резьба по камню история возникновения
Глиптика, или резьба по драгоценным камням – самое древнее из искусств
Художественная резьба по камню – одно из древнейших искусств. Старейшие образцы датируются восьмым веком до нашей эры. Уже тогда люди умудрялись создать великолепные шедевры, имея в распоряжении только примитивные орудия труда.
Сегодня, с развитием технологий, глиптика вышла на новый уровень. Современное оборудование позволяет создавать вещи неописуемой красоты. На крупных предприятиях процесс автоматизирован: ювелирную гравировку наносит станок.
Некоторые мастера предпочитают заниматься резьбой по старинке: с долгой и кропотливой ручной работой, в которую вложена частичка души
История глиптики: от прошлой эры до наших дней
Искусство резьбы по камню зародилось практически одновременно в двух цивилизациях: Вавилоне и Древней Греции. Там процветание отрасли было отмечено уже в V веке до н. э. Отдельные экземпляры, найденные на Средиземноморских островах, были сделаны еще раньше – примерно в 800-м году до н. э. Изначально резьба применялась только в архитектуре. Ею украшали стены храмов и богатых домов.
Египтяне, приобщившиеся к искусству двумя столетиями позднее, привнесли в него новшество – камеи. Чаще всего скульптурки делались из сардоникса. Многослойная структура камня позволяла создавать на его поверхности необычную трехмерную графику. Там, где сардоникса не было, резьба выполнялась на других прочных минералах.
Многие произведения глиптического искусства сохранились в превосходном состоянии, несмотря на многовековой возраст
Чуть позже эстафету подхватили и в Древнем Риме. Здесь камнеобрабатывающее мастерство было в большом почете. Древнеримские ювелиры создали немало уникальных шедевров. Но расцветом искусства считается другой период – эпоха Возрождения, наиболее ценным достоянием которой считаются работы:
Камеи мастеров Ренессанса прекрасно сохранились. Сегодня они выставлены в экспозициях американских и европейских музеев.
Отдельного внимания заслуживают труды учеников ювелирной школы Идар-Оберштейна. В позапрошлом веке здесь располагался крупнейший в Европе обучающий центр по работе с драгоценными и полудрагоценными минералами. Немецкий город расположен в горной местности и славится разнообразием добываемых пород.
Сегодня школы там уже нет, но город по-прежнему считается «геммологическим раем». Здесь расположен крупный базар, на котором продаются обработанные и необработанные самоцветы разной ценовой категории. Ассортимент впечатляющий.
Кстати, в городке Идар-Оберштейн родился голливудский актер Брюс Уиллис
Вернемся к ювелирной школе XIX века. Среди ее выпускников есть много знаменитых резчиков того времени. Самый известный – Вильгельм Лацер, создавший легендарную камею «Венера», укомплектованную свадебными драгоценностями. Экспонат хранится в музее Идар-Оберштейна.
Разновидности художественной резьбы на самоцветах
Существует несколько видов и способов работы над драгоценными минералами. Собирательное название для всей отрасли – глиптика. Этот термин включает все фигуры и скульптуры из камня и имеющие на поверхности высеченное изображение или орнамент. Коллекцию таких предметов искусства называют глиптотекой.
Сырьем для обработки традиционно служат геммы. Это цветные камни с узорчатой структурой
Обработанные геммы делятся на такие категории:
Вторая разновидность чаще всего представляла собой персональные печатки. В древние времена они широко использовались, так как были единственным эффективным атрибутом для сохранения конфиденциальности. С помощью инталий запечатывали важные письма, документы, ларцы, шкатулки и даже входные двери жилища.
У камей назначение более разнообразное. Эта категория разделяется на два подвида изделий:
В редких случаях инталии тоже служили предметом декоративного искусства. На одной из них высечен портрет немецкого писателя Иогана Гете. Автор этого произведения – художник Хэккер.
Увидев готовую инталию, Гете настолько восхитился, что сам увлекся красивыми самоцветами и стал их коллекционировать
В отдельную категорию выделяют твердородную резьбу. Она отличается от обычной тем, что осуществляется только на самых твердых минералах: нефрите, горном хрустале, сердолике, ониксе, яшме, агате и др. Изделия получаются долговечными, но такая обработка сложнее и требует больше времени. Хрупкие материалы вроде мрамора, янтаря, селенита, гипса и кораллов для твердородной резьбы не подходят. С мягким сырьем обычно занимаются любители-новички, поскольку его обработка не требует высокой степени профессионализма. Следующей ступенью освоедния резьбы является резьба на среднетвердых минералах, например, резьба на опале.
Технология искусства резьбы на драгоценных камнях
В древности резьба на самоцветах была длительным и кропотливым трудом. По цитате одного из мастеров средневековья, на изготовление крупной камеи хорошего качества времени уходило «как на постройку собора».
Увеличительного стекла у древних ювелиров не было. Над «прорисовкой» мелких деталей они работали практически вслепую
Тем не менее, многие образцы античной эпохи отличаются ясной композицией, правильными пропорциями и высокой точностью каждого элемента.
Мастерам-современникам работать проще. В их распоряжении есть электропилы, ножовки для прорезки металла, ювелирные лобзики, абразивные головки и прочее функциональное оборудование. Во многих городах практикуются мастер-классы по высечению рельефных рисунков на цветных камнях.
Художественная резьба также широко используется в промышленности для создания оригинальных ювелирных изделий с узорами, надписями и картинками на поверхности.
Резьба по камню: из чего и как создаются удивительные изделия
Приветствуем, друзья! Тяга к прекрасному у человека заложена от природы. Нам мало окружить себя комфортными и функциональными вещами, мы стремимся к эстетическому наслаждению и это стремление делает нас людьми. Является ли резьба по камню в вашем понимании тем самым прекрасным, к которому хочется быть как можно ближе? Знаем точно, что как один из старейших видов искусства, это занятие не оставит равнодушными.
Резьба по камню: как все начиналось?
О том, что с камнем можно проводить интересные манипуляции, человеку стало известно много тысяч лет назад. Люди старались использовать камни в обиходе, придавая им удобную форму. Так возникли первые орудие труда, приспособления для охоты и даже украшения. Со временем резьба по камню стала разнообразней, люди научились использовать навыки по работе с камнем для улучшения повседневной жизни, как с практической, так и с эстетической стороны.
Интересен тот факт, что в резьбе по камню как ремесле, каждый может найти для себя, реализовать творческий потенциал и неплохо заработать своими руками. У кого-то получаются изысканные статуи для интерьерного дизайна, а кто-то преуспевает в огранке драгоценных камней.
Этапы резьбы
Любой резчик по камню знает, что проект начинается с эскиза и резьба не исключение. Эскиз появляется на бумаге, затем перевоплощается в небольшую модель из глины или пластилина для оценки соблюдения пропорций. Если вы только пробуете себя в новом деле, начните с абстрактных форм, не уделяя внимания деталям. Мелкие элементы — это сложно и получаться они начнут лишь со временем.
Работу с камнем начинают с придания ему нужной формы. Используя молоток, инструментом работают по направлению от центра к краю для снижения вероятности появления случайных сколов. Очень важно не забывать работать параллельно образующимся трещинам. Последние штрихи легко наносятся напильником, шлифование выполняется обычной наждачной бумагой. Неровности фигуры и асимметрию легко исправить дополнительными инструментами, срезая и подравнивая. Из камня можно вырезать как простые поделки, так и настоящие произведения искусства — все зависит от мастерства, терпения, усидчивости и творческого видения.
Вариация резьбы: работа с кирпичом
Интересный вариант обработки камня — отделка кирпича. Для работ подходит напильник любого размера и формы. Особенно эффектно получается, если работать с инструментом с алмазным напылением. Ему поддаются любые поверхности камней, а результат превосходит ожидания даже у начинающих мастеров. Работать с алмазным инструментом несложно и быстро. Обработка кирпича бывает нескольких видов:
Все это простые виды отделки камня для незамысловатых поделок и дизайнов. Но есть и другая сторона медали — художественная резьба. Это уже искусство.
Художественная резьба и виды
С минимальными опытом и навыками добиться создания художественных шедевров из камня непросто. Резьба по камню — мастерство, оттачиваемое годами. Опытные мастера способны вдохнуть жизнь в огромную глыбу, придать ей сходство с человеком, животным, вырезать из нее целый сюжет с несколькими действующими лицами.
В России пользуется популярностью борнуковская резьба. Это один из самобытных и уникальных способов обработки камня, не имеющий аналогов. Его отличает анималистический стиль и объемность фигур. Чаще за основу берут природный алебастр, голубой или розовый ангидрид, монокристаллический гладкий гипс.
Для остальных видов резьбы по камню часто выбирают как мягкие, податливые породы, так и твердые.
Мало знать, как называются камни, подходящие для резьбы. Важно понимать, какие тонкости использования каждого из них. Например, стеатит, представленный обычно в серых, черных и зеленых цветах не требует специальной подготовки и подастся обработке с минимальным набором инструментов. В то же время, его суперэластичость — серьезный недостаток для создания небольших фигурок с обилием мелких деталей.
Известняк для работы нужно выбирать только тот, что поддается шлифовке, а строительный гипс — лучший вариант для отработки навыков с минимальным набором инструментов, доступный по цене и приятный в использовании.
Из сложных для работы материалов, подходящих для опытных скульпторов, выделяют мрамор и гранит. Эти породы подходят для реализации масштабных задач, требуют определенного опыта, мастерства, терпения и инструментов. Над одним проектом мастера трудятся годами, работая только над отдельными деталями беспрерывно на протяжении 4-5 дней.
Какие инструменты понадобятся
Как только получится выбрать подходящий материал для работы, стоит перейти к вопросу о наборе инструментов. Если вы начинающий мастер и пока не знаете с чего начать, советуем сформировать универсальный комплект, в который будут входить:
Кроме того понадобятся шаблоны, трафареты и правильное освещение, если работы проводятся в помещении.
Резьба по мрамору — где используется
Мрамор для скульптора, как полотно для художника. Это самый желанный и обожаемый камень. Его используют для создания художественных шедевров, активно применяют в архитектуре. Уникальность мрамора в его природной грации, красоте и прочности, с годами лишь усиливающимися.
Мраморные изваяния не просто долговечны, они бессмертны. Важно, что технические характеристики породы не ограничивают возможностей ее обработки разными методами. Мраморные плиты шлифуют, накаливают, кристаллизуют и полируют. При желании породу искусственно старят и конечно же, популярна резьба по мрамору.
Мраморные изделия с изящной резьбой привносят в атмосферу грации и королевской роскоши. Чего только стоят мраморные солидные и прочные ступени, балюстрады или массивный резной камин. Отдельная история — мраморные скульптуры. Иметь такую в собственном саду — роскошь и счастье. Изящные фигурки животных, героев сказок и мифов, античные девы и эльфы станут яркими акцентами в оформлении ландшафтного дизайна.
Активно пользуются техникой резьбы по камню и мастера прикладного искусства. Камнерезы используют нефрит и яшму, горный хрусталь и кораллы, аметист и бирюзу, а также другие яркие, отличные по свойствам камни для создания миниатюрных шедевров, таких как раковина с художественной резьбой, например, цветных фигурок птиц и животных.
Если вы только начинаете осваивать мастерство резьбы по камню, уже имеете какой-либо опыт и даже фото готовых работ — поделитесь постом с друзьями в соцсетях для обсуждения!
Художественная резьба по камню.
Люблю людей, влюбленных в камни!
Шлифуя мраморный излом,
Они беседуют с веками,
Как с земляками за столом.
И обнаруживают в яшме
Нерукотворные цветы
И величавые пейзажи
Неповторимой красоты.
Морские волны малахита
Для них ведут с ветрами спор,
Им дарит небо лазурита
Дыханье мира и простор.
В советское время художественной обработкой камня занимаются во многих районах России: в Свердловской, Пермской, Горьковской областях, в Алтайском, Красноярском и Краснодарском краях. В небольшом количестве художественные камнерезные изделия выпускают в Архангельской и Челябинской областях.
Уральская резьба по камню.
Уральские горы
По каменным плитам
Ведут за собой нас
В страну малахита.
В страну, где не счесть
Драгоценных камней,
В страну работящих
И добрых людей.
Уральская резьба по камню — один из традиционных русских народных промыслов, зародившийся на Урале в XVII веке и процветает до сих пор. Резьбой по камню занимаются по всему Уралу, особенно широко промысел развит на Среднем Урале, основные центры камнерезного искусства — города Екатеринбург, Нижний Тагил, Челябинск, Пермь, Магнитогорск, Новоуральск, Кунгур, Берёзовский, Верхняя Пышма, Алапаевск, Верхняя Салда, Чусовой, Лысьва, Асбест, Верхний Уфалей, Заречный, а также камнерезными изделиями славится село Мурзинка. Помимо этого, в силу популярности изделий, почти в каждом городе Урала существует хотя бы одна поделочная мастерская, где работают мастера-камнерезы.
На Урале художественная резьба по камню зародилась в XVIII веке как сопутствующее металлообработке ремесло, а уже к концу века по всему Уралу работало множество частных мастерских. Сырьём для камнерезов были местные камни (яшма, малахит, агат, кварц, сердолик, родонит, мрамор и другие), которые находили местные жители во время разведки новых месторождений руды. В 1726 году на Урале были основаны первые мастерские по обработке камня. В 1765 году в Екатеринбурге на базе местных мастерских создана «Екатеринбургская гранильная фабрика». Фабрика одновременно являлась центром камнерезного дела, промышленным комплексом по добыче и обработке цветного камня и профессиональным училищем для многих поколений мастеров. В XVIII — первой половине XIX вв. на фабрике были освоены практически все способы обработки камня. Здесь делали художественные надгробья, интерьерные вазы, столешницы, камины, пирамиды и торшеры, геммы («аттики»), а также мелкая декоративная пластика и предметы быта: чарки, подносы, пуговицы, рукоятки кортиков, табакерки, флакончики, настольные печатки, чернильницы и прочее.
К XIX веку сложился определённый стиль Уральской резьбы по камню. В конце XIX—XX вв. и XXI веке одним из самых популярных сюжетов становятся Уральские народные сказы П. П. Бажова. По его сюжетам изготавливаются изделия из малахита с использованием металлов (чаще всего позолоченной бронзы) и россыпи различных полудрагоценных камней-самоцветов. Самые популярные из них — Хозяйка Медной горы, Данила-мастер за работой, а также так называемые каменные горы, которые чаще делались с башенкой на вершине, имитируя Лисью гору в Нижнем Тагиле, или гору Благодать в Кушве, или скалу с ротондой в селе Курьи и прочие известные горы и скалы Среднего Урала. Особой популярностью пользуются малахитовые шкатулки как из произведения «Хозяйка медной горы». В 1970-х годах также начали изготавливать близкие народному искусству изделия бытового назначения, которые приобретают черты мини-скульптуры. К примеру пепельницы в виде пеньков с растущими около них грибами и папоротником.
Традиции изготовления накладной мозаики с рельефным натюрмортом сохранялись на протяжении всего XX столетия. Произведения XX века приобретают авторскую индивидуальность: в отличие от мастеров прошлых веков, мастер был свободен в выборе материала и метода его обработки. Композиции становятся более лаконичнее: как правило используется один вид растительности, исключены и трудоёмкие операции, кроме того детали чаще стали вырезаться из целого камня. Такой вид мозаики получил наибольшую популярность среди камнерезов Нижнего Тагила, в частности в мастерской камнереза В. М. Васильева.
Книги об искусстве резьбы по камню:
Прекрасное – своими руками/ Сост. С.С. Газарян; цв. фото Н.Зимина. – Москва : Детская литература, 1979. – 158 с., ил. (Серия «Знай и умей»).
В книге рассказывается о возникновении и развитии народных художественных ремесел в нашей стране, в том числе и искусстве резьбы по камню. В каждом очерке дана краткая технология работы.
Статья знакомит читателей с историей возникновения одного из самых старинных народных художественных промыслов – резьба по камню. Рассматриваются камнерезное искусство Урала, Алтайского края, Архангельского и др.
Художественная обработка камня // Уткин, П.И, Королева Н.С.Народные художественные промыслы. – Москва : Высшая школа, 1992. – С. 63-72.
Статья знакомит с искусством народного художественного промысла резьбы по камню.
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Резьба по драгоценным камням: самое древнее из искусств
Искусство резьбы известно с древних времен, когда оно применялось для украшения дворцов в древних городах Ассирии и Египта, отмечает портал. Оно использовалось для скульптур, храмов и саркофагов, но не в виде переносных предметов творчества.
Статья написана на основании исследования Егуды Кассифа, хранителя Музея алмазов Рамат Ган.
Небольшие резные драгоценные камни стали произведениями искусства, которые можно было легко носить, перевозить и выставлять напоказ. Они были известны как камеи. В настоящее время резьба по драгоценным камням широко распространена в Европе и на Дальнем Востоке, где в качестве основного материала используется жадеит.
Резьба по драгоценным камням является видом искусства, история которого насчитывает тысячелетия. Оно дало жизнь маленьким статуэткам, бусам и предметам украшений, сделанных из дорогих материалов – драгоценных и полудрагоценных камней. Эти небольшие произведения искусства, часто изображающие исторических личностей или исторические события, использовались вместо картин или гравюр. Сегодня картины и фотографии выполняют ту же задачу.
Происхождение термина «камея»
Слово «cameo» («cameos» во множественном числе)» неопределенного происхождения. Бытует мнение, что слова «camaieu» или «camaheu», появившиеся во Франции в 13-м веке, имеют греческие корни и пришли с крестоносцами, возвращавшимися с Востока.
Техники выполнения резьбы
Инталия (intaglio), происходящая от латинского слова «tagliare» – «резать» – это тоже камея, но выполненная другим способом. Обычно для инталии используется прозрачный или полупрозрачный камень. Поверхности резьбы гладкие, а фигуры, кажется, отражаются в камне. Для достижения такого эффекта резьба выполняется с тыльной стороны камня, вырезается сама фигурка, а не фон, как в камее. Такую камею можно смотреть из двух положений, и тогда с гладкой стороны видна фигурка, «плавающая» в камне. Иногда применяется краска для подкрашивания изображения.
Многовековая история резьбы по камню
В третьем веке до н.э. египетские художники оказали свое влияние на искусство резьбы. Они изобрели новые способы резьбы: фигурка и ее детали выступали, а фон вырезался. В это время и были созданы первые крупные камеи, обычно из индийского сардоникса. Резчики особенно любили этот камень за его яркие слои, позволяющие делать многослойные изображения. Этот период дал нам камею царя Птолемея II, служащую поворотной вехой в искусстве резьбы. Изображения на резных драгоценных камнях этого периода представляли собой сочетание египетских мотивов с эллинистической художественной направленностью, а позднее – с элементами римского искусства.
Искусство камеи и инталии пережило бурный расцвет в эпоху итальянского Возрождения, когда выдающиеся произведения этого древнегреческого и древнеримского искусства считались идеалом красоты. Это направление вдохновляло скульпторов, художников и резчиков выражать свое искусство такими способами, которые были известны в античные периоды. В 15 веке и в начале 16 века камеи создавались такими известными художниками, как Маттео Дель-Нассро (1515-1547), Валерио Беллелли (1468-1546), Джованни де Бернарди (1494-1553) и Джованни делле Карниоле.
Камеи, созданные этими и другими художниками того времени, являются художественными ценностями; все они признаны вершиной искусства резьбы по драгоценным камням. Кульминационной точкой этого периода стала работа Анибела Фонтанта (1540-1587) и камеи из мастерских братьев Серракио, а также семьи Оттавио Мизрони (Ottavio Mizroni) из Милана, чьи произведения искусства и камеи можно увидеть в настоящее время в крупных музеях в Европе и США.
Кроме камей, резчики эпохи итальянского Возрождения также изготавливали предметы домашнего обихода из драгоценных камней. Кубки и чаши выполнялись из таких камней, как кварц, аметист и лазурит. Эти изделия производили впечатление на знать, и она могла их себе позволить, как, например, Медичи. В коллекции Медичи находится знаменитая «флорентийская тарелка».
В 18 веке разновидностью искусства резьбы стала резьба семейных гербов и геральдических знаков. Имена семейств, дстигших совершенства в этом деле, дошли именно из этого периода: семья Фитчлер и такие художники, как Наттер Хэккер и Мерчэнд. Интересно отметить, что известный поет Иоган Вольфанг фон Гете, изображение которого было вырезано как инталия Хэккером, сам стал коллекционером камей.
Школа Идар-Оберштейна
На искусство резьбы по драгоценным камням в Идар-Оберштейне в значительной мере оказал влияние растущий интерес к художественным творениям и резьбе по камню. Интерес к резьбе по камню постоянно возрастал в разных частях света – в Европе, США и начиная с 1975 года в Японии. Резчики по драгоценным камням приглашались на международные выставки и принимали в них участие.
Современная резьба на камне отражает дух современности и придает значение трехмерным скульптурам, барельефам, реалистическому изображению человеческих фигур, переменам в монохромных изображениях и разработке фамильных гербов, а также резьбе рельефа и способам штриховки. Студентов, обучающихся резьбе по драгоценным камням, просят вырезать чаши из горного кварца, багеты и выполнить резьбу на других драгоценных камнях. Резчики по камню, прошедшие обучение на различных курсах, развивают свои способности и вырабатывают свой стиль.
Быстрое развитие технических инструментов, наблюдавшееся в 1980-х годах и угрожавшее вызвать перепроизводство продукции и ее удешевление, не представляло угрозы для коллекционеров изделий, выполненных в технике резьбы на драгоценных камнях. Наоборот, развитие этих технологий стало дополнительным стимулом, вдохновляющим художников из Идар-Оберштейна создавать новые произведения искусства. Ценность новых оригинальных работ сохранялась, а иногда даже возрастала. Иногда «промышленное» изделие привносило новый современный дизайн. Профессиональные конкурсы и различные призы, включая призы, присуждаемые на международном уровне, отмечали совершенство и высокое качество, которому резчики придают большое значение.