с чего делают лампадное масло
С чего делают лампадное масло
Подделка деревянного масла в нашей стране началась еще в 70-х годах 19 века. До этого времени в Россию завозилось более миллиона пудов в год настоящего деревянного масла. Однако нужно заметить, что уже тогда это масло было самого низшего сорта, отличалось неприятным запахом и было абсолютно непригодным для пищи. Уже тогда различали три сорта оливкового масла: оливковое, прованское и деревянное. Фактически в качестве лампадного использовались отходы от производства оливкового масла (их получали из выжимок химическим путем, перегоняя с сернистым (!) углеродом). Зачастую такое масло разбавлялось уже в стране-производителе. Таким образом, упадок благочестия повлек за собой изменение терминологии.
Но, несмотря на плохое качество, стоимость даже низкосортного деревянного масла оставалась достаточно высокой. Благодаря развитию промышленности, его стали подделывать в огромных масштабах. Для фальсификации деревянного масла применялись растительные масла: кокосовое, рапсовое, касторовое, а также вазелиновое масло, керосин, рыбий жир. В эту смесь иногда добавляли немного оливкового масла, а иногда оно и вовсе отсутствовало. В Московском регионе на конец 19 столетия существовало 13 крупных заводов, которые производили около 843 000 пудов фальсифицированного деревянного масла в год. Кроме этих заводов были еще многочисленные кустарные производства, располагавшиеся в частных квартирах, при весьма несложном инвентаре. Московский фабрикант Давыдов, взявший патент на выделку искусственного деревянного масла, назвал его “гарным маслом”. Оно предназначалось для сжигания в осветительных лампочках. В конце 19 – в начале 20 столетий в продаже появились многочисленные руководства приготовления “гарного” масла в домашних условиях. Постепенно стиралось различие между гарным и деревянным маслом, и фальшивое деревянное “гарное” масло стало проникать в храмы.
В конце 80-х годов 19 в. ситуация дошла до последней крайности, поэтому было необходимо принять энергичные меры к снабжению церквей чистым лампадным маслом. По распоряжению Св. Синода в 1888 году был произведен химический анализ 27 образцов масла и о результатах было сообщено в “Церковных ведомостях” (№1;2 за 1888 г.), причем епархиальным властям было предложено озаботиться выпиской лампадного масла прямо из-за границы и устройством в епархиях особых для него складов при монастырях и епархиальных свечных заводах. Но это мало помогло. Экономические соображения взяли верх над благочестием, в России начала формироваться т.н. “рыночная экономика”, которая затронула и земную часть Церкви.
После революции 1917 г. вопрос о лампадном масле был временно снят, как и многие другие вопросы, касающиеся обрядовой стороны богослужения. В советский период приходилось использовать то, что можно было достать, особо выбирать не приходилось. Говоря простым языком, было “не до жиру”. Но теперь, когда вновь появился выбор, следует возобновить вопрос о типе и качестве лампадного масла. Основным аргументом использования плохого масла является его дешевизна. Но не надо забывать, что “елей и воск, как самые чистые из веществ, употребляемых для горения, означают чистоту и искренность приношения, делаемого к прославлению святаго Имени Божьего (Исх. 27:20). Елей же, в частности, означает усердие людей, подобное усердию мудрых дев, которые взяли елей со светильниками своими для встречи Жениха (Мф. 25:3,4), т.е. означает желание христиан быть угодными Богу делами своими, жизнию, а не верою только.
Пособие к изучению Устава Богослужения Православной Церкви К.Никольского, Спб,1874.
Масло лампадное
Сегодня люди, возжигая лампады перед иконами, не задумываются о том, какое масло необходимо употреблять в лампадах.
Принято считать, что масло для лампад может быть любым: главное, чтобы оно хорошо горело, не обладало выраженным запахом и стоило достаточно дешево.
