русский композитор мусоргский краткая биография
Краткая биография Мусоргского
Модест Петрович Мусоргский
До десяти лет Модест вместе с братом учился дома. В 1849 году мальчики поступили в училище Петришуле в Петербурге. В 1852 году Мусоргский меняет место учебы. Он поступает в Школу гвардейских подпрапорщиков, которая являлась привилегированным училищем. После ее окончания юноша служил в Преображенском полку.
Модест Мусоргский в юношеские годы был образованным офицером, обладающим хорошими манерами. Он знал несколько языков и хотел стать «музыкусом». Поэтому Модест вступил в музыкальный кружок Милия Балакирева, композитора и дирижера. Юноша читал оркестровые партитуры и развивал талант. В 1849 году будущий композитор учился играть на фортепиано под чутким руководством Антона Герке. У Модеста был красивый камерный баритон. Юношу часто приглашали на вечеринки, потому что он пел красивые арии и играл на пианино.
Модест Петрович был членом «Могучей кучки». Это объединение композиторов во главе с Милием Балакиревым. Участники содружества встречались и разговаривали о развитии хорового искусства, музыки. В 70-х годах организация распалась.
Модест Мусоргский был новатором. Его творчество многие не понимали. Композитор не мог с этим смириться. В 1870-х годах у него появилась нервная лихорадка и пристрастие к спиртным напиткам. У Модеста некоторое время была должность младшего столоначальника. Когда он уволился, исчез постоянный источник доходов. Композитор жил на деньги друзей и довольствовался небольшими заработками. Жены и детей у него не было.
Умер Модест Петрович Мусоргский 28 марта 1881 года, находясь в военном госпитале в Петербурге. Сюда композитора отвезли из-за приступа белой горячки. Похоронен Мусоргский на Тихвинском кладбище, расположенном на территории Александро-Невской лавры. В честь гениального композитора назван кратер на планете Меркурий, а также создан музей-заповедник и снят художественный фильм.
Биография Модеста Мусоргского
Русский композитор, пианист Модест Петрович Мусоргский родился 21 (9 по старому стилю) марта 1839 года в селе Карево Торопецкого уезда Псковской губернии (ныне деревня Карево Куньинского района Псковской области).
Его отец — Петр Алексеевич Мусоргский — происходил из старинного рода смоленских дворян.
В раннем детстве Мусоргский обучался игре на фортепиано, после переезда в Санкт-Петербург в 1849 году продолжал занятия с пианистом Антоном Герке, поощрявшим его первые опыты сочинения музыки. Первым напечатанным музыкальным сочинением Мусоргского была полька Porte-enseigne Polka (1852).
В 1852 году, следуя семейной традиции, он поступил в петербургскую Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, которую окончил в 1856 году.
В 1856-1858 годах Мусоргский служил офицером лейб-гвардии Преображенского полка.
Во время службы произошла его встреча с ординатором военно-сухопутного госпиталя и композитором Александром Бородиным. Зимой 1856-1857 годов Мусоргский познакомился с композиторами Александром Даргомыжским, Цезарем Кюи, Милием Балакиревым и музыкальным критиком Владимиром Стасовым и примкнул к созданной ими «Новой русской музыкальной школе», известной как «Могучая кучка». Под руководством Балакирева он начал серьезно заниматься композицией.
В июне 1858 года Мусоргский вышел в отставку с военной службы и целиком посвятил себя музыке.
В конце 1850-х — начале 1860-х годов он написал ряд оркестровых, фортепианных сочинений (некоторые из них не окончены), песен и романсов. В 1858 году написал два скерцо в переложении для оркестра, одно из которых было исполнено в концерте русского музыкального общества оркестром под управлением Антона Рубинштейна в 1860 году. Затем Мусоргский начал писать музыку к «Эдипу» Софокла (сохранилась лишь часть).
Стесненные обстоятельства заставили композитора в 1863 году снова поступить на службу. В 1863-1868 годах он был чиновником Инженерного управления, в 1868-1879 годах работал в Лесном департаменте, в 1879 году служил в Государственном контроле.
В 1863 году он принялся за оперу «Саламбо» по сюжету Гюстава Флобера. Произведение не было окончено, и его музыкальные материалы Мусоргский использовал для других своих сочинений, особенно – оперы «Борис Годунов».
После ряда романсов композитор начал писать комическую оперу «Женитьба» на текст Гоголя. В 1868 году был создан первый акт, который так и не был напечатан.
Вершиной творчества Мусоргского 1860-х годов стала опера «Борис Годунов» на сюжет Александра Пушкина, поставленная на сцене Мариинского театра в Санкт-Петербурге в 1874 году. Опера была начата 1868 году и была готова в 1870 году, но дирекция Мариинки отказалась принять ее, ссылаясь на чрезмерное обилие хоров и ансамблей и недостаток solo. Мусоргский переделал «Годунова» соответственно этим указаниям, добавив финальную картину въезда Лжедмитрия. В течение десяти лет после постановки «Борис Годунов» был дан 15 раз и затем снят с репертуара.
В 1872 году была начата последняя опера композитора – «Хованщина» по сюжету Владимира Стасова, либретто Мусоргского. Произведение было окончено в набросках в 1880 году. Одновременно с 1875 года композитор писал оперу «Сорочинская ярмарка» по Николаю Гоголю, но бросил ее, не окончив.
В жанре социальной сатиры Мусоргским были написаны романсы «Козел», «Семинарист», «По грибы», «Пирушка». Богатой колоритностью отмечены песни «Калистрат», «Колыбельная Еремушки» (слова Николая Некрасова), «Спи-усни, крестьянский сын» (из «Воеводы» Александра Островского), «Гопак» (из «Гайдамаков» Тараса Шевченко), «Светик Савишна» и «Озорник» (обе – на слова Мусоргского), «Блоха» и другие. Выразительная декламация отличает песни «Сиротка» и «Забытый» на сюжет известной одноименной картины Василия Верещагина. Применение новых приемов ярко выразилось в вокальных картинах из детской жизни «Детская» на текст самого композитора, в четырех романсах под общим заглавием «Песни и пляска смерти» (1875-1877) на слова графа Арсения Голенищева-Кутузова и других произведениях.
Образы народного быта и фантастики нашли отражение в симфонических произведениях Мусоргского — «Интермеццо» (1861, инструментовано в 1867 году) и фантазии «Ночь на Лысой горе» (закончена и инструментована Николаем Римским-Корсаковым в 1867 году). Известны музыкальные эскизы «Картины с выставки», написанные для фортепиано в 1874 году в виде музыкальных иллюстраций к акварелям Виктора Гартмана.
В 1879 году композитор в качестве аккомпаниатора предпринял концертное путешествие по России с певицей Дарьей Леоновой. С 1880 по 1881 год он работал аккомпаниатором в открытых Леоновой Музыкальных классах.
В феврале 1881 года по состоянию здоровья Мусоргский был помещен в петербургский Николаевский военный госпиталь. В этом лечебном заведении художник Илья Репин написал известный портрет композитора.
28 (16 по старому стилю) марта 1881 года в Николаевском госпитале Модест Мусоргский скончался. Композитор был похоронен в Некрополе мастеров искусств. При жизни Мусоргского была опубликована лишь часть его наследия – «Борис Годунов» и несколько вокальных произведений. Друг Мусоргского композитор Римский-Корсаков добровольно взял на себя обязанность привести в порядок и издать все его сочинения. Завершая и оркеструя незаконченный материал, Римский-Корсаков произвел много изменений мелодического и гармонического порядка и в законченных автором сочинениях. Так, он сделал ряд изменений, сокращений, перемещений, а также полностью переинструментовал оперу «Борис Годунов», поставленную в конце 1896 года.
В 1927 году музыковедом Павлом Ламмом была подготовлена сводная авторская редакция «Бориса Годунова». В 1940 году свою редакцию оперы Мусоргского предложил Дмитрий Шостакович.
Краткая биография Мусоргского — фото, важные даты для школьников и студентов
Краткая биография Мусоргского Модеста Петровича
Модест Петрович Мусоргский — гениальный композитор, который не придерживался правил музыкальной грамматики. Он стремился к чему-то новому. Родился Модест Мусоргский 21 марта 1839 года в деревне Карево (Псковская область). Его отец — потомок древнего княжеского рода, а мать — дворянка. В семье был еще один ребенок, Филарет.
До десяти лет Модест вместе с братом учился дома. В 1849 году мальчики поступили в училище Петришуле в Петербурге. В 1852 году Мусоргский меняет место учебы. Он поступает в Школу гвардейских подпрапорщиков, которая являлась привилегированным училищем. После ее окончания юноша служил в Преображенском полку.
Модест Мусоргский в юношеские годы был образованным офицером, обладающим хорошими манерами. Он знал несколько языков и хотел стать «музыкусом». Поэтому Модест вступил в музыкальный кружок Милия Балакирева, композитора и дирижера. Юноша читал оркестровые партитуры и развивал талант. В 1849 году будущий композитор учился играть на фортепиано под чутким руководством Антона Герке. У Модеста был красивый камерный баритон. Юношу часто приглашали на вечеринки, потому что он пел красивые арии и играл на пианино.
1852 год — важный жизненный этап молодого композитора. В это время была создана фортепианная полька «Подпрапорщик». В 1858 году Модест создал два скерцо. Мусоргский не всегда дорабатывал начатое. Его первая неоконченная работа — написание музыки к трагедии «Эдип». Также у композитора были планы по поводу написания оперы по роману «Саламбо» и пьесы «Женитьба».
Знаменитая опера «Борис Годунов» — то, что композитор сделал от начала и до конца. В 1870 году он представил материалы дирекции Императорских театров. Комитет не принял произведение. Премьера оперы состоялась через четыре года, после того, как автор внес в нее изменения. В 1872 году композитор работал над двумя произведениями: «Хованщина» и «Сорочинская ярмарка». Эти оперы также не были закончены.
Модест Петрович был членом «Могучей кучки». Это объединение композиторов во главе с Милием Балакиревым. Участники содружества встречались и разговаривали о развитии хорового искусства, музыки. В 70-х годах организация распалась.
Мусоргский написал много произведений, в которых стремился к реализму и к яркому раскрытию слов. Для оркестра — «Ночь на Лысой горе», «Взятие Карса». Для фортепиано — «В деревне», «Интермеццо», «Швея». К неоконченным пьесам и романсам относится «Крапивная гора. Небывальщина» и «Надгробное письмо». К выдающимся произведениям относятся «Картинки с выставки», «Песни и пляски смерти». В копилке композитора есть сборники с нотами для голоса с фортепиано. Это «Ночь. Фантазия», «Отверженная».
Модест Мусоргский был новатором. Его творчество многие не понимали. Композитор не мог с этим смириться. В 1870-х годах у него появилась нервная лихорадка и пристрастие к спиртным напиткам. У Модеста некоторое время была должность младшего столоначальника. Когда он уволился, исчез постоянный источник доходов. Композитор жил на деньги друзей и довольствовался небольшими заработками. Жены и детей у него не было.
Умер Модест Петрович Мусоргский 28 марта 1881 года, находясь в военном госпитале в Петербурге. Сюда композитора отвезли из-за приступа белой горячки. Похоронен Мусоргский на Тихвинском кладбище, расположенном на территории Александро-Невской лавры. В честь гениального композитора назван кратер на планете Меркурий, а также создан музей-заповедник и снят художественный фильм.
Модест Петрович Мусоргский
Фото Все
Видео Все
Мусоргский: «Вперед, к новым берегам!» (Документальный фильм 2005)
Слово о музыке. Модест Петрович Мусоргский (1976)
Модест Мусоргский. Краткая Биография
Модест Мусоргский — биография
Модест Мусоргский – самый популярный из русских композиторов, входил в состав «Могучей кучки». Настоящую славу принесла ему опера «Борис Годунов».
Модеста Мусоргского не зря называют исконно русским композитором. Он творил под впечатлением отечественных фольклорных и исторических традиций, при этом наотрез отказывался следовать канонам западной музыки. Его произведения – это уникальный национальный колорит, в котором ярко выражена вся уникальность и самобытность русского человека, мощь его характера и сила души. Хотя именно эту самобытность и не оценили современники великого композитора, настоящую популярность его произведения получили только в 20-м веке. Если бы Мусоргский написал всего лишь одну оперу – «Борис Годунов», он бы и так остался в истории отечественной музыки, как создатель «самобытного русского произведения». Но за свою короткую жизнь он успел поработать в самых разных жанрах, написать несколько оркестровых пьес, романсов, множество песен, вокальную и фортепианную музыку.
Детство
Место рождения Модеста Мусоргского – родовое имение отца — Карево Псковской губернии. Именно там он и родился 9 марта 1839 года, в состоятельной семье землевладельцев, потомков смоленских князей. Их предками были древние князья Рюриковичи. Отца будущего композитора звали Петр Мусоргский, он служащий в петербургском сенате. Дед по отцовской линии – Алексей Мусоргский, в свое время служил в Архангелогородском пехотном полку, вышел в отставку в чине секунд-майора. Владел большой усадьбой Карево Торопецкого уезда, которую оставил в наследство сыну Петру. После того, как Петр унаследовал это имение, он оставил свою службу, взял в жены Юлию Чирикову из соседней деревни Наумово. Ее отец тоже в прошлом военный.
Модест Мусоргский в юности
На момент рождения Модеста в семье уже подрастал старший сын Филарет. Семья Мусоргских была довольно обеспеченной, поэтому детские годы Модеста прошли как в сказке. У него была няня, которая с ранних лет читала ему русские сказки и пела народные песни, что и повлияло на формирование любви к народным обычаям и традициям. Мама занималась с ним классической музыкой, учила его играть на пианино. В семилетнем возрасте Модест уже на слух играл довольно сложные пьесы для фортепиано, много импровизировал, добавляя к ним собственные мелодии.
Когда Мусоргскому исполнилось десять лет, он начал обучение в немецком училище Петришуле в Санкт-Петербурге, куда его отправили вместе с братом. Модест и там продолжал заниматься музыкой, его первым педагогом стал известный пианист Антон Герке. В 1852-м Мусоргский уже мог похвастаться первой пьесой для фортепиано, написанной собственноручно. Родителям очень льстил успех сына, но они даже думать не хотели о том, что он свяжет свою биографию с музыкой. Они сами принадлежали к семье военных, поэтому верили, что сын продолжит семейную традицию, и пойдет по стопам своих дедов. На семейном совете было принято решение о продолжении обучения Модеста в школе гвардейских офицеров, где дисциплине и строгости отводилось главное место.
Мусоргский подчинился режиму, царящему в этом заведении, но музыку не бросил. Напротив, врожденный талант и приобретенные навыки сочинять музыку, быстро помогли ему освоиться в новых реалиях, найти друзей, выступать на всех праздничных мероприятиях, которые организовывали в школе. Именно в те годы будущий великий композитор пристрастился к спиртному, которое лилось рекой и сопровождало разгульную студенческую жизнь того времени.
В 1856-м гвардейская школа осталась позади, впереди маячила военная служба. Карьера военного началась для Мусоргского в санкт-петербургском Преображенском полку. Благодаря проживанию в столице, у музыканта появилось множество знакомых среди военных и творческой элиты.
Прошло немного времени, и Мусоргский уже на постоянной основе посещал вечеринки, которые проводил в своем доме композитор Александр Даргомыжский. В это же время у него появляются и новые друзья – Александр Бородин, Владимир Стасов, Милий Балакирев, Цезарь Кюи – известные российские культурные деятели. Именно Балакирев взял на себя роль воспитателя Мусоргского, он занялся его музыкальным образованием, тем более, что Модест объявил о своем намерении уйти с военной службы ради того, чтобы полностью отдаться любимому занятию – музыке.
Музыка
Творческий путь великого композитора начался с того, что он перекладывал симфонические произведения, и таким образом оттачивал мастерство и навыки сочинительства и аранжировки. По мере работы Мусоргский понимает, что ему не хватает размаха, что его фантазиям тесно в малых жанрах, и достаточно скоро он приходит к выводу, что нужно писать оперу. До этого вышла его соната для фортепиано, пьеса «Марш Шамиля» и два скерцо для оркестра.
Модест Мусоргский
На протяжении трех лет композитор писал произведение, руководствуясь мотивами трагедии «Царь Эдип» Софокла, потом пытался положить на музыку «Саламбо» Флобера, затем переключился на творчество Гоголя, работал над сюжетом «Ночи накануне Ивана Купала». По мере написания фрагментов, композитор разочаровывался в своих трудах, а потом и вовсе потерял к ним всяческий интерес, поэтому ни одно из этих произведений так и не было доведено до логического завершения.
В 60-е годы Мусоргский начал экспериментировать с жанрами, принялся за написание песен на стихотворения русских поэтов. Самыми популярными произведениями этой серии получились «Царь Саул», «Песнь старца», «Калистрат». Именно с этих песен и начали прослеживаться в его творчестве народные традиции на злободневную социальную тематику, они были наделены своеобразным драматизмом.
После этого Мусоргский принялся за жанровые романсы – «Песнь Яремы», «Светик-Савишна», «Семинарист», которые стали необычайно популярны у слушателей, хотя и были восприняты далеко не однозначно. В 1867-м композитор представил свое новое детище – симфонию «Иванова ночь на Лысой горе», которая по идее задумывалась как хоровая.
Кружок «Могучая кучка»
В это время Мусоргский вступает в кружок под названием «Могучая кучка», у него появляются новые друзья среди коллег-композиторов, разделяющих с ним увлечение национальными традициями. Менялась политическая обстановка в стране, поэтому в воздухе «запахло» новыми веяниями, которые нашли отражение в тонкой душе музыканта. У него появилось желание воплотить в музыке драматические события прошлого и настоящего, показать развитие исторических моментов на Руси.
Участники кружка «Могучая кучка» старались как можно сильнее связать творчество и действительность, прибегали к использованию нетрадиционных форм. И в результате поисков у Мусоргского получилось написать «Женитьбу», произведение, которое сам автор назвал «разговорная опера». Это была как будто разминка великого композитора перед тем, как приступить к монументальному произведению, а именно опере «Борис Годунов».
Модест начал писать ее в 1868 году, и пушкинский сюжет так легко ложился на музыку, что буквально за год он написал клавир и закончил работу над основной партитурой. Интересно и то, что Мусоргский очень долго обдумывал свои будущие произведения, поэтому, когда садился за написание музыки, то черновики никогда не использовал.
В соответствии с историко-поэтической идеей, композитор взял за основу две темы – судьбу отдельного человека и судьбу всего народа, не стал использовать сольные номера, заменив их масштабными хоровыми сценами. Именно поэтому опера «Борис Годунов» не понравилась руководству Мариинского театра, и премьера в 1870-м так и не состоялась.
Вместе с соратниками композитор приступает за переработку своего произведения. За короткий промежуток времени он внес изменения в сюжет и ввел в действие несколько новых образов. Мусоргский сумел поставить жирную точку в финале оперы, в виде массовой народной сцены. Натуралистические образы, колоритность персонажей, множество фольклорных песен – это основные характеристики оперы «Борис Годунов», благодаря которым ее считают непревзойденной. Модест Мусоргский получил заслуженную славу и почет. В феврале 1874-го в Санкт-Петербурге состоялась премьера оперы.
Успех после премьеры был омрачен неоправданной критикой, которая раздавалась в адрес композитора, но Мусоргский не обращал на нее внимания. Окрыленный реакцией публики на его работу, он принялся за написание нового произведения. На этот раз его заинтересовали кровавые стрелецкие бунты. Свое новое детище Модест назвал «Хованщина». В отличие от предыдущего произведения, работа двигалась намного медленнее, чем хотелось ее создателю. Мусоргский хотел многое успеть, поэтому параллельно с «Хованщиной» занимался другими проектами, отвлекался на написание романсов и песен, которые впоследствии вошли в сборник под названием «Детская». Были среди его работ и пьесы для фортепиано, объединенные в сборнике «Картинки с выставки».
