рогачево дмитровский район история
РОГАЧЕВО (ДМИТРОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ)
Первое упоминание села Рогачёва относится к 1428 году, когда Дмитровский удельный князь Пётр Дмитриевич подарил село Николо-Пешношскому монастырю, владением которого оно оставалось до секуляризации церковных земель в 1764 году. В начале XVI века через Рогачёво проходили речные торговые пути и крупные дороги: из Клина в Дмитров и из Москвы в Корчеву. Село было последним рубежом, куда по реке Яхроме могли подняться тяжёлые грузовые корабли и в нём находился перевалочный пункт, где товары перегружали на более лёгкие суда, которые везли их выше по реке в Дмитров. С потерей значения этого торгового пути в начале XVII века Рогачёво сохранило роль местного торгового центра. К началу XX века село было одним из богатейших в Московской губернии, где веками закрепились несколько крупных семей купцов и промышленников, и даже бедные крестьяне были богаче большинства других в Дмитровском уезде.
В 1918 году в Рогачёве произошло крестьянское восстание во время попытки сбора «чрезвычайного революционного налога» представителями большевистской власти. После расправы над зачинщиками, здесь закрепилась власть красных.
В 1935-1958 годах Рогачёво было районным центром Коммунистического района Московской области РСФСР. Во время Великой Отечественной войны, в ходе Битвы за Москву, Рогачёво подверглось немецко-фашистской оккупации с 27 ноября по 9 декабря 1941 года. В октябре 1959 года в селе был открыт совхоз «Рогачёвский».
Статистика
Религия
Деревянная церковь во имя святого Иоанна Предтечи существовала в селе до XVII века. На исходе того столетия взамен прежнего был выстроен новый храм во имя святителя Николая Чудотворца. В XIX веке был возведён более внушительный Никольский храм, действующий и поныне.
До 2011 года село входило в состав Дмитровского благочиния Московской епархии. 26 июля того года был образован Рогачевский благочиннический округ и село Рогачёво стало его центром.
С 13 апреля 2021 года Дмитровский городской округ находится в пределах новообразованной Сергиево-Посадской епархии.
Святые
Храмы
РОГАЧЕВО (ДМИТРОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ)
Первое упоминание села Рогачёва относится к 1428 году, когда Дмитровский удельный князь Пётр Дмитриевич подарил село Николо-Пешношскому монастырю, владением которого оно оставалось до секуляризации церковных земель в 1764 году. В начале XVI века через Рогачёво проходили речные торговые пути и крупные дороги: из Клина в Дмитров и из Москвы в Корчеву. Село было последним рубежом, куда по реке Яхроме могли подняться тяжёлые грузовые корабли и в нём находился перевалочный пункт, где товары перегружали на более лёгкие суда, которые везли их выше по реке в Дмитров. С потерей значения этого торгового пути в начале XVII века Рогачёво сохранило роль местного торгового центра. К началу XX века село было одним из богатейших в Московской губернии, где веками закрепились несколько крупных семей купцов и промышленников, и даже бедные крестьяне были богаче большинства других в Дмитровском уезде.
В 1918 году в Рогачёве произошло крестьянское восстание во время попытки сбора «чрезвычайного революционного налога» представителями большевистской власти. После расправы над зачинщиками, здесь закрепилась власть красных.
В 1935-1958 годах Рогачёво было районным центром Коммунистического района Московской области РСФСР. Во время Великой Отечественной войны, в ходе Битвы за Москву, Рогачёво подверглось немецко-фашистской оккупации с 27 ноября по 9 декабря 1941 года. В октябре 1959 года в селе был открыт совхоз «Рогачёвский».
Статистика
Религия
Деревянная церковь во имя святого Иоанна Предтечи существовала в селе до XVII века. На исходе того столетия взамен прежнего был выстроен новый храм во имя святителя Николая Чудотворца. В XIX веке был возведён более внушительный Никольский храм, действующий и поныне.
До 2011 года село входило в состав Дмитровского благочиния Московской епархии. 26 июля того года был образован Рогачевский благочиннический округ и село Рогачёво стало его центром.
С 13 апреля 2021 года Дмитровский городской округ находится в пределах новообразованной Сергиево-Посадской епархии.
Святые
Храмы
Историческая география села Рогачёво
Историческая география села Рогачёво.
