Фото с чего начать рисовать голову

Рисунок головы человека (гипсовой анатомической головы). Шестой этап

Прорисуйте мелкие детали, проверяя построение с помощью сечений. Проследите повороты формы, передавая сложную пластическую основу головы человека, закончите линейно-конструктивный рисунок.

Вспоминая каноны, пришедшие к нам из глубины веков, и сравнивая их с тем, что есть в натуре, учащие более точно определяют характер формы и пропорции конкретной головы. В скульптурных изображениях голов, выполненных древними скульпторами, можно проследить некоторые общие закономерности.

Лицевую часть головы можно разделить на три равные части. Линия, ограничивающая верхнюю треть средней части, проходит на уровне глаза. Высота уха равна высоте средней трети лица. Начинать построение необходимо, основываясь на знаниях об особенностях конструктивного строения пластической формы головы, полученных во время работы над рисунком обрубовки.

с чего начать рисовать голову. Смотреть фото с чего начать рисовать голову. Смотреть картинку с чего начать рисовать голову. Картинка про с чего начать рисовать голову. Фото с чего начать рисовать голову

Рисунок головы человека (гипсовой анатомической головы). Седьмой этап

Учитывая направление света, легким тоном наметьте основной объем головы и основные детали. Строго проследите в рисунке светоразделы. Покажите освещенность.

с чего начать рисовать голову. Смотреть фото с чего начать рисовать голову. Смотреть картинку с чего начать рисовать голову. Картинка про с чего начать рисовать голову. Фото с чего начать рисовать голову

Рисунок головы человека (гипсовой анатомической головы). Восьмой этап

Введите полутона, перейдя к более подробному выявлению формы, сберегая при этом конструктивную, пропорциональную и перспективную основу построения. Проведите анализ формы по тональным градациям, подчинив их тональному масштабу. Подчините все элементы светотени их отношениям, добиваясь цельности рисунка.

с чего начать рисовать голову. Смотреть фото с чего начать рисовать голову. Смотреть картинку с чего начать рисовать голову. Картинка про с чего начать рисовать голову. Фото с чего начать рисовать голову

Рисунок головы человека (гипсовой анатомической головы). Девятый этап

Определите более точные светотеневые градации, накапливая детали и подчиняя их общей форме. Учитывая тон, одновременно уточняйте конструктивную основу пластической формы. Обобщите и завершите рисунок анатомической головы.

с чего начать рисовать голову. Смотреть фото с чего начать рисовать голову. Смотреть картинку с чего начать рисовать голову. Картинка про с чего начать рисовать голову. Фото с чего начать рисовать голову
Аналогично рисунку гипсовой анатомической головы ведется рисунок любой другой натуры.

Рисунок гипсовой головы Дорифора

с чего начать рисовать голову. Смотреть фото с чего начать рисовать голову. Смотреть картинку с чего начать рисовать голову. Картинка про с чего начать рисовать голову. Фото с чего начать рисовать голову

с чего начать рисовать голову. Смотреть фото с чего начать рисовать голову. Смотреть картинку с чего начать рисовать голову. Картинка про с чего начать рисовать голову. Фото с чего начать рисовать голову

с чего начать рисовать голову. Смотреть фото с чего начать рисовать голову. Смотреть картинку с чего начать рисовать голову. Картинка про с чего начать рисовать голову. Фото с чего начать рисовать голову

с чего начать рисовать голову. Смотреть фото с чего начать рисовать голову. Смотреть картинку с чего начать рисовать голову. Картинка про с чего начать рисовать голову. Фото с чего начать рисовать голову

с чего начать рисовать голову. Смотреть фото с чего начать рисовать голову. Смотреть картинку с чего начать рисовать голову. Картинка про с чего начать рисовать голову. Фото с чего начать рисовать голову

с чего начать рисовать голову. Смотреть фото с чего начать рисовать голову. Смотреть картинку с чего начать рисовать голову. Картинка про с чего начать рисовать голову. Фото с чего начать рисовать голову

Авторы: Жабинский В. И., Винтова А. В.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *