ргпу имени герцена история
Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена
Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена ( РГПУ им. Герцена ) | |
---|---|
Прежние названия | Ленинградский государственный педагогический институт имени А. И. Герцена (до 1991) |
Год основания | 1797 |
Тип | Высшее учебное заведение |
Ректор | Соломин Валерий Павлович |
Президент | Бордовский, Геннадий Алексеевич |
Расположение | |
Юридический адрес | 191186, г. Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, д. 48 |
Сайт | herzen.spb.ru |
Росси́йский госуда́рственный педагоги́ческий университе́т и́мени А. И. Ге́рцена (РГПУ им. Герцена) — один из ведущих вузов Российской Федерации. Университет является одним из мировых лидеров в педагогической сфере. С 1 января 2011 года полное официальное наименование — федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена».
Содержание
Университет
Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена является одним из лидеров отечественного образования, крупнейшим культурно-просветительским центром, уникальным многопрофильным научно-образовательным комплексом, исповедующим принципы сохранения и развития лучших традиций академической науки и образования российской и мировой культуры. А более чем двухсотлетняя история одного из ведущих вузов Петербурга — залог качественной, проверенной временем подготовки специалистов, отвечающей самым самым высоким образовательным стандартам.
История университета
История Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена насчитывает свыше двух столетий. Университет был основан в 1797 году как Петербургский Воспитательный дом по распоряжению императора Павла Первого и взят под покровительство императрицы Марии Фёдоровны. Многофункциональность Воспитательного дома способствовала широкому выбору и определению профессиональных, жизненных и научных интересов молодёжи. Здесь впервые в России решались проблемы охраны детства: организована система бесплатное педиатрической помощи, семейных детских домов, сельских школ, детских садов и яслей. Здесь же зародилось женское педагогическое образование.
В 1918 году на базе Воспитательного дома был создан Третий Петроградский педагогический институт им. А. И. Герцена, который стал ежегодно выпускать тысячи учителей для вновь создаваемых школ. Научная и учебная работа института не прекращалась и в годы военных испытаний Великой Отечественной войны, а в послевоенные годы он превратился в крупнейший в СССР центр подготовки педагогических кадров.
Фактический год основания — 1918 г., когда приказом Наркомпроса был основан Третий Петроградский педагогический институт, «пользующийся всеми правами и привилегиями высших учебных заведений». В 1920 институту присвоено имя А. И. Герцена. В 1922—23 1-й и 3-й педагогические институты были объединены в Ленинградский государственный педагогический институт (ЛГПИ) им. А. И. Герцена. В 1957 году Ленинградский педагогический институт им. М. Н. Покровского был объединен с Институтом имени А. И. Герцена.
21 января 1991 года ЛГПИ им. А. И. Герцена был аттестован в качестве университета и получил наименование «Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена».
Преподаватели
Знаменитые студенты и выпускники
Среди 120 тысяч выпускников РГПУ им. А. И. Герцена, окончивших вуз за время его существования, — такие известные писатели, поэты, композиторы, артисты и спортсмены, как Заболоцкий Н., Кушнер А., В. Санги, Чепуров А., В. Резников, А. Морозов, Л. Егорова, а также Герои Советского Союза и России, Герои Социалистического Труда, более 2 тысяч народных и заслуженных учителей России, которые прославляют не только Санкт-Петербург, но и всю страну. Среди них:
Университет сегодня
РГПУ им. А. И. Герцена является одним из крупнейших вузов России. В его стенах работают видные учёные — академики и члены-корреспонденты РАН и РАО, члены различных общественных и международных Академий, заслуженные деятели науки и культуры, народные и заслуженные артисты, чемпионы Олимпийских игр.
Университет способен удовлетворить практически любые образовательные потребности на самом высоком профессиональном уровне. Его исторические традиции, сложившаяся структурная и содержательная организация позволили создать мощный образовательный, научно-исследовательский и культурно-просветительский комплекс с динамичными внутренними и внешними связями.
Ректор Университета — профессор, доктор педагогических наук Валерий Павлович Соломин. Президент Университета с 2011 года — Бордовский, Геннадий Алексеевич, профессор, доктор физико-математических наук (ректор с 1987 по 2011 гг.). Среди преподавателей университета более 300 докторов и около 700 кандидатов наук.
Структура
Здания университета
Основная территория университета занимает большую часть протяженного квартала, ограниченного Невским пр., Казанской Гороховой ул. и наб. реки Мойки. Отдельные факультеты расположены в других исторических местах города.
