русское музыкальное общество рмо история создания
РУССКОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО
РУССКОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО (РМО; с 1868 – Императорское русское музыкальное общество, ИРМО), музыкально-просветительская организация в России второй половины 19 – начала 20 вв., ставившая целью сделать серьезную музыку доступной широкой публике и способствовать распространению музыкального образования.
Петербургское и московское отделения ИРМО открылись, соответственно, в 1859 и 1860; их возглавляли братья Рубинштейны – Антон Григорьевич в Петербурге и Николай Григорьевич в Москве. Общество находилось под покровительством императорской фамилии (августейшими председателями были великая княгиня Елена Павловна, великие князья Константин Николаевич, Константин Константинович и другие). Существовали три категории членства: почетные, действительные (уплачивающие ежегодный денежный взнос) и члены-исполнители. Во главе каждого отделения стоял совет директоров; обычно видную роль в нем играли как музыканты, так и меценаты (в частности, в Москве директорами были Н.В.Алексеев и С.Н.Третьяков; с их помощью было куплено здание, где ныне помещается Московская консерватория).
Симфонические собрания ИРМО (10–12 абонементных концертов в сезон и экстренные собрания с крупными премьерами или участием выдающихся исполнителей) проводились в Петербурге и в Москве в залах городских Благородных собраний, впоследствии в залах консерваторий. Первый концерт РМО состоялся 23 ноября 1859 в Петербурге под управлением А.Г.Рубинштейна.
Главными дирижерами РМО в Петербурге были (последовательно) А.Г.Рубинштейн, М.А.Балакирев, Э.Ф.Направник (1839–1916), впоследствии разные русские и иностранные дирижеры, в том числе Г.фон Бюлов, В.И.Сафонов (1852–1918), А.Б.Хессин (1869–1955); в Москве – Н.Г.Рубинштейн, М.Эрдмансдёрфер (1848–1905), В.И.Сафонов, М.М.Ипполитов-Иванов.
Часто в Петербурге выступали московские музыканты, а в Москве – петербургские; происходил обмен программами; крупные зарубежные гастролеры выступали в обеих столицах. ИРМО проводило также камерные концерты (примерно в том же числе, что и симфонические). Основную часть репертуара в первые десятилетия существования общества составляла западная классическая музыка, произведения современных зарубежных авторов (Шуман, Берлиоз, Вагнер, Лист), а также Глинки и Даргомыжского; со временем все чаще стали исполняться новые сочинения русских авторов (так, в концертах РМО состоялись симфонические дебюты Мусоргского и Римского-Корсакова; там же впервые были исполнены многие сочинения Чайковского и т.д.). В 1860-х годах РМО проводило исполнительские и композиторские конкурсы, на протяжении всего существования общества регулярно публиковались отчеты о его деятельности.
Московское и петербургское отделения были учредителями консерваторий двух столиц и осуществляли руководство ими. В течение 1860–1890-х годов отделения ИРМО и общедоступные музыкальные классы при них были открыты в ряде городов страны (Киев, Казань, Харьков, Нижний Новгород, Саратов, Псков, Омск, Тобольск, Томск, Тамбов, Тифлис, Одесса, Астрахань и др.); в большинстве случаев эти классы со временем преобразовывались в училища и консерватории; провинциальные отделения также вели концертную деятельность. Управлять ими должна была главная дирекция РМО.
Общество прекратило свое существование после 1917.
