с чего берут смывы в детском саду в группе
С чего берут смывы в детском саду в группе
Независимый испытательный центр ТЕСТ-ОПТИМ запись закреплена
Откуда и зачем берут смывы
Смывы как метод санитарно-бактериологического контроля широко применяется на пищевых производствах, а также на детских, лечебных, коммунально-бытовых объектах.
Метод дает возможность объективно оценить санитарное содержание обследуемых учреждений.
Цели взятия смывов
— для контроля качества обработки инвентаря, оборудования, посуды, санитарной одежды и рук персонала – берутся после обработки с чистых объектов, после посещения туалета
— для определения роли оборудования, инвентаря и персонала в обсеменении продукции по ходу технологического процесса – берутся в процессе работы.
Периодичность и объем контроля методом смывов
Правила взятия смывов
Взятие смывов производится с помощью стерильных увлажненных ватных тампонов. Стерильные ватные тампоны на стеклянных, металлических или деревянных палочках, вмонтированных в пробирки с ватными пробками, заготавливают заранее в лаборатории.
В день взятия смывов в каждую пробирку с тампоном наливается (в условиях бокса над горелкой) по 5 мл стерильного 0,1% водного раствора пептона или изотонического раствора хлорида натрия таким образом, чтобы ватный тампон не касался жидкости.
Непосредственно перед взятием смыва тампон увлажняют наклонением пробирки или опусканием тампона в жидкость. В процессе отбора смывов рекомендуется неоднократное смачивание тампонов.
Поверхности. При контроле предметов с большой поверхностью смывы проводят в нескольких местах исследуемого предмета общей площадью примерно 100 кв. см. (10х10см).
Руки. При взятии смывов с рук протирают тампоном ладонные поверхности обеих рук, проводя не менее 5 раз по каждой ладони и пальцам, затем протирают межпальцевые пространства, ногти и подногтевые пространства.
Полотенца. С различных мест полотенца берут 4 площадки по 25 кв. см. Смывы с рук, с санитарной одежды, полотенец берутся в основном у работников, имеющих дело с продукцией, не подвергающейся в дальнейшем тепловой обработке.
Смывы на БГКП проводятся:
На предприятиях общественного питания, пищевых производств, торговли
С объектов, контактирующих с продуктами, не подвергающимися в дальнейшем термической обработке;
С рук, с санитарной одежды, полотенец у работников, имеющих дело с продукцией, не подвергающейся в дальнейшем тепловой обработке (персонал холодного цеха, сишисты, раздатчицы, буфетчицы, официанты, продавцы);
С упаковочного материала (фольга, пленки, пергамент);
В бассейнах, банях, аквапарках
Скамейки, поручни, ручки дверей, стены ванн, круги, маты, лежаки
Руки персонала
В детских и образовательных учреждениях –
Игрушки
Руки и спецодежда персонала
Медицинское оборудование и инструментарий
Листерии – патогенные бактерии, вызывающие многообразное по своим проявлениям заболевание, часто с сепсисом и высокой летальностью. Резервуар – грызуны, домашние животные, птицы. Источником листерий на пищевом производстве может работник-бактерионоситель, зараженное сырье животного происхождения, овощи, загрязненные пометом грызунов. Листерии очень устойчивы в окружающей среде, способны размножаться в условиях холодильника.
Смывы на листерии на пищевых объектах берут с оборудования, инвентаря (в том числе для нарезки), тары, рабочих поверхностей, стеллажей, полок (в том числе в холодильных камерах), упаковки, рук и санитарной одежды работников, соприкасающихся с готовой продукцией
Иерсинии – бактерии, вызывающие заболевание с преимущественным поражением желудочно-кишечного тракта и многих других органов. Резервуаром являются грызуны, крупный рогатый скот, свиньи, птица. Источником иерсиниоза на пищевом производстве может быть работник-бактерионоситель, овощи, фрукты, загрязненные пометом грызунов, недостаточно термически обработанные продукты животного происхождения.
Смывы на иерсинии берут с оборудования, инвентаря в овощехранилищах и складах овощей и фруктов на предприятиях торговли, в овощных цехах предприятий общественного питания.
Сальмонеллы – патогенные бактерии. Резервуар – крупный рогатый скот, птица, грызуны. Источник на пищевом производстве: работник-бактерионоситель, инфицированные молочные продукты, мясо, птица, яйцо, морепродукты.
Смывы на сальмонеллы берут с инвентаря и оборудования мясоперерабатывающих предприятий, скорлупы яиц после обработки в кондитерских цехах; инвентарь, оборудование, руки и спецодежда персонала пищевых производств по эпидпоказаниям.
Золотистый стафилококк – бактерия, присутствующая в воздухе, воде, на кожных покровах здорового человека. При попадании на продукт способен образовывать термоустойчивый токсин, вызывающий пищевые токсикоинфекции. Попадание стафилококка в рану с нестерильного медицинского инструмента приводит к гнойно-септическим осложнениям.
Смывы на стафилококк берут стерильным ватным тампоном на палочках, вмонтированных в пробирки, или марлевыми стерильными салфетками, размером 5х5 см. Для увлажнения тампонов в пробирки с тампонами наливают по 2,0 мл стерильного физиологического раствора. Салфетку захватывают стерильным пинцетом, увлажняют физиологическим раствором из пробирки, после протирания исследуемого объекта помещают в ту же пробирку.
Смывы берут с рук и спецодежды персонала, имеющего дело с готовой продукцией, с медицинских инструментов, с оборудования, предметов ухода, белья, рук и спецодежды медработников в мед.учреждениях.
«МР 4.2.0220-20. 4.2. Методы контроля. Биологические и микробиологические факторы. Методы санитарно-бактериологического исследования микробной обсемененности объектов внешней среды. Методические рекомендации» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 04.12.2020)
ГОСУДАРСТВЕННОЕ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЕ НОРМИРОВАНИЕ
Руководитель Федеральной службы
по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека,
Главный государственный санитарный
врач Российской Федерации
КОНТРОЛЯ. БИОЛОГИЧЕСКИЕ И МИКРОБИОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ
САНИТАРНО-БАКТЕРИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ МИКРОБНОЙ
ОБСЕМЕНЕННОСТИ ОБЪЕКТОВ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ
1. Разработаны ФБУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» Роспотребнадзора (М.В. Зароченцев, В.В. Мордвинова, М.А. Ярославцева, А.А. Гарбузова).
2. Утверждены Руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации А.Ю. Поповой 4 декабря 2020 г.
3. МР 4.2.0220-20 введены взамен МУ 2657-82 «Методические указания по санитарно-бактериологическому контролю на предприятиях общественного питания и торговли пищевыми продуктами», утвержденные заместителем Главного государственного санитарного врача СССР 31.12.1982 N 2657.
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
1.2. МР предназначены для специалистов органов и организаций, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, аккредитованных организаций, проводящих санитарно-эпидемиологические экспертизы, исследования и иные виды оценок, отбор проб, исследования и контроль за санитарно-гигиеническим состоянием и микробиологическими показателями.
1.3. Объектами, на которые распространяются настоящие МР, являются организации общественного питания населения, в том числе пищеблоки лечебных, детских, дошкольных и подростковых учреждений, торговые объекты и рынки, реализующие пищевую продукцию, предприятия пищевой промышленности, объекты по предоставлению гостиничных, бытовых, социальных услуг, услуг в области культуры, спорта, организации досуга, развлечений, продаже товаров производственно-технического назначения для личных и бытовых нужд.
1.4. При проведении исследований используются перечисленные в приложении 1 к настоящим МР питательные среды, реагенты и реактивы, а также аналогичные или с лучшими характеристиками.
МУК 4.2.2942-11 «Методы санитарно-бактериологических исследований объектов окружающей среды, воздуха и контроля стерильности в лечебных организациях».
ГОСТ 10444.15, ГОСТ 31746, ГОСТ 29185; ГОСТ 31659; ГОСТ 28560; ГОСТ 32031; ГОСТ ISO 10272-1.
1.7. При проведении исследований микробной обсемененности объектов окружающей среды возможно применение альтернативных методов исследований, таких как использование петрифильмов, метода отпечатков (контактные экспресс-тесты, контактные чашки Родека, бактотест и др.), микробиологических анализаторов.
II. ОТБОР ПРОБ С ОБЪЕКТОВ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ
ИССЛЕДОВАНИЯ НА МИКРОБНУЮ ОБСЕМЕНЕННОСТЬ
2.1. Отбор проб с поверхностей различных объектов осуществляют методом смывов.
2.2. Для контроля микробной обсемененности и эффективности санитарной обработки смывы с объектов окружающей среды проводят до начала работы, либо во время производственного процесса после проведения надлежащей обработки поверхности. В случае необходимости выявления источника обсеменения при установленной микробной контаминации отбор производят с необработанных поверхностей.
2.3. Техника взятия смывов.
При отборе смывов с поверхности необходимо использовать стерильный тампон, увлажненный стерильной пептонной водой (пункт 1 приложения 1 к настоящим МР), внесенной в каждую пробирку в количестве не менее 2,0 мл. Допускается смачивание тампона (материала для отбора) стерильным изотоническим раствором хлорида натрия или иной допустимой транспортной средой, а также использование стерильных зонд-тампонов (свабов, тупферов и т.д.) промышленного производства. Тампон увлажняют наклонением пробирки или опусканием тампона в жидкость непосредственно перед взятием смыва.
В случае применения дезинфицирующего агента используется нейтрализатор дезинфицирующих средств. В зависимости от применяемого дезинфицирующего агента в качестве нейтрализатора допускается использование стерильных растворов химических веществ, например:
Взятие смывов для предприятий, выпускающих и реализующих пищевые продукты, производится в первую очередь с зон контакта поверхности с продукцией и/или зон хвата руками для прочих объектов (приложение 2 к настоящим МР).
Рекомендации по взятию смыва:
— смывы с площади меньше или равной 10 x 10 см (100 см2) отбирают стерильным тампоном с хлопком или синтетическим материалом;
— при отборе смывов с площади более 100 см2 следует использовать салфетку (5 * 5 см);
— смывы с перчаток берут только с наружной стороны ладонной поверхности перчатки;
— при взятии смывов с рук протирают тампоном ладонные поверхности обеих рук, проводя не менее 5 раз по каждой ладони и пальцам, потом протирают межпальцевые пространства, ногти и подногтевые пространства;
— смывы с санитарной одежды отбирают с помощью тампонов с четырех участков, каждый из которых должен быть не менее 25 см2, а именно нижняя часть каждого рукава и две площадки с верхней и средней частей передних пол одежды;
— если при взятии смывов с ровной поверхности используются металлические рамки-трафареты, ограничивающие площадь взятия смывов, то такие рамки-трафареты должны быть стерильны.
При взятии смывов составляется документ, включающий в себя информацию, необходимую для однозначной идентификации объекта, места взятия, основания и условий отбора, даты и времени взятия проб, условия и сроки доставки и иные дополнительные сведения (например, техническое и санитарное состояние оборудования, инвентаря, посуды и т.п.). Документ подписывают специалист, проводивший отбор, представитель объекта, на котором производилось взятие смывов, иные заинтересованные лица.
Время доставки смывов в лабораторию не должно превышать 6 часов с момента взятия, если иное не валидировано аккредитованной лабораторией в установленном порядке, как обеспечивающее достоверный результат.
II. МЕТОД ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ МИКРОБНОЙ ОБСЕМЕНЕННОСТИ
ОБЪЕКТОВ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ
3.1. Бактериологическое исследование микробной обсемененности объектов внешней среды предусматривает определение бактерий группы кишечных палочек (общих колиформных бактерий, термотолерантных колиформных бактерий), S. aureus, общей бактериальной обсемененности (общего микробного числа). По эпидемиологическим показаниям номенклатура исследований микробной обсемененности объектов внешней среды может быть расширена.
3.2. Методика посева смывов на бактерии группы кишечных палочек (общие колиформные бактерии, термотолерантные колиформные бактерии).
3.3. Методика посева на общую бактериальную обсемененность (общее микробное число).
