риторический вопрос история появления
Что такое риторический вопрос
Вопрос, не требующий ответа называют риторическим. Ответ очевиден окружающим. Поэтому риторический вопрос используют, чтобы увеличить значимость высказывания, сделать экспрессивное высказывание.
Парадоксально, но риторический вопрос это фактически повествовательное или побудительное предложение. Сохраняется вопросительная форма, но на практике и это не обязательно.
Если знать, что такое риторический вопрос, не составит труда придумать его в форме простого предложения:
«Как не любить эту жизнь!»
Фактически, перед читателем вопрос, но выраженный в побудительной форме. Ответ содержится в самом предложении и не требует реакции собеседника.
Зачем нужен риторический вопрос
В русском языке нет строго очерченных границ использования риторического вопроса. Это дает свободу выражения собственных мыслей.
Несмотря на отсутствие четких границ, большинство считает: риторический вопрос что это способ:
Иногда описываемая особенность русского языка используется для других целей. Несмотря на отсутствие четких правил по использованию языкового приема, слишком сильно экспериментировать не надо. Русский язык — особый инструмент выражения мыслей. Чтобы быть понятым, обязательно надо использовать язык тем же способом, что собеседник. В противном случае получится обмен словами, но смысл каждый начнет вкладывать свой. Взаимопонимания не получится.
Риторический вопрос пример
Риторический вопрос в литературе
Риторический вопрос это в литературе такие выражения как:
«Разве не прекрасна каждая травинка, наполненная пахучим соком, и каждое семечко липы?»
Эти слова принадлежат К. Паустовскому. Они не нуждаются в ответе. Вряд ли Паустовский ожидал, что читатель будет размышлять над эстетикой каждой травинки. Более того: если буквально подходить к вопросу, станет очевидно: Паустовский неправ. Каким бы ценителем и любителем природы ни был человек, вряд ли он сможет по достоинству оценить абсолютно каждую травинку. Так что же, Паустовский неправ?
Вовсе нет. Автор в художественной форме выразил восхищение природой. Эмоциональное восхищение не следует воспринимать в прямом смысле. Литературный риторический вопрос это как прямое обращение к читателю с целью вызвать в нем определенные мысли или чувства.
Если посмотреть с этой стороны, получится: с Паустовским можно соглашаться или не соглашаться. Но в любом случае личное мнение читателя, не требует доказательств и не нуждается в них. Более того: вряд ли вообще можно доказать эмоциональное состояние. Его можно испытать, поделиться с читателем, но доказать невозможно.
Примеры из жизни
Большинство регулярно использует риторические вопросы в жизни. Представим такой вопрос родителей по отношению к ребенку:
«Когда ты начнешь делать уроки вовремя?»
Очевидно, этот вопрос не требует прямого ответа. Он вообще не требует ответа. Надо, чтобы ребенок отправился выполнять домашнее задание. Попробовал бы он ответить как-то иначе! Сразу бы убедился на практике какая разница между обычным вопросом и риторическим.
«Посмотри, что ты сделал»
Собеседник, скорее всего, знает, что сделал. От него требуется лишь согласиться и исправить последствия поступка, если возможно. Более того: если попробовать ответить на вопрос прямо, можно вызвать неудовольствие собеседника.
Типы вопросов
В русском языке существует четыре типа риторических вопросов:
Утвердительные риторические вопросы иногда граничат с надменностью. Внимательно относитесь к произносимым словам. Если вы не уверены, как именно для собеседника звучат слова, лучше подобрать другие.
Или заранее рассказать в каком смысле говорится риторический вопрос. Впрочем, в этом случае теряет изрядную часть эмоционального окраса. Риторический вопрос способен поддержать человека или вызвать неудовольствие.
Риторический вопрос похож на словесную приправу. Хорошо, когда блюдо приправлено. Но не следует готовить еду с одной приправой. То же относится к риторическим вопросам в устной или письменной форме.
Историческая справка
Читатель знает, что из себя представляет риторический вопрос это и примеры хорошо известны. Откуда взялся первый вопрос, не нуждающийся в ответе?
Языковеды затрудняются дать однозначный ответ на этот вопрос. Известно точно: знание о том, что представляет риторический вопрос это что означает пришло из времен античности. Одна из распространенных гипотез говорит: мы должны отдать должное греческим софистам.
Сейчас под словом «софистика» понимается передергивание, умение словесно нарушить законы и принципы формальной логики, «доказав» заведомо абсурдную концепцию.
Поступившие в высшее учебное заведение после школы познакомятся с философским наследием Древней Греции. Среди прочего, студенты узнают о первоначальной софистике — форме логического мышления, которую разделяли такие великие умы как Гомер или Орфей.
Чем же была древнегреческая софистика? Читатель удивится, но даже в названии скрыта подсказка. Оно намекает на любовь к мудрости, мышлению. Первоначальная софистика — один из видов развития древнегреческой диалектики.
Читателю может показаться сложными рассуждения. Но на самом деле ничего сложного здесь нет. Каждый сталкивается с диалектикой в своей жизни. Коротко ее можно определить следующими пунктами:
Внимательный читатель скажет: софистика, конечно, хороша, но какое это имеет отношение к понятию риторический вопрос что значит мы уже знаем? Терпение, уважаемый читатель! Скоро станет понятно.
Кто сказал «все течёт, все изменяется»
Софисты пришли в философию в те времена, когда древнегреческая диалектика превратилась в основную форму мышления образованных людей. Новые мудрецы захотели соединить диалектику с самой жизнью. Тут-то мир и узнал, что означает риторический вопрос.
Но так стало не сразу. Софисты помнили о законах диалектики и доносили их до людей через своеобразные юмористические диалоги. До нас дошло много примеров, приведем лишь один.
Незнакомец ответил утвердительно, но не смог точно сказать сколько волос должно быть на голове, чтобы считаться «волосатым», а сколько для обретения статуса «лысый». В самом деле, 20 волосков — еще не повод называться волосатым, скорее лысый человек. Но невозможно назвать точное число волосков на голове, отделив одну категорию людей от другой.
Возможно, это был риторический вопрос, первый или один из первых в истории. Вопрос древних софистов не требовал ответа от людей. Ведь, известно, что философ в итоге переиначит.
С тех пор смысл софистики и риторического вопроса сильно поменялся. Впрочем, если помнить о Гераклите, нет ничего удивительного — все течет и меняется.
Средний рейтинг 5 / 5. Количество оценок: 9
Пока оценок нет. Ваша оценка может стать первой!
Сожалеем, что эта информация вам не пригодилась!
Хотите улучшить информацию?
Расскажите, как мы можем улучшить эту статью?
Риторика
Учебное пособие предназначено для студентов нефилологических вузов, изучивших основы культуры речи и совершенствующих далее свое речевое мастерство. Особое внимание в пособии уделяется вопросноответной форме коммуникации и деловой риторике, то есть умению вести переговоры, в т.ч. телефонные, поддерживать деловую беседу, выступать с докладом и т.п. Пособие включает конспект лекций, контрольные задания, методические рекомендации по их выполнению и глоссарий по дисциплине.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Риторика предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Краткая история риторики
Риторика в Древней Греции
История риторики связана с именами величайших мыслителей человечества. Становление риторики как науки произошло в Древней Греции в V в до н.э. и было связано с потребностями демократического общества высочайшей культуры. Республиканская форма правления сделала красноречие самым важным и необходимым искусством. В Афинском государстве практически все политические решения принимало народное собрание, и ораторам нужно было суметь убедить народ в правильности того или иного выбора. Выдающимися политическими ораторами были Перикл, Фемистокл, Демосфен. Судебные решения в Греции также зависели от того, насколько красноречиво стороны могут доказать свою позицию и склонить суд в свою пользу.
Развитию судебного красноречия в Древней Греции способствовали законы афинского правителя Солона, изданные в 594 г. до н.э., по которым вводился состязательный судебный процесс. Поскольку института прокуроров не существовало, обвинителем мог выступить каждый, а обвиняемый должен был защищаться сам. Выступая перед судьями, которых насчитывалось более 500 человек, обвиняемый стремился не столько убедить их в своей невиновности, сколько разжалобить, привлечь их на свою сторону. Чтобы создать впечатление объективности и как-то нейтрализовать психологическое воздействие, судебное заседание в Афинах назначалось на вечернее время, когда не было видно лиц говорящих.
Условия судебной процедуры в древних Афинах были сложными, к тому же не все обладали даром слова и это побудило граждан учиться выступать перед аудиторией. Величайшими судебными ораторами были Протагор (ок. 481–411 гг. до н.э.), Лисий (ок. 435 — 380 гг. до н.э.), Горгий (ок. 480 — ок. 380 гг. до н.э.), Демосфен (384–322 гг. до н.э.), который, выступая вначале только с судебными речами, потом втянулся в политическую жизнь Афин. Демосфен был не только признанным оратором, но и ведущим политическим деятелем.
Учителями красноречия были и крупнейшие греческие философы: Сократ (469 — 399 гг. до н.э.), Платон (427–347 гг. до н.э.).
Позднее начало постепенно складываться теоретическое обобщение ораторской практики, собрание правил и методических приемов обучения. Анализ большого эмпирического материала был проделан Аристотелем (384–322 гг. до н.э.), который в 335 г. до н.э. написал «Риторику». Труд Аристотеля состоит из 3-х частей: 1) анализ принципов, на основе которых строится речь; 2) личные свойства и способности, необходимые оратору; 3) техника речи, способы и приемы, применяемые в ораторском искусстве. Аристотель считается основоположником теории спора. В риторике он различал диалектику — искусство спорить в целях выяснения истины, эристику — искусство любой ценой оставаться правым в споре и софистику — стремление добиться победы в споре путем преднамеренного использования ложных доводов.
Развитие риторики в Древнем Риме
Дальнейшее свое развитие ораторское искусство получило в Древнем Риме в I в. до н.э. В плеяде известнейших древнеримских ораторов звездой первой величины был Марк Туллий Цицерон (106 — 43 гг. до н.э.) — глава римского сената, автор трех трактатов: «Оратор», «Об ораторе», «Брут». Из сочинений Цицерона сохранились 58 судебных и политических речей, 19 трактатов по риторике, политике, философии и более 800 писем.
Другой римский оратор и теоретик красноречия — Марк Фабий Квинтилиан (35–95 гг. н.э.), который написал «Риторические наставления», состоящие из 12 книг и охватывающие опыт нескольких столетий. Книги отразили проблемы, которые не рассматривались его предшественниками: о воспитании будущего оратора, о чести оратора-гражданина, о «благоприличии» в слове.
Риторика в Средние века и эпоху Возрождения
Средневековье считают следующим периодом истории красноречия, отражавшего движения общественной мысли в ее противоречиях и многообразных попытках претворения в жизнь. Традиции античной риторики в значительной мере были забыты или даже утрачены. Однако ораторское искусство не умерло. Риторика развивалась во Франции, Германии, Италии. Особое развитие получило духовное красноречие. В V–VI вв. н.э. христианство стало огромной духовной силой, влиявшей на миллионы людей. В VII–VIII столетиях с невероятной быстротой распространилась еще одна религия — ислам. Христианское и исламское проповедничество стало первостепенным фактором развития устного слова. На поприще церковного проповедничества выросли крупные богословские ораторы — Тертуллиан, Августин Блаженный, Иоанн Златоуст, Боэций. Их речи легли в основу гомилетики — теории церковного красноречия. Основным объектом риторики являлось создание богослужебных текстов, толкование различных вопросов вероучения, техника ведения богословских диспутов.
Наиболее значительной фигурой является знаменитый Иоанн Златоуст (ум. в 407 г.), считавшийся идеальным византийским проповедником. Само прозвище «Златоуст» свидетельствует о высокоуважительном отношении к публично сказанному слову и о почитании людей, владевших им и умевшим посредством живой речи воздействовать на слушателей.
Новый серьезный вклад в теорию риторики был сделан в XIII веке Фомой Аквинским, который указал на значение здравого смысла и логики как фундамента, на котором должно строиться здание христианской догмы.
В период средневековья регулярно выходили сочинения по эпистолярному искусству и поэтике.
Следующий этап развития риторики — эпоха Возрождения — для которого характерно появление трудов на национальных европейских языках, в отличие от средневековой латыни. Доминантой развития риторики в этот период является ее «литературизация». Части риторического канона: изобретение, расположение, словесное выражение, запоминание, произнесение — стали рассматриваться как отдельные самостоятельные направления риторической науки. В трудах французского философа и логика Пьера де ла Раме активно разрабатывались такие разделы, как элокуция и акцио.
