русь советская есенин жанр
История создания
Сергей Есенин воспринял перемены в стране с оптимизмом. Он с надеждой ждал Октябрьскую революцию. Поэт был выходцем из села, поэтому хорошо знал, как тяжело жить деревенским людям. Есенин уехал жить в Москву, что позволило ему реализовать свой творческий дар. Но его сердце всегда переживало за сельских жителей.
В 1924 году Есенин вернулся в родное село Константиново. Там его ждало разочарование. Местные жители полностью поддались влиянию новой идеологии. Поэт же начал понимать недостатки этого режима. Он знал, что пролетариату придется вытерпеть немало испытаний. Даже в селе его преследовали агитационные плакаты.
В 1924 году Есенин написал стихотворение. В нем он выплеснул свои эмоции. Грустное произведение рассказывало об одиночестве, неизбежности перемен и возвращении на родину, где никто уже не рад появлению поэта.
«Русь Советская» — не единственная работа Сергея Александровича, которая посвящалась переменам в стране. Анализ «Возвращения на родину» Есенина позволяет выделить главную идею текста — даже в местах, где человек провел детство, он может стать чужим. Такие изменения тяжело воспринимать.
Анализ «Руси уходящей» Есенина показывает отношение поэта к новому режиму. С одной стороны, он видел много негативных перемен, с другой — поэт знал, что возвращение прежнего строя принесет больше проблем.
Краткое содержание
Лирический герой восемь лет не приезжал в родные края. Но стоило ему вернуться, как его постигло разочарование. Не осталось никого, кто был бы рад его приезду. Село опустело, и даже мельница перестала работать. От отчего дома ничего не осталось, только зола.
В селе живут люди, они активно занимаются своими делами. Но никому из них нет дела до героя. Ему начинает казаться, что все воспоминания о родине являются лишь сном, он чужой в этих краях. Но герой был известным поэтом — только этот факт делает село знаменитым. Сердце его подсказывает один выход: не стоит злиться, ведь жизнь продолжается, и в селе просто появилось новое поколение людей.
Лирический герой обращается к родине. Он подчеркивает, каким он стал смешным, а язык у односельчан словно иностранный. У церкви люди собирались обсуждать свою жизнь, вечером красноармеец поведал об отбитии Перекопа. С горы в это время спускается крестьянский комсомол, который старательно поет песни Бедного.
Лирический герой понял, что ему придется смириться с происходящим. Он принимает новое общество, но не готов отдать ему свою лиру. Что бы ни случилось, поэт всегда будет воспевать Русь в своих стихотворениях.
Анализ текста
Стихотворение написано в жанре лирики, поскольку в нем на первом плане находятся переживания героя. Поэт детально описывал жителей села, что позволило ему лучше выразить свои чувства. В композиции стихотворения можно выделить несколько частей:
Стих Есенина посвящен общественным переменам. Сергей Александрович показал, что не всегда изменения приводят к хорошим результатам. Но если им нельзя противостоять, тогда остается только смириться.
При написании стихотворения Есенин использовал следующие средства выразительности:
Художественную ценность работ Сергея Александровича сложно переоценить. Он много писал о судьбе русской деревни, восхищался родными краями и природой.
Если сделать анализ «Руси Советской» Есенина, то можно выделить главную мысль стихотворения — перемены неизбежны и их нужно принимать.
Краткий анализ стихотворения Есенина «Русь советская» по плану
1.История создания
В 1924 году Сергей Есенин после долгого перерыва посещает родное село Константиново. Его глубоко поражают изменения, произошедшие в жизни деревни.
В 1922 году сгорел дом родителей, на средства поэта вместо него на пепелище был выстроен новый. Но не только утрата отчего дома огорчила Есенина. В кратчайший срок изменилось всё: уклад, ценности, сами люди.
Расставание со всем, что когда-то было дорого сердцу поэта, вызывает к жизни несколько стихотворений о возвращении на Родину, которые можно объединить в поэтический цикл.
Стихотворение «Русь советская» 1924 года считается одним из самых глубоких и завершённых с точки зрения художественного замысла произведений. В нём выразилась боль поэта, переживающего кризис новой России всем своим существом и всей своей судьбой.
2. Литературное направление
Стихотворение написано в реалистическом ключе.
Увлечение имажинизмом к 1924 году отошло в прошлое. В своей «Автобиографии» Есенин признался, что в формальном смысле «всё больше тяготеет к Пушкину». Рассудочность и ясность пушкинской лирики стали для поэта эталоном художественности.
3. Род
Стихотворение «Русь советская» сочетает черты лирики и эпоса.
Его неоднородная структура включает такие элементы эпоса, как сюжетные зарисовки (сцены сельской жизни), наличие завязки, развития действия и развязки, элементы диалога.
При этом сильно и лирическое начало: изложение истории от первого лица, исповедальность, восприятие происходящего через собственное «я», патетические внутренние монологи.
4. Жанр
Большинство исследователей есенинского творчества склонно считать данное произведение маленькой поэмой. Сам поэт давал такое определение ряду своих произведений. Это утверждение имеет под собой серьёзные основания: например, сочетание эпического сюжета и приёмов лирического выражения.
Впрочем, те, кто считают «Русь советскую» объёмным стихотворением тоже будут правы. Данное произведение выдержано в едином стилистическом ключе, посвящено единой теме, имеет целостную идею.
5. Проблематика
Есенин одним из первых писателей своей эпохи заговорил об изменениях, произошедших в стране после установления советской власти. Проблема столкновения старых и новых исторических формаций осмысливалась им с точки зрения духовного кризиса.
Поэт называет Русь «страной осиротелой». Он имеет в виду то, что народ лишился привычного круга ценностей, традиций, исторической памяти. Проблема необратимых последствий революции оказалась очень болезненной.
6. Тематика
Тема произведения озвучена в его названии, которое звучит как оксюморон (сочетание несочетаемого).
Русь – это историческое целое, канувшее в прошлое. Русь была православной, деревенской, патриархальной, монархической, для Есенина — святой. А советской она не была.
Появилось новое государство, ещё не осознавшее себя как целое, не скреплённое единой системой ценностей, многое утратившее и ещё ничего не создавшее. Это пугало поэта, делало его лишним. Он чувствовал себя «иностранцем» «в своей стране».
7. Идея
Идея произведения состоит в том, что, несмотря на глубочайшие изменения, коснувшиеся русского народа, его государственности и национального сознания, поэта не покидает уверенность в надмирной сущности Руси, её избранничестве.
Она переживёт все катаклизмы и навсегда останется для него «шестой частью земли», которой отдал он своё сердце и песенный дар.
8. Пафос
Стихотворение написано с огромной болью и любовью к Родине.
Поэт не мог не огорчаться тем, как мельчает в частушках и агитках народная душа, как предаются традиции прадедов, убираются с полок образа.
Сакральное пространство души становится бездуховным. Живая душа страны (русская деревня) превращается в душу мёртвую. Настроение тоски и уныния сменяется чувством одиночества, полной бесприютностью.
Вслед за ними приходит понимание того, что вернуть прошлое обратно нельзя, наступает смирение. Поэт благословляет грядущие поколения и предчувствует завершение собственного пути.
9. Система образов
Образы стихотворения тесно связаны с мотивами утраты родины, ущербности происходящего.
«Мельница с крылом единственным» символизирует птицу, которая не может взлететь, — погибающую старую деревню, обескрыленную социальными переменами.
«Зола и слой дорожной пыли» на том месте, где стоял отчий дом – тоже символ невозвратимой потери.
Не узнаёт лирический герой и жителей деревни: «Вокруг меня снуют // И старый, и молодые лица, // Но некому мне шляпой поклониться, // Ни в чьих глазах не нахожу приют». Он давно не бывал в родных краях, стал совсем чужим, городским, а его стихи, известные всей России, здесь, наверное, ещё не читали.
Изменился родной язык. Он стал «корявым, немытым». Поэт специально употребляет просторечия, диалектизмы, искажает привычное звучание слов: «они свою обсуживают жись».
Передавая речь «красноармейца с ликом сонным», автор использует ничего не значащие междометия: «Уж мы его и энтак и разэнтак, // Буржуя энтого, которого, в Крыму…» Это не речь, а какое-то животное бормотание, полная деградация. Даже «клёны морщатся», слыша такое.
Наконец, в конце стихотворения возникает образ лиры – атрибута поэтического ремесла. Автор признаётся, что не отдаст её никому.
Если в пушкинских строках из стихотворений «Вновь я посетил… », «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» присутствует идея преемственности, то в произведении Есенина всё ограничивается текущим моментом.
«Цветите, юные, и здоровейте телом…» — в этом призыве слышится неверие в то, что душа юных может быть здоровой после всего, что произошло в стране. «А я пойду один», — заключает поэт. Он останется наедине со своей главной задачей – песней о «шестой части земли», заповедном и вечном русском пространстве.
10. Центральные персонажи
Центральные персонажи стихотворения – лирический герой и жители «нового села». Поэт называет их «окрестные сельчане».
Он противопоставляет себя им, чувствует себя иностранцем, признаётся, что «язык сограждан» стал ему «как чужой». Образ красноармейца, рассказывающего о Будёном, «наморща лоб», выглядит ущербно. Не вызывает приятных мыслей и молодёжь, которая под гармонику «поёт агитки Бедного Демьяна».
У поэта нет ничего общего с этими людьми. «И бабы охают в немую полутьму» — эта картина изображает вздох сожаления, словно вырывающийся из глубины народной души.
11. Лирический герой
Лирический герой одинок, потерян. Он не находит знакомых лиц, не знает, где отдохнуть душой. Всё увиденное заставляет его чувствовать себя чужестранцем в своей стране.
Из этого следует вывод о том, что времена молодости безвозвратно прошли для поэта, дальше он пойдёт один. До трагической гибели поэта в декабре 1925 года остаётся совсем немного, он уже предчувствует, что скоро пойдёт «к неведомым пределам», и эта мысль наполняет его смирением.
12. Сюжет
Сюжет стихотворения описывает возвращение поэта на Родину.
На месте отчего дома он застаёт пепелище, среди односельчан почти не встречает знакомых. Ураган революции перевернул всё вверх дном, и даже «грустная радость» остаться в живых уже не радует героя, ведь её поделиться не с кем.
Теперь сельчане собираются не у церкви, а у волости. Молодёжь распевает политические частушки.
Поэт потрясён и разочарован, это не тот народ, с которым он был прежде дружен. Чувство ненужности вызывает в сознании героя желание уйти, уступить дорогу более молодым, здоровым, не нуждающимся в его поэзии людям. Но сам для себя он решает, что всегда будет воспевать «шестую часть земли с названьем кратким Русь».
13. Композиция
Композиция произведения линейная, трёхчастная.
14. Художественные особенности
Три части произведения (завязка, развитие действия, развязка) отличаются по стилистике, ритму, интонации.
Начало и конец маленькой поэмы произносятся спокойно, задумчиво. Основная часть произносится взволнованно, с внутренним раздражением. Смена интонации указывает на движение мысли автора, глубину его поиска.
Обилие олицетворений и других средств художественной выразительности всегда было характерно для творчества Есенина, но в данном тексте природа и человек вступают в конфликт: «клёны морщатся ушами длинных веток», слыша речи красноармейца; «ноги босые, как тёлки под ворота, уткнули по канавам тополя»; «…мельница, бревенчатая птица, // С крылом единственным стоит, глаза смежив…».
15. Размер, рифма, строфика
Стихотворение написано шестистопным ямбом с чередованием женских и мужских рифм.
Временами встречаются строки с другим размером, напоминающие народный стих раешник. Его поэт использует, когда стремится достоверно передать речь односельчан.
В данном произведении 21 строфа. Строфы не равны по количеству строк и зависят от содержания. Имеются строки, записанные «лесенкой», реплики диалогов. Преобладает перекрёстная рифмовка: АБАБ, также имеются параллельные рифмы: ААББ.
16. Средства художественной выразительности
В стихотворении используются следующие тропы:
Аллитерации с большим количеством соноров, звонких и шипящих согласных передают какофонию нового мира.
Ассонансы («а», «о», «у») усиливают ощущение трагедии.
17. Значение произведения
Стихотворение «Русь советская» подводит итог размышлениям Есенина о новой России. «Последний поэт деревни» (так назвал себя автор) попрощался с «Русью уходящей» и со смирением встретил «Русь советскую», но это смирение далось ему ценой собственной жизни.
18. Актуальность
Произведение Есенина продолжает быть актуальным, ведь картины сельской жизни, описанные Есениным стали ещё более печальными. Россия деревенская в том виде, какой знал её юный Есенин, не вернётся никогда. Но любовь к Родине делает так, что в душе человека остаётся только самое дорогое – то, что не зависит ни от времени, ни от государственной власти.
Несмотря на все жизненные невзгоды, мы любим свою Россию, которая навсегда останется нашей Родиной.
19. Моё отношение
Стихотворение «Русь советская» поразило меня своей глубиной. Удивляет жизненная мудрость Сергея Есенина. Горько и больно читать строки этой маленькой поэмы, а её завершение трогает до мурашек.
20. Чему учит
Стихотворение учит нас любить Россию, какой бы странной она порой ни казалась. Катаклизмы бесконечны, но мы любим Родину за то, что эта земля нас взрастила.
Сергей Есенин — Мы многое еще не сознаем (Русь уходящая)
Сергей Александрович Есенин – великий поэт прошлого столетия. В его арсенале имеется большое количество стихотворений, имеющих различную направленность. Одни творения посвящаются природе, другие – чувствам. Имеются произведения и с широким охватом. Ярким примером такого творчества является стихотворение «Русь», которое иногда называют поэмой.
Написано данное произведение в 1914 году. Согласно словам самого автора, стихотворение действительно представляет собой маленькую поэму. Это обусловлено тем, что в сюжете отслеживается широкий спектр материала из жизни самого писателя.
Произведение построено в своеобразном стиле. Оно состоит из пяти отдельных частей, каждая из которых имеет различный объем. Лексика стихотворения, как и сам характер сюжета, очень разнообразна и замешана на народном творчестве. Это был традиционный вид подачи информации и молодой автор часто использовал его в своих произведениях.
История создания
Стихотворение «Русь советская» было написано в 1924 году после того, как Сергей Есенин посетил село Константиново, расположенное в Рязанской области. Место, где вырос поэт, оказалось для него чужим. Творец испытал одиночество, все его близкие и друзья или погибли, или давно покинули родные края.
Сергей Есенин заметил, как сильно изменилось Константиново. Жители села целиком «отдались» советскому государству, новой власти. Они прониклись духом «октября и мая», революционными настроениями, чуждыми поэту. Стихотворец не разделял идеологию пролетариата. Он видел проблемы, к которым может привести установившийся в стране новый режим.
Есенин надеялся, что перемены обойдут стороной его родной дом, однако поэт очень сильно заблуждался. Вернувшись в Константиново, он не смог обрести душевный покой. Даже в любимом селе его преследовали лозунги и агитки советской власти.
Творец выплеснул все свои мысли и эмоции на бумагу. Так и появилось грустное произведение о неизбежности изменений, одиночестве, возвращении на Родину, где уже не осталось близких сердцу людей.
Пафос
Стихотворение написано с огромной болью и любовью к Родине.
Поэт не мог не огорчаться тем, как мельчает в частушках и агитках народная душа, как предаются традиции прадедов, убираются с полок образа.
Сакральное пространство души становится бездуховным. Живая душа страны (русская деревня) превращается в душу мёртвую. Настроение тоски и уныния сменяется чувством одиночества, полной бесприютностью.
Вслед за ними приходит понимание того, что вернуть прошлое обратно нельзя, наступает смирение. Поэт благословляет грядущие поколения и предчувствует завершение собственного пути.
Жанр, направление, размер
«Русь советская» — чётко выраженное лирическое стихотворение. Переживания и эмоции героя выходят в тексте на первый план. Читатели наблюдают за потоком мыслей персонажа. Лирический субъект в произведении выступает в роли художественного двойника автора, отражает ощущения поэта от окружающей его действительности. Эта черта очень характерна для данного жанра. Творец даёт детальное описание людей, которых встречает герой, вернувшись на Родину, что ещё сильнее помогает раскрыть внутренний мир персонажа.
Анализируемое нами стихотворение относится к гражданской лирике. Сергей Есенин выражает свои переживания о судьбе любимой страны, о том, как сильно изменился русский народ после октябрьской революции. В произведении поэта прослеживаются два абсолютно разных настроения, читатели видят боль лирического субъекта и слепую преданность людей, распевающих агитки Демьяна Бедного. Несомненно, «Русь советскую» можно рассматривать и как патриотическое стихотворение. Однако здесь стоит сказать, что творец любит страну такой, какой она была до октября и мая. Он предан не советскому государству, а родной старой Руси.
Направление творчества Есенина новокрестьянская поэзия. Это даже не направление, а течение, впадающее в русский модернизм.
Текст стихотворения «Русь советская» написан ямбом, двусложной стопой с ударением на втором слоге. Такой стихотворный размер придаёт произведению лёгкость и мелодичность.
Композиция
Произведение «Русь советская» можно условно разделить на несколько смысловых частей.
Стихотворение «Русь»
Потонула деревня в ухабинах, Заслонили избенки леса. Только видно, на кочках и впадинах, Как синеют кругом небеса.
Воют в сумерки долгие, зимние, Волки грозные с тощих полей. По дворам в погорающем инее Над застрехами храп лошадей.
Как совиные глазки, за ветками Смотрят в шали пурги огоньки. И стоят за дубровными сетками, Словно нечисть лесная, пеньки.
Запугала нас сила нечистая, Что ни прорубь — везде колдуны. В злую заморозь в сумерки мглистые На березках висят галуны.
Но люблю тебя, родина кроткая! А за что — разгадать не могу. Весела твоя радость короткая С громкой песней весной на лугу.
Я люблю над покосной стоянкою Слушать вечером гуд комаров. А как гаркнут ребята тальянкою, Выйдут девки плясать у костров.
Загорятся, как черна смородина, Угли-очи в подковах бровей. Ой ты, Русь моя, милая родина, Сладкий отдых в шелку купырей.
Понакаркали черные вороны: Грозным бедам широкий простор. Крутит вихорь леса во все стороны, Машет саваном пена с озер.
Грянул гром, чашка неба расколота, Тучи рваные кутают лес. На подвесках из легкого золота Закачались лампадки небес.
Повестили под окнами сотские Ополченцам идти на войну. Загыгыкали бабы слободские, Плач прорезал кругом тишину.
Собиралися мирные пахари Без печали, без жалоб и слез, Клали в сумочки пышки на сахаре И пихали на кряжистый воз.
По селу до высокой околицы Провожал их огулом народ… Вот где, Русь, твои добрые молодцы, Вся опора в годину невзгод.
Затомилась деревня невесточкой — Как-то милые в дальнем краю? Отчего не уведомят весточкой, — Не погибли ли в жарком бою?
В роще чудились запахи ладана, В ветре бластились стуки костей. И пришли к ним нежданно-негаданно С дальней волости груды вестей.