3.4. Методика посева на S. aureus.
После инкубации у выделенных штаммов проверяют морфологию, тинкториальные свойства (окраска по Граму или тест Грегерсена) и наличие плазмокоагулирующей активности в реакции плазмокоагуляции (РПК).
Идентификация и подтверждение видовой принадлежности S. aureus возможна с применением биохимической лабораторной идентификации, коммерческих тест-системы идентификации, методов иммуноферментного анализа, разделенного импеданса, масспектрометрии или микробиологических анализаторов в соответствии с действующими методическими документами и инструкциями производителей.
3.5. При проведении исследований объектов внешней допускается использование готовых и дегидратированных питательных сред, в том числе хромогенных, зарегистрированных в установленном порядке.
IV. ПРИНЦИПЫ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ
4.1. Критерием удовлетворительного качества санитарной обработки оборудования, посуды, инвентаря и др. служит отсутствие на поверхности обработанных предметов санитарно-показательных, условно-патогенных, а также патогенных микроорганизмов.
С чего берут смывы в детском саду в группе
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Методические рекомендации МР 2.4.0259-21 «Методические рекомендации по обеспечению санитарно-эпидемиологических требований к организациям, реализующим образовательные программы дошкольного образования, осуществляющим присмотр и уход за детьми, в том числе размещенным в жилых и нежилых помещениях жилищного фонда и нежилых зданий, а также детским центрам, центрам развития детей и иным хозяйствующим субъектам, реализующим образовательные программы дошкольного образования и (или) осуществляющим присмотр и уход за детьми, размещенным в нежилых помещениях» (утв. Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 28 сентября 2021 г.)
Методические рекомендации МР 2.4.0259-21
«Методические рекомендации по обеспечению санитарно-эпидемиологических требований к организациям, реализующим образовательные программы дошкольного образования, осуществляющим присмотр и уход за детьми, в том числе размещенным в жилых и нежилых помещениях жилищного фонда и нежилых зданий, а также детским центрам, центрам развития детей и иным хозяйствующим субъектам, реализующим образовательные программы дошкольного образования и (или) осуществляющим присмотр и уход за детьми, размещенным в нежилых помещениях»
(утв. Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 28 сентября 2021 г.)
I. Общие положения
1.2. MP могут быть использованы гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1.1.
Образовательные программы, в том числе адаптивные, реализуются в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Статьей 31 Федерального закона N 273-ФЗ предусмотрено, что осуществлять образовательную деятельность по программам дошкольного образования вправе иные юридические лица (т.е. основной целью деятельности которых не является образовательная деятельность по образовательным программам дошкольного образования).
Требования пункта 3.2 СП 2.4.3648-20 установлены для детских центров и центров развития ребенка, размещаемых только в нежилых помещениях, которые могут реализовывать как образовательные программы дошкольного образования, так и присмотр и уход за детьми.
1.4. Положения пункта 2.1.2 СП 2.4.3648-20 к расстоянию от организаций, реализующих программы дошкольного образования, до жилых зданий, должны соблюдаться при разработке проектной документации в отношении зданий, строений, сооружений, помещений, используемых хозяйствующими субъектами при осуществлении деятельности, и не устанавливают требования при предоставлении (зачислении) детям мест в дошкольные организации.
II. Устройство и содержание территорий, транспортное обслуживание
2.1. Требование к транспортному обслуживанию детей (до организации и обратно) установлено для дошкольных организаций, расположенных в сельской местности (подпункт 2.1.2 СП 2.4.3648-20).
Требования к обеспечению транспортного обслуживания детей, посещающих дошкольные организации в условиях городской застройки, санитарными правилами СП 2.4.3648-20 не установлены.
2.2. Дошкольные образовательные организации рекомендуется размещать на внутриквартальных территориях жилых микрорайонов, за пределами санитарно-защитных зон предприятий, сооружений и иных объектов и на расстояниях, обеспечивающих нормативные уровни шума и загрязнения атмосферного воздуха для территории жилой застройки и нормативные уровни инсоляции и естественного освещения помещений и игровых площадок.
