результат обучения объем систематизированных знаний умений навыков способов мышления
Результат обучения объем систематизированных знаний умений навыков способов мышления
Основу обучения составляют знания, умения, навыки (ЗУН), выступающие со стороны преподавателя в качестве исходных (базовых) компонентов содержания, а со стороны учеников — в качестве продуктов усвоения. Знания — это отражение человеком объективной действительности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки; это коллективный опыт человечества, результат познания объективной действительности. Умения — готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний, жизненного опыта и приобретенных навыков. Навыки — компоненты практической деятельности, проявляющиеся в автоматизированном выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства путем многократного упражнения.
Сообщая обучаемым те или иные знания, педагоги всегда придают им необходимую направленность, формируя как бы попутно, а на самом деле весьма обстоятельно важнейшие мировоззренческие, социальные, идеологические, нравственные и многие другие установки. Поэтому обучение имеет воспитывающий характер. Точно так же мы должны признать, что в любом воспитании всегда содержатся элементы обучения. Обучая — воспитываем, воспитывая — обучаем. Области понятий «воспитание» и «обучение» частично перекрываются.
Образование — результат обучения. В буквальном смысле оно означает формирование образа хорошо обученного, воспитанного, интеллигентного человека. Образование — система накопленных в процессе обучения знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми овладел обучаемый. Именно система, а не объем (набор) разрозненных сведений. В настоящее время огромный объем знаний, накопленных человечеством, не позволяет утверждать, что человек когда-нибудь сумеет овладеть ими полностью даже после очень длительного обучения. Получение образования свидетельствует лишь об овладении заданным объемом систематизированных знаний, умений в определенной области и достижении необходимого для выполнения профессиональных действий уровня самостоятельного мышления.
ЛЕКЦИЯ № 13. Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение
Педагогическими категориямив науке принято называть педагогические понятия, которые выражают научные обобщения. К основным педагогическим категориям относятся:
Образованиеявляется:
1) результатом обучения, усвоения систематизированных знаний, умений и способов мышления;
2) необходимым условием подготовки человека к определенному труду, к определенному виду деятельности.
Образованным нельзя назвать человека, который владеет только определенным объемом систематизированных знаний, так как образованный человек должен еще и логически осмысливать изученное, творчески применяя полученные знания на практике.
Суть образования достаточно глубоко подчеркивается в древнем афоризме: «Образование есть то, что остается, когда все выученное забывается». Начитанность, энциклопедическую осведомленность нельзя отождествлять с образованностью, так же, как наличие или отсутствие диплома о высшем образовании не всегда является свидетельством образованного или необразованного человека.
Объем полученных знаний и уровень самостоятельного мышления делит образование следующим образом:
По характеру и направленности образование можно разделить на:
Воспитаниеобычно характеризуется как систематическое и целенаправленное воздействие на духовное и физическое развитие личности в целях подготовки ее к производственной, общественной и культурной деятельности. В педагогике различают узкое и широкое понимание этой категории.
В широком социальном смыслевоспитание можно рассматривать как передачу накопленного опыта от старшего поколения к младшему. Опыт включает в себя все созданное в процессе исторического развития (знания, навыки, нравственные, этические, правовые нормы). Утраченные звенья культуры очень тяжело восстановить.
В узком социальном пониманиивоспитанием считается направленное воздействие на человека общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации.
В современном обществе существует целый комплекс воспитательных институтов:
3) учебные заведения;
4) средства массовой информации;
7) органы правопорядка и др.
Обучение – специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учеников и учителей, благодаря которому обучаемый усваивает знания, умения, приобретает разнообразные навыки. В результате обучения у человека формируются определенное мировоззрение и мышление, развиваются умственные силы, потенциальные способности и возможности.
Основу обучения составляют:
Знанияотражают объективную действительность в форме фактов, представлений, понятий и законов науки. Они суммируют накопленный человечеством опыт.
Благодаря умениямчеловек может сознательно и целенаправленно воплощать теоретические знания в практическую деятельность, опираясь при этом на жизненный опыт и приобретенные навыки.
Навыкиявляются компонентами практической деятельности. Они проявляются при выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства благодаря многократным упражнениям.
