рисунок военные отряды римлян 5 класс по истории
Армия Древнего Рима в иллюстрациях
Недаром сказано – лучше раз увидеть, чем десять услышать. Именно поэтому сегодня в исторических музеях на Западе все чаще рядом с собственно артефактом выставляется его реплика, сделанная современным мастером. Дело в том, что не специалисту трудно представить себе реальный вид, скажем, древнего ржавого меча или по разбитым черепкам целую вазу. В одном музее его сотрудники как-то показали мне сарматский меч и сказали: «Видите, какой у него толстый клинок – 2 см! Это сколько же он весил?!» Пришлось им объяснять, что толщина клинка у него вряд ли была больше 5-8 мм у рукояти, а к острию уменьшалась еще больше, а «толстым» он стал из-за коррозии и разрыхления поверхностного слоя, который… минерализовался со временем! Можно себе представить те басни, что они рассказывали экскурсантам о неподъемных 12-килограммовых мечах! А лежала бы рядом реплика, сделанная профессионалом, 80% вопросов отпали бы сами собой!
Но такие реплики очень дороги. А вот рисунки, выполненные художником-профессионалом, зачастую не просто информативны, они создают еще и определенное впечатление и позволяют надолго, если не навсегда (особенно, если увидел их в детстве!), запомнить то, что нужно. Хотя, безусловно, рисунок рисунку рознь и художник художнику тоже. Например, мне как-то раз понадобился художник иллюстрировать очередную книгу. Пошел к своим пензенским художникам попросил указать человека и… человека мне указали. Женщину, члена Союза художников и все такое… То, что женщина, для меня было неважно: Криста Хук, например, тоже рисует воинов и рисует их не хуже отца. Дал ей на пробу нарисовать «картинку» с рыцарем. Поменять позу, СОХРАНИВ ВСЕ ДЕТАЛИ! Казалось бы, чего проще, если ты умеешь рисовать? Но нет, в рисунке, что был мне выдан, пряжка ремня была уже самого ремня, и таких ляпов было много! А ведь рядом на столе стояла ее дамская сумочка с практически такой же пряжкой! Так что мало быть «членом», надо еще и уметь рисовать «бытовку» и уметь представлять «мелочи» того времени, что совсем нелегко.
Вот почему художников, которые рисуют воинов прошлого, на том же Западе можно буквально пересчитать по пальцам, причем даже их работы отличаются по своему качеству и знанию предмета. Вот, например, такой, известный своими работами, английский художник, как Ангус МакБрайд. О том, как появлялись его работы для издательства «Оспрей», впору рассказывать отдельно. Жил он недалеко от Кейптауна, где у него была студия, конюшня и загон для лошадей. Естественно, что помогали ему и студенты из колледжа. Он их одевал в спортивное трико, ставил в позы, сажал на коней, после чего фотографировал и рисовал уже с фото, а после «одевал» во что нужно. Отсюда такое качество собственно фигур. Тогда как даже в иллюстрациях «оспреевских» изданий некоторых других художников с пропорциями фигур не все ладно.
Битва при Алезии. А.МакБрайд
Но и на Солнце есть пятна. Вот его картина «Битва при Алезии». Это когда галлы с двух сторон пытались прорвать укрепления Цезаря, осаждавшего этот город. Вроде бы все достоверно. Но… зачем легионер в центре поднял руку с мечом вверх? «Не рубить! Колоть!» – вот какова была главная заповедь римского легионера в бою на мечах, в особенности, если он находился в строю. То есть тут ты видим или недоученного легионера либо… Ангус в порыве чувств просто забыл об этом!
Легионеры. Рисунок Дж. Рава.
А вот Джузеппе Рава, итальянский художник и миниатюрист, вдохновленный работами того же Ангуса МакБрайда. Автор потрясающего количества работ, рисует на фирмы «Италери», «Андреа Миниатюрес», «Эмхар» и еще многие другие. Вот его работа: «Римский легион в атаке» и на ней есть все: и рядовые, и знаменосец, и центурион с палкой, и полководец. И все вроде бы правильно, но… близкий к нам легионер, который отвел руку назад, чтобы бросить свой дротик… На нем красная туника! А следовало бы ему знать, что по этому поводу была длительная полемика в английских исторических журналах, цель которой – выяснить, а какого цвета были туники у легионеров. И выяснили – белого, цвета неотбеленного полотна! И только у центурионов и преторианцев – красного, а вот у корабельной команды («морской пехоты») – синего. Причем и те, и другие красили соком раковин пурпурниц, но в разной концентрации. Точно также красили и щиты, внешнюю поверхность которых очень часто просто обтягивали полотном, из-за чего она была… такого же цвета, как и туники! И вот в подтверждение иллюстрация Ангуса МакБрайда – «Римляне высаживаются в Британии». Легионер в белой тунике, центурион – в красной!
Римляне высаживаются в Британии. Картина А.МакБрайда.
Плата шпиону. Римский офицер высокого ранга, одетый, чтобы не привлекать внимания, в простую тунику с солдатским поясом, отдает «30 сребренников» местному Иуде. Северная Англия, I в. н.э. Картина А.МакБрайда
Римские ауксилиарии в лесу во время Второй Дакийской войны 105 г. н.э. Картина А.МакБрайда.
А вот еще одна очень показательная работа Ангуса МакБрайда, свидетельствующая о том, насколько внимательно он работал с источниками. На ней римские ауксилиарии – всадники из конницы кельтов режут маркоманов-германцев, I – II вв. н.э. Дело в том, что во время похода в Дакию легионерам было запрещено «охотиться за головами». Но… на колонне Траяна есть несколько изображений воинов именно вспомогательных частей с отрезанными головами, которые они держат не только в руках, но даже в зубах! И… показывают свои трофеи Траяну. И судя по тому, что эта сцена попала на колонну, ничего в этом «такого» не было. Мол, чего возьмешь с этих дикарей-союзников! И обратите внимание – на одном кольчуга с зубчатым подолом, на другом чешуйчатый панцирь. Типичное снаряжение конников-ауксилиариев с колонны Траяна.
Римские кельты ауксилиарии убивают германцев-маркоманов. А.МакБрайд.
А вот Дж. Рава, видимо, на барельефы с колонны Траяна совсем не смотрел, хотя они у него под боком – в Риме, в «квадратном Колизее». Зачем он «своим легионерам» надел на правую руку железную «трубу» из пластин? Ни у одной из фигур римских воинов с колонны Траяна такой детали доспеха нет!
Римляне сражаются с даками. Картина Лж. Рава.
Работы Питера Коннолли считаются классикой, ведь он не только рисовал, но еще и писал. Вот, например, его легионер I в. до н.э. с овальным щитом скутумом и в шлеме кулус, а также в кольчуге с наплечниками. Этот рисунок стал, можно сказать, хрестоматийным изображением, хотя, на мой взгляд, щит, по кромке выглядит слишком тонким.
Легионер I в. до н.э. П.Коннолли.
Еще один легионер этого же времени в монтефортиновском шлеме. Тут Питер Коннолли опять-таки нарисовал красную тунику и щит, но этот рисунок появился раньше того, как этот вопрос был закрыт.
Надо заметить, что и до этих художников у британцев были очень хорошие «рисовальщики римлян», например, такой художник, как Рональд Эмблетон, пусть даже он и рисовал их всех в красных туниках и даже штанах! Хотя краска эта было очень дорогая и на все римское войско, тем более, на штаны, ее просто бы на всех не хватило!
Встреча послов. Р.Эмблетон.
Римские офицеры I в. н.э. Р.Эмблетон
А вот эту реконструкцию римского клибанария Рональд Эмблетон выполнил по находке в Дура-Европос, где была обнаружена именно такая конская броня. Ну, и все прочие детали доспехов он тоже не придумал. Они есть в музеях. Вот только щит… Уж очень он у него какой-то большой. Другой британский историк и конструктор Майк Симкинс своего точно такого же воина изобразил с шестиугольным щитом, но вот кто из них прав, а кто «правее», точно сказать, увы, нельзя.
Пращники у римлян тоже были наемниками. Сами они себя таким делом, как метание камней не затрудняли. А вот пострелять из скорпиона, онагра или баллисты – почему нет. В этом они ничего зазорного для себя не видели!
Скорпион и пращники. Р.Эмблетон.
Так что рисовать римских воинов на Западе пытаются очень многие, как в Италии, так и в Англии, ну и в других странах. Но как всегда «дьявол прячется в мелочах». Вот, например, изображение римского легионера в виде «марианского мула» Кристоса Гианополуса из Греции. Вроде бы все отлично, но ведь явно видно, что щит у него слишком широкий. Он и так-то был велик и тяжел, а уж у Кристоса это должно быть что-то уж совсем неподъемное!
Презентация по истории на тему: «Армия Древнего Рима».» (5 класc)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Урок по истории Древнего мира. 5 класс. Тема: Армия Древнего Рима
Римская армия делилась на легионы численностью 4500 – 5000 воинов. Поэтому все римские солдаты назывались легионерами (лат. legio, род. падеж legionis, от legio — собираю, набираю) — основная организационная единица в армии Древнего Рима
Римские легионеры строили лагеря по стандартному плану в форме четырёхугольника. Лагерь состоял из штаб-квартиры, конюшен и казарм, в которых за каждой центурией закреплялось определённое место. Лагерь был огорожен высокой стеной со сторожевыми вышками и крепкими воротами. У легионеров были походные лагеря, которые можно было поставить на привале, а затем быстро собрать.
Вооружение легионера ↓ ↓ защитное наступательное Шлем, доспех в виде кольчуги без рукавов, понажей, защищавших ноги, и щит Метательного копья, наступательного копья и короткого меча
Броня легионера состояла из рационального по форме шлема, хорошо защищавшего лицо и голову, а также пластинчатых доспехов, которые назывались лорика сегментата, т.е. панцирь из отдельных сегментов. У римлян были и кольчуги, но их выделка была достаточно трудоёмким делом. Поэтому кроме кольчужных панцирей, называвшихся лорика гамата, в ходу были и другие доспехи: панцири с металлическими пластинками наподобие чешуи-лорика скуамата, или же похожие на перья-лорика пенната, известные по фигурам на колонне Траяна.
Боевое построение легиона В период Республики легион строился для боя в три линии по манипулам. Каждая манипула строилась в форме квадрата, с равными промежутками между соседями по линии. Перед строем легиона шли лучники, пращники, метатели дротиков. В первую линии строя шли гастаты, во второй – принципы, в третьей – триарии. На флангах располагалась конница. Легион быстро сближался с врагом, осыпая его копьями. Исход боя обычно решала рукопашная схватка. С I в. до н.э. легион стал строиться по более крупным когортам, становившимся в три линии в шахматном порядке.
Презентация к уроку истории в 5 классе «Войны Рима»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Милагина Марина Васильевна МОУ «Шестаковская ООШ» Волоколамский район Московская область
Римское войско делилось на легионы. Воины-легионеры – земледельцы.
Опытные воины Опытные воины Опытные воины Воины постарше Воины постарше Воины постарше Юноши Юноши Юноши Легковооружённые воины Конница Конница
Юноши Юноши Юноши Опытные воины Опытные воины Опытные воины Воины постарше Воины постарше Воины постарше Конница Конница
Юноши Юноши Юноши Воины постарше Воины постарше Воины постарше Опытные воины Опытные воины Опытные воины Конница Конница «Это оказывалось для врагов самым страшным. Ведь думая, что преследуют побежденных, они вдруг видят, как впереди внезапно вырастает новый строй, ещё более многочисленный».
Увеличение территории Римского государства.
Царь Пирр 280 г. до н.э.
Карфаген имел большую армию из наемников и сильнейший военный флот.
Римляне нашли брошенное карфагенянами военное судно и за 60 дней построили 100 точных его копий. Вскоре их флот насчитывал уже свыше 200 судов.
Экипаж – 300 гребцов и 120 воинов, скорость корабля – 19 км/час. На корабле располагался перекидной мостик – корвус (ворон). Некоторые корабли имели подводные тараны.
Переход римской пехоты по воронам на вражеский корабль.
Римские владения к концу Первой Пунической войны.
Домашнее задание: Стр. 221 пункт 3 Стр. 224 пункт 3 Стр. 227-228
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе
Курс профессиональной переподготовки
История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации
Номер материала: ДБ-1277947
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Российские педагоги чаще всего жалуются на излишнюю отчетность и низкую зарплату
Время чтения: 2 минуты
Средняя зарплата учителей в Москве достигла 122 тыс. рублей
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
В Минобрнауки разрешили вузам продолжить удаленную работу после 7 ноября
Время чтения: 1 минута
Минобрнауки утвердило перечень вступительных экзаменов в вузы
Время чтения: 1 минута
Минобрнауки утвердило перечень олимпиад для школьников на 2021-2022 учебный год
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Вооружение армии Древнего Рима (21 фото)
Можно смело сказать, что с момента своего возникновения слова Римская Империя и понятия «порядок», «организованность», «дисциплина» стали синонимами. Это в полной мере относиться и к древнеримской армии, легионерам, внушавшим трепет и уважение варварским народам…
Полностью экипированный и снаряженный боец был вооружен мечом (на лат. «gladius»), несколькими дротиками («plumbatae») или копьями («pila»). Для защиты легионеры использовали большой щит прямоугольной формы («scutum»). Тактика боя древнеримской армии была достаточно простой – перед началом боя противник забрасывался копьями и дротиками, после чего начиналась рукопашная схватка. И именно в подобных рукопашных схватках, в которых римляне предпочитали сражать очень плотным строем, состоящим и нескольких рядов, где задние ряды напирали на передние, одновременно поддерживая и толкая вперед, и проявились преимущества меча легионеров, т.е. гладиуса
Гладиус и спата
Весьма интересным является тот факт, что, по мнению ученых-историков, гладиус не является изначально римским изобретением и был, скорее всего, заимствован у племен, в свое время завоевавших Пиренейский полуостров. Приблизительно в III столетии до нашей эры древние римляне заимствовали у варварских племен (предположительно – галлов или же кельтов) прямой короткий меч, названный Gladius Hispaniensis (т.е. «испанский меч»). Само же слово гладиус вполне возможно происходит от кельтского «kladyos» («меч»), хотя некоторые эксперты считают, что этот термин может происходить и от латинского «clades» («повреждение, рана») или же «gladii» («стебель»). Но, так или иначе, именно римляне «обессмертили» этот короткий меч.
Гладиус – обоюдоострый меч с клиновидным острием, используемый для нанесения колющих и режущих ударов по противнику. Прочный эфес представлял собой выпуклую рукоять, в которой могли быть углубления для пальцев. Прочность меча обеспечивала или пакетная ковка: соединение вместе нескольких стальных полос с помощью ударов, или ромбовидная форма поперечного сечения клинка при изготовлении из одной высокоуглеродистой стальной заготовки. При изготовлении пакетной ковкой в центре меча располагался спускающийся вниз канал.
Очень часто на мечах указывалось имя владельца, которое выбивалось на клинке или наносилось гравированием.
Большой эффект во время сражений имели колющие удары потому, что колотые раны, особенно в полость живота, как правило, всегда были смертельными. Но в некоторых ситуациях гладиусом наносили режуще-рубящие удары, о чем свидетельствует Ливий в отчетах о Македонских войнах, где говорится об испуганных солдатах Македонии, когда они увидели разрубленные тела воинов.
Несмотря на главную стратегию пехотинцев – наносить колющие удары в живот, при обучении их нацеливали на получение любого преимущества в бою, не исключая возможности поражения противника ниже уровня щитов, повреждая коленные чашечки рубяще-режущими ударами.
Различают четыре типа гладиусов.
Использовался не позднее чем 200 до н.э. до 20 до н.э. Длина клинка примерно 60-68 см. Длина меча примерно 75-85 см. Ширина меча примерно 5 см. Он был наибольшим и самым тяжелым из гладиусов. Самый ранний и самый длинный из гладиусов, он имел выраженную листообразную форму. Максимальный вес составлял около 1 кг, стандартный весил около 900 г. с деревянной рукоятью.
К третьему веку даже гладиус типа «Помпеи» оказался недостаточно эффективен.
Тактика легионов становилась более оборонительной, нежели наступательной, как в прежние века. Возникла острая потребность в более длинных мечах, подходящих для одиночного боя или сражения в относительно свободном строю. И тогда римские пехотинцы вооружились кавалерийским мечом, известным как «спата».
Длинный меч, изобретенный кельтами, но активно использовавшийся римской конницей. Изначально спата была создана и использовалась кельтами, как меч для пехотинцев, который имел закругленное острие и предназначался для нанесения рубяще-режущих ударов, но со временем, оценив по достоинству острие гладиуса, предназначенное для колющих ударов, кельты заострили спату, а римские конные воины восхищенные этим длинным мечом, взяли себе его на вооружение. Из-за смещенного ближе к острию центра тяжести, этот меч идеально подходил для конных сражений.
Римская спата достигала в весе 2 кг, ширина клинка варьировалась от 4 до 5 сантиметров, а длина примерно от 60 до 80 сантиметров. Рукоять у римской спаты делали так же как и у гладиуса из дерева и кости.
Когда меч появился в Римской империи, им начали вооружаться сначала офицеры конницы, затем вовсе вся конница поменяла свое вооружение, за ними последовали вспомогательные отряды, у которых не было строя и в бою они участвовали больше в разрозненном виде, то есть схватка с ними разбивалась на поединки. Вскоре и офицеры пехотных подразделений, оценили этот меч по достоинству, со временем не только сами вооружились ими, но и вооружили простых легионеров. Конечно, некоторые легионеры остались верны гладиусу, но он в скором времени совсем отошел в историю, уступив место более практичной спате.
Пугио
В конечном итоге пугио был производным от испанских оригиналов различных типов. Однако к началу 1-го века нашей эры реплики данного римского кинжала, как правило, имели широкое лезвие, которое могло быть в форме листа. Так же могла быть альтернативная форма лезвия с сужением к кончику широких лопастей острия от, примерно, половины длинны клинка. По размерам клинки варьируются от 18 см до 28 см в длину и 5 см или более в ширину. Центральное ребро тянулось на всю длину каждой стороны клинка, либо находилась посередине, либо образовывала расширение в обе стороны. Хвостовик был широкий и плоский, накладки рукояти приклепывались на него, а так же на плечи клинка. Навершие имело изначально круглую форму, однако к началу 1-го века нашей эры приобрело трапециевидную формы, часто увенчанную тремя декоративными заклепками.
Для пугио были приспособлены собственные ножны. Во второй четверти 1-го века нашей эры использовались три типа ножен. У всех было четыре кольца для креплений и выпуклое расширение, к которому прикреплялась большая заклепка. Судя по сохранившимся до нас образцам примеров ношения, два нижних кольца не использовались для закрепления ножен. Первый тип был сделан из изогнутых металлических (обычно железных) пластин. Эти пластины располагались на передней и задней сторонах ножен и как бы запечатывали деревянную «подкладку». Переднюю часть как правило обильно украшали инкрустацией из латуни или серебра, а так же красной, желтой или зеленой эмалью. Признаком данных ножен был свободный ход кольцевых подвесок присоединенных приклепанными раздвоенными креплениями. Современные реконструкции этих ножен, которые изготавливаются из медных пластин, закрепленных с помощью заклепок, не верны, образцы подобного типа никогда не находились. Данная распространенная ошибка встречается в связи с неверным толкованием линии рисунка в археологическом отчёте типа железных ножен «A», которые всего лишь украшались серебряной инкрустацией и декоративными заклепками.
Второй тип ножен изготавливался из дерева, а так же, предположительно, обтягивался кожей. К передней части таких ножен прикреплялись металлические пластины (почти всегда железные). Эту пластину изготавливали достаточно ровной и обильно украшали инкрустацией серебром (иногда оловом) и эмалью. Подвесные кольца напоминали небольшие римские военные пряжки и были шарнирно присоединены к сторонам корпуса. Третий тип («рамочный тип») изготавливался из железа и состоял из пары изогнутых полозьев, которые шли вместе и на нижнем конце ножен расширялись, образуя сферическое окончание. Полозья соединялись двумя горизонтальными полосами в верхней и средней части ножен.
Гаста
Пилум
Первоначально он состоит из длинного железного наконечника, равного по длине древку. Древко наполовину вгонялось в наконечник, и общая длина составляла около 1,5–2 метра. Металлическая часть была тонкой, до 1 см в диаметре, 0,6-1 м в длину и с зазубренным или пирамидальным острием. В период правления Цезаря были различные варианты первоначального типа — наконечник то удлинялся, то укорачивался. Также пилумы разделялись на легкие (до 2 кг) и тяжелые (до 5 кг). Главным его отличием от копья служила длинная железная часть. Это служило для того, чтоб при попадании в щит неприятеля он не мог быть перерублен мечом.
Наконечник пилума мог крепиться при помощи трубки на конце или плоского язычка, который крепился на древке 1-2 заклепками. У многих дротиков с «язычком» по краям плоской части края загибались и охватывали древко для того, чтоб наконечник лучше прилегал к нему Неплохо сохранившийся пилум (около 80 г. до н.э.) со вторым вариантом крепления острия был найден в Валенсии (Испания) и в Оберрадене (северная Германия). Благодаря этим находкам подтверждается, что к середине I века до н.э. пилум становится легче. Более ранние его экземпляры обнаружены в северной Этрурии, у Теламона. Наконечники этих образцов были очень короткими – всего 25-30 см в длину. Также существовали пилумы с плоской частью длиной 57-75 см. Во время известных военных реформ военачальника Гая Мария, им было замечено, что копье не всегда сгибалось при ударе, а противник мог его подобрать и воспользоваться. Чтоб это предотвратить, одна из заклепок заменяется деревянным штырьком, который ломается при ударе, а боковины язычка не загибались.
Ланцея
Копьё римской конницы.
Плюмбата.
Первое упоминания о боевом применении плюмбат восходит к древней Греции в которой воины пользовались плюмбатами примерно с 500 года до н.э., но наиболее известно использование плюмбат в поздней римской и византийской армией.
Во время африканской кампании 530 г. плюмбата, брошенная копьеносцем Велизария Иоанном Армянским, пробила шлем племянника вандальского короля Гейзериха и нанесла ему смертельную рану, от которой он вскоре умер, а ведь из доспехов именно шлем делался из металла наибольшей толщины.