К середине 70-х композитор приостановил работу над «Хованщиной», и занялся созданием вокального цикла «Песни и пляски смерти». Тогда же познакомил коллег с набросками к другой опере, которой дал название «Сорочинская ярмарка».
Несколько последующих лет Модест метался между написанием двух начатых опер. Его финансовое положение стало критическим, композитор находился на грани нищеты. Это очень замедляло работу, угнетало его не только физически, но и психически. В 1879-м при помощи друзей Мусоргский гастролировал по России, кроме того появился фонд в его поддержку. Благодаря этому, композитор продержался еще два года, однако закончить «Хованщину» и «Сорочинскую ярмарку» так и не смог.
Личная жизнь
Практически всю свою сознательную жизнь композитор прожил в Санкт-Петербурге, среди его знакомых была творческая и культурная элита страны. Коллеги из кружка «Могучая кучка» заменили ему семью, с ними он делился своими невзгодами и достижениями, поражениями и победами.
Несмотря на обширный круг влиятельных знакомств, он так и не сумел устроить свою личную жизнь. Композитор никогда не был женат, детей у него тоже нет. Ходили слухи, что в двадцатилетнем возрасте Модеста увлекла кабацкая певица, и что он даже снял для них квартиру. Но она бросила его ради другого мужчины, и это доставило композитору много мучений.
Была еще одна дама, которая вызывала у Модеста прилив нежных чувств. Ее звали Людмила Шестакова, она приходилась сестрой композитору Михаилу Глинке. Но женщина не любила Модеста, это была скорее материнская сердечная привязанность. Об этом говорит и их переписка, письма хранятся в творческом архиве Мусоргского.
Особые отношения связывали композитора и Надежду Опочинину, которая приходилась ему дальней родственницей, и была старше его на 18 лет. Они проводили за беседами много времени, именно ей посвящено несколько романсов Модеста и «Надгробное письмо», которое он написал к ее смерти.
Надежда Опочинина
Еще одна дама будоражила сердце композитора – Мария Шиловская, красивая одаренная певица-сопрано. Она тоже была намного старше, и ей тоже музыкант посвятил романс.
Близкие отношения связывали композитора и Дарью Леонову, которая опекала его за несколько лет о смерти. Модест жил у нее на даче, они вместе гастролировали по югу России, Дарья пела его «Блоху». Их разница в возрасте тоже была достаточно приличной, к тому же у Леоновой имелся муж.
Смерть
В начале 70-х композитор впервые осознал, что у него начались проблемы со здоровьем. Причиной тому стала бурная юность, беспробудные пьянки и бесконечные кутежи. Именно они привели к тому, что к 40-летию Мусоргский начал страдать от приступов безумия, спровоцированных злоупотреблением спиртным.
Модест Петрович серьезно опасался помутнения рассудка, поэтому решил, что ему нужен личный доктор. Он решил воспользоваться услугами Джорджа Каррика, который в те годы возглавлял петербургское общество врачей, и попробовал бросить пагубную привычку.
Возможно, у него все и получилось бы, если бы в один «прекрасный» день композитора не выгнали со службы. Мусоргский переживал не лучшие времена, подступала нищета, а с ней и приступы белой горячки, которых за это время случилось четыре. В результате, композитор оказался в больнице. Друзья собрали необходимую сумму, чтобы оплатить его пребывание в лечебнице, но это не спасло положение, просто ненадолго отстрочило финал. Среди тех, кто пожертвовал деньги на лечение, был и Илья Репин, автор предсмертного портрета Мусоргского.
В 1972-м музей памяти Модеста Мусоргского открылся в селе Наумово, под него выделили фамильный особняк его матери – Юлии Чириковой. А вот усадьба отца, где родился композитор, не сохранилась.