Верхнее Поволжье в XII – начале XIII вв. являлось пограничной территорией между Ростово-Суздальским (позднее Владимиро-Суздальским) княжеством и Новгородской землей. От устья реки Дубны водный путь шел в обе стороны по Волге. Налево можно было подняться к Твери. Другой путь в этом направлении шел на Устюжну, Тихвин до Ладожского озера и Орешка, в обход Новгорода до побережья Балтийского моря. Направо от дубненского устья по водной глади Волги можно было достичь устья рек Мологи и Шексны, откуда начинались большие водные дороги вглубь Новгородских владений, направляющиеся к Утюжне Железнопольской и Белоозеру и далее на Двину и Холмогоры; либо попасть после продолжительного путешествия в Каспийское море. «Такое удобное расположение рек представляет большие выгоды купцам, которые без большого труда ввозят товары из Каспийского моря по Волге в различные страны и даже в самую Москву». Герберштейн.
Здесь, на правом берегу Волги, ростово-суздальским князем Юрием Долгоруким и был основан город Дубна, выполнявший функции пограничной крепости, а также торгового и ремесленного центра на стратегически важном месте, в устье реки Дубны – важной транспортной магистрали, по которой начинался путь от Волги по рекам Сестре и Яхроме вглубь Владимиро-Суздальских владений, названный впоследствии Северным московским торговым ходом
.
Карта-схема территории Дубненского края из материалов фонда «Наследие».
Дубна, поселение на самой стрелке Волги. Здесь был административный центр Дубенского стана на котором располагался таможенный пост, известный как «Дубенское мыто». Это был таможенный пост сперва тверских князей, потом московских, и, наконец, Дмитровского удельного княжества, находившегося в подчинении у Москвы. В Толковом словаре русского языка В.И. Даля слово «мыто» как архаизм употребляется в двух смысловых значениях: оно означает и таможню — как государственное учреждение (таможенный пост) — и пошлину, собираемую с торговых людей. «Мыто» или «мыть» в значении пошлины бралось с определенного количества товара. «Мыто» в значении таможенного учреждения выполняло функции государственного органа (в рамках конкретного княжества) и, как следствие, находилось под юрисдикцией и контролем государства в лице его верховного правителя — князя.
Дубенское мыто было местом упорядочивания передвижения судов и грузов по Волге и рекам Северного московского торгового хода. С начала XV столетия резко возрастает экономическая и политическая роль Дмитрова. Дмитров был столицей самостоятельного удельного Дмитровского княжества, в составе Великого княжества Московского (в 1363 году Дмитров был присоединён к Москве в качестве особой политической территориальной единицы). От Дмитрова начинался судовой ход по реке Яхроме до её впадения в реку Сестру. И далее по Сестре в реку Дубну и Дубной в Волгу. Взаимное слияние трёх малых рек Яхромы, Сестры и Дубны обусловило положение Дмитрова, который был соединен с Волгой непрерывной водной дорогой и являлся ближайшей московской пристанью на верхнем течении Волги, что во многом способствовало усилению его экономической роли и превращению в достаточно крупный региональный центр торговли.
На рубеже XIV-XV веков, по мнению учёных, происходит резкое изменение природно-климатических условий, вследствие которого значительно повышается уровень воды больших и малых рек Восточно-Европейской равнины, в частности Волги и её притоков — малых рек. Это, безусловно, имело огромное значение для формирования и развития водных и торговых коммуникаций в Северо-Восточной Руси и, как следствие, служило предпосылкой для активизации хозяйственной жизни и налаживании экономических связей между отдельными регионами.
По всему этому водному пути возникали города, села, деревни. Путь требовал охраны и поэтому здесь устраивались монастыри. Монастырь — место сторожевого охранного пункта территории и воинского контингента в нем, а лишь потом идеологический центр. Корень слова «мон» — главный, верховный. Мон/арх – глава территории, страны, государства. Моно/мах –(моно/маг) – верховный жрец территории. Современное значение слова «стырь» — страж. Князь Владимир Мономах в этом же ряду.
Дорога была отмечена рядом таможенных застав – «мытов» — где собирались пошлины с провозимых товаров. Мыты были устроены не только на устье реки Дубны, но и в Дмитрове, Кашине, Скнятине, Угличе, на устьях рек Мологи и Шексны. Следует отметить, что водный ход, связующий Дмитров и Волгу, до конца XV века находился одновременно в составе владений Дмитровского удельного и Великого Тверского княжеств. Суда шедшие от Дмитрова по реке Яхроме и далее по Сестре, до слияния её с Дубной, находились под юрисдикцией дмитровских князей, а от устья Сестры по Дубне и само устье реки Дубны при ее впадении в Волгу — в зоне тверских владений. Со второй половины XV века Дмитров ведёт оживлённую торговлю с Севером. Активно торгуют монастыри — крупнейшие феодалы того времени — Троице-Сергиев, Кирилло-Белозерский, Калязинский, Песношский, Борисоглебский, Медведева пустынь, Андрониковский, Покровский. Монастыри Троице-Сергиев и Кирилло-Белозерский добиваются у дмитровских и тверских князей освобождения от таможенных пошлин. Кириллов монастыр посылает по водному ходу суда с рыбой и солью, а в обратный путь нагружает их рожью. Троице-Сергиев монастырь торгует с Белоозером, Двиной, Холмогорами, Вологдой. Так, при дмитровском князе Юрии Васильевиче (1462-1472) монастырь пользовался беспошлинным проездом трехсот возов через Дмитровское княжество в Новгородскую область и обратно. Товары из Дмитрова и в Дмитров, в связи с узким фарватером водного хода, особенно по Яхроме, приходили летом на судах неглубокой осадки. Более значительные суда перегружались в устье Дубны или у села Рогачёво (при впадении реки Яхромы в Сестру). Грамота конца XV века предусматривала случай: «… А заслянет их судно монастырское усть Дубны, и они выкладываются из того судна в три павозки.» Иными словами, провозимый товар из одного большого судна на устье реки Дубны перегружали в три мелкосидящих. Суда, ходившие по водному ходу, носили различные названия — паузки, павозки, лодки «с набои» и челны. Самая маленькая пошлина шла с челна — судна незначительной вместимости. Больше брали с лодки «с набои». Этот термин обозначал лодку с подставленными к бортам досками. Значительнее по объему были паузки или павозки — с них брали пошлину с каждой донной доски («колко будет в паузке досок»). Лодка «с набои» вмещала в себя от 3 до 5 человек либо около 100 четвертей ржи или 30 пудов соли. В Дмитров от устья Дубны приходили в основном мелкие суда — суда небольшой осадки. Там они разгружались на возы и уже сухопутным путём, привезённые по воде товары, доставлялись в Москву. Крупные суда шли от устья Дубны до села Рогачёво, близ которого находился Николаевско-Песношский монастырь. В Рогачёве сложился в этой местности оживлённый торговый центр; другой впоследствии сформировался к середине XVI века в Кимрах. Как отмечает М.Н. Тихомиров, «на торги в Дмитрове, Рогачёве и Кимрах съезжались крестьяне из царских, монастырских и частновладельчески сел и деревень, находившихся поблизости и даже из Переяславля». В Рогачёво бывали и торговали «сведенцы смоленские, паны московские». Среди наиболее распространённых товаров, провозимых по водному ходу на торги, в письменных источниках чаще всего упоминаются соль, рыба, хлеб. Но кроме того среди товаров встречаются медь, свинец, олово, икра и мёд. Таможенные грамоты для торговых людей из Дмитрова и Московской земли устанавливали более льготные условия по сравнению с «иноземцами» — новгородцами, псковичами и другими. «А кто приедет, из всех городов и из волостей московской земли и новгородец, и псковитянин, и тверин, и казанец, и рязанец и иноземец всякой, в повозке к г.Дмитрову и сколько будет в повозке во дне досок и наместнику с доски данные по алтыну…, а придет иногородец в лодке и будет лодка с набои, и наместнику имати с лодки по алтыну, а кто придет в Дмитров торговати из всех городов из волостей Московской земли, и таможникам у них имати с рубля по три деньги», — сообщается в одной из грамот.
Со второй половины XVI столетия водный ход от устья реки Дубны по Сестре и Яхроме до Дмитрова постепенно тишает и пустеет. Это было связано с те, что именно с середины XVI века был проложен новый прямой путь от Москвы к Белому морю. Торговля с Западной Европой, прежде всего, с Англией, идет уже через новый российский северный порт — Архангельск. Падает значение старых торговых центров на северо-западе Руси: Пскова и Великого Новгорода. Вместо далекого водного пути на Белоозеро товары с большой скоростью идут по дороге от Вологды на Москву. Окончательно старый водный ход теряет своё былое значение в XVII веке. Однако и в этот период Дмитров продолжает вести торговлю с Белоозером и Устюжной — через Дмитров идут поставки свежей рыбы для царского стола. В Дмитрове создаются особые рыбные пруды и специальный рыбный двор, а естественная водная артерия Дубна-Сестра-Яхрома используется в качестве своеобразного водного рукава, в который направляется, загоняется волжская рыба. В связи с доставкой рыбы к царскому двору Дмитров переходит в дворцовое ведомство в последней трети XVII века.
Примечательно, что водный ход по малым рекам от Дмитрова к Волге, через устье Дубны, использовался с середины XV века и как транспортная коммуникация. Водной дорогой по случаю пользовались представители правящего княжеского и царского дома. Письменные источники донесли до нас несколько подобных фактов. О двух из них, относящихся к событиям феодальной войны второй четверти XV столетия, речь пойдёт позднее. В своей работе «Российское государство в XV-XVII веках» М.Н. Тихомиров отмечает о бегстве на север по водной дороге в 1480 году, во время нашествия хана Ахмата, Великой княгини Софьи Фоминишны, жены Великого Московского князя Ивана III, племянницы последнего византийского императора Константина. «Неизданная Вологодско-Пермская летопись сообщает, что по выходе из Москвы Великая княгиня Софья «поиде к Дмитрову и оттоле в судех к Белуозеру» — пишет Тихомиров. Исполняя обет, данный во время болезни, Иван IV Васильевич Грозный отправился на богомолье в Кирилло-Белозерский монастырь, воспользовавшись дорогой через Дмитров как наиболее удобной. Его путь лежал по рекам Яхроме и Сестре в Дубну, оттуда в Волгу, затем Шексною вверх к Белоозеру. Во время этой поездки умер его сын Дмитрий.
В 1701 году царь Петр I Алексеевич, для обозрения хода на судах из Волги в Москву, проехал по рекам Дубне, Сестре и Яхроме. Этому предшествовал именной указ 1701 года о подготовке к проезду царя по рекам Тверце, Волге, Дубне, Сестре и Яхроме.
По материалам историко-культурного портала Игоря Даченкова «Наследие», город Дубна.
Результатом проезда стала идея строительства канала, соединяющего Волгу и Москву-реку. Исполнение было поручено Василию Дмитриевичу Корчмину (до 1671 — 1729) — ближайшему сподвижнику Петра Великого.
Русский главный царский инженер; ключевая фигура в петровской армии: один из создателей лучшей артиллерии своего времени, конструктор пушек и новых видов вооружения (изобретатель боевых ракет и огнемёта), мастер фортификации и осадного дела, участник многих петровских баталий (при этом трижды был ранен), военный разведчик, гидрограф, пионер в поиске и создании новых водных путей; промышленник (создатель частных предприятий, работавших на оборону); генерал-майор (1726 год), майор лейб-гвардии Преображенского полка, кавалер ордена св. Александра Невского (1728 год). Корчмин, по указам Петра I, занимался вопросами по созданию водных путей из Волги в Новгород, Санкт-Петербург и Москву. Корчмин нащупал верное решение. Он обратил внимание на чрезвычайно благоприятное географическое положение Дубно — Сестринской водной системы. В письме от 5 октября 1701 года он писал, что «изобрёл место благополучное к водному пути в Новгород»: через устье реки Дубны и реку Сестру.
Карта Рогачёва 1985 года.
Зелёный цвет это низменности, когда то занятые водами древнего ледникового моря — озера. Серый цвет возвышенности, острова и берега этого моря. Клинско — Дмитровская гряда берег, а, к примеру, Трехсвятское, Куликово с Говейновым и все другие поселения на островах. Если пройти по течению Лбовки от Школьной горы до кладбища и далее, то становиться понятным, что долина реки когда — то была заливом нашего озера, через который надо было переправиться едучи по дороге связывающей Московское княжество (Дмитров ) и Тверское ( Клин). Объехать, по тогдашним дремучим лесам и непроходимым болотам, можно, но дураков на Руси и тогда было немного, проще мытный сбор с товара у переправы через Лбовку (где сейчас мост) заплатить рогачёвским таможенникам — пограничникам. Как и всегда, как и везде, себя они не забывали. Отсюда и пошло рогачевское богатство и замечательная предприимчивость. А жили тиуны на своей улице у моста, что стала Малым Рогачёвом. Дорога Дмитров — Рогачёво имела стратегическое значение ещё до основания Дмитрова и строго оберегалась.
Широко известно, что в 12 — 13 веках наступило резкое ослабление Киевской Руси. Причины ослабления различны, но нельзя сбрасывать со счетов и неприятия народом насильно внедряемого правящей верхушкой новохристианства из — за резких отличий в мировозрении. «Добровольное» принятие христианства сократило население русских в Киевской Руси с 12 миллионов до 3 миллионов, из которых 6 миллионов погибло до монголо-татарского ига, а 3 — при помощи ордынцев» (Н. Н. Островский «Святые рабы».) – 75% населения Руси. Может быть и не погибло, а разбежалось в разные стороны. Как следствие, после крещения Руси начался исход населенияв из Киевской, Волынской и других южных земель в Литву, Польшу, на русский север в Поморье, в Сибирь, на Урал, а в основном на более безопасный северо-восток, в Ростово-Суздальские края – в «залесье». Люди шли сюда как с запада, из земель Новгородской, Полоцкой и Смоленской, так и с юга, из Киевщины, после того, как были проложены дороги и «сквозь вятичи», с Днепра на Оку. По этим дорогам из южной Руси пошел громадный поток народа в междуречье Оки и Волги — Москву, Ростов Великий, Суздаль, Владимир, Дмитров и т.д. Нынешняя трасса Клин, Рогачево, Дмитров и есть один из участков древнего пути. В Рогачеве, на границе княжеств, в самом удобном для обороны месте на переправе через озерный залив и была устроена пограничная застава, а погранотряд (пользуясь современной терминологией) размещался за частоколом в Синьковском городище. Представляет собой небольшое возвышение во главе мыса, защищённого естественной преградой — оврагами с двух сторон и насыпным валом — с третьей стороны. Датируется V-VI столетиями. На территории Дмитровского края обитали в это время преимущественно кривичи — одна из ветвей восточных славян. В двух километрах от городища имеется другое древнее поселение — Каргашинское селище, где жили представители народа меря.
Дорогу перед городищем со стороны Твери пересекали две реки с говорящими названиями, Буйнятка (буйная), поэтому и Бунятино и Варварка, также, вероятно, особа с непростым характером. Стало быть, непрошенным гостям, со стороны Твери по пути в Дмитров нужно было преодолеть несколько водных преград с заставами в Рогачеве и Синькове.
Пожалование села Рогачева в Николо-Пешношский монастырь было сделано удельным князем Дмитровским Петром Дмитриевичем в 1432 году. Всего лишь первое упоминание о селе в письменных источниках, но никак ни дата основание села. Расположенное на двух больших трактах между Дмитровом и Клином, имея по соседству судоходную пристань на устьях рек Яхромы и Сестры, село Рогачево издавна славилось своей торговлей и промыслами. В XV веке в Рогачёве было уже 20 торговых монастырских лавок. В начале XVII столетия торговля в Рогачёве достигла такого масштаба, что с села уже собирались таможенные пошлины. С XVIII века Рогачёвские торговцы вели свои дела со многими отдаленными городами, даже с Санкт-Петербургом. Вот несколько наиболее известных фамилий Рогачёвских торговцев и предпринимателей: Маковкины, Горюновы, Квасковы, Блиновы, Мочаловы, Мошкины, Сарафановы, Рыбаковы, Гордеевы, Юрасовы, Архаровы. В XIX веке в Рогачеве было уже около 50 лавок с гостиным двором на площади, с церковными лавками, 6 трактиров, 4 питейных заведения с винным складом и погребами Горюнова, 4 кожевенных и один клейный завод. Каждую неделю в Рогачеве устраивались два рынка, а раз в году – две ярмарки: Никольская и в десятую пятницу по Пасхе. Кроме того, в году было два так называемых сборных рынка: перед Николиным днём – зимою и в понедельник третьей недели Великого поста. Народу на ярмарках стекалось до 10 тысяч. Годовой торговый оборотный капитал достигал более миллиона рублей. Торговали мануфактурой, галантереей, хлебом и мясом. По свидетельству очевидцев, в Охотном ряду в Москве нет ни одной мясной лавки, где бы ни было рогачёвских мясников. Крупным торговцем мясом был Гордеев, он скупал в день 500-600 голов крупного рогатого скота. Кожи у купцов обычно скупали Юрасов и Архаров, владельцы кожевенных заводов устроенных на Реке Лбовке. Они не гнушались кожами дохлых лошадей, собак и кошек. Они также покупали кожи у охотников, в том числе шкуры рысей, лисиц.
Нет сомнения, Рогачёво и рогачёвцы, жители рогачёвской волости обязаны были, до 1917 года, нажитым богатством и благополучием как своей предприимчивости и трудолюбию, так и умению целенаправленно использовать преимущества природного, географического расположения села. Я имею в виду широко известные Рогачёвские яриарки. Последующий текст создан на основе блога «Записки Дилетанта», см. dilettante55.blogspot.com/2013/11/1917.html
«Вроде ничего сложного нет. Люди торговали и торговали и об этом все знают. Но почему именно на этом месте велась такая активная торговля и достаточно продолжительное время — несколько сотен лет? Понял причины такой популярности знаменитых Рогачевских ярмарок. Многие слышали о Поле чудес в Рогачёво, знаменитое среди чёрных копателей и кладоискателей Москвы и окрестностей.
Рассмотрим карту. Это три поля расположенные на окраине села. Ориентироваться здесь легко. Поля выделенные красными овалами вдоль окружной дороги это и есть Поле чудес. Прямая линия — хорда соединяющая концы окружной дороги это улицы Рогачёва. При желании можно различить и площадь Осипова и храм и кладбище. Именно на этих полях и проходили Рогачёвские ярмарки». Причём, ранее на этом месте располагалось первое рогачёвское (староверческое) кладбище. См. «Историю торгового села Рогачёва» И. Т. Покровского. Ничего удивительного в этом нет. Рогачёвцы, основавшие здесь поселение были истинно православные христиане, как и все русские люди. В 17 — 18 веках стараниями Никона, царя Алексея и его сына Петра 1 исконная народная вера была лукаво и насильно подменена новым европейским христианством, по форме схожим, а по сути противоречащим изначальной вере русских людей. Преследования, моральные и физические староверов (старообрядцев) заключались и в запрете хоронить умерших на старых кладбищах и уничтожению их — запахиванию.Так же и при насаждении новой в России веры — коммунистической уничтожались повсеместно церковные кладбища. И в Рогачёве исчезло кладбище у собора. Здесь, когда строили на его территории сначала ТП, а затем ресторан «Радуга» всё вокруг было завалено костями и черепами наших предков.И посмотрим на это же место глазами Шуберта
Место ярмарок между Безбородово, Кочерги, Васнево.
Торговое село Рогачёво и храм Николая Чудотворца, Московская область
Когда едешь по второй «бетонке» (Московское Большое кольцо, трасса А108), то почти на полпути между Дмитровом и Клином, чуть в стороне от дороги взгляд вдруг выхватывает огромный пятиглавый храм с высокой колокольней. Он гораздо больше, чем обычные сельские церкви в наших местах. Это — старинное торговое село Рогачёво и храм Николая Чудотворца.
Никольский храм в Рогачёве
Селом Рогачёво Дмитровского района Московской области завершается Рогачёвское шоссе — одна из красивейших трасс северного Подмосковья, проходящая по холмам Клинско-Дмитровской гряды. Далее на север уходит небольшая дорога к Медведевой пустыни и Николо-Пешношскому монастырю. На запад идет дорога в Клин, на восток — в Дмитров. Уже одно то, что село находится на пересечении этих дорог, говорит о богатстве этого поселения, обусловленного выгодным географическим положением. Так оно и было.
История села Рогачёво
Первое упоминание о селе Рогачёво относится к 1428 году, когда дмитровский удельный князь Петр Дмитриевич (1385-1428, сын Дмитрия Донского) подарил его Николо-Пешношскому монастырю, во владении которого оно оставалось вплоть до царствования Екатерины Великой. Вероятно, Рогачёво было основано еще ранее, в XIII-XIV веках, в эпоху борьбы московских и тверских князей. Оно находилось на границе двух крупных княжеств, тверские князья часто опустошали эти земли.
Вскоре Рогачёво превратилось в крупный торговый центр, через него проходили речные торговые пути из Москвы на русский Север. По реке Яхроме сюда поднимались большие речные корабли. Здесь товар перегружали на более легкие суда и везли выше по реке, в Дмитров. В XVII веке этот речной путь потерял свою значимость, однако Рогачёво сохранило за собой роль местного торгового центра. Через Рогачёво также проходила большая дорога из Дмитрова в Клин и далее в Корчеву — крупный волжский порт (о ней рассказ еще впереди).
