с чего начать работу психолога в школе без опыта работы
С чего начать работу педагогу-психологу в школе или детском саду
Итак, вы — начинающий педагог-психолог и впервые приступаете к работе в этой должности. Думаю, что у вас вполне закономерно может возникнуть вопрос «С чего начать свою работу педагогу- психологу?»
Мне в этом плане в своё время очень повезло, потому что когда предстояло начать работу педагогом — психологом в школе, то у нас в районе второй год работал психологический центр, который обеспечивал методическое сопровождение специалистов в школах и детских садах. Конечно, приходилось «прокладывать» и свои пути-дорожки в работе, поэтому опыт есть, и я готова поделится им с вами.
Дальше я опишу шаги, которые нужно будет сделать в первую очередь.
1. Изучить правовую базу (вспомнить, если вы изучали её, когда учились):
Все эти документы, и некоторые другие вы можете найти в разделе «Документация педагога — психолога».
В каждом образовательном учреждении есть правила внутреннего распорядка, с которыми вас ознакомит директор, и которые вам необходимо будет исполнять.
2. Составить и согласовать с директором ОУ
График и циклограмма работы, должностные обязанности заверяются директором или заведующей.
3. Вам нужно знать цели и задачи школы и под эти цели и задачи составить свой план работы. План педагога-психолога является частью общешкольного годового плана и также утверждается и подписывается директором.
Обычно ваши документы согласовываются и с руководством центра.
5. Заведите отдельную папку для документов,куда вы можете вложить:
Подсказки начинающему школьному психологу
Вы решили работать в школе. С чего же начать?
3. Твой основной помощник в работе газета «Школьный психолог». Много полезной информации можно найти в журналах «Вопросы психологии» и «Психологическая наука и образование»
4. Книги Марины Битяновой помогают сделать удачный старт:
a) «Организация психологической работы в школе»
В книге кандидата психологических наук, доцента М.Р.Битяновой излагается целостная авторская модель организации психологической службы в школе. Издание знакомит читателя со схемой планирования работы школьного психолога в течение учебного года, дает авторские варианты содержательного наполнения основных направлений его работы: диагностической, коррекционно-развивающей, консультативной и др. Особое внимание уделено вопросам взаимодействия психолога с педагогами, детским сообществом, школьной администрацией.Книга будет интересна школьным психологам, педагогам, руководителям образовательных организаций и методистам.
б) «Работа психолога в начальной школе»
В книге излагается система работы школьного психолога с детьми 7-10 лет. Приводятся конкретные диагностические, коррекционно-развивающие и консультативные методики и технологии. Предлагается авторский подход к построению работы психолога в течение учебного года, основанный на идее психолого-педагогического сопровождения. Авторы построили книгу таким образом, чтобы психологи могли воспользоваться ею как практическим руководством для организации работы с детьми, их родителями и педагогами.
5. В выборе приоритетов деятельности есть некоторые нюансы:
9. Особенности построения взаимоотношений.
а) Психолог и школьная администрация.
Трудности могут возникнуть из – за «вечного вопроса» : кому ты подчиняешься, перед кем отчитываешься. Бывает, что администратор нагружает психолога работой, не входящей в его должностные обязанности. Что же делать?
Внимательно изучи пункт № 2 данной статьи.
б) Психолог и коллектив учителей.
Я думаю, что суть этих взаимоотношений – равноправное сотрудничество. И у учителя, и у психолога есть общая цель – РЕБЕНОК, его развитие и благополучие.Общение с учителем должно строиться на принципах уважения его опыта и (или) возраста, дипломатии и компромисса. В коллективе всегда найдется группа учителей, которые с интересом включатся в вашу с ней совместную деятельность. И у тебя появятся единомышленники.
в) Психолог и учащиеся.
Открытость, улыбчивость, искренность, умение выйти из щекотливой ситуации – все это обеспечивает твой авторитет. Важен и стиль твоего поведения: как приглашаешь детей прийти на обследование, как идешь по коридору во время перемены, как реагируешь на провокации, агрессию, неожиданный приход подростков.
И напоследок, я закрываю дверь в кабинет только в случае консультации или обследования. На перемене я выхожу в рекреацию пообщаться с ребятами или ребята (особенно младших классов) прибегают ко мне.
В запасе у меня есть притчи, которые выручали меня не один раз, ведь подростки любят проверить твою компетентность и умение выкрутиться из любой ситуации.
Желаю УДАЧИ, искренне надеюсь, что у тебя все ПОЛУЧИТСЯ!
4. Описание профессии «школьный психолог» в рамках проекта «Психология как профессия» (Факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, Лаборатория психологии профессий и конфликта, Кафедра психологии труда и инженерной психологии).
C вопросами, замечаниями и предложениями можно обращаться на e-mail автора статьи
С чего начать работу психолога в школе без опыта работы
Автор: Наталья Нижегородцева
Вы решили работать в школе. С чего же начать?
1. Твой начальник – директор. Именно ему ты и подчиняешься, и именно он дает указания.
