роли личности для сочинения по истории

Роль личности в истории

сочинение по тексту ЕГЭ

Вступление

История свершается взаимодействием огромных масс людей. Но во главе событий всегда стоит кто-то руководящий процессом или тот, кто смог повернуть происходящее в другое русло, переломить ход истории.

Проблема

Кто эти люди? Каково их значение для общества и истории? Может ли оказать влияние один человек на течение исторических событий? О роли личности в истории размышляет В.А. Волкогонов в своем тексте, сопоставляя точки зрения по этому вопросу различных философов.

Комментарий

Герои стоят во главе истории, они оставляют память о себе на все времена, их почитают, ими восхищаются, составляют легенды и предания о них. Их именами называют улицы, им посвящают экспозиции, пишут во славу им стихи и песни.

Автор говорит, что при поверхностном рассмотрении проблемы может показаться, что только великим дано менять ход истории. Эту точку зрения подтверждают некоторые философы.

К примеру, Томас Каргейль – англичанин, уверял, что во главе истории стоят именно великие люди. Они, даже наделенные чертами жестокости и беспрекословности, для общества становятся спасителями.

Другой мыслитель, Николай Михайловский также утверждает главенствующую роль героя в истории. Простой человек в наше время настолько обезличен и парализован, что не способен повлиять на историю, он просто не думает об этом. Толпа не способна идти вперед сама, только герой способен направить ее на нужный путь.

Г.В. Плеханов представляет иную точку зрения. По его мнению, историческим вершителем может стать любой человек, способный заглядывать далеко в будущее, желающий перемен больше всех. Он – начинатель, решающий задачи, поставленные предыдущими поколениями. Он обязуется удовлетворить нужды своего народа.

Авторская позиция

Волкогонову близка позиция Плеханова. Он разделяет мысль о том, что герой – видит дальше других, все его действия выражают решительный ход истории.

Своя позиция

Позиция Волкогонова близка мне и понятна. Действительно, герой – это не только представитель высшего общества, обладающий властью. В первую очередь, это человек, понимающий нужды своего народа, борющийся за его благополучие.

Аргумент №1

Вспоминая классику, находим подтверждение этому. Л.Н. Толстой в романе-эпопее «Война и мир» изображает ход истории на протяжении десятилетий, и одной из основных тем романа является роль личности в истории. В произведении представлены образы императоров и полководцев – Наполеона, Александра Первого, Кутузова. Кто из них действительно герой, направляющий ход истории?

Толстой считает, что истинный герой отражает интересы народа, следует народной морали. Александр Первый вообще не понимает нужд народа, не знает того, что важно для его народа и страны в данный момент. Наполеон настолько тщеславен и честолюбив, что вообще не понимает, на что толкает свои войска. Истинным предводителем и вершителем истории Толстому представляется Кутузов, потому что он стремится к воплощению интересов целого народа. Он становится выразителем народной души и воплощением патриотизма.

Аргумент №2

Проблема роли личности в истории поднимается Ф.М. Достоевским в романе «Преступление и наказание». Истинная причина поступков Раскольникова – убийство старухи-процентщицы и ее слабоумной беременной сестры – проверка действенности собственной теории. Раскольников делил людей на два типа: «право имеющие» и «твари дрожащие».

Первые творят историю посредством преступления закона, вторые – послушно следуют воле первых. Наполеон, Магомет и многие другие лидеры проливали

Но теория Раскольникова оказалась ложной. Она не подтвердилась. Выше всех остальных по силе духа оказалась маленькая девушка, униженная и оскорбленная, Соня Мармеладова. Да и сам Раскольников, проверяя действенность теории, подверг себя невероятным мучениям.

Заключение

Проблема роли личности в истории многогранна и сложна. Она актуальна и в нашей современной жизни, когда мир находится в подвешенном состоянии, когда приближенные к власти люди готовы применять любые средства для достижения своих целей.

