с чего начать читать гессе
С чего начать читать гессе
АСТ | Neoclassic запись закреплена
С чего начать читать Германа Гессе?
В его первых произведениях было очень сильно влияние таких немецких классиков, как Гёте, Шиллер, Новалис и др. Друг и биограф автора Хуго Балль писал в 1927 году: «Герман Гессе — последний рыцарь блестящей когорты романтизма». Темы и образы, свойственные этому направлению литературы, прослеживаются на протяжении всего его творчества.
Другой ярко выраженной особенностью произведений Гессе является крайняя автобиографичность. Многие герои имели реальные прототипы в жизни, как, например, магистр Томас — Томас Манн, отец Иаков — Якоб Буркхардт.
Главных героев писатель часто наделял собственными чертами, а порой и именем, так Гарри Галлер получил инициалы автора, а Гермина — вовсе женский вариант имени Герман. Практически все сколь-нибудь важные события своей жизни Гессе отражал на страницах собственных книг. Период обучения писателя в Маульбронне лег в основу романа «Под колесом», отношения с женой Марией воплотились в «Росхальде».
Если вы хотите познакомиться с творчеством автора, но пока не знаете с чего начать, то мы рекомендуем взять «Под колесом», «Петер Каменцинд» или «Росхальде».
Если же вы хотите проникнуться философией автора, его более глубоким взглядом на человеческую сущность, на решение нравственных и психологических проблем, то тогда вам подойдет «Демиан». Из этого произведения как раз выросли «Степной волк» и «Игра в бисер», но к ним лучше приступать много позже. Нужно прочувствовать автора, чтобы понять и распробовать эти великие книги.
Читали ли вы что-то у Германа Гессе? Какое произведение произвело на вас сильное впечатление? Что бы вы посоветовали прочитать для знакомства с автором?
20 цитат из книг Германа Гессе
Выдающийся немецкий писатель об искусстве чтения, свободе и познании
Произведения Германа Гессе (1877 — 1962) — одна из вершин немецкой литературы прошлого века. Писателя нет с нами уже больше полувека, но его книги стабильно переиздаются многомиллионными тиражами по всему миру. В 1946 году он стал лауреатом Нобелевской премии по литературе. Формулировка Комитета была следующей: «За вдохновенное творчество, в котором проявляются классические идеалы гуманизма, а также за блестящий стиль».
Действительно, такие его шедевры, как «Игра в бисер» и «Степной волк», давно стали классикой и вошли в школьные и университетские программы.
Мы отобрали 20 цитат из произведений Гессе:
Навык чтения сегодня могут приобрести все, но лишь немногие понимают, какой могущественный талисман им доверен. «Магия книги»
Ценность имеют только те мысли, которыми мы живем. «Демиан»
Истиной живут, её не преподают. «Игра в бисер»
Если мы можем сделать человека счастливей и веселее, нам следует это сделать в любом случае, просит он нас о том или нет. «Игра в бисер»
Человек — луковица, состоящая из сотни кожиц, ткань, состоящая из множества нитей. «Степной волк»
Не надо держаться за желания, в которые вы не верите. «Демиан»
То, что один человек считает своим сокровищем и мудростью, звучит для другого, как глупость. «Сиддхартха»
Вещи, которые мы видим, это те же вещи, которые в нас. Нет реальности, кроме той, которую мы носим в себе. «Демиан»
Одиночество — это независимость, его я хотел и его добился за долгие годы. Оно было холодным, как то холодное тихое пространство, где вращаются звезды. «Степной волк»
Всякий высокий юмор начинается с того, что перестаешь принимать всерьез собственную персону. «Степной волк»
Молодость кончается вместе с эгоизмом, старость начинается с жизни для других. «Гертруда»
Любовь можно вымолить, купить, получить как дар, найти на улице, но взять силой нельзя. «Сиддхартха»
Никто не женится ради того, чтобы иметь детей, однако, когда у человека появятся дети, они заставят его измениться, и под конец он увидит, что ведь все совершалось только для них. «Гертруда»
Без матери нельзя жить. Без матери нельзя умереть. «Нарцисс и Златоуст»
Чем сильнее личность, тем предосудительней произвол. «Игра в бисер»
Читающий ради времяпрепровождения, пусть даже читает он очень много и только очень хорошие, лучшие книги, будет прочитывать их и забывать, а в конце концов останется бедняком, каким был. Но если читать книги так, как мы слушаем речи друзей, они раскроются тебе и станут твоими. Прочитанное не ускользнет и не затеряется в памяти, но останется с тобой, будет тебе принадлежать, будет радовать и утешать так, как это умеют только друзья. «Магия книги»
Каждый человек считает страдания, выпавшие на его долю, величайшими. «Степной волк»
Жизнь коротка, и по ту сторону ее никого не спросят о количестве одоленных книг. И поэтому неумно и вредно тратить время на чтение, не представляющее ценности. При этом я имею в виду не только плохие книги, а прежде всего качество самого чтения. «Магия книги»
Писать — хорошо, думать — лучше. Мудрость — хороша, терпение — лучше. «Сиддхартха»
Лучшие книги Германа Гессе
Творчество немецкого писателя Германа Гессе является одной из самых ярких страниц в литературе ХХ века. Его книги, наполненные глубинным философским смыслом, получили заслуженное признание во всём мире и навсегда вошли во всемирный фонд классической литературы. Предлагаем вам поближе познакомиться с произведениями этого талантливого литератора.
Творчество Гессе
Среди характерных черт творчества Германа Гессе в первую очередь стоит отметить романтизм. В его ранних книгах довольно отчётливо прослеживается влияние таких классиков немецкой литературы как Фридрих Шиллер, Иоганн Гёте, Новалис и прочие. Сюжетные приёмы, образы, темы, присуще романтизму, характерны для всего творчества писателя. В частности, Гессе часто использовал в своих романах темы путешествия, поисков себя, противостояния личности социуму.
Ещё одной особенностью книг немецкого писателя является их биографичность:
Значительное влияние на творчество Гессе оказал также его интерес к психоанализу. Так, в романе «Демиан» чётко проступает концепция самости, которая будет присутствовать и во всех дальнейших произведениях автора. Использовал в своих книгах он и принцип единства противоположностей.
Значительное внимание в своём творчестве немецкий писатель уделяет и взаимодействию Запада и Востока. Это в первую очередь было вызвано тем, что Герман Гессе воспитывался в глубоко верующей христианской семье, которая, однако, значительно приобщилась к индийской культуре.
Ещё одной значительной темой романов Гессе было искусство. Он часто рассуждает о творчестве как о высшем призвании человечества, при этом сокрушаясь по поводу всё большего упадка искусства в современном мире, когда оно упрощается, примитивизируется, в угоду мещанским вкусам масс.
«Сиддхартха»
Это аллегорическое произведение повествует об индийском брахмане Сиддхартхе, который посвящает всю свою жизнь поискам абсолюта, вечно незыблемой духовной сущности, частичка которой есть в каждом человеке — Атмана.
«Степной волк»
Роман представляет собой фундаментальное исследования психологии человека. Герой безнадёжно пытается отыскать собственное «Я», всё время балансируя на грани человеческого и животного начал. Кроме этого в книге вы найдёте и драматическую любовную историю, и социальный протест и даже политический манифест.
«Игра в бисер»
Эта книга напрямую повлияла на развития европейского постмодернизма во всех сферах искусства. В этом сюрреалистическом произведении, наполненном многозначным философским смыслом, рассказывается о будущем, в котором люди объединили все лучшие свои достижения — науку и искусство. Из этого синтеза родилась игра в бисер, которую до бесконечности продолжают лучшие умы планеты.
«Демиан»
В этом мистическом и мрачном романе нашли отражения страницы из жизни самого писателя. Читатель может проследить историю возмужания и становления юноши, который со временем всё больше осознаёт свою оторванность от лицемерного и ханжеского социума. При этом герой открывают тёмную сторону своего «Я», абсолютно свободную, неподвластную никому и ничему. В поисках юноше помогает таинственные Демиан, суть которого понять до конца невозможно (может это бог, может дьявол, а может порождение фантазии самого героя).
После прочтения книг одного из самых интеллектуальных писателей ХХ века Германа Гессе ваша жизнь уже никогда не будет прежней. Творчество этого великого человека поможет вам в познания глубин собственно души, а также в поисках своего пути в жизни.
С чего начать читать гессе
Герман Гессе (Herman Hesse) родился 2 июля 1877 в городке Кальв земля Вюртемберг в Германии в семье миссионеров-пиетистов и издателей богословской литературы.
В 1890 поступил в латинскую школу в Геппининге, затем перевелся в протестантскую семинарию в Маульбронне т.к. родители надеялись, что сын станет теологом, однако после попытки побега был исключен из семинарии. Сменил несколько школ.
После окончания школы Гессе устраивается в издательство отца, затем был подмастерьем и даже часовщиком. В период с 1895 по 1898 он работал помощником продавца книг в университетском Тюбингене, а в 1899 переехал в Базель, снова был продавцом книг. Здесь же Гессе начал писать и присоединился к обществу начинающих литераторов «Маленький кружок» (Le Petit Cenacle).
Первый опубликованный поэтический сборник «Романтические песни» (1899) не вызвал одобрения его благочестивой матери из-за своего светского содержания. Подобно первому, второй сборник коротких рассказов и стихотворений в прозе «Час после полуночи» (1899) был выдержан в традициях классического немецкого романтизма.
В 1901 году Гессе совершил поездку в Италию, где знакомится с литераторами и издателями. В этом же году вышла повесть «Посмертные сочинения и стихи Германа Лаушера», ознакомившись с которой, издатель Самюэль Фишер предложил Гессе сотрудничество. Повесть «Петер Каменцинд» (1904) принесла автору первый успех, в том числе и финансовый, а издательство Фишера с тех пор постоянно публиковало его произведения.
В 1904 Герман Гессе женился на дочери известного математика Марии Бернулли, после чего он оставляет работу в книжном магазине и супруги переезжают в дом в заброшенной горной деревушке на Баденском озере, предполагая посвятить себя литературному труду и общению с природой.
В 1906 вышла психологическая повесть «Под колесами», навеянная воспоминаниями об учебе и самоубийстве брата-семинариста. Гессе считал, что жесткая прусская система воспитания лишает детей естественных радостей общения с природой и близкими. Из-за острой критической направленности книга была опубликована в Германии лишь в 1951.
С 1904 по 1912 годы Гессе сотрудничал со многими периодическими изданиями (такими как «Симплициссимус», «Рейнланд», «Нойе Рундшау»), писал очерки, эссе, а в период с 1907 по 1912 был соредактором журнала «Март», противопоставлявшего себя изданию «Вельтполитик». В это же время выходят сборники его новелл «По эту сторону» (1907), «Соседи» (1908), «Окольные пути» (1912), а также роман «Гертруда» (1910).
В сентябре 1911 на средства своего издателя Гессе совершил поездку в Индию, намереваясь посетить место рождения своей матери. Но путешествие продлилась недолго – приехав в южную Индию, он почувствовал себя плохо и возвратился. Тем не менее «страны Востока» продолжали будить его воображение и вдохновили на создание «Сиддхартхи» (1921), «Паломничества в Страну Востока» (1932), а также сборника «Из Индии» (1913).
В 1914 семья, в которой было уже двое сыновей, переехала в Берн, где в этом же году родился третий сын, однако это не ослабило нарастающее отчуждение между супругами. В романе «Росхальде» (1914), описывая распад буржуазной семьи, Гессе задается вопросом – нужно ли вообще жениться художнику или мыслителю. В повести «Три истории из жизни Кнульпа» (1915) появляется образ одинокого скитальца, бродяги, который противопоставляет себя бюргерской рутине во имя личной свободы.
Во время Первой мировой войны Гессе, не подлежавший призыву в армию по состоянию здоровья, сотрудничал с посольством Франции в Берне, а также выпускал газету и серию книг для немецких солдат. Будучи пацифистом, Гессе выступал против агрессивного национализма своей родины, что привело к падению его популярности в Германии и личным оскорблениям в его адрес.
После тяжелого эмоционального срыва, связанного с тяготами военных лет, смертью отца, переживаниями из-за душевной болезни жены (шизофрения) и болезни сына, в 1916 Гессе проходил курс психоанализа у доктора Ланга. Позже, заинтересовавшись идеями аналитической психологии, несколько месяцев «брал сеансы» у Юнга.
В 1919 году писатель покинул семью и уехал на юг Швейцарии в деревню на берег озера Лугано.
Под псевдонимом Эмиль Синклер вышел роман «Демиан» (1919), снискавший большую популярность среди молодежи, вернувшейся с войны.
В период с 1925 по 1932 годы Гессе каждую зиму проводил в Цюрихе, регулярно бывал в Бадене – по мотивам курортной жизни написана повесть «Курортник» (1925).
В 1926 Гессе был избран в Прусскую академию писателей, из состава которой через четыре года вышел, разочарованный происходящими в Германии политическими событиями. В 1927 году вышел его роман «Степной волк», а в 1930 повесть «Нарцисс и Гольдмунд». В 1931 Гессе приступил к работе над своим шедевром – романом «Игра в бисер», опубликованным в Швейцарии в 1943 в разгар Второй мировой войны.
В 1946 году Гессе была присуждена Нобелевская премия по литературе «за вдохновенное творчество, в котором все с большей очевидностью проявляются классические идеалы гуманизма, а также за блестящий стиль», «за поэтические достижения человека добра – человека, который в трагическую эпоху сумел защитить истинный гуманизм».
После «Игры в бисер» крупных произведений в творчестве писателя не появлялось. Гессе писал эссе, письма, мемуары о встречах с друзьями (Томасом Манном, Стефаном Цвейгом, Теодором Хайсом и др.), переводил, увлекался живописью, вел обширную переписку. Последние годы безвыездно жил в Швейцарии.
Гессе скончался во сне от кровоизлияния в мозг 9 августа 1962 года и был похоронен в Сан-Аббондино.
Писатель награжден Цюрихской литературной премией Готтфрида Келлера, Франкфуртской премией Гете, премией Мира Западногерманской ассоциации книгоиздателей и книготорговцев; был почетным доктором Бернского университета.
С чего начать читать гессе
Собрание сочинений: В 4-х т. Т. 1: Повести, сказки, легенды, притчи
ГЕРМАН ГЕССЕ НА ПУТИ К ДУХОВНОМУ СИНТЕЗУ
Родившийся в Германии и умерший в Швейцарии, формально Гессе принадлежит двум литературам — немецкой и швейцарской, а духовно — всей европейской культуре, вобравшей в себя именно через немецкую духовность, через Германию, через Гёте, романтиков, Шопенгауэра и Ницше разнообразные формы всеобщего.
Территориально духовность Гессе имеет как бы две родины: первая его родина — реальная — это Швабия, вторая — Индия, его мистическая прародина, с которой связана родословная писателя.