2. У директора узнай цели и задачи школы и под эти цели и задачи составь свой план работы.
Изучи правовую базу ( Положение о службе практической психологии в системе образования от 22.10.1999 г. №636; права и обязанности школьного психолога; этический кодекс психолога ( газета «Школьный психолог» №44 за 2001г.); рекомендуемые временные нормативы диагностической и коррекционной деятельности (газета «Школьный психолог» №6 за 2000 г.)
Узнай, какой видит работу психолога директор, детально оговори свои должностные обязанности (это очень важно!), предложи свой вариант деятельности (с какой возрастной группой хотела бы работать, соотношение нормативного времени с должностными обязанностями, обоснуй свое мнение).
Детально оговори с директором: кто и как будет контролировать твою деятельность, сроки и формы текущей отчетности.
Обсуди с директором распорядок твоей работы, наличие методического дня, возможность обработки данных вне школы.
Директор и завучи принимают участие в обсуждении твоего годового плана, т. к он является частью годового плана школы.
Директор обязательно заверяет своей подписью и печатью твой годовой план, должностные обязанности.
3. Твой основной помощник в работе — газета «Школьный психолог». Много полезной информации можно найти в журналах «Вопросы психологии» и «Психологическая наука и образование»
4. Книги Марины Битяновой помогают сделать удачный старт:
a) «Организация психологической работы в школе»
В книге кандидата психологических наук, доцента М.Р.Битяновой излагается целостная авторская модель организации психологической службы в школе. Издание знакомит читателя со схемой планирования работы школьного психолога в течение учебного года, дает авторские варианты содержательного наполнения основных направлений его работы: диагностической, коррекционно-развивающей, консультативной и др. Особое внимание уделено вопросам взаимодействия психолога с педагогами, детским сообществом, школьной администрацией.Книга будет интересна школьным психологам, педагогам, руководителям образовательных организаций и методистам.
б) «Работа психолога в начальной школе»
В книге излагается система работы школьного психолога с детьми 7-10 лет. Приводятся конкретные диагностические, коррекционно-развивающие и консультативные методики и технологии. Предлагается авторский подход к построению работы психолога в течение учебного года, основанный на идее психолого-педагогического сопровождения. Авторы построили книгу таким образом, чтобы психологи могли воспользоваться ею как практическим руководством для организации работы с детьми, их родителями и педагогами.
5. В выборе приоритетов деятельности есть некоторые нюансы:
6. Основные направления деятельности:
Диагностическое – одно из традиционных направлений
ПОДСКАЗКА 1: Работая более 7 лет психологом в школе, я перед диагностикой задаю себе вопрос: «Зачем?», «Что я получу в результате?»
Провожу ее в крайних случаях, ( М. Битянова рекомендует диагностические минимумы), ведь диагностика, обработка результатов, интерпретация занимает много времени. Я чаще наблюдаю за детьми, общаюсь с ними, учителями, родителями. Результаты диагностик обсуждаются (в рамках дозволенного – «НЕ НАВРЕДИ РЕБЕНКУ») на педагогическом консилиуме, в который входят завучи по среднему и начальному звену, психолог, логопед, школьный врач (в идеале), намечаются пути, которые будут эффективны при решении выявленных проблем.
Коррекционно-развивающая работа
Консультативное направление
ПОДСКАЗКА 2: Не жди, что к тебе сразу пойдут с вопросами, проблемами. ИДИ сама. Провела диагностику – обсуди (в рамках дозволенного – «НЕ НАВРЕДИ РЕБЕНКУ» ) с учителем реальность выполнения рекомендаций. Если ребенку нужны коррекционные или развивающие занятия, предложи свою помощь. Если в должностных обязанностях этот вид деятельности не предусмотрен, то порекомендуй специалиста, готового помочь.
ПОДСКАЗКА 3: График твоей работы, когда и в какое время ведешь консультации для детей, родителей, педагогов, должен висеть на двери твоего кабинета, в учительской, в фойе школы.
ПОДСКАЗКА 4: В учительской рекомендую оформить свой стенд с оригинальным названием. Я помещаю там план на месяц, план – сетку родительских собраний (пустую, учителя записываются), статью из газеты «Школьный психолог», помогающую учителям проводить тематические классные часы, популярный тест для эмоциональной разрядки.
Просветительская работа (педсоветы, родительские собрания, беседы с детьми, лектории, и т. д)
ПОДСКАЗКА 5: Предложи классному руководителю 7 – 8- х классов провести, например, с классом тренинг общения, креативности или «Познай себя», заинтригуй и учителя, и ребят. В учительской напиши оригинальное объявление о проведении родительских собраний с приблизительными темами, повесь план – сетку (пустую) на месяц, куда учителя смогут записать свой класс. И им будет приятно, что о них заботятся, и Вы без перегруза времени запланируете на месяц работу.
ПОДСКАЗКА 6: А еще мы с завучем по воспитательной работе стали проводить общешкольные родительские собрания по параллелям. Один месяц – одна параллель. Очень удобно и эффективно.