При невозможности размещения дошкольных образовательных организаций на внутриквартальных территориях жилых микрорайонов (в условиях сложившейся городской застройки) рекомендуется размещать дошкольные организации за ее пределами с учетом расстояния от территории дошкольной организации до жилых зданий имеющейся плотной жилой застройки (микрорайона) не более 800 м.
Прогулки детей организуются на отдельном для каждой группы земельном участке, используемом хозяйствующим субъектом на праве собственности или ином законном основании (собственной территории).
Возможно поочередное использование одной игровой площадки группами кратковременного пребывания (пребывание до 4 часов) в соответствии с графиком прогулок и режимом работы дошкольной организации при условии соблюдения принципа групповой изоляции (например, организация прогулок групп кратковременного пребывания в первой половине дня до выхода основных групп дошкольной организации и после ухода их с прогулки).
Решение вопроса о наличии собственной территории хозяйствующего субъекта рекомендуется осуществлять исходя из реализуемого им вида деятельности.
Территория, используемая образовательной организацией для размещения площадки для прогулок на основании договора аренды, должна соответствовать требованиям, предъявляемым к собственной территории. При несоответствии арендуемой территории, договор аренды не заключается (расторгается).
Собственная территория дошкольной организации озеленяется из расчета не менее 50% площади территории, свободной от застройки и физкультурно-спортивных площадок, в том числе и по периметру этой территории (п. 2.2.1), что не устанавливает запрета на включение озеленения на территории прогулочных площадок в площадь озеленения дошкольной организации, а также вертикального и иного вида (типа) озеленения.
2.3. В группах по присмотру и уходу за детьми (без реализации образовательной программы) допускается возможность использования детских игровых площадок, оборудованных в соответствии с требованиями законодательства, если это не противоречит требованиям жилищного законодательства.
2.4. В детских центрах, центрах развития детей, осуществляющих присмотр и уход за детьми, размещенных в нежилых помещениях, допускается возможность использования внутридомовых и придомовых территорий, скверов и парков. Вопрос предоставления внутридомовых и придомовых территорий хозяйствующему субъекту решается в рамках жилищного законодательства.
При реализации в таких организациях образовательных программ дошкольного образования для прогулок детей используется прилегающая к ним собственная территория (земельный участок, используемый хозяйствующим субъектом на праве собственности или ином законном основании).
III. Здание, помещения, оборудование помещений
3.1. При реализации образовательной программы в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта дошкольного образования в организации выполняются требования к территории, набору и площадям помещений, оборудованию в соответствии с пунктом 3.1 СП 2.4.3648-20.
Рекомендуется проводить постепенную замену оборудования, установленного в соответствии с проектом или закупленного ранее.
3.2. Размещение организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования, осуществляющих присмотр и уход за детьми, в жилых и нежилых помещениях жилищного фонда и нежилых зданий рекомендуется предусматривать на 1 этаже.
Самостоятельные вход и выход рекомендуется оборудовать при размещении хозяйствующих субъектов во встроенных в жилые здания и здания общественного и административного назначения, встроенно-пристроенных к жилым зданиям и (или) к зданиям общественного и административного назначения помещениях.
При невозможности оборудовать отдельный вход во встроенные помещения в здания общественного и административного назначения рекомендуется предусмотреть режим работы, исключающий совмещение времени начала и окончания работы дошкольной организации и иных организаций, размещенных в нежилых зданиях, помещениях.
Для организаций, размещенных в помещениях жилищного фонда рекомендуется предусмотреть шумоизоляцию.
Для эффективного увеличения полезного пространства групповой ячейки не исключается возможность использования спальни в период бодрствования детей для организации игровой деятельности и образовательной деятельности, в том числе за счет объединения пространства с использованием трансформируемых технологий, при условии соблюдения режима дня, режима проветривания и влажной уборки (влажная уборка в спальне не менее чем за 30 минут до сна детей, при постоянном проветривании в течение 30 минут), уровней шума в спальных помещениях во время сна.
3.4. Нормативы количества и установки санитарных приборов в помещениях изложены в таблице 6.1 СанПиН 1.2.3685-21:
б) количество санитарных приборов для детей дошкольного возраста:
3.5. Туалеты дошкольных организаций оборудуются с учетом возрастных особенностей детей.
