с чего начать изучение парфюмерии
Мне кажется, я — парфюмер. С чего бы начать?
Начиная все сначала, я бы уже точно не стала этого делать с книг по ароматерапии, парфюмерии и, разумеется, с ковыряния в интернете. Полезную информацию для данного вида творчества из доступных источников извлечь возможно лишь обладая некоторыми знаниями, начальным опытом и аромаинтуицией. Эта информация может стать вдохновением, но не инструкцией. Большинство статей и книг впустую копируются или пересказываются, сопровождаясь либо никаким опытом, либо опытом, полученным от попыток реализации этого бреда. Чужие мнения приправляются вымышленными подробностями и красивыми метафорами. Плюс эффект испорченного телефона. Элемент искусства как такового зачастую отсутствует. Отсеять лишнее новичку практически невозможно.
Сравню парфюмера с художником: предположим, во мне спит гениальный художник. Чтобы его разбудить я не стану пытаться перерисовывать Дали или пробовать представить, что сподвигло Моне так по новому изобразить водяные лилии? Мне, как гению, вообще на это наплевать. Я, конечно, могу восхищаться чужими идеями, но больше меня волнуют свои. Вообще — наличие собственных идей и отличает художника от рисовальщика. Я просто методично и безотносительно освою технику изобразительного искусства, изучу материалы и реализую свой неповторимый шедевр, свое гениальное видение этого мира.
Так вот. Если бы мне пришлось начать все сначала, я бы взяла учебник ботаники для ВУЗов и принялась его внимательно читать. Потому что натуральная парфюмерия – это биология, а вся остальная – химия. Нужно выбрать, и создать правильную базу. На факультетах биологии, экологии и прочих, обычно, дают неплохие базовые знания для натуральных парфюмеров, мне в свое время, посчастливилось их получить. Хотя в то время я даже не подозревала, что учусь парфюмерному искусству. Может быть, к некоторым вещам я отнеслась бы повнимательнее. Потом мне было бы нужно все-таки, не менее внимательно, изучить учебник по общему курсу химии. И лишь затем я бы принялась приобретать первый практический опыт. Вывод: базовые знания и способность их получать, в том числе и самостоятельно – очень важный момент в создании аромата.
Примечание: Естественно, я пишу исключительно о натуральной парфюмерии, исключающей любые синтетические и идентичные натуральным ингредиенты.
Материалы для первого опыта я бы выбрала самые дорогие. Самые дорогие – не всегда самые лучшие, но во-всяком случае, эта база для сравнения. Первый закон натуральной парфюмерии гласит: «Тупой платит дважды, а скупой постоянно. А если не платит, то его «шедевр» сравним с дерьмом и/или имеет исключительно коммерческий характер».
Первое масло, которое я бы купила – лимонное. Запах лимона известен всем, а масло лимона не слишком дорогое, поэтому можно купить разное у разных продавцов из лимонов, выращенных в разных странах, а также купить свежие (и еще несвежие) лимоны и попытаться сравнить. Уловить нюансы, удивиться и практически усвоить, что одно и то же масло, вовсе не одно и то же. Мое лимонное масло оказалось Южно-Африканское – то, которое хочется капнуть в чай или заправить им салат, очень тонкое и свежее.
Вторым приобретением был бы сандал. Белый цвет – очень чистый и пустой, но одновременно содержащий в себе все цвета спектра. Если изображать ароматы цветом, то белый – это сандал. На мой взгляд, сандалом практически невозможно испортить парфюмерное произведение.
Написав этот текст, я спросила у интернета: с чего начать? Лаванда, иланг-иланг, бергамот, мирра, нероли, герань. Я достаю вышеперечисленные масла из своей коробочки (замечу, что там уже лучшие масла, которые не нужно отбирать), ставлю перед собой, пытаюсь в абсолютной тишине представить, что мой нос девственно неопытен и мне нужно, что-то понять. Я ничего не понимаю. Я не понимаю, как должен пахнуть иланг, какая это лаванда, куда мне применить этот мощный запах мирры, и что такое вообще этот бергамот. Конечно, можно накрошить винегрет из высококачественных соленых огурцов, ананасов и молочного шоколада. А потом искать в нем принадлежность к «высокой кухне», но лучше руководствоваться здравым смыслом и хорошим вкусом.
Что было бы моей третьей покупкой? Зависело бы от настроения, времени года и черт еще знает чего, но после того, как я бы вдохнула аромат дорого сандала. Раскусила всю каверзность масла как такового, на примере лимона, меня бы уже за уши было не оттащить от этого занятия. Теперь я уверена, что имея талант и всего три краски — лимон, сандал и любое третье масло можно создать свой первый шедевр. При этом необязательно пользоваться сразу тремя.
Совсем забыла про холст. Спирт, масло, воск – этот выбор никакого значения к шедевральности не имеет. Также, как не имеет отношения к тонкости и сложности аромата. Совсем недавно на каком-то форуме я прочла сравнение спиртовых и масляных духов с камнями и их огранками. Точно не помню, но спиртовые духи там сравнивались с бриллиантами тонкой огранки, а масляные с необработанными кабошонами. На этот счет мне тоже в голову пришло одно сравнение – Мона Лиза написана вовсе не на холсте, а на доске. В общем, если нечего писать — то можно выдумывать всякую поэтическую ахинею (пардон, ольфакторную ахинею). А если уж читать нечего, то просто необходимо пропускать всю эту ахинею через здравый смысл, и собственный опыт. Конечно, это относиться и к моим текстам.
Личный опыт: как стать парфюмером в России
Основатель бренда Nose Perfumes Тимур Солодов о том, как стать успешным парфюмером в России.
Где бы я ни был, на вопрос о своей профессии всегда отвечаю: парфюмер. Такой довольно неочевидный, особенно в России, ответ почти всегда вызывает как минимум мимолетное недоумение у собеседника.
Действительно, в России профессия парфюмера практически отсутствует. Тем и интереснее.
Еще три года назад я и сам представить не мог, что буду представляться парфюмером. Все изменилось, когда я понял, что парфюм — это «всего лишь» бленд масел, смешанных со спиртом.
Конечно, это знание не может волшебным образом превратить офисного работника в парфюмера, но я понял главное — что я могу попробовать сам сделать духи.
Почему именно парфюм? Вообще ароматы имеют какое-то магическое действие. Однажды в прекрасном южном саду, благоухающем совершенно неизвестными мне ароматами растений, я сорвал странные ягоды. Растер их между пальцами и минут на десять погрузился в мир абсолютно нового и невероятно красивого запаха. Я стал искать, как называется растение (им оказался каяпут), — и понял, что из этих ягод делают эфирные масла. Мне очень захотелось купить такое масло и сравнить с тем запахом, который остался в памяти. Оказалось, масло пахло не совсем так, но очень похоже.
Год спустя в этом же самом саду я уже со знанием дела исследовал каждое дерево, куст и цветок.
Собрал и сделал тинктуру цветов апельсинового дерева, изучил диковинные смолы древней ауракарии и нескольких видов кипарисов, вдохновлялся ароматами разных сортов роз, жимолости, туберозы, жасмина и десятков других благоухающих растений. Мне стало интересно попробовать с помощью парфюмерных материалов, созданных из всех этих растений, объединить ароматы этого сада. Это и стало моим первым парфюмерным экспериментом.
Еще в недавнем прошлом процесс поиска ингредиентов для создания композиций был практически недоступным простому обывателю. Сейчас — в век интернета — все намного проще.
Первое правило, которое я для себя уяснил, — не покупать дешевые «банные» эфирные масла, которые в России продаются повсеместно.
Ингредиенты — это база, от которой зависит результат дальнейшего творческого процесса, поэтому лучше в самом начале потратить время на поиск качественных масел.
В парфюмерии в основном используется два вида ингредиентов — масла растительного происхождения и синтетические душистые вещества (СДВ). В России существует два известных мне магазина, которые занимаются продажей СДВ в небольших розничных объемах. Этого было достаточно, чтобы начать экспериментировать и знакомиться с миром ароматических молекул. Но по мере развития неизбежно появляется необходимость поиска новых материалов, не продающихся в России, а также в увеличении объемов закупок, что не всегда эффективно с учетом наших наценок. Поэтому если речь идет о производстве парфюмерии, пусть даже и в небольших масштабах, то важно найти проверенных поставщиков. Другой вариант — сотрудничество напрямую с российскими представительствами международных производителей СДВ и отдушек. Правда, с поправкой, что этот способ подразумевает закупку огромного объема материалов и больше подходит крупным производителям.
Материалы растительного происхождения высокого качества в России практически отсутствуют.
Поэтому здесь важно начать поиски западных поставщиков в интернете и исключительно эмпирическим путем проверять качество масел. Обычно это заказ небольшого количества флаконов от разных поставщиков и тестирование их в сочетании с другими материалами. У меня ушло примерно полтора года, чтобы окончательно убедиться и выбрать основных поставщиков, материалы которых войдут в основные формулы ароматов.
Исключением стал магазин в Дели, куда я впервые отправился три года назад, вдохновившись тем, что про этот семейный бизнес с 200-летней историей BBC сняли документальный фильм. Исключение состояло в том, что в этом магазине я получил возможность не ждать неделями выбранные мною по описаниям масла, а выбрать их исходя из моих собственных впечатлений, полученных в тесной, но пропитанной историей лавочке.
Сложность выбора ингредиентов оправданна. Во-первых, в мире десятки тысяч различных ароматов, и многие из них существуют в виде парфюмерных материалов. Во-вторых, одно и то же растение может пахнуть совершенно по-разному в зависимости от того, где оно растет и каким образом из него получено масло. Это могут быть не только эфирные масла, но и другие фракции — натуральные изоляты, абсолюты, анфлеражи, СО 2-экстракты, конкреты, тинктуры. И все они будут значительно отличаться.
Например, в аромате Meadow Tea мы используем СО 2-экстракт цветов липы — это тонкий, пыльцевой, слегка медовый, с нотами цветущей полевой ромашки аромат. При этом цветы липы в виде абсолюта — аромат более густой, тяжелый, травянистый, даже несколько смолистый.
Хочу стать парфюмером – инструкция
Можно ли создать свою, эксклюзивную туалетную воду или духи в России? Что нужно, чтобы стать парфюмером? Какими качествами должен обладать будущий мастер ароматов? Где постичь эту тонкую науку и что для этого требуется? Попробуем разобраться, как стать парфюмером, с чего начать и куда обращаться.
Кто может стать парфюмером
Парфюмер – профессия творческая, но невозможная без целого ряда практических знаний в области химии, биологии и психологии. Стать настоящим мастером может человек с определенным складом характера, обладающий огромным желанием и упорством в достижении цели.
Начинающие парфюмеры должны иметь:
Уверенность в себе после прочтения этого списка слегка пошатнулась? Не переживайте – способности к парфюмерии, как и любые другие, можно натренировать и усовершенствовать.
Что может помешать новичку
Главным противопоказанием, которое помешает вам стать парфюмером, могут быть индивидуальные проблемы со здоровьем:
Речь идет о серьезных, декомпенсированных состояниях, при которых работа с сильно пахнущими веществами приводит к ухудшению состояния здоровья. Если сомневаетесь, то посоветуйтесь с врачом.
Тренируем способности дома:
Вам понадобятся несколько идеально чистых и сухих флаконов (количество зависит от числа имеющихся у вас парфюмерных средств). Наклейте на дно каждой емкости стикер с порядковым номером. Наполните флаконы на треть одеколонами или духами и плотно закройте крышкой.
Открывайте каждый флакон на 2-3 секунды и запоминайте запахи под своими номерами. Выйдите на свежий воздух или подойдите к окну, сделав несколько глубоких вздохов. Вернитесь к эксперименту – перемешайте пузырьки и, закрыв глаза, попробуйте вспомнить, какому номеру соответствует каждый запах.
Вначале у вас будет много ошибок. Однако, выполняя это упражнение постоянно и используя разные ароматы, вы разовьете свою парфюмерную память и без труда начнете различать самые тонкие нотки.
Изучайте запахи в природе. Соберите гербарий и проследите за изменением аромата в зависимости от высыхания растения. Запишите свои ощущения.
Поэкспериментируйте на каком-то конкретном парфюме. Нанесите капельку на запястье и закройте глаза. Попробуйте определить, какие ассоциации навевает вам этот запах? Какую он имеет «форму» – округлый, плавный или, наоборот, жесткий, с резкими «углами»? К какому предмету гардероба подошел бы этот аромат? Ответьте: какое настроение вызывает у вас парфюм – нежность, легкость, свежесть или холод, резкость, страсть?
Развивайте ассоциативное мышление и память, научитесь правильно классифицировать ароматы – это поможет вам в карьере парфюмера. Заведите дневник и каждый день записывайте какие-то характерные запахи и ассоциации, которые они у вас вызывают. Прислушивайтесь к своим ощущениям, доверяйте им. И ваши способности улавливать и различать самые тонкие оттенки со временем достигнут совершенства.
Учимся на парфюмера
Если мы хотим красивую фигуру – мы идем в спортзал, играть на скрипке или фортепиано – в музыкальную школу, а куда идти, чтобы выучиться на парфюмера? Все зависит от целей, которые преследуете.
ВУЗ. Если в дальнейшем вы планируете поступить на работу в большой парфюмерно-косметический концерн, вам не обойтись без государственного диплома. Официальные документы выдаются по окончанию профильного учебного заведения. Чаще всего, это кафедры при химических факультетах ВУЗов. Список смотрите здесь. После их окончания вас с радостью примут на работу штатным парфюмером или контролером производства.
Школы. Если вы мечтаете стать автором собственной коллекции ароматов, хотите делать оригинальные душистые подарки своим родным и близким или наладить собственный малый бизнес – достаточно будет записаться на занятия в частные школы или пройти мастер-классы по искусству парфюмерии. Диплома вы не получите, но теоретические знания и практические навыки существенно повысятся.
Дистанционно. В вашем городе нет подобных заведений? Не беда, можно стать парфюмером дистанционно, обучаясь самостоятельно в домашних условиях. Закажите курсы или онлайн занятия. Мастера своего дела раскроют секреты, дадут практические советы и поделятся рецептурой, которая поможет вам в составлении собственных парфюмерных композиций.
Выбирая платную модель обучения, необходимо иметь в виду, что удовольствие это не из дешевых. В среднем, один академический час будет стоить 1 000-1 500 руб. А записавшись на двух или трехмесячные курсы, готовьтесь выложить от 150 000 руб. В стоимость входят расходные материалы и остальная материальная база, необходимая для полноценной учебы на парфюмера.
Проходим практику
Когда процесс обучения позади, настает следующий этап – отточить полученные навыки парфюмера. После окончания государственного института большинство выпускников проходят практику, а позже и остаются на постоянную работу в производственных объединениях, с которыми у учебного заведения договорные отношения.
Некоторые платные школы также дают рекомендации своим лучшим ученикам и помогают с трудоустройством.
Если вы хотите наладить свое производство эксклюзивных ароматов, готовьтесь к дополнительным расходам, ведь необходимо приобрести все, что нужно чтобы стать парфюмером. Вам обязательно понадобятся:
Состоявшиеся парфюмеры советуют – лучше всего найти «собственного» учителя. Недаром в старину у каждого мастера был свой подмастерье, который своими глазами, руками и носом постигал тонкости мастерства. Очень важно расширять свои познания об окружающем мире – изучать историю парфюмерии, путешествовать, узнавать новое, набираться опыта в самых неожиданных и экзотических местах. В жизни настоящего профессионала нет места вредным привычкам – они забивают обоняние и ухудшают восприятие запахов.
На сегодняшний момент в мире тысячи парфюмеров, но признание получили лишь около 500 человек. Они прошли сложный путь становления, испытали радость первооткрывателей и разочарование от неудач. Не остановившись на полпути, эти творцы были стократ вознаграждены – ароматы навсегда вошли в нашу жизнь, стали классикой и признанными шедеврами. Возможно и вы, не испугавшись трудностей, прославитесь как автор собственного парфюма, не уступающего легендарному Shalimar от Guerlain.
Как научиться понимать ароматы
Разбираемся, что такое пирамида, как тренировать обоняние и правильно описывать композиции
Из чего состоит пирамида аромата
и как она обычно раскрывается?
В первую очередь надо четко понимать, что так называемая пирамида — это не состав, не список реальных ингредиентов, входящих в состав аромата, а некие условные «ноты», субъективно ощущаемые нами части композиции. «Я бы как минимум не советовал воспринимать пирамиды всерьез и делать на их основе какие-то далеко идущие выводы. Формально пирамида состоит из трех частей: верхних нот, которые мы чувствуем в самом начале нанесения аромата, нот сердца — ключевой части аромата, и базовых нот, ощущаемых ближе к финалу. С самого начала нанесения аромата можно почувствовать сразу все его составляющие, со временем меняется лишь их баланс», — говорит Матвей Юдов, химик, специалист в области душистых веществ.
«Ароматы разделяют на верхние ноты, ноты сердца и базовые. В верхних нотах вы обычно найдете цитрусовые и ароматические аккорды, иногда легкие специи — они исчезают быстрее всего. Ноты сердца — это ядро аромата. Они продолжаются пару часов. Часто сюда входят цветы, специи, зелень. Базовые ноты надолго остаются на коже, это шлейф композиции. Это могут быть мускус, пачули, смолы, ваниль, бобы тонка», — рассказывает Амандин Палле, директор по стратегическому маркетингу парфюмерного направления Bvlgari.
«Базовые ноты — самые стойкие компоненты запаха, которые можно ощущать до полного выветривания духов. Это заключительный аккорд, дождавшись которого можно составить адекватное впечатление об аромате. То, каким мы запоминаем какой-либо запах, — это, скорее всего, сочетание ноты сердца с базовой нотой», — поясняет Кристиан Провенцано, парфюмер бренда Boadicea The Victorious.
Как определиться с любимой группой ароматов?
Восточные, фужерные, акватические и прочие — нет смысла зацикливаться на одной группе ароматов. Тем более что все композиции раскрываются на коже по-разному. «В самом классическом виде выделяют три семейства для женских ароматов: цветочные, шипровые, восточные, — и три для мужских: фужерные, шипровые, восточные. Каждое, в свою очередь, имеет множество подвидов. В целом разделение на семейства носит очень условный характер», — рассказывает Виктор Ардабацкий, парфюмерный эксперт Lancôme.
«Советую пробовать все, носить, анализировать свои ощущения, записывать и делать выводы. Другого пути нет. Описать запахи — задача довольно сложная, к сожалению, но решаемая», — говорит Анна Зворыкина, российский парфюмер с опытом более 15 лет, создатель первого фестиваля инди-парфюмерии и автор книги «Ольфакторная азбука от гвоздики до сандала».
Как описать то, что нравится?
Самое сложное — описать понравившейся или более того, вымышленный аромат, который хочется. Ведь все ощущают запахи по-разному: кому — сладко, кому — горько. «Попробуйте, к примеру, придумать 10 любых прилагательных к какому-нибудь обычному запаху, например лимона, пиона или кофе. Думаю, что где-то на третьем-четвертом обычный человек сломается. Отчасти этим и отличается человек „обычный“ от того, у кого работа связана с запахами. Чувство обоняния неразрывно связано с жизненно важной функцией дыхания, мы нюхаем всю жизнь 24 часа в сутки. Однако мы редко анализируем запахи и вербализируем их. Начните „осмыслять“ запахи вокруг, сравните лимон и апельсин, к примеру, определите, что в этих запахах общего, а что — разного. Постепенно ольфакторный вокабуляр сформируется сам собой», — советует Матвей Юдов.
«Помочь описать запах обычно помогают пищевые ингредиенты или текстуры. Если вы скажете: „Я чувствую, что это очень ласковый, воздушный аромат, как будто взбитый крем“, — то его будет легче визуализировать», — говорит Амандин Палле.
«Советую подобрать для запаха как можно больше прилагательных и абстрактных определений (например, строгий, веселый, колючий или же липкий). Нужно попробовать определить к какому звуку, цвету, вкусу и текстуре его отнести. И главное: подобрать для него стихотворение, книгу, город или песню — все, что приходит на ум. Важно, чтобы это были ваши личные ассоциации, только тогда запах легко запомнится. При этом не стоит слушать парфюмерные материалы в чистом виде и непосредственно из емкости, где они находятся. В чистом виде они имеют очень резкий и насыщенный аромат. Необходимо помнить, что каждый парфюмер, создавая свой аромат, повествует нам о своей истории, впечатлениях и эмоциях», —рассказывает Виктор Ардабацкий.
Как натренировать обоняние?
Постоянная практика — ключ к успеху. «Никогда не останавливайтесь. Чем больше вы тренируетесь, тем больше ваш мозг будет помнить и классифицировать эти запахи. 3–4 аромата в день — хорошая тренировка!», — говорит Амандин Палле.
«В нашем языке (в русском, но точно так же обстоит дело в английском, французском, немецком) нет внятных слов для описания ольфакторных ощущений. Для описания запахов мы пользуемся либо очень грубой градацией „благоухание — вонь“ (хорошо — плохо), указанием на источник (пахнет как лаванда), либо в нашем распоряжении оказываются кросс-модальные метафоры (то есть синестезия). Кросс-модальность позволяет описать ольфакторное ощущение так, как если бы оно было визуальным или тактильным. Когда мы говорим „запах тяжелый“ или „теплый запах“ — мы подбираем метафоры, — объясняет Анна Зворыкина. — Как показывают последние исследования, именно в недостатке слов и названий вся сложность распознавания ароматов. Поэтому первоочередной задачей тренировки обоняния является обучение словарю. Парфюмеры и люди, работающие с запахами, более или менее составили между собой такой „словарь“ из кросс-модальных метафор. Например, запахи цитрусов описываются как кислые, солнечные, легкие, сочные и так далее. Так что тренировка — прежде всего практика, обучение нюхать и подбирать слова для ольфакторных ощущений».
«Рецепторы восприятия запахов расположены в пространстве верхней части носовой полости и стороне от потока вдыхаемого воздуха. От этих рецепторов импульсы передаются в наш мозг. Путь, по которому проходит импульс от восприятия запаха, прежде всего ведет к так называемой лимбической системе (центр возникновения чувств и ощущений) и только потом переходит в кору головного мозга. От скорости прохождения этих импульсов и от индивидуальной реакции на него и зависит восприятие запахов», — объясняет Кристиан Провенцано.
Как знакомиться с ароматом?
Чаще всего парфюмерный магазин — это плохо вентилируемое помещение, пропитанное сотнями разных запахов. «Если вы серьезно решили подойти к выбору аромата, то нанесите „кандидатов“ на блоттеры и выйдите на свежий воздух. То, что вам понравится, попробуйте нанести на кожу, изучите „эволюцию“ аромата, как он меняется и развивается, не делайте выводов по первым минутам знакомства. В идеале — попросите образец особо полюбившегося аромата и продолжите с ним знакомство в спокойной ситуации. Забудьте о зернах кофе, они ничем не помогут, если обоняние притупилось. Единственный вариант — сделать паузу и проветриться», — говорит Матвей Юдов.
«При выборе ароматов важно помнить, что ничто так не очищает рецепторы, как глоток воды, а не вдыхание аромата кофейных зерен», — дополняет Виктор Ардабацкий.
«Блоттер — это „фотография“ аромата, по нему можно понять, твоя ли это история. Но чем сложнее композиция, тем больше вероятность, что аромат на блоттере всей сложности и красоты не передаст, ему нужно будет человеческое тепло. Наносим на кожу. И снова чем сложнее композиция, чем больше в ней натуральных компонентов, тем больше времени нужно для знакомства», — рассказывает Кристиан Провенцано.
Присоединяйся офлайн к аудиовизуальной инсталляции «Портрет поколения» по случаю 10-летия BURO. — получи иммерсивный опыт.