Дата добавления: 2015-10-19 ; просмотров: 389 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Педагогика в вопросах и ответах (стр. 1 )
| Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 |
ГОУ СПО «Саратовский областной колледж культуры
ПЕДАГОГИКА В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ
Учебное пособие для студентов
В данном учебном пособии изложены основы общей педагогики, даны основные педагогические понятия, рассмотрены принципы, формы и методы обучения, раскрыты проблемы воспитания.
Пособие написано в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования.
Используя пособие, студенты смогут систематизировать и конкретизировать знания, приобретенные в процессе изучения этой дисциплины.
Структура изложения материала в виде вопросов и ответов позволит быстро и легко подготовиться к экзамену.
Предмет и задачи педагогики
Что такое педагогика?
В дословном переводе «пайдагогос» означает «детоводитель» (грсч.). Педагогом в Древней Греции называли раба, который в буквальном смысле слова брал ребенка своего господина и сопровождал его в школу.
Позже слово «педагогика» стало употребляться в более общем смысле для обозначения искусства «вести ребенка по жизни», т. е. воспитывать его и обучать, направлять духовное и телесное развитие. В середине XX века стало ясно, что в педагогическом руководстве нуждаются не только дети, но и взрослые.
Какие задачи ставятся перед педагогической наукой?
Главной задачей науки о воспитании стало накопление, систематизация научных знаний о воспитании человека.
Функция педагогики — познать законы воспитания, образования и обучения людей и па этой основе указывать педагогической практике лучшие пути и способы достижения поставленных целей.
Источники развития педагогики: многовековой, практический опыт воспитания, закрепленный в образе жизни, традициях, обычаях людей, народной педагогике; философские, обществоведческие, педагогические и психологические труды; мировая практика воспитания; данные специальных исследований; опыт педагогов-новаторов.
Что такое воспитание?
В узком социальном смысле под воспитанием понимается направленное воздействие на человека со стороны общественных организаций с целью формирования у него определенных знаний, взглядов, убеждений, нравственных ценностей.
с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитатель-ных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс.
В узком педагогическом смысле воспитание — это процесс и результат воспитательной работы, направленный на решение конкретных воспитательных задач.
Что называется обучением?
Навыки • компоненты практической деятельности, проявляющиеся при выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства путем многократного упражнения.
Что такое образование?
Образование — это объем систематизированных знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми овладел обучаемый.
Образованным принято называть человека, который овладел определенным объемом систематизированных знаний и привык логически, выделяя причины и следствия, мыслить.
Педагогика широко использует междунаучные понятия «формирование» и «развитие».
Какие науки входят в систему педагогических наук?
Анатомия и физиология составляют базу для понимания биологической сущности человека.
Психология изучает закономерности развития психики человека. Очевидны связи педагогики с историей и литературой, медициной, экономикой и т. д.
Методы педагогических исследований
С помощью методов каждая наука добывает информацию об изучаемом предмете, анализирует и обрабатывает полученные данные.
Методы научного исследования всегда тесно связаны с объектами познания. Каждая наука должна разрабатывать и использовать свои собственный методы, отражающие особенности изучаемых явлений.
Педагогические процессы характерны своей неповторимостью. Вот почему «чистый» эксперимент в педагогике невозможен.
В педагогических процессах участвуют люди всех возрастов. Педагогические исследования должны быть спланированы, организованы, проведены так, чтобы не нанести ни малейшего вреда здоровью и развитию испытуемых.
Конечная цель любого педагогического исследования – установление закономерностей.
Какие существуют традиционно-педагогические методы?
Наблюдение — наиболее доступный и распространенный метод изучения педагогической практики. Оно должно быть:
Однако наблюдение не вскрывает внутренние стороны педагогических явлений, поэтому наблюдение чаще всего применяется на начальных этапах исследования в сочетании с другими методами.
Изучение продуктов ученического творчества он поможет выявить особенности учеников, их наклонности и интересы, отношение к делу, мотивы деятельности и т. д.
Беседы — в них выявляется отношения людей, их чувства и намерения, оценки и позиции. Педагогическая беседа отличается целенаправленностью. Разновидностью беседы является интервью.
Какие бывают педагогические эксперименты’.’
Педагогический эксперимент — это научно поставленный опыт преобразования педагогического процесса в точно учитываемых условиях. Эксперимент имеет созидательный характер. Экспериментальным путем, например, пробивают дорогу в практику новые приемы, методы, формы, системы.
По месту проведения различают естественный и лабораторный педагогический эксперимент.
Что такое педагогическое тестирование?
Тестирование — это целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое строго в контролируемых условиях, позволяющее объективно измерять изучаемые характеристики педагогического процесса. Оно отличается точностью, простотой, доступностью.
Какие существуют методы изучения коллективных явлений?
Анкетирование — метод массового сбора материала с помощью специально разработанных опросников, называемых анкетами
В педагогических исследованиях широко применяются различные типы анкет: открытые, требующие самостоятельного ответа; закрытые, в которых надо выбрать один из готовых ответов; именные, требующие, указывать фамилию испытуемого и анонимные и т. д.
Широко используется социометрический метод, позволяющий анализировать внутриколлективные отношения.
Какие используются количественные методы в педагогике?
Общие закономерности развития.
В чем заключается процесс развития личности?
Человек не рождается личностью, а становится ею в процессе развития. Как личность человек формируется в социальной системе путем целенаправленного и продуманного воспитания. Личность определяется мерой присвоения общественного опыта, с одной стороны, и мерой отдачи обществу посильною вклада, с другой. Чтобы стать личностью, человек должен в деятельности, на практике проявить, раскрыть свои внутренние свойства, заложенные в нем жизнью и воспитанием.
Какую роль играет наследственность в развитии человека?
Как среда влияет на развитие личности?
Каждый человек развивается по-своему, и «доля» влияния наследственности и среды у каждого своя. К какому результату приведет их взаимодействие, зависит от многих случайных факторов.
Как влияет на развитие личности воспитание?
Воспитание может обеспечить развитие определенных качеств, только опираясь на заложенные природой задатки.
Сила воспитательного воздействия зависит от ряда условий и обстоятельств. Отечественный педагог и психолог обосновал закономерность, согласно которой цели и методы воспитания должны соответствовать не только уровню развития, уже достигнутому ребенком, но и «зоне его ближайшего развития». Формирует личность воспитание, ведущее за собой развитие.
Как влияет деятельность на развитие личности?
Деятельность может быть активной и пассивной.
Возрастные и индивидуальные особенности развития.
Что такое возрастая периодизация?
Периодизация основывается на выделении возрастных особенностей.
Возрастными особенностями называются характерные для определенного периода жизни анатомо-физиологические и психические качества.
Для педагогики наибольший интерес представляет периодизация, охватывающая жизнь и развитие человека школьного возраста.
Какие виды периодизации приняты в современной науке?
В современной науке приняты следующие периодизации детского возраста:
1. период новорожденности (до 6 недель жизни)
2. грудной период (до 1 года)
3. ползунковый период (1-3 года)
4. дошкольный возраст (3-6 лет)
5. школьный возраст (6-11 лет)
6. юношеский период (15-20 лет)
1. младенчество(1 год жизни)
2. преддошкольный возраст ( 1-3 года)
3. дошкольный возраст ( 3- года)
· младший дошкольный (3-4 года)
· средний дошкольный (4-5 лет)
· старший дошкольный (5-6 лет)
4. младший школьный возраст (6-10 лет)
6. старший школьный возраст (15-18 лег)
В чем сущность закона неравномерности развития?
Практическая педагогика опирается на закономерности физического развития:
С физическим неразрывно связано духовное развитие, в динамике которого также есть значительные колебания, обусловленные неравномерностью созревания нервной системы и развития психических функций. Духовное развитие подчиняется ряду общих закономерностей:
между возрастом человека и темпом духовного развития проявляется обратно пропорциональная зависимость: чем ниже возраст, тем выше темп духовного развития; с возрастом темп духовного развития замедляется; духовное развитие людей протекает неравномерно. В отдельные периоды развития возникают более благоприятные условия для развития отдельных качеств, и некоторые из этих условий имеют временный характер; существуют оптимальные сроки для становления и роста отдельных видов психической деятельности и обусловленного ими развития духовных качеств; по мере развития психика человека и его духовные качества приобретают устойчивость, постоянство, сохраняя при этом пластичность.
Какие периоды называются сензитивными?
Возрастные периоды, когда условия для развития тех или иных качеств оптимальны, называются сензитивными.
Большое значение имеет приобретаемый в процессе социализации опыт.
Что такое индивидуальные особенности?
Особенное в человеке называется индивидуальным, а личность с ярко выраженным особенным индивидуальностью. Индивидуальность характеризуется совокупностью интеллектуальных, волевых, моральных и других черт личности, которые заметно отличают данного человека от других людей.
Индивидуальность выражается в индивидуальных особенностях, возникновение которых связано с тем, что каждый человек проходит свой особый путь развития, приобретая на нем различные типологические особенности высшей нервной деятельности. К индивидуальным особенностям относятся своеобразие ощущений, восприятия, мышления, памяти, воображения, способности, темперамент, характер личности.
Что такое педагогический процесс?
Что представляет собой педагогический процесс как система?
Структуру системы представляют выделенные по принятому критерию элементы, а также связи между ними. Понимание связей важнее всего, ибо только зная, что с чем и как связано в педагогическом процессе, можно решать проблему улучшения организации, управления и качества данного процесса.
Какие выделяют компоненты педагогического процесса?
Результативный компонент процесса отражает эффективность его протекания, характеризует достигнутые сдвиги в соответствии с поставленной целью.
Почему педагогический процесс рассматривается как трудовой?
Чтобы достичь желаемого воздействия на этот предмет. К ним относятся не только знания педагога, его опыт, личное воздействие на воспитуемого, но и виды деятельности, на которые он должен уметь переключать воспитанников, способы сотрудничества с ними. Это духовные средства труда.
Что означает целостность педагогического процесса?
Педагогический процесс внутренне связанная совокупность многих процессов, суть которых состоит в том, что социальный опыт превращается в качества формируемого человека.
Но каждый из названных процессов выполняет в целостном процессе и сопутствующие функции: воспитании осуществляет не только воспитательную функцию, но и развивающую и образовательную функцию, а обучение немыслимо без сопутствующего ему воспитания и развития.
Какие существуют закономерности педагогического процесса?
В закономерностях отражаются объективные, необходимые, существенные и повторяющиеся связи.
Среди общих закономерностей педагогического процесса выделяются:
1. закономерность динамики педагогического процесса. Это значит, что педагогический процесс как развивающееся взаимодействие между педагогами и воспитуемыми имеет постоянный, «ступенчатый» характер: чем выше промежуточные достижения, тем весомее конечный результат;
2. закономерность развития личности в педагогическом процессе. Темны и достигнутый уровень развития личности зависит:
· применяемых средств и способов педагогического воздействия.
3. закономерность управления учебно-воспитательным процессом ;
4. закономерность стимулирования.
Продуктивность педагогического процесса зависит:
1. от действия внутренних стимулов (мотивов) деятельности;
2. интенсивности, характера и своевременностей внешних стимулов;
5. закономерность единства внешней (педагогической) и внутренней (познавательной) деятельности. Зависит:
· от качества педагогической деятельности
· качества собственно учебно-воспитательной деятельности воспитуемых;
6. закономерность обусловленности педагогического процесса. Течение и результаты учебно-воспитательного процесса зависят:
· от потребностей общества и личности,
· условий протекания процесса.
Какие выделяют этапы педагогического процесса?
На этапе подготовки педагогического процесса создаются надлежащие условия для протекания процесса в заданном направлении и с заданной скоростью. На данном этапе решаются следующие важные задачи:
· проектирование и планирование развития процесса.
Основной этап осуществление педагогического процесса можно рассматривать как относительно обособленную систему, включающую в себя важные взаимосвязанные элементы:
· постановка и разъяснение целей и задач предстоящей деятельности;
· взаимодействие педагогов и учеников ‘,
· использование намеченных методов, средств и форм педагогического процесса,
· создание благоприятных условий •,
· осуществления мер стимулирования,
· обеспечение связи педагогического процесса с другими процессами.
Этап анализа достигнутых результатов нужен для того, чтобы в будущем не повторять ошибок, учесть неэффективные моменты.
Дидактика как наука
Что называется дидактикой?
Какие существуют основные категории дидактики?
Основными категориями дидактики являются:
Что такое процесс обучения?
Процесс обучения это социальный процесс, который зародился с возникновением общества и совершенствуется в соответствии с развитием общества. Процесс обучения можно рассматривать как процесс передачи опыта. Следовательно, процесс обучения можно назвать процессом передачи накопленного опыта общества подрастающему поколению.
Этот опыт включает в себя прежде всего знания об окружающей действительности, которые постоянно совершенствуются, способы применения этих знаний в практической деятельности человека.
Современная дидактика рассматривает процесс обучения как двусторонний: преподавание (деятельность обучающего) и учение (деятельность обучающихся).
Процесс обучения (но ):
Исходя из общих целей образования, процесс обучения имеет функции: образовательную, развивающую, воспитывающую. Они выступают в единстве, комплексно.
Образовательная функция состоит в формировании знаний, умений и навыков, в усвоении учащимися видов деятельности.
Воспитательная функция, состоит в том, что в процессе усвоения знаний у учащихся формируются взгляды, чувства, ценности, черты личности, привычки поведения.
Развивающая функция состоит в развитии у детей психомоторной, интеллектуальной, эмоционально-волевой, мотивационной сферы личности.
Что такое содержание образования?
· обеспечение необходимого уровня усвоения знаний, которые обусловят адаптацию учащихся к дальнейшей жизни ;
· развитие интересов, способностей, мышления, воображения, памяти, познавательных и практических умений’
· формирование мировоззрения, нравственных, эстетических качеств;
· формирование способностей к самообразованию и совершенствованию.
Какие существуют принципы формирования содержания?
Существуют следующие принципы формирования образования:
гуманистичности, обеспечивающий приоритет общечеловеческих ценностей и здоровья человека, научности, проявляющийся в соответствии предлагаемых для обучения знаний достижениям научного и культурного прогресса; последовательности, заключающийся в планировании содержания; систематичности, предполагающий рассмотрение изучаемых знаний в системе; связи с жизнью как средство подкрепления образования реальной практикой; соответствия возрастным возможностям; доступности.
Урок как форма обучения.
В чем заключается сущность и особенность урока?
К уроку предъявляются определенные требования. Среди общих требований выделяются следующие:
построение на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса; реализация всех дидактических принципов и правил; обеспечение условий для познавательной деятельности учащихся с учетом их интересов, наклонностей, потребностей; опора на достигнутый уровень развития учащихся; формирование практически необходимых знаний, умений, навыков; логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности.
Какие существуют цели уроков?
Каждый урок направляется на достижение триединой цели: обучать, воспитать, развить. С учетом этого общие требования к уроку конкретизируются в дидактических, воспитательных и развивающих требованиях. К дидактическим требованиям относятся:
· определение образовательных задач каждого урока,
· внедрение новейших технологий познавательной деятельности;
· сочетание разнообразных видов, форм, методов;
· творческий подход к уроку.
· формирование и постановка достижимых воспитательных целей;
· воспитание учащихся на общечеловеческих ценностях, формирование аккуратности, ответственности, исполнительности, самостоятельности, работоспособности;
· соблюдение требований педагогического такта.
· формирование у учащихся положительной мотивации к учебе, интересов, творческой инициативы,
· учет уровня развития учащихся, их психологических способностей, проектирования «зоны ближайшего развития»,
· стимулирование наступления новых качественных изменений в развитии. Кроме перечисленных требований выделяются и другие: организационные, психологические, управленческие, санитарно-гигиенические и т. д.
Как осуществляется подготовка к уроку?
Технология подготовки к уроку может быть следующей:
изучение учебной программы и тематического плана; определение методической особенности темы; определение характера изложения учебного материала; подготовка психолого-педагогической диагностики особенностей и возможностей учащихся; выбор дидактических средств для реализации учебной деятельности учащихся.
При этом формируется несколько моделей урока:
Принципы и правила обучения.
Что такое принципы дидактики?
Процесс обучения это особый вид человеческой деятельности, это специфическая социально-педагогическая система, а любая система основывается на каких-то общих положениях, которые и называются принципами.
Дидактические принципы являются определяющими при отборе содержания образования, при выборе методов и форм обучения.
В учебном процессе все дидактические принципы очень тесно переплетаются. Они дают возможность осуществлять обучение таким образом, чтобы оно соответствовало логике познания.
Что такое правила обучения?