Источник

Роль личности (К2) в историческом сочинении: примеры ответов от И.А. Артасова

роли личности для сочинения по истории. Смотреть фото роли личности для сочинения по истории. Смотреть картинку роли личности для сочинения по истории. Картинка про роли личности для сочинения по истории. Фото роли личности для сочинения по истории

Что значит «укажите конкретные действия», примеры правильных и неправильных ответов, разбор спорных ситуаций. Всё для максимума баллов по критерию К2.

Для начала обратимся к формулировке критерия К2 в задании 25 ЕГЭ по истории (исторические личности и их роль в указанных событиях/явлениях/процессах):

«При характеристике роли каждой названной Вами личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений)».

Что такое конкретные действия?

Конкретные действия – осмысленные волевые усилия, которые всегда имеют единичный характер и выражаются в непосредственном проявлении личной активности историческим деятелем. Причем под действиями в истории мы понимаем именно исторические, социальные действия, а не, например биологические процессы.

Конкретные действия это, например:

Кроме того, к конкретным действиям относится создание произведений:

Хотя, конечно, это процессы, которые длились не мгновенье и даже не день, однако тут присутствует достаточная степень конкретизации действий в виде конкретного созданного материального и духовного продукта.

Что НЕ является конкретным действием:

Это процессы, состоящие из множества конкретных действий, охватывающих самые разные сферы, а в этих формулировках эти конкретные действия не указаны.

Примеры спорных ответов

Приведем примеры, которые могут показаться спорными с точки зрения отнесения определенных событий к конкретным действиям исторической личности.

1. «После смерти Александра II на престол взошёл Александр III».

Вспомним, что действие всегда означает осмысленное волевое усилие. Восшествие царя (императора) на престол – это необходимый государственный акт в условиях монархической формы правления (так же, как избрание высших органов власти в условиях республики), и он (в данной формулировке) не зависит от волевых усилий (действий) того, кто восходит на престол. Формулировка «взошел на престол» не считается конкретным действием.

Совсем другой случай, когда в работе выпускника указано, что для того, чтобы Николаю I взойти на престол, ему пришлось подписывать манифест о вступлении на престол, назначать внеочередное заседание Государственного совета, назначать вторую присягу и т.д. Все это – конкретные действия, нацеленные на то, чтобы вступить на престол.

2. «Николай II отрёкся от престола».

В данном случае ситуация отличается от описанной выше. Отречение от престола не является необходимым государственным актом в условиях монархии, это всегда конкретное (произошедшее единовременно) осмысленное волевое усилие. Поэтому «Николай II отрёкся от престола» – это конкретное действие, фактически синонимичное подписанию манифеста об отречении.

3. «Е.И. Пугачёв возглавил восстание».

Такую формулировку нельзя считать единовременным волевым актом. Чтобы возглавить восстание Е.И. Пугачеву пришлось бежать из тюрьмы, назваться на встрече с казаками Петром III, объяснить, скрывая свою неграмотность, что не может подписывать бумаг, пока не дойдет до Петербурга и т.д. Все это конкретные действия.

4. «Наталья Нарышкина родила сына, будущего императора Петра I».

Под действием подразумевается осмысленный волевой акт именно в историческом, а не в биологическом контексте (в данном случае речь идет о человеке как существе биологическом, но не социальном). К тому же факт рождения не повлиял на события (процессы, явления) именно в историческом контексте.

Петр I начал реформы не потому, что его родила именно Наталья Нарышкина, а потому, что повлияли атмосфера, в которой он воспитывался, начавшая Северная война, необходимость приобретения Россией выхода к морям и т.п. Таким образом, приведенное положение не будет засчитано в качестве конкретного действия.

Необходимо также подчеркнуть, что роль личности должна быть указана в событиях (явлениях, процессах), которые названы в сочинении. Поэтому, если, например, сочинение содержит положение о том, что Н.С. Хрущев выступил на XX съезде КПСС с докладом, но не названы события (процессы, явления), в которых он, таким образом, сыграл роль, то характеристика роли личности засчитана не будет.

Материал составлен на основе Методических рекомендаций для учителей, подготовленных на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ по истории 2017 года (И.А. Артасов).

Видео-обзор критериев оценивания исторического сочинения с конкретными примерами формулировок можно посмотреть здесь.

Источник

История24

Готовые сочинения по истории

Поиск

Роль личности. Историческое сочинение

Событие – призвание варягов

Роль – Рюрик принял приглашение славян на княжение, собрал отряд верных людей, погрузился на судно, прибыл на Русь, что способствовало распространению государственности и было положено начало династии Рюриковичей.

Событие – объединение Киева и Новгорода

Событие – месть древлянам

Роль – Ольга проводила переговоры с послами древлян, разработала план уничтожения Искоростеня, тем самым полностью в итоге подчинила древлян власти Киева.

Событие – введение уроков и погостов

Роль – Ольга установила размер уроков и места погостов. Благодаря её действиям был введен единый налог и уменьшено количество недовольств по поводу сбора дани.

Событие – крещение Руси

Роль – Владимир вернулся из Византии, приказал убрать пантеон языческих идолов, а также отдал приказ на крещение киевлянам. Благодаря его действиям постепенно произошло крещение всей Руси.

Событие – основание Юрьева

Роль – Ярослав Мудрый отправился из Новгорода в поход на эстов, заложил город, назвал его в честь своего христианского имени. Именно благодаря этим действиям был основан город Юрьев, нынешний Тарту.

Событие – введение «Устава Мономаха»

Роль – Владимир Мономах прописал дополнительные положения к «Русской правде», где ограничил произвол по отношению к закупам, отдал распоряжение ввести дополнения к законодательству в силу, что помогло установить новые порядки для контроля над деятельностью ростовщиков и урегулировать некоторые сферы общества.

Перенос кафедры митрополита в Москву. Установил близкие отношения с митрополитом, отправил ему дары, выбрал тактику невмешательства в церковные дела, что существенно отличалось от подхода тверских князей. Благодаря действиям митрополита удалось перенести кафедру в Москву, что делало последнюю религиозным центром Северо-Восточной Руси.

Усиление Московского княжества. Согласовал с Ордой возможность собирать дань с русских земель, выбрал тактику подчинения Орде, выражавшуюся в отсутствии борьбы с ней, а также отдал распоряжение о поездке в Орду с целью наладить дружественные отношения. Именно благодаря его действиям Московское княжество стало одним из самых сильных.

Перенос кафедры митрополита в Москву. Посетил Киев, Владимир, решил поселиться в Москве и отдал приказ окончательно перенести кафедру митрополита из Владимира в Москву, что способствовало становлению Москвы религиозным центром.

Поход Чолхана на Тверь с целью сбора дани. Получил распоряжение от Ордынских ханов собрать дань с Руси, собрал большую свиту, отдал приказ двинуться на Тверь, собрал большую дань, однако встретил недовольство тверичей, что привело к ослаблению его авторитета как ставленника Орды.

Восстание в Твери. Отправил отряд Чолхана в Тверь, чтобы восстановить институт баскачества. После восстания отдал распоряжение отменить институт, выбрал своей опорой в сборе дани с Руси князя Ивана Калиту, благодаря чему авторитет Московского княжества возрос.

Автор: Аля Виноградова, репетитор по истории

Источник

Роли личности для сочинения по истории

роли личности для сочинения по истории. Смотреть фото роли личности для сочинения по истории. Смотреть картинку роли личности для сочинения по истории. Картинка про роли личности для сочинения по истории. Фото роли личности для сочинения по истории

Исторические сочинения Решу ЕГЭ

Исторические сочинения для подготовки к единому государственному экзамену по истории. Разработаны в соответствии с требованиями к ответам экзаменуемых, соответствуют критериям проверки экзаменационных работ ФИПИ.

Личности

Процессы

Алгоритм написания сочинения об исторический личностях

1. Выберите одного из трех исторических деятелей.

2. Укажите два события (процесса, явления), в котором участвовал данный исторический деятель.

3. Укажите две причинно-следственные связи, характеризующие причины возникновения, указанных Вами событий (явлений, процессов).

4. Укажите ещё одну историческую личность, чья деятельность связана с любым из указанных событий (явлений, процессов), в которых участвовала выбранная историческая личность, правильно охарактеризуйте роль каждой из этих личностей с указанием их конкретных действий, в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов).

5. Дайте оценку влияния любого события (явления, процесса), в котором участвовал выбранный вами исторический деятель на события (явления, процессы), произошедшие после его смерти.

6. В сочинении используйте хотя бы два-три исторических термина (например, земский собор, коллегии, наркоматы и т. д.).

7. Пишите историческое сочинение в виде последовательного связного материала, а не в виде схемы, тезисов или отрывочных положений.

8. Учитывайте, что только набрав шесть баллов из из семи возможных по пунктам 2−5 данного алгоритма вы можете рассчитывать на дополнительные баллы по критерию «Наличие фактических ошибок» (до трех баллов) и критерию «Форма изложения» (один балл).

Алгоритм написания сочинения об историческом процессе

1. Выберите один из трех исторических процессов.

2. Укажите два события (процесса, явления), которые относятся к данному историческому процессу.

3. Укажите две причинно-следственные связи, характеризующие причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в выбранный Вами процесс (не засчитываются причинно-следственные связи, названные при указании роли личности).

4. Укажите две исторические личности, правильно охарактеризуйте роль каждой из этих личностей с указанием их конкретных действий, в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов) рассматриваемого исторического процесса.

5. Дайте оценку влияния событий (явлений, процессов) данного исторического процесса на дальнейшую историю России с опорой на исторические факты и (или) мнения историков.

6. В сочинении используйте хотя бы два-три исторических термина (например, земский собор, коллегии, наркоматы и т. д.)

7. Пишите историческое сочинение в виде последовательного связного материала, а не в виде схемы, тезисов или отрывочных положений.

8. Учитывайте, что только набрав шесть баллов из из семи возможных по пунктам 2−5 данного алгоритма, вы можете рассчитывать на дополнительные баллы по критерию «Наличие фактических ошибок» (до трех баллов) и критерию «Форма изложения» (один балл).

Источник

Пример итогового сочинения на тему: Какова роль личности в истории?

Пример итогового сочинения на тему: Какова роль личности в истории?

Пример итогового сочинения по направлению «ВОЙНА и МИР» 2019-2020.
Сочинение по теме:
Какова роль личности в истории?

Мировая история хранит много громких имен людей, которые оставили в ней свой след. Одни были велики в своей добродетели, другие – в своей жестокости. Об одних потомки вспоминают с гордостью, о других – с ужасом. Но какова роль личности в истории? Влияет ли она на ход событий или только отражает их? Свой ответ на эти вопросы дает нам Толстой в романе «Война и мир». Писатель считал, что роль личности в истории незначительна и даже самый великий человек не способен повлиять на происходящее. Он пишет: «Событие должно было свершиться только потому, что оно должно было свершиться». Однако своя роль у выдающейся личности все же есть, и она в том, чтобы вести людей к единой цели и остаться в памяти народа, ознаменовав собой важное событие или целую эпоху.

Образ Михаила Кутузова продуман Толстым весьма тщательно. Мы видим внешность, характер полководца, его отношение к рядовым солдатам и врагам. Талант командующего, его способность оценить обстановку, предугадать следующий шаг противника помогли русской армии одержать победу. Еще важнее связь Кутузова с народом: мы видим, что он не ставит себя выше других, общается на равных с солдатами, скорбит по всем павшим воинам. «Кутузов всем русским существом своим знал и чувствовал то, что чувствовал каждый русский солдат», — пишет Толстой. Да, Кутузов не мог повлиять на исход войны сам, но он смог сплотить и направить русский народ, воодушевить своих солдат на победу. В этом его значение для истории, в этом заключается роль личности Кутузова.

Другая историческая личность, оживающая на страницах романа «Война и мир», — Наполеон. Этот герой, безусловно, тоже наделен талантом полководца. Однако самовлюбленность Наполеона и его отстраненность от нужд своей армии и своего народа лишают его всякой возможности победить в войне. Толстой говорит нам о том, что Наполеону в истории предназначена негативная роль. Он создает образ крайне отрицательного персонажа, которому было суждено стать зачинщиком страшной войны и непременно ее проиграть. Но главная мысль Толстого заключается в том, что Наполеон, как и любая другая личность, не в состоянии повлиять на ход исторических событий. Историю творят люди. Историю создает народ. Отдельная личность, даже самая значимая, не может вносит свои коррективы в происходящее. Однако нельзя не признать и того, что величие отдельного человека может воодушевлять и подталкивать людей в нужном направлении. Видя перед собой лидера, за которым хочется пойти, народ может свернуть горы. Кроме того, великая личность может стать символом своего времени, сохранив для потомков память об ушедших годах.

Автор сочинения: Татьяна Городецкая

Примеры итоговых сочинений

Примеры сочинений / Итоговое сочинение — примеры.

Пример исторического сочинения (отрывок)

«1019-1054 – годы правления Ярослава Мудрого. Данный правитель запомнился в истории как человек, оказавший на развитие Руси огромное влияние. Прежде всего, Ярослав заключал династические браки, одним из которых был брак его дочери Анны с французским королем. Союз Анны способствовал укреплению отношений между Русью и Францией.

Кроме того, Ярослав Мудрый издал первый свод русских законов – «Русская правда». Данный документ стал прообразом будущего законодательства на Руси и помог закрепить основные права и обязанности жителей русской земли».

В этом небольшом отрывке уже присутствует несколько критериев исторического сочинения – указаны 2 личности, 2 исторических события, 1 причинно-следственная связь. Продолжая свое сочинение в подобном духе, ученик заслужит высокий балл.

Император степей Чингисхан.

роли личности для сочинения по истории. Смотреть фото роли личности для сочинения по истории. Смотреть картинку роли личности для сочинения по истории. Картинка про роли личности для сочинения по истории. Фото роли личности для сочинения по истории

Стоило европейцам оправиться после нашествий гуннов, как над Европой вновь повисла угроза со стороны кочевников. Огромная орда, стирающая целые города с лица земли. Враг, с которым одновременно дрались и немецкие наемники, и самураи Японии. Речь идет о монголах, ведомых правителями династии Чингизидов, а основатель этой династии Чингисхан.

Империя Чингизидов является самой огромной континентальной империей за всю историю человечества. Европейские правители объединялись перед лицом опасности монголов, а завоеванные народы создавали свою уникальную культуру от влияния завоевателей. Одним из таких народов являлись русские. Они освободятся от власти Орды и образуют государство, которое, в свою очередь, тоже изменит историю.

Реформатор Мартин Лютер

роли личности для сочинения по истории. Смотреть фото роли личности для сочинения по истории. Смотреть картинку роли личности для сочинения по истории. Картинка про роли личности для сочинения по истории. Фото роли личности для сочинения по истории

В XVI веке это имя вызывало самые контрастные эмоции. Мартин Лютер – основатель Реформации – движения против власти Папы. Образование новой конфессии, поддерживаемой массами, уже дело крупное, способное изменить мир. А когда эта конфессия образована из другой сепаратистским образом, то тут и до войны недалеко. Европу захлестнула волна религиозных войн, продолжавшихся более века. Самым крупным конфликтом стала Тридцатилетняя война, одна из самых кровопролитных войн в истории. Не стоит забывать про то, что, несмотря на конец всех войн за религию, религиозные различия еще сильнее разъединили Европу. Протестантство стало государственной религией в некоторых странах и даже является таковой в немногих из них до сих пор.

Аттила, король гуннов

роли личности для сочинения по истории. Смотреть фото роли личности для сочинения по истории. Смотреть картинку роли личности для сочинения по истории. Картинка про роли личности для сочинения по истории. Фото роли личности для сочинения по истории

Великий король гуннов оставил заметный след в истории. Если бы не он, Западная Римская Империя могла развалиться раньше. Нашествие Аттилы в Галлию и его встреча с Папой Римским оставили богатый след в католической литературе. В средневековых сочинениях Аттилу стали называть Бичом Божьим, а само вторжение гуннов расценили как наказание за недостаточное служение Богу. Все это, так или иначе, отобразилось на последующем развитии Европы.

Наполеон I Бонапарт, император Франции

роли личности для сочинения по истории. Смотреть фото роли личности для сочинения по истории. Смотреть картинку роли личности для сочинения по истории. Картинка про роли личности для сочинения по истории. Фото роли личности для сочинения по истории

“Через тернии к звездам”. Эта цитата идеально описывает этого человека. Начиная свой путь обычным корсиканским мальчишкой, Наполеон стал императором Франции и взбудоражил все европейские державы, не видавших таких людей уже сотни лет.

Имя императора-полководца было известно каждому европейцу. Такой человек не мог бесследно исчезнуть со страниц истории. Его военные успехи станут примером для множества полководцев, а его личность будут приравнивать к Богу. Ведомый своей “путеводной звездой”, Бонапарт изменил мир так, как ему хотелось.

Свобода и вседозволенность личности

Автор: Алина Прошина
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Первооткрыватель Колумб

роли личности для сочинения по истории. Смотреть фото роли личности для сочинения по истории. Смотреть картинку роли личности для сочинения по истории. Картинка про роли личности для сочинения по истории. Фото роли личности для сочинения по истории

Все в современном мире, так или иначе, связано с Америкой. Именно в Америке появилась первая колониальная держава, в которой проживало не коренное население, а колонисты. А о самом вкладе США в мировую историю можно говорить очень долго. Но ведь Америка не просто так появилась на картах. Кто же ее открыл для всего мира? Имя Христофора Колумба связано с открытием этой земли для всего мира.

Гений Леонардо Да Винчи

роли личности для сочинения по истории. Смотреть фото роли личности для сочинения по истории. Смотреть картинку роли личности для сочинения по истории. Картинка про роли личности для сочинения по истории. Фото роли личности для сочинения по истории

Мона Лиза – картина, известная во всем мире. Ее автор Леонардо Да Винчи, деятель эпохи Возрождения, изобретатель, скульптор, художник, философ, биолог и писатель, таких в его время называли гениями. Великий человек с великим наследием.

Влияние Да Винчи на искусство и науку огромно. Являясь самым выдающимся деятелем эпохи Возрождения, он внес огромный вклад в искусство последующих поколений. На основе его изобретений придумали новые, часть из которых служит нам и сейчас. Его открытия в анатомии изменили понятие биологии на корню, ведь он был тем из немногих, кто, несмотря на запрет церкви, вскрывал и обследовал трупы.

Евклид, отец математики

роли личности для сочинения по истории. Смотреть фото роли личности для сочинения по истории. Смотреть картинку роли личности для сочинения по истории. Картинка про роли личности для сочинения по истории. Фото роли личности для сочинения по истории

Цифры, сложение, деление, десятки, дробь – к чему относятся эти слова? Правильно, к математике! Невозможно представить современный мир без множества расчетов, ведь мы, как минимум, вынуждены считать деньги, затраченные на покупку продуктов в магазине. Но ведь были времена, когда даже не было понятия “единицы” в умах людей. Откуда же пошла эта великая наука под названием “математика”? Евклид – основоположник этой науки и ее основатель. Именно он подарил миру математику в том виде, в котором мы ее видим. “Евклидова геометрия” бралась за основу у античных, а после и у средневековых ученых как образец математических расчетов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *