родриго диас де вивар биография
ЭЛЬ СИД (наст. имя Родриго Диас де Вивар, исп. Rodrigo Diaz de Vivar)
Кастильский дворянин, национальный герой Испании, прославившейся своими военными победами в эпоху Реконкисты.
Про исторического Родриго Диаса известно, что он был посвящен в рыцари королем Кастилии и Леона Санчо II. Помог королю одержать победу в битве с его братом Альфонсом VI при Гальпехаре в 1072 г. В том же году принимал участие в осаде Саморы, у стен которой 7 октября 1072 г. Санчо был убит. После его смерти Сид в числе остальных кастильских дворян присягнул Альфонсу VI.
В 1079 или 1080 г. Родриго Диас по поручению короля отправился за ежегодной данью к эмиру Севильи, ведшего в то время войну с эмиром Гранады, которого поддержало ряд знатных кастильских дворян. Эль Сид в этом конфликте встал на сторону эмира Севильи и разбил войска правителя Гранады, добавив к дани военную добычу. По возвращению ко двору Альфонса VI его обвинили в незаконном присвоении части добычи и изгнали из владений короля. Эпос называет причиной изгнания зависть короля к популярному военачальнику, а современные историки склонны скорее видеть в этом событии попытку разрешить дипломатический кризис, вызванный своевольными действиями Эль Сида.
В изгнании Сид служил эмирам Сарагосы и эмиру Валенсии, при необходимости обнажая меч и против их христианских противников. Так, когда Альфонс VI в 1092 г. осадил Валенсию, он в отместку опустошил кастильские земли близ На́херы и Калаорры.
После свержения эмира Валенсии Эль Сид в 1094 г. захватил город и правил там как независимый сеньор до своей смерти в 1099 г., окончательно примирившись с Альфонсом VI, которому требовалась помощь в противостоянии с войсками альморавидов после сокрушительного поражения в битве при Заллаке в 1086 г.
Источники:
Historia Roderici, ms. 9/ 4922 (olim A-189) de la Biblioteca de la Real Academia de la Historia, f. 75r. Madrid;
Cantar de mio Cid. Biblioteca Nacional de España. Madrid.
Иллюстрации:
Анна Вон Хайат Хантингтон. Эль Сид, 1927. Севилья.
Родриго Диас де Бивар
Содержание
Биография
Служа при дворе кастильского короля Санчо II, Эль Сид помог королю Санчо победить его брата Альфонсо в сражении при Гальпехаре. Однако вскоре Санчо II был убит. После его смерти королём стал его брат Альфонсо VI. При Альфонсо Эль Сид стал главнокомандующим (alférez) кастильской армией. Сид заставил короля Альфонсо поклясться в том, что он не повинен в смерти своего брата.
За свою жизнь у Эль Сида было множество побед. Альфонсо завидовал популярности Сида в народе. Отношение между Родриго и Альфонсо стали крайне натянутыми. Не помогает даже брак Эль Сида с племянницей короля — доньей Хименой. До поры до времени Сид оставался главнокомандующим кастильской армии. Но в 1079 году Эль Сид совместно с войском Аль Мутамида — эмира Севильи, союзника кастильского короля, разгромил армию правителя Гранады Абдуллы. На беду при Абдулле состоял граф Гарсия Ордоньес, любимчик короля Альфонсо. Сей граф очутился в плену у Родриго. Вскоре Эль Сид осуществил налёт на Толедо. Над этим городом Альфонсо давно установил свой протекторат. За это Альфонсо в 1080 году изгнал Сида. После этого Эль Сид служил у эмира Сарагоссы, успешно воюя с барселонским графом Рамоном Братоубийцей и с Санчо Рамиресом. За свой талант Эль Сид получил прозвище Кампеадор (Победитель). В 1086 году в Испанию вторглись войска Альморавидов, которые разгромили кастильские войска и захватили всю Андалузию. В 1087 Альфонсо призвал Сида к себе. В 1089 году Родриго разбил эмира Аль-Кадира и вынудил платить огромную дань. В 1094 году захватил Валенсию и стал её правителем. Все попытки Альморавидов отвоевать Валенсию кончились их поражениями в битвах при Куарте (в 1094) и Байрене (в 1097).
Сид (от народного арабского «сиди» — «мой господин») приобрёл легендарные черты и считался отважным рыцарем, сочетавшим храбрость и гуманность, поскольку он воевал как с христианскими тиранами, так и с мавританскими. После своей смерти в 1099 году Сид превратился в народного героя, воспетого в поэмах и песнях.
В 1919 году останки Сида и его жены доньи Химены захоронены в Бургосском соборе. Здесь же с 2007 года находится Тисона — меч, предположительно принадлежавший Сиду.
Сид в литературе
Уже в том же XII веке появилась латинская поэма Gesta Roderici, носящая педантическую окраску и содержащую обильные отголоски античного мира. Его подвиги послужили сюжетом для «Песни о моем Сиде» («Cantar de mio Cid») — эпической поэмы, написанной на кастильском языке. В поэме прослеживается явное влияние французской «Песни о Роланде», близко к реальности отражены исторические события, и читатель ясно представляет, какой была жизнь странствующего рыцаря в припограничной полосе Испании.
Эль Сид Кампеадор – национальный герой Испании
В легендарной «Песне о моем Сиде» говорится, что будущий герой Кастилии, а потом и всей Испании, происходил из дворянского рода. По одной из версий, его предок занимал высокую должность судьи. Дело в том, что в Кастилии существовала давняя традиция – все спорные моменты в жизни граждан решали два судьи. Соответственно, занять такую должность мог только знатный и уважаемый человек. Отец де Вивара Диего Лаинес всю свою жизнь посвятил охране границ Кастилии и Навары от набегов мавров.
Благодаря высокому социальному статусу Родриго был вхож в кастильский двор и получил образование в монастыре San Pedro de Cardena. После смерти отца воспитывался при дворе Фернандо I, а его лучшим другом стал старший сын короля – Санчо. В монастыре Родриго научили читать и писать. Причем последнее доказано, поскольку сохранилась подпись Эль Сида.
В 1065 году, когда умер король Кастилии Фердинанд I, королевство оказалось в пучине междоусобной войны. Дело в том, что Фердинанд I поделил обширные земли между тремя сыновьями. Сама Кастилия отошла к старшему – Санчо, Леон достался среднему – Альфонсо. Ну а младший, Гарсия, получил в свои владения Галисию.
В разгоревшемся конфликте успех сопутствовал Санчо II. Именно на стороне этого короля и воевал Родриго. Известность он получил благодаря храбрости и героизму во время многочисленных битв. В одной из них Эль Сид не просто разгромил армию неприятеля, но еще взял в плен короля Альфонсо. Благодаря этому Санчо II сумел взять под свой контроль земли, принадлежащие родственнику. По одной из версий, именно за этот подвиг Родриго получил прозвище Кампеадор. Это слово можно перевести как «рыцарь», «великий воин».
Противостояние с Альфонсо
Став полноправным правителем обширных земель, Альфонсо VI повел себя мудро. Первым делом помирился с Родриго. Он не хотел обрести кровного врага в лице столь прославленного и уважаемого воина. Правда, по одной из легенд, Эль Сид потребовал от новоиспеченного короля поклясться в том, что тот непричастен к убийству брата. Впервые этот эпизод всплыл в середине 30-х годов 13-го века. Однако многие историки считают его авторским вымыслом, поскольку никаких документов, подтверждающих клятву, не сохранилось.
В те неспокойные времена правители раздробленной Испании не прекращали междоусобные войны. Причем ради победы или финансовой выгоды они не гнушались даже заключением краткосрочных союзов с главными врагами – маврами. Именно из-за такой стычки и пострадал Эль Сид. Объединившись с эмиром Севильи Аль Мутамидом, который, к слову, был союзником Кастилии, он в «чистом поле» сошелся с войском Абдуллы, правителя Гранады. Тот бой закончился победой Родриго и Аль Мутмида. Но радость от победы испортил один факт. Оказалось, в войске Абдуллы обнаружился граф Гарсия Ордоньес, находившийся под покровительством Альфонсо VI. Этот граф был взят в плен Родриго. А после этого Эль Сид еще опустошил земли Толедо, которые также находились под протекторатом короля Кастилии.
Надо сказать, Альфонсо VI довольно холодно относился к успешному полководцу. Мудрость, проявленная в начале, уступила место зависти и боязни потерять трон. Ведь Эль Сид был очень популярен в армии и в народе. Поэтому пленение Ордоньеса и налет на Толедо Альфонсо использовал с максимальной для себя выгодой. Эль Сид попал в опалу и в 1080 году был вынужден покинуть Кастилию.
Оказавшись ненужным Альфонсо, Родриго начал активный поиск нового столь же сильно и влиятельного покровителя. Первым делом он предложил помощь в борьбе с маврами графам Барселоны. Но те по каким-то причинам отказали Эль Сиду. И тогда Родриго переметнулся в стан врагов – встал «под ружье» к эмирам Сарагосы.
В то время это не считалось чем-то из ряда вон выходящим. Обычная распространенная практика среди воинов-христиан, которые не смогли найти себе хозяина аналогичной веры. На службу к эмирам шли из-за острой нехватки средств к существованию или же по причине гонений на родине. Мавры, в свою очередь, стремились переманить воинов-христиан, поскольку те отличались дисциплиной и выучкой. Кроме того, у них не было родственников или каких-либо влиятельных друзей среди мусульман. А значит, в подковерные интриги они не лезли. Получалось взаимовыгодное сотрудничество в условиях непрекращающейся войны за освобождение Пиренейского полуострова от мусульман.
Находясь на службе Сарагоского эмира, Эль Сид вступил в борьбу с Барселоной. И в нескольких битвах сумел одолеть графов, которые не так давно отказали ему в покровительстве.
В 1086 году у христиан появился новый враг – по приглашению эмиров Севильи, Гранады и Бадахоса из Марокко в Андалусию вторглись войска Альморавидов. В одной из крупнейших битв за все время Реконкисты – сражение при Заллаке – испанские христиане потерпели сокрушительное поражение. Сам король Альфонсо VI чудом спасся с поля боя.
По одной из версий в той битве принимал участие и Эль Сид Кампеадор. И хоть сражение было проиграно, он сумел вернуть себе расположение короля Кастилии и вернулся на родину.
Спустя всего год Эль Сид вновь вышел на тропу войны. На сей раз конфликт разгорелся из-за Валенсии. Против Родриго выступил его старый противник – Рамон Беренгер, граф Барселоны, поддерживающий эмиров. Надо сказать, сам Кампеадор также выступал на стороне мусульман. В битвах за Валенсию сильнее оказался Эль Сид, и город перешел под протекторат Альфонсо VI. Король Кастилии ценил и ненавидел Родриго одновременно. Поэтому, когда тот отказался поддержать Альфонсо в набеге на мавров, правитель вновь изгнал Кампеадора.
После очередной незаслуженной, по мнению Эль Сида, опалы, он начал работать исключительно на себя. Пользуясь огромным авторитетом, Кампеадор сумел завоевать земли Валенсии, добившись от эмиров признания его власти. Затем в очередной раз разбил войско Рамона Беренгера и сумел взять его в плен. За освобождение Родриго потребовал от врага раз и навсегда отказаться от претензий на земли Валенсии. Графу пришлось согласиться.
В 1094 году Эль Сид сумел подчинить себе и сам город. Альморавиды несколько раз пытались отбить у нег Валенсию, но все их попытки провалились.
Эль Сид, как и положено настоящему герою, умер не в собственной постели. По легенде, перед битвой с маврами его ранила отравленная стрела. Чувствуя приближение смерти, Родриго приказал жене облачить его в доспехи и посадить на коня, чтобы противник ничего не заподозрил. Химена выполнила пожелание своего мужа. Мавры, скорее всего, знали, что Эль Сид был смертельно ранен, поэтому его появление вызвало у них испуг, и они разбежались. Так, по крайней мере, написано в легендах.
Но когда весть о смерти Родриго распространилась по Испании, мавры с удвоенной силой стали пытаться завоевать Валенсию. Химена, как могла, обороняла город. Но спустя несколько лет, когда силы истощились, она попросила защиты у Альфонсо VI. Король Кастилии не стал связываться с маврами, а просто предложил жителям-христианам покинуть город. И вскоре Валенсию заняли мусульмане.
Эль Сид и его семья похоронены в монастыре Бургоса. На гробнице выбита эпитафия, сочиненная Менедесом Пидалем: «Здесь лежат Родриго Диас, Кампеадор, умерший в Валенсии в 1099, и его жена Химена, дочь графа Диего де Овьедо, королевского рода. Все они достигли чести и родились в добрый час».
Благодаря характеру и великому множеству побед Эль Сида еще при жизни считали истинным воплощением кастильского духа. Поэтому он обрел бессмертие как национальный герой Испании в преданиях и песнях-романсеро. Например, «Песнь о моем Сиде», сочиненная в период с конца 12 до начала 13 веков. Ее считают образцом испанского средневекового эпоса.
Спустя несколько столетий о герое вспомнил писатель Гильена де Кастро, сочинивший пьесы «Юность Сида». Затем эту идею подхватил и развил драматург Пьер Корнель в стихотворной пьесе «Сид». И если творение де Кастро было, по сути, местечковым, за пределами Испании о нем никто не знал, то француз принес Родриго мировую известность. По пьесе композитор Массне сочинил оперу. А в начале 19-го века о Кампеадоре вспомнил поэт Роберт Саути из Англии, сочинивший «Хронику Сида». Не обошли эту тему стороной и киномастера – в 1961 появился голливудский фильм «Эль Сид», а в 2003 испанцы создали мультфильм под названием «Легенда о Сиде».
«Песня о моем Сиде» прославила не только отважного Родриго. Известность получили и его клинки – Тисона и Колада. И, что очень важно, оба этих меча сохранились до наших дней. Один из них точно является современником Кампеадора. Это подтвердил химический анализ.
Любопытно, что одно время ходили слухи, будто Тисона – подделка. Был проведена экспертиза. Она показала, что эфес меча изготовлен в 16 веке, а вот сам клинок датируется 11 веком. А вот второй меч Эль Сида – Колада – национальному герою Испании точно не принадлежал. Его выковали в 13-м веке.
В прошлой статье (Эль Сид Кампеадор, герой, мало известный за пределами Испании) мы начали рассказ о Родриго Диаседе Биваре, более известном как Сид Кампеадор. Было рассказано о происхождении героя, о его оружии и любимом коне, а также о том, как у него появились прозвища Сид и Кампеадор. Однако говорили мы тогда о Родриго Диасе в основном как о герое знаменитой поэмы «Песнь о моём Сиде». Теперь же расскажем о жизни и подвигах этого незаурядного человека.
Начало королевской службы
Родриго Диас родился в 1043 году в небольшом городке Кастильона-де-Бивар, что в 6 милях (примерно 10 км) от Бургоса. Сейчас Бургос – относительно небольшой город автономного сообщества Кастилия и Леон с численностью населения около 179 тысяч человек. Но в XI веке он был столицей королевства Кастилия.
Образование наш герой получил в монастыре San Pedro de Cardena (читатели первой статьи должны помнить, что на территории этого монастыря были потом похоронены Сид, его супруга, а также любимый конь героя). Затем Родриго оказался на службе при дворе короля Фернандо I и близко познакомился с его старшим сыном – Санчо. При короле Фернандо Родриго и начал свою военную службу.
В 1057 году Родриго участвовал в кампании против мавританского королевства (тайфы) Сарагосы, эмир которого вынужден был согласиться на выплату дани. А весной 1063 г. Родриго Диас уже сражался на стороне Сарагосы. Инфант Санчо, во главе трехсот рыцарей, пришёл тогда на помощь вассальной Кастилии тайфе в её конфликте с христианским Арагоном. Одним из командиров в его отряде был Родриго Диас. Битва при Граусе закончилась поражением арагонских войск и гибелью короля Рамиро I (это сводный брат Фернандо Кастильского).
После смерти Фернандо I (1065 год) его королевство оказалось разделено: Санчо получил Кастилию, второй его сын, Альфонсо, стал королём Леона, третьему, Гарсии, досталась Галисия. Как почти всегда бывало в таких случаях, между братьями немедленно началась война. В 1068 году Санчо II разгромил войска Альфонсо, а в 1071-м уже вместе с ним изгнал Гарсию из Галисии. В 1072-м он снова атаковал Леон и в одном из сражений захватил в плен Альфонсо. Тому, впрочем, скоро удалось бежать в Толедо, где он нашёл приют у местного эмира. Санчо подозревал, что помощь ему тогда оказала сестра – донья Уррака, правившая городом Самора. Эта инфанта сейчас известна в основном как владелица чаши, которую называли предполагаемым Граалем:
А Родриго Диас в то время получил звание королевского знаменосца (armiger regis) и прозвище Кампеадор (об этом было рассказано в прошлой статье).
Одновременно с кампаниями против братьев короля Родриго в составе кастильской армии воевал и против мусульман. В результате этих войн королевство Санчо II расширилось как за счёт леонских и галисийских, так и андалусийских земель.
Согласно распространённой версии, группа кастильских дворян, лидером которых был Родриго Кампеадор (дюжина «помощников клятвы»), заставили Альфонсо публично поклясться на святых реликвиях в бургосской церкви святой Агаты (Санта-Гадея), что он не виновен в смерти короля Санчо. В исторических документах сведения об этом появляются лишь в XIII веке, поэтому многие считают этот эпизод легендарным.
На представленной ниже картине Маркоса Хиральдеса де Акосты Jura de Santa Gadea (1864 г.) мы видим Сида, требующего клятвы от Альфонсо VI (тот стоит в красной накидке):
Вот как описывается этот эпизод в испанском народном романсе:
Однако на самом деле Альфонсо, видимо, тогда решил, что Бургос стоит. нет, не мессы, а клятвы.
Но, скорее всего, Родриго Диас не стал «нагнетать» и лезть на рожон, поскольку «плетью обуха не перешибёшь», а жить как-то надо. Он продолжил свою службу в Кастилии. Между 1074 и 1076 гг. Родриго женился по любви на Химене Диас, дочери графа Овьедо.
Предание утверждает, что отец Химены был противником этого брака, считая Родриго Кампеадора слишком низкородным для такой партии. Дело якобы закончилось поединком (по инициативе графа), победителем из которого вышел Родриго Диас.
Первое изгнание Кампеадора
Альфонсо VI бывшему полководцу своего брата не доверял, и расположением нового короля наш герой не пользовался.
Развязка наступила в 1081 году. Перед этим, в 1079 г., по приказу короля Родриго Диас отправился в Севилью, эмир которой был данником Кастилии, но задерживал выплаты. Примерно в это время в Гранаду был направлен соперник нашего героя – граф Гарсия Ордоньес, у которого был тайный приказ короля устроить небольшую войну двух мавританских тайф с целью их взаимного ослабления. Армия Гранады и рыцари Ордоньеса атаковали Севилью во время нахождения там Родриго Кампеадора. Со своими людьми тот выступил на стороне вассала своего короля и не только отразил это нападение, но и пленил в битве при Кабре Ордоньеса и других кастильцев. Лишь через три дня, когда обстановка прояснилась, Ордоньес и его подчинённые были освобождены. Разумеется, действия Ордоньеса были объявлены несанкционированными, а Диаса недоброжелатели обвинили в своевольном вмешательстве в посторонний конфликт и нарушении мирного договора с Гранадой, а заодно – и в присвоении части севильской дани. Это и стало поводом для его изгнания в 1081 году. А якобы действовавший самовольно Гарсия Ордоньес занял должность, которую прежде занимал Диас.
Изгнание героя описывается следующим образом:
Узнав об опале, Сид
В «Песни о моём Сиде» так говорится о том, что было дальше:
В процитированном выше романсе утверждается, что в изгнание вместе с Родриго отправились 300 рыцарей. Автор «Песни» приводит более скромную цифру – 60 человек. И среди них, скорее всего, не было Альвара Фаньеса (в других источниках имеются данные, что он продолжил службу королю Альфонсо). Но у Арлансонского моста к отряду Диаса присоединились ещё 115 смельчаков, которые, положившись на репутацию Кампеадора, решили немного поправить своё материальное положение на службе в чужих землях. Из предыдущей статьи вы помните, что они не прогадали: даже простые воины этого отряда стали потом кабальеро.
А жену и двух дочерей Диас тогда оставил в одном из монастырей.
Вначале он направился в Барселону, намереваясь поступить на службу к графу Рамону Беренгеру II, но получил отказ. А вот эмир тайфы Сарагосы принял героя с распростёртыми объятиями. В Сарагосе Родриго Кампеадор и получил от подчинённых ему мавров прозвище Эль Сид – «Господин».
Длившаяся более семи столетий Реконкиста вовсе не была непрерывным жёстким противостоянием смертельных врагов, как считают многие. Служба в мавританских тайфах, которые то воевали с христианскими королевствами, то выступали в качестве их союзников, зазорной не считалась. Главное было правильно расторгнуть вассальные обязанности с прежним сюзереном, вернув ему все пожалования. Тот же Сид после завоевания Валенсии щедро наградил своих людей, но предупредил, что желающие отправиться на родину должны будут вернуть полученное имущество и отказаться от новых владений. И автор «Песни» называет этот приказ «мудрым».
Поскольку король Альфонсо VI сам расторг вассальную связь с Родриго Диасом, тот имел полное право найти любого другого сюзерена, изменой это не считалось. Поэтому службу маврам в упрёк Сиду никто тогда не ставил.
Родриго Диас воевал и с враждебными Сарагосе мусульманами, и с христианами, в частности, разбил армию королевства Арагон в битве при Морелле в 1084 году. Затем сражался с кастильцами, которые в итоге захватили принадлежавшую тайфе Сарагосы Саламанку.
Возвращение Сида в Кастилию
В 1086 г. на Пиренейский полуостров из Северной Африки пришла берберская армия Альморавидов. В союзе с войсками мавританских тайф Севильи, Гранады и Бадахоса мусульмане в битве при Саграхасе разгромили объединённую армию Кастилии, Леона и Арагона. Тайфа Сарагосы в этой войне не участвовала. Поражение вынудило Альфонсо VI искать примирения с Родриго, который теперь был уже не только Кампеадором, но и Сидом. Герой вернулся в Кастилию и, встав во главе армии, где оказались и христиане, и мусульмане, в мае 1090 года разбил в битве при Тибаре войска графа Барселоны Беренгера Рамона II, который тогда попал в плен. Но затем произошла новая ссора с королём, и Эль Сид вернулся в Сарагосу. Разгневанный король отправил в тюрьму жену Родриго и двух его дочерей.
Завоевание Валенсии
А у Сида теперь были свои планы, связанные с завоеванием Валенсии, и свои интересы, отличные от интересов и Альфонсо VI, и эмира Сарагосы. Действуя практически независимо, свою войну он начал ещё в 1088 году. В 1092 г. мавританский правитель Валенсии уже платил ему дань. А в 1094 году осаждённая Валенсия пала, и Эль Сид Кампеадор фактически стал королём, но официально считалось, что правит он от имени Альфонсо VI. Среди подданных нашего героя оказались и христиане, и мусульмане, которые мирно уживались друг с другом.
Судьба детей Сида Кампеадора
После завоевания Сидом Валенсии, Альфонсо VI отпустил его жену и дочерей. Авторитет Кампеадора был так высок, что этих дам на границе его владений встречали не только рыцари Валенсии, но и отряд мавров во главе с Абенгальбоном – правителем Молины (Molina de Segura, город в Мурсии), которого называли другом Сида: и почётный эскорт, и лишняя охрана в недавно завоёванной местности не помешает.
Однако единственный сын Эль Сида – Диего Родригес, теперь находился на службе у короля Кастилии – видимо, в качестве почётного заложника. Он погиб, сражаясь против Альморавидов в битве при Консуэгра – в 1097 году. Род Эль Сида по мужской линии прервался. Его потомки по женской линии были уже представителями других династий и носили другие фамилии.
Новый граф Барселоны Рамон Беренгер III вступил в союз с Сидом, женившись на его младшей дочери Марии. Другая его дочь, Кристина, была выдана замуж за внука Наваррского короля Рамиро Санчеса. Её сын войдёт в историю как король Наварры Гарсия IV Рамирес.
История о браке этих девушек с каррионскими инфантами и жестоком избиении их недостойными мужьями, рассказанная в третьей части «Песни о моём Сиде», легендарна и подтверждения не имеет. Да и трудно предположить, что кто-то посмел бы так оскорбить столь серьёзного и опасного человека, как правитель Валенсии Сид Кампеадор.
Отношения с подчинёнными
Очень интересны сведения об отношениях Сида со своими подчинёнными и методах управления. Утверждают, что нередко он приказывал читать перед строем воинов книги римских и греческих авторов, в которых рассказывалось о походах знаменитых полководцев. А перед сражением часто устраивал обсуждение плана предстоящего боя со своими заместителями по типу «мозгового штурма».
Источники говорят о честности и щедрости Сида с вассалами и воинами. Для того чтобы выполнить свои обязательства перед людьми, которые решились отправиться с ним в изгнание, он пошёл на обман двух богатых евреев-ростовщиков. Родриго отдал им под залог два плотно закрытых и опечатанных сундука с песком, заявив, что в них хранится его золото. Приводятся даже имена его кредиторов – Иуда и Рахиль, и сумма, которую они ссудили (600 марок). А вот стал ли потом Сид выкупать у этих евреев свой песок, в поэме не сообщается. Когда Иуда и Рахиль всё же вскрыли эти лари, Диас туманно пообещал им возместить убытки в будущем, и больше к этому вопросу автор не возвращается.
Так выплатил или нет Родриго Диас свой долг евреям? Возможно, автор просто забыл упомянуть об окончательном расчёте в ходе дальнейшего повествования. Или полагал, что читатели и без него знают, как поступали в таких случаях благородные испанские господа XI столетия?
А как вы думаете: погасил Сид свой долг перед поверившими ему кредиторами или великодушно оставил «презренным иудеям» песок, к которому прикасались руки великого героя?
Последние годы жизни Сида Кампеадора
Эль Сид Кампеадор правил в Валенсии вплоть до своей смерти в 1099 году. Всё это время ему приходилось отражать натиск Альмаравидов. Предание утверждает, что в последнем бою он был ранен отравленной стрелой и, уже умирая, приказал посадить себя на коня и привязать к седлу, чтобы не допустить падения духа у своих воинов. Торжествующие мавры, которые были уверены в гибели героя, якобы бежали, когда он вдруг вновь появился во главе своей армии. Однако историки полагают, что эта легенда имела основанием другое событие. После смерти Сида его жена ещё два года защищала Валенсию от берберских армий Альмаравидов. Наконец, исчерпав все возможности сопротивления и не получая помощи от соседей, она договорилась об эвакуации христиан из Валенсии. Снова отвоевать её удалось лишь через 125 лет. Именно воспоминания о торжественном въезде Химены в Бургас с забальзамированным телом Сида в 1102 году, вероятно, и трансформировались потом в легенду о последнем бое привязанного к седлу рыцаря.
Гробницы героя
Согласно завещанию, похоронен Сид Кампеадор был в монастыре San Pedro de Cardena.
Там же потом была похоронена и его жена. В 1808 году монастырь был разграблен французскими солдатами. Пострадала и могила Сида. Французский губернатор Поль Тибо, узнав об этом, распорядился перезахоронить останки испанского героя и его жены в соборе Бургоса. По его приказу, праху Сида даже были отданы воинские почести. Тогда же над новой могилой был поставлен памятный знак в виде обелиска. Позже Бургос посетил директор Лувра Доменик Виван-Денон. Он сопровождал Наполеона в его походе в Египет, а потом принимал активное участие в отборе для своего музея произведений искусства в захваченных иностранных городах. У этого человека было странное хобби – он собирал свой «мощевик атеиста»: реликварий, в котором хранились не мощи христианских святых, а какие-то фрагменты останков великих людей. В его коллекции были волоски из усов Генриха Наваррского, кусочек савана Тюренна, фрагменты костей Мольера, Лафонтена, Абеляра и Элоизы, осколок зуба Вольтера, локон генерала Дезе, волосы Аньес Сорель и Инес де Кастро. И тут такая «удача» – останки испанского героя Сида Кампеадора. По просьбе Денона, Тибо выдал ему кусочки костей и Сида, и его жены Химены (это они ещё о коне Бабеке не вспомнили или не знали).
После ухода французов, испанцы поставленный оккупантами памятник в соборе Бургоса сразу же сломали, а прах Сида и его жены в 1826 году снова перенесли в монастырь San Pedro de Cardena. В 1842 году останки этой четы вернули в собор Бургоса. А потом выяснилось, что в период французской оккупации кости Сида пользовались большой популярностью, и в качестве сувениров их фрагменты увёз не только Денон. В 1882 году несколько таких фрагментов передал в Испанию один из членов династии Гогенцоллернов. В 1883 г. их торжественно поместили в могилу. Недостающие фрагменты поступают в Бургос до сих пор, последнее дозахоронение состоялось в 1921 году. С тех пор прах героя больше не тревожат, новые фрагменты укладывают рядом – на витрине (!).
Могила Сида Кампеадора в соборе Бургоса:
Camino del Cid
В современной Испании действует туристический маршрут Camino del Cid («Путь Сида»), который идёт с северо-запада на юго-восток от кастильского города Бургос до валенсийского Аликанте на побережье Средиземного моря.
Этот путь проходит по территории восьми исторических провинций и включает пять тематических маршрутов. В их разработке принимали участие знаменитый филолог Рамон Менендес Пидаль и его жена Мария Гойри. Составлены они на основе анализа текста «Песни о моём Сиде», который рассматривался в качестве своеобразного путеводителя. Причём проходить их нужно по очереди – от первого («Изгнание») до последнего («Защита южных территорий»).
Маршрут «Изгнание» – самый длинный (340 км), начинается от Бивар-дель-Сид (провинция Бургос), заканчивается в Атьенсе (Гвадалахара). Некоторые идут пешком – 15 дней! На автомобиле расчётное время прохождения маршрута 4 дня.
Следующий маршрут – «Пограничные земли», ведёт из Атьенсы в Калатаюд: на автомобиле – 3 дня, на велосипеде – 6, пешком – 12.
Далее – «Три тайфы»: от Атеки (провинция Сарагоса) до Сельи (провинция Теруэль). На автомобиле достаточно 3-х дней, велосипедисты пройдут его за 6, тем, кто решится идти пешком, понадобится 13 дней.
«Завоевание Валенсии» – от Сельи до Валенсии: предполагается, что автомобильное путешествие займёт 3 дня, «прогулка на велосипеде» – 5, пешком идти 12 дней.
Один из пунктов четвертого маршрута – город Теруэль, который называют столицей стиля Мудехар.
Маршрут «Защита южных земель» – замки и крепости от Валенсии до Ориуэлы близ Аликанте: 2 дня на автомобиле, 4-5 на велосипеде, 11 – пешком.
Туристы, правильно прошедшие тот или иной маршрут и сделавшие отметки в специальном «паспорте» (его называют «охранной грамотой»), получают сертификат – как паломники, идущие в Сантьяго-де-Компастелла по дороге святого Иакова.