ршит шкр биография на башкирском языке
Р?шит ш?к?р биография на башкирском языке
Мифтахетди́н Акмулла́ (башк. Мифтәхетдин Аҡмулла; настоящее имя — Мифтахетди́н Камалетд́инов (башк. Мифтәхетдин Камалетдинов); 14 (27) декабря 1831 года Туксанба́ево Кульиль-Минской волости 12-го Башкирского кантона Белебеевского уезда Оренбургской губернии — 8 (21) октября 1895 года Сыростан) — башкирский поэт-просветитель, выдающийся поэт-философ, поэт-мыслитель.[1] Мифтахетдин Акмулла является крупнейшим представителем башкирской поэзии XIX века, оказавшим воздействие на всю дальнейшую национальную литературу. Оказал большое влияние на развитие казахской и татарской литератур, а также его творчество были широко известны среди туркмен, каракалпаков и других тюркоязычных народов.[1]
Шайхзада́ Мухаметзаки́рович Баби́ч (башк. Шәйехзада Мөхәммәтзәкир улы Бабич, тат. Шәехзадә Мөхәммәтзәкир улы Бабич; 14 января 1895, дер. Асяново Бирского уезда Уфимской губернии (ныне Дюртюлинский район Башкортостана) — 28 марта 1919) — башкирский и татарский[1] поэт. Классик башкирской национальной литературы. Участник башкирского национально-освободительного движения, один из членов Башкирского Правительства (1917—1919).
Родился в селе Асяново Бирского уезда Уфимской губернии. Происходил из башкир-вотчинников Куюковой тюбы Канлинской (Кальнинской) волости (ныне Дюртюлинского района Башкортостана)[2] Начальное образование получил в родной деревне, в медресе у своего отца Мухаметзакира — указного муллы Асянского махлаля. В 1910 году он уехал в казахские степи, обучал детей казахов.
В 1911—1916 гг. учился в медресе «Галия» в Уфе. В годы учёбы Ш. Бабич глубоко увлекся литературой, участвовал в литературных и музыкальных кружках, печатался в рукописном журнале медресе «Парлак». После окончания учёбы он уехал в Троицк, работал учителем, одновременно сотрудничал в журнале «Акмулла».
Летние месяцы 1917 года находится в Уфе, затем переехал в Оренбург, где на первых порах работал в сатирическом журнале «Кармак» («Удочка»).
С осени 1917 года Ш.Бабич участник башкирского национального движения, секретарь Башкирского областного (центрального) шуро (совета) Автономного Башкурдистана, редактор газеты «Башкорт», руководитель молодежной организации башкир «Тулҡын» («Волна»).
В 1918—1919 годах работает военным корреспондентом в башкирских войсках.
Единственный прижизненный сборник стихов Ш.Бабича «Синие песни. Молодой Башкортостан» вышел в 1918 году в Оренбурге.
25 февраля 1919 года назначается сотрудником отдела башкирской советской печати Башревкома.
28 марта 1919 года при переходе Башкирской Армии на сторону РККА Шайхзада Бабич был зверски убит красноармейцами в селе Зилаир Зилаирского района БАССР.
Зайна́б Абду́лловна Бии́шева (башк. Зәйнәб Абдулла ҡыҙы Биишева); 15 января 1908, деревня Туембетово (сейчас — Кугарчинский район Башкортостана — 24 августа 1996, Уфа) — народный писатель Башкортостана, прозаик, поэт, драматург, переводчик.
Окончила Оренбургский башкирский педагогический техникум (институт народного образования). После завершения обучения, в 1929—1931 годах — учительница в селе Темясово Баймакского района. После окончания Уфимских курсов повышения квалификации (1931) — редактор Башкирского книжного издательства и журнала «Пионер» (в нём в 1930 г. был опубликован первый рассказ Зайнаб Биишевой «Среди водопадов»).
Первая книга «Мальчик-партизан» увидела свет в 1942 году. Член Союза писателей СССР с 1946 года. С 1951 — профессиональный писатель. В 1990 г. присвоено звание «Народный писатель Башкортостана». Издано более 60 её книг на языках народов России и мира.
Зайнаб Биишева писала в разных жанрах. Её перу принадлежит несколько произведений для детей и юношества, в их числе пьеса «Дружба» и повесть «Будем друзьями», десятки стихов и сказок. Она выступает как тонкий лирик в стихотворной повести «Гульямал». Поэма «Последний монолог Салавата» (1984) посвящена раскрытию образа народного героя Салавата Юлаева. Драматические произведения «Волшебный курай» (1957), «Таинственный перстень» (1959), «Гульбадар» (1961), «Обет» (1966), «Зульхиза» (1981) с большим успехом шли не только на сцене Башкирского государственного академического театра драмы, но и на подмостках театров далеко за пределами республики.
Зайнаб Биишева плодотворно работала в жанрах повести, рассказа и сказа. К наиболее известным относятся «Канхылыу» (1949), «Странный человек» (1960), «Где ты, Гульниса?» (1962), «Думы, думы» (1963), «Любовь и ненависть» (1964). В них она поднимает философские проблемы взаимоотношения личности и общества, создает яркие образы женщин-башкирок. Самое значительное произведение Зайнаб Абдулловны — трилогия «К свету», включающая в себя романы «Униженные» (1956—1959), «У Большого Ика» (1965—1967), «Емеш» (1967—1969).
На башкирский язык ею переведены «Тарас Бульба» Н. Гоголя, «Бежин луг» И. Тургенева, «Тимур и его команда» А. Гайдара, «Дорогие мои мальчишки» Л. Кассиля, рассказы А. Толстого, С.Аксакова, А. Чехова, М. Горького.
Зайнаб Биишева избиралась членом правления Союза писателей Республики Башкортостан, делегатом многих съездов писателей Российской Федерации и СССР. Награждена тремя орденами «Знак Почета». Лауреат Государственной республиканской премии имени Салавата Юлаева (1968) «за романы „Униженные“ и „Пробуждение“».
Похоронена на мусульманском кладбище в Уфе[1].
Рави́ль Тухва́тович Бикба́ев (башк. Рәүил Төхфәт улы Бикбаев) (12 декабря 1938, деревня Верхне-Кунакбаево Покровского района[1] Оренбургской области) — башкирский поэт, литературовед, депутат, Председатель Комитета по образованию, науке, культуре, спорту и делам молодежи Государственного Собрания — Курултая Республики Башкортостан. Народный поэт Башкортостана (1992 год), доктор филологических наук (1996 год), профессор, заслуженный деятель науки Республики Башкортостан (1992 год), заслуженный работник культуры Чувашской Республики, Почётный гражданин города Уфы (1999 год), Член-корреспондент Академии наук Республики Башкортостан (2009 год). Один из авторов Гимна Республики Башкортостан.
Бикбаев Равиль Тухватович родился 12 декабря 1938 года в деревне Верхне-Кунакбаево Переволоцкого района Оренбургской области. В 1953 году окончил семилетнюю школу, в 1953—1956 годы учился в Ак-Булакском педагогическом училище. Окончил филологический факультет Башкирского государственного университета (1962 год). После окончания университета в 1962—65 годы учился в аспирантуре Института истории, языка и литературы Башкирского филиала Академии наук СССР. C 1965 года научный сотрудник отдела литературы Института истории, языка и литературы Уфимского научного центра Российской Академии наук. В 1966 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «Современная башкирская поэма», в 1996 году — докторскую диссертацию. С 1995 года председатель правления Союза писателей Республики Башкортостан, является секретарем правления Союза писателей России. Плодотворно сочетает занятия наукой с многогранной литературной деятельностью.
Молодой поэт Равиль Бикбаев. Фотография из семейной коллекции.
Творческой деятельностью Равиль Тухватович начал заниматься в студенческие годы. Печатается с 1957 года. B 1962 году в журнале «Агидель» вышла его первая поэма «Вокзал», в которой он заявил о себе как о зрелом, самобытном, талантливом поэте лирико-философского мироощущения и склада. В образе вокзала олицетворена и судьба страны, и судьба малой родины — деревни, родного очага, соседей, поколения, вынесшего все тяготы военного времени. Отражается и судьба женщины, проводившей с этого вокзала мужа на войну, а теперь сына в армию. Тема войны, поставленная впервые в поэме «Вокзал», осталась одной из главных в творчестве Равиля Бикбаева. B 1964 году вышла в свет первая поэтическая книга «Степные дали», за которой последовали другие, принесшие ему заслуженное признание как в мире поэзии, так и в мире науки.
Автор около 30 поэтических, литературоведческих и научно-исследовательских книг. Для творчества Бикбаева Равиля Тухватовича характерен историзм мышления, стремление к философскому обобщению жизненных явлений. Важнейшее место занимают темы родного языка, культуры и историческая судьба народа. Острые проблемы времени нашли отражение в поэтическом монологе «Письмо к моему народу» (1982 год), поэмах «Утолить бы жажду!» (1989 год), «Базарный топор» (1993 год). Поэзия Бикбаева отличается яркой образностью, оригинальной символикой. Поэт внес значительный вклад в развитие эпических жанров в поэзии.
На прогулке. Фотография из семейной коллекции.
Как ученого-исследователя его всегда интересовали поэтический и духовный мир своих современников и предшественников, наиболее актуальные проблемы развития башкирской поэзии и литературы. Он опубликовал исследования по современной башкирской поэзии, философской лирике: «Время. Поэт. Народ» (1986 год), «Эволюция современной башкирской поэзии» (1991 год), «Шаихзада Бабич: Жизнь и творчество» (1995 год), «Слово поэта — совесть поэта» (1997 год) — таков далеко неполный перечень его научных исследований по литературоведению и литературной критике, изданных не только в Уфе, но и в Москве.
Отдельные произведения его переведены на немецкий, турецкий, украинский, казахский, якутский, чувашский, каракалпакский, алтайский и другие языки.
Равиль Тухватович Бикбаев принимает активное участие в культурной и общественной жизни Республики Башкортостан, постоянно выступает в печа
Бабич Шәйехзада Мөхәмәтзәкир улы
Өфө губернаһы Бөрө өйәҙе Әсән ауылында тыуған. Башланғыс белемде тыуған ауылында, атаһы, Әсән мәхәлләһенең муллаһы, Мөхәммәтзәкирҙең мәҙрәсәһендә ала. 1910 йылда ҡаҙаҡ далаларында ҡаҙаҡ балаларын уҡыта.
Показать полностью. Шәйехзада Бабич 1911–1916 йылдарҙа Өфөләге «Ғәлиә» мәҙрәсәһендә уҡый. Мәҙрәсәлә ҡулъяҙма рәүешендә сығарылған «Парлаҡ», «Эләктергес» исемле журналдарҙы сығарыуҙа әүҙем ҡатнаша. Башҡорт халҡының төрлө ҡыҫымдар арҡаһында ауыр тормош көтөүе, башҡорт ерҙәре мәсьәләләре киҫкенләшеү, әсә телендә яҙма булдырыу, дөйөм белем биреүҙе камиллаштырыу тураһында борсолоп шиғырҙар ижад итә. Өфөлә, Башҡортостандың башҡа төбәктәрендә әҙәби кисәләр, концерттар ойоштороусыларының береһе була. 1917 йылдың көҙөнән башҡорт милли хәрәкәтенең ҡатнашыусыһы, Автоном Башҡурдистандың Башҡорт өлкә шуроһының сәркәтибе, «Башҡорт» газетаһының мөхәррире, башҡорт йәштәре ойошмаһы «Тулҡын»дың етәксеһе. 1918-1919 йылдарҙа башҡорт ғәскәренең хәрби корреспонденты булып эшләй.
1919 йылдың 28 мартында Башкорт Ғәсҡәрҙәре Ҡыҙылдар яғына күскән ваҡытта староверҙар тарафынан йыртҡыстарса, меңдәрсә өлөштәргә турап үлтерелгән.
Бабич Шәйехзада Мөхәмәтзәкир улы запись закреплена
Мәғлүм булыуынса, ошо көндәрҙә Шәйехзада Бабичтың шиғырын төп нөсхәһендә — иҫке башҡорт (төрки) телендә башҡарыу буйынса флешмоб башланды.
Ситтә ҡалмағыҙ, ҡатнашығыҙ!
Без үзебез — башҡортлар,
Күп ырыуға баш йортлар.
Бездә гәүһәр, бездә жәүһәр,
Бездә һәр бер ашлыҡлар.
Бездә тиңсез сәхрәләр.
Сәхрәләр — ожмах алар;
Анда гөлләр тирбәлеп,
Йәмләнергә чаҡыралар.
Анда ҡошлар сайраша,
Күлдә ҡамыш шаулаша.
Ҡамыш буйы әрүшә,
Тамаша, әй тамаша.
Бездә ҡалын урманнар,
Бездә данлы Урал бар;
Урал асты алтындыр,
Өстә — шәфҡәт балҡыйдыр.
Сизен, башҡорт, бәхетеңне,
Төшөн, башҡорт, атыңны;
Күрер өчөн тәхетеңне,
Истиҡбалың алтынлы.
Бабич Шәйехзада Мөхәмәтзәкир улы запись закреплена
Исполком-Курултая-Башкир Мр-Бураевский-Район
Бабич Шәйехзада Мөхәмәтзәкир улы запись закреплена
Азат Ярмуллин
Бабич Шәйехзада Мөхәмәтзәкир улы запись закреплена
ҠОРОЛТАЙ/КУРУЛТАЙ
Бөгөн Шәйехзада Бабичтың шиғырын төп нөсхәһендә — иҫке башҡорт (төрки) телендә башҡарыу буйынса флешмобҡа шағирҙың тыуған яғында – Дүртөйлө районының Әсән ауылында урынлашҡан уның исемендәге музей етәксеһе Миләүшә Радик ҡыҙы Әсләмова ҡушыла
__________
Сегодня к флешмобу по исполнению стихотворения Шайхзады Бабича в оригинале — на старобашкирском (тюрки) языке присоединяется Миляуша Радиковна Аслямова, заведующая музеем Ш. Бабича, который расположен на родине поэта – в селе Асяново Дюртюлинского района.
Бабич Шәйехзада Мөхәмәтзәкир улы запись закреплена
ҠОРОЛТАЙ/КУРУЛТАЙ
ИСТИҠБАЛ
(Ҡоролтай вәкилләренә)
Әссәләмәғәләйкүм, чын ихластан!
Тулҡынлар, ташып чығып, баштан ашҡан,
Показать полностью.
Күңелдә балҡып янған матур хыял
Зиһендә ләүхә-ләүхә ҡарарлашҡан.
Мәрхәбә, ил-азамат, хуш килепсең!
Үзеңде бимазалап көч килепсең,
Жаныңда ил бәхетенә шырпы ҡапҡан,
Иреклек көкөртөнә ышҡылыпсың.
Мәрхәбә, ҡоролтайға утлы сәләм,
Мәрхәбә, ил ҡәдәме — төклө ҡәдәм.
Ҡойоп кит ихлас белән нурлы кәбән,
Башына ултыртып ҡуй ҡотло әләм.
Туғанлар, килде донъя хайран булып,
Әүерелде вайран донъя байрам булып,
Жил исте, дауыл ҡупты. салды ҡуйды
Басҡычның астын-өскә әйләндереп.
Ғүмернең көзө үтте, язы килде,
Бәхеттең сазы китте, назы килде.
Ялт итеп ердән чыҡты күктән көткән,
Тарихның күп эчендән азы килде.
Салынды нурдан күпер упҡын ярға,
Әйдәгез, шул күпердән алға-алға!
Ҡапусын сигез ожмах ачып ҡуйып,
Керергә бирде фарман рәхим Аллаһ.
Әйдәгез, форсат дәүран килгән чаҡта,
Чит илләр каруан-каруан йөрөгән чаҡта,
Ярашмас арысланға ҡуянланыу,
Ниғмәтне әлүән-әлүән күргән чаҡта.
Тилмерә сезгә ҡарап Башҡортостан,
Үлемдән аны саҡлау сезгә төшкән.
Теләймен, өлкән мәжлес үтсен күркәм,
Сөйөнсөн Башҡортостан, йәшел бостан.
Мәрхәбә, ҡоролтайға утлы сәләм!
Мәрхәбә, ил ҡәдәме — төклө ҡәдәм!
Ҡойоп кит һин мәңгелеккә нурлы кәбән,
Башына ҡадап ҡуйып ҡотло әләм!
1917 сәнә 8 декабрь.
_______
Мәрхәбә — хуш килдең.
Әлүән — төрлө.