О размахе торговли в Рогачёве свидетельствуют такие цифры. Еще в XV столетии в Рогачёве насчитывалось 20 монастырских лавок. В начале XVII века с села собирались таможенные пошлины, что говорит о крупном размахе торговли. В XVIII веке рогачёвские купцы торговали в Санкт-Петербурге и других городах России, в том числе и отдаленных.
13 августа 1858 года Рогачёво посетил император Александр II с супругой императрицей Марией Александровной и детьми Николаем Александровичем и Марией Александровной.
Волостной голова Александр Спиридонович Сарафанов и старшина Иван Гаврилович Седов преподнесли государю хлеб-соль. Крестьянин Алексей Алтынов преподнес государыне в картузе десяток яблок, а крестьянка Марья Асташева преподнесла детям фунт баранок. Все преподнесения были приняты, а государыня изволили расспрашивать о благосостоянии села и о сельском храме.
В 1885 году в селе существовало 50 лавок, гостиный двор, 6 трактиров, 4 питейных заведения с винным складом и погребами, 4 кожевенных и один клейный завод. Еженедельно устраивались два рынка, ежегодно — две ярмарки: Никольская и в десятую пятницу после Пасхи. Дважды в год также устраивались сборные рынки: зимой перед Николиным днем и в понедельник третьей недели Великого поста. Торговали галантереей, мануфактурой, колониальными товарами, мясом, хлебом. На рогачёвские ярмарки съезжалось до 10 тысяч человек, годовой торговый оборотный капитал достигал более миллиона рублей. Товары (за исключением мяса) везли сюда из Москвы, Петербурга, с Нижегородской, Ростовской, Рыбинской и Псковской ярмарок. Рогачёвские купцы торговали и в Москве, на Охотном ряду. Жители Рогачёва также занимались башмачным, сапожным и игрушечным промыслами.
Священник Илья Покровский, выпустивший в 1886 году книгу «Торговое село Рогачево», писал:
Современный рогачевский народ очень неглупый, религиозный, деятельный, предприимчивый и чрезвычайно трудолюбивый.
История сохранила имена рогачёвских торговцев: Квасков, Блинов, Мочалов, Мошкин, Сарафанов. Крупным мясным торговцем был Гордеев. Кожевенными заводами владели Юрасов и Архаров.
Село быстро разрасталось. Сейчас в нем насчитывается 12 улиц и два переулка. И неудивительно, что здесь появился огромный Никольский храм, самый большой сельский храм Подмосковья. До XVII века здесь стояла деревянная церковь Иоанна Предтечи. В конце столетия на ее месте поставили холодный пятиглавый храм во имя святителя Николая Чудотворца с трапезной и приделом Иоанна Предтечи. В 1849 году его разобрали, и в 1853 году построили новый, каменный, с двумя пределами в честь Смоленской иконы Божией Матери и Иоанна Предтечи.
В 1862 году на средства местных купцов Мошкиных и Гордеевых было начато строительство огромного Никольского храма в русско-византийском стиле, который включил в себя старую трапезную с двумя приделами. Строительство собора продолжалось 23 года и было завершено в 1886 году. Колокольня была построена в 1877 году. В церкви было медное паникадило на 48 свечей весом в 60 пудов, резной иконостас работы М. А. Рагожина.
Никольский храм в селе Рогачёво, фото конца XIX века
В 1935 году Рогачёво стало центром Коммунистического района Московской области (упразднен в 1957 году). С 27 ноября по 9 декабря 1941 года село было оккупировано немцами. В настоящее время Рогачёво — крупное село, где есть детский сад, средняя школа, больница, стадион, сеть магазинов. В Рогачёвской сельской библиотеке создан мини-музей «Моя родная старина».
Помимо Никольского храма в Рогачёве сохранились старинные каменные дома на Соборной площади и других улицах, интересные деревянные дома с резными наличниками.
Фотографии и впечатления
Я проезжаю через Рогачёво по дороге на дачу. Само Рогачёвское шоссе представляет интерес — здесь красивая природа, а также множество интересных памятников архитектуры: старинные церкви, усадьбы.
Рогачёвское шоссе
Рогачёвское шоссе
Ближе к Рогачёву рельеф становится равнинным — холмы Клинско-Дмитровской гряды остаются позади, начинается Приволжская низменность. В одном месте, почти у самого села, уже с середины лета желтеют листья на деревьях — то ли почва такая, то ли какая-то другая аномалия.
Рогачёвское шоссе
Где-то за деревьями мелькнет золоченый купол колокольни. А затем и весь комплекс появляется во всей своей красе.
Никольский храм в Рогачёве
В селе, что встречается не часто, попадаются каменные строения — свидетельство былой роскоши и богатства.
Село Рогачёво
Большинство из них сосредоточены на центральной (Соборной) площади.
Соборная площадь в селе Рогачёве
Эффектно смотрится храм и с другой стороны, когда въезжаешь в село со стороны Большого Московского кольца (трасса А108).
Никольский храм в Рогачёво
На Соборной площади почти всегда многолюдно. Здесь, рядом с храмом — местный рынок, магазины, несколько памятников, стоянка такси.
Памятник жителям села Рогачёва, павшим в годы Великой отечественной войны
Дом на Соборной площади
Храм Николая Чудотворца
Дома на Соборной площади
Памятник героям локальный войн
За памятником сзади справа — здание местной библиотеки, где силами сотрудников библиотеки и местных жителей создается местный музей.
Никольский храм поражает воображение своими размерами. Вблизи он кажется еще больше. Сейчас в нем ведется реставрация, однако службы уже идут.
Храм Николая Чудотворца в Рогачёве
Храм Николая Чудотворца в Рогачёве
Он такой громадный, что почти не помещается в объектив, хотя я и отошла почти на другой конец площади.
Храм Николая Чудотворца в Рогачёве
Колокольня храма Николая Чудотворца в Рогачёве
Храм Николая Чудотворца в Рогачёве
Храм Николая Чудотворца в Рогачёве
Храм Николая Чудотворца в Рогачёве
Специально в Рогачёво ехать, возможно, и не стоит. А вот если совместить посещение села с поездкой в Медведеву пустынь и Николо-Пешношский монастырь, то получится очень интересный маршрут по одному из красивейших уголков Северного Подмосковья.
© Сайт «Дорогами Срединного Пути», 2009-2021. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.
Онлайн-сервисы, которые помогают мне путешествовать:
Дешевые авиабилеты: Aviasales
Гостиницы и базы отдыха: Booking
Туристическая страховка: Cherehapa
Экскурсии на русском языке: Tripster и Sputnik8
Хотите узнать больше о Китае?
Об этом я пишу в своем телеграм-канале «Срединный Путь»
Кстати, почти в любом провинциальном российском городе вся культурная жизнь сосредоточена в центре, и смотреть по окраинам в принципе нечего.
Да, это естественно. Хотя по окраинам можно найти тоже всякие интересные постройки: старинные жилые дома, наличники. Правда, я несколько стесняюсь в открытую фотографировать чужие дома, хотя, наверное, стоило бы — деревянные постройки уходят в прошлое.
Хорошо, что в посёлке сохранился храм. Да ещё такой красавец! Радостно, что люди помнят свою историю — не в каждом селе находится музей. Побольше у нас было бы таких сёл и пусть люди, живущие в нём процветают и богатеют. Святой Никола, моли Бога за них!
Да, должно быть интересно вот так по крупицам собирать историю своего села — в чем-то это и проще, и сложнее. И, возможно, жалко, что этой историей заинтересуются местные жители да немногие заезжие путешественники.
В который раз убедился, что красоту рук человеческих и интереснейшую историю встречаешь буквально рядом, за порогом родного города. А то многие чудеса ищут за тридевять земель, а свои ценности даже не замечают.
Кстати, именно в Баку я обратил внимание, что наши церкви намного красивее и привлекательнее, чем мусульманские мечети…
Я думаю, еще дело в том, что глядя на родные красоты, взгляд «замыливается», достопримечательности и интересности становятся частью привычного пейзажа, а потому не замечаются. А что касается убранства наших церквей… Оно-то конечно красивое, только в эту красоту вся вера и ушла… В этом отношении мне больше нравятся сельские полуразрушенные церкви — они какие-то настоящие, что ли…
А мне в этом отношении очень понравились буддисткие пагоды и храмы — там вера искренняя и перед богом все равны
Полностью разделяю вышесказанное. Спасибо!!