российская история как часть мировой истории

Лекция. Вводная часть. Тема 1. История как наука. История России – часть всемирной истории.

1.История как наука: предмет, методы исследования (донаучный, научные), исторические источники.

2.История России – часть всемирной истории. Российская цивилизация.

Учебники. Библиотека семинарии:

1.История как наука: предмет, методы исследования (донаучный, научные), исторические источники.

– непосредственное значение термина «история». Термин греческого происхождения. Означает рассказ о прошедшем, об узнанным. Основателем истории в таком понимании является Геродот;

– научное определение предмета истории. История – это одновременно развитие человечества и изучение этого развития. Ёмкое научное определение истории принадлежит Гегелю: «Единство исторического процесса и процесса его познания».

Методы исторического исследования (донаучный, научные).

Донаучный метод исторического исследования применялся в России с XI до XVII веков (от Илариона до Ивана Тимофеева). Он называется провиденциализм. Научный метод сложился в России в XVIII веке под воздействием различных факторов развития европейской исторической науки и существует до настоящего времени в рамках различных парадигм исторических исследований.

Между ними существуют два принципиальных отличия в области построения причинно-следственных связей и отношения к источникам исторических знаний.

В провиденциализме причинно-следственные связи вертикальные: причина исторических событий наверху (Божий промысел), а следствие в виде исторических фактов – внизу, в земной жизни. Такое знание не является выводным из исторических источников (между автором исторического сочинения и промыслом Божьим нет посредников). Оно основано на понимании промысла Божьего.

В научном методе познания причинно-следственные связи горизонтальные: и причины исторических событий и следствия, то есть исторические факты, находятся в земной жизни. Такое знание является выводным из исторических источников, а не следствием понимания промысла Божьего.

Но меду донаучным и научным методами исторического исследования существует определённое сходство, которое выражается в тематическом единстве изучения исторического процесса:

– место страны в мировой истории;

Кроме того, древнерусская литература отличается историчностью. То есть авторы сочинений писали о том, что было на самом деле, или они думали, что так было на самом деле.

Научный период изучения истории в России — XVIII век – настоящее время. В это время исторические сочинения создавались в рамках различных познавательных систем (парадигм) на основе изучения исторических источников:

I. Рационализм.

Первая научная парадигма для всех наук, включая историю. Основатель рационализма французский учёный Декарт (XVII) век.

История в рационализме выступает в роли «учительницы» в политике и нравственности. Она основана на собрании фактов, которые должны служить образцом, примером. Факты в рационализме «добываются» из исторических источников. В целом в парадигме рационализма история – это собрание фактов и нравственных оценок событий и выдающихся личностей. В России такая история появилась в XVIII веке, а её классический вариант принадлежит Н.М. Карамзину – «История государства Российского» первой четверти XIX века.

II. Гегельянская парадигма.

Её основатель немецкий философ Гегель (первая половина XIX века).

В отличие от рационализма, история в его парадигме выступает как «объясняющая» исторические события. Она является не простым собранием фактов, а результатом их эволюционного развития. Основанием такой эволюции служит развитие Абсолютной идеи (выражает полноту всего сущего, мировой разум). В исторической реальности самым высоким проявлением Абсолютной идеи является развитие государства. Факты в гегельянской парадигме «добываются» из исторических источников. В целом в гегельянской парадигме история – это эволюционное развитие прежде всего государственных отношений. В России гегельянская парадигма была очень популярна практически весь XIX век, существовала «государственная школа» историков, а её классический вариант принадлежит С.М. Соловьёву – «История Российская с древнейших времён» середины – второй половины XIX века.

III. Позитивизм.

Её основатель французский философ Конт (XIX век).

В отличие от рационализма и гегельянской парадигмы, история в позитивизме наделена прогностической функцией: «Знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы предотвратить». Изучение истории в позитивизме направлено на выведение исторических закономерностей, которые можно использовать в конкретной политике. Одновременно позитивизм стал основателем социальной истории. Факты в позитивизме «добываются» из исторических источников. В целом в позитивизме история – это изучение большого количества исторических фактов для определения исторических закономерностей. В России её классический вариант принадлежит В.О. Ключевскому – «Курс русской истории» – начала XX века.

IV. Исторический материализм.

Основателями этого направления философии являются немецкие философы К. Маркс и Ф. Энгельс (середина – вторая половина XIX века).

История в парадигме выступает как «объясняющая» исторические события. Этим исторический материализм похож на гегельянскую парадигму. Но отличительной особенностью исторического материализма является материалистическое понимание развития истории. Если у Гегеля – это эволюционное развитие Абсолютной идеи, то у Маркса и Энгельса – это последовательная, прогрессивная смена общественно-экономических формаций (первобытной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической, коммунистической). Формации меняются под воздействием классовой борьбы. Каждая общественно-экономическая формация состоит из базиса и надстройки. Базис – это экономика и общественные отношения, надстройка – это культура, включая идеологию. При этом базис всегда определяет надстройку. Факты в историческом материализме «добываются» из исторических источников. В целом в историческом материализме история – это последовательная смена общественно-экономических формаций под воздействием классовой борьбы. В России эта парадигма являлась официальной и единственно возможной для историков весь советский XX век (с конца 20-х годов до середины 80-х годов XX века). Её первый вариант принадлежит М.Н. Покровскому — «Русская история с древнейших времён» начала XX века.

Понятие постмодернизма объединяет сходные явления в мировой общественной жизни и культуре второй половины XX – начала XXI веков. Эту парадигму и её понятийный аппарат активно разрабатывают многие исследователи Америки и Европы. Популяризатор термина «постмодернизм» — американский учёный Чарльз Дженкс.

Понятие «постмодернизм» означает кризис целостного исторического знания, сложившегося в предшествовавших парадигмах: рационалистической, гегельянской, позитивистской, исторического материализма. Причина – недоверие сторонников постмодернизма к линейному, неизбежно прогрессивному развитию человечества. То есть они не уверены в благополучном для человечества историческом финале, в разумности исторической эволюции, в позитивных итогах научно-технического прогресса. Они не являются сторонниками глобальных объяснительных схем исторического развития.

Но всякий кризис имеет свою позитивную составляющую. Постмодернизму в этой связи свойственны:

– осознание ценности и качественной весомости конкретных исторических событий и фактов, утерянных в обобщающих парадигмах позитивизма и исторического материализма;

– появление задачи исследовать как равноправные все имевшиеся в прошлом альтернативные шансы и возможности исторического развития;

– отстаивания ценности разнообразия мира;

– расширение кругозора исследователя, его неизбежные сомнения оцениваются как предпосылки творческого осмысления истории;

– повышение статуса исторического источника, который рассматривается как «единственная доступная историкам реальность, заключённая в документе, в этом следе, который оставили после себя события прошлого» (французские историки, А.С. Лаппо-Данилевский).

Тематически постмодернизм отличает уход от социально-политической истории, свойственный предшествовавшим парадигмам, к индивидуально-психологической (человек, менталитет, повседневность, мотивации…).

В России элементы постмодернизма как парадигмы ярче всего проявились в цивилизационном подходе к изучению отечественной истории. Это сочинения И.Н. Ионова «Российская цивилизация IX- начала XX веков», А.С. Ахиезера «Россия. Критика исторического опыта» конца XX века.

Исторические источники.

Классификация источников. Основные классификационные единицы – типы и виды.

Типы. Определяются способом удерживания информации в источниках: устные (фольклор), письменные, вещественные, этнографические, лингвистические, конофотодокументы, фонодокументы, изобразительные источники, машиночитаемые документы (CD, флеш-карты).

Среди указанных типов исторических источников особое место в историческом познании занимают письменные исторические источники.

Виды внутри типа письменных источников. Определяются повторяемостью свойств источников:

– летописи. XI-XVII века. Нестор. Повесть временных лет. 1112 год; Лаврентьевская летопись (Владимиро-Суздальская). 1377 год; Ипатьевская летопись (Галицко-Волынская). Начало XV века; Троицкая летопись (Московская).1408 год; Никоновская летопись (Общерусская). Конец 20-х годов XVI века, Воскресенская летопись (Общерусская). 1542-1544 годы, Лицевой летописный свод (Общерусский). 1568-1576 годы; Новый летописец. Начало 30-х годов XVII века;

– произведения древнерусской литературы (Жития, торжественное и учительное красноречие, хожения);

– законодательные источники («Правды», «Судные и уставные грамоты», «Судебники», «Уложения», Манифесты, Конституции). К законодательным источникам относятся памятники древнерусского канонического права и «Стоглав» 1551 года;

– статистические источники (достоверная земская статистика последней четверти XIX века);

– делопроизводственные документы государственных учреждений. К ним относится и фискальное делопроизводство: учёт населения, конфессий, чиновников;

– периодика: газеты, журналы. Государственная, частная. Центральная, местная. В России –с XVIII века;

– источники личного происхождения: переписка, мемуары, дневники.

2.История России – часть всемирной истории. Российская цивилизация.

Цивилизационный подход к изучению истории появился в Европе в XVIII веке. К началу XX века сложились концепции цивилизаций и определились основные положения их изучения:

– положение о мироцелостности. Мир одновременно един. Это единство мира определяют одинаковые факторы — природа, социальная жизнь, культурная жизнь. Мир одновременно разнообразен. Это разнообразие определяет разное проявление указанных факторов в разных цивилизациях;

– структура цивилизаций. Каждая цивилизация состоит из двух взаимопроникающих начал: антропогенного (человек и природа) и социогенного (традиция и новация);

– при цивилизационном подходе изучается проблема решения противоречий между природой и человеком и между традицией и новацией;

– законы развития цивилизаций. Закон универсального рынка (выживают сильные цивилизации). Конкуренция. Закон кооперации (сильные цивилизации действуют во взаимосвязи, используя достижения друг друга).

Изучение российской цивилизации в XX веке следует рассматривать в рамках парадигмы постмодернизма. Чаще всего исследуется тип Российской цивилизации. Она рассматривается как промежуточная между сложившимися устойчивыми типами Восточной и Западной цивилизациями. Устойчивость Западной цивилизации придают стремление к модернизациям и крайний индивидуализм. Устойчивость Восточной цивилизации придают стремление сохранять традиции и крайний коллективизм. Промежуточное положение России философами XIX века рассматривалось как её достоинство в области интеграции достижений как Востока так и Запада и понимания Россией как Востока, так и Запада (славянофилы, П.Я. Чаадаев). В конце XX века промежуточное положение России между Востоком и Западом не рассматривается как её достоинство. Наоборот, такое положение приводит к инверсиям русской истории (обращение в противоположное), принятию половинчатых решений. В итоге оно определяет догоняющий характер Российской цивилизации (И.Н. Ионов, А.С. Ахиезер). Надо избегнуть этой половинчатости и присоединиться либо к Восточной цивилизации, либо к Западной.

Тем более, что исследователи считают Россию однозначно Европейской, Западной цивилизацией. Об этом свидетельствует внутренняя логика её истории:

– принятие христианства (были восточные альтернативы);

– теория Москва – Третий Рим, а Четвёртому не быть;

– марксизм советского периода.

Задание к зачёту I полугодия: выбрать небольшой эпизод русской истории до 1613 года (воцарение Романовых). Очень кратко показать, как его описывают Н.М. Карамзин в «Истории государства Российского», С.М. Соловьёв в «Истории Российской с древнейших времён», В.О. Ключевский в «Курсе лекций по русской истории». Очень кратко обозначить причину различий. Подсказываю – исходя из различных парадигм, в которых они работали.

Источник

Российская история как часть мировой истории

Описание: Факторы развития человечества. История развития России в мировой цивилизации значительно. Сегодня она понимается как процесс развития общества природы движение во времени и как наука которая изучает прошлое человечества процессы факты событии опираясь на исторические источники. За время развития человечества сменялись поколения появлялись и исчезали народы но всё это становилось частью единого эволюционного процесса сказывалось на общей исторической памяти человечества и формировало общую картину сознания и мышления.

Дата добавления: 2014-12-21

Размер файла: 23.45 KB

Работу скачали: 144 чел.

Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск

Российская история как часть мировой истории

1. Факторы развития человечества…………………………………..5

2. Россия на стыке цивилизаций……………………………………. 8

3. Имперская идеология и самодержавие…………………………..14

Список использованной литературы………………………………..20

История развития России в мировой цивилизации значительно. Расположение страны частично и в Европе и в Азии обусловило как подверженность нападкам соседних западных и восточных стран, так и наследование традиций и обычаев в мирной жизни таких разных стран-соседей. Безусловно исторический процесс не субъективен, он в взаимообусловлен рядом процессов. Во время формирования российской государственности влияние имели и восточный и западный типы цивилизаций, что по-разному повлияло на развитие страны. Но при этом и Россия имела достаточный вес и влияние на уклад и развитие ряда стран.

История, как отрасль научного знания рассматривает исторический процесс в-целом: жизнь человечества, его развитие и результаты на данный момент. Общность людей при этом выражается в разнообразных союзах: родовых, племенных, государственных образованиях, нациях и народностях, которые возникают, растут, перемещаются, переходят из одного в другое, наконец, разрушаются. Возникновение, рост, развитие, упадок этих людских союзов со всеми условиями и последствиями их жизни и есть то, что называют историческим процессом. За время развития человечества сменялись поколения, появлялись и исчезали народы, но всё это становилось частью единого эволюционного процесса, сказывалось на общей исторической памяти человечества и формировало общую картину сознания и мышления современного человека и общества в-целом. В свою очередь и наши современные деяния и поступки заложат основу мысли и действия человека будущего, лягут в основу его восприятия жизни. Этот сложный процесс создания, укрепления, передачи и использования опыта и является содержанием всемирной истории, хронологически и последовательно связывая структуру причин и следствий жизни народов.

Всемирная история включает ряд научных векторов: историю стран и народов; историю таких сфер общественной жизни, как экономическая, военная, внешняя политика. Сюда же входит история философии, математики, и др. Всемирная история объединяет и историю отдельных периодов развития человечества.

1. Факторы развития человечества.

История человечества объединяет историю каждой отдельной страны и цивилизации. У всех из них был свой уникальный путь развития, в том числе и у России. Для грамотного и полноценного изучения и оценки развития страны обычно рассматривают следующие базовые факторы:

1) Гео-территориальные пространственные условия становления и развития народа;

2) Временной исторический отрезок развития, отдельно и в сравнении со временной предопределённостью развития других народов;

3) Этнико-культурные и ментальные особенности народа и его отельных, выдающихся представителей.

Природные факторы очень влияют на прогресс, они могут ускорять или замедлять темп развития, влиять на многие аспекты жизнь. Древние государства возникли в Африке и Южной и Юго-Восточной Азии, в районах с наиболее благоприятным климатом, что позволяло при низком уровне развития орудий труда добиваться высокого уровня производства. Государства с выходом к морю, такие как Англия, Голландия, Франция, Португалия, использовали свое географическое положение для развития выгодной международной торговли и колонизации более отсталых стран, до которых можно было добраться морским путем.

Другим важным понятием является время. Изучая историческое прошлое человечества, мы выстраиваем хронологию этапов развития общности людей. На основах кровной связи строилась первобытная семья: семьи образовали род, который потом разрастался в племя, а из племени или союза племен составлялась народность или народ. Наконец, народ становится государством, когда чувство национального единства получает выражение в политических связях, верховной власти и законе.

В государстве народ становится историческим феноменом с выраженным национальным характером и сознанием своего значения в составе мирового сообщества. Тем самым государство и народы становятся участниками непрерывного, последовательного исторического процесса. Все, что совершается, происходит во времени, которое необратимо. В основе изменений в обществе, как показывает история, лежит процесс освобождения личности, переход от рабского крепостнического труда к свободному.

В своей изолированности эта теория была бы односторонней, но в совокупности с другими факторами существенно дополняет и обогащает историческую науку. Изучение этнической истории, характера, души народа позволяет оживить историю страны, «очеловечить» ее. В особой мере это относится к русской истории, славной и трагической, истории многотрудной борьбы за независимость, за самоопределение. Будучи многонациональной страной, Россия впитала в себя историю многих населяющих ее народов, культур, обогатила душу, склад характера ее населения.

Таким образом, изучая в совокупности и во взаимодействии народ, пространство, на котором он живет, и время, в котором совершаются исторические события, мы можем постичь историю страны, историю Отечества.

На современном этапе общеисторического развития истории выделяют два основных типа мировых цивилизаций: западноевропейская, технологическая и восточная, традиционная.

Восточная сложилась на базе культур Древней Индии и Китая, Вавилона, Древнего Египта и государств мусульманского Востока. Характерными особенностями восточной цивилизации являются общественный характер землепользования, преклонение человека перед природой, носящее больше созерцательный, чем преобразовательный характер, почитание традиций прошлого. Развитие капитализма в этих странах было поздним и часто незавершенным. В основе большинства восточных религий лежит обожествление природы, второстепенная роль человека по отношению к природе, деятельность, направленная более на нравственное самоочищение человека, нежели на преобразования окружающей действительности.

Попытка понять закономерности исторического процесса, выделить его основные направления, определить роль различных цивилизаций, а также процесс становления человечества как единой цивилизации ставит нас перед вопросом об итогах отечественной истории, месте России в мировой цивилизации.

За свою историю государство Российское прошло сложный путь развития, на это влияли как внутренние, так и внешние факторы. По поводу принадлежности России к тому или иному виду цивилизации можно выделить четыре точки зрения.

1. Россия является частью западной цивилизации. Эту позицию развивали в 30-40-х гг. XIX в. русские историки и литераторы К.Д. Кавелин, Н.Г. Чернышевский, Б.И. Чичерин и др., получившие название «западников». Они считали, что Россия по своей культуре, экономическим связям, христианской религии лежит ближе к Западу, чем к Востоку, и должна стремиться к сближению с Западом. Период Петровских преобразований сделал значительный шаг в этом направлении.

3. Россия является носителем самобытной славянской цивилизации. Историки и ученые этого направления, названные «славянофилами», такие как Н. Киреевский, С. Хомяков, К. Аксаков, Ю. Самарин, в 40-х гг. XIX в., когда Россия стояла на пороге реформ, отстаивали самобытность, «славянский характер» русского народа. Славянофилы считали особенностями русской истории православие, общинный быт, коллективистский характер труда. В результате великого переселения народов в начале новой эры восточные славяне оказались на девственной, нетронутой земле в отличие от их сородичей по арийской ветви франков и германцев, расселившихся в бывших провинциях Римской империи и положивших начало истории Западной Европы. Таким образом, русское государство развивается «из самого себя». Этими первичными условиями жизни русских славян, по словам В.О. Ключевского, определялась сравнительная простота их общественного состава, а равно и значительная своеобразность и этого развития и этого состава.

4. Россия является примером особой евроазиатской цивилизации. Сторонники этой теории, имевшей хождение в 50-х гг. XX в., опирались на географическое положение России, многонациональный ее характер и многие общие черты как восточной, так и западной цивилизации, проявляющиеся в российском обществе. Выбор пути развития, приобщение к западной или восточной модели общественного устройства для современной России имеет особое значение. Он будет определять путь выхода из кризиса, в котором находится наша страна. В позиции нынешнего политического руководства преобладает позиция всестороннего, в том числе формационного сближения с Западом, нередко доходящая до копирования некоторых форм государственного устройства и моделей экономического развития.

Традиционный отсчет русской государственности ведется с 862 г., когда новгородские славяне призвали на княжение скандинавских варягов. С образования в IX веке Киевской Руси, объединившей под свое начало восточнославянские племена, идет летоисчисление России. На освоенном к тому времени торговом пути «из варяг в греки», пролегавшем через земли восточных славян, быстро выросли многочисленные города, что привело в конце X века к появлению обширного древнерусского государства, достаточно могущественного, чтобы войти в систему европейско-византийского мира. После крещения Руси, проведенного в 988 году киевским князем Владимиром, Русь влилась в христианскую цивилизацию.

В Киевской Руси, как и в других государствах Европы средневековья, складывается феодальный строй по общему направлению от государственных форм к сеньориальным (вотчинным), но этот процесс шел гораздо медленнее.

В западной Европе франко-германские племена, состоявшие из воинов-общинников, захватывали земли, населенные гражданами Римской империи. На этих землях уже существовали развитые традиции частной собственности на землю, закрепленные в системе римского частного и публичного права. Совершенно иную картину мы видим на Руси. Основной социально-экономической формой восточнославянских племен являлась так называемая семейная община, объединение многих родственников как совместных владельцев земли. Общинное землевладение сохранялось на протяжении всей российской истории, да и сейчас еще можно встретить села, где большинство жителей носят одну фамилию. Попыткой ликвидировать общинное землевладение явилась реформа П.А. Столыпина в 1906 г., которая лишь поколебала эти вековые устои.

Существенную роль в обособлении русского государства сыграло монголо-татарское иго. Последствием нашествия стало экономическое разорение Руси, разграбление и уничтожение многих городов и их жителей. Южные и западные русские земли были включены в состав Великого княжества Литовского и Польского королевства. Русская государственность под властью Орды сохранилась лишь в Северо-восточной части и Новгородской земле. В результате прекратила существование единая древнерусская народность: на территориях Северо-восточной и Северо-западной Руси начинает складываться великорусская народность, а на землях, вошедших в состав Польши и Литвы, украинская и белорусская народности.

В Москве же мы наблюдаем ревниво-пристрастное отношение к старине в виде благочинной модели «Домостроя». Жёсткое централизованное самодержавие и сохранение общинного землевладения сближало русскую цивилизацию с восточной.

Отставание России от передовых европейских стран становилось все более заметным. Попыткой преодолеть отставание, сблизиться с Западной Европой явились реформы Петра Великого. В результате реформ Россия создала мощную армию и промышленность под государственным контролем, реорганизовала госаппарат и вошла в число великих держав. В течение XVIII в. Россия значительно расширила свою территорию, были присоединены Восточная Прибалтика, Белоруссия, Правобережная Украина, Северное Причерноморье.

3. Имперская идеология и самодержавие.

Утвердив Россию среди европейских держав, провозгласив создание Российской империи, Петр I объявил служение Отечеству высшим смыслом жизни каждого подданного. Он требовал преданности и повиновения, обещая взамен чувство сопричастности к делам великой империи. Так зарождалось имперское сознание, которое к началу XIX века обрело зримые черты российского национального сознания.

Эпоха Наполеоновских войн подарила Европе взлет национальных и национально-освободительных движений, выявила ясную тенденцию к созданию национальных государств. В ряде регионов речь шла о подлинном национальном возрождении. Усилиями философов, политических писателей и поэтов формируются национальные идеологии, способные объединить различные этнические и социальные группы. Россия не осталась в стороне от общеевропейского подъема. Традиция российской государственности – невмешательство во внутреннее устройство малых народов. Это, конечно, не исключало цивилизующего воздействия России, которое обычно шло исподволь, без принуждения.

Особенность российской имперской модели государства состояла в том, что она существенно отличалась от современных ей колониальных империй, созданных Англией, Францией, Испанией, Португалией, Голландией и другими европейскими странами. Народы, добровольно или по принуждению вошедшие в ее состав, не испытывали национального унижения, так как русские в сущности, не являлись господствующим народом.

Колонизовав бескрайние пространства, распространив ценности европейской христианской цивилизации и культуры до Памира и берегов Тихого океана, русский народ оказался на высоте своей исторической миссии, став подлинной имперской нацией. Однако, будучи носителями государственного порядка, русские одновременно были его жертвами. Строгое сословное деление, политика социальной ассимиляции, крепостной строй придавили основную массу русских, которые с начала российской государственности принадлежали к низшим, податным слоям населения. Русские не сложились в господствующую нацию. Умея повиноваться, они не научились повелевать.

Народы, населяющие Российскую империю, в том числе и русский, расселялись по территории страны смешанно, «чересполосно», что содействовало монолитности государства.

Главным результатом эпохи Ренессанса в Европе явилось рождение национальных государств, возникших в результате распада обще католического единства. Россия же, наоборот, становилась многонациональной империей, использующей православную религию в качестве государственной.

