с чего начинается осмотр колесных пар локомотивной бригадой мвпс
В Поездку
Все для локомотивной бригады
4. Порядок осмотра колесных пар
4.1 Колесные пары для определения их технического состояния и пригодности к эксплуатации подвергают осмотру:
4.2 Осмотр колесных пар должны производить:
4.3 Техническое обслуживание и ремонт подшипниковых узлов, в том числе и моторно-осевых подшипников качения, при всех видах ТО и ТР производят в соответствии с руководством по техническому обслуживанию и ремонту «Узлы с подшипниками качения железнодорожного тягового подвижного состава».
4.4 Проверка технического состояния колесных пар в эксплуатации выполняется в соответствии с технологической инструкцией «Техническое обслуживание электровозов и тепловозов в эксплуатации», утвержденной Распоряжением ОАО «РЖД» от 1 апреля 2014 г. №814р.
4.5 Локомотивная бригада при приемке ТПС производит осмотр колесных пар с учетом замечаний, записанных в журнале формы ТУ-152. При наличии замечаний в журнале формы ТУ-152 осмотр колесной пары ТПС выполнять с обязательной его прокаткой.
Визуальным контролем в доступных для осмотра местах проверяют отсутствие следующих дефектов, указанных в таблице 1:
4.6 При производстве ТО-2 МВПС локомотивной бригадой дополнительно к выше перечисленным работам произвести контроль признаков ослабления посадки (ржавчина или трещины краски в местах соединения колёсного центра или цельнокатаного колеса с осью) и сдвига ступиц на оси (пункты 13, 14).
В случае выявления вышеперечисленных дефектов в пути следования локомотивная бригада сообщает об этом дежурному по станции или поездному диспетчеру.
При наличии замечаний и отсутствии отметки об осмотре колесной пары МВПС на станционных путях, путях основного депо мастером (бригадиром) в журнале формы ТУ-152 локомотивная бригада докладывает дежурному по депо для принятия мер по осмотру данной колесной пары. Порядок осмотра локомотивными бригадами колесных пар МВПС при наличии записи в журнале формы ТУ-152 на станционных путях станции, удаленных от цеха ремонта и на станционных путях в пунктах оборота МВПС определяет начальник депо исходя из местных условий.
4.7 Дефекты, выявленные при осмотре колесной пары локомотивной бригадой, фиксируют в журнале технического состояния локомотива и МВПС формы ТУ-152.
4.8 При осмотре локомотивов на смотровых канавах ПТОЛ, а МВПС при выполнении ТО-2 ремонтной бригадой и при ТО-3 выполняют работы в объеме осмотра по пункту 4.5 и дополнительно проводят:
4.9 Измерения проката (пункт 1), параметров гребня (толщины гребня и крутизны гребня (пункты 3, 4, 6), вертикального подреза гребня (для локомотивов) (пункт 26), толщины бандажей (ободьев цельнокатаных колес) (пункты 19, 20) и диаметров бандажей (ободьев цельнокатаных колес) производить не реже, чем один раз в 30 суток, совмещая с очередным видом ТО-3 или ТО-2(при наличии смотровой канавы) и на всех видах ТР. Диаметр бандажей у колесных пар МВПС (пункт 25) измерять не реже, чем один раз в квартал.
Если конструкция ходовых частей ТПС не позволяет производить непосредственное измерение диаметра бандажей под ТПС, допускается вместо измерения производить оценку диаметров расчетным способом, исходя из текущей измеренной толщины бандажа и диаметра колесного центра после последнего освидетельствования.
4.10 Мастер (бригадир)должен сделать отметку о выполнении осмотра колесных пар в журнале формы ТУ-152.
4.11 При текущих ремонтах ТР-1 и ТР-2 осмотр колесных пар локомотивов выполняют в объеме, указанном в пунктах4.8 и 4.9 и дополнительно проводят осмотр зубчатой передачи, если это предусмотрено документацией на текущий ремонт конкретного ТПС.
4.12 Измерение проката, толщины гребня, производить:
4.13 Для контроля геометрических параметров колесных пар рекомендуется применение средств измерений бесконтактного принципа действия, которые исключают «человеческий фактор» и позволяют выполнять измерения в условиях ограниченной доступности, например, под ТПС. Средство бесконтактного измерения должно обеспечивать запись результатов выполненных измерений и передачу указанных данных на стационарный или портативный компьютер в формате, пригодном для создания баз данных, подготовке и распечатке протоколов в информационных системах ОАО «РЖД». Выполнение указанных действий должно обеспечиваться функциями интерфейса средства измерений.