3.6. В туалетах дошкольных образовательных организаций и организаций, осуществляющих присмотр и уход за детьми, допускается использование одноразовых индивидуальных сидений (накладок) на унитаз.
3.7. Необходимо постоянное наличие туалетной бумаги в туалетной кабине.
3.8. Спальни оборудуются кроватями с твердым ложем.
Спальни могут оборудоваться раскладными кроватями с жестким ложем или трансформируемыми кроватями, не превышающими трех уровней, имеющими самостоятельный заход на них, обеспечивающими свободное передвижение детей к спальному месту и соблюдением минимальных разрывов при расстановке кроватей.
В целях обеспечения безопасности для жизни и здоровья детей для отдельного захода на трансформируемые кровати не следует использовать подручные средства, технологически не связанные с изделием.
Детей с трудным засыпанием и чутким сном рекомендуется укладывать первыми и поднимать последними. В разновозрастных группах более старших детей после сна поднимают раньше.
IV. Организация отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, естественного и искусственного освещения помещений
4.1. Санитарно-эпидемиологические требования к организации отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, естественного и искусственного освещения помещений установлены СанПиН 1.2.3685-21, СП 2.4.3648-20.
4.2. Рекомендации к организации отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, естественного и искусственного освещения помещений определены в пунктах 4.1-4.4, 4.6 главы IV MP 2.4.0242-21 «Методические рекомендации по обеспечению санитарно-эпидемиологических требований к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
V. Организация образовательного процесса, режима дня
5.1. Требования к организации режима дня установлены в таблице 6.6 СанПиН 1.2.3685-21:
5.2. Суммарный объем двигательной активности дошкольников должен быть не менее 1 часа в день.
5.4. Продолжительность прогулок для детей до 7 лет должна составлять не менее 3 часов в день.
5.5. При температуре воздуха ниже минус 15°С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки для детей до 7 лет сокращают или не проводят.
VI. Предотвращение и профилактика распространения инфекционных и неинфекционных заболеваний
6.1. Медицинское заключение (медицинская справка) предоставляется для допуска детей к посещению дошкольной организации только после перенесенного заболевания.
При отсутствии ребенка по иным причинам, не связанным с заболеванием, порядок приема в дошкольные образовательные организации регламентируется внутренними локальными актами организации (согласно Федеральному закону N 273-ФЗ образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации).
6.2. В целях не допуска в организацию лиц с признаками инфекционных заболеваний (детей, родителей (законных представителей) персонала, посетителей и др.) рекомендуется при входе в организацию проводить термометрию бесконтактным способом. Ответственное лицо за проведение термометрии определяется внутренними локальными актами организации.
6.3. Дезинфекцию воздушной среды приборами по обеззараживанию воздуха рекомендуется проводить в следующих помещениях: раздевальной, игровых, помещениях для дневного сна (при его организации), помещениях дополнительного образования, спортивных и музыкальных залах, в холодном цехе пищеблока (на участке для приготовления салатов при отсутствии цеха), на участке порционирования готовых блюд.
6.4. Ежедневная дезинфекция электронных игр и игрушек (при использовании) проводится в соответствии с рекомендациями производителя либо с использованием растворов или салфеток на спиртовой основе, содержащих не менее 70% спирта.
6.5. Смену наматрасников рекомендуется проводить не реже одного раза в месяц в соответствии с графиком проведения генеральной уборки и по мере загрязнения.
6.6. Не следует размещать аквариумы, животных, птиц в помещениях групповых.
6.7. Постельные принадлежности (матрацы, подушки, одеяла) рекомендуется подвергать химической чистке или дезинфекционной обработке один раз в год.
VII. Организация питания
7.1. Питание детей организуют в помещении групповой. Для мытья столовой посуды буфетная оборудуется двухгнездными моечными ваннами с подводкой к ним холодной и горячей воды. Допускается установка посудомоечной машины.
На случай отключения горячего водоснабжения предусматривается установка резервных электроводонагревателей с жесткой разводкой воды к моечным ваннам.
Режим питания детей и время приема пищи определяются временем начала и окончания работы дошкольной организации при соблюдении времени перерыва между отдельными приемами пищи не более 3,5 часов.
Рекомендуется для составления меню учитывать данные о нормах физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для конкретной возрастной группы детей, времени (режиме) работы организации, организации перерывов между приемами пищи. При 8-10-часовом пребывании рекомендуется организовывать 3-4-разовое питание, при 11-12-часовом: 4-5-разовое питание, при 13-24-часовом: 5-6-разовое питание.
При составлении режима питания детей рекомендуется учитывать все установленные законодательством требования и при необходимости предусматривать возможность корректировки времени питания детей в зависимости от режима работы организации.
В дошкольной организации количество приемов пищи и реализация готовых блюд и пищевых продуктов осуществляется согласно утвержденному и согласованному меню, исключая необоснованную замену блюд и пищевых продуктов.
Отсутствие второго завтрака и организации «уплотненного» полдника, предусмотренных подпунктами 8.1.2.1 и 8.1.2.2 СанПиН 2.3/2.4.3590-20, не должно нарушать физиологические нормы питания детей, и рекомендуется реализовывать с учетом времени пребывания ребенка, режима дня и потребности в пищевых веществах, энергии, витаминах, минеральных веществах, возраста ребенка.
7.2. Для детей, нуждающихся в лечебном и диетическом питании, питание детей рекомендуется осуществлять посредством индивидуальных меню (пункт 8.1.2 СанПиН 2.3/2.4.3590-20).
В случае отсутствия возможности у дошкольной организации обеспечить организацию питания таких детей посредством индивидуальных меню, пунктом 8.2.3 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 допускается употребление детьми, нуждающимися в лечебном и диетическом питании, готовых домашних блюд, предоставленных родителями, при создании в организациях определенных условий (специально отведенные помещения (места), оборудованные столами и стульями, холодильником, микроволновыми печами для разогрева блюд, условиями для мытья рук). Кормление детей домашними продуктами в созданных условиях осуществляется непосредственно родителями (законными представителями).
При организации питания детей, нуждающихся в лечебном и диетическом питании, возможно руководствоваться MP 2.4.0162-19 «Особенности организации питания детей, страдающих сахарным диабетом и иными заболеваниями, сопровождающимися ограничениями в питании (в образовательных и оздоровительных организациях)».
7.3. Согласно приложению 6 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 колбасы входят в перечень пищевой продукции, которая не допускается при организации питания детей, в том числе в дошкольных образовательных организациях, в составе среднесуточных наборов пищевой продукции для детей до 7-ми лет, изложенных в приложении 7 СанПиН 2.3/2.4.3590-20, колбасные изделия отсутствуют.
7.4. На пищеблоках дошкольных организаций, не имеющих цехового деления, работа с использованием сырья не рекомендуется. Работа осуществляется с использованием полуфабрикатов. При этом обеспечивается последовательность (поточность) технологических процессов, исключающих встречные потоки, сырых полуфабрикатов и готовой продукции, использованной и продезинфицированной посуды.
7.5. Производственный контроль предприятий общественного питания, основанный на принципах ХАССП, проводится в соответствии с порядком и периодичностью (включая организационные мероприятия, лабораторные исследования и испытания), установленными предприятием общественного питания.
В основе ХАССП семь принципов:
1. Проведение полного анализа рисков при помощи оценки значимости опасных факторов абсолютно на всех этапах жизненных циклов пищевых продуктов, которые находятся под контролем предприятия-изготовителя. Здесь же оценивается вероятность рисков, и вырабатываются меры для их предотвращения, а также сводятся к минимуму выявленные опасные факторы.
2. Определение критических точек контроля, в рамках которых жесткий контроль помогает предотвратить потенциальную опасность или при помощи конкретных мер свести к нулю возможность появления рисков.
3. Установление критических пределов для контрольных точек. Здесь же определяют критерии, которые показывают, что процесс полностью находится под контролем. Разработчики системы формируют лимиты и допуски, которые нужно соблюдать, чтобы в критических точках ситуация не вышла из-под контроля.
4. Установление процедур мониторинга всех критических точек контроля. Для этого должны быть установлены системы наблюдения в критических точках и должны создаваться разные инспекции при помощи регулярного анализа и других разных видов надзора.
5. Разработка корректирующих действий, которые нужно предпринимать в тех случаях, когда наблюдения и инспекция свидетельствуют о том, что ситуация может выйти из-под контроля.
6. Установление процедур ведения и учета документации, в котором фиксируются нужные параметры.
7. Установление процедур проверки документов, которые должны поддерживаться всегда в рабочем состоянии и отражать абсолютно все мероприятия по внедрению, исполнению всех пунктов ХАССП.
7.6. Для обеспечения безопасности пищевой продукции в процессе ее производства (изготовления) на основе принципов ХАССП, в организации разрабатываются, внедряются и поддерживаются следующие процедуры:
1) выбор необходимых для обеспечения безопасности пищевой продукции технологических процессов производства (изготовления) пищевой продукции;
2) выбор последовательности и поточности технологических операций производства (изготовления) пищевой продукции с целью исключения загрязнения продовольственного (пищевого) сырья и пищевой продукции;
3) определение контролируемых этапов технологических операций и пищевой продукции на этапах ее производства (изготовления) в программах производственного контроля;
4) проведение контроля за продовольственным (пищевым) сырьем, технологическими средствами, упаковочными материалами, изделиями, используемыми при производстве (изготовлении) пищевой продукции, а также за пищевой продукцией средствами, обеспечивающими необходимые достоверность и полноту контроля;
5) проведение контроля за функционированием технологического оборудования в порядке, обеспечивающем производство (изготовление) пищевой продукции, соответствующей требованиям настоящего технического регламента и (или) технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции;
6) обеспечение документирования информации о контролируемых этапах технологических операций и результатов контроля пищевой продукции;
7) соблюдение условий хранения и перевозки (транспортирования) пищевой продукции;
8) содержание производственных помещений, технологического оборудования и инвентаря, используемых в процессе производства (изготовления) пищевой продукции, в состоянии, исключающем загрязнение пищевой продукции;
9) выбор способов и обеспечение соблюдения работниками правил личной гигиены в целях обеспечения безопасности пищевой продукции;
10) выбор обеспечивающих безопасность пищевой продукции способов, установление периодичности и проведение уборки, мойки, дезинфекции, дезинсекции и дератизации производственных помещений, технологического оборудования и инвентаря, используемых в процессе производства (изготовления) пищевой продукции;
11) ведение и хранение документации на бумажных и (или) электронных носителях, подтверждающей соответствие произведенной пищевой продукции требованиям, установленным настоящим техническим регламентом и (или) техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции;
12) прослеживаемость пищевой продукции.
При разработке ХАССП проводится анализ всех опасных факторов, которые могут возникнуть при производстве или фасовке пищевой продукции. Производится анализ сырья, полуфабрикатов, процессов производства, упаковки, хранения и отгрузки конечному потребителю. Составляется реестр документов, в состав которого входит список рисков и опасностей, которые могут нанести вред здоровью.
7.7. В качестве примера реализации системы 2-4 принципа ХАССП (см. пункт 7.5) может служить программа производственного контроля качества питания в образовательных организациях, включающая номенклатуру, объем и периодичность проведения лабораторных и инструментальных исследований, представленная в таблице.
Пример программы производственного контроля качества питания в организациях образовательных организациях, включающая номенклатуру, объем и периодичность проведения лабораторных и инструментальных исследований
Обзор документа
Для организаций дошкольного образования (детских садов и центров, центров развития детей и пр.) разработаны методические рекомендации по обеспечению санитарно-эпидемиологических требований. Затронуты следующие вопросы:
— устройство и содержание территорий, транспортное обслуживание;
— здание, помещения, оборудование помещений;
— организация отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, естественного и искусственного освещения помещений;
— организация образовательного процесса, режима дня;
— предотвращение и профилактика распространения инфекционных и неинфекционных заболеваний;
Приведена примерная программа производственного контроля качества питания.