Явления разложения крепостнической системы начали проявляться во второй половине XVIII столетия, а к середине XIX века вступили в период глубочайшего кризиса. Для Европы этот период знаменовался торжеством капиталистического общества над феодальным, был эпохой промышленного переворота, перехода от мануфактуры к фабрике, к машинному производству. На этом фоне отставание крепостнической России, только в 50-х гг. XIX столетия начавшей промышленный переворот, прогрессировало.

Первая четверть XX века знаменовалась тремя революциями в России, приведшими к ликвидации самодержавия, феодализма, а также и капиталистических отношений. Такие крайние проявления революционной воли были связаны с мировой войной, впервые в истории охватившей большинство стран и характеризующейся глобальной милитаризацией, всеобщим вооружением народа, проявлением военных методов управления обществом и разрешения социальных противоречий.

После 70 лет социалистического развития Советский Союз вступил в полосу кризиса, завершившегося распадом Союза на отдельные независимые государства, глубоким спадом в экономике, коренными изменениями политической системы.

Подводя итог, следует ответить на вопросы близости России к различным цивилизациям. Есть немало факторов, свидетельствующих о тенденции сближения российского уклада жизни с западноевропейской цивилизацией, вплоть до единого летоисчисления и системы мер и весов. Учитывая, что развитие науки и техники, технологическая революция, утверждение прав и свобод личности в странах Западной Европы и США идет в русле развития общемирового цивилизационного процесса, приобщение России к западной цивилизации имеет прогрессивное значение:

1.Географически Россия является европейской страной в силу того, что восточная часть Европы до Урала приходится на территорию России.

2.Этнически славяне принадлежат к единой этнической ветви, как и германо-франкские народы, развившиеся из арийских племён, населявших Индию, и входят в индоевропейскую группу языков.

3.Экономически современный период развития Западной Европы и России характеризуется высоким уровнем экономики, науки и техники.

4.Социально к настоящему времени Россия близка к Западной Европе по удельному весу городского населения, по уровню образованности и интеллектуального потенциала, по уровню информированности

5.Религиозно по отношению к религии Россия как и Западная Европа входит в число стран, исповедующих христианство.

6.Культурно-исторически русская культура свидетельствует о том, что у её истоков стояла европейская, в византийско-греческом варианте культура.

7.Внешнеполитически можно привести многочисленные примеры тесных связей России со странами Западной Европы, включая совместные военные союзы, союзные боевые действия.

8.Эмиграционно-переселенчески история движения народов свидетельствует примерами взаимопроникновения, совместного проживания людей.

Однако следует учитывать и разделяющие факторы, которые имеют исторические корни, и которые тоже следует иметь в виду, выбирая путь развития:

1.Климатически хотя западная часть России принадлежит к Европе, но климат имеет существенное отличие.

2.Пространственно-географически в отличие от Западной Европы и США Россия более сухопутная, чем морская держава.

3.Земельно сложные климатические условия, низкий биоклиматический потенциал почвы в отличие от Западной Европы способствовали закреплению общинного землепользования, преобладающей роли коллективного труда у русского народа.

4.Экономическии различие в области экономического развития состоит в том, что если в Западной Европе капитализм развивался естественно, постепенным путем: от накопления капитала и превращения торгового капитала в промышленный, от первоначального развития отраслей легкой промышленности к тяжелой, то в России в силу ряда причин развитие промышленности шло под действием государственной власти и прежде всего тяжелой промышленности, транспорта, то есть путем государственно-капиталистическим.

5.Военно-политически русское государство рождалось в борьбе с враждебными племенами и народами, окружавшими Русь. Россия в своей истории воевала практически со всеми европейскими и азиатскими государствами, на её земле были завоеватели и из-за океана. Войны мало способствуют сближению, они больше наслаивают взаимные претензии, неприязнь, подозрительность и ненависть.

6.Религиозно несмотря на то, что Россия входит в орбиту христианской цивилизации, есть существенные различия в вероисповедании.

Многие из характерных особенностей развития России присущи как западной, так и восточной цивилизации. Каким путем идти, какую цивилизацию выбрать? Ответ таков: опираясь на общемировые тенденции общественного прогресса Россия воспримет те черты цивилизаций, которые будут способствовать поступательному движению вперед и отторгнет те, которые будут этому препятствовать.

Список использованной литературы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *