роль учебника истории в решении задач школьного исторического образования
Слово педагога
Автор: Иванова Лариса Борисовна
Должность: преподаватель истории и обществознания
Учебное заведение: БУ «Нижневартовский политехнический колледж»
Населённый пункт: город Нижневартовск, Ханты– Мансийский автономный округ– Югра
Наименование материала: статья
Тема: Роль учебника истории в образовательном процессе
Раздел: среднее профессиональное
Роль учебника истории в образовательном процессе
Авторы Иванова Л.Б. И Карагичева И.В. на основе опыта работы в коллеже
показывают формы и методы использования учебника при подготовке и на
уроках истории. Рекомендации окажут помощь преподавателям в их работе
по обучению студентов политехнического колледжа.
входящий в перечень рекомендуемых к использованию при реализации имеющих
профилей: учебник для сред. проф. образования:
в 2 ч./ В.В. Артемов, Ю.Н.
Лубченков. – М. «Академия», 2018
В процессе обучения истории учебнику отводится чрезвычайно важное место.
Определяя функции учебника на уроке истории, следует исходить из двух основных
Во-первых, учебник является для студентов одним из главных источником
исторических знаний, подаваемых в определенной системе. В связи с этим перед
организации усвоения, т.е. различными вопросами, заданиями, памятками и др.).
Во-вторых, учебник является частью системы средств обучения по предмету. В этой
комплексе пособий и средств обучения учебник выступает и как
обучения в колледже и дома. В связи с этим возникает вопрос о приемах сочетания
учебника с другими средствами обучения и источниками информации, позволяющих
студенту в качестве стрежня системы средств обучения по истории выполнять и
Учебник по истории содержат систему знаний по учебному предмету в целом.
В настоящее время с учетом требований ФГОС дорабатываются действующие
оформление, вводятся цветные изображения, в них появляются новые иллюстрации,
изменений в планы уроков.
Работа студентов с новым учебником начинается со знакомства с книгой на
периодизацию и определенную логику изложения учебного материала, знакомство
студентов с этой структурой позволяет в самой общей форме представить характер и
рациональные приемы ориентировки в книге. Но, опыт показывает, что овладение
практической работы с учебником. Таким образом, умение студентов работать с
учебником должно совершенствоваться непрерывно.
Основным источником исторических знаний в учебнике является его текст.
При работе с текстом учебника преподаватель должен прежде всего тщательно
изучить структуру и содержание каждого параграфа. Речь идет не только о вполне
учебника, но, если нужно, дополнить его материал, привлекая другие источники
информации. Важно также в каждом отдельном случае отобрать фрагменты текста,
возможности каждой группы, её подготовленности к самостоятельному усвоению
учебного материала и отбирать фрагменты, доступные большинству студентов.
Самостоятельная работа будет по-настоящему эффективна лишь в том случае, если
последующей деятельностью студентов.
Чтобы текст, изученный на уроке, достаточно усваивался, необходимо четко
сформулировать и определить задачи студентов.
поставлено и в ходе объяснения нового материала и при повторении пройденного, и
при закреплении только что объясненного преподавателем. Например, при изучении
темы «Зарождение централизованных государств в Европе» студенты получают
задание прочитать текст учебника и ответить на вопрос о причинах Столетней
войны. На наш взгляд, следует различать два типа заданий по тексту учебника: с
одной стороны вопросы, требующие
конкретного, довольно лаконичного ответа
«революция цен», изучая тему «Послевоенное устройство мира. Начало «холодной
студенты делают вывод, подводящий итог рассказу преподавателя, об
итогах Корейской войны и т.п.), с другой – задания, направленные на тщательное
аспектов изучаемой проблемы. Например, при изучении темы «Страны Латинской
Америки в ХХ в.» студенты выявляют основные тенденции развития этих стран. В
первом случае обращение к учебнику осуществляется в ходе самого опроса или
объяснения и служит прежде всего для активизации работы студентов. Студенты не
только слушают преподавателя или своих товарищей, но и раскрывают учебник на
заданной странице, ищут в тексте ответ на поставленный вопрос.
работа с незнакомым текстом потребует у студентов больше времени. Но и в ходе
определенной формулировке в учебнике, обратить их внимание на приведенную в
тексте цитату и т.п. Наиболее пригодны для этого части текста, так или иначе
выделенные на указанной странице. Такой прием повышает внимание студентов к
объяснению, он несколько разнообразит рассказ учителя и, главное, нацеливает
студентов на самостоятельное приобретение знаний. Это достигается в том случае,
когда студенты сами знакомятся с отрывком текста учебника. И в этой ситуации
преподаватель играет очень активную роль. Он должен нацелить студентов на
заданий, поставленных до и после прочтения текста, связать его с уже объясненным
материалом, использовать и при объяснении последующих вопросов. Только в этом
определенной системы знаний и представлений, связанных с изучаемым вопросом
Необходимо еще раз подчеркнуть, что работа с текстом учебника на уроке
сохраняет свою важность на протяжении всего изучения курса истории.
Современный учебник истории как источник знаний и средство обучения на уроке
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Современный учебник истории как источник знаний и средство обучения на уроке
Составители другого сборника аналитических материалов 2 критически исследуют концептуальные основы здания учебной литературы по истории. В поле их внимания оказались язык и образы учебных текстов, методология и идеология учебных книг; сюжеты, связанные с внешними и внутренними конфликтами, с повседневностью, с альтернативностью исторического развития России, с идеей ее самобытности. Признавая, что становление современного учебника истории находится в ста дии многовекторного и противоречиво развивающегося процесса, эксперты отмечают «очевидное стремление к обретению нового типа учебной литературы, способствующей переходу от репродуктивной к развивающей модели обучения».
В сборнике научных докладов и сообщений «Россия и страны Балтии, Центральной и Восточной Европы, Южного Кавказа, Центральной Азии: старые и новые образы в современных учебниках истории » учебник истории представлен еще с одной позиции. Здесь, впервые, скрупулезному анализу подвергся образ России, представленный на страницах школьных учебников в странах, входивших прежде в единое государство (Советский Союз) или в военно-политический и экономический блоки (ОВД, СЭВ). Одновременно в этом сборнике дан обзор сюжетов из российских учебников истории, посвященных молодым независимым государствам. Как пишут О. Ю. Стрелова, Е. Е. Вяземский: в результате у читателя возникает проблемное поле для размышлений, сравнений и выводов: «Что же такое современный учебник истории: носитель стереотипов? Хранитель памяти о межнациональных конфликтах? Источник для взаимопонимания?» 3
Дискуссируя на тему о школьном учебнике истории, можно сделать вывод, что чаще других именно он становится объектом научно-исторических и социально-политических исследований. Реже встает вопрос об особенностях учебной книги как совре менного «педагогического инструментария». Размышлять об этом статусе учебника, не менее важно, чем обсуждать его методологию. Без своеобраз ной «революции» в отношении к учебной книге по истории, к формам и способам ее использования на уроке невозможно реализовать заложенные в учебнике идеи и ценностные установки.
Рассмотрим более подробно школьный учебник истории как социокультурное и педагогическое явление XXI века.
Преподавание истории в России впервые началось в московской гимназии пастора Глюка в 1705 г. и в школе Феофана Прокоповича в Петербурге в 1721 г., но первый учебник истории, переведенный на русский язык с немецкого, учителя и школьники получили, как пишет Д. Д. Зуев, в 1747 г. 4 Чуть позднее, в 1760 г., вышел в свет «Краткий Российский летописец с родословием» М. В. Ломоносова, который принято считать первым школьным учебником по отечественной истории. С тех пор сменилось не одно поколение учебных книг, но учебник продолжает сохранять за собой положение самого массового и распространенного средства обучения.
Но что же в настоящее время происходит со школьным учебником истории? Каким образом на него влияют тенденции, определяющие состояние российской культуры, науки и образования на современном этапе развития общества? А как сказываются на самом учебнике инновационные педагогические идеи, порожденные гуманистической парадигмой образования?
В решении этих вопросов педагоги-практики и ученые-методисты, занимающиеся проблемами школьного исторического образования, разделились. Д. Д. Зуев в своей книге «Школьный учебник» выделяет три группы в зависимости от своего отношения к школьному учебнику истории 5 :
Традиционное представление об учебной книге по истории воспроизводится в определении учебника как «массовой учебной книги, излагающей предметное содержание образования и определяющей виды деятельности, предназначенные для обязательного усвоения учащимися с учетом их возрастных и иных особенностей».
