рихард вагнер краткая биография
Биография Вагнера
Всего получено оценок: 67.
Рихард Вагнер (1813–1883 гг.) – великий немецкий композитор и дирижер. В биографии Вагнера имеется немало достижений. Являясь крупным теоретиком искусства, он реформировал оперу и оказал гигантское влияние на немецкую музыкальную культуру.
Детские и юные годы
Рихард Вагнер родился 22 мая 1813 г., в Лейпциге, в небольшой чиновничьей семье. Поступив в школу святого Фомы в 1828 г., он начал свое музыкальное образование. Его первым учителем стал церковный кантор Т. Вайнлиг.
В 1831 г. Вагнер стал студентом лейпцигского университета.
Творческий путь
Период 1833–1842 годов был самым беспокойным и одновременно плодотворным. Постоянно испытывая острую нужду в деньгах, Вагнер поступил на должность театрального хормейстера в Вюрцбурге.
Он работал хормейстером и дирижером в норвежском, парижском и лондонском театрах. Во время путешествия по Европе, создал увертюру “Фауст”. Также в это время была написана опера “Летучий голландец”.
Заслуженную славу он получил в 1842 г., когда состоялась дрезденская премьера его оперы “Риенци, последний из трибунов”. В 1843 г. он поступил на должность капельмейстера при дворе саксонского монарха.
В 1849 г. принял непосредственное участие в майском восстании. Во время революционных действий познакомился с одним из основоположников анархии, М. А. Бакуниным. Когда восстание потерпело поражение, Вагнер бежал в Швейцарию. Там было создано либретто тетралогии “Кольцо Нибелунга”. Там же, в Цюрихе, была написана опера “Тристан и Изольда”.
Влияние Вагнера
Реформа оперы оказала гигантское влияние на музыку как в Европе, так и в России. Вагнер основывался на музыкальном романтизме, одновременно закладывая основание для модернистских течений.
Главным пропагандистом Вагнера в России был его близкий друг, А. Н.Серов. Кроме того, творчество выдающегося немецкого композитора во многом повлияло на Н. А. Римского-Корсакова. “Вагнеровские нотки” четко прослеживаются в творчестве А. Г. Рубинштейна и А. Н. Скрябина.
Последние годы жизни и смерть
В 1864 г. Вагнер сблизился с баварским монархом, Людвигом II. Монарх оплатил многие долги композитора и оказывал ему всестороннюю поддержку.
Перебравшись в Мюнхен, Вагнер дописал “Кольца Нибелунгов” и создал комическую оперу “Нюрнбергские мейстерзингеры”.
Премьера оперы “Кольцо Нибелунгов” состоялась в 1876 г. Спустя 6 лет состоялась громкая премьера мистерии “Парсифаль”.
В 1882 г. состояние здоровья немецкого композитора резко ухудшилось и он отправился в Венецию. Музыкант ушел из жизни в 1883 г., от сердечного приступа. Рихард Вагнер был похоронен в Байройте.
Другие варианты биографии
Более сжатая для доклада или сообщения в классе
Краткая биография Вагнера
Вильгельм Рихард Вагнер
Сначала Рихард учился в школе Святого Николая, а потом в школе Святого Фомы. Юноше нравилась музыка, поэтому в 1828 году он начал изучать композицию и гармонию. Его преподавателями были: Теодор Вайнлиг и Кристиан Готлиб Мюллер. Через два года Вагнер поступил в Лейпцигский университет.
В 1842 году в Дрездене состоялась премьера оперы под названием «Риенци, последний из трибунов». Это произведение принесло успех немецкому композитору. Трагическая опера в пяти актах длится 5 часов. Она написана по одноименному роману английского писателя.
В 1843 году Вагнер нашел хорошую работу. Он был капельмейстером при королевском саксонском дворе. В 1849 году композитор принимал участие в Дрезденском майском восстании, которое завершилось поражением. Вагнеру пришлось бежать из города. В это время композитор познакомился с Михаилом Бакуниным.
Вагнер отправился в Цюрих. Здесь он создал новые произведения. Это первые части тетралогии «Кольцо нибелунга», основанной на реконструкциях германской мифологии. Также Рихард написал оперу «Тристан и Изольда». Это музыкальная драма в трех актах. Премьера оперы состоялась в 1865 году в Мюнхене.
В 1872 году заложили первый камень для строительства Дома фестивалей. В 1876 году оперный театр в Байройте уже начал работать. К этому времени Вагнер написал последние части цикла опер «Кольцо нибелунга». Их премьера состоялась в августе 1876 года.
В честь немецкого композитора установлен памятник на площади Мюнхена, назван кратер на Меркурии, изготовлена памятная медаль.
Рихард Вагнер, биография которого достойна уважения, – это известный немецкий композитор, дирижёр, оперный реформатор, основоположник современного дирижирования, философ и теоретик искусства.
В молодости поддерживал революционные движения и даже был их участником, а с возрастом стал истинным меценатом, создавшим театр, рассчитанный исключительно для собственных творений и для определённых зрителей, а не общенародный, о котором мечтал в юности.
Благодаря своей яркой индивидуальности Вагнер создавал произведения, которые не могли оставить слушателей равнодушными. Они или сразу влюблялись в его творчество или отвергали полностью.
Краткая биография композитора Вагнера
Будущий композитор Рихард Вагнер, немец по национальности, появился на свет 22 мая 1813 г. в немецком городке под названием Лейпциг.
Сразу после рождения мальчика родной отец умирает. Спустя год, мама будущего композитора выходит замуж за музыканта, художника и писателя Людвига Гейера. Именно отчим повлиял на тягу Рихарда к музыке, и в 1828 г. мальчик начинает своё обучение этому виду искусства. Ему очень нравились оперы Вебера, и он часто посещал концерты.
Своё первое музыкальное произведение Вагнер написал в 16 лет.
В 1831 г. начал своё обучение в университете родного города. В университете он обучался музыкальному искусству у К.Т. Вайнлига, который был кантором церкви, а также посещал лекции по философии. Именно в годы учёбы юный композитор познакомился с будущими революционерами.
В 1832 г. Вагнер исполнил свою «Симфонию до мажор» в Праге с большим успехом, а через год эта симфония произвела фурор в концертном зале Лейпцига.
В 1833 г. с помощью своего брата получил должность дирижёра хора в театре города Вюрцбург. Позже он становится дирижёром оркестра в этом же театре. Во время этой работы Вагнер написал оперу «Феи». Это творение так и не было исполнено при его жизни. После создания «Фей» Вагнер решил сам писать тексты для своих опер.
В 1833-1842 гг. наступают тяжёлые времена для композитора, и он часто находится в состоянии большой нужды. После Вюрцбурга Вагнер работал дирижёром в Магдебурге, но особых успехов там не добился. Вторая его опера «Запрет любви» тоже не получила ожидаемой популярности.
В последующее время композитор работает в Кёнигсберге, где тоже не добивается каких-либо высот. Переезд в Ригу ничего не меняет. После отъезда жены, которая не выдержала всех проблем и неудач, Вагнер сбегает от кредиторов к своей сестре Цицилии. В их доме композитор приступает к созданию новой оперы «Риенцы».
В 1838 г. Вагнер работал дирижёром в Риге, именно здесь была произведена его оперная реформа. Он стал дирижировать, развернувшись к оркестру, нарушив обычай стоять повёрнутым к публике, а к самому оркестру спиной. Также он изменил функции обеих рук: правая задавала темп и ритм, а левая обозначала вступления инструментов и динамические моменты.
В это же время к Вагнеру возвращается жена и вместе с ней он, спасаясь от кредиторов, уплывает в Париж, по дороге посетив Лондон.
Долгое плаванье далось композитору очень трудно, но именно во время этого путешествия Рихард узнаёт от моряков одну легенду о летучем голландце, которая ляжет в основу его будущей оперы.
За 2,5 года в Париже, несмотря на привычные проблемы с работой, Вагнер смог обзавестись нужными знакомствами, в список которых попали выдающиеся музыканты и писатели. Здесь же положено начало работе над оперой «Летучий голландец» и создана увертюра «Фауст».
Постановка оперы «Риенци» была неожиданной радостью в жизни композитора. Её премьера в 1842 г. в Дрездене имела большой фурор. Популярное творение положило начало славе композитора.
В 1843 г. в свет вышла опера «Летучий голландец», после её успеха имя Вагнера обрело большую известность, и не заставило себя долго ждать назначение придворным дирижёром.
Так как все задумки Вагнера по поводу улучшений и преобразований театра не могли быть исполнены, он находил применение своей кипучей энергии в революционной деятельности.
После подавления мятежа в 1849 г. сбежал в Швейцарию на 10 лет. Здесь он работает над «Кольцом Нибелунгов», но не доводит работу до конца и переключается на создание музыкальной композиции «Тристан и Изольда».
В 1859 г. уезжает в Париж, где его опять ждут разочарования, концерты приносят только финансовые потери и негативную критику, а постановка оперы «Тангейзер» провалилась.
С 1862 г. Вагнеру позволено вернуться на родину, но он там не задерживается. Год спустя уезжает в Россию, где даёт несколько концертов. Затем композитор посещает по приглашению короля ненадолго Мюнхен и переезжает в Байройт с семьёй.
Умер композитор 13 февраля 1883 года неожиданно от сердечного приступа. Произошло это во время путешествия в Венецию.
Личная жизнь Рихарда Вагнера
В 1834 г. композитор познакомился с привлекательной певицей Минной Планер. Минна, чье полное имя было Кристина Вильгельмин, была очень красивой женщиной. Спустя два года он добился её руки, и они поженились.
Несколько лет жена ездит по разным городам с мужем, но в каждом его ждут разочарования в работе, музыкальные провалы и нужда. Минна не выдерживает и сбегает от мужа, она всегда мечтала о жизни, полной роскоши, а с её любимым эта мечта становилась невозможной.
С деньгами у Вагнера никогда не было порядка. Тем не менее, спустя время, в 1838 г. она возвращается к мужу и вместе с ним уезжает в Лондон, затем в Париж. После этого супруги скитаются по Европе и понимают, насколько они разные: композитор помешан на музыке, а Минна хоть и была певицей, но от искусства была далека. Поэтому со временем они расстаются.
Рихард после многочисленных любовных романов находит свою истинную любовь – Козиму Бюлову (девичья фамилия Лист). Во время знакомства с Вагнером Козима была замужем, но брак не сделал её счастливой, поэтому она почти сразу ответила взаимностью композитору.
Их связь была неприемлема для общества, и пара была вынуждена уехать в Швейцарию. Там Рихард, наконец, познал радость отцовства, у него появилось трое детей: две девочки и мальчик. Только в 1870 г. у возлюбленных получилось узаконить свои узы.
Вагнер был очень счастлив в этом браке и считал, что это лучшее, что произошло с ним в жизни.
Байройтский театр
В течение 1872-1876 гг. по инициативе великого композитора Рихарда Вагнера в г. Байройте строится театр. Композитор принимал активное участие даже в изменениях проекта самого здания.
Уникальность данного театра привлекает множество посетителей во все времена.
Зрительный зал на 2000 мест выполнен в духе древнегреческого амфитеатра, чтобы сцена была одинаково видна со всех точек. За амфитеатром располагается балкон и ложи.
У самой сцены перпендикулярно боковым стенам находятся перегородки, которые создают эффект эха в зале, и зрителю кажется, что звук идёт не с самой сцены, а всё происходит вокруг.
Оркестровая яма располагается глубоко под сценой, что даёт возможность задействовать в спектакле большой оркестр и в то же время не подавлять голоса певцов. Такая акустическая система делает театр особенным из-за того, что он создаёт своеобразное звучание.
В 1864 г. Рихарда приглашает к себе сам Людвиг II, король Баварии. Композитор с радостью соглашается и отправляется в путь.
В конце своей жизни Вагнер обретает долгожданную славу. Переехав с семьей в Байройт, небольшой город в Баварии, построил свой собственный театр, который начал работать с 1876 г. В последние годы жизни Вагнер трудился над оперой «Парсифаль», пять лет он создавал музыку, а 1877 г. закончил либретто.
Известные произведения Рихарда Вагнера
Названия популярных произведений немецкого композитора, альбомы которого до сих пор и еще много лет будут востребованы настоящими знатоками искусства:
Рихард Вагнер
Фото Все
Видео Все
Величайшее шоу на земле.Рихард Вагнер
«Тайная вечеря» (Рихард Вагнер «Парсифаль») / Библейский сюжет / Телеканал Культура
Рихард Вагнер — биография
Рихард Вагнер – прославленный композитор, дирижер. Считается реформатором оперы, внесшим свою лепту в развитие музыкальной культуры Европы, особенно Германии.
Влияние творчества Рихарда Вагнера на европейскую музыкальную культуру поистине огромное, особенно оно выражено в симфоническом и оперном жанре. Бесспорно, он гениальный композитор, но его личность очень противоречивая и неординарная. Одним очень нравится его музыка, другие ее побаиваются. А у кого-то имя Вагнера не вызывает ничего, кроме отвращения, по той причине, что его творчеством восхищался Адольф Гитлер.
Детство
Вильгельм Рихард Вагнер родом из Лейпцига. Именно в этом старинном немецком городе, относившемся территориально к Рейнскому Союзу, он и родился 22 мая 1813 года. Рихард стал последним, девятым ребенком в семье полицейского писаря Карла Фридриха Вагнера и его жены Йоханны Розины Вагнер. В момент рождения сына он находился далеко от дома, там же заболел и скоропостижно скончался 23 ноября 1813-го, так и не увидев новорожденного. Причина смерти – тиф. После его смерти жена и девять детей остались ни с чем, выживали на пенсию полицейского. В августе следующего года Розина вышла замуж за актера Людвига Гейера, которого многие считают настоящим отцом Рихарда.
Благодаря влиянию отчима Рихард приобщился к миру искусства, это предопределило его будущую жизнь. Такую же мощную поддержку младшему брату оказала и Йоханна Розалия, его старшая сестра. Она всячески поддерживала его интерес к музыке, уверяла, что из него получится хороший музыкант.
Портрет Рихарда Вагнера в молодости
До тринадцати лет Вагнер посещал школу Святого Фомы, одно из самых старых гуманитарных училищ Лейпцига. В пятнадцатилетнем возрасте к нему пришло осознание того, что он практически не знает, как писать музыку, хотя к тому времени стремился создавать свои первые произведения. Поэтому в 1828-м молодой человек посещает уроки музыкальной теории, которые дает кантор церкви Святого Фомы Теодор Вайлинг. В 1831-м Вагнер стал студентом Лейпцигского университета.
Творчество
Вагнеру, как впрочем, и многим его коллегам, приписывают авторство чужих произведений. К примеру, все считают, что «Реквием по мечте» создал он. В действительности композиция, сопровождающая одноименную картину режиссера Даррена Аронофски, принадлежит Клинту Мэнселу, и написал он ее в 2000-м. Хотя можно предположить, что вдохновение посетили Мэнсела под впечатлением композиции Вагнера «Путь в Вальхаллу», которую великий музыкант написал для оперы под названием «Гибель богов».
Рихард Вагнер работает над композицией
Имя Рихарда вспоминается и в контексте со зловещим произведением «Танго смерти». Легенда гласит, что массовое уничтожение еврейского населения в концлагерях проходило именно под музыку немецкого композитора. На самом деле этот факт не доказан, выяснить «репертуар» лагерных оркестров в точности не удалось. Но вероятности, что это была музыка Рихарда Вагнера очень мало, ведь он писал свои произведения для симфонического оркестра, и факта присутствия такого оркестра во время казни узников не зафиксировано.
В 19-м веке музыка Вагнера стала настоящим прорывом, революцией, и чтобы создать постановку «Кольца Нибелунга», пришлось строить новый оперный театр – Байройтский. Проект театра разработал сам Вагнер, с учетом акустических эффектов зала. Он придумал прикрыть оркестровую яму козырьком, чтобы зрители могли услышать голоса исполнителей, а не только заглушающую их музыку.
Рихард Вагнер стал автором 13-ти опер, причем восемь из них вошли в сокровищницу мировой классики. В копилке его работ и несколько не таких масштабных произведений, оперное либретто. Нашлось в его биографии место и литературному творчеству, его статьи, мемуары и письма были изданы в 16-ти томах. Вагнеровские оперы очень длинные, пафосные, эпичные.
Рихард Вагнер в творческом процессе
Ранний период творчества Рихарда отмечен операми «Запрет любви», «Феи», «Риенци». Его первое так сказать, зрелое произведение – опера «Летучий голландец», повествующее о корабле-призраке. Опера «Тангейзер» — это печальная история любви языческой богини и менестреля. Еще одно интересное произведение – «Лоэнгрин», рассказ о неразумной девушке и рыцаре-лебеде. Именно в них проявилась вся гениальность немецкого композитора.
Опера «Тристан и Изольда» стала своеобразным рекордсменом по длительности отдельных партий. Во втором акте герои целых сорок минут поют любовным дуэтом, раненный Тристан произносит свой монолог в третьем акте на протяжении 45 минут. Оперные певцы не умели петь композиции Вагнера, им пришлось учиться всему сначала. Так и произошло рождение новой оперной школы.
Рихард Вагнер играет на пианино
Вагнер стал автором истории о Кольце Власти примерно на сотню лет раньше Толкина. Цикл под названием «Кольцо Нибелунга» открывается «Золотом Рейна». Во второй опере этого цикла – «Валькирии», звучит сцена, которая стала визитной карточкой композитора – «Полет валькирий».
Личная жизнь
Рихард Вагнер никогда не отличался привлекательной внешностью, к тому же был невысокого роста, всего 166 см. Отсутствие титулов, званий и денег тоже не играли ему на руку. Однако это не мешало ему пользоваться популярностью у прекрасного пола. Его всегда окружали поклонницы и актрисы, и число его любовных похождений так и осталось тайной. Но было в его личной жизни три дамы, имена которых навсегда сохранились в истории, так как они сыграли важную роль в биографии гениального композитора.
Рихард Вагнер и Минна Планер
Первый раз Рихард женился на Минне Планер, красивой актрисе, которой молодой человек увлекся в возрасте 20-ти лет. Девушка была старше своего избранника на четыре года, они поженились в ноябре 1836-го. То ли возраст, то ли житейский опыт дали о себе знать, но Минна была более прагматичной, чем ее супруг. Они много переезжали. Сразу жили в Кенигсберге, потом в Риге, затем перебрались в Петербург, который сменили на Митаву и Париж. По прибытии на новое место, Минна занималась обустройством семейного гнездышка, и буквально за считанные дни он получал максимум комфорта и мог спокойно заниматься творчеством, не заботясь о бытовых мелочах.
С каждым новым переездом женщине все труднее становилось налаживать их быт. После того, как революция 1849 года потерпела крах, Вагнерам пришлось спасаться бегством в город Веймар, где жил коллега Рихарда – Ференц Лист. Позже они отправились в Швейцарию. Именно в Цюрихе произошла судьбоносная встреча – Вагнер познакомился с двадцатилетней красавицей Матильдой Везендонк, ставшей его новой музой. Матильда и ее супруг – богатый коммерсант Отто Везендонк были преданными поклонниками музыки Вагнера. Мужчина помогал композитору организовывать концерты, потом сделал ему царский подарок, купил дом рядом со своей виллой.
Рихард Вагнер с Матильдой Везендонк
В этом «тихом убежище» Вагнер создал своих «Зигфрида» и «Тристана». Именно Матильда вдохновила композитора на создание этих песен, полных любовной страсти, и женщина ценила это отношение к себе. Она тоже писала музыку, сочиняла стихи и прозу. После смерти Матильды была опубликована переписка Вагнера и Матильды. Точных доказательств, что этих двоих связывала и постель, нет, но многие биографы уверены, что они были любовниками.
В 1864 году в личной жизни Рихарда появилась еще одна женщина – Козима фон Бюлов. В тот период дела композитора шли на удивление хорошо. Он пользовался благосклонностью юного короля Баварского Людвига II, который боготворил музыку композитора (хотя некоторые считали, что он влюблен в самого Вагнера). Король пригласил Рихарда ко двору, в благополучный Мюнхен, погасил его долги перед кредиторами, и щедро финансировал все новые проекты музыканта.
Рихард Вагнер с Козимой фон Бюлов
В оркестре Вагнера появляется новый дирижер – Ханс фон Бюлов, которого пригласил сам композитор. На тот момент он был женат на Козиме, внебрачной дочери Листа, друга и коллеги Вагнера. У них подрастало двое очаровательных детишек. Рихард «пристроил» на работу и Козиму, она стала выполнять обязанности его личного секретаря. А еще у Вагнера появилась в ее лице новая муза и возлюбленная. Страстные отношения между музыкантом и его секретарем быстро перестали быть тайной для окружающих и для супруга в том числе.
Однако не Ханс устроил Вагнеру скандал, а сам король Людвиг. Дело набирало неприятный оборот. Ситуация усугублялась еще и тем, что на придворного капельмейстера Вагнера тратились невероятные суммы из казны государства, а Бавария издавна следовала правилам католической морали. Любовники были изгнаны из страны и уехали в Швейцарию.
В те годы о разводе можно было и не думать, процедура его оформления проходила с большими сложностями. Развестись Козиме и Хансу удалось только через 7 лет после этих событий. За это время у композитора и его возлюбленной родилось трое детей – дочери Изольда и Ева, сын Зигфрид. Мальчик родился как раз тогда, когда Вагнер закончил работу над одноименной оперой. Сердечная болезнь стала причиной смерти Мины Вагнер, король Людвиг смирил свой гнев, и позвал Рихарда Вагнера снова вернуться ко двору.
Венчание Козимы и Рихада состоялось в 1870-м. Женщина полностью посвятила свою жизнь служению гениальному композитору. Они вместе занимались строительством театра в Байройте, создавали первую постановку «Кольца Нибелунга». Премьерные показы постановки прошли с 13-го по 17-е а августа 1876 года. С тех самых пор представление жителей Европы об оперном искусстве изменилось навсегда.
Смерть
Доктора настойчиво советовали композитору сменить место жительства, и он прислушался к ним. В 1882 году он поселился в Венеции. Однако это не повлияло на состояние его здоровья, сердечный приступ, случившийся 13 февраля 1883 года, стал причиной его смерти. До последнего дня рядом с Рихардом находилась Козима, именно она сумела перевезти тело супруга в Байройт и похоронить его там. Спустя несколько лет женщина инициировала организацию ежегодного фестиваля в Байройте, и сама его возглавила. Так она хотела увековечить память о гениальном композиторе.
Памятник Рихарду Вагнеру
Помимо этого фестиваля, который ежегодно собирает лучших музыкантов мира, Вагнеру поставили еще один неординарный памятник. В горах Баварии есть сказочный замок Нойшванштайн, который воздвиг король Людвиг II Баварский в память о выдающемся композиторе. В интерьере помещений прослеживаются сюжеты произведений музыканта.