Музыкальная энциклопедия
Русское музыкальное общество
Русское музыкальное общество
Осн. место в программах концертов РМО отводилось классич. музыке (И. С. Бах, Л. Бетховен, Г. Ф. Гендель, Й. Гайдн, В. А. Моцарт) и соч. нем. романтиков (Ф. Мендельсон, Р. Шуман). Впервые в России здесь прозвучали произв. зап.-европ. авторов того времени (Г. Берлиоза, Р. Вагнера, Ф. Листа). Рус. музыка была представлена в осн. соч. М. И. Глинки и А. С. Даргомыжского; состоялись также премьеры симф. и камерных соч. композиторов «Могучей кучки» (1-я симфония А. П. Бородина, «Антар» Н. А. Римского-Корсакова). Позднее исполнялись произведения И. Брамса, М. Регера, Р. Штрауса, К. Дебюсси и др. заруб. композиторов; значит. место отводилось рус. музыке. С 1863 периодически устраивались общедоступные концерты. В 1860-66 РМО проводило конкурсы рус. композиторов (см. Конкурсы).
Другой важной стороной деятельности РМО было основание в 1860 в Петербурге и Москве Муз. классов, послуживших базой для создания первых в России консерваторий, открывшихся в Петербурге (1862) и Москве (1866) и ставших крупнейшими центрами муз. образования в России.
Несмотря на мн. трудности существования, консерватизм и реакционность Главной дирекции, РМО, отражавшее просветительские стремления передовых обществ. кругов, сыграло прогрессивную роль в развитии рус. проф. муз. культуры, в распространении и пропаганде муз. произв., положило начало систематич. конц. деятельности, способствовало росту муз.-образоват. учреждений в России и выявлению нац. муз. достижений. Однако уже с конца 80-х гг. РМО не могло удовлетворять требованиям растущей демократич. аудитории; концерты и уч. заведения оставались доступными лишь для сравнительно узкого круга интеллигенции и представителей буржуазии. В кон. 19 в. начинают создаваться и развивать свою деятельность всевозможные муз. организации более демократич. типа и РМО постепенно утрачивает монопольное положение в муз. жизни страны. В 1915-17 предпринимаются попытки реорганизации и демократизации об-ва, оставшиеся безрезультатными. После Oкт. революции РМО прекратило существование.
Литература: Пузыревский А. И., Императорское русское музыкальное общество в первые 50 лет его деятельности. (1859-1909), СПБ, 1909; Финдейзен Н., Очерк деятельности С.-Петербургского отделения Императорского Русского музыкального общества. (1859-1909), СПБ, 1909; Пашкин Н. Д., Московское отделение Императорского Русского музыкального общества. Очерк деятельности за пятидесятилетие. 1860-1910, М., 1910.
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Русское музыкальное общество (РМО)
Вел. кн. Елена Павловна
Существовало три категории членства: почётные, действительные (уплачивающие ежегодный денежный взнос) и члены-исполнители. Во главе отделения стоял Совет директоров.
Согласно уставу, РМО ставило своей целью «содействовать распространению музыкального образования в России, способствовать развитию всех отраслей музыкального искусства и поощрять способных русских художников (сочинителей и исполнителей) и преподавателей музыкальных предметов». Просветительский характер деятельности РМО выражен в словах одного из его организаторов Д. В. Стасова: «Сделать хорошую музыку доступной большим массам публики». Для этого устраивались концерты, открывались учебные заведения, учреждались конкурсы на создание новых произведений.
В составе оркестра были музыканты главным образом императорских театров; среди солистов преобладали представители русского исполнительского искусства, в числе которых пианисты А. Г. и Н. Г. Рубинштейны, виолончелисты К. Ю. Давыдов, В. Фитценгаген, пианист и скрипач братья И. и Г. Венявские, скрипач Л. С. Ауэр и др. Оркестрами руководили многие крупнейшие дирижёры и композиторы России и других европейских стран, в том числе А. К. Глазунов, С. В. Рахманинов, Н. А. Римский-Корсаков, А. Н. Скрябин, С. И. Танеев, П. И. Чайковский, а также Г.Берлиоз, А. Дворжак, Г. Малер, Р. Штраус и др.
Основное место в программах концертов РМО отводилось классической музыке (И. С. Бах, Л. Бетховен, Г. Ф. Гендель, Й. Гайдн, В. А. Моцарт) и сочинениям немецких романтиков (Ф. Мендельсон, Р. Шуман). Впервые в России здесь прозвучали произведения западно-европейских авторов того времени (Г. Берлиоза, Р. Вагнера, Ф. Листа). Русская музыка была представлена в основном сочинениями М. И. Глинки и А. С. Даргомыжского; состоялись также премьеры симфонических и камерных сочинений композиторов «Могучей кучки» (1-я симфония А. П. Бородина, «Антар» Н. А. Римского-Корсакова). Позднее исполнялись произведения И. Брамса, М. Регера, Р. Штрауса, К. Дебюсси и других зарубежных композиторов; значительное место отводилось русской музыке. С 1863 периодически устраивались общедоступные концерты. В 1860-66 РМО проводило конкурсы русских композиторов.
Фильм об истории Саратовской консерватории им. Л.В. Собинова
Открытые при многих отделениях РМО музыкальные классы в ряде случаев постепенно выросли в училища, а в наиболее крупных центрах были преобразованы в консерватории — Саратовскую (1912), Киевскую и Одесскую (1913), Харьковскую и Тбилисскую (1917). В новом уставе 1878 г. особое внимание уделялось положению и правам учебных заведений. Провинциальные отделения в большинстве своём испытывали хронический недостаток в квалифицированных музыкантах и помещениях для концертов и занятий. Правительственная субсидия, выдававшаяся РМО, была крайне недостаточной и предоставлялась в основном столичным отделениям. Наиболее широкую концертную деятельность вели Киевское, Харьковское, Саратовское, Тбилисское и Одесское отделения, они устраивали 8-10 концертов за сезон. Работа отделений плохо координировалась, что отрицательно сказывалось и на постановке преподавания в училищах и муз. классах: вплоть до кон. 19 в. учебные заведения не имели общих учебных планов и программ. На состоявшихся в кон. 19 — нач. 20 вв. в Петербурге съездах директоров муз. классов и училищ были сделаны лишь первые шаги к исправлению положения. Учреждённая в 1891 должность помощника председателя по музыкальной части многие годы оставалась вакантной (в 1909 этот пост занял С. В. Рахманинов).
Несмотря на многие трудности существования, РМО, отражавшее просветительские стремления передовых общественных кругов, сыграло прогрессивную роль в развитии русской профессиональной музыкальной культуры, в распространении и пропаганде музыкальных произведений, положило начало систематической концертной деятельности, способствовало росту музыкальных образовательных учреждений в России и выявлению национальных музыкальных достижений. После Oктябрьской революции РМО прекратило существование.
Процитировано 6 раз
Понравилось: 10 пользователям
История создания и воссоздания РМО
История создания и воссоздания РМО
Владимир Николаевич Шуляковский
(артистический директор РМО)
Русское Музыкальное Общество в 21 веке
В конце 2007 года по инициативе известных отечественных деятелей культуры было воссоздано Русское Музыкальное Общество. Во главе Общества встал выдающийся дирижёр современности Максим Шостакович, а в правление вошли Алексей Любимов, Дмитрий Соллертинский, Наталия Энтелис, Ирина Безуглова. Всеми этими людьми, при достаточно различных взглядах на особенности современного музыкального процесса двигала общая мысль: не всё так благоприятно в культурной и музыкальной жизни нашей страны. Одновременно все прекрасно понимали то, что перед Обществом в современных условиях будут стоять совершенно другие задачи, чем 150 лет назад.
Действительно, вторая половина 19 века стала своеобразным золотым веком для русской музыки. Блестящая плеяда музыкантов и композиторов той эпохи навсегда войдет в историю отечественной культуры. Именно в то время усилиями Русского Музыкального Общества были предприняты основные реформы российского музыкального образования, плодами которого мы до сих пор живем. Достаточно вспомнить, что первые российские консерватории были созданы именно усилиями РМО, не говоря уже об огромной концертной и просветительской работе, которую под покровительством высших должностных лиц государства эта организация успешно вела.
