рон деннис история жизни

Рона выгоняют. McLaren без Денниса? Невозможно представить!

рон деннис история жизни. Смотреть фото рон деннис история жизни. Смотреть картинку рон деннис история жизни. Картинка про рон деннис история жизни. Фото рон деннис история жизни

Резкий, авторитарный, высокомерный, одержимый текущими целями, ставящий невыполнимые задачи — это все про него. И, наверное, в этих мнениях есть доля истины. Но без Рона Денниса не было бы той команды McLaren, которую мы знаем. Он тридцать шесть лет назад принял коллектив с довольно громким именем, растерявший свой авторитет и силу. И создал легенду Формулы-1 — может быть, вторую по ослепительности после Ferrari. Конечно, McLaren — это команда Брюса Макларена. Но этот коллектив запросто мог бы не дожить до сегодняшнего дня, как не дожили Lotus, Brabham или Cooper. Хотя бы за то, что McLaren не пропал, стоит поблагодарить Денниса. Но не только за это.

Сначала Рон вернул McLaren в число сильных команд. Потом монополизировал победы в Формуле-1 вместе с Хондой и представил публике настоящий театр двух звезд — Проста и Сенны. Затем словно бы махнул рукой на спортивные успехи, занявшись созданием самой современной и эстетически привлекательной базы из тех, что есть у команд Формулы-1. Когда проект «Парагон» был осуществлен и McLaren переехал в новый технологический центр, Деннис предпринял новый поход к формульным вершинам совместно с новым партнером, Мерседесом. Снова добился успехов. И, наконец, вернул Хонду в качестве стратегического партнера.

рон деннис история жизни. Смотреть фото рон деннис история жизни. Смотреть картинку рон деннис история жизни. Картинка про рон деннис история жизни. Фото рон деннис история жизни

Технологический центр McLaren с его искусственным озером до сих пор поражает воображение

Был период, когда руководство чемпионата после шпионского скандала отлучило Рона от команды. Он перестал появляться на Гран При, командой руководил (не слишком-то эффективно) Мартин Уитмарш. Но Деннис никуда не пропадал и не брал отпуска. Он по-прежнему приходил в свой кабинет, расположенный над главным входом в технологический центр. Он по-прежнему видел всех сотрудников, входящих в это здание… Оставив команду своим подчиненным Рон занимался «большим Маклареном», проблемами группы компаний McLaren — того конгломерата, который сегодня называется McLaren Technology Group. И вот теперь он уходит уже навсегда. Акционеры решили снять его с поста исполнительного директора. Выгнать из того бизнеса, который он сам и создал. Деннис пытался искать правды в суде — не помогло. Что ж, такое в современном деловом мире не редкость.

рон деннис история жизни. Смотреть фото рон деннис история жизни. Смотреть картинку рон деннис история жизни. Картинка про рон деннис история жизни. Фото рон деннис история жизни

Эрик Булье пришел в McLaren как протеже Денниса — и сейчас ему будет непросто удержать в своих руках руководство командой

Деннис создал голема, который в итоге его же и проглотил. Идея-то была здравой. Организация команды-корпорации, которая станет самостоятельной экономической величиной и не будет для своего существования нуждаться в каких-либо спонсорах. В общем, все это удалось — McLaren живет без титульного спонсора и не разваливается. Хотя, конечно, лишние деньги команде не помешали бы, но она может существовать и автономно. Плата за это — риск вот такого «свержения короля». Деннис привлекал все новых и новых инвесторов, рискуя потерять контроль над бизнесом — так в итоге и случилось. Есть и другой путь, который олицетворяет Williams — частная команда в виде семейного бизнеса, в который не пускают посторонних. Денниса уволили, а Фрэнк Уильямс передал дело своей дочери. Но, если титульный спонсор завтра решит оставить Williams без поддержки, благополучное существование может разом закончиться. Какой путь в исторической перспективе правильнее — до конца непонятно.

рон деннис история жизни. Смотреть фото рон деннис история жизни. Смотреть картинку рон деннис история жизни. Картинка про рон деннис история жизни. Фото рон деннис история жизни

Йост Капито и Джонатан Нил — те, кому предстоит делить полномочия на «постденнисовском» пространстве

Это зависит от того, что теперь будет с «маленьким» Маклареном, командой Формулы-1. McLaren Technology Group без нее лишается смысла. Но будут ли акционеры этого бизнес-проекта мирового уровня так же охотно выделять деньги на команду, которая сейчас звезд с неба не хватает? И кто в итоге окажется во главе коллектива? Уже сейчас началась борьба за власть, заговорили о « пересекающихся полномочиях » Эрика Булье и Йоста Капито, о том, что над ними обоими поставят начальником маститого спортивного менеджера Зака Брауна или его тезку, куда более известного в Формуле-1 Росса Брауна… Хотя сейчас в Великобритании есть очень недооцененный организатор и конструктор Джеймс Эллисон, который мог бы этим летом возглавить Ferrari. Но предпочел вообще уйти оттуда, когда его план развития команды не был принят. Сейчас Эллисон не у дел, но позовут ли его люди, которые не очень следят за событиями в мире Формулы-1?

рон деннис история жизни. Смотреть фото рон деннис история жизни. Смотреть картинку рон деннис история жизни. Картинка про рон деннис история жизни. Фото рон деннис история жизни

Вернулся бы Алонсо в переживающий не лучшие времена McLaren, если бы там не было Денниса? Ответ, я думаю, понятен

Как бы то ни было, нынешнее руководство команды набирал Деннис. Он же договаривался о принципах партнерства с Хондой. А Фернандо Алонсо? Испанский гонщик тратит свои лучшие годы, работая на перспективу — потому что в эту перспективу верит. Во всяком случае, верил — пока за делами в команде наблюдал Рон.

McLaren и сейчас переживает не лучшие дни в своей истории. Но по-настоящему тяжелые времена могут ждать его впереди.

Источник

Рон Деннис об Айртоне Сенне. Встреча, прощание и личные воспоминания

рон деннис история жизни. Смотреть фото рон деннис история жизни. Смотреть картинку рон деннис история жизни. Картинка про рон деннис история жизни. Фото рон деннис история жизни

Жизненные пути легендарного Айртона Сенны и Рона Денниса были тесно переплетены с самого момента появления талантливого бразильца на небосклоне автоспорта и до его преждевременного заката. Погрузимся в воспоминания.

На днях великому бразильскому «волшебнику» Айртону Сенне исполнилось бы 60 лет, и к этому юбилею мы решили приурочить воспоминания экс-руководителя команды McLaren Рона Денниса, который фактически открыл миру великого бразильца и впоследствии привел его к трем титулам чемпиона мира.

рон деннис история жизни. Смотреть фото рон деннис история жизни. Смотреть картинку рон деннис история жизни. Картинка про рон деннис история жизни. Фото рон деннис история жизниАйртон Сенна и Рон Деннис Фото: autosport.com

Знакомство же Рона с Айртоном состоялось в 1982 году, и нельзя сказать, что оно было добрым. После завоевания трофеев в британском и европейском первенствах Формулы Ford 2000 юный бразилец привлек внимание Денниса. В обмен на будущие контрактные обязательства Рон предложил Айртону спонсорскую помощь в продвижении в британскую Формулу 3 в 1983-м.

«Я не помню точно, о чем он меня спросил, и интересовался ли он возможностью провести тесты за рулем машины Формулы 1, но помню точно, что я предложил ему взять обязательства по будущему контракту в обмен на оплату его участия в сезоне Ф3, – вспоминал Рон. – Однако он отчетливо, но при этом без лишней грубости, дал мне понять, что его такой вариант не устраивает.

У него были деньги, и он хотел сохранить независимость. Мне это не понравилось, но я уважаю его решение».

рон деннис история жизни. Смотреть фото рон деннис история жизни. Смотреть картинку рон деннис история жизни. Картинка про рон деннис история жизни. Фото рон деннис история жизниАйртон Сенна Фото: autosport.com

Позже, зимой 1983 года, когда Сенна принял участие в тестах с McLaren, Рон отплатил самоуверенному бразильцу той же монетой.

«Когда он сел за руль, я сказал себе, что непременно отомщу этому парню – не обращу ни малейшего внимания, как бы он ни проехал, – продолжил Деннис. – Даже если это будет блестяще, я все равно ничего не скажу!

На тестах Айртон вел себя весьма самодовольно и вызывающе – он любил, чтобы инициатива всегда была у него. К примеру, он всегда интересовался, поставят ли ему свежие шины перед заездом, чтобы ему не пришлось «донашивать» старую резину за другими парнями.

Он всегда считал себя правым, и в принципиальности ему было не отказать.

На тестах он проехал очень быстро, но я, как и планировал, не подал виду. К тому же, он был еще слишком молод, чтобы гоняться за нашу команду, так что никакого значения моя реакция не имела бы. В итоге мы отпустили его набивать свои первые шишки где-нибудь в другом месте».

Через год, на Гран При Монако в 1984 году, судьба вновь косвенно свела Айртона и Рона, когда бразилец, выступая за Toleman, едва не догнал лидера гонки Алена Проста на McLaren под дождем, и помешало победить ему лишь решение дирекции гонки завершить заезд досрочно, к чему Прост активно призывал, на протяжении нескольких последних кругов размахивая руками.

рон деннис история жизни. Смотреть фото рон деннис история жизни. Смотреть картинку рон деннис история жизни. Картинка про рон деннис история жизни. Фото рон деннис история жизниАйртон Сенна Фото: autosport.com

Четыре года спустя достаточно повзрослевший Сенна присоединился к команде из Уокинга, что вместе с завоеванием им первого чемпионского титула в 1988-м ознаменовало начало новой эпохи.

Постепенно непримиримый и своенравный характер Айртона перестал бесить Рона – более того, он стал его в чем-то даже вдохновлять.

«Я со своей стороны стремился к совершенству, видя, с какой самоотдачей Айртон подходит к пилотированию машины, – заметил Деннис. – Когда кто-то рядом показывает тебе, что ты можешь работать лучше, ты невольно начинаешь это делать.

Сенна демонстрировал мне, на что он готов был пойти, чтобы достичь поставленных целей. И он буквально заставил меня поднять и свою планку. Ты всегда стараешься быть по крайней мере не хуже того, кто рядом с тобой. В этом плане мне нравились его принципы».

Годы Айртона в McLaren были отмечены как взлетами, так и падениями. Были и совсем тяжелые периоды. Временами Рону приходилось поступаться собственными личностными идеалами, чтобы внести толику гармонии в команду.

Деннис вспомнил, как после нашумевшего конфликта между Сенной и Простом в Сан-Марино в 1989-м он лично посетил тесты в Пембри, чтобы поговорить с гонщиками и выразить свое глубочайшее разочарование тем, что вся эта ситуация получила огласку в прессе.

«Мне нечем гордиться в той истории, – продолжил Рон. – У нас был микроавтобус Mercedes с двумя лавками друг напротив друга, на которые я посадил Айртона и Алена. Я был вне себя от злости, потому что гонщики не должны были выносить всё это на публику.

рон деннис история жизни. Смотреть фото рон деннис история жизни. Смотреть картинку рон деннис история жизни. Картинка про рон деннис история жизни. Фото рон деннис история жизниАлен Прост и Айртон Сенна Фото: autosport.com

Но точка невозврата к тому моменту, увы, уже была пройдена, и попытки Рона примирить своих гонщиков путем принесения себя в жертву ни к чему хорошему не привели.

Все годы соперничества Проста и Сенны в составе McLaren были наполнены трудно скрываемой неприязнью. И только в последние годы жизни бразильца француз оттаял, и конфликт был практически исчерпан.

Для Денниса уход Айртона из McLaren в конце 1993 года также стал поворотным моментом в отношениях с ним. Позже он признавал, что им, наверное, нужно было это расставание.

«Он был очень преданным человеком, – вспоминал Рон. – Но я думаю, что к нашей последней совместной гонке [в Аделаиде в 1993-м] мы оба понимали, что нам необходимо отдохнуть друг от друга. Отношения между нами на тот момент были очень натянутыми».

Но даже после подписания контракта с Williams Сенна не был уверен, что поступил правильно по отношению к McLaren. Деннис как-то обмолвился о том, что если бы переговоры с мотористами из Peugeot проходили иначе, всё могло обернуться по-другому.

«На нашем последнем совместном Гран При многие с трудом сдерживали слезы, – вспоминает Рон. – Я не буду называть имен, но некоторые просто рыдали в безуспешных попытках скрыть эмоции.

рон деннис история жизни. Смотреть фото рон деннис история жизни. Смотреть картинку рон деннис история жизни. Картинка про рон деннис история жизни. Фото рон деннис история жизниMcLaren Фото: autosport.com

Тогда я сказал: «Ради всего святого, ведите себя спокойнее, я же всё делаю, чтобы оставить его!»

И я прекрасно видел, что Айртон колебался. Это трудно было скрыть. В итоге он проговорил: «Я подписал контракт». Я ответил ему, что контракты расторгаются. Тогда он сказал: «Я взял на себя обязательство. Я пообещал». Вечером после гонки я все еще видел его колебания.

Мне было понятно, что он борется с собой из-за решения уйти из команды. У нас тогда шли очень напряженные переговоры с Peugeot по поводу поставки моторов, и когда стало известно, что они будут поставлять нам заводские двигатели (это было уже после ухода Айртона), бразилец позвонил мне и сказал: «Если бы вы договорились с ними пару месяцев назад, я бы остался». Он не считал возможным побеждать без заводской поддержки мотористов».

Деннис согласен с этим мнением, как и с тем, что ранний уход музыкантов и голливудских звезд также зачастую обессмерчивает их имена.

рон деннис история жизни. Смотреть фото рон деннис история жизни. Смотреть картинку рон деннис история жизни. Картинка про рон деннис история жизни. Фото рон деннис история жизниАйртон Сенна Фото: autosport.com

На вопрос о том, почему многие считают именно Айртона величайшим гонщиком всех времен, Рон ответил так: «Думаю, потому что он был невероятно хорош на протяжении всего времени пребывания на планете. Конечно, меня не может радовать то, что он попал в аварию и рано ушел из жизни, но именно эта трагедия не позволила нам увидеть спад Сенны. Мы видели, что он был невероятно быстр, а потом бац, и его нет. Что нам запомнится?

Я никогда не думал о том, что было бы, если бы не тот трагический инцидент. Но очевидно, что он неизбежно становился бы старше, совершал бы какие-то поступки, которые могли подпортить его репутацию».

В то же время Деннис не считает, что своим бессмертием в сердцах поклонников Формулы 1 Сенна обязан исключительно раннему уходу.

«Конечно, он был великолепен, – считает бывший босс McLaren. – Его человеческие качества были на высоте, а принципиальность не знала границ. Разумеется, я хорошо помню Сузуку [1990], где они с Простом столкнулись в первом повороте.

Я досконально просмотрел телеметрию с обеих машин – ход педалей газа и тормоза, – и знаете, не нужно было быть Эйнштейном, чтобы понять, что на самом деле произошло. Когда Айртон вернулся в боксы, я сказал ему: «Я тобой недоволен».

Он меня понял. Отвечать что-то не имело смысла. Это был один из редких моментов его слабости».

Так был ли Сенна поистине велик в глазах Денниса?

рон деннис история жизни. Смотреть фото рон деннис история жизни. Смотреть картинку рон деннис история жизни. Картинка про рон деннис история жизни. Фото рон деннис история жизниАйртон Сенна и Рон Деннис Фото: autosport.com

«Думаю, можно с уверенностью сказать, что Айртон был лучшим гонщиком своего времени, – ответил Рон. – Мне лично трудно выделить какой-то один момент в памяти, связанный с Сенной.

К примеру, я помню, как Мика [Хаккинен] на подъеме в Спа [в 2000-м] обогнал Михаэля Шумахера. После этого момента я не дышал секунд 30. Это был ошеломительный обгонный маневр.

Но все квалификационные круги Айртона были такими. О дыхании не было и речи. И их было так много, что мне трудно выделить какой-то один эпизод. Он был просто великим парнем».

рон деннис история жизни. Смотреть фото рон деннис история жизни. Смотреть картинку рон деннис история жизни. Картинка про рон деннис история жизни. Фото рон деннис история жизниАйртон Сенна Фото: autosport.com

Рон Деннис о.

. о начале напряженности с Аленом Простом.

«Новость [о заключении контракта с Сенной на 1988 год] была оглашена в Монце. И тогда я впервые увидел напряжение на лице Алена. Он, видимо, задавался вопросом: «А это сработает?»

У него был статус первого номера в команде, а тут вдруг ему дают этого молодого напарника. Борьбы с Сенной он не боялся, но осторожно относился к особенностям южноамериканских гонщиков. Он сказал: «Что ж, давайте попробуем, посмотрим. Но это будет непросто».

…об аварии Сенны в повороте Portier в 1988-м.

«Это была кратковременная потеря концентрации. Мы хотели его осадить, а в такие моменты за рулем ты утрачиваешь фокус. Просто кратковременная потеря сосредоточенности, ничего более. И Айртон так разозлился, что сделал что-то очень нехарактерное для себя.

Он не вернулся в боксы, а отправился к себе домой – просто пересек трассу и пошел домой, и до вечера мы его не видели».

. о ситуации в Имоле-1989.

«Мы не контролировали ту ситуацию. Они просто окончательно утратили доверие друг к другу. Они оба были виновны. Но на этот раз всё вышло на публику. Между ними появилось большое напряжение и даже злость».

. об апелляции в Сузуке-1989.

«Меня переполняли эмоции, потому что это была самая настоящая подстава. У нас было много примеров, когда гонщик покидал пределы трассы и успешно возвращался обратно.

Я помню, что там был Макс [Мосли, будущий президент FIA], он вел выборную кампанию против Жана-Мари Балестра. Он меня тогда хорошенько подогрел. Макс пообещал мне сделать всё, что в его силах. «Проголосуй за меня, – говорит. – Помоги мне с выборами». Как я был наивен. Остерегайтесь собственных желаний».

рон деннис история жизни. Смотреть фото рон деннис история жизни. Смотреть картинку рон деннис история жизни. Картинка про рон деннис история жизни. Фото рон деннис история жизниАйртон Сенна и Ален Прост Фото: autosport.com

…о Жане-Мари Балестре.

«В фильме о Сенне есть один момент, над которым я постоянно хохочу. Это когда Балестр рассуждает о шикане в Хоккенхайме. Это какая-то сценка из Монти Пайтона – она хорошо показывает, каким был этот человек и насколько он не разбирался в спорте».

…о том, как Сенна едва не завершил карьеру в 1990-м.

«Я попросил его успокоиться. Я говорил ему: «Если ты уйдешь, другие выиграют. И именно этого они и ждут. Ты не выиграешь, если закончишь. Ты проиграешь».

…о религиозности Сенны.

«Я знаю, что здесь всё было не так, как многие представляют. Айртон был религиозен, но не так глубоко – это мое мнение. Я думаю, это его сестра больше обращала его к Библии за разъяснениями о том, почему происходит то или иное.

Сам же он всегда искал реальные причины происходящего, а когда не находил, мог обратиться к кому-то за советом».

рон деннис история жизни. Смотреть фото рон деннис история жизни. Смотреть картинку рон деннис история жизни. Картинка про рон деннис история жизни. Фото рон деннис история жизниАйртон Сенна Фото: autosport.com

…о самом теплом воспоминании.

После этого он сказал: «Я больше никогда не буду спорить с тобой! Ты постоянно вовлекаешь меня в пари, мне это не нравится!» Вызвать улыбку на лице Айртона было сложно, но еще сложнее было заставить его расстаться с деньгами. Это был классный момент. Но через пару дней я поплатился за то пари. »

. о влиянии гибели Сенны на Формулу 1.

«После серьезных аварий, особенно с фатальным исходом, всегда производится много изменений. Так было раньше, и так будет впредь. Но был ли это момент, который кардинально изменил Формулу 1? Думаю, нет. Это была обычная реакция со стороны спорта».

Перевел и адаптировал материал: Александр Гинько

рон деннис история жизни. Смотреть фото рон деннис история жизни. Смотреть картинку рон деннис история жизни. Картинка про рон деннис история жизни. Фото рон деннис история жизниАйртон Сенна Фото: autosport.com

Источник

Когда-то Рон Деннис не хотел объединяться с «Маклареном». Но главный спонсор убедил

1981-1987. «Эра Рона начинается»

Предыдущие части цикла:

1964-1970. «Летающий Киви»

1970-1980. «Жизнь после Брюса»

Рон Деннис был не первым владельцем команды, который заботился о том, как выглядели его гоночные автомобили и грузовик для их перевозки. Но в 1971 году, когда он только делал первые шаги к тому, чтобы взять судьбу в свои руки, его команда сразу же начала выделяться из толпы.

рон деннис история жизни. Смотреть фото рон деннис история жизни. Смотреть картинку рон деннис история жизни. Картинка про рон деннис история жизни. Фото рон деннис история жизни

Яркость и узнаваемость редко были приоритетом в Формуле 2, но это имело особое значение для этого странного педантичного 23-летнего парня. После прохождения стажировки в качестве механика в «Купере» и «Брэбэме», Деннис смог закрепиться в автоспорте, но его целеустремленность и амбиции заставляли его искать свой путь, и уж точно не в качестве механика. Было легко издеваться над «Белым воротничком», но мы то знаем, кто будет смеяться последним.

Первые восемь лет работы Рона в «Макларене» четко отделили настоящее команды от прошлого: основание команды Брюсом, все традиции, а также период до конца 1970-х, успешный, но в конечном счете из-за модели Тедди Мейера остановивший прогресс. Будучи первопроходцем в технических решениях, к началу нового десятилетия «Макларен» скатился в середину таблицы (а зачастую бывало падала и ниже). Теперь команда следовала за другими, нежели вела их, по-видимому, не в состоянии освоить граунд-эффект и аэродинамические решения в духе «Лотуса», «Уильямса» и «Лижье».

Но Деннис изменит ситуацию, хоть и со своей особенной, а иногда и резкой, манерой. С этим гордым, колючим, дотошным и откровенно странным человеком «Макларен» изменился. Но, как и его главный конкурент, Фрэнк Уильямс, Деннис смог построить свою империю только благодаря жизненным урокам, которые он получал на протяжении десятилетия. Он заплатил за успех сполна.

Рон Деннис начинал младшим механиком у Йохена Риндта в «Купере», а затем перешел за ним к Джеку Брэбэму в 1968-м.

Прежде чем Рон стал тем, кем мы его знаем, он предпринял первую попытку завоевать мир вместе с «Рондел Рейсинг». «Рондел», неуклюжее смешение его имени и фамилии соучредителя Нила Трандла, представляло собой гораздо более сложное образование, чем казалось. Не прошло и года, как команда выставила целых шесть автомобилей в Формуле-2, на которых гонялись Грэм Хилл, Тим Шенкен, Боб Уоллек, Карлос Ройтеманн и Джоди Шектер. Но это продолжалось недолго. «Рондел» подкосил глобальный нефтяной кризис 1973 года, когда их главный покровитель, компания Motul, ушла из гонок. Деннис был полностью опустошен.

рон деннис история жизни. Смотреть фото рон деннис история жизни. Смотреть картинку рон деннис история жизни. Картинка про рон деннис история жизни. Фото рон деннис история жизни

Rondel Brabham BT36

То, как он создал новую команду, сначала под более прозаичным именем «Проект 3», а затем, наконец, «Проект 4», только подтвердило его амбиции, и это привлекало внимание серьезных людей. Например, Джона Хогана из Marlboro. Они стали друзьями благодаря Шенкену, и австралийский агент помог заключить сделку с Motul, прежде чем он присоединился к табачному гиганту Philip Morris. Несколько лет спустя Хоган нервно наблюдал, как «Макларен» начал рушиться под руководством Мейера.

«Проект 4» нашел свою нишу, создавая автомобили для гонок серии поддержки «БМВ Прокар», в которой гонщики «Формулы-1» просто развлекались. Именно серия «Прокар» убедила Денниса, что его компания готова к «Формуле-1». Но как туда попасть?

Сначала Деннис надеялся убедить Marlboro покинуть «Макларен» в пользу «Проект 4», но табачный гигант слишком долго и слишком много вкладывал в команду, чтобы вообще размышлять об этом. Вместо этого Хоган поддержал идею Рона, и слияние было организовано в 1980 году. У Мейера не было иного выбора, кроме как принять сделку, и в течение двух лет он продал свои акции, чтобы начать все заново в «Индикаре». Деннис с помощью Marlboro выкупил их, чтобы взять «Макларен» под свой единоличный контроль.

рон деннис история жизни. Смотреть фото рон деннис история жизни. Смотреть картинку рон деннис история жизни. Картинка про рон деннис история жизни. Фото рон деннис история жизни

Мейер сделал больше всех, чтобы сохранить мечту Брюса в 70-х годах, но теперь американец был не у дел. Деннис же понимал автоспорт в гармонии между его технической и коммерческой частью.

Его первым важным шагом, имевшим огромное значение для эволюции «Формулы-1», было приглашение дизайнера «Файрбрэнд», чей прекрасный «Чаппарель» 2K с граунд-эффектом только что выиграл «Инди-500». Джон Барнард сам был из «Макларена», он работал под руководством Гордона Коппака над фантастически успешной M23. Теперь он вернулся, но на этот раз все было иначе. На этот раз он был партнером. Многому научившись за прошлые годы, Барнард объединил усилия с Деннисом, чтобы вывести «Макларен» в новую эпоху. Они представляли сильный тандем: конечно, опасный, но также и многообещающий.

С самого начала новая компания McLaren International смело ринулась в бой. Кстати, теперь она базировалась в родном городе Рона – Уокинге. Углеродное волокно уже использовалось в дизайне гоночных автомобилей, например, в заднем крыле «Прокар БМВ» M1. Но построить целое шасси из этого материала было трудновыполнимо. Или же нет? После тщетных поисков компании, которая обладала такими возможностями, Барнард нашел многообещающего американского инженера Стива Николса, который обучался в аэрокосмической компании Hercules в Штатах. Это был поистине серьезный вызов. MP4 1981 года (или Marlboro, не McLaren, Project 4) был абсолютно новаторским. «Лучше бы этой машине начать побеждать», – нервно отреагировал Хоган. Он рисковал многим из-за Денниса, но успех придет.

рон деннис история жизни. Смотреть фото рон деннис история жизни. Смотреть картинку рон деннис история жизни. Картинка про рон деннис история жизни. Фото рон деннис история жизни

Хотя и не сразу. Почерк Барнарда, предполагающий детальное проектирование и полный контроль над разработкой, был новинкой для «Формулы-1», но к середине сезона дела пошли в гору. Джон Уотсон, североирландец, присоединившийся к «Макларену» в 1979 году, финишировал третьим в Испании, вторым во Франции и выиграл в Сильверстоуне после тяжелой гонки. Каковы бы ни были обстоятельства, это была первая победа McLaren за более чем три с половиной года. Для Уотсона же это означало окончание пятилетней засухи.

Преимущества дизайна серии MP4 Барнарда скоро станут очевидными, в то время как опасения, что корпус будет разбиваться вдребезги при авариях, быстро исчезли. Что касается состава гонщиков, то Деннис и Барнард не понимали Marlboro, которые настаивали на найме Андреа де Чезариса (или «де Аварии», как его жестоко прозвали) на 1981 год, но в Уотсоне они видели человека, которому они могли доверять. Он выиграл еще три гонки за McLaren в течение следующих двух сезонов, заработав репутацию мастера обгонов – в Детройте в 1982 он выиграл с 17-го места, а в следующем сезоне в Лонг-Бич с 22-го. Он также был претендентом на титул чемпиона мира 1982, но все же не считался топовым гонщиком, который был нужен Деннису и Барнарду.

рон деннис история жизни. Смотреть фото рон деннис история жизни. Смотреть картинку рон деннис история жизни. Картинка про рон деннис история жизни. Фото рон деннис история жизни

Ники Лауда участвовал в серии «Прокар» вместе с «Проект 4». Теперь Рон разрабатывал план, чтобы убедить великого чемпиона вернуться в «Формулу-1» после его внезапного ухода в середине сезона 1979, когда он ехал в «Брэбэме» Берни Экклстоуна. Лауда управлял своей одноименной авиакомпанией, но в глубине души он понимал, что его дела в «Формуле-1» все еще не были завершены, и он принял предложение Денниса провести секретные тесты MP4 в Донингтоне. К удивлению Рона, Ники к концу дня дал согласие на возвращение. Уже третью гонку 1982 года в Лонг-Бич он выиграл. Лауда останется в «Макларене» на четыре года, завоюет свой третий титул чемпиона мира в 1984-м, первый для McLaren International. Чемпионство Джеймса Ханта времен «старой» команды казалось уже таким далеким.

Деннис хвалил австрийца за то, как много он потратил на подготовку, как физическую, так и ментальную. За те три года, что он отсутствовал, «Формула-1» ушла вперед, впрочем, как всегда. Лауда же был достаточно умен, чтобы признать это, так что он адаптировался. Раньше, особенно во времена «Феррари», Лауда был эталоном (девять поул-позиций в 75-м). Но не в этот раз (ни одного поула в 84-м году). Но он все еще был достаточно быстр, чтобы наилучшим образом использовать свои навыки. Выиграв у нового напарника Алена Проста лишь пол-очка в борьбе за титул в 1984-м, он, пожалуй, может считать его самым ценным, учитывая, насколько хорош окажется Прост.

рон деннис история жизни. Смотреть фото рон деннис история жизни. Смотреть картинку рон деннис история жизни. Картинка про рон деннис история жизни. Фото рон деннис история жизни

Француз гонялся за «Макларен» в 1979-м, когда командой управлял Мейер. Он тогда получил место, хорошо показав себя на тестах, параллельно участвуя в гонках в «Формуле-3». Но он с обидой покинул команду в 1980 году, сказав Уотсону, что никогда не вернется после того, как Мейер обвинил его в аварии в Уоткинс-Глен на хрупкой M30, у которой сломалась подвеска. Прост принял приглашение из «Рено», у которых были их мощные турбомоторы, а Marlboro его отпустили, хотя они все равно держали Алена в уме с прицелом на будущее.

Прост должен был выиграть как минимум один титул чемпиона мира в «Рено», но патологическая ненадежность двигателя и отсутствие порядка в команде в конечном итоге сделали его жизнь там невыносимой. Деннис был возмущен тем, что Мейер не смог удержать Проста и, как и в случае с Лаудой, поставил себе задачу вернуть Алена. Когда произошел раскол с «Рено», так уж вышло, что им пришлось в итоге платить зарплату Просту за его первый сезон в McLaren в 1984 году. Деннис не скрывал своей радости.

Лауда не был особо рад, когда Ален подписал контракт – это положило конец пятилетнему пребыванию Уотсона в команде. Ники знал, что этот маленький паренек с изогнутым носом и кудрявыми волосами был слишком быстр для него, но, понимая это, они подружились в тот удивительный сезон. В этот момент начали давать плоды усилия Барнарда, ведь последняя часть головоломки по сбору «команды мечты» была решена.

рон деннис история жизни. Смотреть фото рон деннис история жизни. Смотреть картинку рон деннис история жизни. Картинка про рон деннис история жизни. Фото рон деннис история жизни

Барнард и Деннис с самого начала знали, что необходим хороший турбомотор. Для перфекциониста Барнарда быть просто клиентом было недостаточно. Он хотел дизайн на заказ, сделанный по его собственным строгим параметрам. Это привело Денниса к «Порше», которые начали свою супер-успешную кампанию спортивных автомобилей с моделью 956. Штутгартский гигант не был заинтересован в выбрасывании денег на дорогую Формулу 1, но компания была рада предоставить McLaren стандартный двигатель V6. Так кто же заплатит? Заключение контракта с Techniques d’Avant Garde, прикрытием для группы компаний с широкой специализацией, станет одной из самых важных историй в жизни Денниса.

После непростого старта в середине 1983 года Прост, Лауда, MP4/2 и турбомотор «ТАГ» были готовы к прорыву в 1984 году. Вместе они выиграли 12 из 16 гонок сезона – Прост семь, Лауда пять. Но несмотря на преимущество Проста в скорости, хладнокровие и опыт Лауды были решающими. Но совсем на чуть-чуть. Эти пол-очка, появившиеся после остановки гонки в Монако из-за дождя (которую в итоге выиграл Прост), сделают сражение в том чемпионате самым плотным в истории.

Но в 1985-м году никто не мог остановить человека, который позже станет известен как «Профессор» из-за его методичного подхода к гонкам. Как и Хуан Мануэль Фанхио, и Джеки Стюарт до него, Прост инстинктивно понимал, что нужно для того, чтобы выиграть гонку на минимальной скорости, требуя от своей машины как можно меньше. Его недоброжелатели использовали это против него, но они забывали, насколько ослепительно быстрым был Ален. Прост был всесторонним гонщиком в середине восьмидесятых, и в 1985-м он, наконец, выиграл заслуженный чемпионский титул. Гонки Гран-При родились во Франции, но невероятно то, что Ален Прост был первым – и пока еще единственным – французом, который выиграл титул пилота Формулы 1.

рон деннис история жизни. Смотреть фото рон деннис история жизни. Смотреть картинку рон деннис история жизни. Картинка про рон деннис история жизни. Фото рон деннис история жизни

Прост оформил свой титул за две гонки до конца, настолько он был хорош. Пять побед нельзя назвать доминированием, но он извлек уроки из своего опыта соперничества с Лаудой. Он проделал тот же трюк, чтобы выиграть второй титул подряд в 86-м, вырвав его из-под носа ссорившихся гонщиков Williams – Нельсона Пике и Найджела Мэнселла – в драматической кульминации сезона в Аделаиде. Те, кто считают, что Прост и McLaren не заслуживали этого, не просто упускают важные детали, они совершенно неправы.

Барнард простился с McLaren и Деннисом, чтобы перейти в Ferrari (таков был характер каждого из них – они не смогли бы поддерживать их партнерство вечно), а растущая угроза превосходству Проста собиралась еще больше расстроить безмятежность McLaren. В годы, когда Ален Прост выиграл свои титулы, Айртон Сенна заработал невероятные 16 поул-позиций за «Лотус». Тот факт, что им было одержано всего четыре победы, говорит о проблемах этой команды намного больше, чем об ошибках Сенны. Ему нужен был шаг вперед, чтобы раскрыть свой потенциал.

В 1987 году команда «Уильямс» доминировала благодаря их поставщику турбомоторов – «Хонда». Денис, как всегда, был внимателен. Зачем ему нужен был клиентский и стандартный V6 «Порше», когда у него мог быть заводской двигатель V6 «Хонда»? В следующем сезоне японский автогигант отказался от «Уильямса» в пользу «Макларена», и вместе с ним появилась неудержимая сила в желтом шлеме. В команду пришел Айртон Сенна, и жизнь Проста уже никогда не была прежней.

Это перевод статьи журнала F1Racing за январь 2019 года.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *