с чего начать изучение драматургии
С чего начать изучение драматургии
Основы драматургии. Теория, техника и практика драмы
«Я хорошо знаю драматургию Валентина Красногорова и высоко ценю ее. Однако он не только пишет хорошие пьесы, но и основательно размышляет о сущности своей профессии. В итоге родилась эта книга, в которой новый подход к теории драмы сочетается с непринужденным и нестандартным изложением ее. Он умеет говорить достаточно просто о нужном, важном и сложном. Я без колебаний рекомендую книгу читателям. Говорю это без надоевшей мне иронии, ибо считаю, что книга эта – пособие для всех деятелей театра.»
Александр Ширвиндт, художественный руководитель Театра Сатиры, народный артист России, профессор.
«Красногоров, в отличие от чистых теоретиков, создает теорию-драму, то есть теорию в форме энергичного диалога с читателем, ироничной полемики. Это отнюдь не академическая теория. Написав несколько десятков пьес в разных жанрах, переведенных на два десятка европейских и восточных языков и получивших свыше 400 воплощений в профессиональных театрах, он, конечно, владеет техникой создания пьес. Автор говорит о сегодняшнем театре во всех его аспектах. Впрочем, перед нами не просто игра ума. Вся книга написана, что называется, «кровью сердца» и представляет собой итог многолетних раздумий над тем, чем Красногоров занимается всю жизнь.»
Евгений Соколинский, д-р пед. наук, чл. Союза писателей Санкт-Петербурга, засл. работник культуры РФ.
Красногоров в совершенстве знает драматургическое ремесло, в чем читателя немедленно убедит книга, в которой ему будет предложено увлекательное путешествие по этому самому ремеслу. В книгу врезана «Учебная Драма». Разложив ее на составные органические элементы, автор берет на себя смелость вооружить читателя руководством к написанию гениальных сценических текстов, и – одновременно – «антируководством», которое, как это ни парадоксально звучит, поможет читателю осуществлению той же цели. На выбор!
Геннадий Тростянецкий, театральный режиссер, Лауреат Государственной премии России, профессор, руководитель режиссерской мастерской РГИСИ, Санкт- Петербург.
Вы драматург? Режиссер? Актер? Критик? Филолог? Студент? Просто любитель литературы и театра? Кем бы вы ни были, эта книга может служить хорошим пособием, но не для легкой сдачи экзамена, а для того, чтобы действительно научиться писать, читать, понимать, любить и ставить в театре драму. Многим (почти всем) драматургам, режиссерам, театроведам обычно кажется, что они знают о драматургии все. Но такое впечатление обманчиво. Драматургия – самый сложный род литературы.
Практические пособия и учебники по драматургии (в основном, зарубежные) немногочисленны и нередко слишком прагматичны. Они не углубляются в сущность драмы и ограничиваются конкретными советами и рекомендациями, часто полезными, но преподносимыми в директивном порядке. Суть драмы, ее поэтика их интересует мало. А ведь нет ничего практичнее, чем хорошая теория. Она нужна и режиссерам, и драматургам.
В большинстве книг теория и практика драмы подменяется историей драмы и учений о ней. Эти книги нередко повторяют друг друга, написаны наукообразным языком и способны лишь отбить к поэтике (теории) драмы интерес. Они обычно написаны людьми, которые сами драматургией не занимались. Как иронизировал еще Корнель, «поскольку те, кто до сих пор брал на себя этот труд, были более склонны к научным занятиям и философским рассуждениям, чем к овладению опытом театра, то и знакомство с их произведениями может скорее сделать нас более образованными, но не наставленными в том, как преуспеть в качестве драматических авторов.»
Теория драмы очень увлекательна. Не случайно Умберто Эко советовал делать научную работу похожей на детективный роман. Я стремился изложить непростые вопросы поэтики драмы так, чтобы понимание теории принесло как можно больше пользы в написании и интерпретации пьес (ясность как раз особенно необходима при рассмотрении сложных вопросов). По этой причине она может показаться популярным изложением известных истин. Между тем, теория драмы, представленная здесь, и нестандартный подход к ее изучению не во всём совпадают с общепринятыми мнениями. Основы этой теории изложены мною ранее в книге «Четыре стены и одна страсть»1 Великий режиссер Георгий Товстоногов написал о ней следующий отзыв:
«Главное достоинство этой книги в том, что она представляет собой не сухое теоретизирование на известном материале, как это часто встречается, а живое исследование, направленное на постижение еще не изученных законов драмы. Оно написано логично и последовательно, но без утомительного наукообразия, непринужденно, с явным интересом автора к своей теме. Отличия драмы от других родов литературы систематически рассмотрены, кажется, впервые; основные элементы ее поэтики – язык, характеры, действие, пространство, время – изучены последовательно в их взаимосвязи. Автор книги сам является активно действующим драматургом и видит проблему не только со стороны, как теоретик, но и изнутри, что придает этой небольшой, но очень серьезной теоретической работе практическую ценность. Я прочитал эту книгу с интересом и пользой для себя. Надеюсь, что она окажется интересной и полезной всем, кто любит и хочет лучше познать искусство театра.»
При создании некоторых разделов этой книги (главы 2, III-1) использованы также материалы, опубликованные ранее в моих прежних работах, в частности, в книге «О драме и театре»2
Драматурги связаны в своей работе с театром, драма – со спектаклем. Поэтому немалое место в монографии уделено не только теории драмы как рода литературы, но и таким темам, как драматург и зритель, драматург и театр, проблемы интерпретации и постановки, инсценирование прозы, авторское право, т.е. всему тому, что практически влияет на создание пьес. Ведь творческие и юридические отношения с театром – это часть профессии драматического писателя. Поневоле в этих вопросах исследование переходит иногда в полемику.
Неотъемлемыми частями книги являются «учебная» пьеса «Упражнения в драматургии», на примере которой наглядно показано использование некоторых положений теории драмы, и ироническое «Антируководство» для драматургов, режиссеров и театральных критиков.
Известно банальное утверждение: можно научить ремеслу, нельзя научить подлинному мастерству. Но мастерство невозможно без владения ремеслом, техникой. Архитектор может иметь гениальные идеи, но он не сможет их реализовать, не зная свойств строительных материалов, не умея конструировать здания и рассчитывать балки, опоры и фундаменты. Художник, гений он или нет, должен иметь твердую руку и верный глаз, уметь обращаться с красками, кистями и холстами, знать законы перспективы. То же и в драматургии. В отличие от других родов и жанров литературы: лирики, романа, – где в какой-то мере можно отдаться свободному вдохновению, в драме определяющее значение имеет понимание сущности драмы, организация материала, конструкция, учет особенностей жанра и законов сценичности. Всему этому можно и нужно научиться. Книга позволит читателю раскрыть свои способности и сократить путь к овладению мастерством – путь, который требует обычно долгих лет труда.
I. Теория и техника драмы
1. Железные законы жанра
Ни один род литературы не обеспечен столь щедро законами и нормами, как драма. Никому не приходит в голову предписывать, каков должен быть размер и ритм лирического стихотворения или сколько частей должен содержать роман. Между тем, на протяжении всех двух с лишним тысячелетий, что существует драма, она всегда находилась в железных тисках суровых литературных кодексов. Едва она сбрасывала жесткий панцирь правил, стеснявших ее рост, как уже был наготове новый, не менее категоричный устав. Эпос и лирика до их пор не имеют своей стройной теории, тогда как драма наслаждается этим преимуществом со времен Аристотеля (здесь и далее под эпосом будут пониматься не фольклорно-героические сказания, а повествовательные жанры литературы: роман, повесть, рассказ). С тех пор, как Эсхил написал первую в истории драму, над закономерностями этого рода литературы не переставали задумываться и теоретики, и сами драматурги, причем первые обычно диктовали драме законы, а вторые объясняли, почему им приходится от этих законов отступать.
Красногоров В.С. Четыре стены и одна страсть. LUK Graphica Publishers, 1997. 128 с.
ДЛЯ НАЧИНАЮЩЕГО СЦЕНАРИСТА
Содержание:
Сегодня на рынке полно книг по сценарному мастерству, скачать которые можно в любом книжном интернет-магазине. Но если вы только начинаете свой путь в кино, то надо с чего-то начать. В эту подборку мы постарались отобрать только те книги, которые будут максимально полезны начинающим сценаристам, писателям и режиссерам.
Эти учебники выстроены не в случайном порядке, так что можно даже сказать, что это топ книг для сценаристов. Вот только выстроен этот топ не по уровню качества или заслугам, а исходя из того, в каком порядке, по нашему мнению, будет проще всего их изучать.
Эгри Лайош «Искусство драматургии»
Азбука для любого, кто хочет придумывать и писать истории, и первое, что нужно почитать сценаристу. Основа основ.
Любое повествование становится интересным, только если подчиняется общим законам драматургии. А эти законы одновременно просты и всеобъемлющи.
Во-первых, в хорошей истории должен быть персонаж с интересным характером. Такой персонаж, за которым будет интересно наблюдать. Во-вторых, в хороших историях всегда заложен посыл. То есть высказывание автора, его личное отношение к сюжету, проблеме или персонажу и его поступкам. И разумеется, драматическое повествование всегда построено на конфликте. Ведь если нет силы противодействия, любая проблема решается в одно действие. А значит, ни книги, ни сценария из такой истории не получится.
Собственно об этом и есть «Искусство драматургии» Эгри Лайоша. В книге три больших раздела: «Посыл», «Характер» и «Конфликт». Каждая из этих тем разобрана максимально подробно.
Сид Филд «Киносценарий. Основы написания»
Первый по-настоящему популярный учебник по сценарному мастерству. Именно Сид Филд создал схему трехактной структуры в том виде, в котором ее до сих пор используют в подавляющем большинстве фильмов, – с двумя поворотными точками в конце первого и начале третьего акта.
В этой книге Сид Филд пошагово рассказал, как функционирует трехактная структура в кино. Как она работает, что дает каждый из ее элементов и как в итоге все это объединяется в единую стройную систему.
Книга написана довольно простым языком. А примеры, если даже немного и устарели, в основе своей всем знакомы и понятны. На наш взгляд, это лучшая книга для сценариста, только начинающего знакомство с профессией.
Сид Филд «Рабочая книга сценариста. Упражнения и пошаговые инструкции по написанию успешного сценария»
Еще одна книга по сценарному мастерству от Сида Филда, на этот раз написанная с прицелом на практическое руководство. Именно в этой книге он вводит понятие «центральная точка» (middle point), которая упрощает работу сценариста над вторым актом.
Но основа этой книги – практические инструменты для написания сценария. Например, инструмент «4 страницы» – по сути схема создания синопсисов. А синопсис – нужная вещь как при написании сценария, так и при продаже своей идеи киностудии.
В этой книге Сид Филд пошагово проходит по всему процессу написания сценария, от этапа создания идеи до финального драфта. Причем на этапе написания Сид разбирает каждые десять страниц сценария.
Вместе два этих учебника создадут прекрасную отправную точку для дальнейшего изучения драматургии. Именно поэтому мы считаем, что это лучшие книги для сценариста, делающего самый первый шаг в изучении профессии.
Майкл Хейг «Голливудский стандарт. Как написать сценарий для кино и ТВ, который купят»
Это небольшая книжка, затрагивающая сразу обширный список тем.
Лишь половина книги посвящена собственно придумыванию и написанию сценариев. Майкл коротко пробегает по основным моментам работы с классической трехактной структуры, не задерживаясь подробно на нюансах. Термины и моменты, которые в других книгах расписаны на главы и даже разделы, здесь сокращены до 3–5 страниц.
Зато вторая часть книги посвящена внутренней кухне работы сценариста. Как продвинуться вверх по карьерной лестнице начинающему сценаристу, как заключить контракт, как работать в штате и другие подобные моменты. В общем, тут найдется, что почитать сценаристу-новичку. Конечно, все написано применительно к Голливуду, но с некоторыми оговорками это можно применить и в России.
Разумеется, при таком подходе не стоит воспринимать «Голливудский стандарт…» как полноправный учебник. Скорее это дайджест по профессии или настольный справочник, по которому можно быстро освежить знания.
Блейк Снайдер «Спасите котика! И другие секреты сценарного мастерства»
Самый популярный учебник по сценарному мастерству среди начинающих. И свою популярность он обрел в первую очередь благодаря очень простому языку и конкретной жесткой структуре, по сути превращающей написание сценария в заполнение готового шаблона.
Если Сид Филд в своем руководстве останавливался через каждые 10–15 страниц сценария, то Блейк Снайдер разжевывает каждые 3–5 страниц в тексте. Причем прямым текстом указывая, что должно быть в каждом из этих отрезков.
Да, это максимально упрощает работу для начинающего сценариста, но именно по этой же причине есть много других, более удачных вариантов на роль первой книги для сценариста.
«Спасите котика…» все излишне формализирует и упрощает. А разговорный язык придает повествованию излишнюю безапелляционность: либо слушайте меня, либо вы неправы. Все это может создать ложное ощущение, что никакие другие подходы изучать больше не нужно.
Но, несмотря на всю нашу критику, в этой книге много полезных и правильных советов: шикарная, уникальная система жанров; очень качественный подход к придумыванию и презентации своих идей; список конкретных советов по выявлению ошибок и многое другое, благодаря чему эта книга вошла в наш обязательный список.
Множество шикарных проектов было написано и поставлено благодаря этой книге, например, мультфильм «Как приручить дракона».
Но если вы новичок и читаете эту книгу, всегда помните два момента:
Блейк Снайдер «Спасите котика! Все, что нужно знать о сценарии»
Еще один пример замечательной книги для сценаристов. Третья из серии «Спасите котика!» и вторая, переведенная на русский. Эту книгу Блейк написал под конец жизни, в более зрелом возрасте. Возможно, поэтому она и написана в более сдержанных тонах.
Большая часть третьей книги серии посвящена работе по выявлению сценаристом своих ошибок. Как понять, что идея не стоит потраченного времени? Как понять, что сюжет в сценарии ушел не туда? Как действовать, если застрял на каком-то из этапов? И наконец: как продать свой сценарий?
Отдельно стоит глава про третий акт. Одного этого раздела достаточно, чтобы попасть в наш топ книг для сценаристов. Такого подробного разбора кульминации и финала до Блейка Снайдера не делал никто. В свойственной ему манере он подробно и доступным языком расписывает, из каких пунктов должен состоять третий акт в качественном массовом кино.
Единственным недостатком этого учебника можно назвать лишь его зависимость от первой книги цикла. Уж слишком часто в третьей книге Снайдер ссылается на первую.
Роберт Макки «История на миллион долларов. Мастер-класс для сценаристов, писателей и не только»
Библиотека сценариста обязательно должна содержать хотя бы один из учебников-тяжеловесов. Этакий кирпич, который нужно не читать, а изучать. Учебник, который пытается ответить на все вопросы профессии сразу.
И самый известный из таких «учебников-кирпичей» – «История на миллион долларов…» Роберта Макки, монументальный труд о драматургии и сценаристике.
Подробные объяснения таких элементов истории, как сеттинг, жанр, характер, смысл; глава, объясняющая принципы взаимодействия героя и антагониста; короткие советы по подаче экспозиции – лишь малая часть затронутого в этом учебнике. И если Сид Филд популяризировал трехактную структуру в кино, то Роберт Макки максимально разложил ее по полочкам.
Единственный серьезный недостаток этого учебника – его тяжелый дидактический язык. Новичкам через него приходится именно что пробираться. Но результат того стоит.
Джон Труби «Анатомия истории, или 22 шага к созданию успешного сценария»
Для тех, кто не смог заставить себя продраться через объяснения Роберта Макки, есть еще один учебник-тяжеловес. На этот раз от Джона Труби.
И нужно сказать сразу: если Макки говорит о простых вещах сложным языком, то Труби – наоборот. Его учебник написан гораздо более дружелюбным для начинающих сценаристов языком, но вот сам подход к написанию сценариев многоступенчатый и несколько запутанный.
В своей системе Труби отказывается от привычной для кинематографа трехактной структуры и предлагает метод последовательного написания сценария. Кроме того, он один из немногих, кто учит использовать киноязык. Можно сказать, что «Анатомия истории» – книга для сценаристов и режиссеров.
Кого выбрать для изучения первым: Труби или Макки? Это дело вкуса. Но в любом случае как минимум один из этих монументальных учебников должен быть на той полке, где хранятся ваши книги по сценарному мастерству.
Кристофер Воглер, Дэвид Маккенна «Memo. Секреты создания структуры и персонажей в сценарии»
Обсуждая разные системы построения сюжета, нельзя упустить из виду такое построение истории, как «путь героя».
В сороковых годах двадцатого века ученый Джозеф Кэмпбелл, изучая героические мифы по всему миру, заметил, что все они построены примерно по одной схеме. По итогам своего исследования в 1949 году он выпустил книгу «Герой с тысячей лиц», или «Тысячеликий герой» в другом переводе, – серьезный научный труд.
А несколько десятилетий спустя сценарист Кристофер Воглер обнаружил, что выявленная Кэмпбеллом схема мифа работает и в кино. Адаптировав «Героя» под кинематограф, Воглер выпустил книгу «Путешествие писателя. Мифологические структуры в литературе и кино» и тем самым популяризировал теорию Кэмпбелла среди сценаристов.
Ну и конечно, каждый любитель «Звездных войн» знает, что именно эти работы использовал Джордж Лукас, разрабатывая оригинальную трилогию.
Так почему же в наших рекомендациях указана совершенно другая книга?
Конечно, любому сценаристу полезно изучить «Тысячеликого героя». Этот труд достоин войти в любой топ книг для сценаристов наравне со специализированными учебниками. Но нужно помнить, что это прежде всего научная работа по сравнительной мифологии. Несмотря на свое влияние, напрямую она никак не связана с кино.
Если вы начинающий сценарист и хотите сначала уложить в голове основы, то лучше сначала почитать Воглера. Причем можно даже не «Путешествие писателя…». Начните с его книги «Memo…». В ней Воглер опубликовал семистраничную методичку, с которой и началось написание «Путешествия». Это короткая выжимка, объясняющая только самое нужное.
Конечно, тем сценаристам, кто захочет написать героический эпик по всем правилам, придется изучить и «Путешествие писателя», и «Тысячеликого героя», но начать можно с «Memo…», тем более что в этой книге и помимо методички много других полезных вещей для начинающего писателя.
Линда Сегер «Как хороший сценарий сделать великим. Практическое руководство голливудского эксперта»
Профессия сценариста – это 10 % написания и 90 % переписывания. Или еще жестче: сценарии не пишутся, сценарии переписываются. Это жестокие, но жизненные утверждения.
При написании сценария нужно увязать друг с другом десятки вещей. Собственно все книги по драматургии и предлагают разные варианты, как это можно сделать. Но если вы неопытный сценарист, не обманывайте себя. Связать все воедино с первого раза у вас не получится. В большинстве же случаев доведение готового сценария до идеала – это долгая и кропотливая работа.
В индустрии есть даже специалисты, которые этим занимаются, – скрипт-доктора, «сценаристы-переписывальщики». И один из самых известных таких докторов в Голливуде – Линда Сегер. Свою книгу «Как хороший сценарий сделать великим…» она посвятила именно доработке первого драфта сценария.
В своем учебнике Линда проходит по основным ошибкам уже готовых сценариев и объясняет, как именно их находить и исправлять. При этом изложение достаточно сжато и понятно.
Рано или поздно с указанными в этой книге проблемами сталкивается каждый сценарист, так что лучше подготовить себя к ним заранее.
Памела Дуглас «Искусство сериала: Как стать успешным автором на ТВ»
Жизненно необходимая книга для сценаристов сериалов. В ней Памела Дуглас раскрывает все нюансы внутренней кухни производства именно многосерийных шоу.
Какой график у производства сериалов? Когда в сценарные комнаты ищут новых сотрудников? Какая выстраивается иерархия среди сценаристов при производстве сериалов? И самое главное: в чем отличие сериальных сценариев от кино?
А различия достаточно существенные. И несмотря на то, что книга описывает работу американских телеканалов до наступления эры стриминговых сервисов, основные правила все еще остаются актуальными, в том числе и для российских телесериалов.
Анна Гудкова «Питчинг. Как представить и продать свою идею»
Книга, которой до недавнего времени очень не хватало начинающим сценаристам. Она не рассказывает, как написать сценарий, зато подробно рассказывает, как презентовать свой сценарий продюсеру.
Это не тайна, что, даже написав сценарий по всем правилам, начинающие сценаристы зачастую впадают в ступор, не зная, что делать дальше. Куда его отправить? Кому показать? Как это сделать, чтобы тебя заметили? Именно на эти вопросы отвечает эта книга.
Как можно продвинуть свой сценарий? Какие бывают сценарные конкурсы? Как к ним подготовиться самому и подготовить свой проект? Анна Гудкова, один из организаторов «Кинотавра», изнутри рассказывает, как проводятся творческие питчинги в Европе и, что более важно, в России.
На данный момент аналогов этой книги на русском языке точно нет.
Таким получился наш список литературы для начинающих сценаристов. Конечно, за пределами этой подборки осталось еще много достойных и полезных книг. А ведь сценаристу полезно изучить еще и книги из смежных тем. Например, мы даже коротко не коснулись книг по психологии для сценаристов.
Но ко всему этому мы обязательно еще вернемся в наших следующих статьях.
Где научиться драматургии автору
Вопрос: Хочу разобраться в драматургии. Пожалуйста, поделитесь ресурсами по этой теме, которые вы изучали и на которые рекомендуете обратить внимание, кроме книги Сарычевой.
Поделюсь наблюдениями насчёт драматургии.
Разобраться в драматургии нельзя. Не получится прочитать N количество статей, книг, мануалов и бог чего ещё, чтобы понять, как это работает. Потому что драматургия — это про жизнь. Да, её можно создать при помощи приёмов, чек-листов и майндмепов, но получится нескоро. Надо накачать мышцу. А вот 4 совета как это сделать.
1. Вспомните смешную/веселую/грустную/тяжёлую ситуацию из жизни. Проанализируйте, почему эта история такая. Почему она так ощущается?
2. Посмотрите стендап. Стендап — это по сути сборник историй человека из его жизни. Проанализируйте, почему именно эти истории вызывают отклик. В чём её суть. Где комик расставил акценты, чтобы история казалась смешной. А теперь попробуйте наоборот: перескажите эту историю, но поменяйте акценты. Почему история сразу перестала смешить?
3. Плюс-минус. Это относится к герою. Например, если посмотреть «Игру престолов» и проанализировать, то окажется, что положительные герои делают гадкие поступки, а отрицательные герои делают маленькое добро. За этим интересно смотреть, потому что персонаж развивается на наших глазах и меняется. Так не теряется темп и интересно смотреть.
4. Расследования журналистов. Прочитать большие расследования, Медузы, Важных дел и Холода. Журналиста в таких расследованиях делают большую работу и есть материалы, которые не входят в расследование. Лучше посмотреть всё расследование. Что сделать после: прочитать и задать себе вопрос: что использовал журналист в рассказе и какие события освещал, чтобы сделать её интересней? Попробовать выкинуть из рассказа какую-то из глав. Как поменялась история?
Ну и банальный совет в конце: наблюдайте за жизнью. В ней вся драматургия.