Становление русской риторики
В Средние века европейские риторические идеи через Польшу и Украину проникли в Россию. Развитие русской риторики приобрело особое значение в истории нормализации русского литературного языка, в становлении реальных социально-коммуникативных форм общения между россиянами.
На Руси красноречие называлось вещанием, которое развивалось в основном на народных собраниях — вече.
Кроме вещания развивались и такие виды красноречия, как торжественная (или достохвальная), военная и дипломатическая речи.
Основой древнерусского красноречия были народные традиции, а с принятием христианства в 988 г. — византийские и южнославянские образцы. До нас дошли некоторые тексты, которые свидетельствуют о высокой культуре устной речи. Старинному русскому красноречию были присущи такие традиции, как высокое уважение к словесному мастерству, нравственно — поучительный пафос, вера в то, что дар слова — великая добродетель, Божий дар; кротость, смирение в публичной речи и беседе, высокий эмоциональный накал обращений и призывов, полное отсутствие подобострастия и лести.
Первые русские руководства по риторике написаны епископом Макарием (1617–1619 гг.), М.И. Усачевым (1699 г.), Феофаном Прокоповичем (два сочинения — «De arte poetica» (1705 г.), «De arte rhetorica» (1706 г.). Их учебники риторики использовались в школах, открываемых при церквях, и для обучения будущих церковнослужителей, в частности в Киевской духовной семинарии. В XVII–XVIII вв., с общим развитием культуры и науки, широкое распространение получила и риторика. Одними из самых ярких представителей риторической традиции того времени стал Прототоп Аввакум (1612–1682 гг.). Аввакум был идеологом и вождем движения старообрядцев на Руси. О «слове» Аввакума мы узнаем из его произведения «Житие» и из переписки его с боярыней Морозовой.
Становление риторики как научной дисциплины не отделимо от имени М.В. Ломоносова — автора «Краткого руководства к красноречию» (1748 г.), дважды переиздававшегося при его жизни (1759, 1765 гг.). В этом труде представлен свод правил, которым предлагалось следовать в устных и письменных произведениях на государственные, общественные и религиозно — философские темы. Риторика Ломоносова сыграла положительную роль в дальнейшем развитии русского ораторского искусства. Ломоносов соединил риторику с русским языком, с русской традицией, сделал ее русской наукой. В последующий период так и не появилось труда, по научным достоинствам равного Ломоносовскому.
В конце XVIII — начале XIX веков сложилась риторическая школа российских академиков, а затем и университетская школа красноречия. Наиболее значительные риторики этого времени связаны с именами академиков М.М. Сперанского, А.С. Никольского, И.С. Рижского.
Риторика Сперанского была написана в 1792 г., а опубликована в 1844 г. под названием «Правила высшего красноречия». Книга посвящена искусству церковной проповеди. Выдающейся для своего времени следует признать риторику академика Рижского. Его «Опыт риторики» вышел свет в 1796 г. И переиздавался еще несколько раз. Особое место в этой книге занимали вопросы чистоты и правильности русской речи.
В истории развития русской риторики период первой половины XIX в. оказался наиболее продуктивным. Под влиянием реформы Н.М. Карамзина, ориентированной на сближение с европейской традицией, происходило становление новой стилистической концепции литературного языка. Это отразилось во взглядах на риторику в трудах Н.Ф. Кошанского, А.Ф. Мерзлякова, А.И. Галича, К. Зеленецкого и др. Именно на этот период приходится не менее 16-и руководств по риторике, и именно этот период называют «золотым веком русской риторики».
Особые импульсы развитию риторических идей в России были даны в 60-е гг. XIX века, когда проходило становление и формирование судебного красноречия, чему способствовала судебная реформа 1864 г. О теории русского судебного красноречия писали К. Арсеньев, А.Ф. Кони, Б. Глинский, П. Сергеич, Ф.Н. Плевако.
В первые годы советской власти наблюдался подъем и интерес к устному слову. В 1918 г. был даже создан Институт живого слова, однако он просуществовал недолго. Содержание и форма, необходимые риторике, подменялись революционной страстностью и убежденностью оратора.
В целом искусство публичного слова в XX в. в России связано с развитием академического красноречия.
Интенсивная разработка проблем отечественного красноречия в последние годы связана с тем, что вновь появляется заказ общества на мыслящего и говорящего человека. Особое внимание уделяется речи убеждающей и диалогическим формам общения.
Риторический вопрос
Ритори́ческий вопро́с — риторическая фигура, представляющая собой не ответ на вопрос, а утверждение. По сути, риторический вопрос — это вопрос, ответ на который не требуется или не ожидается в силу его крайней очевидности. В любом случае вопросительное высказывание подразумевает вполне определённый, всем известный ответ, так что риторический вопрос, фактически, представляет собой утверждение, высказанное в вопросительной форме. Например, задающий вопрос «Сколько еще мы будем терпеть эту несправедливость?» не ожидает ответа, а хочет подчеркнуть, что «Мы терпим несправедливость, причём слишком долго» и как бы намекает, что «Пора уже перестать её терпеть и предпринять что-то по этому поводу».
Риторический вопрос применяется для усиления выразительности (выделения, подчёркивания) той или иной фразы. Характерной чертой этих оборотов является условность, то есть употребление грамматической формы и интонации вопроса в случаях, которые, по существу, её не требуют.
Риторический вопрос, так же как риторическое восклицание и риторическое обращение, — своеобразные обороты речи, усиливающие её выразительность, — т. н. фигуры. Отличительной чертой этих оборотов является их условность, то есть употребление вопросительной, восклицательной и т. д. интонации в случаях, которые по существу её не требуют, благодаря чему фраза, в которой употреблены эти обороты, приобретает особо подчёркнутый оттенок, усиливающий её выразительность. Так, риторический вопрос представляет собой, в сущности, утверждение, высказанное лишь в вопросительной форме, в силу чего ответ на такой вопрос заранее уже известен, например:
Могу ль узреть во блеске новом
Мечты увядшей красоту?
Могу ль опять одеть покровом
Знакомой жизни наготу?
Очевидно, что смысл этих фраз в утверждении невозможности вернуть «мечты увядшей красоту» и т. д.; вопрос является условным риторическим оборотом. Но благодаря форме вопроса отношение автора к явлению, о котором идёт речь, становится гораздо более выразительным и эмоционально окрашенным.
Риторическое восклицание и риторическое обращение
Аналогичный условный характер имеет и риторическое восклицание, в котором восклицательная интонация не вытекает из смысла слова или фразы, а произвольно ей придаётся, выражая тем самым отношение к данному явлению, например:
Взмах! Взлёт! Челнок, снуй! Вал вертись вкруг!
Привод вихрь дли! Не опоздай!
Здесь слова «взмах», «взлёт», а также слова вылет и влёт, так сказать, констатирующие движение машин, даны с восклицаниями, выражающими те чувства, с которыми поэт эти машины наблюдает, хотя в самих этих словах по их непосредственному смыслу для восклицательной интонации оснований нет.
В этом же примере находим и риторическое обращение, то есть опять условное обращение к предметам, к которым в сущности обращаться нельзя («Челнок, снуй!» и т. д.). Структура такого обращения та же, что и в риторическом вопросе и риторическом восклицании.
Таким образом, все эти риторические фигуры являются своеобразными синтаксическими конструкциями, передающими известную приподнятость и патетичность повествования.
Что значит риторический вопрос и зачем он нужен? Примеры риторических вопросов
Существуют такие вопросы порой на которые не нужно стремиться искать ответов, поскольку такие вопросы задаются, как правило, с особыми целями.
По сути говоря, риторичный вопрос — это не что иное, как оборот в речи человека, который обычно даже и вопросом то не является, поэтому он, как правило, не претендует на какой-либо ответ.
Получается, что риторичный вопрос, это по сути такой вопрос, ответ на который попросту не нужен, потому что он просто очевиден для окружающих. На самом деле, риторический вопрос является обычным утверждением, которое заявлено в вопрошающем виде. К примеру, вот такой речевой оборот:
«Да сколько же еще может продолжаться эта несправедливость?»
Здесь не нужен никакой ответ, а наоборот, подчеркивается, что несправедливость продолжает быть. Происходит как бы намек на то, что пришло время уже перестать ее терпеть.
Примеры риторических вопросов
Риторические вопросы в литературе:
Для чего требуются обычно такие вопросы?
В большинстве случаев, данный вопрос задается с той целью, чтобы придать речи усиленную выразительность какой-то определенной фразы. Главным фактором в данных оборотах является интонация самого вопроса и его условность, другими словами — употребление грамматического выражения.
Эти обороты отличаются своей некоторой условностью, то есть, где допускается употребление какой-то восклицательной / вопросительной интонации тогда, когда они совершенно не требуются. Именно из-за них любая реплика, в которой обычно употребляются данные фигуры, начинает получать совершенно особую выраженную окраску, максимально усиливающуюся в ее выразительности.
И поскольку риторический вопрос, как правило, является обычным высказыванием, поставленном в вопросительном тоне, то и ответ, как правило, к нему заранее уже известен.
Риторическое восклицание обладает таким же условным характером, где вопросительная манера не выливается из предложения или из содержания самого слова, а придается ей обычно в свободном порядке, показывая этим прямое обращение к этому событию.
Пример риторического восклицания:
Какое лето, что это за лето! Да это ж просто колдовство!
Риторическое обращение также является неким условным обращением к тем предметам, к которым по сути нельзя обращаться. Сама структура данного обращения является такой же, как и в риторическом восклицании, а также в риторическом вопросе.
Пример риторического обращения:
Из чего следует, что все вышеперечисленные риторические фигуры являются обычными синтаксическими конструкциями, которые способны передавать патетичность повествования и известную ее приподнятость.
Такие фразы, которые маскируются под вопрошающие предложения, пришли к нам из далеких античных времен, по наследству от древних ораторов.
Мастера красноречия тех времен довели свои выступления до полного совершенства. Они в своей речи с успехом применяли разные словесные обороты и конструкции, которые были способны придавать ей какую-то особенную выразительность и эмоциональность. И в их список попадали также риторические вопросы.
Интересен факт того, что сами ораторы тех времен считали данные обороты некоторыми отклонениями, которые существенно отличаются от простой речи. Они считали это неким своеобразным украшением. В настоящее время ситуация полностью изменилась и такие обороты стали вполне употребляемой частью речи.
Зачем нужны такие вопросы?
Без таких вопросов, которые не требуют к себе ответа, обычно сложно представить какие-то политические высказывания или статьи общественной тематики. Они зачастую находят свое применение и в художественной литературе, и в различных дебатах.
Да и в быту, люди, сами того, не осознавая и не замечая, постоянно пользуются наследием ораторов античных времен. Данные древние приемы, как правило, применяют для того, чтобы:
Грамотное применение риторических вопросов
1. Самое главное — это правильно сформулировать вопрос. Он должен быть простым, без добавления непонятных терминов.
2. Необходимо полностью исключить из речи любую двусмысленность и какое-либо недопонимание. В первую очередь должна всегда быть четкость, структура и полная ясность происходящего.
3. Данные вопросы в категорическом понимании требуют к себе совершенно отчетливого произношения, которое желательно сопровождать определенными жестами и мимикой.
4. Следует всегда заранее обдумывать какой эффект должен произойти от того или иного риторического вопроса.
5. Лучше всего, если данный эффект будет применим в самом начале выступления, тогда можно будет привлечь внимание и разбудить аудиторию.
6. Если вы хотите сделать какой-то хорошо запоминающийся итог, то старайтесь свой риторический вопрос задать непосредственно в конце выступления. В этом случае он будет очень эффектной завершающей точкой.
Заключение:
Необходимо помнить, что такие речевые обороты — это то, чем рекомендуется пользоваться очень грамотно и дозированно. В первую очередь, это относится к общению с маленькими ребятишками, поскольку они могут смириться с тем, что им всегда задают условно-вопросительные предложения и они могут начать принимать другие предложения соответственно, а там, как раз, будет и нужен необходимый ответ.
Хоть такие речевые обороты и превращают речь в более доступную для большего понимания, все-таки не стоит ею пользоваться очень часто, поскольку существует вероятность того, что все они со временем превратятся в довольно избитые фразы и вызывающие раздражение штампы.