Сберегли по ним пахари памятку, С потом вывели всем по письму. Подхватили тут родные грамотку, За ветловую сели тесьму.
Собралися над четницей Лушею Допытаться любимых речей. И на корточках плакали, слушая, На успехи родных силачей.
Ах, поля мои, борозды милые, Хороши вы в печали своей! Я люблю эти хижины хилые С поджиданьем седых матерей.
Припаду к лапоточкам берестяным, Мир вам, грабли, коса и соха! Я гадаю по взорам невестиным На войне о судьбе жениха.
Помирился я с мыслями слабыми, Хоть бы стать мне кустом у воды. Я хочу верить в лучшее с бабами, Тепля свечку вечерней звезды.
Они верили в эти каракули, Выводимые с тяжким трудом, И от счастья и радости плакали, Как в засуху над первым дождем.
А за думой разлуки с родимыми В мягких травах, под бусами рос, Им мерещился в далях за дымами Над лугами веселый покос.
Ой ты, Русь, моя родина кроткая, Лишь к тебе я любовь берегу. Весела твоя радость короткая С громкой песней весной на лугу.
Образы
Начнём с образа лирического субъекта в стихотворении «Русь советская». Герой — чуткий человек, одарённый необычайным талантом стихотворца. Для него очень важно, чтобы рядом находились люди со схожими убеждениями, те, с кем можно будет легко поделиться своими мыслями и переживаниями. Как мы видим из анализируемого текста, родное село всегда было местом, куда персонаж любил возвращаться, ведь там его ждали близкие и друзья. Образ России в стихотворении «Русь советская» неразрывно связан с людьми, ее населяющими. В советской России деревенские жители, наивные и чистосердечные, добрые и простые, стали другими: они озлоблены агитацией, а не своим прошлым, которое до поры их устраивало. Одиночество среди этой агрессивной толпы доставляет поэту боль, ему тяжело всё время находиться одному.
Лирический субъект не способен идти против собственных убеждений. Герой готов смериться с непониманием и холодностью со стороны окружающих, но не в состоянии изменить своей вере. Персонаж любит старину, ему тяжело принять то, что происходит с государством, в котором он живёт. Поэт продолжает считать себя «гражданином села».
Герой есенинского стихотворения — человек, умеющий философски смотреть на мир. Он размышляет о быстротечности жизни, смене одного поколения другим. Кроме того, лирический субъект хорошо подмечает детали, обращает внимание на речь людей, которые его окружают. Поэт высоко оценивает творчество, дорожит своими произведениями. Он не готов расстаться с любимой лирой ни при каких обстоятельствах.
Теперь заострим своё внимание на образах жителей села. Сразу стоит сказать, что новое поколение показано не с самой лучшей стороны. Молодые парни и девушки, поддерживающие советский режим, являются полными противоположностями поэта. Автор имитирует речь простых людей, упрощая предложения и меняя правописание некоторых слов. Сельчане лирического героя обсуждают не «жизнь», а «жись», при чём их речи «корявые» и «немытые».
Читатели видят портрет хромого красноармейца, который не может чётко выразить свои мысли. Рассказывая о Буденном, он запинается, использует слова-паразиты. Увидев, как сельчане из крестьянского комсомола поют агитки, поэт понимает, что его произведения больше не нужны народу. Теперь люди предпочитают громкие слова о значимости революции и силе пролетариата. Им больше не нужны стихотворения о красоте родных краёв.
Сюжет
Сюжет стихотворения описывает возвращение поэта на Родину.
На месте отчего дома он застаёт пепелище, среди односельчан почти не встречает знакомых. Ураган революции перевернул всё вверх дном, и даже «грустная радость» остаться в живых уже не радует героя, ведь её поделиться не с кем.
Теперь сельчане собираются не у церкви, а у волости. Молодёжь распевает политические частушки.
Поэт потрясён и разочарован, это не тот народ, с которым он был прежде дружен. Чувство ненужности вызывает в сознании героя желание уйти, уступить дорогу более молодым, здоровым, не нуждающимся в его поэзии людям. Но сам для себя он решает, что всегда будет воспевать «шестую часть земли с названьем кратким Русь».
Разберёмся с тематикой стихотворения «Русь советская». Ниже представлены основные темы, которые появляются в произведении Сергея Есенина.
Проблемы
Обратим внимание и на проблематику текста стихотворения «Русь советская». В произведении затронуты следующие проблемы:
Анализ №1
«Русь советская» — одно из поздних стихотворений Сергея Есенина, вошедшее в условный цикл произведений, посвященных родине и мыслям о ней.
Сюжет стихотворения таков: лирический герой возвращается в родное село, некогда им покинутое. Многое изменилось как в сознании героя, так и мире — очевидно, произошла некая катастрофа, вероятно, война и голод («Тот ураган прошел.//Нам мало уцелело»), унесшая жизни его товарищей. Не менее существенной переменой была смена власти и социального строя – переход к социализму («восемь лет назад» по отношению ко времени написания стихотворения – 1924 году – это еще до революции). Оба этих изменения и прошедшие годы накладывают отпечаток на взаимовосприятие поэта и его родины — как малой (села), так и большой — страны, в которой он чувствует себя иностранцем. Поэт тянется к прошлому, но его уже не существует, а настоящее его отторгает, как не отвечающего определенным запросам («Другие юноши поют другие песни.//Они, пожалуй, будут интересней», «Моя поэзия здесь больше не нужна//Да и, пожалуй, сам я здесь не нужен»). Таков конфликт между лирическим героем, его устремлениями и реальностью.
Есенин широко использует тропы. Много в стихотворении риторических вопросов, вызывающих читателей к размышлениям и диалогам, указующим на главные «болевые точки» текста. Красочные эпитеты, метафоры и сравнения позволяют поэту создать образы окружающей действительности: «мельница – бревенчатая птица», «сухой румянец», «жидкой позолотой//Закат обрызгал серые поля» и т.д.
Размер стихотворения — вольный ямб, не ограничивающий мысль поэта регламентированным количеством стоп в стихе, живо звучащий и напоминающий по ритмике разговорную речь.
Основная идея
В своём стихотворении поэт говорит о том, что каждый человек нуждается в месте, которое станет приютом для его мятущейся души. Сергей Есенин хочет вернуть те времена, когда он был счастлив в селе Константиново. «Русь советская» показывает читателям, как тяжело приходится одинокому человеку, не способному найти поддержку и умиротворение даже на своей Родине. Таков смысл стихотворения «Русь советская», отражающий перемены в душе поэта, который не нашел себя в новой России.
Главная мысль стихотворения «Русь советская» учит нас спокойно относиться к переменам, происходящим в мире, даже если они нам не по душе, принимать тот факт, что жизнь не стоит на месте. Каждый день появляются новые люди, взгляды которых могут кардинально отличаться от наших убеждений. Нужно проще к этому относиться. Кроме того, важно всегда прислушиваться к своему внутреннему голосу, не идти на поводу у господствующего в данный момент образа мысли.
Средства выразительности
Анализируемое нами произведение Сергея Есенина изобилует средствами речевой выразительности, которые помогают автору лучше передать настроение лирического субъекта, описать обстановку в селе, куда прибывает персонаж, дать характеристику людям, придерживающимся идеологии советского государства. Таковы тропы в стихотворении «Русь советская»:
Автор: Диана Кузнецова
Тематика
Тема произведения озвучена в его названии, которое звучит как оксюморон (сочетание несочетаемого).
Русь – это историческое целое, канувшее в прошлое. Русь была православной, деревенской, патриархальной, монархической, для Есенина — святой. А советской она не была.
Появилось новое государство, ещё не осознавшее себя как целое, не скреплённое единой системой ценностей, многое утратившее и ещё ничего не создавшее. Это пугало поэта, делало его лишним. Он чувствовал себя «иностранцем» «в своей стране».