Безусловно, в эпоху «просвещенного дилетантизма», когда живая музыка пронизывала повседневную жизнь всех слоев общества, задача воспитания высокопрофессиональных музыкантов, была очень важной. И надо сказать, что РМО блестяще справилось с этой задачей. Основы системы музыкального образования, заложенные этой организацией, оказались настолько прочны, что никакие исторические катаклизмы и революции не смогли их сломать. Однако вряд ли основатели Русского Музыкального Общества могли предполагать, что в начале 21 века, разрыв между человеком профессионально занимающимися «академической» музыкой, и неким среднестатистическим современным «россиянином» окажется столь велик. Сейчас уже нередки концерты, когда количество участвующих в концерте музыкантов (симфонический оркестр, солисты, хор) может превышать число слушателей в зале. Современная академическая музыка стала своеобразным элитарным клубом, где пишущие ее композиторы, в основном эту музыку и «потребляют».
Музыкальные вкусы и пристрастия подавляющего большинства современной молодёжи весьма далеки от академической и традиционной музыки. Выросли уже целые поколения молодых людей, в представлении которых музыка (здесь мы имеем в виду популярную) является исключительно прикладным предметом развлечения. В российской глубинке немало и таких, кто никогда не видел скрипки и виолончели, и не был на концерте симфонического оркестра, не говоря уже об опере. И такое положение вещей вряд ли можно считать нормальным.
Конечно же, современное общество коренным образом отличается от того, каким оно было 150 лет назад. Неслыханный для 19 века феномен массовой «культуры», приобретающий благодаря современным информационным технологиям и Интернету, все большее и большее влияние на людей, становится мощным фактором формирования личности 21 века – «информационного» человека эпохи постмодерна, сплавившей, и тем самым практически уничтожившей в своём котле всё богатство мировых традиционных культур.
Очевидно, что в таких условиях наша деятельность должна существенно отличаться от деятельности исторического РМО, направленной в основном на профессионализацию реально существовавшей в 19 веке богатой бытовой музыкальной культуры. Деятельность воссозданной организации скорее должна быть сосредоточена в направлении совершенно противоположном. Именно поэтому возрождённое Общество поставило своей основной целью возвращение подлинной музыки в жизнь и быт простых людей. Искусство, которым в наше время владеет небольшое число профессионалов, необходимо сделать более доступным, причём в первую очередь – детям и молодёжи.
В дальнейшем эти идеи получили своё развитие в первом крупном проекте РМО, поддержанном Комитетом по Культуре правительства Петербурга и руководством Российской Национальной Библиотеки – «Музыка – детям». В 18 концертах цикла, которые посетило несколько тысяч детей, упор был сделан именно на интерактивность. Специально подобранная музыка большинства концертных программ предполагала использование дополнительных ударных инструментов (барабан, бубен, колокольчик и тп) а также активное вовлечение детей в процессе музицирования. Фольклорные ансамбли, принимавшие участие в проекте, приобщали детей к традиционной культуре, обучая их народным песням и танцам.
На концертах цикла Музыка-детям активно использовались и современные технологии. К каждому мероприятию был подготовлен тщательно продуманный видеоряд, который проецировался во время концерта на специальный экран. Всё это, совместно с блестящими комментариями к программе известного музыковеда-просветителя Натальи Энтелис, стало новым словом в жанре «детского» концерта, форма которого последние 50 лет была везде более или менее стандартной, и уже давно не соответствующей современным реалиям.
Фольклор также стал важнейшей частью другого направления деятельности РМО – выпуском компакт-дисков. Серия «Живая Традиция» задуманная, с одной стороны, как попытка консервации уникального аутентичного материала, хранение которого в аналоговом формате с каждым годом становится всё менее и менее возможным (CD Музыка русского Поозерья) с другой стороны, как возможность полноценного существования традиционной музыки в современном мире (CD Русские колыбельные), что является для нас особенно важным. Это получило своё отражение в концепции этого Компакт-диска, так как прилагающийся буклет содержит кроме всего прочего и нотные примеры простых колыбельных, исполнение которых возможно любым человеком даже при самой элементарной музыкальной грамоте.
Диск Русские колыбельные обращён к самой широкой аудитории. Кроме аутентичного фольклорного материала на диске также представлены колыбельные русских композиторов, имевших живую связь с народным искусством (Чайковский, Лядов, Римский-Корсаков).
Колыбельные в течение тысяч лет пели наши матери, формируя с первого дня жизни здоровую полноценную духовную личность. Мы ещё до конца не оценили то громадное воздействие, которое эти песни имели на формирование ребёнка, и поэтому считаем, что в нашу сложную эпоху появление подобного диска исключительно важным.
Таким образом, возвращая богатейшее наследие традиционной культуры людям, мы, наверное, и выполняем свою самую важную задачу: сделать музыку частью и продолжением жизни, живой и органической потребностью формирующей не homo computeris, а достойного гражданина нашего общества.
Особо хотелось бы сказать о работе с молодёжью, являющейся для нас приоритетной. Для этого мы реализуем несколько проектов важнейшим из которых стала «Ночь Музыки». Более тысячи человек посетили этот концерт 16 мая 2009 года. На протяжении пяти часов ночного музыкального марафона были исполнены десятки произведений всячески обыгрывающих ночную тему. Многие уникальные сочинения для этой программы были любезно предоставлены Отделом Нот и Звукозаписей РНБ.
Необычный формат концерта и время его проведения ещё раз доказали нам, что новые формы работы с молодёжью вполне возможны, равно как и альтернатива «ночной» молодёжной жизни. Интерес у молодых к подлинному искусству, безусловно, есть. И мы видим свой главной целью проявить и развить его. Как знать, может недалеко то время, когда в Петербурге, наконец, появится «клуб» в котором молодые люди смогут послушать живую классическую и традиционную музыку в привычном для себя формате. Во всяком случае, и над этим мы тоже работаем.
Ещё одно направление работы РМО – это участие в проектах Российской Национальной Библиотеки, в частности в цикле «Музыкальные редкости РНБ». В рамках этого проекта РМО провело несколько концертов, где была представлена музыка никогда ранее в России не звучавшая, или не исполнявшаяся в течение сотен лет. На концертах этого цикла в частности прозвучали отрывки из оратории Г. Генделя «Иевфай», оперы Й. Гайдна «Неожиданная встреча», его же «Лондонских симфоний» в обработке современника Й. Соломона и пр. Такой контакт РМО с Отделом Нот и Звукозаписей РНБ представляется нам исключительно плодотворным, и обещает в будущем не одно яркое событие в музыкальной жизни нашей страны.
Хотелось бы особо сказать о сайте РМО (www. *****), который стал одним из первых российских ресурсов регулярно публикующим новости академической музыкальной жизни. Ежедневно обновляемый сайт, содержит кроме всего прочего и афишу основных концертных залов и театров Петербурга. В разделе «Наши публикации» размещены эксклюзивные статьи и интервью с выдающимися деятелями российской музыкальной культуры, философские эссе и работы известных этно-музыковедов. Здесь вы также можете найти ссылки на основные нотные ресурсы и библиотеку, где размещены книги и статьи, которые никогда не публиковались, или давно стали библиографической редкостью.
Естественно на сайте подробно отражена деятельность РМО: концерты, мастер-классы, юбилейные вечера и пр.
Довольно сложно в коротком докладе охватить весь объём работы, проведённый РМО за полтора года существования. Хочется лишь отметить, что вся эта деятельность ведётся в условиях крайне скудного финансирования, ставшего, по известным причинам, ещё более нерегулярным в течение последнего года. Однако энтузиазм наиболее активных членов правления внушает надежды, что все сложности будут преодолены, и обновлённое Общество будет продолжать свою многотрудную деятельность на благо Отечества.
Возникновение РМО в России 60-70 г.г. XIX века.
Русское музыкальное общество, действовавшее со второй половины XIX века — до начала XX века, стремилось содействовать распространению музыкального образования, приобщению широкой публики к серьёзной музыке, «поощрению отечественных талантов».
Идея создания музыкального общества всероссийского масштаба возникла в салоне Великой княгини Елены Павловны. В результате в период общественного подъема конца 1850-х — начала 1860-х годов по инициативе Великой княгини Елены Павловны, Антона Григорьевича Рубинштейна, Юлии Фёдоровны Абазы и других музыкально-общественных деятелей в России появилось общество, которому было суждено сыграть важнейшую роль в поднятии всей отечественной музыкальной культуры.
Общество открылось в Санкт-Петербурге в 1859 году; 1 (13) мая 1859 года императором был утверждён его Устав. С. С. Прокофьев в своём «Дневнике» свидетельствовал, что пятидесятилетие РМО отмечалось в 1909 году в течение трёх дней: 18, 19 и 20 декабря.
В § 1 устава были указаны следующие цели общества: «развитие музыкального образования и вкуса к музыке в России, и поощрение отечественных талантов». Существовало три категории членства: почётные (пожертвовавшие не менее 1000 рублей серебром), действительные (уплачивающие ежегодный денежный взнос в размере 15 рублей серебром) и члены-исполнители. Во главе отделения стоял комитет директоров.
Петербургский комитет директоров уполномочил пятерых членов общества (П. С. Киселёв, В. М. Лосев, князь Ю. А. Оболенский, В. И. Якунчиков, Н. Г. Рубинштейн; кандидатом в Совет уполномоченных был князь Николай Петрович Трубецкой), проживавших постоянно в Москве, открыть в ней в 1860 году московское отделение; во главе его встал Н. Г. Рубинштейн.
Широкая слушательская аудитория знакомилась здесь, нередко впервые, с произведениями Баха и Генделя, Бетховена и Мендельсона и многих других крупнейших композиторов. Отделения РМО появились вскоре и в других крупных городах России — Москве, Киеве, Казани, Саратове.
Петербургское отделение РМО.Формально общество создавалось в виде возобновления деятельности «Симфонического общества». Для этого 27 января 1859 года одним из последних директоров этого общества графом М. Ю. Виельгорским были собраны двенадцать прежних его членов и выбраны пять директоров, которым было поручено пересмотреть и изменить устав. Избранные таким образом лица, составили первый Комитет Директоров будущего «Русского музыкального общества», явились фактическими учредителями его; это были: М. Ю. Виельгорский, Д.В.Каншин,
В. А. Кологривов, А. Г. Рубинштейн и В. Д. Стасов.
Первое симфоническое собрание РМО состоялось под управлением А. Г. Рубинштейна 23 ноября 1859 года в зале Благородного собрания. Камерные вечера начали проводиться с января 1860 года в зале Д. Бернардаки (доме, известном как «Дом Ф. К. Петрово-Соловово»). До 1867 года симфоническими концертами руководил А. Г. Рубинштейн, затем — М. А. Балакирев (1867—1869), Э. Ф. Направник (1870—1882) и др.
Московское отделение РМО. Первое симфоническое собрание московского отделения, которое стало началом публичной деятельности, состоялось 22 ноября 1860 года в Малом зале Благородного собрания. Уже в первый год в московском отделении РМО состояло 350 членов, а через шесть лет их было 1300 человек.
В 1869 году вся императорская фамилия взяла на себя покровительство над Обществом, выделив на его содержание ежегодную правительственную субсидию в 15 тысяч рублей. С того времени общество стало называться «Императорское русское музыкальное общество». Во всех городах отделения РМО открывались по инициативе местных музыкантов и любителей музыки, причем на базе многолетнего существования собственных музыкальных кружков. В 1873 году был принят новый Устав РМО.