Таким образом, можно сделать вывод, что общая тенденция развития жанра школьных учебников истории в начале нового, XXI в., заключается в том, что все три направления восходят к историко-культурным традициям отечественной и зарубежной школы прошлых столетий. Каждое из этих направлений в большей или меньшей степени адекватно реагирует на вызовы современной социокультурной ситуации, согласуется с инновационными педагогическими идеями. Важно не забывать и о том, что учебник истории это ценностный ориентир в понимании прошлого и настоящего.
отказ от формационного подхода в пользу цивилизационного и культурологического;
замена понятийной системы учебника образной, в результате чего каждая историческая эпоха окрашивается в свой неповторимый цвет, а у школьников при знакомстве с ней пробуждаются живые эмоции и чувства, формируется личностное отношение;
увеличение доли фактографического материала, создающего информационную избыточность текста и превращающего учебник истории из нормативного документа в книгу для чтения;
многоуровневая система образов, раскрывающая перед детьми историческое прошлое сначала на уровне мифов и легенд, затем на уровне исторических фактов, а позднее на уровне теоретических обобщений;
новые выразительные способы изложения, оживляющие и расцвечивающие учебный текст, обеспечивающие ему проблемный и диалогичный характер;
яркие, броские, интригующие заголовки глав, параграфов и подпунктов, с первых минут чтения втягивающие школьников в историческое расследование, научный спор, нравственную дискуссию;
превращение дополнительного текста в равноценный основному источник познавательной информации и оценочных выводов 8 ;
усложнение пояснительного текста, благодаря чему иллюстрации из «немых наклеек» превращаются в рабочие элементы учебника;
становление новой иллюстративной метасистемы, основанной на принципах подлинности, документальности, содержательности, этической и эстетической ценности наглядного источника;
система вопросов и заданий, пронизывающих практически все текстовые и внетекстовые компоненты учебника, организующих работу школьников с учебной исторической информацией на всех уровнях познавательной деятельности и в конечном счете ориентированных на формирование личностного отношения к прошлому;
Не стоит забывать, что в традиционной модели основной текст, как компонент структуры учебной книги занимает ведущее место, потому что несет всю информационную нагрузку и подчиняет себе остальные компоненты учебного пособия.
Рассмотрим основные приемы работы с текстом учебника.
Поскольку основной текст в российском учебнике в силу «своего служебного положения» играет главную роль, то, естественно, что методические приемы изучения истории прежде всего и главным образом связаны именно с ним.
Между тем в условиях современного образования критическое мышление личности вы ступает на первый план как цель и результат исторического образования личности. Именно это и будет впоследствии помогать выпускнику школы жить в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе.
определять ложные стереотипы, ведущие к неправильным выводам;
выявлять предвзятые отношения, мнения и суждения;
уметь отличать факт, который всегда можно проверить, от предположения и личного мнения;
подвергать сомнению логическую непоследовательность устной и письменной речи;
определять суть проблемы и альтернативные пути ее творческого решения;
отделять главное от несущественного в тексте или в речи и уметь акцентироваться на первом;
выявлять эмоционально окрашенные слова, которые могут вызвать конфликт или «подлить масла в огонь»;
понимать, что простые и чрезмерные обобщения, стереотипные слова, клише, штампы, неподтвержденные предположения не всегда точны и могут вести к формированию стереотипов;
понимать, что слова «все», «никто», «всегда», «постоянно» и обобщенные предложения ведут к неправильным представлениям;
признавать наличие пропагандистских слов в любом предложении или высказывании;
уметь делать вывод о том, чьи конкретно ценностные ориентации, интересы, идейные установки отражает текст или говорящий человек;
избегать категоричности в утверждениях;
быть честным в своих рассуждениях» 12
Очевидно, что основные приемы работы с текстом учебника, практикующиеся в нашей школе, не направлены на формирование умений, составляющих суть критического мышления. Наряду с традиционными приемами прочтения и логической обработки текста, необходимо знакомить учащихся с иными способами работы с источниками. Например, с приемом представления информации в кластерах.
прочитать текст и выделить в нем большие и малые смысловые единицы;
после обсуждения и уточнения формулировок смысловых блоков на листе бумаги в прямоугольных рамках записать принятые названия;
на основе текста учебника вокруг каждой рамки в кружках (это «веточки» кластера) кратко вписать сведения, соответствующие смысловым блокам;
попытаться установить связи между отдельными блоками и/или «веточками» кластера и соединить их стрелками;
Таким образом, если опорный конспект ориентирует на максимально полное графическое отображение учебной информации, не нарушающее логику авторов учебника, то кластер позволяет ученикам проявить индивидуальные особенности в восприятии и осмыслении учебной информации; отделить в ней главное от второстепенного; изменить логику представления проблемы; показать учебный материал в дополнительных или иных связях и отношениях; подвести ребенка к собственному выводу, вытекающему из собственной «раскладки» исторического сюжета, и т. д.
Можно сделать следующий вывод, что современные приемы работы с текстом учебника, актуализирующие процесс становления критического мышления школьников, прочно опираются на опыт своих предшественников. Способы познавательной деятельности школьников, направленные на историко-логический анализ представленной информации (планы, логические схемы, таблицы), постепенно дополняются методическими приемами и средствами, проясняющими не только содержание, но и критерии отбора и принципы изложении. Современные приемы работы с текстом учебника истории открывают широкие перспективы развития познавательных способностей и форм изучения истории.
1 Учебник: Десять разных мнений: Сб. статей / Сост. Е. Баконис. – 2000. С. 150
11 Дмитриев Г. Д. Многокультурное образование. М., 1997. С. 24.
12 Дмитриев Г. Д. Многокультурное образование. М., 1997. С. 25.
Роль учебника в процессе преподавания истории
Роль школьного учебника в формировании информационной компетенции учащихся на уроках истории Казахстана.
Важным требованием современного урока истории является правильное определение учителем задач урока, их умение реализовать с учетом неразрывной связи формирования знаний, гражданско-патриотического воспитания и развитием мышления учащихся.
Учитель должен четко понимать, какие методы и формы работы необходимо применять для достижения тех или иных целей на уроке. Полная систематизация в учебном процессе возможна на основе разностороннего осмысления учебного материала, умения работать с учебником и учебными пособиями самого учителя и его учащихся.
Что такое школьный учебник? Это массовая учебная книга, излагающая предметное содержание образования по конкретной школьной дисциплине, и определяющая виды деятельности, указанные в школьной программе для обязательного усвоения учащимися с учетом возрастных особенностей.
Учебник для учителя имеет двойную ценность. 1.Учебник – это часто прямое руководство к планированию урока. 2.Его материал составляет обычно, большую часть программы совместной деятельности учителя и ученика на уроке.
Научить ребенка правильно работать с учебником или учебным пособием главная развивающая задача учителя на уроке истории. Чем является учебник для современного ученика? Он должен предоставить ученику высокую информативность текста. Современные учебники по истории имеют очень большой объем информации, с которым учащиеся не всегда справляются, от этого страдает качество знаний по предмету. Задача учителя с 5-го класса научить работать с исторической информацией, из большого объема текста научить выделять главное, а из текстов сжатого, концентрированного типа получать развернутую информацию путем аналитического мышления.
Какие формы работы с учебником необходимо применять на уроках истории?
Чтение с выделением ключевых слов
Составление вопросов к тексту
Заполнение тематических таблиц
Поиск ответов на вопрос учителя по тексту учебника
Конспектирование текста по учебному параграфу
Выполняя данные виды работы, ученики обязаны хорошо понимать, что они должны сделать и какой конечный результат получить. Поэтому задания необходимо сформулировать с учетом возрастных особенностей, причем сделать это необходимо перед выполнением задания.
Если учитель с первых дней учит учеников работать с учебником, то со временем они смогут самостоятельно брать и усваивать учебную информацию.
Предлагаю вариант самостоятельной работы учащихся 5-го класса по теме: «Племена гуннов на территории Казахстана».
По календарно-тематическому планированию это 7-тема учебной программы, конец 1-й четверти, учитель может оценить качество своей работы, и узнать, как учащиеся научились работать с учебным текстом.
Учащимся предлагается два варианта работы по одному параграфу, чтобы это была индивидуальная работа и была возможность провести диалог в классе.
Для выполнения этой работы учителем разрабатываются и распечатываются компетентностно-ориентированные задания следующего содержания:
учащихся 5-х классов с учебным текстом по истории Казахстана.
Тема:Племена гуннов на территории Казахстана.
Учебник: «Рассказы по истории Казахстана», параграф№20 стр.70-74
Задание: разбери содержание новой темы, внимательно читая параграф и заполняя «лист ответов» по указанным задания.
Задание№1.Выбери дату существования гуннов.
с 4 века до.н.э. до середины 3 века н.э.
с 3 века до.н.э. до середины 4 века н.э.
с 5 века до н.э. до середины 3 века н.э. Ответ: _________________________
В каких древних источниках есть информация о гуннах?
греческие источник Ответ: __________________________
Кто такие Туман и Моде?
Выбери слова, которые относятся к гуннам, и подчеркни их:
— аманат, Ширак, племена, Дарий, персы, государство, «сын неба», железный век, «хунну», Китай.
Продолжи текст: «Прочитав, рассказ в учебнике о гуннах я узнал /а/ …_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание№1 Выбери правильно дату. Расцвет гуннского государства пришелся на
5 век до н.э Ответ___________________
Задание№2Кто нарушил обещание о мире и вторгся в земли племени юечжи?
Кир Ответ__________________
Задание№3
Каким стало государство гуннов при Моде?
Выбери слова, которые относятся к гуннам, и подчеркни их:
— шаньюй, войны, Томирис, дань, Греция, распад, династия Хань, копье, скифы, мезолит.
Продолжи текст: «Прочитав, рассказ в учебнике о хозяйстве гуннов я узнал/а/…
При завершении работы учащимся предлагается «карта ответов», где ученик может еще раз обратить внимание на главное в изучаемом им тексте (второе прочтение новой темы), и проверить свои ответы.
Тема:Племена гуннов на территории Казахстана.
Выбери дату существования гуннов.
1.с 4 века до.н.э. до середины 3 века н.э.
2.с 3 века до.н.э. до середины 4 века н.э.
3.с 5 века до н.э. до середины 3 века н.э. Ответ: 2
В каких древних источниках есть информация о гуннах?
3.греческие источник Ответ: 1
Кто такие Туман и Моде?
Выбери слова, которые относятся к гуннам, и подчеркни их:
— аманат, Ширак, племена, Дарий, персы, государство, «сын неба», железный век, «хунну», Китай.
Продолжи текст: «Прочитав рассказ в учебнике о гуннах я узнал /а/
Тема:Племена гуннов на территории Казахстана.
Выбери правильно дату. Расцвет гуннского государства пришелся на
3.5 век до н.э Ответ:2
Кто нарушил обещание о мире и вторгся в земли племени юечжи?
Каким стало государство гуннов при Моде?
Выбери слова, которые относятся к гуннам, и подчеркни их:
— шаньюй, войны, Томирис, дань, Греция, распад, династия Хань, копье, скифы, мезолит.
Продолжи текст: «Прочитав рассказ в учебнике о хозяйстве гуннов я узнал/а/…
Любую работу ученика необходимо оценивать, проверяя данную работу учитель может использовать следующую «шкалу оценки»
Цель: Проверить информационную компетенцию учащихся 5-го класса.
Роль учебника в процессе преподавания истории.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Роль школьного учебника в формировании информационной компетенции учащихся на уроках истории Казахстана.
Важным требованием современного урока истории является правильное определение учителем задач урока, их умение реализовать с учетом неразрывной связи формирования знаний, гражданско-патриотического воспитания и развитием мышления учащихся.
Учитель должен четко понимать, какие методы и формы работы необходимо применять для достижения тех или иных целей на уроке. Полная систематизация в учебном процессе возможна на основе разностороннего осмысления учебного материала, умения работать с учебником и учебными пособиями самого учителя и его учащихся.
Что такое школьный учебник? Это массовая учебная книга, излагающая предметное содержание образования по конкретной школьной дисциплине, и определяющая виды деятельности, указанные в школьной программе для обязательного усвоения учащимися с учетом возрастных особенностей.
Учебник для учителя имеет двойную ценность. 1.Учебник – это часто прямое руководство к планированию урока. 2.Его материал составляет обычно, большую часть программы совместной деятельности учителя и ученика на уроке.
Научить ребенка правильно работать с учебником или учебным пособием главная развивающая задача учителя на уроке истории. Чем является учебник для современного ученика? Он должен предоставить ученику высокую информативность текста. Современные учебники по истории имеют очень большой объем информации, с которым учащиеся не всегда справляются, от этого страдает качество знаний по предмету. Задача учителя с 5-го класса научить работать с исторической информацией, из большого объема текста научить выделять главное, а из текстов сжатого, концентрированного типа получать развернутую информацию путем аналитического мышления.
Какие формы работы с учебником необходимо применять на уроках истории?
Чтение с выделением ключевых слов
Составление вопросов к тексту
Заполнение тематических таблиц
Поиск ответов на вопрос учителя по тексту учебника
Конспектирование текста по учебному параграфу
Выполняя данные виды работы, ученики обязаны хорошо понимать, что они должны сделать и какой конечный результат получить. Поэтому задания необходимо сформулировать с учетом возрастных особенностей, причем сделать это необходимо перед выполнением задания.
Если учитель с первых дней учит учеников работать с учебником, то со временем они смогут самостоятельно брать и усваивать учебную информацию.
Предлагаю вариант самостоятельной работы учащихся 5-го класса по теме: «Племена гуннов на территории Казахстана».
По календарно-тематическому планированию это 7-тема учебной программы, конец 1-й четверти, учитель может оценить качество своей работы, и узнать, как учащиеся научились работать с учебным текстом.
Учащимся предлагается два варианта работы по одному параграфу, чтобы это была индивидуальная работа и была возможность провести диалог в классе.
Для выполнения этой работы учителем разрабатываются и распечатываются компетентностно-ориентированные задания следующего содержания:
учащихся 5-х классов с учебным текстом по истории Казахстана.
Тема: Племена гуннов на территории Казахстана.
Учебник: «Рассказы по истории Казахстана», параграф№20 стр.70-74
Задание: разбери содержание новой темы, внимательно читая параграф и заполняя «лист ответов» по указанным задания.
Задание№1. Выбери дату существования гуннов.
с 4 века до.н.э. до середины 3 века н.э.
с 3 века до.н.э. до середины 4 века н.э.
с 5 века до н.э. до середины 3 века н.э. Ответ: _________________________
В каких древних источниках есть информация о гуннах?
греческие источник Ответ: __________________________
Кто такие Туман и Моде?
Выбери слова, которые относятся к гуннам, и подчеркни их:
— аманат, Ширак, племена, Дарий, персы, государство, «сын неба», железный век, «хунну», Китай.
Продолжи текст: «Прочитав, рассказ в учебнике о гуннах я узнал /а/ …_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание№1 Выбери правильно дату. Расцвет гуннского государства пришелся на
5 век до н.э Ответ___________________
Задание№2 Кто нарушил обещание о мире и вторгся в земли племени юечжи?
Кир Ответ__________________
Задание№3
Каким стало государство гуннов при Моде?
Выбери слова, которые относятся к гуннам, и подчеркни их:
— шаньюй, войны, Томирис, дань, Греция, распад, династия Хань, копье, скифы, мезолит.
Продолжи текст: «Прочитав, рассказ в учебнике о хозяйстве гуннов я узнал/а/…
При завершении работы учащимся предлагается «карта ответов», где ученик может еще раз обратить внимание на главное в изучаемом им тексте (второе прочтение новой темы), и проверить свои ответы.
Тема: Племена гуннов на территории Казахстана.
Выбери дату существования гуннов.
1.с 4 века до.н.э. до середины 3 века н.э.
2.с 3 века до.н.э. до середины 4 века н.э.
3.с 5 века до н.э. до середины 3 века н.э. Ответ: 2
В каких древних источниках есть информация о гуннах?
3.греческие источник Ответ: 1
Кто такие Туман и Моде?
Выбери слова, которые относятся к гуннам, и подчеркни их:
— аманат, Ширак, племена, Дарий, персы, государство, «сын неба», железный век, «хунну», Китай.
Продолжи текст: «Прочитав рассказ в учебнике о гуннах я узнал /а/
Тема: Племена гуннов на территории Казахстана.
Выбери правильно дату. Расцвет гуннского государства пришелся на
3.5 век до н.э Ответ:2
Кто нарушил обещание о мире и вторгся в земли племени юечжи?
Каким стало государство гуннов при Моде?
Выбери слова, которые относятся к гуннам, и подчеркни их:
— шаньюй, войны, Томирис, дань, Греция, распад, династия Хань, копье, скифы, мезолит.
Продолжи текст: «Прочитав рассказ в учебнике о хозяйстве гуннов я узнал/а/…
Любую работу ученика необходимо оценивать, проверяя данную работу учитель может использовать следующую «шкалу оценки»
Цель: Проверить информационную компетенцию учащихся 5-го класса.