выбираем мотоблок для дачи
Как выбрать надежный мотоблок: обзор популярных и надежных моделей для огорода и дачи
28.11.2019 5,901 Просмотров
Мотоблок является одним из самых необходимых инструментов в любом хозяйстве.
Современные агрегаты отличаются своей многофункциональностью, а также помогают не только справиться с обработкой земли, но и перевозить грузы и даже не измельчать мусор.
Но чтобы сделать правильный выбор и не запутаться при покупке, необходимо разбиться в этом виде техники.
Рассмотрим, какие виды мотоблоков существуют, а также на что необходимо ориентироваться при выборе.
Виды устройств
Все современные мотоблоки можно разделить на несколько категорий в зависимости от их возможной нагрузки и функциональности.
По степени нагрузки различаются такие виды устройств:
Как выбрать и на что обратить внимание
Выбирая мотоблок ориентироваться стоит на несколько важных параметров.
Класс мотоблока
Исходя из того, какие работы будут проводится, выбирается класс устройства. Легкие подойдут для несложных работ в саду или огороде.
Тип двигателя
Мотоблоки можно разделить на два вида в зависимости от типа двигателя: бензиновые и дизельные.
Первые отличаются небольшим весом и стоимостью, низким уровнем шума, практически не ощутимой вибрацией руля. К тому же, такие модели не требуют особого ухода и дорогого ремонта, они отлично подходят для домашнего использования.
Дизельные обладают максимальной устойчивостью, высоким уровнем сцепления с землей, надежностью, наличие воздушного или водяного охлаждения.
К тому же, они отлично экономят топливо. Главный их минус — высокая стоимость. Использовать их лучше всего для работы в полях и на больших огородах.
Мощность двигателя
Мощность современных мотоблоков варьируется в пределах 3-9 л. с. Именно этот параметр влияет на производительность машины даже в сложных условиях.
Для работы на небольшом участке в пару соток подойдет модель на 3-4 л. с.
Для более просторных полей в гектар потребуется мотоблок, мощностью 5-6 л. с. Самые мощные модели в 6-9 л. с. — идеальный вариант для работы со сложными почвами и огромными объемами.
Глубина культивирования
Различные модели могут поднимать грунт с глубины 20-35 см. Если плодородный слой составляет 20 см, то более глубокое культивирование может привести к ухудшению состояния почвы и снижения плодородности.
Именно поэтому в таком случае подойдет мотоблок с глубиной культивирования в 20-25 см. В случаях с более толстым грунтом стоит приобрести мотоблок со значениями 30-35 см.
Максимальная ширина обработки
Эта величина обозначает максимальный захват по ширине за один проход аппаратом. Для небольшого огорода будет вполне достаточно значений 60-70 см.
Вал отбора мощности
Вал отбора мощности представляет собой элемент мотоблока, благодаря которому к машине можно подсоединить дополнительное навесное оборудование.
Главная функция вала в том, чтобы передать вращения от двигателя на навесное оборудование.
Модели с ВОМ стоит покупать в том случае, если кроме вспашки земли, мотоблок будет использоваться и для других целей (перевозки грузов, уборки снега и мусора, сбора урожая и т. д.).
Производитель двигателя
Не менее важно при покупке обращать внимание и на компанию-производителя. Отдавать предпочтение необходимо стабильным брендам, которые продают свою технику уже много лет и известны как в нашей стране, так по всему миру.
Коробка передач
Сегодня большинство моделей полупрофессионального и профессионального класса оснащены механической коробкой передач.
Зачастую мотоблоки имеют несколько скоростей: две передние и одну заднюю, по две в каждую из сторон, или же четыре передний и две задний.
Большое количество скоростей — оптимальный вариант при разнородной почве. Также это важно при перевозке грузов или уборке снега. Задний ход необходим в тех случаях, когда участок слишком стеснен и развернуться на нем сложно.
Для домашнего использования оптимальным вариантом будет агрегат весом 60-80 кг. для обработки целины лучше выбирать модели массой 90-110 кг. Более тяжелые устройства применяют для работы на твердой почве, перевозки больших габаритных грузов или сбора большого урожая.
Виды навесного оборудования
Конструкция мотоблоков позволяет использовать дополнительное навесное оборудование, которое значительно расширяет функционал машины.
Существует несколько видов такого оборудования:
Популярные бренды
Определившись с техническими характеристиками, можно задуматься о том, мотоблок какого производителя лучше приобрести:
Рейтинг ТОП-5 лучших моделей
Место | Наименование | Цена |
---|---|---|
ТОП-5 лучших мотоблоков | ||
1 | PATRIOT Победа (440 10 7212) | 27 000 ₽ |
2 | CHAMPION BC1193 | 45 000 ₽ |
3 | Weima WM1100BЕ (колеса 5х12) | 78 000 ₽ |
4 | Мобил К МКМ-3 ПРО MBK0018443 | 44 000 ₽ |
5 | Нева МБ-23Б-10.0 | 54 000 ₽ |
Лучшин мотоблоки
PATRIOT Победа (440 10 7212)
Эта модель отечественного мотоблока представляет собой многофункциональное устройство с мощным двигателем в 7 л. с. Он укомплектован пневматическими колесами и фрезами.
Ручку можно регулировать и поворачивать в разных плоскостях. Механическая коробка передач позволяет быстро и удобно переключать скоростя.
Производитель оснастил агрегат 6 скоростями — 4 вперед и две в обратном направлении.
Дополнительно к мотоблоку можно устанавливать навесное оборудование: косилки, снегоуборщики, окучники, тележку, плуг и другое.
Характеристики:
Достоинства:
Недостатки:
CHAMPION BC1193
Агрегат оснащен тремя скоростями — две вперед и одна назад.
Благодаря большим пневматическим колесам мотоблок достаточно устойчивый и отличается большой скоростью передвижения при перевозке грузов.
Большой вес машины позволяет работать даже с самыми трудными грунтами.
Характеристики:
Достоинства:
Недостатки:
Weima WM1100BЕ (колеса 5х12)
Эта модель представляет собой мотоблок с дизельным двигателем на 12 л. с. Благодаря значительному весу, машина позволяет обрабатывать даже самые плотные и сложные виды почвы.
Завести мотоблок можно как при помощи электростартера в считанные секунды, так и с помощью ручного стартера.
Коробка передач оснащена тремя скоростями: две вперед и одна в обратном направлении.
Характеристики:
Мобил К МКМ-3 ПРО MBK0018443
Данная модель представляет собой машину нового поколения, которая отличается высокой планкой технологичности и инновационным подходом в машиностроении и проектировании.
Этот мотоблок — идеальный вариант для тех, кто не хочет переплачивать и желает получить все и сразу.
К агрегату можно подключить огромное количество навесного оборудования, такого как щетки, плуги и окучники, прицепы, снегоуборщики, грунтозацепы и многое другое.
Характеристики:
Достоинства:
Недостатки:
Нева МБ-23Б-10.0
Эта модель относится к мотоблокам среднего класса и обладает возможностью регулировки ширины вспахиваемой полосы от 86 до 127 см.
Глубина культивирования также достаточно велика — 20 см.
С помощью этого агрегата можно перекопать любой тип почвы, неважно целина это, глина и просто плотный грунт.
Устройство обладает четырьмя скоростями — двумя вперед и двумя назад.
Характеристики:
Достоинства:
Недостатки:
Производители предлагают огромный выбор различных мотоблоков. Какой из них выбрать зависит только от того, с какой почвой придется работать и какие функции агрегат должен выполнять.
Полезное видео
Из видео вы узнаете как выбрать мотоблок:
Как выбрать мотоблок
Содержание
Содержание
Нередко мотоблок любя называют «пешим трактором». И неспроста, ведь решаемый с его помощью круг задач обширен. Как сделать осознанный выбор и не совершить ошибок при покупке? На что способен мотоблок? Отвечаем на эти вопросы в данном гайде.
В первую очередь мотоблок нацелен на работы по обработке почвы: прополка, культивация, окучивание, вспашка, посадка картофеля и сбор урожая, покос травы и т. д. Но этим функциональные возможности мотоблока не ограничиваются. Он применяется для перевозки грузов, уборки мусора и снега, откачивания воды.
Важно понимать, что сам мотоблок представляет собой базу для обработки почвы, а окончательный функционал машины определяется наличием и возможностями навесного оборудования, которое планируется использовать при эксплуатации агрегата. О функционале навесного оборудования подробно рассказано в этой статье.
Устройство мотоблока
Мотоблок представляет собой агрегат, сердцем которого является двигатель внутреннего сгорания, установленный на раме. Вращающий момент с вала двигателя, посредством трансмиссии, передается на ведущие колеса и устройство передачи мощности активному навесному оборудованию.
Как правило, трансмиссия состоит из двух узлов: сцепления и редуктора, выполняющего в некоторых моделях функции коробки передач.
Активное навесное оборудование приводится в действие посредством либо ременной передачи, либо будучи подключенным к валу отбора мощности (ВОМ).
Органы управления мотоблоком выведены на руль агрегата, который в свою очередь может быть регулируемым по высоте и поворачивающимся на 180°, для удобства управления мотоблоком во время проведения работ.
Характеристики мотоблоков
Для удобства восприятия, все значимые характеристики, в той или иной степени определяющие выбор устройства, сгруппированы по функциональной принадлежности к тому или иному узлу мотоблока.
Значимые параметры силовой установки
Мощность двигателя — важный параметр, которому следует уделить особое внимание, поскольку от него зависит производительность агрегата и круг решаемых с его помощью задач.
В упрощенном понимании, чем большую площадь предполагается обрабатывать, тем большая мощность должна быть «заложена» в мотоблок.
Важно понимать, что эксплуатация мотоблока на грани его возможностей — не лучшее решение, поскольку приведет к быстрому износу двигателя.
Желательно всегда иметь в запасе 1–2 лошадиные силы.
Немаловажным внешним фактором является тип обрабатываемой почвы. Непаханая целина может оказаться не «по зубам» даже самым мощным представителям семейства мотоблоков. Для нормальной обработки таких земельных наделов, изначально потребуется привлечение средств тяжелой механизации для предварительной подготовки почвы под возможности пешего трактора.
В технических характеристиках некоторых мотоблоков можно встретить указание мощности двигателя в кВт. Для быстрого перевода в привычные лошадиные силы нужно указанное значение мощности умножить на коэффициент 1,3596.
1кВт = 1,3596 л. с.
Тип двигателя. Мотоблоки подразделяются на бензиновые и дизельные модели. Дизельные агрегаты более выносливы, обладают большим тяговым усилием и завидной экономичностью. Их стихия — профессиональная обработка больших площадей земельных наделов. К недостаткам можно отнести затрудненный пуск в холода, большой вес силовой установки, ее сложность и недостаточное количество специалистов, способных ее квалифицированно обслужить.
Подавляющее большинство мотоблоков для хозяйственно-бытовых нужд комплектуется бензиновым четырехтактным двигателем внутреннего сгорания. Такие агрегаты стоят дешевле, менее шумны, довольно просты в обслуживании, обеспечивают легкий запуск даже при отрицательных температурах. В отличие от своих дизельных «сородичей», обладают меньшим моторесурсом, КПД и тяговым усилием.
Параметры трансмиссии
Количество передач. Своеобразным стандартом, обеспечивающим комфортную работу с мотоблоком, является наличие как минимум двух передач для движения вперед одной для перемещения задним ходом.
В последнее время многие производители отступают от этого постулата и оснащают свои мотоблоки коробками передач с большим количеством ступеней переключения, что дает пользователю возможность более гибкого регулирования скорости и тяги на ведущей оси мотоблока. В продаже можно встретить модели с восемью ступенями для движения вперед и четырьмя для перемещения задним ходом.
Тип редуктора. Посредством редуктора момент вращения передается с вала двигателя на ведущую ось и активное навесное оборудование мотоблока. Существует несколько типов конструкции редуктора:
Если планируется использование мотоблока в связке с активным навесным оборудованием, оптимальным выбором будет модель, оснащенная шестеренчато-цепным или шестеренчатым редуктором.
Тип сцепления. Узел сцепления является важным элементом трансмиссии любого мотоблока. Его задача — передача крутящего момента с вала двигателя на первичный вал редуктора (коробки передач). Причем, не просто передача, а своевременное замыкание и размыкание механической связи между двигателем и редуктором по командам пользователя. Существует несколько типов сцепления:
Наиболее часто в конструкции мотоблока можно встретить либо ременной, либо дисковый тип сцепления. Ременное сцепление отличается простотой и незамысловатостью конструкции. Вал двигателя и первичный вал коробки соединены между собой обычным ручейковым или поликлиновым ремнем.
Когда рычаг сцепления выжат, ремень не натянут и просто проскальзывает по шкиву вала двигателя. При отпускании рычага активируется механизм натяжения ремня, и вращение передается на вал коробки передач. Уже из описания работы видны слабые места такой конструкции:
Однако само по себе ременное сцепление очень просто и невероятно ремонтопригодно. Достаточно лишь иметь запасной ремень, а ремонт можно осуществить и в полевых условиях. Покупка запасных частей тоже не «ударит» по карману.
Несколько иначе обстоят дела с дисковыми типами сцеплений. Их принцип действия основан на умении управлять силами трения. Ведомый диск прижимается к ведущему с большой силой, в результате чего образуется прочная механическая связь для передачи момента вращения. В многодисковых вариациях таких пар несколько, а во фрикционном типе — диск сцепления прижимается к маховику, закрепленному на валу двигателя.
Сцепление дискового типа чрезвычайно надежно и при правильной эксплуатации не доставляет особых хлопот механизатору. К недостаткам можно отнести дороговизну конструкции и невозможность проведения ремонта в полевых условиях.
Параметры навесного оборудования
Возможность установки навесного оборудования. Весь потенциал мотоблока раскрывается при использовании навесного оборудования, поэтому при выборе пешего трактора нелишним будет изучить возможности потенциального кандидата на роль незаменимого помощника на предмет совместимости с различными видами навесного оборудования.
Что касается навесных принадлежностей, таких как плуг, картофелекопалка, окучиватель, снежный отвал и т. д., то здесь нужно обратить внимание на систему крепления. Она должна быть совместима с креплением мотоблока.
Как правило, производители указывают совместимые принадлежности.
Передача мощности на активное навесное оборудование. Что касается активного навесного оборудования, то здесь важно понимать принцип передачи вращения к навесным узлам у конкретной модели мотоблока. Он может быть реализован посредством вала отбора мощности (ВОМ) или с помощью ременной передачи.
В первом случае — это специальный фланец, расположенный на редукторе агрегата, для подключения активного навесного оборудования.
Во втором — шкив, закрепленный на валу и соединенный с навесным приспособлением ремнем.
В обоих случаях необходимо проверять совместимость навесного оборудования с конкретной моделью мотоблока.
Параметры, влияющие на качество обработки почвы
В первую очередь мотоблоки приобретают для вспашки и обработки земли, поэтому этой группе параметров следует уделить должное внимание.
Ширина культивации. Этот параметр характеризует ширину обработанной полоски земли за один проход мотоблоком. При выборе агрегата следует здраво оценить конфигурацию приусадебного участка и исходя из нее выбирать подходящее значение ширины культивации. В противном случае можно получить ситуацию, что мотоблок в хозяйстве есть, а землю приходится копать лопатой, поскольку пеший трактор не проходит по ширине между постройками, деревьями, кустарниками и другими препятствиями.
По ширине культивации можно косвенно оценить потребную мощность двигателя. Считается, что для обработки поверхности шириной 20 см, необходимо порядка одной лошадиной силы мощности силового агрегата.
Глубина обработки. Характеризует уровень заглубления фрез в грунт. Значение этого параметра продиктовано диаметром фрез, установленных на мотоблоке, и, как правило, равняется его половинному значению.
Другие параметры мотоблока
Диаметр колес. Не все агрегаты оснащаются колесами, но с ними мотоблок обладает большим функционалом и по своим возможностям приближается к мини-трактору. Чем больше диаметр колес, тем легче агрегату преодолевать препятствия и тем «мягче» его ход.
Ширина колеи. Характеризует расстояние между ступицами крепления колес. Чем больше этот параметр, тем устойчивей мотоблок.
Вес. Чем выше вес аппарата, тем лучше его сцепление с поверхностью, а следовательно, проще дается обработка почвы. Для мотоблоков весом более 100 кг, крайне желательно наличие в трансмиссии дифференциала. С ним поворачивать и разворачивать пеший трактор значительно проще.
При выборе мотоблока важно обращать внимание на баланс масс относительно колесной оси. Управление плохо сбалансированным агрегатом потребует дополнительных физических усилий.
Скорость движения. Для культивации почвы и выполнения большинства операций в пешем порядке, вполне достаточно будет скорости 3–4 км/ч. Если же планируется оснащение мотоблока прицепом для перевозки грузов, стоит присмотреться к моделям, развивающим скорость в 10–12 км/ч.
Электрозапуск. Дополнительная опция, автоматизирующая запуск силового агрегата. Особенно полезна у тяжелых мотоблоков, оснащенных мощным дизельным двигателем. Для запуска бензинового мотора у агрегатов малой и средней мощности, вполне достаточно ручного механизма.
Варианты выбора мотоблока
К выбору мотоблока нужно подойти ответственно, четко очертив для себя условия и сценарии его эксплуатации, круг возлагаемых на агрегат задач. К примеру, для небольших приусадебных хозяйств наилучшим образом подойдут мотоблоки мощностью 5–7 л. с., оборудованные ременным сцеплением и редуктором цепного типа.
Для средних участков (20–30 соток) — бензиновые мотоблоки мощностью 8–9 л. с. с дисковым или ременным сцеплением и шестеренчато-цепным редуктором. Если предполагается использование агрегата не только для работ в поле, но и для выполнения других задач — обязательна возможность подключения активного навесного оборудования.
В небольшом фермерском хозяйстве наиболее уместно присутствие мотоблока профессиональной серии с двигателем большой мощности, шестеренчатой коробкой передач с несколькими ступенями переключений и многодисковым сцеплением.
Для работы в тяжелых условиях с большой нагрузкой, оптимальным будет выбор аппарата с дизельным двигателем и возможностью автоматического запуска.
ТОП лучших мотоблоков для участка легкого, среднего и тяжелого классов
Мотоблок в отличие от культиватора работает с навесным и прицепными орудиями (косилки, фрезы, снегоуборщики, копалки урожая, сажалки и т.д.). У него в обязательном порядке присутствует механизм отбора мощности), к нему можно прицеплять телегу для перевозки грузов. Кроме того у него есть колеса на которые передается крутящий момент.
Выбирая хороший мотоблок важно опираться не столько на его технические характеристики, сколько на те задачи, которые будут поставлены перед ним. Так, например, для обслуживания небольшого участка земли у дачного домика лучшей будет одна модель, а при проведении сельскохозяйственных работ на площади в несколько гектар – совсем другая. Далее разберем, какой мотоблок и для чего лучше покупать – определимся с мощностью двигателя (и самим двигателем, китайский, американский или европейский), трансмиссией, редуктором, и расположением центра масс.
Многообразие выполняемых функций, а также критериев, которые учитываются при оценке мотоблоков, не позволяет выбрать из них один, самый лучший агрегат. Чтобы как-то систематизировать мотоблоки по их возможностям, придется рассматривать их по классам – легкий, средний и тяжелый.
Определив перечень работ, для выполнения которых понадобится хороший мотоблок, приступают к изучению и анализу характеристик существующих моделей. Так, например:
Виды мотоблоков
В общем случае мотоблок – это самоходный агрегат, предназначенный для выполнения широкого спектра сельскохозяйственных работ.
На рынке представлены следующие виды мотоблоков:
Конструктивно кроме двигателя мотоблок включает в свой состав:
Во время работы на мотоблок устанавливают дополнительное сельхозоборудование, что превращает его в универсальную машину, при помощи которой осуществляют такие операции, как, например:
Кроме того, присоединив к мотоблоку прицеп с сиденьем для оператора, можно превратить его в минитрактор, что также расширит его функциональные возможности.
Как выбрать хороший мотоблок, критерии выбора
Определившись с весовой категорией мотоблока необходимо обратить внимание и на другие его параметры. Среди имеющегося многообразия моделей выбрать лучший не так просто, как кажется на первый взгляд. Оценивают возможности этого, достаточно сложного устройства, по ряду критериев, важнейшими из которых являются:
Важное значение имеет и бренд производителя. Ведь зачастую именно он определяет качество изготовления, а также надежность и эффективность работы мотоблока.
Силовой агрегат
Выбирая мотоблок, в первую очередь нужно обратить внимание на двигатель, а именно на бренд его изготовителя и на заявленный последним моторесурс. Не лишним будет также выяснить где расположен ближайший сервисный центр обслуживания понравившегося мотора.
Чаще всего на мотоблоки любого класса устанавливают моторы известных зарубежных производителей, таких как:
Двигатели этих компаний отличаются высокой надежностью и значительным моторесурсом (от 500 до 2000 моточасов). Особенно популярны двигатели Lifan, которые при прочих равных условиях (заявленный производителем моторесурс составляет не менее 1100 моточасов) еще и недороги в эксплуатации.
На мотоблоках премиум-класса могут быть установлены долговечные двигатели компании Yamaha, заявленный моторесурс которых составляет от 3 до 5 тысяч моточасов.
Китайские моторы Zongshen, loncin
Многие отечественные и зарубежные производители конструируют мотоблоки, используя линейки китайских двигателей Zongshen и loncin. Эти двигатели, также, как и популярные в России моторы Lifan, представляют собой копии моторов, выпускаемых японской компанией Honda. Все эти двигатели, изготовленные на известных китайских предприятиях имеют достаточно приличный моторесурс и неплохую надежность – все это благодаря применению самые современные технические решения, способствующие увеличению срока их эксплуатации, такие, например, как:
При этом китайские моторы намного дешевле, чем оригинальные японские или американские двигатели. Достаточно сказать, что ремонт последних может в отдельных случаях превысить стоимость китайских моторов. Поэтому многие эксперты рекомендуют приобретать мотоблоки с китайскими моторами. При этом разница в их стоимости компенсирует приобретение второго такого же двигателя.
Ранее мы уже рассматривали:
Редуктор
На мотоблоках можно встретить такие редукторы, как:
Дополнительная информация – на мотоблоках прежних лет выпуска устанавливались редукторы, состоящие из червячного механизма и шестерни. Такая конструкция отличалась высоким коэффициентом полезного действия, но не выдерживала высоких нагрузок. Так, например, даже работа с окучником или легким плугом приводила механизм редуктора к перегреву и выходу из строя. В настоящее время мотоблоки с червячным редуктором практически не встречаются.
Цепной редуктор. Цепной редуктор представляет собой надежную и в то же время простую конструкцию, состоящую из цепи и набора шестерен. Используется он в легких и средних мотоблоках с двигателями небольшой и средней мощности. Легка в обслуживании, отличается простотой в ремонте. Обеспечивает надежную работу на небольших участках, однако применяемое навесное оборудование сильно ограничено (легкий плуг, окучник).
Шестеренчатый редуктор. Шестеренчатый редуктор считается самым надежным и неприхотливым в эксплуатации. Он способен работать на любом грунте, причем в самых экстремальных условиях. Устанавливают шестеренчатые редукторы на тяжелых мотоблоках с ВОМ, работающих с тяжелым навесным оборудованием. Практически вечный редуктор, главное вовремя менять масло.
Один из основных недостатков шестеренчатых редукторов – высокий уровень шума и его стоимость.
Шестеренчато-цепной редуктор. Самый распространенный редуктор. Шестеренчато-цепной редуктор встречается только на мотоблоках отечественного производства. Выпускаются односкоростной, двухскоростной и более. Конструкция обеспечивает высокую эластичность при работе (идеальные обороты выходного вала 80-120) и отличается малым уровнем вибраций. Очень высокий ресурс и надежность редуктора. Конструктивно он наиболее сложен и не способен выдерживать большие нагрузки. Разработка этого редуктора была вызвана необходимостью увеличения количества передач переднего (до и заднего (до 4) хода.
Тип трансмиссии и возможность блокировки дифференциала
Для передачи вращательного момента от двигателя на редуктор мотоблока применяют несколько конструктивных вариантов трансмиссий:
Из-за того, что каждый из вариантов трансмиссии имеет свои достоинства и недостатки на некоторых мотоблоках можно встретить и их комбинированные варианты.
Скорость
Тип трансмиссии и количество передач определяют диапазон скоростей мотоблока. Рабочая скорость у мотоблоков, как правило, составляет от 2-х до 4-х км\час. При этом у моделей, имеющих 2-3 передачи, максимальная скорость составляет не более 15 км\час, а у более дорогих мотоблоков, имеющих 6 передач она может достигать и 30 км\час.
Дифференциал
Дифференциал – это устройство, полностью останавливающее или сильно замедляющее вращение левого или правого колеса. Блокирование одного из колес позволяет развернуть тяжелый мотоблок за доли секунды. При этом в то время, когда одно колесо стоит на месте второе совершает идеальный поворот по кругу.
Отбор мощности на активное оборудование ВОМ или клиноременная передача
Конструктивно мотоблоки устроены так, что вращательный момент от двигателя передается не только на колесную ось, но и на вращение навесного активного оборудования (роторная косилка, картофелесажалка, картофелекопалка, кустодробилка, кормодробилка, снегоуборщик, дровокол, циркулярная пила, водяной насос, помпа и т.д.). Различается Клиноременная передача и ВОМ передача.
Кроме того, на рынке существуют мотоблоки без вала отбора мощности. Такие агрегаты могут работать только с пассивными орудиями (плуг, окучник, двойной окучник, картофелевыкапыватель, борона, рыхлители). Они стоят дешевле.
Клиноременная передача – шкив мотоблока через ремень передает крутящий момент на шкив активного навесного оборудования и приводит его в движение. Можно устанавливать большое количество типов оборудования.
В дорогих моделях для этого используют ВОМ. Установлен он может быть как перед, так после сцепления. ВОМ дает возможность использовать при выполнении работ навесное оборудование, для которого необходим большой крутящий момент. Перед покупкой уточняйте наличие навесного оборудования именно под Ваш мотоблок.
Расположение центра массы
Расположение центра массы для мотоблока имеет немаловажное значение. При этом располагаться он может по центру (нулевой баланс), спереди или сзади.
По центру. Расположение центра массы по центру мотоблока (точно над фрезой) позволяет комфортно работать с фрезами – мотоблок не будет заваливаться ни назад ни вперед. То же самое относится к случаям, когда активное оборудование навешивается спереди – центр тяжести смещается незначительно, да и сильного сцепления колес с землей не требуется. – это позволит работать с мотоблоком достаточно комфортно.
Однако, при работе с оборудованием, которое навешивают сзади, необходимо утяжелять переднюю часть агрегата – это позволит выровнять баланс и снизить нагрузку на руки и спину работающего.
Спереди. Мотоблоки с центром тяжести, расположенным спереди, используют в тех случаях, когда основной вид сельскохозяйственных работ – использование плуга, активных почвофрез, устанавливаемых сзади и другого оборудования для земли. Задняя навеска в этом случае выравнивает вес мотоблока и оператору остается только поддерживать его.
С передней навеской оператору работать неудобно, так как он вынужден постоянно давить на руль мотоблока, выравнивая агрегат.
Сзади. Мотоблок с центром массы сзади лучше всего использовать при работе с передней навеской (косилка, снегоуборщик и пр.), которая выравняет вес агрегата.
Работая с почвофрезами пользователю понадобится выполнить утяжеление впереди и увеличение ширины захвата фрезы, что значительно ухудшит маневренность мотоблока. Точно также придется утяжелить мотоблок спереди при работе с плугом и другим оборудованием навешиваемым сзади. Без этого мотоблок будет постоянно заваливаться назад и пользователю придется прикладывать немалые усилия для того, чтобы постоянно удерживать его либо вытаскивать из земли.
Ширина колеи
Еще один фактор, который оказывает влияние на производительность и эффективность проведения сельскохозяйственных работ – ширина колеи мотоблока. Ведь если во время первичной обработки почвы этот параметр не играет существенного значения, то в дальнейшем, при посеве (посадке) и механизированной обработке посевов (прополка, окучивание, опрыскивание и пр.) и уборке урожая он приобретает решающее значение. Ведь при выполнении этих операций колеса мотоблока должны двигаться по междурядьям, иначе его использование станет невозможным.
Как правило, ширина колеи у мотоблоков составляет 500…700 мм. Исходя из этой величины и нужно осуществлять планировку посевного участка.
Лучшие производители мотоблоков
Отечественные производители отличаются наличием большой номенклатуры активного навесного оборудования, установкой качественных и надежный двигателей, редукторов и других комплектующих. Кроме того, отечественные компании в большинстве своем, разрабатывают мотоблоки с учетом удобства их эксплуатации. Часто стоят дороже китайских аналогов.
Лучшие мотоблоки легкого класса
Как правило, легкие мотоблоки – это агрегаты с бензиновыми двигателями мощностью до 7 л.с. Используют их для вспашки и фрезерования почвы, причем навесное оборудование устанавливается вместо колес.
Мотоблок Мобил К МКМ-4 Комфорт МВК0018462 7 л.с.
Средняя цена: 47 990 руб
Самым лучшим мотоблоком легкого класса среди бензиновых агрегатов с ременной передачей считается «Мобил К МКМ-4 Комфорт МВК0018462 7 л.с.». Это топовая модель линейки агрегатов «Мобил К», производство которых освоено на одноименном российском предприятии. Мотоблок представляет собой агрегат нового поколения и является образцом инновационного подхода к проектированию аналогичного оборудования. Он предназначен для обработки почвы на больших территориях, для чего оснащен надежным двигателем Dinking DK170F мощностью 7 л.с.
Инновационная трансмиссия Mobil K Strong Transmission 2000+ (4 передачи вперед и 2 назад) в связке с ременным сцеплением обеспечивает мотоблоку высокую функциональность. Размещение центра тяжести по центру позволяет равномерно распределять нагрузку, что не требует от оператора при работе больших физических усилий. Кроме того предусмотрена регулировка руля под рост оператора.
Технология Comfort Speed Motion II за счет идеальной сочетаемости скорости вращения и движения (при минимальной скорости вращения вала редуктора 35 об\мин скорость движения мотоблока составляет 3 км\час) обеспечивает разрыхление почвы до нужного для посадки состояния.
Интересно – на каждом мотоблоке приклеена табличка с фамилией рабочего, собиравшего конкретный агрегат и отвечающего за качество его сборки.
Мотоблок Caiman Vario 60S
Средняя цена: 63 990 руб
Бензиновый мотоблок Caiman Vario 60S предназначен для вспашки огородов площадью порядка 25 соток. Он оснащен малошумящим японским двигателем Subaru EP17OHC (мощность 5,7 л.с.) с инновационной трансмиссией Vario Automat. Имея 2 передачи вперед и одну назад, мотоблок удобен для работы на участках, требующих маневрирования. При этом оригинальное пневмосцепление PneumoTec, установленное на мотоблоках Vario 60S D3, обеспечивает плавное включение любой передачи, что значительно увеличивает срок службы редуктора и, кроме того, облегчает работу оператора.
Разборный цепной редуктор Fast Gear II с консистентной смазкой, не требующей замены, обеспечивает минимальную потерю мощности на выходном валу.
Быстросъемные саблевидные фрезы Razor Blade позволяют без труда изменить ширину вспахивания, а особый угол заточки дает возможность мотоблоку легко справиться с любым видом почвы.
Кроме того мотоблок оснащен приводом переднего навесного оборудования, шкив которого закрыт защитным кожухом. К этому приводу можно подключить весь спектр навесного оборудования для всесезонной эксплуатации мотоблока.
Отличительная особенность мотоблока – сбалансированная (система The Right Balance) эргономичная конструкция, благодаря которой воздействие на руки и позвоночник оператора сведено к минимуму.
Мотоблок Нева МК100Р-DM163
Средняя цена: 28 400 руб
Мотоблок «Нева МК100Р-DM163» считается лучшим для дачи с земельным участком до 10 соток. Китайский одноцилиндровый четырехтактный двигатель KS168FDM163 (мощность 5 л.с., тяговое усилие 66 кг) обеспечивает качественное рыхление окультуренной почвы и позволяет выполнить весь комплекс агротехнических работ.
Шестеренчато-цепной редуктор мотоблока, заправленный консистентной смазкой, не требующей замены, обеспечивает 1 передачу вперед и одну назад. При этом задняя передача находится внутри редуктора, что упрощает запуск двигателя.
Культивацию почвы можно осуществлять четырьмя или шестью фрезами, в результате чего почва становится рыхлой и воздухопроницаемой, что необходимо для получения хорошего урожая.
Мотоблок PATRIOT Победа (440 10 7212) 7 л.с.
Средняя цена: 39 950 руб
Patriot Победа считается самым многофункциональным мотоблоком среди аналогичных агрегатов, присутствующих на отечественном рынке. Он оснащен четырехтактным двигателем Patriot мощностью 7 л.с. с ременным сцеплением и цепным редуктором в алюминиевом корпусе. Переключение скоростей осуществляется через коробку передач, а переход на пониженную или повышенную передачу производят перекидыванием приводного ремня с одной проточки шкива на другую – 4 вперед, 2 назад.
Укрепленная рама с изначально установленным:
Комплектуется мотоблок закаленными усиленными фрезами для обработки твердых типов почвы, позволяющими обрабатывать ее на грубину от 16 до 30 см. При этом ширина захвата составляет 90 см.
Такие органы управления, как рукоятка газа, кнопка включения и рычаги привода располагаются на руле. При этом наклон последнего регулируется, что делает пользование мотоблоком более удобным.
Мотоблок бензиновый Салют 100-X-M1 6.5 л.с.
Средняя цена: 53 952 руб
Отечественный мотоблок «Салют-Х-М1» – удачная модернизация (2013) известной модели «Салют-5», от которого он отличается тем, что
Предназначен этот мотоблок для деревни или для дачи, где он может выполнять работы на небольшом огороде.
«Салют-Х-М1» оснащен японским двигателем Honda GX-200 (мощность 6,5 л.с.) с верхним расположением клапанов и литой чугунной гильзой цилиндра. Двигатель отличается увеличенным ресурсом, повышенной износостойкостью и уменьшенным расходом масла.
Вращательный момент передается на фрезы или колеса клиноременной передачей через шестеренчатый редуктор. Оригинальной формы кованые фрезы выполнены из пружинной стали.
Особенность мотоблока – низко расположенный центр тяжести, несколько смещенный вперед. Благодаря этому мотоблок устойчив к опрокидыванию и не заваливается при культивации.
ВАЖНО! Используемое навесное оборудование должно быть изготовлено только на заводах ВРМЗ или «Мобил-К».
Мотоблок ТАРПАН ТМЗ-МБ-07-01 6.5 л.с.
Средняя цена: 36 612 руб
Отечественный мотоблок «Тарпан ТМЗ-МБ-07-01 6.5 л.с.» с четырехтактным двигателем Briggs&Stratton RS950, работающем на бензине и имеющем мощность 6,5 л.с. оснащен шестеренчатым редуктором и цепной передачей. Мотоблок имеет 2 передачи вперед и одну назад.
Рабочим органом этого мотоблока служит ротационный культиватор. Его фрезы при вращении отрезают пласты почвы, крошат и перемешивают их. Это позволяет не только разрыхлить почву и измельчить сорняки, но и равномерно перемешать вносимые удобрения по всей глубине обработки.
При помощи специальных навесок мотоблок способен нарезать ряды, регулировать глубину вспашки до 200 мм, выкопать корнеплоды, убирать снег и пр.
Навесное оборудование, закрепляемое как сзади, так и спереди поможет владельцу механизировать трудоемкие коммунальные и сельскохозяйственные работы.
ВАЖНО! «Тарпан» – единственный в мире мотоблок, который для транспортировки разбирается на две части, включая и электрическую составляющую.
Мотоблок PATRIOT Калуга (пониженная передача) 7 л.с.
Средняя цена: 29 815 руб
Легкий высокопроизводительный мотоблок, собранный на базе продуктивного четырехтактного двигателя Patriot мощностью 7 л.с. Предназначен он не только для вспахивания земли, но и для выполнения других немаловажных задач, характерных для деревенского сада или дачи. Для этого имеется большой выбор навесного оборудования для крепления которого предусмотрен мощный прицепной узел.
Мотоблок оснащен сцеплением ременного типа, а крутящий момент передается на фрезы или колеса через шестеренчато-цепной трехскоростной (2 передачи вперед, 1 назад) редуктор, смонтированный в чугунном корпусе. Эргономичная рулевая колонка в сочетании с пониженной передачей превратит (при приобретении определенных навыков) превратит работу с мотоблоком в приятную прогулку.
Мотоблок Huter МК-7000 7 л.с.
Средняя цена: 31 790 руб
Мотоблок Huter МК-7000 – это легкий мотоблок весом 72 кг, предназначенный для обработки небольших земельных участков. Он способен обработать за один проход ширину до 100 см с глубиной погружения фрез до 30 см. При этом культивация осуществляется набором фрез, количество которых в зависимости от вида почвы может меняться от 4 до 6.
Мотоблок оснащается двигателем Huter OHV мощностью 7 л.с. и комбинированной трансмиссией, в состав которой входит ременной редуктор с цепным приводом. Разборный корпус редуктора выполнен из алюминия. Трансмиссия обеспечивает работу на трех скоростях (2 вперед и 1 назад).
Сзади мотоблока предусмотрено место для установки универсальной регулируемой сцепки, при помощи которой можно оснастить мотоблок различным навесным оборудованием.
ВАЖНО! Спереди на мотоблок можно установить «Лопату-отвал», при помощи которой можно сгребать снег, ровнять кучи земли, сгребать мусор и пр.
Лучшие мотоблоки среднего класса цена-качество
Средние мотоблоки мощнее и тяжелее легких. Среди них, кроме бензиновых, встречаются и дизельные модели, которые хоть и дороже, но выгоднее по расходу топлива. Моторная передача у них, как правило прямая, что позволяет подключать активное навесное оборудование на ВОМ.
Мотоблок Caiman VARIO 70C
Средняя цена: 60 990 руб
Французский мотоблок Caiman VARIO 70C среднего класса (74 кг) по своим функциональным возможностям не уступает профессиональным агрегатам. Он способен работать в условиях сильной запыленности и предназначен для работы на целинных земельных участках, площадь которых не превышает 30 соток. Для этого его оснащают надежным двигателем Caiman Green Engine 212CC, цепным разборным редуктором и функцией реверса. Цепной привод дает возможность добиться максимальной производительности.
Особенность мотоблока – наличие запатентованной трансмиссии VARIO Automat c шестернями, изготовленными из закаленной высоколегированной стали и установленными на подшипниках. Эта трансмиссия позволяет вариативно изменять скорость вне зависимости от нагрузки при движении:
Скорость движения при этом регулируется в линейной последовательности, поскольку реверс расположен между первой и второй передачей и доступен в любой момент времени.
Мотоблок способен работать с широким спектром дополнительного оборудования, хотя для этого понадобиться приобрести:
Для эффективной работы заднего навесного оборудования рекомендуется вместо колес использовать грунтозацепы.
Мотоблок Нева МБ2-B&S (CR950) 6.5 л.с.
Средняя цена: 49 850 руб
Мотоблоки типа «Нева МБ-2» выпускаются уже более 30 лет. За это время они вполне доказали свою надежность и эффективность при выполнении сельскохозяйственных работ. Модель «Нева МБ2-B&S (CR950) – одна из последних модернизаций этого популярного мотоблока.
Среди его особенностей:
Особенность мотоблока – раздельная регулировка рукояток руля. Это позволяет избежать крена в тех случаях, когда мотоблок движется одним колесом по невспаханной земле, а другим – по борозде.
PATRIOT Урал (440 10 7580) 7.8 л.с.
Средняя цена: 43 990 руб
PATRIOT УРАЛ – многофункциональный мотоблок среднего класса, оснащенный четырехтактным двигателем Patriot P175FC мощностью 7,8 л.с. Предназначен он для работы на приусадебных и садовых участках площадью до 1 га. За один проход возможно захватить участок земли шириной 90 см, при глубине вспашки от 16 до 32 см.
Повышенная мощность двигателя, надежный цепной редуктор, смонтированный в цельнолитом чугунном корпусе и большое количество скоростей (4 вперед, 2 назад) делают мотоблок достаточно маневренным и высокопроизводительным.
Усиленная рама и изначально установленный трехручейковый шкив позволяют мотоблоку работать с активным навесным оборудованием (косилка, снегоуборщик и пр.).
Мотоблок ЗУБР МТУ-450 7 л.с.
Средняя цена: 51 740 руб
Усиленный мотоблок «ЗУБР МТУ-450», весом 93 кг, оснащенный двигателем Steher мощностью 7 л.с. предназначен для рыхления и культивации почвы на приусадебном участке. Шестеренчато-цепной редуктор с закаленной шестигранной осью, собранный в алюминиевом корпусе, имеет 6 скоростей вперед и 2 назад.
Мотоблок обеспечивает ширину вспашки от 60 до 85 см при глубине 35 см, а применяя дополнительное навесное оборудование можно значительно расширить его функциональные возможности. Активное навесное оборудование подключается к редуктору через дополнительный шкив.
Управлять мотоблоком несложно, так как высоту руля можно легко подогнать под рост оператора, а управление дроссельной заслонкой расположено под рукой. Кроме того на корпусе мотоблока установлен щиток, защищающий оператора от попадания земли.
Лучшие тяжелые мотоблоки
Тяжелые мотоблоки – это сельскохозяйственные машины, способные вспахать целину или убрать снег на участках площадью до 5 га. Кроме того, к таким мотоблокам можно подсоединить сиденье-адаптер и работать на них сидя.
Мотоблок Daewoo Power Products DATM 80110 8 л.с.
Средняя цена: 47 990 руб
Тяжелый (94 кг) мотоблок Daewoo DATM 80110 представляет собой многофункциональный высокопроизводительный агрегат, предназначенный для вспашки огорода с любым типом почвы. Причем 8 саблевидных кованых фрез легко справятся не только с тяжелыми и глинистыми грунтами, но с целинными землями. Это делает мотоблок незаменимым при работе на полях фермерских хозяйств. К нему также можно присоединять любое навесное оборудование, позволяющее использовать мотоблок круглый год.
Модель обладает лучшими в своем классе эксплуатационными характеристиками, позволяя обрабатывать за один проход участок шириной до 110 см на глубину до 30 см.
Специально для мотоблоков компания Daewoo разработала оригинальные двигатели (серия 225), для которых характерны:
На модель Daewoo DATM 80110 устанавливается надежный бензиновый мотор мощностью 8 л.с., позволяющий эксплуатировать мотоблок в тяжелых условиях.
Шестеренчатый редуктор в чугунном корпусе передает крутящий момент на колеса или фрезы практически без потерь мощности. Коробка переключения передач (2 скорости вперед, 1 назад), интегрированная в трансмиссию, позволяет оператору выбирать интенсивность работы.
ВАЖНО! Компания Daewoo при изготовлении корпусных деталей использует процесс химической гальванизации и их последующее окрашивание молотковой эмалью с запеканием при температуре 80°С. Это дает возможность компании предоставлять десятилетнюю гарантию от сквозной коррозии на металлический корпус.
Запатентованная конструкция панели управления, которая регулируется в 2-х плоскостях (по высоте и горизонтали), считается самой удобной в своем классе. Кроме того, рукоятка включения дополнительно имеет защиту от произвольного включения, что соответствует Европейскому стандарту безопасности.
Мотоблок Huter MK-8000 8 л.с. Big Foot
Средняя цена: 45 090 руб
Обновленная в 2020 году модель мотоблока Huter MK-8000 – это тяжелый агрегат весом 130 кг, оснащенный бензиновым четырехтактным двигателем высокой мощности Lifan 170F (8 л.с.). Ключевые элементы двигателя, оказывающие влияние на его работоспособность, защищены автоматической функцией, выключающей двигатель при критически низком уровне масла.
Мотоблок легко справляется с обработкой средних и больших земельных участков, что делает его незаменимым для деревни. Его эффективную работу обеспечивает надежная трансмиссия, в состав которой входят дисковое сцепление и шестеренчатый редуктор. При этом оператор имеет возможность выбрать не только скоростной режим работы, но и тип скорости (2 передачи вперед и 1 назад).
Основное назначение мотоблока – садовые работы, культивация и рыхление почвы любого типа. При установке навесного оборудования его можно использовать и для других хозяйственных работ.
Мотоблок оборудован автоматическим регулятором частоты вращения, что делает работу оператора более эффективной.
Кроме того мотоблок оснащен функцией, позволяющей оператору регулировать глубину и ширину захвата почвы на участке. При этом максимальная ширина захвата составляет 100 см при глубине обработки 30 см.
Для удобства транспортировки мотоблок легко разбирается, благодаря чему его можно перевозить в багажнике легкового автомобиля.
Мотоблок CHAMPION BC1193 9 л.с.
Средняя цена: 58 800 руб
Бензиновый мотоблок CHAMPION BC1193 – тяжелый (132 кг) мотоблок, обладающий повышенной мощностью. Он оснащен многодисковым (металлокерамические диски) сцеплением, усиленным шестеренчатым редуктором и трехскоростной (2 скорости вперед, 1 назад) коробкой передач. Все это в комплексе обеспечивает высокий КПД передачи крутящего момента на фрезы или колеса.
Эксплуатационные параметры мотоблока позволяют обрабатывать земельные участки площадью до 3 га. При этом ширина захвата за один проход составляет 1100 см при глубине обработки почвы от 15 до 30 см.
Мотоблок способен работать с широким спектром прицепного и навесного оборудования. При необходимости может перевезти груз весом до 700 кг со скоростью до 10 км\час.
Интересно! Топовой моделью в линейке мотоблоков компании CHAMPION является дизельная модификация CHAMPION BC1193Е весом 177кг. Мощность дизельного двигателя составляет 9,5 л.с. При всех прочих равных технических характеристиках этот мотоблок экономнее в эксплуатации, однако запустить дизельный двигатель в холодное время года не так просто, как бензиновый.