Приборы бесконтактного принципа действия должны быть внесены в «Реестр средств измерений, испытательного оборудования и методик выполнения измерений, применяемых в ОАО «РЖД», а их использование по назначению должно осуществляться персоналом, прошедшим подготовку и изучившим эксплуатационную документацию на указанные приборы.
Результаты измерений, выполненных при помощи приборов бесконтактного принципа действия, должны быть перенесены в документацию установленных форм на бумажных носителях.
4.14 При превышении допустимых значений дефектов колесные пары не допускаются к эксплуатации, неисправности подлежат устранению.
Дефекты составных частей и недопустимые значения их параметров, при которых запрещается эксплуатация колесной пары, приведены в таблице 1.
4.15 Дефекты составных частей и недопустимые значения их параметров, при которых запрещается эксплуатация колесной пары
Таблица 1
1) При выпуске ТПС из ТО и ТР, за исключением ТО-2, ползун (выбоина) более 0,5 мм не допускается.
2) В случае обнаружения в эксплуатации проворота бандажа машинист должен осмотреть бандажное кольцо, убедиться в отсутствии ослабления бандажа на колесном центре. Ослабление не подтверждается, если при отпущенных тормозах ТПС отсутствует глухой звук при ударе слесарным молотком по бандажу.
В случае обнаружения ослабления бандажа разрешается довести поезд до ближайшей станции при соблюдении необходимых мер.
В случае отсутствия ослабления бандажа, машинист обязан поставить дополнительную временную метку на бандаже, отключить тяговый двигатель и тормозной цилиндр данной колесной пары, после чего довести поезд до ближайшей станции, где имеется ПТОЛ или ремонтное депо с последующей отцепкой от поезда. При этом в пути следования машинист обязан постоянно контролировать состояние бандажа во время стоянок и во время движения при проходе по коридору ВВК на наличие постороннего стука.
3) За колесной парой, находящейся в эксплуатации, с подшипниковыми узлами со следами выдавленной смазки, ржавчиной или трещинами краски в местах посадки колёсного центра на ось, без явных признаков ослабления (сдвига центра или колеса вдоль образующей оси или по окружности), установить особое наблюдение.
При сдвиге колёсного центра или колеса на оси следование с поездом запрещается.
ТПС должен следовать в депо резервом, тормозные цилиндры и тяговый электродвигатель поврежденной колесной пары должны быть отключены.
4) Проверку нагрева осуществляют в течение 5 мин после прибытия ТПС
4.16 Глубину ползуна (выбоины) измеряют глубиномером индикаторным или при помощи толщиномера бандажного (глубина ползуна (выбоины)определяется разностью измерений износа в двух местах – на ползуне (выбоине) и рядом с ним)или шаблонами для измерения проката и толщины гребня.При отсутствии этих измерительных инструментов(кроме случаев нахождения единицы ТПС на ПТОЛ и в депо) допускается определять глубину ползуна (выбоины) по результатам измерения его длины в соответствии с таблицей 2.
Таблица 2
Зависимость длины ползуна (выбоины) от его глубины и диаметра колеса
При обнаружении в пути следования ползуна (выбоины) у локомотива, моторного вагона МВПС допускается их следование без отцепки от поезда до ближайшей железнодорожной станции, где колесные пары с ползунами (выбоинами) должны быть заменены. Допускаемая скорость следования поезда в зависимости от глубины ползуна (выбоины) в соответствии с таблицей 3.
Таблица 3
Допускаемая скорость следования поезда в зависимости от глубины ползуна (выбоины)
* При этом колесные пары должны быть вывешены или транспортированы другим способом, обеспечивающим указанное передвижение. Локомотив должен быть отцеплен от поезда, тормозные цилиндры и тяговый электродвигатель (группа двигателей) поврежденной колесной пары (колесных пар) отключены. Транспортироваться до места смены колесной пары локомотив должен в одиночном следовании.
Для вывода с перегона локомотивов с двухосными тележками следует использовать специальные транспортные тележки.
С чего начинается осмотр колесных пар локомотивной бригадой мвпс
ИНСТРУКЦИЯ ПО ОСМОТРУ, ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЮ, РЕМОНТУ И ФОРМИРОВАНИЮ ВАГОННЫХ КОЛЕСНЫХ ПАР
Дата введения 2006-01-01
(с изменениями)
Утверждена МПС России от 20 июня 2003 г. N ЦВ-944
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
При эксплуатации вагонов со скоростями движения поездов и нагрузками от оси на рельсы выше указанных, колесные пары должны удовлетворять специальным Техническим требованиям.
1.2. Инструкцией устанавливаются:
1.2.1. Порядок и сроки осмотра, освидетельствования, ремонта и формирования колесных пар;
1.2.2. Нормы и требования, которым колесные пары должны удовлетворять при осмотре, освидетельствовании, ремонте, формировании и подкатке под вагоны;
1.2.3. Перечень контролируемых параметров при осмотре, освидетельствовании, ремонте, формировании и подкатке колесных пар под вагоны
1.3. Каждая колесная пара должна удовлетворять требованиям настоящей Инструкции, выполнение которой обязательно для всех работников, связанных с осмотром, освидетельствованием, ремонтом, формированием и подкаткой колесных пар под вагоны
Требования к колесным парам, оборудованными элементами и узлами приводов генераторов пассажирских вагонов должны соответствовать настоящей Инструкции.
1.4. Освидетельствование, ремонт и формирование колесных пар, а также полная ревизия букс с роликовыми подшипниками должны производиться в пунктах, имеющих соответствующее оборудование и разрешение на выполнение этих работ.
1.5. Каждая колесная пара должна иметь четко нанесенные знаки и клейма, установленные соответствующими стандартами, техническими условиями и настоящей Инструкцией, за исключением колесных пар, поставляемых по импорту, которые не имеют приемочных клейм Министерства транспорта России
1.6. Размеры колесных пар и их элементов при эксплуатации, ремонте и формировании должны соответствовать нормам, установленным настоящей Инструкцией.
1.7. Технология ремонта и формирования колесных пар для вагонных (ВЧД) и пассажирских (ЛВЧД) депо и вагоноколесных мастерских (ВКМ) устанавливаются Департаментами: вагонного хозяйства и дальних пассажирских перевозок.
1.8. Перечень измерительного инструмента и шаблонов, правила пользования ими, а также порядок ведения учетных и отчетных форм по колесным парам устанавливаются Департаментами вагонного хозяйства и дальних пассажирских перевозок.
1.9. В заказах, актах и другой служебной переписке и документах типы колесных пар, название элементов, виды ремонта следует употреблять в соответствии с терминологией, используемой в настоящей Инструкции.
2. ОСНОВНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ О КОЛЕСНЫХ ПАРАХ И ИХ ЭЛЕМЕНТАХ
2.1 Под вагонами в эксплуатации применяются следующие типы колесных пар: РУ1-957 (рисунок 1а) и РУ1Ш-957 (рисунок 1б).
А) Колесная пара типа РУ1-957
Б) Колесная пара типа РУ1Ш-957
Рисунок 1. Типы колесных пар
Основные размеры новых колесных пар приведены в приложении 1 к настоящей Инструкции.
2.2. Вагонные колесные пары, находящиеся в эксплуатации, в зависимости от способа торцевого крепления подшипников имеют следующие типы осей:
Рисунок 2. Типы осей
Новые оси изготавливаются только для роликовых подшипников, как с цилиндрической, так и с конусообразной средними частями.
Основные размеры новых осей колесных пар приведены в приложении 2 к настоящей Инструкции.
2.3. Для установки на станках каждая ось должна иметь на торцах центровые отверстия (рисунок 3).
Рисунок 3. Центровые отверстия на торцах осей
2.4. Все типы колесных пар, указанные в п.2.1, имеют цельнокатаные колеса. Размеры новых колес приведены на рисунке 4 и в приложении 3 к настоящей Инструкции.
* Размеры обеспечиваются инструментом
** Размеры для справок
Рисунок 4. Цельнокатаное колесо
2.5. Обработанный обод колеса должен иметь один из профилей поверхности в соответствии с рисунком 5 (а, б, в).
А) Профиль стандартный по ГОСТ 9036-88* с исходной толщиной гребня 33 мм
Б) Профиль ремонтный с исходной толщиной гребня 30 мм
В) Профиль ремонтный с исходной толщиной гребня 27 мм
* Размеры обеспечиваются инструментом
** Размеры для справок
Параметр шероховатости поверхности A мкм.
Рисунок 5. Профиль поверхности катания обода колеса
3. ВИДЫ, СРОКИ, ПОРЯДОК ОСМОТРА И ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ КОЛЕСНЫХ ПАР
3.1. Основные положения
3.1.1. Для проверки состояния и современного изъятия из эксплуатации колесных пар с неисправностями, угрожающих безопасности движения поездов, а также для контроля за качеством подкатываемых и отремонтированных колесных пар установлена система их осмотра и освидетельствования, состоящая из:
— осмотра колесных пар под вагонами;
3.1.3. Обыкновенное и полное освидетельствование колесных пар разрешается производить лицам, испытанным в знании настоящей Инструкции, технологического процесса и организации ремонта колесных пар и получившим право на выполнение этих работ.
Лицам, сдавшим испытания, выдается удостоверение по форме, указанной в приложении 4 настоящей Инструкции. Проверочные испытания для таких работников проводятся ежегодно.
3.1.4. Удостоверение на право производства полного и обыкновенного освидетельствования колесных пар должны иметь:
3.1.5. Прием испытаний и выдачу удостоверений на право производства полного и обыкновенного освидетельствования колесных пар осуществляют комиссии в составе:
а) начальника Дирекции по ремонту грузовых (пассажирских) вагонов или его заместителя (председатель), начальника службы вагонного (пассажирского) хозяйства или его заместителя и дорожного ревизора по безопасности движения по вагонному хозяйству. Комиссия испытывает: начальников вагонных (пассажирских) отделов и их заместителей, начальников, их заместителей и главных инженеров вагонных депо, начальников и их заместителей вагоноколесных мастерских, приемщиков и старших приемщиков вагонов, заводских инспекторов-приемщиков, работников ремонтных заводов, мастеров ВКМ и колесно-роликовых цехов.
Начальники пассажирских отделов и их заместители, а также начальники дирекций по обслуживанию пассажиров и их заместители испытываются в случае подчинения им пассажирских вагонных депо.
Список работников пассажирского хозяйства определяется приказом по железной дороге;
б) начальника вагонного (пассажирского) отдела или его заместителя (председатель) и ревизора по безопасности движения отделения железной дороги по вагонному хозяйству.
Комиссия испытывает работников вагонных депо, за исключением указанных в п.п.»а» настоящего пункта.
При отсутствии в составе железной дороги отделений или в отделении железной дороги отдела вагонного (пассажирского) хозяйства испытания и выдача удостоверений производится в вагонном депо комиссией в составе: начальника или главного инженера вагонного депо (председатель), ревизора по безопасности движения по вагонному хозяйству и старшего приемщика вагонов.
3.2 Осмотр колесных пар под вагонами
3.2.1. Колесные пары под вагонами осматривают:
а) на станциях формирования поездов с ходу в момент прибытия, после прибытия и перед отправлением поездов,
б) на станциях, где графиком движения поездов предусмотрена их стоянка для технического обслуживания вагонов;
в) при подготовке вагонов к перевозкам и перед постановкой в поезд;
г) после крушений, аварий поездов, столкновений подвижного состава, схода с рельсов вагонов;
д) при текущем отцепочном ремонте вагонов.
3.2.2. При осмотре колесных пар под вагонами проверяют:
а) состояние элементов колесных пар;
б) соответствие размеров и износов элементов колесных пар установленным нормам.
3.3. Обыкновенное освидетельствование колесных пар
3.3.1. Обыкновенное освидетельствование колесных пар производится при каждой их подкатке под вагоны, кроме колесных пар, не бывших в эксплуатации после последнего полного или обыкновенного освидетельствования менее 6 месяцев.
С чего начинается осмотр колесных пар локомотивной бригадой мвпс
Открытое акционерное общество «Российские железные дороги»
локомотивного хозяйства ОАО «РЖД»
управления персоналом ОАО «РЖД»
Вице-президент ОАО «РЖД»
Рабочий учебный план и программы
курсов целевого назначения для машинистов
и помощников машинистов электровозов
(с электровозов переменного тока на электровозы постоянного тока)
Настоящий рабочий учебный план и программы курсов целевого назначения предназначены для повышения квалификации машинистов и помощников машинистов электровозов при переходе с обслуживания электровозов переменного тока на обслуживание электровозов постоянного тока.
Группы комплектуются из машинистов электровозов переменного тока, помощников машиниста электровоза с правом управления, стажем совместной работы не менее 6 месяцев, имеющих опыт работы в разных видах движения.
Срок обучения при изучении одной серии электровозов – 4 недели. Для изучения двух и более серий электровозов постоянного тока добавляется 24 учебных часа на каждую серию, с продлением на соответствующее время срока обучения.
При изучении двух и более серий электровозов поездная практика проводится на каждой серии электровоза не менее 36 часов.
По окончании обучения проводится комплексный экзамен по предметам:
Особенности устройства и технического обслуживания электровозов постоянного тока, электрические и пневматические схемы;
Управление электровозом, особенности управления электровозами постоянного тока, порядок действий в нестандартных ситуациях;
Охрана труда. Техника безопасности при обслуживании электровозов постоянного тока.
Рабочий учебный план
1. Электротехника. Постоянный ток. Способы регулирования частоты вращения электродвигателей постоянного тока
1. Электротехника. Постоянный ток. Способы регулирования частоты вращения электродвигателей постоянного тока.
Рабочий тематический план
Тема 1.1. Постоянный электрический ток, проводники и диэлектрики, электрические цепи постоянного тока. Основные законы электрической цепи. Принцип работы электродвигателя постоянного тока. Электромеханические характеристики. Способы регулирования частоты вращения электродвигателя постоянного тока. Обратимость электрических машин. Принцип работы генератора.
Изучается по сборнику типовых учебных программ «Электротехника. Основы электроники. Электрические измерения» для обучения кадров массовых профессий в образовательных учреждениях и образовательных подразделениях железнодорожного транспорта, утвержденному Департаментом кадров и учебных заведений 20.10.2003 г.
2. Особенности устройства и технического обслуживания электровозов постоянного тока, электрические и пневматические схемы
Рабочий тематический план
Тема 2.1. Генераторы управления, аккумуляторные батареи
Назначение, общее устройство, краткая характеристика генераторов управления, аккумуляторных батарей. Схема возбуждения и регулирования напряжения генераторов управления. Схема питания низковольтных цепей от аккумуляторной батареи и от генератора, схема зарядки аккумуляторной батареи.
Тема 2.2. Аппараты вспомогательных цепей
Электромагнитные контакторы типа МКП-23; их назначение, устройство, принцип действия. Демпферные резисторы; их назначение, устройство. Переключатель вентиляторов; назначение, устройство, принцип действия
Тема 2.3. Аппараты силовой цепи и её защиты
Быстродействующий выключатель; назначение, устройство, работа механизма при включении, принцип действия при токах КЗ и токах перегрузки. Схема включения.
Быстродействующий выключатель типа БВЗ-2; назначение, устройство, работа механизма при включении, принцип действия при токах КЗ, при токах перегрузки, токах утечки. Схема включения.
Дифференциальное реле; назначение, устройство, принцип действия дифференциальной защиты.
Контактор вспомогательных цепей; назначение, устройство, принцип действия. Схема включения.
Быстродействующий контактор типа БК-78Т; назначение, устройство, принцип действия. Общие сведения о контакторе БК-2Б.
Реле перегрузки тяговых двигателей, вспомогательных машин; назначение, устройство, принцип действия, защищаемые цепи.
Реле повышенного напряжения, пониженного напряжения, рекуперации, боксования, контроля защиты; их устройство, назначение.
Плавкий высоковольтный предохранитель; назначение, принцип действия.
Грозоразрядники, помехоподавляющий дроссель; назначение, устройство.
Тема 2.4. Аппараты цепей управления
Назначение и работа аппаратов цепей управления: выключателей управления, кнопочных выключателей, переключателей режимов, контроллера машиниста. Механическая взаимосвязь рукояток контроллера машиниста. Развертка барабанов контроллера.
Назначение и устройство электрических блокировок штор высоковольтных камер.
Промежуточные реле; назначение, устройство. Реле оборотов; назначение, принцип действия. Устройства безопасности, блокировки дверей ВВК, лестниц, защитного вентиля, клапана токоприемника; их устройство, принцип действия.
Распределительный щит; регулятор напряжения, реле обратного тока; их назначение, и принцип действия; плавкие низковольтные предохранители. Зарядно-выпрямительный блок.
Междуэлектровозные соединения, штепсельные розетки. Приборы освещения и световой сигнализации.
Тема 2.5. Электрические и пневматические схемы
Включение рубильника аккумуляторной батареи, схема питания низковольтных цепей управления.
Подъем токоприемника по цепи управления, силовая цепь. Включение БВ-2, БВ-1, вспомогательных машин. Силовые цепи вспомогательных машин. Первая позиция контроллера. Силовая цепь тяговых двигателей на первой позиции.
Электрические цепи управления и силовые при разгоне электровоза до ходовой позиции сериесного (последовательного) соединения. Цепи перехода с «С» на «СП» соединение. Силовая схема на «СП» соединении тяговых двигателей, разгон электровоза до ходовой позиции сериесного, параллельного соединения тяговых двигателей. Переход с «СП» на «П» соединение по цепи управления. Силовая схема электрической цепи тяговых двигателей на «П» соединении. Разгон электровоза до ходовой позиции параллельного соединения тяговых двигателей. Работа схемы электровоза в режиме ослабленного поля.
Понятие о работе схемы электровоза при обратном ходе главной рукоятки контроллера.
Электрические цепи электровоза при отключении части тяговых двигателей.
Переход с тягового режима на тормозной. Электрические цепи тока рекуперации по силовой схеме на «П», «СП» и «С» соединениях тяговых двигателей.
Понятие о работе электрических схем электровоза по системе многих единиц.
Работа схемы электровоза при срабатывании защитных аппаратов; признаки короткого замыкания и обрыва в электрических цепях электровоза.
3. Управление электровозом, особенности управления электровозами постоянного тока, порядок действий в нестандартных ситуациях
Примерный тематический план
Тема 3.1. Основы тяги и торможения поезда
Тяговые характеристики электровозов постоянного тока. Электромеханические характеристики тяговых электродвигателей.
Тема 3.2. Обслуживание электровозов
Виды технического обслуживания электровозов (ТО-1, ТО-2). Сроки и нормы пробега электровозов между техническими обслуживаниями.
Тема 3.3. Приемка, осмотр и уход за электровозом. Сдача электровоза
Обязанности и действия локомотивной бригады при приемке электровоза в депо или пункте оборота. Порядок осмотра и меры безопасности при приемке электровоза. Проверка действия электрооборудования на электровозе.
Действия локомотивной бригады при выезде из депо или из пункта оборота.
Подготовка электровоза к сдаче другой бригаде. Сдача и приемка электровоза на линии. Меры безопасности при сдаче электровоза.
Техническое обслуживание механической части
Проверка технического состояния колесных пар, букс, буксовых направляющих и резинометаллических блоков. Проверка состояния рессорного подвешивания тяговой передачи, подвески тяговых двигателей и деталей тормозной рычажной передачи.
Возможные неисправности механического оборудования, их признаки и порядок действий при обнаружении. Меры безопасности при обслуживании механического оборудования.
Техническое обслуживание тяговых двигателей и вспомогательных машин
Проверка исправности тяговых двигателей и вспомогательных машин путем постановки под нагрузку и наружным осмотром. Возможные неисправности электрических машин, их обнаружение и порядок действий при обнаружении. Меры безопасности при осмотре тяговых двигателей и вспомогательных машин.
Техническое обслуживание электрического оборудования и аккумуляторной батареи
Проверка аккумуляторной батареи и электрических аппаратов, устройств вентиляции, отопления и освещения.
Проверка крышевого оборудования. Проверка состояния действия аппаратуры защиты.
Возможные неисправности в электрических цепях, их обнаружение и устранение.
Меры безопасности при обслуживании электрического оборудования.
Проверка последовательности включения электрических аппаратов при опущенных токоприемниках с помощью выключателей и контроллера машиниста.
Тема 3.4. Управление электровозом
Порядок действия локомотивной бригады и соблюдения правил безопасности при выезде из депо и подходе к составу, перед отправлением и при отправлении поезда со станции. Наблюдение за работой электровоза и показаниями сигналов во время следования по участку.
Трогание и ведение поезда по участку. Техника управления поездом на различных профилях пути. Меры по предупреждению разрыва поезда. Управление электровозом при электрическом торможении.
Методы экономии электроэнергии.
Меры безопасности при движении электровоза по перегону, при производстве маневровой работы и передвижении электровоза другим локомотивом.
Требования правил техники безопасности при вынужденной остановке, возникновении неисправностей контактной сети и в случае повреждения электровоза.
Вождение электровоза по системе многих единиц и двойной тягой.
Контроль за работой приборов и обслуживание агрегатов в пути следования. Особенности вождения поезда зимой.
Правила пользования локомотивной радиостанцией.
Тема 3.5. Обнаружение и устранение неисправностей оборудования электровоза
Возможные неисправности механической части, способы их устранения. Обнаружение и устранение неисправностей автотормозного оборудования и песочниц.
Возможные неисправности электрических машин; способы их обнаружения и устранения.
Повреждения в электрических цепях; способы их обнаружения и устранения.
Возможные неисправности в устройствах питания цепей управления (распределительного щита, аккумуляторной батареи, генераторов управления), способы их устранения.
Неисправности цепей управления токоприемником, аппаратами защиты, вспомогательными машинами, тяговыми двигателями при наборе и сбросе позиций. Действия бригады по устранению неисправностей.
Определение характера неисправностей по показаниям сигнальных ламп и измерительных приборов.
Способы обеспечения безопасности при производстве работ по обнаружению неисправностей в механической цепи, автотормозном и пневматическом оборудовании, в электрических машинах и их цепях, в устройствах электропитания цепей управления. Правила отключения различных цепей.
Определение обрыва в электрических цепях.
Отыскание места короткого замыкания, и обрыва в электрических цепях, при помощи прозвоночной лампы.
Тема 3.6. Управление электровозом, отработка навыков действий в аварийных и нестандартных ситуациях.
Общие положения. Порядок действий и регламент переговоров при возникновении нестандартных и аварийных ситуаций. Порядок закрепления состава.
Порядок действий при нарушении нормальной работы устройств СЦБ, АЛС.
Порядок проследования проходного светофора с запрещающим, непонятным показанием или погасшим огнём (на локомотивном светофоре красно-жёлтый огонь).
Загорание белого огня на локомотивном светофоре, путевой светофор погашен.
Смена показания путевого светофора на менее разрешающее.
Перекрытие входного, маршрутного светофора с его последующим проездом.
Перекрытие выходного светофора с его последующим проездом.
Нарушение нормальной работы АЛСН, УКБМ, САУТ, ТСКБМ и устройств поездной радиосвязи.
Внезапное появление на локомотивном светофоре жёлто-красного или красного огня, не соответствующего показанию напольного светофора.
Внезапное появление на локомотивном светофоре белого огня при движении на перегоне или станционным путям, оборудованным устройствами АЛСН.
Нарушение нормальной работы устройств поездной радиосвязи.
Нарушение нормальной работы КЛУБ-У (КЛУБ-П, КЛУБ-УП).
Уход вагонов на перегон.
Сообщение «На вас ушли вагоны».
Сообщение «Ушли вагоны по соседнему пути».
Срабатывание средств контроля ДИСК, КТСМ.
Признаки неисправности букс.
Порядок вывода вагона с перегона со сдвигом буксы.
Срабатывание УКСПС, КТСМ на волочение или повреждение контрольной планки нижнего габарита на переезде.
Срабатывание КТСМ на волочение при обнаружении «неисправных» вагонов поезда.
Отказ тормозов в пути следования.
Действия локомотивной бригады при срабатывании тормозов в грузовом поезде.
Порядок действий локомотивной бригады при срабатывании автотормозов в поезде.
Порядок действий помощника машиниста при обнаружении неисправностей в поезде.
Саморасцеп в поезде.
Сход подвижного состава.
Оказание помощи поезду, остановившемуся на перегоне.
Возвращение поезда с перегона на станцию отправления.
Действия локомотивной бригады при наезде на людей и автотранспорт.
Получение информации о минировании.
Отправление восстановительных и пожарных поездов.
Действия локомотивной бригады при возникновении неисправности локомотива.
Действия локомотивной бригады при обнаружении «ползуна» («навара») и других неисправностей на колёсной паре.
Проворот бандажа колёсной пары.
Действия машиниста при неисправности контактной сети и повреждении токоприёмника.
Действия машиниста при неисправности токоприёмников, крышевого оборудования или контактной сети.
Действия машиниста при отключении напряжения в контактной сети.
Ведение поезда при гололёде и низких температурах на электрифицированных участках.
Действия локомотивной бригады при возникновении пожара в поезде, на локомотиве.
Действия локомотивной бригады при обнаружении пожара в поезде.
Действия локомотивной бригады при обнаружении толчка в пути.
Тема 3.7. Особенности обслуживания узлов и управления электровозом в зимнее время
Подготовка оборудования и систем электровозов к зимней эксплуатации. Особенности эксплуатации и управления в зимнее время.
4. Охрана труда. Техника безопасности при обслуживании электровозов постоянного тока
Рабочий тематический план
Темы 4.1–4.4 изучаются по учебной программе «Охрана труда» для профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров массовых профессий на железнодорожном транспорте, утвержденной в 2004 году.
Тема 4.5. Инструкция по охране труда и технике безопасности для локомотивных бригад
Типовая инструкция по охране труда локомотивных бригад ТОИ Р-32-ЦТ-555-98. Общие положения. Меры безопасности при приеме и сдаче локомотивов; вводе (выводе) локомотивов в (из) депо или пункта технического обслуживания; техническом обслуживании и экипировке. Требования личной гигиены и указания о пользовании средствами индивидуальной защиты. Приложения 1, 2.
Инструкция по охране труда локомотивных бригад ОАО «РЖД», утвержденная распоряжением ОАО «РЖД» от 3 мая 2006 года № 855р.
Инструкция по обеспечению пожарной безопасности на локомотивах и моторвагонном подвижном составе ЦТ-ЦУО-175. Общие положения. Правила пожарной безопасности, оснащение средствами пожаротушения и пожарной сигнализацией при содержании локомотивов и моторвагонного подвижного состава. Пожарная профилактика на локомотивах и моторвагонном подвижном составе. Обязанности локомотивной бригады при приемке и сдаче локомотивов и мотор-вагонного подвижного состава, в пути следования и при тушении пожара. Средства пожаротушения.
1. Инструктаж и оформление документации в депо
Рабочий тематический план
Проведение вводного и первичного инструктажей на рабочем месте.
Расположение основных объектов деповского хозяйства: цехов, участков, пунктов технического обслуживания локомотивов и выполняемые ими функции.
Участки обслуживания локомотивов и локомотивных бригад. Режимные карты. Районы маневровой работы.
Закрепление обучающихся за локомотивными бригадами. Оформление документов для работы в качестве дублера машиниста локомотива и помощника машиниста локомотива.
2. Поездная практика в качестве дублера машиниста электровоза или помощника машиниста электровоза постоянного тока
Рабочий тематический план
2.1. Экипировка электровоза и подготовка его к следованию в рейс
Изучение мер безопасности при экипировке локомотива.
Участие совместно с локомотивной бригадой в проверке наличия на электровозе положенного оборудования, инвентаря и инструмента. Участие в проверке технического состояния электровоза, сигнальных знаков и электроприборов, пневматического оборудования и тормозов, АЛСН и радиостанции.
2.2. Освоение приемов управления электровозом
Ознакомление с приемами подъезда к составу, опробования тормозов, взятия поезда с места, движения по перегону, торможения.
Особенности управления электровозом постоянного тока при ведении поезда по перегону, по наблюдению за сигналами и показаниями измерительных приборов, обеспечению безопасности движения и обслуживанию электровоза в пути следования.
Участие в подготовке электровоза к сдаче другой бригаде, мастеру комплексной бригады, дежурному по депо. Меры безопасности в пути следования и при сдаче электровоза.
2.3. Практическое выполнение работ по техническому обслуживанию электровоза в пути следования
Ознакомление с правилами техники безопасности и обязанностями машиниста и помощника машиниста по техническому обслуживанию электровоза в пути следования.
Выполнение работ по техническому обслуживанию агрегатов и узлов электровоза при ежедневном обслуживании, на раздельных пунктах, в пути следования и других номерных обслуживаниях в соответствии с требованиями приказов и инструкций.
Объем обязательных работ при техническом обслуживании электровоза.