румянцевский особняк музей истории города
История особняка Румянцева и его владельцев
История особняка — от строительства здания в 1730–1740-х годах до конца ХХ века — рассказана на основе исторических документов и архитектурных планов, а также фотографий интерьеров начала ХХ века. Здесь представлены сведения о владельцах дома, их портреты и фамильные гербы.
Первый раздел посвящён Николаю Петровичу Румянцеву (1754–1826) – государственному деятелю, канцлеру Российской империи, меценату, коллекционеру древних письменных памятников; деятельности «Румянцевского кружка», занимавшегося изучением и систематизацией «отечественных древностей»; истории Румянцевского музея в Петербурге и его переводу в Москву.
Судьба особняка в ХХ веке представлена в фотографиях первых выставок и экспозиций Музея истории и развития Ленинграда, посвящённых обороне города в 1941–1944 годах и его послевоенному восстановлению. Особо выделены этапы развития ГМИ СПб. Современная история дворца отражена в фотографиях и материалах о реставрационных работах.
Экскурсия по особняку Румянцева, названному в честь одного из самых выдающихся владельцев дома в первой четверти XIX века Николая Петровича Румянцева (1754-1826) проводится в часы работы музея. Выдающийся государственный деятель, просветитель и меценат, он завещал свой дом, наполненный уникальными коллекциями древностей и крупнейшим по тем временам книжным собранием России «на благое просвещение».
В 1831 году в особняке был открыт первый в России частный публичный музей. В1861 году Румянцевский музей был перевезён в Москву. Позднее его коллекции легли в основу собрания Российской Государственной библиотеки и Музея Изобразительных искусств им. А. С. Пушкина.
Особняк как частная собственность переходил от одного владельца к другому. С 1880 по 1916 он принадлежал герцогам Лейхтенбергским—потомкам правящих династий России и Франции. К 300-летию Санкт-Петербурга была закончена реставрация исторических интерьеров особняка, выполненных в 1880-е годы архитектором А. А. Степановым.
На фасаде восстановлена надпись «ОТ ГОСУДАРСТВЕННОГО КАНЦЛЕРА РУМЯНЦЕВА НА БЛАГОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ» Музейные экспозиции по истории города первой половины ХХ века предваряет выставка «Особняк Румянцева. История дома и его владельцев». Здесь представлены материалы по истории дома от первых владельцев до возвращения ему статуса музея.
Особняк Румянцева
Официальная группа музея «Особняк Румянцева».
Государственный музей истории Санкт-Петербурга приглашает
посетить экспозиции и выставки в Особняке Румянцева:
1.История особняка Румянцева и его владельцев
История особняка — от строительства здания в 1730–1740-х годах до конца ХХ века — рассказана на основе исторических документов и архитектурных планов (копии), а также фотографий интерьеров начала ХХ века. Здесь представлены сведения о владельцах дома, их портреты и фамильные гербы. Посещение выставки и восстановленных интерьеров возвращает в историческое прошлое дворца, позволяет ощутить атмосферу частной жизни владельцев дома.
2.НЭП. Образ города и человека
Период НЭПа (1921–1929)— яркий этап в истории Петрограда-Ленинграда. Восстановление городского хозяйства, реформа денежной системы, работа промышленных предприятий и многочисленных кустарных мастерских, реформы школы, образования, здравоохранения, культурная жизнь города, отдых и проведение досуга, а также развитие торговли и частного предпринимательства— таковы различные темы выставки. На ней представлены около 1000 предметов. Подлинные предметы быта, мебель, одежда 1920-х годов создают образ времени. Интерактивные зоны — «Невский проспект», «Сапожная мастерская», «Ателье модистки», «Ресторан», «Жилая комната», «Коммунальная кухня», звуковое и музыкальное оформление, городская кинохроника помогают проникнуть в городскую среду и ощутить атмосферу тех лет.
3. От будней к праздникам. Этюды из 1930-х гг.
1930-е годы— это период первых пятилеток и подлинного трудового энтузиазма, годы коренной реконструкции индустриальной базы Ленинграда. На выставке представлены образцы продукции, выпускаемой заводами и предприятиями города.Об изменениях, произошедших в 1930-е годы, свидетельствуют живописные и графические произведения, фотографии, костюмы и подлинные предметы обихода, воссоздающие атмосферу эпохи.
Историко-архитектурный очерк
Адрес
Часы работы
Билеты
В Соцсетях
Особняк Румянцева — уникальный памятник огромной историко-культурной ценности. Первый каменный дом на этом участке набережной Невы появился в 1740-х годах и принадлежал князьям Голицыным. В 1802 году особняк приобрел граф Н. П. Румянцев (1754–1826), канцлер Российской империи, просветитель и меценат. Его дом стал «центром наук» и «храмом муз».
Находясь за границей на дипломатической службе, Румянцев начал собирать памятники русской культуры и истории, проявляя особый интерес к инкунабулам, древним рукописям, церковным книгам, государственным актам. Ему удалось создать коллекции, уникальные по качеству и составу. В 1814 году Румянцев вышел в отставку и занялся изучением отечественной истории. Он объединил вокруг себя ученых, исследовательская деятельность которых увенчалась изданием нескольких десятков книг и созданием музея древностей.
В 1824 году Румянцев поручил перестройку дома архитектору В. А. Глинке, который оформил здание мощным 12-тиколонным портиком. В тимпане фронтона помещен горельеф «Аполлон-Мусагет на Парнасе в окружении девяти муз и матери их Мнемозины» (скульптор И. П. Мартос). В 1826 году граф Н. П. Румянцев скончался, поручив младшему брату С. П. Румянцеву (1755–1838) предоставить дом со всеми коллекциями под музей. На фронтоне появились слова Николая Петровича: «На благое просвещение».
28 мая 1831 году открылся первый в России частный публичный музей. Его мог посетить бесплатно каждый желающий. Все расходы по содержанию музея взял на себя С. П. Румянцев. После его смерти в 1838 году здание и музейные коллекции стали приходить в упадок. В 1861 году Румянцевский музей был переведен в Москву, в дом Пашкова на Неглинке. На основе его коллекций был создан Московский Публичный и Румянцевский музеи. Книжное собрание петербургской коллекции, насчитывавшее 28 000 томов, легло в основу Российской государственной библиотеки, которая до 1924 года называлась «Румянцевской».
С 1863 по 1882 год особняк сменил нескольких хозяев. В 1882 году владелицей дома стала супруга Е. М. Романовского, 5-го герцога Лейхтенбергского, З. Д. Богарне (1856–1899). Работы по перестройке особняка велись под руководством архитектора А. А. Степанова. В интерьерах сохранился отпечаток личности заказчицы, которая сумела превратить дом в модный особняк. Лейхтенбергские, а затем их потомки владели домом до 1916 года. После Октябрьской революции 1917 года дом заняли различные организации и жилые квартиры. В 1938 году в особняке разместился Музей истории и развития Ленинграда.
После Великой Отечественной войны в 1946 году здесь была открыта выставка «Строительство и городское хозяйство Петрограда–Ленинграда», посвященная истории города со дня основания и до середины XX века. В 2003 году, к 300-летнему юбилею Санкт-Петербурга, в парадных залах особняка были завершены реставрационные работы. Интерьеры залов, выходящих окнами на Неву, воссозданы по состоянию на 1880-е годы. Украшением одного из них является уникальное зеркало площадью 18 кв. метров, выполненное цельным стеклом.
Особняк Н. П. Румянцева (продолжение)
Особняк Н. П. Румянцева классицизм
Дом построен 1720-1730-е гг.
см. Особняк Н. П. Румянцева ( начало )
Румянцевский музей
Государственный музей истории Ленинграда
В 1918 г. был переведен в Аничков дворец и преобразован в Музей истории Города. В 1935 г. музей был закрыт, фонды расформированы.
В 1938 г. часть фондов была переведена в бывший Румянцевский музей, здесь был основан Музей истории и развития Ленинграда. Началась реставрация здания, но открытию первых экспозиций помешала ВОВ.
Государственный музей истории Санкт-Петербурга
К 300-летию Санкт-Петербурга были открыты парадные залы особняка, воссоздающие интерьеры дома 1880-х гг. В одном из залов находится уникальное зеркало площадью 28 кв. м.
Дубовая лестница
Фото начала 1900-х гг
Парадная гостиная
Фото начала 1900-х гг
Музыкальный зал
Фото начала 1900-х гг
Главная лестница
Фото начала 1900-х гг
Белый зал в доме Румянцева.
Фото конца XIX в.