Шәйехзада Бабич. «Йәш Башҡортостан. Зәңгәр жырлар».
Р?шит ш?к?р биография на башкирском языке
ОНИ СТОЯЛИ У ИСТОКОВ АВТОНОМНОГО БАШКОРТОСТАНА
В 2016 г. Президентом Российской Федерации В. В. Путиным был подписан Указ о праздновании в 2019 г. 100-летия образования Республики Башкортостан. История создания национальной государственности башкирского народа имеет несколько этапов. Первый этап связан с демократическими преобразованиями в стране после Февральской революции 1917 г. На этой волне образовалось национальное движение за автономию Башкортостана. В мае 1917 г. на I Всероссийском съезде мусульман (г. Москва) был учрежден руководящий орган национального движения — Башкирское областное бюро, которому был поручен созыв I Всебашкирского курултая (съезда).
В июле и августе 1917 г. в Оренбурге и Уфе прошли I и II Всебашкирские съезды, на которых были разработаны программные документы, направленные на создание национально-территориальной автономии Башкортостана. После Октябрьского переворота в Петрограде, 15 ноября 1917 г., Башкирское центральное шуро в г. Оренбурге провозгласило автономию Башкортостана и приступило к ее реализации. На первом этапе планировалось ввести автономное управление в переделах башкирских волостей Оренбургской и Пермской губерний, позднее получившее название Малой Башкирии. Второй этап был намечен на 1918 г. — включение башкирских территорий Уфимской и Самарской губерний к автономии Башкортостана.
Решение Башкирского шуро в декабре 1917 г. на III Всебашкирском учредительном курултае единогласно утверждено. На съезде было избрано правительство автономии, председателем которого стал юрист, мировой судья Ю. Ю. Бикбов, окончивший Казанский университет.
Однако в январе 1918 г. с приходом в г. Оренбург большевиков правительство автономного Башкортостана было арестовано. Оно смогло возобновить свою деятельность лишь в июне 1918 г. в г. Челябинске. Этот период связан с деятельностью Башкирского правительства в лагере антибольшевистских сил. За короткий срок ему удалось сформировать свои вооруженные силы, необходимые в условиях военного противостояния, создать государственные институты автономии. В 1918 г. автономия в пределах Малой Башкирии функционировала.
В ноябре 1918 г. колчаковский переворот привел к расколу в антибольшевистском лагере. Башкирское правительство, потеряв надежду на признание автономии со стороны Колчака, пошло на сближение с большевиками. Итогом стало «Соглашение центральной Советской власти с Башкирским правительством о Советской Автономной Башкирии» от 20 марта 1919 г. Этим актом советская власть фактически признала автономию Башкортостана, провозглашенную 15 ноября 1917 г.
В 1922 г. декретом ВЦИК и СНК РСФСР территория Уфимской губернии, где проживала большая часть башкирского населения, была включена в состав Автономной Башкирской Советской Республики. Таким образом завершилось формирование национальной государственности башкирского народа.
В движении за автономию Башкортостана были задействованы все слои башкирского общества. В авангарде находились интеллигенция, дворянство и духовенство. Башкирские дворяне Мутины, Куватовы, Султановы, Карамышевы, Акчулпановы и др. принимали самое деятельное участие в борьбе за автономию. География участников движения также была широкой. Она охватывала всю территорию Исторического Башкортостана. Например, руководители национального движения С. Мрясов, А. Ягафаров, М. Кулаев, А. Биишев являются оренбургскими башкирами, X. Юмагулов и Я. Салихов — из самарских башкир, Ш. Манатов, Г. Таган, С.-Г. Магазов — из курганских башкир, Н. Тагиров, Г. Иркабаев, Г. Габитов и др. — челябинские башкиры.
Мензелинские башкиры также активно принимали участие в создании автономии. Из их среды вышли такие деятели, как Ильдархан Мутин (уроженец д. Такталачук Мензелинского уезда Уфимской губернии, ныне терр. РТ), Искандербек Султанов (д. Мастеево Мензелинского уезда Уфимской губернии, ныне терр. РТ), Такиулла Алиев (д. Новое Зияшево Мензелинского уезда Уфимской губернии, ныне терр. РТ), Габдрахман Фахретдинов (д. Кичучатово Бугульминского уезда Самарской губернии, ныне терр. РТ). В первых рядах движения за автономию находились и башкиры северо-запада Башкортостана. В истории известны такие имена, как Шайхзада Бабич (д. Асяново Бирского уезда Уфимской губернии, ныне Дюртюлинский район РБ), Муллаян Халиков (д. Актово Белебеевского уезда Уфимской губернии, ныне Буздякский район РБ), Халим Амиров (д. Новый Артаул Бирского уезда Уфимской губернии, ныне Янаульский район РБ), Насретдин Мирбаисов (Бураевский район РБ).
В национальном движении за автономию Башкортостана принимали участие не только башкиры, но и родственные тюркские народы. В башкирских войсках служили офицеры-мишари братья Усман и Халил Терегуловы, адъютант Ахмет-Заки Валидова Абдрашит Бикбавов, капитан Еникеев и др.
Несмотря на обещания центральной советской власти не подвергать репрессиям башкирских деятелей за их минувшую деятельность, уже в начале 20-х гг. в период чистки РКП(б), многие из них были исключены из рядов партии. А в конце 20-х гг. начались преследования и репрессии. И лишь немногие избежали сталинских репрессий конца 30-х гг.
Имена тех людей, которые стояли у истоков государственности Башкортостана, в период советской власти на долгие годы были преданы забвению. Даже после реабилитации в 50-е гг. их имена находились под запретом. И лишь с началом демократических преобразований в стране, связанных с перестройкой, появилась возможность по-иному взглянуть на историю образования Республики Башкортостан и вернуть забытые имена. За последнюю четверть века многое было сделано для увековечения памяти деятелей движения за автономию Башкортостана. Но остаются имена личностей, внесших немалый вклад в дело создания государственности Башкортостана и до сих пор не получивших внимания широкой общественности.
В данной книге представлены биографии 60 деятелей и активных участников национального движения за автономию Башкортостана, известных офицеров башкирских войск. Надеюсь, что в рамках празднования 100-летия образования Республики Башкортостан их имена будут увековечены в районах и городах РБ.
Рафиков Басыр Шагинурович
Писатель
1921-2019
Басыр Шагинурович Рафиков – троицкий поэт, пишущий на татарском языке, член Союза писателей СССР с 1974 г., корифей, старейшина троицких литераторов, давний участник городского литературного объединения «Степь», автор 16 поэтических сборников.
Стихи Б. Рафиков начал писать с детских лет, творческая натура поэта побуждает его к этому и сегодня. Несмотря на почтенный возраст, создает новые произведения, готовит к выпуску новые поэтические сборники. В одном из стихотворений Басыр Шагинурович так выразил свое поэтическое кредо:
Учусь чеканить слово с давних пор
что славятся недаром,
как светлый серп, остер,
словно молот для удара.
Б. Рафиков родился 10 февраля 1921 г. в г. Мамадыш в Татарстане в обычной трудовой семье. В 1931 г. отца его причислили к кулакам и всю семью выслали в Магнитогорск, где разворачивалась огромная стройка и нужны были рабочие руки. В Магнитке он окончил семь классов татарской школы. В 1936 г. впервые приехал в Троицк поступать в татаро-башкирский педагогический техникум. По окончании его в 1939 г. работал в селе Альменево Ялано-Катайского района (сейчас – Курганская область) учителем русского языка. Когда объявили о начале Великой Отечественной войны, вернулся в Магнитогорск, пошел в военкомат, где ему было сказано, что сельских учителей на фронт не берут. Но в январе 1942 г. его мобилизовали в трудармию в рабочую колонну 1279 и направили на Магнитогорский металлургический комбинат. Работал на чугунном складе без выходных, по 12 и более часов в сутки. Сначала был грузчиком, потом бригадиром, десятником. Трудности не останавливали молодого человека, а тяга к знаниям была так велика, что он в эти же годы начал учиться заочно на историческом факультете Магнитогорского педагогического института. В ноябре 1945 г. демобилизовался из трудармии и доучивался уже на дневном отделении, в 1947 г. получил диплом. После этого год проработал в ремесленном училище, затем вернулся в Троицк. С 1948 по 1960 г. работал заместителем директора по заочному обучению учителей в Троицком татаро-башкирском педагогическом училище и преподавал историю. С 1961 по 1976 г. работал завучем в школе № 15, директором школы рабочей молодежи № 2 на станции Троицк. В 1976 г. Басыр Шагинурович перенес инфаркт, после чего вынужден был прервать свою трудовую деятельность.
Проблемы со здоровьем не мешают ему заниматься творчеством. Создание поэтических строк для Б. Ш. Рафикова – это состояние души, без которого невозможно полноценно жить, способ общения с непростым миром, возможность выразить свои чувства, облечь в рифмы раздумья о жизни, человеческих отношениях, природе, воспоминания о нелегком детстве и военных невзгодах.
Первая публикация стихов появилась в 1963 г. в сборнике «1001 шутка». Первый авторский сборник стихов на татарском языке «Тебя воспеваю» вышел в Казани в 1968 г. Так было положено начало большой плодотворной творческой жизни замечательного поэта Басыра Рафикова. Стихи его регулярно публикуются в журналах и газетах Татарстана, Башкортостана и Челябинской области. Все творчество Б. Рафикова тесно связано с Южным Уралом, со ставшим ему родным Троицком, с троицкими степными просторами. Очень хорошо сказал о поэзии Басыра Шагинуровича один из переводчиков его стихов на русский язык, челябинский поэт С. Борисов: «В его стихах звучит свободолюбивый голос ковыльных раздолий, березовых рощ, прозрачных рек, исполненный детской памяти и умудренных размышлений о прошлом, настоящем и будущем людей, населяющих нашу землю… Рафиков не только тонкий лирик, он философичен в размышлениях о смысле человеческого бытия. Очевидно, с возрастом поэт понимает много больше об окружающем его мире, и под его пером рождаются строки, достойные мыслителя и художника».
Мы – степи с глубокой раной.
Мы – степной ковыль сухой.
Мы – деревья с кроной рваной,
комья глины под сохой.
Поэтические сборники Б. Рафикова изданы в Казани: «Тебя воспеваю» (1968), «Дорогие минуты» (1971), «Родные пороги» (1981), «Черная береза» (1986), «Ветер времени» (1986), «Завещание времени» (2006, на русском языке); в Челябинске: «Непересыхающий родник» (2006), «Живая капля земли» (2004), «Осенние цветы» (2010), «Малая Родина» (2010); в Троицке: «Степь» (1993), «Времени бег» (1995), «Избранная лирика» (2011); в Набережных Челнах: «Жду солнца» (2001). В 2015 г. «шагнула» к юным читателям книга стихов «Шаги будущего» написанная Б. Рафиковым на татарском и русском языках.
Его стихотворения печатались в литературно-художественных альманахах и сборниках «Рабочее созвездие» (Донецк; Челябинск, 1981), «Каменный пояс» (Челябинск, 1978, 1982), «Новый век» (Челябинск. 2003. № 4), «Уральская новь» (Челябинск. 2004. № 18), «Область вдохновения. Т. 2» (Челябинск, 2003), «Степные колокола» (Троицк, 2006), «Степные перезвоны» (Троицк, 2011), «Степные голоса» (Троицк,2016).
Стихотворения Б. Рафикова очень мелодичны, поэтому многие из них положены на музыку. В сборник «Мелодии Челябинска» вошло 6 песен на стихи Б. Ш. Рафикова, музыку к которым написали татарские и башкирские композиторы. Поэтические произведения Б. Ш. Рафикова переведены на русский и башкирский языки, на русском – опубликованы в прекрасных переводах А. С. Бережняка, С. К. Борисова, Н. Крылова, В. Н. Миронова, Л. С. Хрипко, И. Сабирова, В. Балабана, Р. Кожевниковой, В. Тимофеева.
За особый вклад в развитие многонациональной культуры Южного Урала, сохранение памяти о великих согражданах и укрепление дружбы между народами и в связи с 95-летием со дня рождения поэта, 27 февраля 2016 г. Б. Ш. Рафикову была вручена памятная медаль Конгресса татар Челябинской области, учреждённая в связи со 110-летием со дня рождения М. Джалиля. Б. Ш. Рафиков награжден нагрудным знаком Министерства культуры Республики Татарстан «За достижения в культуре».
Басыр Шагинурович Рафиков умер 14 января 2019 г. в Троицке.