Главное здание университета располагается во дворце К. Г. Разумовского — набережная Мойки, 48 (архитекторы А. Ф. Кокоринов, Валлен-Деламот). С 1797 года во дворце размещался Петербургский Воспитательный дом, с 1834 года — сиротское отделение (с 1837 года — Николаевский сиротский институт), с 1918 года — педагогический институт (ныне Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена). На воротах при входе во двор с Мойки помещено изображение пеликана, кормящего трёх птенцов. Это изображение на синем (бирюзовом) фоне, в золотом обрамлении является гербом университета, олицетворяющим самопожертвование ради любви к детям. Древняя легенда о птице — пеликане, спасшем своих птенцов от ядовитого укуса змеи, была символом Воспитательного Дома, правопреемником которого является наш университет. Пеликаны с птенцами стали и элементом архитектурного убранства зданий университета. Его изображения помещены на фронтоны 1, 2, 6 учебных корпусов и на арочные центральные ворота парадного двора. Лепка выполнена по рисункам художника Джакомо Кваренги.
Соседнее здание (набережная Мойки, 52) — тоже здание бывшего Петербургского Воспитательного дома. Построено в начале XIX века, приобретено для Воспитательного дома в 1834 году. Перестроено в 1839-1943 годах по проекту архитектора П. С. Плавова. Перед зданием в 1868 году был установлен бюст Ивана Ивановича Бецкого — увеличенная копия, выполненная скульптором Н. А. Лаврецким с оригинала Я. И. Земельгака (1803 год).
Малая Посадская улица, д. 26 — здание бывшего Женского педагогического института. Перестроено в 1904—1906 годах архитекторами А. И. Зазерским и В. В. Старостиным. Интерьеры домовой церкви были выполнены в 1906 году по проекту Н. В. Султанова. (Не сохранилась). До института на этом участке находились корпуса Кабельного завода (М. М. Чижов, 1895—1896, Ф. К. фон Пирвиц, 1898).
В западной и восточной частях Васильевского острова находятся соответственно музыкальный (пер. Каховского у площади Балтийских Юнг) и филологический факультеты (1-я линия В.О. неподалеку от Тучкова моста); последний занимает историческое здание также филологической Академии Российской, и традиции словесности не прерывались в этих стенах практически с начала XIX века.
Факультет, где готовят учителей труда (технологии и предпринимательства), находится на Вознесенском пр. Институт народов Севера располагается в Кировском районе на проспекте Стачек, а факультет русского языка как иностранного, факультеты физической культуры и основ безопасности жизнедеятельности расположены на Лиговском проспекте. Институт детства находится на Московском проспекте почти напротив ст. метро «Фрунзенская».
Ргпу имени герцена история
XV Ассамблея фонда «Русский мир» — «ОСНОВЫ И ЦЕННОСТИ РУССКОГО МИРА: ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ»
XIX международная научно-практическая конференция «Перспективные направления исследований проблем биологического и экологического образования в условиях современных вызовов»
Герценовские литературные встречи: «Книга Песен» Франческо Петрарки в переводе Владимира Георгиевича Маранцмана
Открытие выставки фотоконкурса «ГЕОфокус.RU»
Приглашаем принять участие в работе XVI международной конференции «Физика в системе современного образования (ФССО-2021)»
«Шатиловские чтения. Перспективы развития парадигмы иноязычного образования»
Приглашаем к участию в Экодиктанте: Всероссийском экологическом диктанте
Соревнования по информационной безопасности «Student CTF 2021»
Конференция в формате круглого стола «Национальные системы образования в поликультурном обществе»
Регулярный межвузовский семинар: проблемы источниковедения и методологии религиоведения
XXV научно-практическая конференция с международным участием «30 лет становлению и развитию образования в области безопасности жизнедеятельности»
ХIII Международная научно-методическая конференция «Человек в его духовном развитии: творчество Н.А. Некрасова и Ф.М. Достоевского на занятиях по русскому языку и литературе в иностранной аудитории (к 200-летию великих писателей)»
Всероссийский конкурс фото- и видеоматериалов «За это я люблю Россию — 2021»
Национальный молодежный патриотический конкурс «Моя гордость — Россия!»
Приглашаем студентов к участию в конкурсах, посвященных празднованию 800-летия со дня рождения Александра Невского
Всероссийский конкурс творческих работ «Открывая Россию заново. Всей семьёй!»
Приглашаем студентов принять участие в образовательной программе « Открытая школа дизайна »
Международная научная конференция «Герценовские чтения. Иностранные языки»
Воспользуйтесь панелью «Навигация» в левой части страницы для перехода на другие страницы сайта.
История деятельности современного Студенческого Научного Общества (далее СНО) на факультете насчитывает 15 лет и ведётся от 23 марта 1996г. когда на факультете социальных наук появилось СНО кафедры русской истории и СНО факультета.
Нельзя сказать, что подобного никогда не существовало ранее. Научные жизнь студенчества была представлена в виде кружков на историческом факультете ЛГПИ им. А.И. Герцена в 1930-е гг., в подобном же виде они существовали и в послевоенные годы, а в 1960-70гг. СНО являлось значительной фактором студенческой жизни факультета.
В 1980-е гг. СНО продолжало существовать на историческом факультете. Студенты вступали в СНО, получали членские билеты в коричневых переплетах с золотой надписью СНО, посещали кружки по археологии, истории феодализма, империализма, краеведения, новой и новейшей истории, истории КПСС и т.д.
Во второй половине 1980-х гг. наметился некоторый подъем в работе факультетского СНО. Он был связан с именами преподавателей работавших тогда на факультете д.и.н., профессора Ю.Г. Алексеева (кружок истории феодализма кафедры истории СССР), к.и.н., доцента Л.К. Ермолаевой (СНО краеведения кафедры методики), к.и.н., доцента кафедры всеобщей истории В.Н. Андреева.
В начале 1990-х гг. студенческая научная жизнь в организованных формах на историческом факультете замерла. В 1992 г. прекратил свое существование и сам факультет, преобразовавшись в факультет социальных наук. Не способствовала бесплатной работе со студентами (руководство СНО не оплачивалось и не оплачивается) и экономическая ситуация в стране.
Период безвременья закончился в 1995/1996 уч. г., когда группа студентов-историков стала требовать к себе внимания со стороны преподавателей, предлагая создать СНО на кафедре русской истории. В результате давления со стороны инициативной группе студентов и отклику со стороны преподавателей А.Б. Николаева и Т.Г. Фруменковой в ноябре 1995 г. СНО кафедры русской истории было создано. Причем, это было первое СНО, воссозданное на факультете после прекращения деятельности научных кружков в начале 1990-х гг. Руководителем группы студентов был А.В. Аранович.
Днем рождения СНО считается 23 марта 1996 г., когда инициативная группа СНО провела презентацию первого выпуска С.-Петербургского военно-исторического сборника «Марсово поле».
Появление СНО на кафедре русской истории, видимо, дало толчок к созданию СНО кафедры социологии, которое стало действовать в 1995 г.
В апреле 1997 г. было создано СНО кафедры всеобщей истории. Инициаторами создания СНО выступили слушатели магистерского отделения. В апреле 2002 г. оно было воссоздано по инициативе студентов. Председателем вновь воссозданного СНО стал студент 1-го курса магистратуры при кафедре всеобщей истории С.М. Адамский, а куратором – к.и.н., доцент Т.В. Кудрявцева.
В 1998/1999 уч.г. возобновило свою деятельность краеведческое СНО при кафедре методики обучения истории и обществознанию.
СНО кафедры политологии стало действовать в 1999/2000 уч. г. В 2002 г. членами СНО был проведен День политолога.
СНО кафедры религиоведения было создано 10 октября 2003 г. Куратором СНО является к.филос.н., доцент А.В. Гайдуков. Особенностью СНО является, то, что при постоянном кураторе и председателе состав членов СНО переменчив. Нельзя выделить постоянный состав членов СНО, так как на заседания приходят в связи с интересом к конкретной теме. Вместе с тем, можно утверждать, что СНО кафедры религиоведения, под руководством А.В. Гайдукова, работает интересно и разнообразно. Как правило, в год оно проводит более 10 заседаний.
Интересно то, что «Устав студенческого научного общества факультета социальных наук РГПУ им. А.И. Герцена» как нормативный документ, определяющий и координирующий деятельность СНО всех кафедр, был разработан и утвержден общим собранием СНО факультета социальных наук лишь 10 октября 2003 г., в то время как на многих кафедрах СНО существовали еще задолго до этого.
Кроме этого, СНО активно участвует в организации и проведении конференций на факультете «Герценовские Чтения. Актуальные проблемы социальных наук», «Студент- исследователь- учитель», « «Революция 1917 года в России: новые подходы и взгляды» по итогам, которых выходят сборники со статьями участников, как преподавателей, так и студентов.
Учредил | 1797 ; 224 года назад ( 1797 ) |
---|---|
Канцлер | Сергей Богданов (и.о. ректора) |
Вице-канцлер | Геннадий Бордовский (церемониальный президент) |
Студенты | 18 000 |
Место расположения | СОДЕРЖАНИЕИсторияГуманистические идеи Бецкого составили основные принципы подкидного дома. Сильные педагогические традиции и последовательность в образовании передавались из поколения в поколение и окончательно унаследованы Государственным российским педагогическим университетом им. Герцена. Подкидыш был основан в уникальном архитектурном ансамбле: дворцах графа Кирилла Разумовского и Алексея Григорьевича Бобринского на Мойке в современном Санкт-Петербурге. Императорский подкидыш развивался как сложное учебное заведение, воплощающее прогрессивные идеи воспитания на основе благотворительности и меценатства. В основном он принимал обездоленных и обездоленных детей: сирот-подкидышей, детей-инвалидов, детей от несостоявшихся браков. В приюте была действующая больница, кроме учебного заведения и центра по уходу за детьми. Окрестности села впервые получили доступ к бесплатной педиатрической помощи. С подкидышем связано зарождение русской прикладной коррекционной педагогики. В 1806 году в структуре дома появилась новая единица. Это был колледж для глухих, первое в России учебное заведение для детей-инвалидов. Здесь получали образование первые российские педагоги для глухих детей и создавались их первые работы на эту тему. В 1864 году была создана педагогическая семинария для сельских учащихся, которые должны были стать учителями народных школ и училищ. Четыре года спустя был основан женский колледж, который предоставил специальность квалифицированной медсестре, деревенской школе и детям детского сада. Это заложило основу дошкольного образования в России. В эти годы в районе подкидыша были открыты детские сады. Выпускники Дома успешно работали в новых детских учреждениях. В Марининском отделении реорганизованного подкидного дома работали такие известные педагоги, как М. В. Чистяков, главный редактор «Детского журнала», автор многочисленных детских книг, активный приверженец «звукового метода» В. А. Золотов. по обучению чтению и письму и автор множества учебников для государственных колледжей. Педагогические идеи К.Д. Ушинского оказали огромное влияние на перестройку отделений подкидного дома. Благодаря работе Марининского отделения и его воспитательного дома темп педагогического образования в Санкт-Петербурге в начале ХХ века принял необычный характер. Была создана целая система заведений по ряду вопросов, касающихся рождения, дошкольного, начального, среднего образования, высшего образования, коррекционной педагогики, что стало прототипом перспективного университета. В 1918 году началось объединение Мариинского отделения и подкидышей. В том же году Женский педагогический университет был переименован в Первый педагогический институт. На базе педагогического совета был создан второй педагогический институт. 17 октября 1918 г. был создан третий педагогический институт. В 1918 году подкидыши были преобразованы в Институт дошкольного образования и Институт социального воспитания. Это были первые в России вузы, специализирующиеся на дошкольном и начальном образовании и дефектологии. В период с 1922 по 1925 годы были объединены первый, второй и третий педагогические университеты, Институт дошкольного образования, Институт социального воспитания и Психоневрологический институт. Объединенное учреждение получило название Государственный Ленинградский педагогический институт им. Герцена. Известные сотрудники и выпускникиНа протяжении многих лет университет был местом работы выдающихся ученых, академиков и профессоров. Многие из них инициировали всемирно известные научные школы, внося тем самым ценный вклад в развитие отечественной науки. Историческая справкаФилологический факультет был основан в 1918 году как словесное отделение гуманитарного факультета. На факультете в разное время работали В.А.Десницкий, И.И.Толстой, М.П.Алексеев, Б.И.Бурцев, С.В.Касторский, Е.Г.Эткинд, Н.А.Берковский, Ю.П.Суздальский, А.С.Ромм, Л.И.Кулакова, Н.Н.Скатов, А.М.Панченко, Б.Ф.Егоров и другие крупнейшие специалисты в филологических науках. Среди выпускников факультета — поэты Н.Браун, П.Шубин, Н.Заболоцкий, А.Кушнер. Бережно сохраняемая память о факультетской истории и традициях помогает новым поколениям преподавателей и студентов ощущать себя настоящими филологами-герценовцами, поддерживающими и развивающими культуру и образование как Петербурга, так и всей России. |
Основные сведения | Структура | Управление | Наука | Образование | Деятельность | Инновации | СМИ | Как нас найти | Работа в университете |
|
РГПУ им. А.И. Герцена → Общий → Деятельность → Музейно-выставочная деятельность → История Российского государственного педагогического университета им. А И. Герцена | |