Представленное в наше время в продаже лампадное масло очень разнообразно:
Все, начиная от подсолнечного и заканчивая трансформаторным маслом, стали называть лампадным маслом.
Данное древнее название вызвало у многих недоумение, поскольку некоторые считают, что добывают деревянное масло едва ли не из дерева. К тому же известно, что в России до революции употребляли деревянное масло для лампад.
История лампадного масла
Подделка лампадного масла началась во второй половине 19 века. До этого лампадное масло завозилось в Россию в огромных количествах. Однако масло это было низшего сорта: оно имело неприятный запах и являлось абсолютно не пригодным для употребления в пищу.
Уже тогда существовало три сорта масла: деревянное, оливковое и прованское. В качестве лампадного масла фактически использовались отходы, оставшиеся после производства оливкового масла, которые получали посредством выжимок химическим путем, а затем перегоняли с сернистым углеродом.
Такое масло имело очень неприятный запах.
Тем не менее, стоимость низкосортного деревянного масла была достаточно высокой, не смотря даже на плохое качество. Благодаря развитию промышленности, деревянное масло стали фальсифицировать. Для подделки применялись различные растительные масла, такие как кокосовое, касторовое и рапсовое, а кроме того вазелиновое масло, рыбий жир и керосин. В такую смесь изредка добавлялось немного оливкового масла, но зачастую оно отсутствовало вовсе. Постепенно фальсификат стал проникать в храмы.
После событий 1917 года и приходу к власти Советов вопрос о лампадном масле был снят, как и многие другие вопросы, касающиеся церквей и обрядов Богослужения. В этот период в церквях вместо лампадного масла использовать то, что можно было достать. В те времена священнослужителям было не до качества масла.
У нас вы имеете возможность заказать лампадное масло наивысшего качества. Напишите нам или свяжитесь по нашим контактным данным, чтобы получить более полную информацию.
Свойства и характеристики лампадных масел, производимого Братством сщмч. Ермогена:
ЛАМПАДНОЕ МАСЛО КАТЕГОРИИ « ЛЮКС» (ВЫСОКОВЯЗКОЕ ФАРМАКОПЕЙНОЕ)
Медицинское вазелиновое масло высочайшего качества соответствует стандартам мировой фармакопеи и Российскому ГОСТу 3164-78.
Идеальное по качеству и экономичности лампадное масло, одно из лучших, производимых в странах СНГ. Оптимальный вариант для использования в храмах, монастырях, кельях.
Рекомендации по оптимальному использованию: фитиль не очень плотный (не густой). Поправлять не чаще, чем 1 раз в 5 дня (при непрерывном горении).
ЛАМПАДНОЕ МАСЛО ВЫСШЕЙ КАТЕГОРИИ (СРЕДНЕВЯЗКОЕ ФАРМАКОПЕЙНОЕ)
Вазелиновое медицинское масло высшего качества соответствует стандартам мировой фармакопеи. По свойствам соответствует ГОСТу 3164-78 на вазелиновое медицинское масло ( технические параметры «вязкость» и «плотность» продукта занижены без ущерба качеству).
Самое популярное и покупаемое лампадное масло в России. Рекомендовано к использованию в богослужебных целях и для келейного употребления. Имеет максимально допустимую очистку от примесей и ароматов, что способствует длительному, ровному горению.
Рекомендации по оптимальному использованию: фитиль средней плотности (густоты). Поправлять не чаще, чем 1 раз в 3 дня (при непрерывном горении).
ЛАМПАДНОЕ МАСЛО ПЕРВОЙ КАТЕГОРИИ (ВЫСОКОВЯЗКОЕ ВАЗЕЛИНОВОЕ)
Белое минеральное (вазелиновое) масло хорошей степени очистки по основным техническим характеристикам соответствует ГОСТу 3164-78 («зольность» и «содержание сернистых соединений» допустимы для этого класса минеральных масел)
Качественное и недорогое лампадное масло. Рекомендовано к использованию для келейного употребления. Имеет среднюю очистку от примесей (все ароматические примеси имеют естественное происхождение). Масло отличается средней степенью очистки (незначительное присутствие ароматических соединений). Стабильное и ровное горение, без мерцания.