Музыкальный зал. В период существования в особняке Румянцевского музея в залах второго этажа невской анфилады располагались Мраморная и Портретная комнаты. Украшенные соответственно скульптурой и живописью. После приобретения особняка 9 июля 1884 г. графиней З. Д. Богарне эти помещения подверглись большим изменениям. Желая увеличить архитектурное пространство помещения, предназначавшегося для музыкального зала, Степанов объединил почти равные пространственные объемы. Вместо трех залов окнами на Неву был сделан один анфиладный. Большой и светлый зал, расписанный под желтый мрамор, получил оформление в духе историзма. В лепном декоре угадываются черты стиля «Людовика XV». Плоскости стен, разделенные пилястрами, декорированы лепными гирляндами и стилизованными акантами, переходящими на потолок. Зал украшали два больших декоративных панно Гюбера Робера (1733-1808): «Прогулка по долине» и «Развалины храма» из собрания князя Л. Е. Кочубея, а также шпалера из серии «История Дон Кихота» французской работы 1770-х гг. На мануфактуре Гобеленов было выткано две таких серии, отличавшиеся лишь по цвету. Они были выполнены по картонам художника Ш.-А. Куапеля (1694- 1752) в мастерских П. Козетта и К. Одрана.
В первые послевоенные годы был отреставрирован фасад в варианте максимально приближенном к авторскому замыслу. При создании экспозиций было сохранено архитектурно-художественное убранство и объемы залов. В начале 1980-х гг. произведена реставрация помещений 1-го этажа: Дубового зала, Дубовой лестницы, Мавританской гостиной, «Черного кабинета», вестибюля и парадной лестницы. С 1998 по 2000 гг. отреставрированы залы 3-го этажа лицевого корпуса с приспособлением их под экспозицию «НЭП. Образ города и человека» и комнаты первого этажа – бывшая «Дамская гостиная».
(информация со стендов музея; добавил Наталия )
Особняк Румянцева: о владельцах, коллекции, упадке и возрождении
Адрес: Английская набережная, 44
© Фото: pixabay.com
Темы дня
История особняка в центре Петербурга и судьба его владельца, который оставил потомкам «на благое просвещение» сотни артефактов прошлого и одно из крупнейших книжных собраний России.
Особняк до Румянцева
Строительство легендарного особняка в отрезке набережной между Крюковым и Ново-Адмиралтейским каналами началось в 1730–1740-х годах. Оно не сопровождалось особыми проблемами, потому что тогда владельцами участка были князья Голицыны – представители одного из самых знатных и самых разветвлённых российских княжеских родов. А именно – Михаил Михайлович Младший – генерал-адмирал Российского флота.
Следующим владельцем особняка стал его сын Александр Голицын – сенатор, помощник канцлера (в царской России канцлер – высший гражданский чин; первым канцлером был сподвижник Петра I граф Фёдор Головин, который собрал вообще все высшие чины России) и обер-камергер царского двора. Последний чин предписывал Голицыну руководить придворными кавалерами и представлять членам императорской фамилии тех, кто получил право на аудиенцию.
Богатый и состоятельный потомок известного рода первым решил перестроить особняк. За дело взялся француз Вален-Деламот, который приехал в Россию в 1759 году по протекции своего дяди – знаменитого зодчего Блонделя. Именно Валлен-Деламот стал первым профессором архитектуры в Академии художеств, её вице-ректором, а также заложил в архитектуре города на Неве традиции классицизма, господствовавшего вплоть до середины 19 века.
В 1770-х годах особняк был перестроен. В период этой перестройки дом со стороны Английской набережной получил внешние архитектурные пропорции, которые сохранил до сегодняшнего дня: трёхэтажный особняк на одиннадцать осей. Вскоре после перестройки Александр Голицын дом продал, так как с концами переехал в Москву.
С 80-х годов 18 века владельцами дома были английские купцы: Фаркварсан, затем Фома Варра.
Старая открытка, вид на особняк и Английскую набережную. Фото: citywalls.ru
Новый хозяин
Свою историческую значимость и название особняк на Английской набережной получил из-за самого известного его владельца – Николая Румянцева – выдающегося государственного деятеля, канцлера Российской империи, просветителя и мецената. За жизнь он побывал членом нескольких правительственных комиссий по экономическим вопросам, директором дворянского банка, директором водяных коммуникаций и экспедиций об устройстве в России дорог, министром коммерции, министром иностранных дел и ещё много кем.
Румянцева называли «глаза и уши Екатерины II». Одна из заслуг графа – участие в заключении Фридрихсгамского мирного договора, который положил конец Русско-шведской (Финской) войне 1808–1809 годов. За столь важный пункт в биографии Румянцеву и присвоили чин государственного канцлера – первого должностного лица в гражданской иерархии Российской империи.
Потомки графа запомнили по его увлечению – любви коллекционировать. Находясь на дипломатической и государственной службе, Николай Петрович занимался собиранием памятников русской истории. Долгие годы, проведённые в Германии, приучили его к аккуратности и систематизации. Это позволило ему не только собрать огромную коллекцию, но и сделать её уникальной по качеству и подбору.
Кстати, Румянцев принадлежал к древнему российскому дворянскому роду. Его дед – Александр Румянцев – принимал активное участие в политической жизни России первых десятилетий 18 века. Затем фамилия Румянцевых была прославлена победами полководца Петра Румянцева-Задунайского. По стопам полководца пошли и его двое сыновей: Николай и Сергей Румянцевы.
Портрет Николая Румянцева. Художник: Джордж Доу. Источник: wikipedia.org
Дом-сокровищница
Купив особняк в 1802 году, Румянцев превратил его из скромного жилища частного человека и купца в парадный, во вкусе Наполеоновского времени, дом важного государственного человека, богача и аристократа, где бывал сам император.
Сначала перестраивали внутренние покои. Жил граф в трёх комнатах с окнами на Неву. Во всех остальных помещениях особняка находились его бесценные сокровища. В те времена скромный фасад здания, не отличающийся от соседних построек, был обманчив: внутри дом выглядел гораздо богаче.
В 1824 году Румянцев пригласил для работы над проектом перестройки особняка молодого, только что вернувшегося из пенсионерской поездки по Западной Европе архитектора Василия Глинку. Перед архитектором стояла сложная задача: практически без изменений пропорций архитектурного объёма создать новый фасад, который бы сразу привлекал внимание. Глинке это удалось. Он закрыл здание мощным, сильно выдвинутым 12-колонным портиком, установленным на высокий цоколь. Колонны портика с капителями коринфского ордера (верхняя часть) подчёркивали его монументальность. Похожее строение имеют колонны Пантеона.
Фото: pixabay.com
Дом украсил горельеф, созданный скульптором Иваном Мартосом, – «Аполлон-Мусагет на Парнасе в окружении девяти муз и матери их Мнемозины». По сторонам композиции – атрибуты наук и искусств.
Проект был по тем понятиям настолько хорош и талантливый, что Академия художеств дала за него Глинке звание академика.
В 1826 году Николай Румянцев скончался, оставив устное поручение младшему брату – Сергею Петровичу – предоставить дом на Английской набережной со всеми находящимися в нём артефактами под музей, «на благое просвещение».
Дубовый кабинет, стены которого обиты тиснеными кожаными обоями с позолотой. Фото: «Петербургомания»
Дамская гостиная (будуар). Фото: «Петербургомания»
Музей после Румянцева
Исполняя волю покойного брата, Сергей Голицын устраивает перепланировку дома под музей. Покупает новую мебель. Для особо ценного помещения – Большого зала, где должна была располагаться минералогическая коллекция, – выполняются фигурные шкафы, столики, стулья из карельской берёзы и другие элементы декора. Кстати, император повелел назвать музей Румянцевским, отдав должное не только собраниям Николая Румянцева, но и хлопотам, финансовым вложениям и пополнениям коллекций произведениями искусства его брата.
В 1831 году музей был открыт. И не просто музей, а первый в России частный публичный музей. Это стало важнейшим событием в научной и культурной жизни Петербурга, о чём написали все газеты.
В доме располагалась огромная библиотека, составленная из собраний русских и славянских рукописей, русских книг церковной и гражданской печати, иностранных изданий и карт. Весь Большой (Белый) зал занимал минералогический кабинет. Музей хранил коллекции монет и медалей, собрание одежд и вещей островитян, привезённых из кругосветного путешествия капитаном Отто Коцебу. В особняке работали учёные-историки, лингвисты, археографы. Здесь проводились не только научные изыскания, но и публичные лекции, чтения, концерты.
Парадная гостиная. Фото: spb-guide.ru
После смерти Сергея Румянцева в 1838 году начался упадок музея из-за нехватки денег. Даже государственные средства не помогли. Поэтому в 1861 году, после заключения комиссии специалистов и архитекторов о крайне неудовлетворительном состоянии «домов Музеума», Румянцевский музей был переведён в Москву, в Пашков дом. Позднее его коллекции легли в основу собрания Российской государственной библиотеки и Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.
Каждый новый владелец – отдельная жизнь особняка
Затем опустевшим домом на Английской набережной владело множество почитаемых личностей: журналист и писатель Альберт Старчевский (при нём здание снова перестраивается в доходное, появляется третий этаж, производится капитальный ремонт внутри и снаружи особняка); купец Иоганн Шумахер, купивший здание за 250 тыс. рублей; почётный потомственный гражданин Егор Дрябин, его вдова и сын; супруга Его императорского величества Евгения Романовского (при ней дом находился уже совсем в аварийном состоянии, укрепляется и перестраивается внутри и снаружи, становится богаче); дворяне Евгений Лейхтенбергский и Зинаида Богарне; Дарья Евгеньевна – представитель династии Романовых; князь Лев Кочубея.