Диспетчерская работа (рекомендация психолога обратиться родителям, детям за консультацией к смежному специалисту: логопеду, психоневрологу
7. Документация:
а) Папка с документацией ( удобно завести папку с файлами):
Положение о службе практической психологии в системе образования от 22.10.1999г. №636
Должностные обязанности (заверенные печатью и подписью директора)
Перспективное планирование на год (заверенные печатью и подписью директора, с целями школы, целью и задачами психолога или службы, видами деятельности и сроками)
Этический кодекс психолога («Школьный психолог» №44 за 2001г.)
Рекомендуемые временные нормативы диагностической и коррекционной деятельности психолога («Школьный психолог» №6 за 2000г.)
Тематика родительских собраний на год.
План-сетка родительских собраний (вкладывается каждый месяц)
План психолого-медико-педагогического консилиума школы.
Различные приказы, инструкции.
Планы работы на неделю, четверть.
Журнал консультаций.
Журнал консультаций можно оформить в виде таблицы, включающей следующие столбцы:
Дата/ФИО обратившегося/Проблема/Пути решения проблемы/Рекомендации
ПОДСКАЗКА 7: В журнале под №2 я указываю, кто обратился за консультацией: учитель (У), ребенок (р), родители (Р) и класс. Такая система помогает экономить время при подсчете количества консультаций за месяц.
Журнал учета групповых видов работ.
Журнал учета групповых видов работ можно оформить в виде таблицы, включающей следующие столбцы:
Дата/Класс/Вид работы/Рекомендации/Примечание
Папки с результатами обследований.
ПОДСКАЗКА 8: В папках с файлами очень удобно хранить результаты обследований.
Папки с методическими материалами.
ПОДСКАЗКА 9: У меня папки по различным разделам: работа с родителями, работа с учителями, работа с учащимися, методические разработки, сказкатерапия, консультирование. (Интересные материалы переснимаю из журналов и газет, а «Школьный психолог» раскладываю по темам.)
ПОДСКАЗКА 10: Чтобы не было рутины в ведении документации, заполняй журналы в конце каждого рабочего дня, обобщай все в пятницу. В конце месяца останется только проанализировать, все ли выполнено, эффективность работы, подсчитать количество проведенных консультации, родительских собраний, коррекционных или развивающих занятий, тренингов.
8. Методики
Я пользуюсь стандартизированными методиками фирмы «Иматон». Доверяю издательствам «Речь», «Генезис», «Смысл».
В арсенале у меня есть:
Диагностика готовности ребенка к обучению в 1 – ом классе (методика Л.А. Ясюковой)
Диагностика готовности ребенка к обучению в 5– ом классе (методика Л.А.Ясюковой)
Диагностика психофизиологических свойств (тест Тулуз – Пьерона)
Диагностика интеллектуальных способностей (Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра, Кубики Косса)
Диагностика личных качеств ( Цветовой тест М. Люшера, Факторный личностный опросник Р. Кеттелла, Тест С. Розенцвейга, тест на тревожность, на изучение акцентуаций характера)
9. Особенности построения взаимоотношений.
а) Психолог и школьная администрация.
Трудности могут возникнуть из – за «вечного вопроса» : кому ты подчиняешься, перед кем отчитываешься. Бывает, что администратор нагружает психолога работой, не входящей в его должностные обязанности. Что же делать?
Внимательно изучи пункт № 2 данной статьи.
б) Психолог и коллектив учителей.
Я думаю, что суть этих взаимоотношений – равноправное сотрудничество. И у учителя, и у психолога есть общая цель – РЕБЕНОК, его развитие и благополучие.Общение с учителем должно строиться на принципах уважения его опыта и (или) возраста, дипломатии и компромисса. В коллективе всегда найдется группа учителей, которые с интересом включатся в вашу с ней совместную деятельность. И у тебя появятся единомышленники.
в) Психолог и учащиеся.
Открытость, улыбчивость, искренность, умение выйти из щекотливой ситуации – все это обеспечивает твой авторитет. Важен и стиль твоего поведения: как приглашаешь детей прийти на обследование, как идешь по коридору во время перемены, как реагируешь на провокации, агрессию, неожиданный приход подростков.
И напоследок, я закрываю дверь в кабинет только в случае консультации или обследования. На перемене я выхожу в рекреацию пообщаться с ребятами или ребята (особенно младших классов) прибегают ко мне.
В запасе у меня есть притчи, которые выручали меня не один раз, ведь подростки любят проверить твою компетентность и умение выкрутиться из любой ситуации.
Желаю УДАЧИ, искренне надеюсь, что у тебя все ПОЛУЧИТСЯ!
Дополнительные материалы:
1. Подборка статей из журнала «Вопросы психологии»:
(доступ к некоторым статьям можно получить здесь, а также с главной страницы сайта журнала)
Колмогорова Л. С., Холодкова О. Г. Особенности становления психологической культуры младших школьников, 01’1 с.47
Фридман Л. М. О концепции школьной психологической службы, 01’1 с.97
Панюкова Ю. Г. Предпочитаемые и отвергаемые места в школе (по материалам сочинений и рисунков учеников), 01’2 с.131
Слободчиков В. И., Шувалов А. В. Антропологический подход к решению проблемы психологического здоровья детей, 01’4 с.91
Цукерман Г. А. Переход из начальной школы в среднюю как психологическая проблема, 01’5 с.19
Степанова М. А. Профессия: практический психолог, 01’5 с.80
Шувалов А. В. Проблемы развития службы психологического здоровья в системе дополнительного образования детей, 01’6 с.66
Ильясов И. И. Личностно-ориентированное образование в школе: миф или реальность?, 01’6 с.133
Развитие психологической службы в системе дополнительного образования детей, 01’6 с.136
Аминов Н. А., Молоканов М. В. Социально-психологические предпосылки специальных способностей школьных психологов, 92’1 с.74
Белоус В. В., Шульга Т. И. Практическая помощь школьному психологу, 92’1 с.168
Цукерман Г. А. Какая теория нужна школьной психологии?, 93’1 с.114
Еремеев Б. А. Основное содержание мнений о людях у учителей, учащихся, родителей, 93’3 с.119
Мясоед П. А. Теория и практика в работе школьного психолога, 93’4 с.73
Пряжников Н. С., Пряжникова Е. Ю. Принципы организации и перспективы школьной психологической службы в России, 94’2 с.99
Григорьева М. Н. Практический опыт педологии глазами школьного психолога, 94’3 с.108
Яковлева Е. Л. Психологические условия развития творческого потенциала у детей школьного возраста., 94’5 с.37
Савченко Е. А. О готовности старшеклассников противостоять аморальным проявлениям, 97’3 с.22
Репкина Н. В. Система развивающего обучения в школьной практике, 97’3 с.40
Заика Е. В., Лантушко Г. Н. Игры для формирования раскрепощенности в познавательной сфере школьников, 97’4 с.58
Варламова Е. П., Степанов С. Ю. Рефлексивная диагностика в системе образования, 97’5 с.28
Хасан Б. И., Сергоманов П. А. Ситуация обучения как продуктивный конфликт, 00’2 с.79
Тихонова И. А. Педагогическое общение в школьной библиотеке: скрытые психологические возможности, 00’4 с.120
Колмогорова Л. С., Холодкова О. Г. Особенности становления психологической культуры младших школьников, 01’1 с.47
Мильруд Р. П., Можейко А. В. Диагностика стойких и временных познавательных трудностей у младших школьников, 01’3 с.117
Цукерман Г. А. Переход из начальной школы в среднюю как психологическая проблема, 01’5 с.19
Поддьяков А. Н. Противодействие обучению и развитию как психолого-педагогическая проблема, 99’1 с.13
Селеверстова Н. Я. Психодиагностика ребенка: за и против, 00’3 с.14
2. Сайт Служба практической психологии образования РФ
3. См. вложения (архивы файлов) к этой статье (тематика родительских собраний и план работы психолога).
4. Описание профессии «школьный психолог» в рамках проекта «Психология как профессия» (Факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, Лаборатория психологии профессий и конфликта, Кафедра психологии труда и инженерной психологии).
Сколько я потратил, чтобы стать частным психологом
10 лет и 740 250 рублей
Окончив факультет психологии, я мечтал сидеть в кабинете, помогать людям и получать за это деньги.
Я хотел стать частным психологом с 9 класса. Любил читать про методы, которые помогают справляться со страхами, общаться и быть счастливее. А друзья говорили, что я отзывчивый и умею слушать. Так пазл и сложился.
Я бесплатно поступил на факультет психологии. После вуза хотел сразу начать собственную практику, но быстро понял, что вузовских знаний для этого мало. Тогда я смог устроиться только психологом в МЧС с зарплатой 10 000 Р в месяц.
Чтобы исполнить мечту о частной практике, пришлось учиться дополнительно за свой счет. Я проходил тренинги, выбирал специализацию, посещал другого психолога как клиент, сам делал и продвигал сайт. И только через 4 года после вуза, в 2017 году, начал вести свою практику.
Приемы у психологов довольно дорогие. И многие думают, что при как будто непыльной работе мы купаемся в деньгах. Но психологам постоянно нужно повышать квалификацию: учиться, ходить на супервизию и личную терапию, посещать супервизионные группы и участвовать в профессиональных конференциях. На это уходит значительная часть дохода. Я написал эту статью, чтобы рассказать, сколько времени, сил и денег приходится тратить, чтобы вести частную практику.
Как я поступал на психолога
Высшее психологическое образование — обязательное условие, чтобы стать практикующим психологом.
Я поступил на факультет психологии сразу после школы — в 2008 году. Чтобы пройти на бюджет в Воронежский государственный университет, ходил к репетиторам по биологии, математике и русскому. Мне повезло: тогда конкурс был меньше, а проходной балл ниже, чем годом раньше или позже. В итоге я поступил на бюджет и за обучение не платил.
Чему учат студентов-психологов
Первые два курса учеба была скучной. Математика, история, экономика не имели отношения к психологии. Были и профильные предметы: зоопсихология, психогенетика и психофизиология. Но по ним была одна теория, а мне хотелось практики. Я механически писал конспекты и ходил на семинары. Как пошутил один доцент: «Зачем вам курс общей психологии? Чтобы сдать его и забыть».
На третьем курсе нужно было выбрать направление — психологию личности или социальную психологию. Первая подходила для будущей работы в школах и больницах. А вторая — для работы в крупных компаниях. Штатный психолог там тестирует кандидатов на собеседованиях, помогает адаптироваться новым сотрудникам и проводит тренинги.
Я подумал, что если не стану частным психологом, то работать в компаниях будет прибыльнее. И выбрал социальную психологию.
С третьего курса предметы стали полезнее. Сейчас мне помогают знания, которые остались в голове с курса основ психологического консультирования. А на частной психодиагностике я научился анализировать психологические тесты. Теперь делаю это платно: клиент заполняет тест, а я пишу заключение.
Остальные курсы было просто интересно слушать: нам рассказывали про психические расстройства, психологию семейных отношений, психологию группы.
Каждое лето я проходил практику: работал в двух школах, воинской части и СИЗО. И понял, что это не то, чем я мечтал заниматься. Там я не общался с людьми и не проводил консультаций, а просто бесконечно давал и обрабатывал психологические тесты.
Что дало мне высшее образование
В 2013 году я получил диплом психолога. Я знал, как работает психика, умел писать научные работы и анализировать тесты. Но консультировать людей меня не научили. Недавно моя одногруппница написала в своем инстаграме, что на самом деле название специальности в дипломах психологов должно звучать как «Заготовка психолога. Требует доработок для дальнейшей практики». В чем-то я с ней согласен.
Формально я имел право вести консультации. Но понимал, что моих знаний мало для работы с людьми. При этом не считаю, что потратил время впустую. Сейчас я часто читаю фундаментальные труды по психологии, которые в университете казались бесполезными. Просто тогда мне хотелось больше практики.
Как я устраивался психологом в МЧС
Я думал, что получу практические знания, если поработаю по профессии в какой-нибудь организации. И что это потом позволит мне начать частную практику.
За месяц до того как я получил диплом, в местной пожарной части появилась вакансия психолога. Мой вуз сотрудничал с МЧС, и один преподаватель написал мне рекомендацию. Там были хорошие перспективы: военное звание, льготная ипотека, зарплата 30 000 Р и ранняя пенсия.
Но трудоустройство затянулось на год. Я прошел военно-врачебную комиссию, полиграф и 4 собеседования. И несколько месяцев бесплатно работал на полставки, чтобы «познакомиться с профессией».
Что я делал в МЧС
Вопреки ожиданиям, я никого не консультировал — только проводил тесты. Давал их кандидатам на собеседованиях, а пожарным — когда они выдвигались на вышестоящие должности. Проверял эмоциональное состояние пожарных и психологический климат в части. Работа была рутинная: я мог целыми днями просто сидеть и писать заключения по тестам.
Хуже всего было то, что к психологу в МЧС никто всерьез не относился. Порой я буквально упрашивал сотрудников заполнить свои тесты. Интересными были только учения: это была имитация пожара, а мы выезжали на место для тренировки.
А один раз я сопровождал донбасских беженцев из Новочеркасска в Калугу. В Воронеже для них были пункты временного размещения. В одном из них ко мне подошла женщина. Она беспокоилась, что стала вспыльчива и это отражается на ее детях. Думала, с ней что-то не так. Но я не смог тогда провести полноценную консультацию, потому что у меня не было опыта. Просто объяснил, что это нормальное поведение в ситуации такого стресса. Посоветовал быть к себе внимательней: стараться замечать напряжение сразу, когда оно появляется, — так вспышку злости легче предотвратить.
Я проработал в МЧС год. В 2015 году почувствовал, что эмоционально выгораю, понял, что не получаю нужного опыта, и уволился. Зато убедился, что хочу заниматься только консультированием и что для этого мне нужно дополнительное образование.
Чтобы было на что жить, до 2017 года я работал не по специальности. Сначала был оператором колцентра в банке, потом отвечал за аттестацию персонала в торговой компании. А параллельно пошел учиться.
Дополнительное образование
После вуза я думал, что дополнительное образование необязательно и можно все освоить в процессе работы. А поработав в МЧС, понял, что ошибался.
В 2015 году я стал учиться гештальттерапии — это один из методов психотерапии. Если очень упрощать, то гештальттерапия изучает, как человек обходится со своими потребностями: замечает их или игнорирует, удовлетворяет или бездействует.
Иногда человек вообще их не осознает и потому мешает себе их удовлетворить. А от неудовлетворенных потребностей возникают переживания и проблемы. Гештальттерапия помогает избежать их: осознать потребности и понять, как их удовлетворить.
В основном такому учат не вузы, а профессиональные сообщества. Есть общество практикующих психологов «Гештальт Подход». На базе него работает «Московский Гештальт Институт» — это программа подготовки гештальттерапевтов. В Воронеже был филиал общества, можно было учиться без поездок в Москву.
Чем отличается консультирование от психотерапии
Психологическое консультирование базируется на каком-то виде психотерапии, например гештальтподходе, который изучал я. Но считается, что консультирование — краткосрочно и решает только поверхностные психологические проблемы. А психотерапия — длительный процесс, в ходе которого глубоко затрагивается личность человека, и это работа на несколько лет.
Процессы психотерапии и консультирования очень похожи. То есть психолог, освоивший гештальтподход, мог бы называть свою работу психотерапией. Но по закону в России психотерапевтом может быть только человек с медицинским, а не психологическим образованием.
я потратил на образование с 2015 по 2019 год
Дальше расскажу подробнее, как проходило все это обучение.
Тренинги
Тренинги проходили раз в 1,5—2 месяца и занимали вечер пятницы, всю субботу и воскресенье. Их еще называли трехдневками. Каждый тренинг был посвящен какой-то теме: работе с группами, кризису и травме, отношениям между психотерапевтом и клиентом.
Занятия проходили в группе. За время учебы группа будто прожила целую жизнь. Мы ругались, мирились, боролись за власть и лидерство, благодарили, поддерживали, становились ближе. Это происходило естественно, ведь любая группа развивается по определенным законам. То есть мы учились на своем же опыте.
Каждый день начинался с шеринга — участники рассказывали про свое настроение, делились переживаниями, желаниями и планами на день. Потом была лекция по гештальттерапии и упражнение. Оно помогало проверить на себе то, что услышали на лекции.
Мне запомнилась лекция и упражнение о взаимосвязи тела и психики. Упражнение было такое: мы разделились на пары — один рассказывал историю, а второй слушал и отмечал свои реакции. Потом менялись. Истории были самые обыкновенные: как мы провели время на выходных, о чем говорили утром с близкими. В конце мы обсуждали свои реакции в таком формате: «Когда ты говорил, мои щеки покраснели и я втянул плечи. Мне стало неловко и захотелось спрятаться, чтобы ты меня не видел». Так мы учились замечать связь телесного и психического и лучше себя понимать.
Многие вещи так удивляли, что я потом неделями о них говорил. Я узнал, что если нарисовать непонятную мазню, то узнаешь о себе интересные вещи. Что даже молчащий клиент сообщает психологу многое о себе. И что если примерить на себя роль человека, который тебя бесит, может стать легче.
я потратил на тренинги
Личная терапия
Личная терапия — это когда психолог ходит на консультации к другому психологу. Это нужно, чтобы узнать о собственных проблемах. Без личной психотерапии психолог может навредить своим клиентам.
Допустим, психолог злится на родителей, но удерживает эту злость внутри. И к нему приходит клиент с такой же проблемой. Психолог может неосознанно подтолкнуть его к тому, что хочет сам, например ссориться с родителями. А если у психолога проблемы с выражением агрессии, он будет транслировать клиенту такой же тип поведения.
Я начал личную терапию через год после начала обучения — в 2016 году. Должен был пройти минимум 60 часов. Но понимал: чем лучше я знаю себя, тем эффективнее будет моя работа. Поэтому с 2016 по 2019 я прошел 120 часов личной терапии.
Во время личной терапии я примерил на себя роль клиента и понял, что чувствует человек на консультации. Терапия помогла мне стать увереннее в себе и меньше конфликтовать с окружающими. Я научился рисковать и стал спокойнее относиться к неопределенности.
я потратил на личную терапию
Например, без личной терапии я бы так и не отказался от стабильной работы не по специальности. Я бы не справился с тревогой, побоялся подвести близких и не заявил о себе как о психологе. Я вспоминаю, каким был на первой консультации и как потом изменился. И боюсь представить свою жизнь, если бы не терапия.
Индивидуальная супервизия
Супервизия — это когда психолог обсуждает свою работу со специально обученным коллегой, или супервизором. С ним можно обговорить сложные случаи из практики, поделиться догадками насчет клиентов, расспросить о чем-то из теории психологии. Супервизор дает советы, как дальше развивать свою практику, помогает бороться с неуверенностью и страхами, подсказывает, как взаимодействовать с коллегами в психологическом сообществе.
Я начал супервизию в 2017 году, когда у меня появились первые клиенты. Я уже знал, какие супервизоры есть в Воронеже, и быстро нашел подходящего. Но это были редкие визиты, потому что клиентов у меня тогда было мало. Регулярно, то есть дважды в месяц, я стал ходить на супервизию во второй половине 2018 года.
Сначала я спрашивал у супервизора, как начинать терапию, заключать с клиентом контракт, укладываться во временные рамки и сколько денег брать за консультацию. Сейчас обсуждаю запутанные ситуации из практики и свое профессиональное развитие.
я потратил на супервизию
Специализация
Во время обучения мне нужно было пройти специализацию. То есть углубленно изучить какое-то направление в психологии: кризисы, травмы, психосоматику, сексуальные нарушения, зависимости, работу с подростками или семьями.
Специализации походили на тренинги: в них были лекции, упражнения и работа в группах.
Была еще практика в психиатрической клинике: там я научился работать с депрессиями, тревогами и паническими атаками. На практике я понял, с какими клиентами можно работать самому, а каких надо направлять к врачу-психиатру. Потом ко мне дважды приходили люди с тяжелыми психическими расстройствами. Я сразу перенаправлял их к нужному специалисту, а они благодарили, что я сэкономил им время.
Интенсивы
Интенсив — это что-то вроде долгого тренинга. Он длится 12 дней и включает лекции, супервизию, индивидуальную и групповую психотерапию.
Интенсивы проходят в отелях и на туристических базах — можно совместить обучение и отдых. Когда и где будут проходить интенсивы, я узнавал на сайте «Московского Гештальт института». На первый интенсив ездил в Коктебель, на второй — в Курскую область.
Я добирался до интенсивов на своем автомобиле и жил в отелях, где они проходили. Можно было доплатить за трехразовое питание, но я от него отказывался: хотелось посетить разные кафе в округе.
я потратил на интенсивы
В остальное время мы общались, в Коктебеле ходили на море, а вечером веселились. На выходных ездили на экскурсии.
Интенсивы обошлись мне в 127 000 Р
В Коктебеле — 85 000 Р | В Курской области — 42 000 Р | |
---|---|---|
Проживание | 36 000 Р | 14 000 Р |
Питание | 21 000 Р | 15 000 Р |
Организационный взнос | 18 000 Р | 10 000 Р |
Дорога | 10 000 Р | 3000 Р |
Всего | 85 000 Р | 42 000 Р |
Как я искал первых клиентов
Пока я учился, стал увереннее в себе как в психологе. И осенью 2016 года, еще работая в банке, решил начать искать клиентов для консультирования. В это время я уже полтора года получал дополнительное образование, полгода проходил специализацию по работе с симптомами и телом и съездил на интенсив в Коктебель.
Преподаватели говорили, что нужно рассказывать о себе ближайшему окружению, тогда первый клиент найдется. Но все мои знакомые и так знали, что я психолог, а клиентов почему-то не было. Тогда я создал группу во Вконтакте, всех пригласил в нее и стал репостить статьи, которые мне нравились.
В это время моя одногруппница Юля предложила собрать людей и провести встречи на тему эмоционального выгорания. Сотрудничать нам понравилось, и мы придумали совместный проект — «Психологическую студию Pastel». Сделали еще одну группу во Вконтакте и предлагали записываться к нам на консультации. Правда, за год к нам обратились только несколько человек.
Как я делал сайт
я потратил на сайт и рекламу в интернете
Первые полгода сайт неплохо работал и приводил нам 1—2 клиентов в неделю. Но потом количество заявок упало. Мы переделали оформление, изменили концепцию, но это не помогло. Я понял, что реклама работает плохо и нужно активнее продвигать себя в соцсетях.
Продвижение в соцсетях
Группа во Вконтакте у нас уже была. В 2019 году я создал еще две — в Фейсбуке и Инстаграме. Уже не репостил чужие статьи, а сам писал посты о выгорании, стрессе и панических атаках.
Поначалу на один пост уходило много времени. Я боялся, что меня не поймут читатели или осудят коллеги. Потом стал читать рассылку Максима Ильяхова о редактуре — стало легче. Сейчас написание текстов для меня — привычное дело, и я стабильно выкладываю один пост в неделю.
О продвижении в соцсетях я ничего не знал, но и платить за него не хотел. Я изучил информацию в интернете и стал делать все сам.
Весной 2019 года я потратил 20 000 Р на рекламу трех бесплатных вебинаров. Продвигал их через Фейсбук и «Яндекс-директ». После этого ко мне пришли 6 клиентов. Это неплохой результат, ведь клиенты приходят не для разовой консультации, а остаются.
я заработал на консультациях с 2017 по 2020 год
После этих сторис в инстаграме известного блогера на мой аккаунт подписались 1800 человек
Аренда кабинета
А в январе 2019 года мы арендовали собственный кабинет недалеко от центра Воронежа. Он находится в новом офисном здании с хорошим ремонтом. Еще там бесплатная парковка, а на ней всегда много свободных мест.
Траты в ближайшем будущем
Чтобы были клиенты, нужно постоянно учиться и заниматься продвижением.
Мои обязательные расходы — это минимум 241 280 Р в год
Продвижение | 80 000 Р |
Аренда кабинета | 51 000 Р |
Личная терапия | 36 000 Р — 2 консультации в месяц по 1500 Р |
Супервизия | 36 000 Р — 2 консультации в месяц по 1500 Р |
Налоги | 17 280 Р — из расчета 30 консультаций в месяц |
Супервизия в группе коллег | 15 000 Р — 10 групп по 1500 Р |
Участие в профессиональных конференциях | От 4000 Р |
Интервизионная группа — встреча с коллегами без супервизора | От 2000 Р |
Чтобы стать практикующим психологом, с 2015 по 2019 год я потратил 740 250 Р
Личная терапия | 156 000 Р |
Интенсивы | 127 000 Р |
Тренинги | 125 000 Р |
Специализация | 81 000 Р |
Индивидуальная супервизия | 78 000 Р |
Аренда кабинета | 67 000 Р |
Контекстная реклама | 22 500 Р |
Реклама бесплатных вебинаров в социальных сетях, «Яндекс-директе» и «Гугл-адвордсе» | 20 000 Р |
Настройка рекламы в Фейсбуке | 20 000 Р |
Продвижение постов в соцсетях | 18 000 Р |
Реклама в инстаграме известного блогера | 14 000 Р |
Оплата «Тильды» | 6750 Р |
Курсы о рекламе в Фейсбуке и Инстаграме | 5000 Р |
Что нужно, чтобы стать частным психологом
тьфунатебя, А Что за сервисы подскажите. А то я тоже очень за онлайн консультацию, но ценник в Мск очень кусается для постоянного посещения.
Олег, яндекс.услуги, профи.ру, сберуслуги. Что означает «ценник кусается»?
Спасибо, что написали о своем опыте.
Стать и продолжать быть психологом- дорого. Нужно постоянно учиться, вы молодец.
Ann, спасибо за отклик)
Алена, Т-Ж отличный журнал, и если ваша картина мира пошатнулась от прочитанного, не стоит ставить крест на нем.
Человек поделился опытом, что вполне ценно по своей сути. У вас мог быть другой опыт, или мнение на этот счет, не лучше ли поделиться им?
От вас не убудет, а другим будет полезно. Не в этом ли счастье?😉
Екатерина, если вы про окупаемость таких вложений, то трудно точно сказать. С самого начала развития практики, грубо говоря с первого клиента, где-то половина от общих затрат окупилась.
Спасибо, что поделились Вашим опытом про школу.
Спасибо за такое подробное описание! Действительно, когда люди смотрят на ценник психолога, кажется, что он сильно завышен. Ведь, в конце концов, клиент пришел просто поговорить, разве могут быть от этого у психолога накладные расходы?! Оказывается, могут. И специалист, который правда сможет помочь в трудной ситуации, тратит на свою квалификацию немало денег. Здорово, если, в конечном итоге, клиенты будут понимать, что конкретно заложено в цену.
Мила, спасибо за отклик)
Алена, это здорово, если вы считаете, что вам психолог не нужен. Но есть и другие люди, которые крайне необходима психологическая, психотерапевтическая, а может даже и психиатрическая помощь.
Зачем же лишать этих людей возможности сделать свою жизнь лучше? Не стоит ставить крест на всех психологов, если у вас был плохой опыт с ними, например.
Быть психологом это не из разряда «посидеть на кухне, обсудить проблемы насущные», не из разряда «дай мне совет на все сто, что уже завтра я зарабатывал мильоны» и даже не из разряда «дай мне деньги и я решу твои проблемы».
Психолог это в первую очередь специалист, у которого цель помочь вам найти решение проблемы самостоятельно, предоставив те или иные рекомендации на основании техник и приемом, влияющих на восприятие жизни, грубо говоря.
Есть, естественно, и недобросовестные психологи, есть те, у кого мало опыта, есть те, кто 4 года кормит клиента заумными фразами, а тот, в свою очередь, думает что может дойти до истины. И так в любой сфере. Везде есть недобропорядочные люди, но это не повод ставить крест на всей этот специализации.
Психолог может помочь только если клиент сам хочет этого, и поверьте, в действительности, в наших реалиях, это востребованная профессия, так как людям все чаще нужна такая помощь.
Вопрос только в том, чтобы найти качественного психолога.
Сколько злобы в комментариях, причем я так и не понял мотивов большинства комментаторов. Владимир рассказал свою историю и никого в свою «секту» не звал. Чего многие на него и на Т-Ж взъелись?
Karl, спасибо за поддержку) Что вызвало такой отклик я тоже не понял.
Как психолог очень аккуратно отношусь к курсам.
Да, без постоянного образования в методах никуда, но то что происходит на рядовых и недешевых курсах очень часто легче и полнее можно получить при желании через:
В итоге получается что траты конечно есть и не малые, но оптимизировать их без потери качества можно. Я бы даже сказал что качество такой направленной практики + небольшого количества уникальных курсов будет выше чем для большого числа распиаренных курсов и программ.
Такой подход содержит свои риски и нужно например иметь хороший бэкграунд чтобы уметь организовать такое самообразование и вписать его в свою картину мира. Курсы не зло, но и не панацея.
Это не в сторону автора, просто мысли в слух о курсах и об обучении в психологическом консультировании.