Рекомендации по оптимальному использованию: фитиль средней и малой плотности (густоты). Поправлять не чаще, чем 1-2 раза в день (при непрерывном горении).
Сравнительная таблица основных свойств и характеристик лампадного масла
Показатели на вазелиновое медицинское масло ГОСТ 3164-78 и фактические (для сравнения):
Господь заповедал возжигать в светильнике только чистейшее горючее — оливковое масло, елей, который Израильтяне должны были приносить в храм в качестве добровольной жертвы.
В древней Палестине елей наравне с хлебом и вином был одним из главнейших продуктов земледелия (Чис. 18:12; Втор. 7:13; Неем. 10:39, 13:5) и питания (1 Цар. 17:14; 3 Цар. 17:12-16; 1 Пар. 12:40). Его называли «жидким золотом», он был предметом первой необходимости и одним из самых ценных товаров: его вывозили в Финикию, Египет, Рим. Издревле были известны целебные свойства елея: им поливали на раны для облегчения боли (Ис. 1:6; Мк. 6:13; Лк. 10:34; Иак. 5:14), использовали как дезинфицирующее и очистительное средство; им пользовались для умащения тела и волос (Ис. 61:3; Пс. 133:2). Так, например, по словам Иосифа Флавия, больной Ирод по предписанию врачей принимал ванну из елея (Иудейские древности, XVII, 6, 5). Древесина масличного дерева отличается особой прочностью, и в те времена она очень ценилась: из нее изготавливали различные поделки и украшения для богатых домов и храма (3 Цар. 6:23,31).
Елей добавлялся к каждому мучному жертвоприношению, он употреблялся для окропления в святилище, а также для освящения жилищ (Исх. 27:20, 30:22-23; Лев. 2:1-2, 4-7, 14:26). Елеем помазывали царей на царство (1 Цар. 10:1; 16:1,13; 3 Цар. 1:39; Цар. 9:1-6): согласно обычаю в Средиземноморье и на Ближнем Востоке, когда преемника провозглашали монархом, священник возливал на его голову кубок елея. Елей считали символом прочности, духовной чистоты, просветления и благословения; обряд же «помазания» говорил о том, что власть даруется от Бога, Дух Которого отныне будет пребывать на Избраннике. Поэтому каждый властелин Израиля (а иногда и пророк) именовался Помазанником, Мессией, или по-гречески – Христом. Однако со временем этот титул стали относить лишь к великому Царю грядущего.
С глубочайшей древности в священной истории елей и маслина оказываются знамениями духовных истин. Голубь, выпущенный Ноем из ковчега, принес ему свежий масличный лист (Быт. 8, 11) как свидетельство окончания потопа и появления суши, как свидетельство того, что гнев Божий престал и сменился милостью (так как масло «сглаживает волны», смягчает, очищает, питает). С тех пор оливковая ветвь является символом мира между Богом и людьми, символом мира людей между собой, символом возрождения, возвращения и воскресения. В Священном Писании во многих местах елей обозначает радость (Пс. 44:8; Ис. 61:3).
Кроме перечисленного разнообразия полезных качеств елея, его символического и культурного значения, он имеет явные преимущества для возжигания в лампадах.
Во-первых, оливковое масло считалось самым чистым из масел: при горении оно не выделяет никаких вредных веществ и не образует нагара, благодаря этим свойствам в совокупности со свойствами целебными оно более других подходило для длительного горения в помещении храма и олицетворялодуховную чистоту, просветление и благословение.
В Новом Завете образы елея и маслины часто используются Спасителем и апостолами. В дальнейшем символика елея еще более углубляется под влиянием греческой культуры и языка, с одной стороны, и особого акцента евангельской проповеди на понятии милости — с другой. В проповеди Спасителя много говорится о милости и милосердии: «Блаженны милостивые; ибо они помилованы будут» (Мф. 5, 7). А елей часто является символом милости Божией и милосердия человеческого.
Так, в притче о милосердном самарянине Господь говорит, что самарянин возлил на раны человека, пострадавшего от разбойников, елей и вино (Лк. 10, 34). В этом прикровенно указаны спасительные действия Божии по отношению к духовно израненному человечеству, на которое изливается неизреченная милость Божия, отдающая Сына Единородного, чтобы Он Кровью Своею омыл грехи людей.
В древние времена в Палестине было множество оливковых садов, ими часто засаживали склоны гор, поэтому многие места топонимически связаны с оливой и оливковым маслом. Они упоминаются и в Священном писании, где ассоциация этих мест с оливой имеет символическое значение.
Так, Гефсимания (от древнеевр. Гат Шемен, что в переводе значит «давильня масла») — оливковый сад в окрестностях Иерусалима у подножия Елеонской горы, за потоком Кедрон (Ин. 18:1). В Новом Завете Гефсиманский сад описывается как излюбленное место отдыха Иисуса, здесь Он был предан Иудой и молился о чаше страданий (Мф. 26:46; Мк. 14:32). Как символ очищения, мира, благодати олива, и, соответственно, оливковая роща — наилучшее место для отдыха и молитвы; символично, что Иисус молил Бога Отца о милости, об удалении от Себя чаши страданий, среди олив, которые символизируют также милость Божию. После разрушения Иерусалима в 70 году по Р. Х. римляне срубили все деревья вокруг города на большом расстоянии, поэтому от прежней Гефсимании ничего не осталось.
Таким образом, христианство приняло и сохранило глубокое религиозное и символическое значение елея. И по сегодняшний день елей имеет обширное употребление в Христианской Церкви. Елей применяется при обряде благословения хлебов: вместе с пятью хлебами, вином и пшеничными зернами благословляется и елей как вещество питательное и целительное в болезнях.
Чин помазания присутствует также в Таинствах: Крещения, Миропомазания, Елеосвящения. В ТаинствеЕлеосвящения иерей или епископ при помазании больного освященным елееми спрашивает для него, вместе с Церковью, благодать Божию, исцеляющую его душевные и телесные немощи. В этом случае елей несет в себе милость Божию к больному человеку, выражающуюся в оставлении (прощении) его грехов, благодать Духа Святого, очищающего и духовно возрождающего человека, и целительную силу от телесных и душевных болезней.
О целительной силе помазания священным елеем свидетельствует множество чудес, произошедших по молитвам святых угодников. Так, в житии преподобного Серафима Саровского описывается следующее чудо.
Однажды зимой привезли на санях больную женщину к монастырской келии преподобного. Больная вся была скорчена, колени сведены к груди. Ее внесли в жилище старца и положили на пол. Отец Серафим спросил ее:
— Из Владимирской губернии.
— Давно ли ты больна?
— Три года с половиною.
— Какая же причина твоей болезни?
— Я была прежде, батюшка, православной веры, но меня отдали замуж за старообрядца. Я переменила крестное знамение на двуперстие и в церковь ходить не стала.
— А веруешь ли ты опять в Святую Православную Церковь?
— Верую, батюшка, — отвечала больная.
Тогда отец Серафим сложил по православному персты, положил на себе крест и сказал:
— Перекрестись вот так во имя Троицы.
— Батюшка, рада бы, — отвечала больная, — да руками не владею.
Отец Серафим взял елея из лампады от своей иконы Божией Матери «Умиление» и помазал грудь и руки больной. Вдруг ее стало расправлять, даже суставы затрещали, и тут же она получила совершенное здоровье.
Один брат спросил отца Серафима: зачем он помазывает приходящих к нему из лампады, горящей в его келии перед иконой? Батюшка отвечал так: «Мы читаем в Писании, что Апостолы мазали маслом, и многие больные от сего исцелялись. Кому же следовать нам, как не Апостолам?» Этому обычаю следовал и святой старец, потому и помазанные получали исцеление. В Таинстве Крещения елей, освященный особой молитвой, употребляется для помазания того, кто приступает к св. Крещению. Из оливкового масла (с примесью особых ароматов) изготовляется также и миро, служащее для совершения Миропомазания— Таинства, в котором верующему при помазании тела священным миром подаются дары Святого Духа для освящения, укрепления и возрастания его духовной жизни.
Во всех Таинствах подается благодать Святого Духа, но Миропомазание есть Таинство Святого Духа по преимуществу; оно завершает Крещение. Там — духовное рождение, здесь уже — духовное возрастание. При помазании разных частей тела священник каждый раз произносит: «Печать дара Духа Святого». Эта печать есть метка, свидетельствующая, что человек стал Божиим. Главнейшим даром Святого Духа является любовь, в сравнении с которой всё — ничто. К плодам Святого Духа относятся «благость, праведность и истина» (Еф. 5:9), «радость, мир, долготерпение, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал.5:22-23),тишина, сладость, тепло, благоухание, свет. Эти дары Святого Духа нетварны: святые отцы их называют Божественными энергиями, то есть проявлением Божественной жизни, которая подается нам от Отца через Сына в Духе Святом, и которой мы приобщаемся, принося плоды Духа (преп. Серафим Саровский).
Таким образом, елей является образом-символом (по мере различия его духовной глубины): сострадания и милосердия Божия; света Божественного, просвещающего всякого человека; древа Жизни; Святого Духа и Его даров (радости, мира, милосердия, кротости).
Применение лампадного вазелинового масла в церковной практике
Сегодня вазелиновое масло имеет широкое применение. Его успешно используют в медицинских целях, а молодые мамы знают, что когда у их ребенка проблемы с кишечником, то нет ничего лучше для помощи, чем вазелиновое масло.
Использование вазелинового, лампадного масла в церкви
В церкви вазелиновое масло стали использовать не так давно и его появлению мир обязан развитию нефтеперерабатывающей промышленности в XIX веке. Ранее в церкви использовали лампадное масло, добытое из растительных продуктов. Вазелиновое масло показало себя очень хорошо и сегодня практически полностью заменило другие лампадные масла.
Вазелиновое лампадное масло, которое используется в церкви для лампад, в отличие от разных видов подсолнечного или оливкового масел, не дает нагари на фитиле, пламя всегда поддерживается ровное. Также важно заметить, что вазелиновое масло для лампад не забивает фитиль жиром, что осложняет проходимость.
с практической точки зрения в уходе за лампадами вазелиновое масло также имеет преимущества. Лампады хорошо и легко оттираются от него и масло не оставляет засохших пятен.
Выгода от использования вазелинового лампадного масла
Вазелиновое масло, которое предлагает «Благовест 2000», можно купить в Москве или заказать в другие регионы России. Его стоимость одна из самых низких в России. Если сравнивать использование вазелинового масла с любым другим, то расход его будет меньше, а следовательно, и цена снизится. Для использования его в храме важен не только фактор расхода, но и качество горения. Огонек от вазелинового лампадного масла при помощи фитиля можно отрегулировать на самый минимум и при этом он будет долго гореть. Свет огня светлый, практически белый, в отличие от желтоватого, который дают другие лампадные масла.
От него нет запаха и копоти. Лампадные масла можно сравнить с разным сортом свеч, например, свечи из воска не дают копоти, что хорошо при эксплуатации храмового помещения, на стенах и потолке не будет нагари. Если же свечи плохие, то от них будет копоть на стенах помещения, кроме этого, испарение от них будут вдыхать присутствующие в храме, что также будет неполезно.