Музыкальный зал. Фото: «Петербургомания»
Белый (танцевальный) зал. Фото: «Петербургомания»
В 1916 году особняк купило «Общество товарных складов, страхования и транспортирования товаров». В эти годы должна была начаться перестройка зданий на участке, но работы отменили из-за социально-политических перемен в стране.
В 1917 году недалеко от особняка крейсер «Аврора» произвёл свой самый известный холостой выстрел, который стал сигналом к началу штурма Зимнего дворца. В 1939 году по проекту архитектора Александра Гегелло в этом месте поставили памятник из кoвaнoгo гpaнитa. Фото: citywalls.ru
В 1918–1921 годах парадные залы со стороны набережной Красного флота (так называлась Английская набережная с 1918 года) пустовали. В помещениях с улицы Галерной располагались жилые квартиры.
С 1921 по 1938 год в здании располагались: Союз металлистов, Петропрофобр, центр социального страхования, Леноблкоопсоюз, облсобес, школа пионервожатых, промкомбинат предприятий инвалидов, лаборатория по семконтролю и карантину сельхозрастений и областное управление кинофикации.
С 1938 года в особняке начал размещаться музей истории и развития Ленинграда. Располагавшиеся здесь учреждения съезжали до 1946 года. Жильцы квартир были расселены лишь в начале 1990-х годов.
Особняк был не готов к окончательному переезду музея: требовался капитальный ремонт и масштабная реставрация, сотрудникам необходимо было исследовать здание и проложить экскурсионные маршруты, денег не хватало, а музейные фонды и имущество насчитывали более 100 тыс. единиц хранения.
В марте 1941 года исполком Ленсовета выделил дополнительные средства, обязав коллектив музея завершить работу к 25-й годовщине Октябрьской революции. Великая Отечественная война и блокада Ленинграда нарушили эти планы.
Война и реставрация
В июле-августе 1941 года коллекции были эвакуированы в город Сарапул в Удмуртии. Оставшиеся предметы хранились в залах музея и в Исаакиевском соборе. В особняке разместился стационар для музейных работников.
Весь период блокады здание охранялось специальными службами. Были укреплены дверные и оконные проёмы, а доступ в здание со стороны набережной и дворовых флигелей закрыли. Каждый работник имел инструкцию на случай воздушной тревоги и обстрелов. Вскрытие ящиков с оставшимися музейными предметами в залах особняка и систематический контроль за их состоянием предотвратили утрату и порчу коллекций.
В сентябре 1945 года сотрудники музея и всё его имущество вернулись в город на Неве. Начался период оценивания коллекций, инвентаризации и систематизации. Но Ленинградское дело вновь приостановило музеефикацию особняка. В целях дискредитации Ленинграда и нивелировки его истории музей получил название «Музей архитектуры Ленинграда». Первая послевоенная экспозиция, открытая в 1946 году, называлась «Строительство и городское хозяйство Петрограда-Ленинграда».
В апреле 1953 года, через месяц после смерти Иосифа Сталина, музею возвратили историко-краеведческий профиль. Он стал именоваться Государственным музеем истории Ленинграда. С этого времени началось активное развитие всех направлений музейной деятельности.
Фото: citywalls.ru
К 300-летию города на Неве была закончена реставрация исторических интерьеров особняка. На фасаде восстановлена надпись «От государственного канцлера Румянцева на благое просвещение».
Сейчас особняк Румянцева – филиал Государственного музея истории Санкт-Петербурга.
Фото: wikipedia.org
Настоящее музея: истории, живопись, фотографии, лекции
В музее проводятся различные выставки и экскурсии. Например, экспозиции по истории города первой половины 19 века предваряет выставка «Особняк Румянцева. История дома и его владельцев», где можно понять цепочку событий со времён основания дома до возвращения ему статуса музея.
Экскурсия «НЭП. Образ города и человека» рассказывает об одном из ярких и интересных периодов в истории города 20 века – новой экономической политике. Посетители могут погрузится в атмосферу того времени, услышать популярные мелодии, ощутить повседневную жизнь города 1920-х годов.
Можно посетить экспозицию, открытую в 1964 году в канун 20-летия полного разгрома фашистских войск под Ленинградом, и узнать о том, что пережил город в военное время.
Если вам хочется чего-то более интерактивного – сходите на экскурсию-квест «Увлекательное путешествие вокруг света с капитаном Коцебу». Это увлекательное и захватывающее приключение, полное тайн.
В уютном внутреннем дворе особняка возможно проведение деловых мероприятий, вечерних туристических программ.