Герман Гессе родился 2 июля 1877 года в маленьком швабском городке Кальв, в земле Баден-Вюртемберг, в семье потомственных миссионеров-пиэтистов. Пиэтисты, отошедшие от официальной лютеранской ортодоксии и выделившиеся в некое подобие религиозно-мистической секты, обладали всеми признаками сектантства, отличаясь не только ограниченностью, но, прежде всего, нравственной чистотой и одухотворенностью. Дедушка Гессе по материнской линии, Герман Гундерт, ученый-востоковед и широко образованный филолог, провел долгие годы в Индии, где родилась и мать Германа Гессе, Мария. Отец писателя, Иоганнес Гессе, тоже миссионер, вынужден был покинуть Индию только по состоянию своего здоровья.
Что же касается реальной родины Гессе — Швабии, то она имеет самую замечательную эстетическую «географию».
Город Тюбинген, неподалеку от которого расположен Кальв и в котором Гессе несколько лет служил продавцом в книжном магазине, связан с именами многих поэтов-романтиков, прежде всего — Фридриха Гёльдерлина. Одновременно с Гёльдерлином в Тюбингенской духовной семинарии учились философы Шеллинг и Гегель. Родом из Швабии и Шиллер: он родился в Марбахе и был воспитанником военной школы в Штутгарте, столице герцогства Баден-Вюртемберг, а Штутгарт в свою очередь — город всемирно известного сказочника Вильгельма Гауфа. В другой части Швабии, в Гейдельберге, романтики А. Арним и К. Брентано издали сборник немецких народных песен «Волшебный рог мальчика». В этом городе жил Роберт Шуман, а в соседнем Мангейме неоднократно бывал Моцарт и впервые была поставлена юношеская драма Шиллера «Разбойники».
Швабия, кроме того, — живописнейшая часть Германии: здесь расположен Шварцвальд с легендарным озером Муммельзее, описанным в XVII веке Гриммельсхаузеном и поэтом-романтиком Эдуардом Мёрике, которого чрезвычайно любил Гессе. Столица Шварцвальда Фрейбург знаменита своим готическим собором, а для русского читателя и тем, что здесь в детстве некоторое время жила Марина Цветаева. В Шварцвальде находится и Баден-Баден, связанный с именами Тургенева и Достоевского, а на южной границе Швабии лежит Бодненское озеро, за которым уже начинается приютившая Гессе Швейцария, родина одного из самых близких ему романистов — Готфрида Келлера.
Вся эта индийско-швабско-швейцарская «география», и природная, и литературно-музыкальная, стала частью духовного универсализма Германа Гессе, обогатившись еще двумя именами — Гёте и Новалиса, с которыми была связана вся классическая и романтическая традиция Германии и шире — Европы. Солнечный Гёте и ночной Новалис были в сознании Гессе двумя полюсами, притягивающими к себе духовно родственных писателю поэтов. К ним мы должны отнести, кроме уже названных, и романтика И. Ф. Эйхендорфа с его песенным лиризмом, и мистического фантаста Э. Т. А. Гофмана, и словесно виртуозного прозаика Жана Поля Рихтера.
Гёте для Гессе — это такая же всеобщность, какой тот являлся для теоретиков романтической школы, в частности для Фридриха Шлегеля, назвавшего роман «Вильгельм Мейстер» наряду с французской революцией и философией Фихте величайшим событием эпохи. «Фауст» — обобщение не только немецкого, но и всечеловеческого духа; Фауст — с его раздвоенностью, поиском гармонии, объединяющей добро и зло, духовное и физическое — это и сам Гессе, и немецкий романтизм, метафизически разорвавший эти две ипостаси в своем вечном поиске фаустианской гармонии, и трагедия Фридриха Ницше.
Из всех романтиков Новалис был для Гессе духовно самым близким. Свойственный Новалису поиск синтеза, возникающего из внешне различных фрагментов, поиск голубого цветка как символа мировой души, как поэтического символа божества, как соединения видимого с невидимым, т. е. поиск пути внутрь, поиск внутренней духовной близости внешне разрозненных вещей-фрагментов, — это «игра», которой всю жизнь занимался Гессе, постепенно поднимаясь от ранних повестей к поздним, от ранних, традиционно романтических сочинений — к «Игре в бисер», «собирая» духовность со всего мира — христианскую, индуистскую, буддистскую, даосистскую, обогащая ее древнеегипетской и древнеперсидской, преломляя в духе философии Шопенгауэра, Ницше, Шпенглера, психологии Фрейда и Юнга, осмысливая ее на фоне «русской идеи» Ф. М. Достоевского — и возвращаясь к классическому гуманизму Гёте и Моцарта.
Ступени эти в жизни и творчестве Гессе таковы.
Сын родителей-пиэтистов, Гессе учился в Маульбронской духовной семинарии, из которой сбежал в возрасте пятнадцати лет.
Сменив множество профессий, Гессе попадает в Тюбинген, где, как уже говорилось, служит продавцом в книжной лавке, а в 1899 году поселяется в Базеле (связанном, в свою очередь, с именами Ф. Ницше, историка Я. Буркхарда и художника А. Бёклина) и там начинает печатать свои первые произведения — и стихи, и прозу («Романтические песни», «Час после полуночи»).
Настроения «ухода», «бегства в себя», избранничества, одиночества отразились уже в повести «Под колесами» (1906), где романтический герой выступает как жертва бюргерской пошлости. Вообще, ранние произведения Гессе — и стихи, и проза, в том числе «Посмертные сочинения и стихи Германа Лаушера» (1901, 1907), и, наконец, автобиографический роман «Петер Каменцинд» (1904) — типичный романтический, или поэтический, реализм с элементами романа развития в духе Гёте или Келлера, что особенно сказалось на романе «Петер Каменцинд», где романтический и музыкально одаренный герой не может совместить свои духовные идеалы с практической, тривиальной бюргерской жизнью и уходит в деревню (классический для немецкой литературы сюжет, берущий начало с «Симплициссимуса» Гриммельхаузена и в разных вариациях проявлявшийся у Гёте и у романтиков, которые в свою очередь следовали европейской традиции, начатой Ж. Ж. Руссо). Сюжет этот повторяет и сам Гессе — с 1904 года он удаляется в «деревню», покупает дом на Боденском озере, женится (первая жена писателя — Мария Бернулли) и занимается исключительно творчеством.
Однако это бегство тут же оборачивается для Гессе своей бюргерской, благополучной и мещанской стороной; и истинным завершением темы следует считать не житейские обстоятельства, а вышедшую в 1915 году повесть «Кнульп», герой которой — странствующий романтик без определенных занятий, дилетантствующий музыкант (поэт-«бездельник», по Эйхендорфу, оказавшему явное влияние на эту повесть), мучимый сомнениями и страдающий от несовершенств мира сего.
Скитальческая жизнь привлекает и самого Гессе: еще в 1911 году вместе со своим другом, художником Гансом Штурценеггером, он совершает поездку в Индию, убегая от европейской цивилизации. Детский миф осуществляется, восточная философия, населявшая отчий дом, обретает черты мира реального, соединяется с жизнью, становится «географией». Западно-Восточные мотивы оформляются в сознательную антиномию «Запад и Восток», разделяются на действенно-рефлектирующее и пассивно-созерцательное. Результат поездки — записки «Из Индии» (1913) и повесть «Сиддхартха» (1922), которая обобщает все ранние, как бы эскизные, сочинения писателя, посвященные индийской тематике.
Последовательно отвергая европейскую цивилизацию, Гессе не принимает ни первую мировую войну, ни Веймарскую республику (в противоположность Томасу Манну, который приветствовал и то и другое), видя в новой демократии только углубление бездуховности и распад культуры, ведущие к падению нравственности и религии, к замене искусства фельетоном. Уехав в 1919 году в Швейцарию, Гессе назад в Германию так и не возвращается и в 1923 году становится швейцарским гражданином. Пресловутый аполитизм Гессе — на самом деле подчеркнутая духовность, иная, религиозная форма осмысления мира.